САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2005 г. N 45-1846
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
"ЭЛЕКТРОННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ РЕГИСТР НАСЕЛЕНИЯ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2006 - 2007 ГОДЫ
Саратовская областная Дума постановляет:
1. Утвердить областную целевую Программу "Создание
автоматизированной информационной системы "Электронный социальный
регистр населения Саратовской области" на 2006 - 2007 годы
(прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Саратовской областной Думы
П.В.БОЛЬШЕДАНОВ
Приложение
к Постановлению
Саратовской областной Думы
от 23 ноября 2005 г. N 45-1846
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
"ЭЛЕКТРОННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ РЕГИСТР
НАСЕЛЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2006 - 2007 ГОДЫ
Паспорт
областной целевой Программы
"Создание автоматизированной информационной
системы "Электронный социальный регистр
населения Саратовской области" на 2006 - 2007 годы
Наименование Программы - областная целевая Программа
"Создание автоматизированной
информационной системы "Электронный
социальный регистр населения
Саратовской области" на 2006 - 2007
годы (далее - Программа)
Государственный заказчик и - министерство здравоохранения и
основной разработчик социальной поддержки области
Программы
Цель и задачи Программы - цель Программы - повышение качества
социального обслуживания населения
области на основе использования
современных информационных
технологий.
Задачи Программы:
создание и сопровождение комплексной
автоматизированной информационной
системы органов социальной защиты
населения;
создание единого и распределенных
банков данных "Электронный социальный
регистр населения области";
оснащение органов социальной защиты
населения аппаратными и системными
программными средствами;
создание в органах социальной защиты
локальных вычислительных сетей;
обучение сотрудников органов
социальной защиты населения работе с
комплексной автоматизированной
информационной системой;
создание и внедрение системы
электронных средств связи
(электронная почта) и подключение
органов социальной защиты
населения к локальной вычислительной
сети министерства здравоохранения и
социальной поддержки области
Срок реализации Программы - 2006 - 2007 годы
Исполнители основных - министерство здравоохранения и
мероприятий Программы социальной поддержки области, органы
социальной защиты населения
Объем и источники - общие затраты из средств областного
финансирования Программы бюджета на реализацию мероприятий
Программы - 34510 тыс. рублей, в том
числе:
2006 год - 26210 тыс. рублей;
2007 год - 8300 тыс. рублей
Ожидаемые конечные - организация эффективных адресных
результаты реализации социальных программ и мероприятий на
Программы основе единой базы данных
электронного социального регистра;
формирование статистической
информации в области социальной
защиты населения;
снижение трудоемкости работ в органах
социальной защиты населения за счет
автоматизации процессов получения и
обработки сведений о заявителях;
создание условий для проведения
мониторинга и анализа потребностей
граждан, нуждающихся в получении
социальной помощи;
выявление граждан, необоснованно
получающих помощь в органах
социальной защиты населения;
обеспечение информированности граждан
в области защиты их социальных
интересов;
осуществление контроля деятельности
органов социальной защиты населения
по исполнению решений органов
государственной власти при проведении
социально-демографической политики в
регионе
Система организации - контроль за исполнением Программы
контроля за исполнением осуществляется министерством
Программы здравоохранения и социальной
поддержки области совместно с
министерством экономического развития
и торговли области
Введение
Программа разработана в соответствии с Концепцией создания
системы персонального учета населения Российской Федерации,
одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
июня 2005 г. N 748-р, федеральной целевой Программой "Электронная
Россия (2002 - 2010 годы)", утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65.
Программа является средством реализации согласованной политики
органов государственной власти области и органов местного
самоуправления по предоставлению адресной социальной поддержки
гражданам, проживающим на территории области.
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Действующая государственная система учета граждан формировалась
в условиях отсутствия единой нормативной правовой базы, а также
скоординированности и согласованности при создании
автоматизированных систем учета граждан между собой.
В связи с этим имеется ряд проблем:
неполный охват населения любой из существующих
автоматизированных систем учета граждан;
низкий уровень автоматизации органов государственной власти,
органов местного самоуправления, государственных и муниципальных
организаций, осуществляющих сбор и хранение персональных данных;
недоступность персональных данных, размещаемых в отдельных
отраслевых автоматизированных системах учета граждан, для
заинтересованных органов исполнительной власти и, как следствие,
дублирование бюджетных расходов по сбору уже имеющихся в других
ведомствах и организациях персональных данных;
невозможность сопоставления и анализа персональных данных из
различных автоматизированных систем учета для получения полной,
достоверной и актуальной информации о населении;
сложность обеспечения оперативного обмена персональными данными
между отдельными автоматизированными системами учета граждан,
имеющими различную структуру хранения персональных данных;
отсутствие единой методики установления соответствия
персональных данных, размещаемых в различных автоматизированных
системах учета граждан, конкретному физическому лицу, их
оперативного обновления.
Из бюджетов разных уровней, а также внебюджетных фондов
ежегодно выделяются значительные средства на социальную помощь
льготным категориям граждан. Однако оперативно проследить движение
денежных средств, выделяемых на оказание социальной помощи каждому
конкретному гражданину, невозможно из-за отсутствия единой
автоматизированной информационной системы персонального учета.
Министерство здравоохранения и социальной поддержки области в
своей деятельности осуществляет обмен информацией с Правительством
области, министерствами и ведомствами социальной сферы,
администрациями муниципальных образований области,
подведомственными учреждениями, банками и другими организациями.
В настоящее время в управлениях социальной защиты населения
(далее - УСЗН), учреждениях здравоохранения и социального
обслуживания населения создано и продолжает формироваться
значительное количество информационных баз и банков данных.
Сотрудники таких учреждений в процессе работы используют
локальные информационные базы данных, установленные на
автоматизированных рабочих местах (далее - АРМ), как правило, не
объединенные в локальные информационные сети. Локальные
информационные базы данных содержат тематическую информацию о
предоставляемых гражданину льготах и других социальных выплатах.
Отсутствие связи между локальными базами данных нередко приводит к
дублированию информации о гражданине в базах, установленных на
различных АРМ.
В министерстве здравоохранения и социальной поддержки области
создана и ежемесячно обновляется информационная база данных на
получателей льгот в районах области. Обновление указанной базы
данных происходит путем передачи информации из органов социальной
защиты населения на дискетах и дисках. Структурные подразделения
министерства по локальной сети имеют доступ к информационной базе
данных.
Однако существующая технология не реализует процесс передачи
информации между районами области, что приводит к необходимости
повторного ввода данных о гражданине при его переезде из одного
района в другой, при этом не исключена возможность дублирования
информации о нем в единой базе данных.
В соответствии с Концепцией преобразований в жилищно-
коммунальном комплексе Саратовской области на 2004 - 2007 годы,
утвержденной Постановлением Правительства области от 23 ноября
2004 г. N 255-П, в настоящее время ведется формирование единых баз
данных: получателей субсидий по оплате жилого помещения и
коммунальных услуг; потребителей энергоресурсов и жилищно-
коммунальных услуг; получателей льгот по оплате жилого помещения и
коммунальных услуг.
Многие организации и ведомства также ведут собственные базы
персональных данных граждан, например:
районные отделы записи актов гражданского состояния -
регистрация актов гражданского состояния;
управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области
- регистрация идентификационных номеров налогоплательщиков;
государственное учреждение "Отделение Пенсионного фонда
Российской Федерации по Саратовской области" - страхование лиц в
системе обязательного пенсионного страхования, получение пенсий;
паспортные столы жилищно-эксплуатационных управлений, паспортно-
визовая служба Главного управления внутренних дел области -
регистрация по месту жительства;
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Саратовской области - учет застрахованных граждан, информация о
лечении;
военные комиссариаты районов - учет призывников,
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их
семей, инвалидов войн.
У перечисленных выше органов и организаций регулярно или
эпизодически возникает потребность обмена и сверки информации по
предоставляемым гражданам льготам и социальным гарантиям. Так как
формат межведомственного учета персональных данных не согласован,
информация предоставляется в бумажном виде, что требует больших
трудозатрат на ее обработку.
Из-за отсутствия единого идентификатора проблемы с
достоверностью информации возникают не только при обмене
информацией между ведомствами, но и внутри одного ведомства из-за
ошибок в написании фамилий, имен и номеров документов.
Так как меры социальной поддержки предоставляются гражданам
различными организациями и ведомствами, невозможно точно
определить объем социальной помощи, полученной каждым гражданином
или социальной группой, оценить реальный уровень их жизни с учетом
льгот.
Одним из основных приоритетов развития системы социального
обслуживания населения области является разработка системы учета,
мониторинга и анализа потребностей граждан в социальных услугах в
разрезе целевых групп и муниципальных образований.
Для этого необходимо обеспечить единый порядок сбора и
использования персональных данных, а также создать систему
персонального учета на основе интеграции автоматизированных систем
учета в рамках единого информационного пространства.
Создание электронного социального регистра населения области
является первым этапом реализации Концепции создания системы
персонального учета населения Российской Федерации (далее - СПУН),
одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
июня 2005 г. N 748-р.
Автоматизированная информационная система "Электронный
социальный регистр населения Саратовской области" (далее - ЭСРН) -
государственная территориально-распределенная информационная
система, обеспечивающая в автоматизированном режиме формирование,
ведение и использование единой базы данных льготных категорий
граждан, имеющих право на государственную социальную поддержку.
Основой ЭСРН должны стать ранее созданные органами социальной
защиты населения базы данных получателей льгот в муниципальных
образованиях. Единая информационная база данных поддерживается в
актуальном состоянии за счет постоянного обновления информации,
формируемой в самой системе.
Основное назначение ЭСРН - учет льготных категорий граждан,
имеющих право на социальную помощь, обеспечение необходимой
информационной поддержки и автоматизированной технологии решения
задач органов государственной власти области и органов местного
самоуправления, информационное обслуживание населения.
2. Основные цель и задачи Программы,
срок ее реализации
Целью создания ЭСРН является повышение качества социального
обслуживания населения области на основе использования современных
информационных технологий путем:
обеспечения адресного подхода к оказанию социальной помощи
населению за счет использования единой информационной базы данных
льготных категорий граждан, имеющих право на государственную
социальную поддержку;
улучшения информационного обслуживания населения и сокращения
потерь времени при обращении граждан в органы государственной
власти и органы местного самоуправления;
обеспечения централизованного контроля данных и деятельности
подразделений, пользующихся ЭСРН.
Для достижения указанной цели планируется решение следующих
задач:
создание и сопровождение комплексной автоматизированной
информационной системы органов социальной защиты населения;
создание единого и распределенных банков данных ЭСРН;
оснащение органов социальной защиты населения аппаратными и
системными программными средствами;
создание в органах социальной защиты населения локальных
вычислительных сетей;
обучение сотрудников органов социальной защиты населения работе
с комплексной автоматизированной информационной системой;
создание и внедрение системы электронных средств связи
(электронная почта), подключение органов социальной защиты
населения к локальной вычислительной сети министерства
здравоохранения и социальной поддержки области.
Основу ЭСРН должны составлять следующие данные:
идентификационные сведения о гражданине;
сведения о льготных категориях граждан;
сведения о потребностях гражданина;
сведения о выплатах в адрес гражданина;
сведения об оказанных льготных услугах;
сведения о родственных отношениях между гражданами;
сведения о составе семей;
сведения о доходах семей;
сведения о состоянии здоровья гражданина;
сведения о бытовых условиях проживания граждан и т.д.
Автоматизированная информационная система ЭСРН включает в себя
ряд подсистем, необходимых для ведения и использования единой базы
данных социального регистра и автоматизации деятельности
подразделений социальной защиты населения области:
1) подсистема ведения федеральных, отраслевых классификаторов и
кодификаторов, специальных справочников;
2) подсистема организации выплат, предназначенная для
назначения, контроля обоснованности назначения выплаты гражданину,
расчета выплачиваемых сумм и подготовки выплатных документов;
3) подсистема внешнего информационного обмена, обеспечивающая
взаимодействие с информационными ресурсами смежных ведомств и
сторонних организаций с целью подтверждения права на пользование
определенными льготами или организации массовых выплат населению
посредством уполномоченных банков;
4) подсистема внутреннего информационного обмена, необходимая в
случае автономной распределенной работы пользователей и
применяемая при децентрализованном варианте построения базы
данных. Подсистема формирует специальные пакеты обновления,
которые передаются по различным (выделенным, коммутируемым)
каналам связи либо на сменных носителях;
5) подсистема поддержки принятия решения, предназначенная для
определения права на предоставление различных видов социальной
помощи (социальный сервис) гражданину в зависимости от льготной
категории при его обращении в органы социальной защиты населения.
Данная подсистема также определяет перечень необходимых
документов, который представляет гражданин для назначения
социального сервиса;
6) подсистема генерации отчетов, предназначенная для
формирования статистических или аналитических отчетов и их твердых
копий на основании шаблонов офисных приложений. Подсистема
содержит отчетные и справочные документы организации в
соответствии с номенклатурой дел;
7) аналитическая подсистема, предназначенная для анализа
информации, хранящейся в базе данных социального регистра, с целью
последующего создания аналитических отчетов. Данная информация
может использоваться для создания адресных социальных программ,
мониторинга системы социальной защиты населения в области и т.п.;
8) подсистема безопасности, обеспечивающая защищенность
конфиденциальной информации. Разграничение доступа к
информационным ресурсам основывается на авторизации и
аутентификации пользователей по группам, ролям и функциям. В
подсистеме ведется учет всех событий, связанных с вводом и
изменением данных в единую базу данных.
3. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 2006 - 2007 годы.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного
бюджета.
Объем финансирования Программы составляет 34510 тыс. рублей, из
них:
в 2006 году - 26210 тыс. рублей;
в 2007 году - 8300 тыс. рублей.
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств
областного бюджета подлежат ежегодному уточнению.
5. Организация управления реализацией Программы
и контроль за ходом ее исполнения
Организационное управление реализацией Программы осуществляет
министерство здравоохранения и социальной поддержки области.
Ответственными за выполнение мероприятий Программы в
установленные сроки являются их исполнители.
Контроль за исполнением Программы осуществляется министерством
здравоохранения и социальной поддержки области совместно с
министерством экономического развития и торговли области.
Ежегодно до 1 февраля министерство здравоохранения и социальной
поддержки области представляет в министерство экономического
развития и торговли области, министерство финансов области
информацию о ходе реализации Программы за прошедший год, а также
предложения о внесении изменений, продлении срока действия,
завершении или прекращении Программы.
6. Оценка эффективности социально-экономических
последствий реализации Программы
Социально-экономическими последствиями реализации Программы
будут являться:
уменьшение числа граждан, остро нуждающихся в оказании
социальной помощи, но не получающих ее в связи с
неинформированностью;
выявление граждан, необоснованно получающих помощь в органах
социальной защиты населения;
организация эффективных адресных социальных программ и
мероприятий за счет единой базы данных ЭСРН;
формирование статистической информации в области социальной
защиты населения;
снижение трудоемкости работ в органах социальной защиты
населения за счет автоматизации процессов получения и обработки
сведений о заявителях;
создание условий для проведения мониторинга и анализа
потребностей граждан, нуждающихся в получении социальной помощи;
обеспечение информированности граждан в области защиты их
социальных интересов;
осуществление контроля деятельности органов социальной защиты
населения по исполнению решений органов государственной власти при
проведении социально-демографической политики в регионе;
сокращение финансовых и организационных расходов за счет
автоматизации системы назначения социальных выплат.
Перечень
мероприятий областной целевой программы
"Создание автоматизированной информационной системы
"Электронный социальный регистр населения
Саратовской области" на 2006 - 2007 годы
(тыс. рублей, в ценах 2005 года)
----T-------------------------T----------T-----------------T--------------T---------------T--------------¬
¦ N ¦Наименования мероприятий ¦ Срок ¦ Исполнители ¦ Источники ¦ 2006 - 2007 ¦ В том числе: ¦
¦п/п¦ ¦исполнения¦ ¦финансирования¦ годы, всего +-------T------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2006 ¦ 2007 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦
+---+-------------------------+----------+-----------------+--------------+---------------+-------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+---+-------------------------+----------+-----------------+--------------+---------------+-------+------+
¦ 1.¦Оснащение министерства¦ 2006 год ¦ министерство ¦ областной ¦ 15990,0 ¦15990,0¦ ¦
¦ ¦здравоохранения и¦ ¦ здравоохранения ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальной поддержки¦ ¦ и социальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области, органов¦ ¦поддержки области¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальной защиты¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения компьютерной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техникой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+-----------------+--------------+---------------+-------+------+
¦ 2.¦Создание локальных¦ 2006 год ¦ министерство ¦ областной ¦ 3700,0 ¦ 3700,0¦ ¦
¦ ¦вычислительных сетей в¦ ¦ здравоохранения ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦органах социальной защиты¦ ¦ и социальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения ¦ ¦поддержки области¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+-----------------+--------------+---------------+-------+------+
¦ 3.¦Создание и внедрение¦ 2006 год ¦ министерство ¦ областной ¦ 300,0 ¦ 300,0¦ ¦
¦ ¦системы электронных¦ ¦ здравоохранения ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств связи¦ ¦ и социальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(электронная почта) в¦ ¦поддержки области¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦органах социальной защиты¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения и подключение к¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦локальной вычислительной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сети министерства¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦здравоохранения и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальной поддержки¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+-----------------+--------------+---------------+-------+------+
¦ 4.¦Разработка и внедрение¦ 2006 год ¦ министерство ¦ областной ¦ 3620,0 ¦ 3620,0¦ ¦
¦ ¦программного обеспечения¦ ¦ здравоохранения ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для ведения и¦ ¦ и социальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использования единой базы¦ ¦поддержки области¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦данных ЭСРН ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+-----------------+--------------+---------------+-------+------+
¦ 5.¦Обучение сотрудников¦ 2006 год ¦ министерство ¦ областной ¦ 500,0 ¦ 500,0¦ ¦
¦ ¦министерства ¦ ¦ здравоохранения ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦здравоохранения и¦ ¦ и социальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальной поддержки¦ ¦поддержки области¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области, органов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальной защиты¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения работе с¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автоматизированной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационной системой¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ЭСРН ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+-----------------+--------------+---------------+-------+------+
¦ 6.¦Реализация пилотного¦ 2006 год ¦ министерство ¦ областной ¦ 2100,0 ¦ 2100,0¦ ¦
¦ ¦проекта по внедрению¦ ¦ здравоохранения ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автоматизированной ¦ ¦ и социальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационной системы¦ ¦поддержки области¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ЭСРН в министерстве¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦здравоохранения и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальной поддержки¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области и трех¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управлениях социальной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защиты населения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦муниципальных образований¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+-----------------+--------------+---------------+-------+------+
¦ 7.¦Внедрение в эксплуатацию¦ 2007 год ¦ министерство ¦ областной ¦ 8300,0 ¦ ¦8300,0¦
¦ ¦автоматизированной ¦ ¦ здравоохранения ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационной системы¦ ¦ и социальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ЭСРН ¦ ¦поддержки области¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------+----------+-----------------+--------------+---------------+-------+------+
¦ ¦Всего по Программе ¦ ¦областной бюджет - всего ¦ 34510,0 ¦26210,0¦8300,0¦
¦ ¦ ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦министерство здравоохранения и ¦ 34510,0 ¦26210,0¦8300,0¦
¦ ¦ ¦ ¦социальной поддержки области ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------+----------+--------------------------------+---------------+-------+-------
|