ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2005 г. N 447-П
О КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2006 - 2010 ГОДЫ
В целях определения основных направлений семейной политики на
среднесрочную перспективу Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию семейной политики
Саратовской области на 2006 - 2010 годы.
2. Министерству здравоохранения и социальной поддержки области
совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами
до 1 июня 2006 года разработать областную целевую Программу "Семья
и дети Саратовской области" на 2007 - 2010 годы с учетом основных
направлений Концепции семейной политики Саратовской области на
2006 - 2010 годы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления области
разработать муниципальные программы по решению проблем семьи и
детей с учетом основных направлений Концепции семейной политики
Саратовской области на 2006 - 2010 годы.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить
на заместителя Председателя Правительства области Старшову Н.И.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Губернатор
Саратовской области
П.Л.ИПАТОВ
Приложение
к Постановлению
Правительства Саратовской области
от 26 декабря 2005 г. N 447-П
КОНЦЕПЦИЯ
СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2006 - 2010 ГОДЫ
Введение
Концепция семейной политики Саратовской области (далее -
Концепция) отражает современные подходы к решению вопросов
социальной защиты и социальной помощи, охраны здоровья,
образования и досуга семей и детей, основывается на основных
положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законах и
других нормативно-правовых актах, закрепляющих права и гарантии
семьи в Российской Федерации.
Семейная политика - это самостоятельная часть социальной
политики, регулирующая взаимодействие социальных институтов,
государства, общества в вопросах поддержки семьи и индивидов -
носителей семейных ролей. Государственная семейная политика
дополняет специальными мерами другие значимые для семьи
направления социальной политики.
Стратегической целью семейной политики является укрепление
социального института семьи, возрождение семьи и семейного образа
жизни, социальных и экономических основ семейных ценностей,
внедрение системы мер, ориентированных на укрепление социального
здоровья и здорового образа жизни семей разных поколений.
Государственная семейная политика формируется на основе
происходящих в обществе социальных и демографических изменений, а
также с учетом закономерной трансформации института семьи.
Законодательные новации последних лет, в значительной мере
изменившие отношение государства к осуществлению защиты прав и
интересов семьи, задачи, поставленные Президентом России по
реализации приоритетных национальных проектов в сфере
здравоохранения, образования, жилья и сельского хозяйства,
направленных на повышение благосостояния и качества жизни
населения, потребовали новых подходов к разработке региональной
концепции семейной политики Саратовской области на среднесрочную
перспективу (2006 - 2010 годы).
Настоящая Концепция принимает во внимание:
достижения предыдущего этапа реализации государственной
семейной политики в Саратовской области;
изменения, происходящие в институте семьи, приводящие к
возникновению и распространению многообразия форм семьи,
особенности социального положения различных типов семей, интересы
семьи, родителей и детей в современном обществе;
особенности этнического состава, культурные традиции, социально-
экономические условия, географические и демографические
особенности Саратовской области;
накопленный опыт социальной работы и социальной поддержки
семьи, родительства и детства, методологические, теоретические и
практические принципы, регулирующие взаимоотношения семьи и
государства;
результаты научных исследований положения семьи, родительства и
детства в Саратовской области, ожиданий семьи и домохозяйств
относительно направлений и форм государственной помощи, ресурсов и
возможностей социальных служб по обеспечению социальной поддержки,
сравнительного анализа опыта зарубежных стран и регионов
Российской Федерации по реализации мер семейной политики;
предложения и рекомендации министерств, ведомств, научных
центров и общественных организаций по осуществлению семейной
политики Саратовской области;
возможности организационной системы по реализации семейной
политики Саратовской области, а также учитывает достижения, опыт
управления реализацией указанной политики за период с 2001 по 2005
годы.
Концепция семейной политики является научно обоснованным
методическим фундаментом реализации социальной политики в области,
поддержки семьи и домохозяйств, организации взаимодействия
отраслей социальной сферы с целью оптимизации условий
жизнедеятельности семьи. Она включает целостную систему принципов,
оценок и мер организационного, экономического, правового,
научного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на
улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Концепция
отражает отношения между семьей как полноценным социальным
субъектом и системой комплексной деятельности государства в
отношении семьи, при которых семья трактуется в качестве активного
партнера государства.
Концепция содержит основные стратегии и механизмы развития
социального здоровья семьи на основе совершенствования отношений
семьи и государства, реализации институциальных прав и
потребностей, привлечения государственных, региональных, местных
ресурсов для решения проблем семьи и детей и внутреннего
потенциала самой семьи для преодоления сложной жизненной ситуации.
Концепция семейной политики основана на ценностях гражданского
общества, принципах либерализма, отказе от традиций
патерналистского, контролирующего отношения государства к семье в
пользу стратегий активной семейной политики, современном ресурсном
подходе. Разнообразные уровни поддержки, социальной работы по
активизации семей и источники финансирования семейной политики
включают муниципальные, региональные, федеральные источники и
уровни независимо от форм собственности. Реализация программ
осуществляется с использованием механизмов социального заказа и
соглашений между местными государственными и негосударственными
организациями, крупным, средним и малым бизнесом, профсоюзами,
работодателями.
1. Анализ современного состояния института семьи
и региональная специфика семейной политики
Реализация мер семейной и демографической политики в
Саратовской области в 2001 - 2005 годах позволила закрепить
положительные тенденции в решении проблем семьи и детей.
В области разработана нормативно-правовая база по основным
направлениям защиты прав и интересов семьи и детей.
Реализуются:
концепция демографической политики Саратовской области и
концепция единой системы предоставления адресной социальной
помощи;
Программы: "Дети Саратовской области", "Охрана репродуктивного
здоровья населения", "Молодежь Саратовской области", "Обеспечение
жильем молодых семей".
Приняты Законы Саратовской области: "Об образовании", "Об
оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых
приемной семье", "О мерах социальной поддержки многодетных семей в
Саратовской области", "Об обеспечении полноценным питанием
беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до
трех лет".
Осуществляется комплекс мер по стабилизации демографической
ситуации, направленный, в первую очередь, на повышение уровня и
качества жизни населения, решение жилищной проблемы, реализацию
эффективной молодежной политики, улучшение медицинского и
социального обслуживания. В целях обеспечения доступности
первичной медицинской помощи жителям удаленных сельских населенных
пунктов проводится поэтапное внедрение службы врача общей
практики, ведется целенаправленная работа по предотвращению
материнской и снижению младенческой смертности.
С 1 января 2005 года в области размер ежемесячного пособия на
ребенка увеличен с 70 до 100 рублей, на детей из многодетных
семей, детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов,
детей военнослужащих по призыву - до 150 рублей, а на детей
одиноких матерей - до 200 рублей.
В августе 2005 года принят Закон Саратовской области "О
социальной поддержке многодетных семей", которым предусмотрены
дополнительные меры социальной поддержки данной категории семей.
За 2001 - 2005 годы создана система оперативного реагирования и
взаимодействия различных ведомств и учреждений, которая
обеспечивает выявление, учет и организацию комплексной
межведомственной работы с семьями и несовершеннолетними,
находящимися в социально опасном положении.
Сеть учреждений социальной помощи семье и детям включает: 37
центров социального обслуживания населения, в состав которых
входят отделения помощи семье и детям, 6 социально-
реабилитационных центров с приютами, 6 социальных приютов. За
период реализации концепции в области создана сеть из 8 учреждений
нового типа - центров социальной помощи семье и детям "Семья",
возможности которых позволяют использовать новые современные
технологии реабилитации семей и детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации.
В области решена проблема экстренного помещения в приюты детей,
оставшихся без попечения родителей, своевременной доставки
несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, государственных
учреждений к месту постоянного проживания, получила дальнейшее
распространение такая форма жизнеустройства несовершеннолетних,
оставшихся без попечения родителей, как семейные воспитательные
группы.
В Саратовской области активно внедряется программно-целевой
подход к вопросам оказания социальной помощи семье и детям. В
учреждениях социальной помощи семье и детям реализуется более 300
программ и проектов, разработано более 50 авторских методик.
Проблемы семьи нашли свое отражение в тематике проектов,
представленных на областных и муниципальных конкурсах социальных и
культурных проектов.
В штат аппарата Уполномоченного по правам человека введена
должность Уполномоченного по правам ребенка. Саратовская область
является единственным регионом, где успешно действует институт
уполномоченных по защите прав участников образовательного
процесса.
В области внедряются элементы ювенальной юстиции, социальное
наблюдение за несовершеннолетними, находящимися в конфликте с
законом, позволяет предупредить рецидив совершения преступлений у
97 процентов осужденных подростков, находящихся под опекой
социальных работников при судах.
В ходе совместных усилий органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за
2004 год на 50,8 процента снизилось количество детей,
систематически занимающихся бродяжничеством, на 46,7 процента
снизился показатель вовлечения несовершеннолетних в
попрошайничество родителями, на 13,3 процента сократилось
количество учтенных семей, находящихся в социально опасном
положении.
Сохранен доступ детей к системам образования, здравоохранения,
культуры.
Получила широкое распространение и реализуется образовательная
Программа "Основы здорового образа жизни". Во всех муниципальных
образованиях области проводится просветительская работа среди
учащихся, организуются публикации в прессе, проводятся
конференции, "круглые столы", встречи с многодетными матерями,
посвященные демографическим проблемам территорий и направленные на
пропаганду здорового образа жизни и семейных ценностей.
Становятся традиционными массовые мероприятия, направленные на
формирование уважения к семейным традициям, ответственного
отношения молодежи к своему репродуктивному здоровью, повышение
авторитета семейных ценностей, отцовства и материнства.
Вместе с тем, сохраняются негативные тенденции в положении
семьи и детей.
В 2004 году по сравнению с началом 2003 года численность
населения в возрасте до 17 лет уменьшилась на 4,1 процента.
Саратовская область, так же, как и Россия в целом, переживает
репродуктивный кризис: смертность превышает рождаемость в среднем
в 2,2 раза, а в сельских районах области - в 2,9 раза.
Суммарный коэффициент рождаемости, отражающий число рождений,
приходящихся на одну женщину за всю ее жизнь, в 2004 году в
Саратовской области составил 1,13 против 1,88 в 1989 году (при
норме простого воспроизводства - 2,15). Значительно выросла доля
однодетных семей (по данным органов социальной защиты населения -
72,9 процента от общего количества семей с детьми), трех- и
двухдетная модели семьи стали нетипичными, а это означает начало
процесса депопуляции.
Особенно тревожным являются показатели смертности от несчастных
случаев, отравлений и травм, что свидетельствует о нездоровом
поведении и разрастании таких негативных явлений, как алкоголизм и
наркомания.
Увеличивается число факторов, способствующих росту семейного
неблагополучия, нарушению социализации детей.
Из-за разводов ежегодно в области 8 - 10 тыс. детей остаются
без одного из родителей.
Отмечается рост числа детей, рожденных вне зарегистрированного
брака. Внебрачная рождаемость составила в 2004 году 27,1 процента.
Все это характеризует нарастание нестабильности брака и семьи.
Ценности семейного образа жизни, дети и их социализация
постепенно отступили на задний план по сравнению с развитием
собственной личности, личной карьеры, гедонистическими ценностями,
реализовать которые возможно и вне рамок традиционной семьи.
Реализация семейной политики в период с 2001 по 2005 год
позволила расширить и усовершенствовать инфраструктуру социальной
поддержки семьи в Саратовской области, расширить спектр услуг,
наладить систему экстренной помощи семьям и детям, оказавшимся в
сложной жизненной ситуации.
Перспективным направлением семейной политики на 2006 - 2010
годы должно стать развитие социальных программ, служб и услуг,
направленных на поддержку семей, не относимых к категории семей
группы риска, профилактику семейных проблем, формирование
ответственного отношения к семье, родительству, старшему
поколению. Это предполагает создание механизмов защиты и
долгосрочной поддержки семьи, а не только способов быстрого
реагирования на последствия ее разрушения.
Приоритетами семейной политики на период 2006 - 2010 годов
являются:
повышение уровня жизни и благосостояния семей на основе
реализации приоритетных национальных проектов в сфере
здравоохранения, образования, жилья и сельского хозяйства;
развитие сферы занятости населения, контроль за соблюдением
трудового законодательства и адаптации сферы занятости к
потребностям работников с семейными обязанностями;
поддержка сельской семьи;
поддержка молодой семьи, подготовка детей и подростков к браку;
активизация институтов гражданского общества с целью
гармоничного сочетания интересов семей, государства и общества;
укрепление статуса социально здоровой семьи, повышение
социальной значимости материнства и отцовства;
расширение ранних профилактических действий в отношении
негативных социальных тенденций и явлений в сфере детства и семьи;
забота о здоровье населения, отцов, матерей и детей, снижение
материнской и детской смертности, детской инвалидности;
развитие служб планирования семьи;
формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни,
снижение смертности от неестественных причин;
развитие сети и расширение доступности дошкольного воспитания,
досуговой сферы, летнего отдыха;
развитие системы учреждений по оказанию социальной помощи лицам
престарелого возраста, женщинам, семье и детям;
увеличение доступности бытового обслуживания в целях снижения
нагрузки женщин в домашнем хозяйстве;
поддержка этнического своеобразия уклада жизни и семейного
воспитания народов, проживающих в Саратовской области;
стимулирование научно-методического обеспечения семейной
политики.
Приоритетность этих направлений будет учитываться при
разработке социальных мероприятий и программ по реализации
семейной политики. Превентивная, профилактическая сторона помощи
семье и детям вплотную связана с комплексной, адресной помощью.
Развивающаяся система социальной поддержки семьи Саратовской
области, накопленный опыт городских и сельских социозащитных
учреждений, существующая система межсекторного взаимодействия,
союз администраторов социальной сферы, ученых и практиков
выступают залогом успешной реализации задач Концепции семейной
политики. При реализации семейной политики учитываются
хозяйственно-экономические особенности Саратовской области.
II. Основные принципы семейной политики
Принципы семейной политики являются общими для всех уровней
власти и управления на территории области.
Принципы семейной политики:
принцип реализации прав человека: семейная политика Саратовской
области признает важность и ценность каждой человеческой жизни,
каждой семьи, равенство прав семей и всех их членов на поддержку
независимо от их состава, структуры, численности, социального и
экономического положения, национальности, места жительства и
религиозных убеждений, направлена на укрепление и развитие семьи
во всем многообразии ее форм и функций;
принцип участия в управлении: его реализация позволяет
гражданам участвовать в выработке и реализации решений, касающихся
приоритетов семейной политики, форм и методов реализации
мероприятий, ее основных направлений, перспектив развития системы
социальной поддержки, что создает условия сопричастности и
заинтересованности членов семей и домохозяйств в коллективных
результатах;
принцип доверия и права семьи на самоопределение: семейная
политика исходит из признания суверенности и ответственности
каждого члена семьи за благополучие семьи, самостоятельности и
автономности семьи в принятии решений относительно своего
развития. Экономические, правовые и идеологические меры
государственной семейной политики призваны содействовать ее
саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поиска
ресурсов и поддержки;
принцип равных свобод и дифференциации: предоставление гарантий
по поддержанию социально-приемлемого уровня жизни для всех типов
семей и домохозяйств с учетом их интересов, потребностей,
этнических и культурных, религиозных особенностей, социально-
экономического статуса, места проживания, общественной активности,
наличия нетрудоспособных членов семьи; содействие занятости и
общественной активности. Развитие сети служб, оказывающих услуги
не только семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, но
предоставляющих услуги превентивного характера, а также
содействующие поддержке и активизации ресурсной системы семьи и
домохозяйств и способствующие облегчению исполнению семейных
обязанностей всем заинтересованным в данных услугах гражданам;
принцип гендерной симметрии: состояние общества, при котором
реализуется принцип равных прав, свобод и возможностей для женщин
и мужчин: равенство в аспектах законодательства, равная поддержка
и развитие культуры материнства и отцовства, поощрение равенства
мужчин и женщин в распределении домашних обязанностей и занятости;
принцип научности: принятие инновационных решений в семейной
политике, оценка эффективности услуг, программ и проектов
опираются на научный анализ сущности семейных проблем и
независимую экспертизу, проводимую учеными, специалистами в
области семьи, семейной политики, социального проектирования;
принцип сочетания регионального, отечественного опыта
социальной политики и тенденций социального развития европейского
и международного сообщества;
принцип социального партнерства: семейная политика
осуществляется органами государственной власти и местного
самоуправления во взаимодействии с государственными службами,
учреждениями, организациями и предприятиями, бизнесом,
общественными организациями, а также семьями и физическими лицами;
принцип преемственности и стабильности мер государственной
семейной политики, создание новых, поддержка и развитие
существующих социальных сервисов, сохранение и дальнейшее
совершенствование достигнутых социальных гарантий защиты семьи;
принцип системности социальной поддержки семьи, предполагающий
как индивидуальную работу с членами семьи и отдельными семьями,
так и осуществление программ, направленных на оздоровление
экономической, правовой социокультурной среды жизнедеятельности
семьи на разных уровнях ближайшее окружение семьи, местное
сообщество, государственные и негосударственные структуры,
общественность, средства массовой информации;
принцип согласования социальных обязательств государства и
реальных возможностей для их финансирования на основе повышения
эффективности использования ресурсов, направляемых на социальные
цели, и расширения источников финансирования.
III. Направления реализации областной семейной политики
Политика области, направленная на достижение поставленных
целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных
направлениях.
1. В сфере развития законодательства
Совершенствование регионального законодательства с целью
закрепления механизмов реализации национальных проектов социальной
направленности, регулирующего вопросы социальной поддержки семей
многодетных семей, приемных, патронатных семей, профилактику
правонарушений среди подростков, закрепляющего статус и полномочия
социального работника, минимальные социальные стандарты.
Активизация деятельности межведомственных комиссий,
контролирующих соблюдение исполнения действующего законодательства
в трудовой сфере, сфере образования, здравоохранения, защиты прав
человека.
Введение практики экспертизы законодательства и принимаемых
политических и административных решений на предмет последствий и
влияния данных решений на положение семьи (домохозяйств), детей и
женщин.
Поддержка семейного малого и среднего бизнеса.
Принятие на местном уровне программ реализации основных
направлений семейной политики.
2. В сфере развития системы социальной и медико-психолого-
педагогической помощи семье
Совершенствование деятельности существующих учреждений
социального обслуживания, центров "Семья", расширение спектра
услуг для семьи, домохозяйств, содействие укреплению их правового
статуса, научно-методическому обеспечению, осуществление
независимой оценки эффективности их деятельности с привлечением
ученых, специализирующихся на исследованиях семьи и семейной
политики.
Развитие сети учреждений социальной поддержки семьи и детей в
сельской местности и расширение спектра предоставляемых ими услуг.
Расширение спектра социальных услуг, оказываемых учреждениями
социальной защиты населения на платной основе.
Дальнейшее развитие системы экстренной помощи семьям группы
риска и усиление акцента на программах профилактики семейного
неблагополучия.
Повышение квалификации сотрудников сферы социальной, медико-
психолого-педагогической помощи семье, проведение краткосрочных и
долгосрочных курсов, тренингов, обучающих семинаров, обеспечение
взаимодействия служб по обмену опытом в форме семинаров,
конференций и дискуссий, поддержка совместных мероприятий.
Создание межведомственного банка данных о существующие службах,
организациях и учреждениях (различной ведомственной принадлежности
и формы организации), оказывающих социальные образовательные,
психологические, реабилитационные услуги население и
информирование населения о специфике их деятельности с целью
обеспечения эффективности и своевременности решения проблем, с
которым сталкиваются семьи.
Содействие межведомственному и внутриведомственному
сотрудничеству учреждений и организаций по обмену опытом поддержки
семьи, родительства и детства.
Поддержка гражданской инициативы и взаимодействие с
негосударственными организациями, развитие сети волонтерских
организаций, ведущих социальную работу с семьей, детьми,
подростками и пожилыми.
Активизация проектной и грантовой работы социальных служб и
общественных организаций, оказывающих услуги семьям и
домохозяйствам.
3. В сфере охраны здоровья детей и родителей
Модернизация здравоохранения в рамках национального проекта,
обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи,
усиление профилактической направленности медицинской помощи
населению.
Поддержка государственных учреждений здравоохранения,
содействие развитию иных форм медицинских учреждений, расширение
спектра профилактических медицинских услуг населению.
Улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения
доступности медицинской помощи всем категориям населения путем
создания правовых, экономических и организационных условий,
предоставления медицинских услуг, которые соответствуют
современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам,
которыми располагают государство и общество.
Развитие сети медицинских учреждений в сельских районах
Саратовской области.
Дальнейшее развитие системы охраны репродуктивного здоровья
женщин и мужчин.
Профилактика смертности от неестественных причин, пропаганда
здорового образа жизни, физической культуры, здорового питания.
Создание и внедрение междисциплинарных программ обучения
родителей основам реабилитации и воспитания детей с нарушениями
физического и умственного развития.
Пропаганда важности своевременного и регулярного медицинского
обследования мужчин и женщин любого возраста и поддержка развития
системы профилактических медицинских осмотров по месту работы,
учебы, места жительства.
4. В сфере улучшения материальных условий жизнедеятельности
семьи, поддержки малоимущих семей
Развитие рынка временных, сезонных работ и надомного труда для
трудоустройства граждан с семейными обязанностями.
Продвижение идей социальной ответственности среди работодателей
(независимо от формы собственности предприятий), включающих заботу
и поддержку работников с семейными обязанностями, координирующих
интересы работников, работодателей и государства.
Совершенствование системы занятости подростков.
Совершенствование системы адресной помощи семьям и
домохозяйствам.
5. В сфере повышения профессионального и социального статуса,
защиты прав женщин
Поддержка организаций и предприятий, осуществляющих
дополнительные меры, направленные на охрану труда женщин и других
работников с семейными обязанностями, предоставление условий для
успешного сочетания семейных и трудовых обязанностей
(предоставление возможности работы на условиях неполного рабочего
времени, по гибкому графику или работы на дому), развивающих
социальную инфраструктуру, содействующую облегчению исполнению
работниками семейных обязанностей (дневной присмотр за детьми,
организация семейного досуга и отдыха, забота о здоровье
работников, бытовые услуги и т.д.).
Реализация на практике законодательства о равных правах и
обязанностях обоих родителей по воспитанию и заботе о ребенке,
пропаганда ценности отцовства, семейного равноправия, равенства в
распределении домашних обязанностей и баланса в сфере занятости;
поддержка государственных и частных программ дошкольного
воспитания.
Активизация деятельности комиссий по контролю за соблюдением
трудового законодательства на предприятиях и в организациях
различной формы собственности в отношении женщин (борьба с
дискриминацией при приеме на работу и увольнении, в сфере охраны
труда, соблюдения режима труда и отдыха).
Совершенствование деятельности государственных и
негосударственных организаций по предотвращению любых форм насилия
против женщин, распространение информационно-образовательных
инициатив по пропаганде гендерного равенства.
Содействие повышению авторитета женских общественных
объединений, а также фондов, ассоциаций и организаций,
представляющих интересы семьи, детей.
Широкое информирование населения об основных принципах
гендерного равенства.
Содействие развитию гендерных исследований и гендерной
экспертизы законопроектов, социальных и образовательных программ,
внедрение принципов гендерно-чувствительной социальной работы в
практику деятельности учреждений социальной помощи семье и детям
области.
6. В сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Сохранение и дальнейшее совершенствование работы учреждений
социального обслуживания населения, системы образования,
здравоохранения и внутренних дел по профилактике правонарушений
среди несовершеннолетних.
Совершенствование законодательной базы в сфере защиты прав и
интересов детей.
Способствование введению системы ювенальной юстиции, в
частности подготовке социальных работников для работы в системе
ювенальной юстиции.
Развитие системы правового просвещения детей и подростков,
внедрение программ гражданского образования и формирования
гражданской ответственности, образовательных программ для
родителей и специалистов систем образования, внутренних дел и
социальной защиты с целью формирования эффективной профилактики и
координации реабилитационных комплексных услуг для детей и
подростков.
Контроль за соблюдением прав детей и подростков, оказавшихся в
приютах, детских домах и учреждениях интернатного типа,
находящихся под следствием, содержащихся в исправительных колониях
и образовательных учреждениях закрытого типа.
7. В сфере идеологической, пропагандистской и культурно-
просветительской работы
Разработка системы организационных и иных мер по формированию в
средствах массовой информации специального направления по вопросам
семейной политики.
Поддержка научных исследований по проблемам семейной политики,
социальной работы с семьей и детьми, семьи, родительства и
детства; распространение результатов исследований среди
администраторов социальной сферы, работников социальных служб,
работников образовательных и медицинских учреждений.
Распространение опыта переговорных площадок по обсуждению
положения семей, законодательных, исполнительных и гражданских
инициатив в сфере поддержки семьи, родительства и детства, анализу
деятельности социальных служб, учреждений системы образования и
здравоохранения с целью получения обратной связи от населения для
анализа деятельности законодательной, исполнительной власти,
учреждений, осуществляющих работу с семьей, что позволит
корректировать и улучшать систему социальной поддержки семьи.
Включение в планы учебных образовательных учреждений области
основ семейного законодательства, разработка и внедрение
образовательных программ по основам здорового образа жизни,
формированию осознанного материнства и отцовства, развитию
гражданской инициативы и ответственности.
8. В сфере образования и досуга
Реализация национального проекта "Образование", внедрение
инновационных программ воспитания и образования.
Развитие системы дошкольного образования и форм дневного
пребывания ребенка для оказания помощи родителям в воспитании
детей (на базе учреждений социального обслуживания,
образовательных учреждений).
Поддержка учреждений дополнительного образования детей:
музыкальных и художественных школ, центров детского творчества,
детских театральных и музыкальных коллективов.
Развитие массовой физкультуры и спорта, пропаганда семейного
оздоровительного спорта.
Распространение образовательных программ для детей: здорового
образа жизни, подготовки к семейной жизни и родительству,
ответственного родительства, превентивных программ, направленных
на предотвращение распространения употребления алкоголя,
наркотиков и других психоактивных средств, по проблемам
безопасного секса и контрацепции, правового просвещения в
учреждениях образования, социальной защиты, культуры,
здравоохранения.
Внедрение образовательных программ для родителей (медицинское,
педагогическое, психологическое, правовое просвещение),
организация семейных праздников, семейного досуга (проведение
культурных мероприятий: выставок, национальных фольклорных
праздников, театрализованных представлений) в учреждениях
образования, социальной защиты, культуры, здравоохранения.
Организация летнего отдыха для детей и подростков, развитие
семейного оздоровительного отдыха.
9. В сфере подготовки кадров социальных служб
Содействие получению работниками социальных служб высшего и
среднего профессионального образования по социальной работе и
другим социальным профессиям с отрывом и без отрыва от
производства, очной и заочной форм обучения на базе кафедр
социальной работы Саратовского государственного технического
университета, психологии Саратовского государственного
университета, в Саратовском педагогическом колледже, факультете
повышения квалификации по социальной работе Саратовского
государственного технического университета.
Ориентация высших, средних профессиональных учебных заведений
на подготовку семейных социальных работников и педагогов, семейных
психологов и психотерапевтов для работы в сельских районах
области.
Подготовка социальных работников, юристов для работы в системе
ювенальной юстиции.
Поддержка непрерывного образования социальных работников,
работающих в сфере поддержки семьи и детей, повышение их правовой
и юридической грамотности, проведение регулярных краткосрочных и
долгосрочных обучающих практических семинаров, проведение
конференций и творческих мастерских в качестве образовательных
мероприятий.
Развитие сотрудничества министерств и ведомств, а также
подведомственных им учреждений филиалов учебных заведений области,
ведущих подготовку специалистов для социальной сферы, с целью
оптимизации теоретического и практического обучения будущих
специалистов.
Обмен опытом в сфере подготовки кадров социальных служб между
российскими и зарубежными специалистами, практиками и учеными
через базовую кафедру и факультет повышения квалификации по
социальной работе на базе Саратовского государственного
технического университета.
IV. Организационные меры по реализации
областной семейной политики
Реализация областной семейной политики включает следующие меры:
проведение работы по согласованию, выработке единых подходов к
реализации семейной политики между заинтересованными органами
законодательной, исполнительной власти, различными
государственными, неправительственными и общественными
организациями, работодателями и гражданами;
разработка и принятие областной целевой Программы "Семья и
дети" на 2007 - 2010 годы;
обеспечение приоритетности финансирования областных программ в
области семейной политики с привлечением средств федерального и
регионального бюджетов, отечественных и зарубежных фондов,
финансирующих социальные инициативы, пожертвований от предприятий
бизнеса, благотворительных организаций, граждан;
разработка законодательных и иных правовых актов области,
внесение в качестве законодательной инициативы изменений и
дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и
иные правовые акты по вопросам семейной политики;
мониторинг положения семьи и детей в области с целью
диагностики благополучия или неблагополучия разных типов семей,
специфических потребностей семей на разных стадиях жизненного
цикла, а также оценки результатов и эффективности семейной
политики;
использование принципа открытости и диалога заинтересованных
сторон на этапе разработки и в процессе применения новых правовых
норм для совершенствования законодательного обеспечения
государственной семейной политики и защиты прав детей, применения
практики переговорных площадок при обсуждении законодательства и
социальных программ;
активизация деятельности общественных организаций в сфере
поддержки семьи и защиты прав детства, действующих в
сотрудничестве с государственными учреждениями социальной
поддержки населения, органами законодательной и исполнительной
власти;
межведомственная координация деятельности различных ведомств и
служб по оказанию социальной, медико-психолого-педагогической,
правовой, организационной помощи семье и детям;
использование практики общественной экспертизы принимаемых
региональных социальных программ с точки зрения их воздействия на
жизнедеятельность семьи, защиту детства;
организация освещения хода реализации приоритетных национальных
у проектов в области здравоохранения, образования, жилищного
строительства, направлений семейной политики в средствах массовой
информации и сети Интернет, пропаганда лучшего опыта семейного
воспитания детей, семейных ценностей, здорового образа жизни.
|