САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 28 июля 2006 г. N 8-55
О ПОЛОЖЕНИИ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
В ГОРОДЕ САРАТОВЕ
В соответствии с Уставом города Саратова Саратовская городская
Дума решила:
1. Принять Положение о территориальном общественном
самоуправлении в городе Саратове (прилагается).
2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального
опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на
постоянную комиссию по местному самоуправлению, вопросам
социальной сферы, законности, защите прав населения.
Исполняющий полномочия главы
муниципального образования "Город Саратов"
Г.И.ЗАДКОВ
Приложение
к Решению
Саратовской городской Думы
от 28 июля 2006 г. N 8-55
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНО ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
В ГОРОДЕ САРАТОВЕ
Территориальное общественное самоуправление является одной из
форм участия населения в осуществлении местного самоуправления в
городе Саратове и призвано содействовать реализации прав граждан
на самостоятельное и под свою ответственность осуществление
собственных инициатив в вопросах развития самоуправляемой
территории.
Положение о территориальном общественном самоуправлении
определяет порядок организации и осуществления территориального
общественного самоуправления в городе Саратове.
1. Понятие территориального
общественного самоуправления
Под территориальным общественным самоуправлением понимается
самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории
города для самостоятельного и под свою ответственность
осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
2. Право граждан на организацию
и осуществление территориального
общественного самоуправления
Право на организацию и осуществление территориального
общественного самоуправления имеют граждане Российской Федерации,
постоянно или преимущественно проживающие на соответствующей части
территории города и достигшие 16-летнего возраста, в порядке,
предусмотренном настоящим Положением.
3. Правовая основа территориального
общественного самоуправления
Правовую основу территориального общественного самоуправления
составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон
Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", Закон Саратовской области от 28 апреля 1995 г. N 12-
148 ЗСО "О местном самоуправлении в Саратовской области", Устав
города Саратова, нормативные правовые акты органов местного
самоуправления, настоящее Положение, а также Устав
территориального общественного самоуправления.
4. Границы территорий, на которых осуществляется
территориальное общественное самоуправление
4.1. Границы территории, на которой осуществляется
территориальное общественное самоуправление, согласовываются с
Администрацией города (территориальным подразделением
Администрации города) по предложению собрания или конференции
граждан, осуществляющих территориальное общественное
самоуправление, и устанавливаются Саратовской городской Думой по
предложению населения, проживающего на данной территории, с учетом
исторических, культурных и иных местных традиций, а также
социально-экономических условий, деления территорий на
архитектурно-планировочные зоны и других особенностей.
4.2. Территориальное общественное самоуправление может
осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан
в городе: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный
жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, иные территории
проживания граждан.
4.3. В границах территории, на которой образовано
территориальное общественное самоуправление, не может быть
учреждено более одного территориального общественного
самоуправления. Образование нового территориального общественного
самоуправления на территории, на которой уже действует
территориальное общественное самоуправление, может быть
осуществлено по истечении срока полномочий действующих органов
территориального общественного самоуправления в порядке,
установленном настоящим Положением.
5. Основные принципы территориального
общественного самоуправления
Территориальное общественное самоуправление на территории
города осуществляется на следующих основных принципах:
- законности;
- гарантии и защиты прав и законных интересов населения;
- широкого участия граждан в выдвижении инициатив, выработке,
принятии и реализации решений по вопросам местного значения,
затрагивающим интересы населения;
- свободного волеизъявления граждан через собрания, конференции
и избираемые коллегиальные и (или) единоначальные органы
территориального общественного самоуправления;
- выборности, подотчетности и подконтрольности органов и
выборных лиц территориального общественного самоуправления;
- самостоятельности территориального общественного
самоуправления в пределах собственных полномочий;
- ответственности территориального общественного самоуправления
за принятые решения;
- взаимодействия органов территориального общественного
самоуправления с органами местного самоуправления в решении общих
задач с сочетанием интересов населения соответствующей территории
и интересов населения города;
- партнерства с общественными объединениями, партиями,
коммерческими и некоммерческими организациями и другими
юридическими и физическими лицами независимо от их политических
взглядов, национальности, социального положения при решении
вопросов местного значения, отнесенных к компетенции
территориального общественного самоуправления;
- гласности, выявления и учета общественного мнения.
6. Компетенция территориального
общественного самоуправления
К компетенции территориального общественного самоуправления
могут быть отнесены следующие вопросы местного значения,
затрагивающие интересы граждан соответствующей территории:
- защита прав и законных интересов граждан в органах местного
самоуправления и государственной власти;
- участие в разработке и реализация программ развития
соответствующей территории с учетом программ комплексного развития
города;
- осуществление мер по социальной поддержке и защите граждан
территории, нуждающихся в общественной поддержке, дополнительно к
той, которая предоставляется муниципальными и государственными
учреждениями социального обслуживания в пределах имеющихся
финансовых средств;
- организация досуга, развитие культуры, технического
творчества, физической культуры и спорта по месту жительства для
различных категорий граждан;
- содействие гражданам в решении проблем управления и
эксплуатации жилого фонда и участие в мероприятиях по
благоустройству территории, дворов, дорог, тротуаров, колодцев,
мест захоронений, озеленению территории и охране памятников
истории, культуры, архитектуры;
- деятельность правоохранительной направленности и содействие
правоохранительным органам в поддержании общественного порядка,
профилактике правонарушений и преступлений, разрешении конфликтных
ситуаций между гражданами;
- участие в решении вопросов, затрагивающих интересы населения
в земельных отношениях, и осуществление общественного земельного
контроля;
- содействие мерам санитарного, эпидемиологического,
экологического и пожарного контроля и безопасности;
- внесение предложений в органы местного самоуправления по
совершенствованию работы общественного пассажирского транспорта;
- организация общественных работ на территории, включая
оплачиваемые, в пределах средств, находящихся в распоряжении
территориального общественного самоуправления;
- ведение в установленном порядке хозяйственной деятельности по
содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иной
хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение
социально-оптовых потребностей граждан, проживающих на
соответствующей территории;
- информирование, выявление и учет мнения населения о
деятельности органов;
- местного самоуправления и государственной власти.
К компетенции территориального общественного самоуправления
могут быть отнесены и другие вопросы, в том числе связанные с
добровольно взятыми на себя территориальным общественным
самоуправлением полномочиями, переданными ему органами местного
самоуправления в соответствии с решениями Саратовской городской
Думы.
7. Устав территориального
общественного самоуправления
7.1. Территориальное общественное самоуправление осуществляет
свою деятельность на основе Устава, принимаемого собранием или
конференцией граждан, осуществляющих территориальное общественное
самоуправление.
7.2. В Уставе территориального общественного самоуправления
устанавливаются:
- границы, в пределах которых осуществляется территориальное
общественное самоуправление;
- наименование территориального общественного самоуправления;
- цели, задачи, формы и основные направления деятельности
территориального общественного самоуправления;
- порядок формирования и прекращения полномочий, права и
обязанности, срок полномочий органов территориального
общественного самоуправления;
- порядок принятия решений;
- порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и
распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
- порядок прекращения осуществления территориального
общественного самоуправления.
7.3. Дополнительные требования к уставу территориального
общественного самоуправления органами местного самоуправления
устанавливаться не могут.
8. Регистрация Устава территориального
общественного самоуправления и государственная регистрация
территориального общественного самоуправления
8.1. Для утверждения границ территории, на которой
осуществляется территориальное общественное самоуправление,
субъект правотворческой инициативы в соответствии с Уставом города
Саратова вносит в Саратовскую городскую Думу проект решения об
установлении границ территории, на которой осуществляется
территориальное общественное самоуправление. К проекту решения
Саратовской городской Думы прилагается проект Устава
территориального общественного самоуправления.
8.2. Территориальное общественное самоуправление считается
учрежденным с момента регистрации Устава территориального
общественного самоуправления Администрацией города
(территориальным подразделением Администрации города).
устав территориального общественного самоуправления, включающий
границы территории деятельности территориального общественного
самоуправления, протокол учредительного собрания или конференции
граждан с решением об образовании территориального общественного
самоуправления и утверждении его Устава, протоколы собраний и
(или) подписные листы по выдвижению делегатов конференции, в
двухнедельный срок после принятия собранием или конференцией
граждан, осуществляющих территориальное общественное
самоуправление, направляются исполнительным органом
территориального общественного самоуправления для регистрации в
Администрацию города (территориальное подразделение администрации
города).
Администрация города (территориальное подразделение
Администрации города) в двухнедельный срок со дня поступления
Устава территориального общественного самоуправления принимает
решение о его регистрации, либо мотивированном отказе в
регистрации. Отказ в регистрации Устава допускается только в
случае несоответствия его действующему законодательству.
8.3. Территориальное общественное самоуправление в соответствии
с его Уставом может являться юридическим лицом и подлежит
государственной регистрации в организационно-правовой форме
некоммерческой организации в порядке, установленном действующим
законодательством.
При представлении заявления о государственной регистрации
территориального общественного самоуправления в сведениях об
учредителях указываются данные учредителей - граждан, принявших
решение об учреждении территориального общественного
самоуправления, утвердивших его Устав и сформировавших его
руководящие и контрольно-ревизионные органы на собрании или
конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное
самоуправление.
8.4. Изменения и дополнения в Устав территориального
общественного самоуправления принимаются собранием или
конференцией граждан, осуществляющих территориальное общественное
самоуправление, и направляются в Администрацию города
(территориальное подразделение Администрации города) для
утверждения, а при наличии статуса юридического лица и в орган,
осуществляющий государственную регистрацию, в порядке,
предусмотренном действующим законодательством.
9. Формы участия населения
в территориальном общественном самоуправлении
Территориальное общественное самоуправление осуществляется
населением через:
- собрания и конференции граждан и иные формы непосредственного
осуществления населением местного самоуправления в соответствии с
действующим законодательством;
- комитеты, советы, контрольно-ревизионные и иные коллегиальные
органы территориального общественного самоуправления, избираемые
на собрании или конференции граждан, осуществляющих
территориальное общественное самоуправление, преимущественно в
пределах таких территорий, как микрорайон, поселок в черте города,
группа жилых домов;
- старост, старших по подъезду многоквартирного дома,
многоквартирному дому, группе жилых домов и иные единоначальные
исполнительные органы территориального общественного
самоуправления, избираемые на собрании граждан, осуществляющих
территориальное общественное самоуправление, преимущественно в
пределах таких территорий, как подъезд многоквартирного дома,
многоквартирный дом, группа жилых домов.
10. Собрания, конференции граждан,
осуществляющих территориальное общественное самоуправление
10.1. Для осуществления территориального общественного
самоуправления на части территории города проводятся собрания или
конференции граждан (собрания делегатов).
10.2. Собрание граждан по вопросу организации и осуществления
территориального общественного самоуправления считается
правомочным, если в нем принимают участие не менее половины
граждан, постоянно или преимущественно проживающих на
соответствующей части территории города, достигших
шестнадцатилетнего возраста, и проводится не реже одного раза в
год.
10.3. Конференция граждан (собрание делегатов) по вопросам
организации и осуществления территориального общественного
самоуправления, проводится в случаях, когда невозможно провести
собрание граждан по причине значительного количества граждан,
осуществляющих территориальное общественное самоуправление (более
300 граждан), и других обстоятельств.
Конференция граждан считается правомочной, если в ней принимают
участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан
делегатов, представляющих не менее половины жителей
соответствующей территории, достигших шестнадцати лет, и
проводится не реже одного раза в год.
10.4. Делегаты конференции граждан избираются по норме: 1% от
числа граждан для территории с населением менее 10 тыс. граждан и
0,5% от числа граждан для территории с населением более 10 тыс.
граждан. Норма устанавливается Распоряжением Администрации города
(соответствующего территориального подразделения Администрации
города) по предложению инициативной группы в случае проведения
учредительной конференции и по предложению исполнительного органа
территориального общественного самоуправления в остальных случаях.
Делегаты на конференцию граждан избираются из числа граждан,
постоянно или преимущественно проживающих на соответствующей
территории и достигших 16-летнего возраста:
- на собраниях групп граждан (для многоэтажных домов - собрание
жителей дома, для частного сектора - собрание жителей группы домов
или улицы), при условии участия не менее половины граждан,
входящих в эту группу (результаты собрания должны быть оформлены
протоколом, подписанным Председателем и секретарем собрания и
включающим решение собрания о выдвижении делегата(ов) на
конференцию граждан, список граждан, участвовавших в собрании, с
их адресами и датами рождения);
- с помощью подписных листов, если за делегата(ов) подписалось
не менее половины граждан, входящих в соответствующую группу
граждан (подписные листы включают в себя фамилию, имя, отчество
делегата(ов) на конференцию граждан, фамилии, имена, отчества,
даты рождения, адреса и подписи граждан, избравших делегата(ов), и
заверяются одним из членов инициативной группы в случае проведения
учредительной конференции и гражданином, уполномоченным
исполнительным органом территориального общественного
самоуправления в остальных случаях).
Срок полномочий делегатов конференции граждан, осуществляющих
территориальное общественное самоуправление, соответствует сроку
полномочий исполнительного органа территориального общественного
самоуправления в соответствии с решением конференции или Уставом
территориального общественного самоуправления.
10.5. В работе конференции граждан могут принимать участие с
правом совещательного голоса граждане, не избранные
представителями на конференцию, и представители юридических лиц,
деятельность которых направлена на решение проблем территории, на
которой осуществляется территориальное общественное
самоуправление.
10.6. Подготовка и проведение учредительного собрания или
конференции граждан для осуществления территориального
общественного самоуправления проводится инициативной группой
граждан по согласованию с Администрацией района города, а в
остальных случаях - исполнительным органом территориального
общественного самоуправления, открыто и гласно.
10.7. Решения собрания или конференции граждан, осуществляющих
территориальное общественное самоуправление, оформляются
протоколом, подписанным Председателем и секретарем собрания или
конференции граждан. Копии протокола с решениями собрания или
конференции граждан, а в случае учредительного собрания или
конференции граждан также протоколы собраний по выдвижению
делегатов конференций и (или) подписные листы и Устав
территориального общественного самоуправления, направляются в
органы городского самоуправления.
10.8. К исключительным полномочиям собрания или конференции
граждан, осуществляющих территориальное общественное
самоуправление, относятся:
- образование, реорганизация и ликвидация территориального
общественного самоуправления;
- принятие устава территориального общественного
самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
- внесение предложений в Саратовскую городскую Думу по
установлению или изменению границ, в которых осуществляется
территориальное общественное самоуправление;
- установление структуры, численного состава органов
территориального общественного самоуправления;
- избрание исполнительного, контрольно-ревизионного органов
территориального общественного самоуправления и председателя
исполнительного органа территориального общественного
самоуправления в случае, если в соответствии с уставом он
избирается на собрании или конференций граждан;
- досрочное прекращение полномочий исполнительного и контрольно-
ревизионного органов территориального общественного
самоуправления;
- определение основных направлений осуществления
территориального общественного самоуправления;
- утверждение сметы доходов и расходов территориального
общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
- рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов
территориального общественного самоуправления;
- принятие решений по вопросам владения, пользования и
распоряжения собственностью территориального общественного
самоуправления.
На собрании или конференции граждан, осуществляющих
территориальное общественное самоуправление, могут также
рассматриваться другие вопросы, затрагивающие интересы граждан и
относящиеся к компетенции органов территориального общественного
самоуправления;
10.9. Собрание или конференция граждан для рассмотрения
вопросов территориального общественного самоуправления, в том
числе перевыборов органов территориального общественного
самоуправления и их обязательных ежегодных отчетов, могут
созываться:
- органами территориального общественного самоуправления;
- органами местного самоуправления.
- по требованию не менее 10 % граждан, осуществляющих
территориальное общественное самоуправление.
10.10. Решения собрания или конференции граждан, осуществляющих
территориальное общественное самоуправление, принимаются открытым
голосованием, простым большинством голосов от количества
присутствующих граждан на собрании или делегатов на конференции.
11. Комитеты (советы) территориального
общественного самоуправления
11.1. Комитет (совет) территориального общественного
самоуправления - коллегиальный, постоянно действующий
исполнительный орган территориального общественного
самоуправления, избираемый на собрании или конференции граждан,
осуществляющих территориальное общественное самоуправление,
преимущественно в пределах таких территорий, как микрорайон,
поселок в черте города, группа жилых домов.
11.2. Комитет (совет) территориального общественного
самоуправления подотчетен собранию или конференции граждан,
осуществляющих территориальное общественное самоуправление, и не
реже одного раза в год отчитывается на собрании или конференции
граждан. Срок полномочий комитета (совета) - 2 - 4 года
определяется Уставом территориального общественного
самоуправления.
11.3. В комитет (совет) территориального общественного
самоуправления могут быть избраны граждане, постоянно или
преимущественно проживающие на его территории и достигшие 16-
летнего возраста. Избранными в состав комитета (совета)
территориального общественного самоуправления считаются граждане,
получившие большинство голосов на собрании или конференции
граждан, осуществляющих территориальное общественное
самоуправление.
11.4. Полномочия комитета (совета) территориального
общественного самоуправления определяются Уставом территориального
общественного самоуправления и решением Саратовской городской Думы
о передаче отдельных полномочий Администрации города
исполнительным органам территориального общественного
самоуправления и выделении необходимых для их реализации
материальных и финансовых средств.
В пределах полномочий, определенных Уставом территориального
общественного самоуправления, комитет (совет) имеет право:
- представлять интересы населения, в том числе в органах
местного самоуправления, по вопросам, затрагивающим интересы
граждан, проживающих на соответствующей территории;
- созывать собрания или конференции граждан, осуществляющих
территориальное общественное самоуправление, и содействовать
гражданам в реализации их прав на другие формы непосредственного
осуществления населением местного самоуправления;
- обеспечивать исполнение решений, принятых на собраниях и
конференциях граждан;
- заключать договоры и соглашения комитета (совета)
территориального общественного самоуправления с органами местного
самоуправления, в том числе по передаче им отдельных полномочий
этих органов, заключать договоры с органами государственной
власти, общественными объединениями, ассоциациями, коммерческими и
некоммерческими организациями, с другими юридическими и
физическими лицами;
- утверждать структуру и регламент работы комитета (совета)
территориального общественного самоуправления, положение о
контрольно-ревизионной комиссии;
- избирать Председателя комитета (совета) территориального
общественного самоуправления в случае, если он в соответствии с
Уставом не был избран на собрании или конференции граждан,
осуществляющих территориальное общественное самоуправление;
- избирать по предложению Председателя комитета (совета)
заместителя Председателя комитета (совета) территориального
общественного самоуправления из числа его членов;
- определять штаты и порядок оплаты труда Председателя,
заместителя Председателя комитета (совета) и работников
(бухгалтера, специалистов) территориального общественного
самоуправления с последующим утверждением их на собрании или
конференции граждан;
- заслушивать и утверждать отчеты Председателя комитета
(совета) и Председателя контрольно-ревизионной комиссии
территориального общественного самоуправления;
- осуществлять права собственника имущества территориального
общественного самоуправления;
- распоряжаться финансовыми средствами территориального
общественного самоуправления;
- принимать решения по осуществлению территориального
общественного самоуправления в социальной сфере, сфере жилищно-
коммунального хозяйства, деятельности правоохранительной
направленности;
- привлекать на добровольной основе средства населения и
организаций, создавать фонды местных инициатив, объединять на
договорных началах собственные средства и средства юридических и
физических лиц для строительства и содержания различных объектов
коммунально-бытового обслуживания и социально-культурного
назначения, организации мест отдыха, финансирования целевых
социальных программ, благоустройства, озеленения территорий,
строительства детских, спортивных и иных площадок, вывоза мусора,
ремонта объектов инфраструктуры, дорог и тротуаров и других целей;
- принимать участие в контроле за использованием финансовых
средств, выделенных органами местного самоуправления на содержание
и развитие территории;
- вносить в Саратовскую городскую Думу и Администрацию города
проекты муниципальных правовых актов, которые подлежат
обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами
органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено
принятие указанных актов;
- организовывать предпринимательскую деятельность, не
запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-
бытовых потребностей населения;
- заниматься благотворительной деятельностью, в том числе
оказанием помощи инвалидам, престарелым, семьям погибших
военнослужащих, малообеспеченным и многодетным семьям, гражданам,
находящимся в зоне риска или попавшим в трудную жизненную
ситуацию;
- вести работу по организации досуга населения, в том числе по
созданию клубов по интересам, кружков технического и
художественного творчества, развитию физической культуры и спорта
по месту жительства, организации различных мероприятий в дни
праздников и торжественные дни для различных категорий граждан;
- осуществлять общественный земельный контроль за соблюдением
установленного порядка подготовки и принятия исполнительными
органами местного самоуправления и государственной власти решений,
затрагивающих предусмотренные Земельным кодексом РФ права и
законные интересы граждан и юридических лиц, а также за
соблюдением требований использования и охраны земель;
- организовывать по требованию населения общественные
экологические экспертизы, общественные обсуждения, проведение
опросов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной
деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;
- получать от соответствующих органов необходимую информацию об
объектах экологической экспертизы и о результатах проведения
экологической экспертизы на территории его действия;
- содействовать созданию и деятельности некоммерческих
организаций, в том числе товариществ собственников жилья, а также
проведению избирательных компаний;
- принимать решения о вступлении территориального общественного
самоуправления в объединения (ассоциации, союзы) территориального
общественного самоуправления;
- реализовывать другие полномочия территориального
общественного самоуправления, не противоречащие действующему
законодательству.
11.5. Заседания комитета (совета) территориального
общественного самоуправления проводятся не реже одного раза в
месяц. Заседание правомочно, если на нем присутствует более
половины членов комитета (совета). Решения принимаются простым
большинством голосов от числа избранных членов комитета (совета)
территориального общественного самоуправления. Решения, принятые в
пределах полномочий комитета (совета) территориального
общественного самоуправления, являются обязательными для всех
граждан, постоянно или временно проживающих на его территории.
11.6. Комитет (совет) территориального общественного
самоуправления может проводить расширенные заседания с
привлечением широкого круга заинтересованных лиц в решении проблем
социального развития территории, жилищно-коммунального хозяйства,
строительства, выделения земельных участков и иных вопросов.
11.7. Член комитета (совета) территориального общественного
самоуправления может быть выведен из его состава по собственному
желанию (устному или письменному заявлению), решением собрания или
конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное
самоуправление. Комитет (совет) территориального общественного
самоуправления вправе вместо выбывшего ввести в свой состав
другого гражданина на очередном собрании или конференции граждан.
11.8. Работой комитета (совета) территориального общественного
самоуправления руководит Председатель, который входит в комитет
(совет).
Председатель комитета (совета) - выборное лицо территориального
общественного самоуправления, которое осуществляет общее
руководство деятельностью комитета (совета) территориального
общественного самоуправления.
Председатель, а в случае его отсутствия (болезни, отпуска)
заместитель Председателя:
- ведет собрание или конференцию граждан, осуществляющих
территориальное общественное самоуправление и заседания комитета
(совета) территориального общественного самоуправления;
- организует и контролирует выполнение решений и поручений
собрания или конференции граждан, комитета (совета)
территориального общественного самоуправления, органов местного
самоуправления и государственной власти;
- принимает на работу и увольняет работников комитета (совета)
территориального общественного самоуправления;
- открывает в банке расчетный и другие счета;
- распоряжается финансовыми средствами территориального
общественного самоуправления согласно финансовому плану, решениям
собрания или конференции граждан и комитета (совета)
территориального общественного самоуправления;
- разрабатывает должностные инструкции;
- заключает договоры с юридическими и физическими лицами;
- представляет комитет (совет) территориального общественного
самоуправления во взаимоотношениях с гражданами, органами местного
самоуправления и государственной власти, общественными
объединениями и другими юридическими лицами;
- информирует граждан, органы местного самоуправления и
государственной власти, другие юридические лица о деятельности
комитета (совета) территориального общественного самоуправления;
- организует прием граждан и юридических лиц;
- отвечает за обеспечение учета и сохранности финансовых и
архивных документов, в том числе документов по личному составу
комитета (совета) территориального общественного самоуправления,
выполнение положений, касающихся условий и порядка своевременной
передачи документов на государственное хранение в установленном
порядке;
- отвечает за сохранность печати, штампа, бланков и имущества
территориального общественного самоуправления.
11.9. Заместитель Председателя комитета (совета)
территориального общественного самоуправления избирается "на
заседании комитета (совета) территориального общественного
самоуправления по предложению Председателя из числа членов
комитета (совета).
11.10. В случае досрочного прекращения полномочий Председателя
комитета (совета) территориального общественного самоуправления в
связи с болезнью, переменой места жительства или работы и другими
объективными причинами, а также в случае письменного заявления об
отставке, контрольно-ревизионная комиссия проверяет финансовую
деятельность комитета (совета) территориального общественного
самоуправления, составляет акт проверки и утверждает его на
заседании комитета (совета) территориального общественного
самоуправления. В этих случаях обязанности Председателя комитета
(совета) территориального общественного самоуправления временно,
до очередного собрания или конференции граждан исполняет
заместитель Председателя, а в случае его отсутствия - другой член
комитета (совета) территориального общественного самоуправления,
кандидатура которого утверждается на заседании комитета (совета)
территориального общественного самоуправления.
11.11. Отстранение Председателя комитета (совета)
территориального общественного самоуправления от должности может
осуществляться собранием или конференцией граждан, осуществляющих
территориальное общественное самоуправление, или решением комитета
(совета) территориального общественного самоуправления в
соответствии с его уставом по предложению члена(ов) комитета
(совета) территориального общественного самоуправления или
Администрации города (территориального подразделения Администрации
города) в случаях:
- вступления в силу обвинительного приговора суда;
- признания судом его недееспособности;
- неоднократного умышленного нарушения Устава территориального
общественного самоуправления или действующего законодательства;
- неисполнения своих обязанностей без уважительных причин;
- в иных, предусмотренных действующим законодательством,
случаях.
В случае досрочного прекращения полномочий или отстранения от
должности Председателя комитета (совета) территориального
общественного самоуправления избрание нового Председателя
осуществляется в трехмесячный срок со дня прекращения полномочий.
12. Статус Председателя, заместителя Председателя
комитета (совета) территориального
общественного самоуправления
12.1. Председатель, заместитель Председателя комитета (совета)
территориального общественного самоуправления являются выборными
лицами территориального общественного самоуправления (не являются
муниципальными служащими).
12.2. Свои полномочия Председатель комитета (совета)
территориального общественного самоуправления приобретает с
момента его избрания собранием или конференцией граждан,
осуществляющих территориальное общественное самоуправление, или
комитетом (советом) в соответствии с Уставом, а заместитель
Председателя комитета (совета) территориального общественного
самоуправления с момента его избрания комитетом (советом).
Полномочия Председателя, заместителя Председателя комитета
(совета) определяются Уставом территориального общественного
самоуправления, правовыми актами органов местного самоуправления,
решениями собрания или конференцией граждан, комитета (советом)
территориального общественного самоуправления, настоящим
Положением.
12.3. Срок полномочий Председателя, заместителя Председателя
комитета (совета) территориального общественного самоуправления
определяется Уставом территориального общественного самоуправления
и должен соответствовать сроку полномочий комитета (совета)
территориального общественного самоуправления.
12.4. Расходы на содержание органов территориального
общественного самоуправления, осуществляются за счет средств
территориального общественного самоуправления и включаются в смету
доходов и расходов территориального общественного самоуправления.
12.5. Председатель, заместитель Председателя комитета (совета)
территориального общественного самоуправления несут
ответственность за неисполнение федерального законодательства,
законодательства Саратовской области, нормативных правовых актов
органов местного самоуправления, Устава территориального
общественного самоуправления, решений собраний или конференций
граждан, осуществляющих территориальное общественное, решений
комитета (совета) территориального общественного самоуправления, в
соответствии с действующим законодательством.
13. Контрольно-ревизионная комиссия
13.1. Для осуществления контроля за финансовой деятельностью
органов территориального общественного самоуправления собрание или
конференция граждан избирает контрольно-ревизионную комиссию.
13.2. Контрольно-ревизионная комиссия руководствуется в своей
деятельности положением о контрольно-ревизионной комиссии
территориального общественного самоуправления, утвержденным на
заседании комитета (совета) территориального общественного
самоуправления.
13.3. Контрольно-ревизионная комиссия при необходимости имеет
право созвать внеочередное собрание или конференцию граждан,
осуществляющих территориальное общественное самоуправление.
13.4. В состав контрольно-ревизионной комиссии не могут быть
избраны члены комитета (совета) территориального общественного
самоуправления и работники органов территориального общественного
самоуправления.
13.5. Председатель контрольно-ревизионной комиссии избирается
комиссией из числа членов комиссии на первом заседании в порядке,
определенном положением о контрольно-ревизионной комиссии.
13.6. Решением собрания или конференции граждан, осуществляющих
территориальное общественное самоуправление, на контрольно-
ревизионную комиссию могут быть возложены функции по контролю за
выполнением Устава территориального общественного самоуправления.
13.7. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности органов
территориального общественного самоуправления контрольно-
ревизионная комиссия вправе привлекать аудиторские организации.
14. Единоначальные исполнительные органы
территориального общественного самоуправления
14.1. Старосты, старшие по подъезду многоквартирного дома,
многоквартирному дому, группе жилых домов и иные единоначальные
органы - исполнительные, постоянно действующие органы
территориального общественного самоуправления, избираемые на
собрании граждан, осуществляющих территориальное общественное
самоуправление, преимущественно в пределах таких территорий, как
подъезд многоквартирного дома, многоквартирный дом, группа жилых
домов.
14.2. Староста, старший по подъезду многоквартирного дома,
многоквартирного дома, группе домов и иные единоначальные
исполнительные органы территориального общественного
самоуправления подотчетны собранию граждан, осуществляющих
территориальное общественное самоуправление, соответственно, в
подъезде многоквартирного дома, многоквартирном доме, группе
домов. Срок полномочий единоначального исполнительного органа (2 -
4 года) определяется Уставом территориального общественного
самоуправления.
14.3. Старостой, старшим по подъезду многоквартирного дома,
многоквартирному дому, группе домов и иным единоначальным
исполнительным органом территориального общественного
самоуправления может быть избран дееспособный гражданин, достигший
16-летнего возраста, постоянно проживающий, соответственно, в
подъезде многоквартирного дома, многоквартирном доме, в доме,
входящим в группу домов, граждане которых осуществляют
территориальное общественное самоуправление, и давший свое
согласие на избрание.
14.4. Полномочия единоначального органа территориального
общественного самоуправления определяются Уставом территориального
общественного самоуправления.
В пределах полномочий, определенных Уставом территориального
общественного самоуправления, единоначальный исполнительный орган
имеет право:
- представлять интересы населения, в том числе в органах
местного самоуправления и государственной власти по вопросам,
затрагивающим интересы граждан, проживающих на соответствующей
территории;
- созывать собрания граждан, осуществляющих территориальное
общественное самоуправление, и содействовать гражданам в
реализации их прав на другие формы непосредственного осуществления
населением местного самоуправления;
- вести собрания граждан, осуществляющих территориальное
общественное самоуправление в подъезде многоквартирного дома,
многоквартирном доме, группе домов;
- обеспечивать исполнение решений, принятых на собраниях
граждан, осуществляющих территориальное общественное
самоуправление;
- заключать договоры с юридическими и физическими лицами;
- осуществлять права собственника имущества территориального
общественного самоуправления;
- распоряжаться финансовыми средствами территориального
общественного самоуправления;
- принимать решения по осуществлению территориального
общественного самоуправления в социальной сфере, сфере жилищно-
коммунального хозяйства, деятельности правоохранительной
направленности;
- привлекать на добровольной основе средства населения и
организаций, создавать фонды местных инициатив, объединять на
договорных началах собственные средства и средства юридических и
физических лиц, для строительства и содержания различных объектов
коммунально-бытового обслуживания и социально-культурного
назначения, организации мест отдыха, финансирования целевых
социальных программ, благоустройства, озеленения территорий,
строительства детских, спортивных и иных площадок, вывоза мусора,
ремонта объектов инфраструктуры, дорог и тротуаров и других целей;
- принимать участие в контроле за использованием финансовых
средств, выделенных органами местного самоуправления на содержание
и развитие многоквартирного дома, группы домов;
- вносить в Саратовскую городскую Думу и Администрацию города
проекты муниципальных правовых актов, которые подлежат
обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами
местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие
указанных актов;
- заниматься благотворительной деятельностью, в том числе
оказанием помощи инвалидам, престарелым, семьям погибших
военнослужащих, малообеспеченным и многодетным семьям, гражданам,
находящимся в зоне риска или попавшим в трудную жизненную
ситуацию;
- вести работу по организации досуга населения, в том числе по
созданию клубов по интересам, кружков технического и
художественного творчества, развитию физической культуры и спорта
по месту жительства, организации различных мероприятий в дни
праздников и торжественные дни для различных категорий граждан;
- осуществлять общественный земельный контроль за соблюдением
установленного порядка подготовки и принятия исполнительными
органами государственной власти и органами местного самоуправления
решений, затрагивающих предусмотренные Земельным кодексом РФ права
и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за
соблюдением требований использования и охраны земель;
- организовывать по требованию населения общественные
экологические экспертизы, общественные обсуждения, проведение
опросов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной
деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;
- получать от соответствующих органов необходимую информацию об
объектах экологической экспертизы и о результатах проведения
экологической экспертизы на территории его действия;
- содействовать созданию и деятельности некоммерческих
организаций, в том числе товариществ собственников жилья, а также
проведению избирательных компаний;
- принимать решения о вступлении территориального общественного
самоуправления в объединения (ассоциации, союзы) территориального
общественного самоуправления;
- реализовывать другие полномочия территориального
общественного самоуправления, не противоречащие действующему
законодательству.
14.5. В случае, если территориальное общественное
самоуправление, имеющее единоначальный исполнительный орган, в
соответствии с его Уставом является юридическим лицом, староста,
старший по подъезду многоквартирного дома, многоквартирному дому,
группе домов и иной единоначальный исполнительный орган
территориального общественного самоуправления:
- открывает в банке расчетный и другие счета;
- отвечает за обеспечение учета и сохранности финансовых и
архивных документов, выполнение положений, касающихся условий и
порядка своевременной передачи документов на государственное
хранение в установленном порядке;
- отвечает за сохранность печати, штампа, бланков и имущества
территориального общественного самоуправления.
15. Объединения (ассоциации,
союзы) территориального общественного самоуправления
Исполнительные органы территориального общественного
самоуправления в целях координации своей деятельности, более
эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать
объединения (ассоциации, союзы) территориального общественного
самоуправления на основе учредительных договоров или уставов,
принятых объединением (ассоциацией, союзом).
Создание и деятельность объединений (ассоциаций, союзов)
территориального общественного самоуправления осуществляются в
16. Взаимоотношения территориального общественного
самоуправления с органами местного самоуправления
16.1. Территориальное общественное самоуправление входит в
систему местного самоуправления. В пределах своих полномочий
органы территориального общественного самоуправления
взаимодействуют с органами местного самоуправления, обеспечивая
развитие инициативы граждан и расширение возможностей
самостоятельного решения населением вопросов местного значения,
укрепления гарантий реализации прав и свобод граждан.
16.2. Органы территориального общественного самоуправления на
соответствующей территории:
- способствуют реализации инициатив граждан в органах местного
самоуправления;
- содействуют разъяснению и реализации решений органов местного
самоуправления и государственной власти;
- ведут прием и учет предложений граждан, доводят до сведения
органов местного самоуправления мнения граждан по вопросам,
относящимся к компетенции органов местного самоуправления;
- привлекают к социальной защите и помощи населению
негосударственные благотворительные, религиозные и другие
организации и координируют их усилия с муниципальными и
государственными учреждениями социального обслуживания;
- способствуют органам местного самоуправления организации
досуга населения, в том числе по созданию клубов по интересам,
кружков технического и художественного творчества, развитию
физической культуры и спорта по месту жительства, организации
различных мероприятий в дни праздников и торжественные дни для
различных категорий граждан;
- выступают заказчиками на выполнение работ по благоустройству
и озеленению территорий, вывозу мусора, ремонту и реконструкции
объектов социальной инфраструктуры, дорог и тротуаров;
- участвуют в решении вопросов, затрагивающих интересы
населения территорий, связанных с изъятием, в том числе путем
выкупа, земельных участков для муниципальных и государственных
нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства;
- осуществляют земельный контроль за соблюдением установленного
порядка подготовки и принятия органами местного самоуправления
решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и
юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и
охраны земель;
- создают добровольные образования по охране общественного
порядка, которые осуществляют свою деятельность во взаимодействии
с органами внутренних дел города;
- взаимодействуют с органами местного самоуправления по другим
вопросам местного значения в пределах своих полномочий.
16.3. Органы местного самоуправления, осуществляя
взаимодействие с органами территориального общественного
самоуправления, имеют право:
- содействовать гражданам, инициативным группам граждан и
органам территориального общественного самоуправления в
организации и осуществлении территориального общественного
самоуправления;
- осуществлять правовое регулирование вопросов территориального
общественного самоуправления в соответствии со своими
полномочиями;
- устанавливать перечень вопросов, решения по которым не могут
быть приняты без согласования с органами территориального
общественного самоуправления;
- оказывать поддержку в выполнении социальных программ органов
территориального общественного самоуправления;
- координировать деятельность органов территориального
общественного самоуправления;
- содействовать организации обучения и подготовки выборных лиц
и работников органов территориального общественного
самоуправления;
- учитывать мнение граждан, выраженное на собраниях или
конференциях граждан, осуществляющих территориальное общественное
самоуправление;
- приостанавливать до решения суда действия решений органов
территориального общественного самоуправления в случае их
противоречия действующему законодательству;
- способствовать органам территориального общественного
самоуправления решению вопросов размещения, связи, использования
компьютерного и другого необходимого оборудования.
16.4. Представители органов территориального общественного
самоуправления вправе участвовать в заседаниях органов местного
самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы
граждан, проживающих в пределах территории, на которой
осуществляется территориальное общественное самоуправление.
17. Собственность территориального
общественного самоуправления
17.1. К собственности территориального общественного
самоуправления относятся финансовые средства и имущество,
передаваемое им в соответствии с действующим законодательством
иными субъектами гражданского законодательства, а также имущество,
создаваемое или приобретаемое за счет собственных средств.
17.2. Источниками формирования имущества территориального
общественного самоуправления, наделенного правами юридического
лица, также могут являться:
- добровольные взносы и пожертвования:
- доходы от предпринимательской деятельности;
- доходы от гражданско-правовых сделок;
- другие не запрещенные законом поступления.
17.3. Распоряжение собственностью территориального
общественного самоуправления производится в порядке, установленном
действующим законодательством.
17.4. Территориальное общественное самоуправление отвечает по
обязательствам принадлежащей ему собственностью, на которую по
действующему законодательству может быть обращено взыскание.
18. Финансовые средства территориального
общественного самоуправления
18.1. Финансовые средства территориального общественного
самоуправления могут состоять из собственных средств, заемных
средств, средств, передаваемых им по договорам органами местного
самоуправления, средств из иных источников, не запрещенных
действующим законодательством.
18.2. Для исполнения передаваемых полномочий органы местного
самоуправления могут предоставлять исполнительным органам
территориального общественного самоуправления финансовые средства
в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом города на
текущий финансовый год.
18.3. Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов
от предпринимательской деятельности территориального общественного
самоуправления, добровольных взносов и пожертвований предприятий,
учреждений, организаций и граждан, а также других не запрещенных
действующим законодательством поступлений.
18.4. Исполнительный орган территориального общественного
самоуправления самостоятельно использует имеющиеся в распоряжении
территориального общественного самоуправления финансовые средства
в соответствии с уставными целями, программами социально-
экономического развития соответствующих территорий, сметами
доходов и расходов территориального общественного самоуправления.
Контроль за поступлением и расходованием финансовых средств
осуществляется контрольно-ревизионной комиссией территориального
общественного самоуправления, а также соответствующими органами
муниципального и государственного контроля.
18.5. Исполнительный орган территориального общественного
самоуправления ведет бухгалтерский и статистический учет в
установленном действующим законодательством порядке и несет
ответственность за его достоверность.
19. Предпринимательская деятельность территориального
общественного самоуправления
Территориальное общественное самоуправление по решению собрания
или конференции граждан, осуществляющих территориальное
общественное самоуправление, вправе осуществлять
предпринимательскую деятельность, прибыль от которой должна
использоваться исключительно на уставные цели.
20. Гарантии осуществления территориального
общественного самоуправления
20.1. Решения собрания или конференции граждан, осуществляющих
территориальное общественное самоуправление, органов
территориального общественного самоуправления, принятые ими в
пределах своих полномочий, подлежат обязательному рассмотрению в
месячный срок теми органами местного самоуправления, юридическими
лицами и гражданами, кому они адресованы.
20.2. Юридические лица независимо от их организационно-правовой
формы в обязательном порядке согласовывают с органами
территориального общественного самоуправления свои мероприятия,
которые по возможным последствиям могут ухудшить среду обитания
населения или нанести ущерб законным интересам жителей
соответствующих территорий.
20.3. Акты органов местного самоуправления и государственной
власти, и их должностных лиц, нарушающие право граждан на
осуществление территориального общественного самоуправления, могут
быть обжалованы в суде.
20.4. Разногласия между органами территориального общественного
самоуправления и органами местного самоуправления разрешаются
путем создания согласительных комиссий или судом.
21. Ответственность органов территориального
общественного самоуправления
21.1. Органы территориального общественного самоуправления
несут ответственность в соответствии с действующим
законодательством.
21.2. Ущерб, причиненный в результате незаконных решений,
действий или бездействия органов территориального общественного
самоуправления, возмещается ими в установленном законом порядке.
22. Прекращение осуществления территориального
общественного самоуправления
22.1. Прекращение осуществления территориального общественного
самоуправления происходит по решению собрания или конференции
граждан, осуществляющих территориальное общественное
самоуправление (путем реорганизации или ликвидации) или решения
суда.
22.2. В случае прекращения деятельности территориального
общественного самоуправления назначается ликвидационная комиссия,
которая осуществляет ликвидацию юридического лица в установленном
законом порядке.
22.3. Имущество территориального общественного самоуправления,
прекратившего деятельность, передается соответствующему органу
местного самоуправления.
|