Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Саратовской области

Архив (обновление)

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОТДЕЛА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА И ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРОКУРАТУРЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОКУРОРСКИХ ПРОВЕРОК ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

(по состоянию на 14 августа 2006 года)

<<< Назад


                    ПРОКУРАТУРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

           ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОКУРОРСКИХ ПРОВЕРОК
               ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОБРАЩЕНИИ
                 С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

       На территории  Российской  Федерации  накоплено  и  продолжает
   накапливаться   огромное   количество   отходов   производства   и
   потребления,   среди   которых   значительную   долю    составляют
   экологически   опасные  токсичные  промышленные  отходы.  Согласно
   Государственному докладу "О состоянии окружающей  природной  среды
   Российской Федерации в 1998 году" общий объем отходов всех классов
   опасности  составил   1705,7   млн.т.   Загрязнение   приводит   к
   значительным потерям природных ресурсов, возникновению необратимых
   процессов  в  окружающей  среде  и  представляет  реальную  угрозу
   здоровью населения.
       Наиболее распространенными   нарушениями   в   этой    области
   являются:  размещение  промышленных  и  бытовых  отходов  в местах
   неорганизованного  складирования   (несанкционированные   свалки),
   создание  полигонов  отходов  при отсутствии проекта строительства
   или без положительного  заключения  государственной  экологической
   экспертизы  проекта  строительства  полигона  отходов,  размещение
   полигонов  отходов  в  водоохранных  зонах,  а  также  на  других,
   запрещенных к захоронению участках земной поверхности и акваториях
   водных объектов,  ввоз на  полигоны  отходов  класса  опасности  и
   объемов,   не   соответствующих   проектной  документации  на  эти
   полигоны,  эксплуатация  полигонов  отходов  без  соответствующего
   обустройства, установленного санитарными и строительными нормами и
   правилами.  К  традиционным  видам  правонарушений  в  этой  сфере
   добавился незаконный ввоз и последующее захоронение радиоактивных,
   химических и иных вредных отходов других государств.
       Материалы проверок     свидетельствуют,     что     специально
   уполномоченные  органы   государственного   контроля   и   надзора
   выполняют  свои  обязанности не в полной мере.  Нередко виновные в
   загрязнении   окружающей    среды    отходами    производства    к
   ответственности не привлекаются, а вопросы возмещения причиненного
   вреда не ставятся.
       Кроме того,  недостаточно эффективен контроль органов местного
   самоуправления  за  обращением  с  твердыми  бытовыми  отходами  и
   санитарной очисткой территории.
       При подготовке к прокурорской  проверке  необходимо  учитывать
   полномочия  государственного  органа  и иных организаций,  которые
   планируется   проверить   по   вопросам   обращения   с   отходами
   производства   и   потребления,   а   также  характер  поступившей
   информации о  нарушениях  природоохранительного  законодательства.
   Подготовка к проверке включает в себя:
       - изучение   нормативных    правовых    актов,    регулирующих
   деятельность организации, которую предстоит проверять;
       - подбор  и  изучение  законов  и  иных   нормативных   актов,
   регулирующих    деятельность    по    обеспечению    экологической
   безопасности при обращении с отходами;
       - изучение  приказов  и иных руководящих указаний Генерального
   прокурора РФ,  методических пособий и рекомендаций,  относящихся к
   предмету проверки;
       - подбор специалистов, привлекаемых к проверке, и формулировка
   вопросов, на которые они должны дать ответ;
       - ознакомление  с  материалами  ранее   проведенных   проверок
   исполнения  природоохранительного  законодательства  по сигналам о
   загрязнении окружающей среды отходами производства и потребления.
       Органы государственной  власти  РФ  в  рамках своих полномочий
   организуют и осуществляют государственный  контроль  и  надзор  за
   деятельностью  в  области  обращения  с отходами,  разрабатывают и
   реализуют   соответствующие   региональные   целевые    программы,
   обеспечивают население  информацией  и  др.  (ст.  6  Федерального
   закона "Об отходах производства  и  потребления"  и  ст.ст.  8,  9
   Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды").
       Прокурор в ходе  проверок  в  органах  государственной  власти
   субъектов РФ должен выяснить следующие вопросы:
       - соответствует  ли  требованиям   действующего   федерального
   законодательства принятые     нормативно    -    правовые    акты,
   регламентирующие деятельность в области обращения с отходами;
       - разработана  ли  и  утверждена региональная программа в этой
   области,  какое участие субъект Федерации принимает  в  реализации
   соответствующих федеральных программ, каковы объемы финансирования
   этих программ субъектом РФ, в том числе из экологических фондов;
       - как  организован  и  осуществляется  контроль  и  надзор  за
   деятельностью  в  области  обращения  с  отходами,  в  том  числе,
   проводится   ли   государственная   экологическая   экспертиза  по
   договорам,  предусматривающим использование отходов производства и
   находящимся в введении субъекта РФ, и др.;
       - каково участие в ведении государственного кадастра отходов;
       - соблюдены  ли  требования  законодательства при установлении
   дифференцированных ставок платы за размещение отходов (ст.ст.  23,
   24 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
       Руководствуясь ст.6 Федерального закона от 28 августа 1995  г.
   N  154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской
   Федерации",  ст.ст.  8,  13  Федерального   закона   "Об   отходах
   производства   и  потребления",  ст. 6  Закона  РСФСР  "Об  охране
   окружающей природной среды",  в  органах  местного  самоуправления
   прокурорам необходимо выяснить следующее:
       - приняты   ли   правовые   акты,   регламентирующие   порядок
   складирования и утилизации промышленных и бытовых отходов;
       - какие меры принимаются по организации деятельности в области
   безопасного  обращения  с отходами на подведомственных территориях
   (наличие информации о количестве свалок, учет поступающих отходов,
   мероприятия по очистке территории от несанкционированных свалок);
       - как  организован  контроль  за  деятельностью  муниципальных
   предприятий  жилищно  - коммунального хозяйства в области сброса и
   вывоза отходов;
       - соблюдаются ли положения природоохранительного и санитарного
   законодательства при предоставлении  земель  под  места  хранения,
   складирования, захоронения отходов.
       При необходимости  в  органах  местного  самоуправления  могут
   выясняться  и  другие  вопросы  по  регламентации  деятельности  в
   области обращения с отходами.
       Проверки исполнения  законодательства  в  области  обращения с
   отходами производства и потребления могут осуществляться  во  всех
   специально    уполномоченных    государственных   органах   охраны
   окружающей среды, осуществляющих контроль за состоянием окружающей
   среды (земля,  лес,  недра,  воды,  атмосферный воздух).  Проверки
   исполнения   данного   законодательства   проводятся    также    в
   территориальных   центрах   госсанэпиднадзора,   которые  обладают
   широкими полномочиями по контролю за соблюдением санитарных норм и
   правил,  в т.ч.  на полигонах размещения отходов и других объектах
   хозяйственной и иной деятельности.
       Органом, координирующим данную природоохранную деятельность, в
   настоящее время является Министерство природных ресурсов России  и
   его территориальные органы (комитеты по охране окружающей среды).
       В указанных органах прокурор выясняет следующие вопросы:
       - каковы   основные   направления   деятельности  комитета  по
   обращению   с   отходами    производства    и    потребления    на
   подведомственной территории;
       - проводится  ли  государственная   экологическая   экспертиза
   материалов   по  обоснованию  размещения  отходов  производства  и
   потребления,  проектов строительства объектов размещения отходов и
   др., утверждены ли требования к этим материалам, какой информацией
   располагает   комитет   о   строительстве   таких   объектов   без
   положительного     заключения     государственной    экологической
   экспертизы, каков порядок проведения государственной экологической
   экспертизы  по  проектам  строительства  этих объектов,  всегда ли
   соблюдаются при проведении экспертизы статьи 14 - 18  Федерального
   закона "Об экологической экспертизе";
       - соблюдаются  ли  требования  законодательства   при   выдаче
   лицензий  на  осуществление  деятельности  в  области  обращения с
   отходами,  осуществляется ли контроль за  соблюдением  лицензиатом
   лицензионных  требований  и  условий,  ведется  ли реестр лицензий
   (проверить правильность его ведения и законность выдачи лицензии);
       - какая  плата  взимается  за  выдачу разрешений на размещение
   отходов и соответствует ли она базовым федеральным  нормативам  (с
   учетом ежегодной индексации платы);
       - проводится ли сертификация отходов,  если да,  то  каков  ее
   порядок;
       - проводится ли инвентаризация отходов  и  ведется  ли  реестр
   объектов их размещения,  осуществляется ли контроль за выполнением
   этих работ,  какой информацией  располагает  комитет  об  объектах
   размещения отходов, объемах накопленных в них отходов и нарушениях
   законодательства в области обращения  с  отходами,  каков  порядок
   сбора  сведений об отходах производства и потребления,  какие меры
   принимаются по ведению  банка  данных  об  отходах,  о  технологии
   утилизации отходов и их обезвреживания;
       - проверить   законность   выдачи   хозяйствующим    субъектам
   разрешений   на  размещение  отходов  и  согласований  лимитов  на
   размещение;
       - каков  порядок платы за размещение отходов и выдачу лицензий
   на обращение с отходами;
       - осуществляется  ли  проверка соблюдения проектных решений по
   вывозу промышленных отходов и их утилизации;
       - каков  порядок  проверки  сведений  о  составе,  свойствах и
   количестве  перевозимых  отходов   (какие   документы   проверяют,
   проводится ли лабораторный анализ отходов);
       - проверяются  ли  при  транспортировке  отходов   маркировка,
   упаковка  отходов,  их  соответствие  требованиям  экологической и
   пожарной безопасности,  санитарно -  гигиеническим  требованиям  и
   правилам;
       - осуществляется  ли  регистрация  информации   о   нарушениях
   законодательства  при  размещении,  перемещении,  складировании  и
   захоронении отходов и своевременно  ли  проводятся  проверки  этой
   информации;
       - каков   порядок    контроля    за    размещением    отходов,
   осуществлялось    ли    при    этом   взаимодействие   с   другими
   государственными  органами   контроля   и   надзора,   как   часто
   проводились      проверки     соблюдения     природоохранительного
   законодательства  на  объектах  размещения  отходов  и  каковы  их
   результаты  (устанавливается ли причиненный ущерб,  принимаются ли
   меры  по  его  возмещению,  ведется  ли  контроль  за  исполнением
   выданных  предписаний  и  какова  его результативность,  всегда ли
   выявляются виновные в нарушениях лица,  и привлекаются  ли  они  к
   ответственности, при этом следует проверить законность привлечения
   этих лиц к ответственности);
       - направлялись  ли  материалы  проверок деятельности в области
   обращения с отходами  в  правоохранительные  органы  для  принятия
   процессуального решения.
       В территориальных центрах госсанэпиднадзора следует выяснить:
       - осуществляется ли санитарно - эпидемиологический контроль на
   объектах размещения отходов,  в  т.ч.  имеется  ли  информация  об
   установлении санитарно - защитных зон этих объектов,  о соблюдении
   режима  их  охраны  и  использования,  ведется  ли   контроль   за
   проведением их мониторинга;
       - как часто осуществляются проверки на  объектах,  имеется  ли
   план   проведения  проверок,  какие  меры  принимаются  в  случаях
   нарушения санитарного законодательства, осуществляется ли контроль
   за  исполнением  выданных  предписаний,  законно ли привлекаются к
   ответственности виновные лица,  направлялись ли материалы проверок
   деятельности  в  области обращения с отходами в правоохранительные
   органы.
       Проверки исполнения законодательства об отходах производства и
   потребления   необходимо   проводить   и   в   других   специально
   уполномоченных государственных органах, осуществляющих контроль за
   состоянием  земельных,  водных,  лесных   ресурсов,   атмосферного
   воздуха.   При   этом  перечень  вопросов  должен  соответствовать
   компетенции этих органов.
       В ходе проверок на предприятиях прокурор устанавливает:
       - имеется  ли  лицензия  на  осуществление   деятельности   по
   обращению  с отходами и соответствует ли эта деятельность условиям
   лицензии,   техническая   и   технологическая   документация    об
   использовании  и обезвреживании образующих отходов,  разрешение на
   размещение отходов;
       - соблюдены  ли  требования  закона  о  наличии положительного
   заключения   государственной    экологической    экспертизы    при
   осуществлении    строительства,   реконструкции,   консервации   и
   ликвидации предприятий,  а также предусмотрены ли места (площадки)
   для сбора отходов;
       - утверждены   ли   инструкции   по   технике    безопасности,
   противопожарной    профилактике,    производственной    санитарии,
   согласованы ли они  в  установленном  порядке  с  соответствующими
   государственными органами контроля и надзора;
       - разработаны ли проекты нормативов образования  и  размещения
   отходов;
       - проводится  ли  инвентаризации   отходов   и   объектов   их
   размещения,   а  также  наблюдение,  оценка  и  прогноз  состояния
   окружающей природной среды (мониторинг)  на  территориях  объектов
   размещения отходов;
       - имеют ли лица,  допущенные к обращению с опасными  отходами,
   свидетельства (сертификаты) на право работы с ними;
       - имелись ли факты  хищения  опасных  (токсичных)  отходов,  и
   какие  меры  при наличии этих фактов принимались,  направлялись ли
   соответствующие сообщения в правоохранительные органы;
       - имелись ли случаи аварийных ситуаций и аварий, выявлялись ли
   при этом причины их возникновения,  какие меры принимались  по  их
   предупреждению,   имелись  ли  средства  по  ликвидации  аварийных
   ситуаций и последствий аварий в местах хранения  (складирования  и
   захоронения) отходов.
       Кроме того,  прокурору  следует  изучить  материалы  проверок,
   проведенных  на  предприятии  специально  уполномоченными органами
   государственного контроля и надзора,  и установить,  надлежаще  ли
   исполнены предписания этих органов.
       В транспортных организациях,  осуществляющих перевозку опасных
   промышленных  отходов,  прокурору  необходимо  выяснить  следующие
   вопросы:
       - имеет    ли    транспортная    организация    лицензию    на
   транспортировку   отходов   и   соответствующее   разрешение    из
   госсанэпиднадзора;
       - каков порядок  проверки  сведений  о  составе,  свойствах  и
   количестве   перевозимых  отходов  (какие  документы  проверяются,
   проводится ли лабораторный анализ отходов);
       - проверяются   ли  при  транспортировке  отходов  маркировка,
   упаковка отходов,  их  соответствие  требованиям  экологической  и
   пожарной   безопасности,   санитарно   -  гигиеническим  нормам  и
   правилам;
       - имелись   ли  случаи  нарушения  норм  и  правил  в  области
   обращения   с   отходами   производства    и    потребления    при
   транспортировке   опасных  отходов,  какие  меры  принимались  для
   предупреждения и ликвидации негативных последствий.
       В соответствии    с    характером     выявленных     нарушений
   природоохранительного  и  санитарного  законодательства  в области
   обращения   с   отходами   прокурор,   на   основании   требований
   Федерального   закона   "О   прокуратуре   Российской  Федерации",
   принимает необходимые меры прокурорского реагирования - объявление
   предостережения,   внесение  представления,  принесение  протеста,
   возбуждение административного производства или уголовного дела.
       Перечень нормативных правовых актов:
       - Федеральный  закон  от  24 июня 1998 г.  N 89-ФЗ "Об отходах
   производства и потребления";
       - Закон  РСФСР  от  19  декабря  1991  г.  N 2060-1 "Об охране
   окружающей природной среды";
       - Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ;
       - Федеральный  закон  от  23  ноября  1995  г.  N  174-ФЗ  "Об
   экологической экспертизе";
       - Постановление Совета Министров  -  Правительства  РФ  от  28
   августа 1992 г.  N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и
   ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение
   отходов, другие виды вредного воздействия";
       - Постановление Совета  Министров  -  Правительства  РФ  от  3
   августа  1992  г.  N  545  "Об  утверждении  порядка  разработки и
   утверждения   экологических   нормативов   выбросов   и    сбросов
   загрязняющих   веществ   в  окружающую  природную  среду,  лимитов
   использования природных ресурсов, размещения отходов";
       - Постановление  Совета  Министров  -  Правительства  РФ  от 5
   августа  1992  г.  N  555  "Об  утверждении  Положения  о  порядке
   консервации  деградированных сельскохозяйственных угодий и земель,
   загрязненных токсичными промышленными  отходами  и  радиоактивными
   веществами";
       - Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г.  N  675  "О
   декларации    безопасности    промышленного   объекта   Российской
   Федерации";
       - Постановление  Правительства РФ от 26 февраля 1996 г.  N 168
   "Об  утверждении  Положения  о  лицензировании   отдельных   видов
   деятельности в области охраны окружающей среды";
       - Постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г.  N  766  "О
   государственном  регулировании и контроле трансграничных перевозок
   опасных отходов";
       - Постановление  Правительства  РФ от 2 февраля 1998 г.  N 132
   "Об  утверждении   Положения   о   государственном   контроле   за
   геологическим  изучением,  рациональным  использованием  и охраной
   недр";
       - Постановление  Правительства РФ от 7 декабря 1998 г.  N 1445
   "Об утверждении  Соглашения  об  информационном  сотрудничестве  в
   области экологии и охраны окружающей природной среды";
       - Постановление Правительства РФ от 20 мая 1999 г.  N 556  "Об
   утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с
   опасными отходами";
       - Постановление Правительства РФ от 15 июля 1999 г.  N 822 "Об
   утверждении Положения о лицензировании деятельности по  заготовке,
   переработке и реализации лома цветных и черных металлов";
       - Порядок контроля  и  надзора  за  транспортными  перевозками
   опасных   отходов.   Утвержден   Приказом  Госкомэкологии  России,
   Минздрава России,  Госгортехнадзора России  и  ГТК  России  от  31
   декабря  1998  г.  N 787/396/256/910 (регистрационный N 1805 от 16
   июня 1999 г.);
       - Санитарные  правила  устройства  и  содержания полигонов для
   твердых бытовых отходов, 1983;
       - СанПиН   3183-84.   Порядок   накопления,   транспортировки,
   обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов;
       - СНиП  2.01.28-85.  "Полигоны по обезвреживанию и захоронению
   токсичных   промышленных   отходов.    Основные    положения    по
   проектированию.";
       - Санитарные   правила   проектирования,    строительства    и
   эксплуатации  полигонов захоронения неутилизированных промышленных
   отходов;
       - Порядок  разработки  и  утверждения экологических нормативов
   выбросов и сбросов загрязняющих  веществ  в  окружающую  природную
   среду,   лимитов   использования  природных  ресурсов,  размещения
   отходов. Утверждено Минприроды России 15 сентября 1992 г., N 205;
       - Базовые  нормативы  платы  за  выбросы,  сбросы загрязняющих
   веществ  в  окружающую  природную  среду  и  размещение   отходов.
   Согласованы  с  Минэкономики России и Минфином России.  Утверждены
   приказом Минприроды России от 27 ноября 1992 г.;
       - Временные   правила   охраны  окружающей  среды  от  отходов
   производства и  потребления  в  Российской  Федерации.  Утверждены
   Минприроды России 15 июля 1994 г.;
       - Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов
   для твердых бытовых отходов (СП 2.1.7.722-98).

                                                     Отдел по надзору
                                               за исполнением законов
                                         и законностью правовых актов



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz