8 ноября 2005 года
-------------------------------------------------------------------
УСТАВ
ХВАЛЫНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Решением
районного Совета депутатов
от 8 ноября 2005 г. N 581
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовой статус Хвалынского муниципального района
1. Хвалынский муниципальный район является муниципальным
образованием, состоящим из городского и сельских поселений,
объединенных общей территорией.
2. Статус и границы Хвалынского муниципального района
установлены Законом Саратовской области от 23 декабря 2004 г. N 78-
ЗСО "О муниципальных районах". Официальное наименование -
Хвалынский муниципальный район (далее - муниципальный район).
3. Административным центром Хвалынского муниципального района
является город Хвалынск.
Статья 2. Официальные символы муниципального района
1. Официальными символами муниципального района являются герб и
флаг муниципального района.
2. Описание и порядок использования герба и флага
муниципального района устанавливается решением Собрания
муниципального района.
Статья 3. Вопросы местного значения муниципального района
1. К вопросам местного значения муниципального района
относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального
района, контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов
муниципального района;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся
в муниципальной собственности муниципального района;
4) организация в границах муниципального района электро- и
газоснабжения поселений;
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего
пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных
инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах
муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего
пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений
федерального и регионального значения;
6) создание условий для предоставления транспортных услуг
населению и организация транспортного обслуживания населения между
поселениями в границах муниципального района;
7) участие в предупреждении и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
8) организация охраны общественного порядка на территории
муниципального района муниципальной милицией;
9) организация мероприятий межпоселенческого характера по
охране окружающей среды;
10) организация и осуществление экологического контроля
объектов производственного и социального назначения на территории
муниципального района, за исключением объектов, экологический
контроль которых осуществляют федеральные органы государственной
власти;
11) организация предоставления общедоступного и бесплатного
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования по основным общеобразовательным программам, за
исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного
процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти
Саратовской области; организация предоставления дополнительного
образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования
на территории муниципального района, а также организация отдыха
детей в каникулярное время;
12) организация оказания на территории муниципального района
скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной),
первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и
больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период
беременности, во время и после родов;
13) опека и попечительство;
14) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных
отходов;
15) утверждение схем территориального планирования
муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы
территориального планирования муниципального района документации
по планировке территории, ведение информационной системы
обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на
территории муниципального района, резервирования и изъятие, в том
числе путем выкупа, участков в границах муниципального района для
муниципальных нужд;
16) формирование и содержание муниципального архива, включая
хранение архивных фондов поселений;
17) содержание на территории муниципального района
межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;
18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в
состав муниципального района, услугами связи, общественного
питания, торговли и бытового обслуживания;
19) организация библиотечного обслуживания поселений
(обеспечение услугами библиотечного коллектора);
20) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений,
входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета
муниципального района;
21) организация и осуществление мероприятий по гражданской
обороне, защите населения и территории муниципального района от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
22) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-
оздоровительных местностей и курортов местного значения на
территории муниципального района;
23) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей
на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
2. В соответствии с федеральным законом органы местного
самоуправления муниципального района вправе решать иные вопросы,
не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других
муниципальных образований, органов государственной власти и не
исключенные из их компетенции федеральными законами и законами
Саратовской области, только при наличии собственных материальных
ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций,
предоставляемых из федерального бюджета и областного бюджета).
3. В соответствии с федеральным законом органы местного
самоуправления отдельных поселений, входящих в состав
муниципального района, вправе заключать соглашения с органами
местного самоуправления муниципального района о передаче им
осуществления части своих полномочий за счет субвенций,
предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального
района.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе
заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных
поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им
осуществления части своих полномочий за счет субвенций,
предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты
соответствующих поселений.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок,
содержать положения, устанавливающие основания и порядок
прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок
определения ежегодного объема субвенций, необходимых для
осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать
финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Глава II. УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ
В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 4. Формы непосредственного осуществления населением
местного самоуправления и участие населения в его осуществлении
1. Непосредственное осуществление населением местного
самоуправления и участия населения в осуществлении местного
самоуправления основываются на принципах законности,
добровольности.
2. Формами непосредственного осуществления населением местного
самоуправления являются: местный референдум; муниципальные выборы;
голосование по отзыву депутата, главы муниципального района;
голосование по вопросу изменения границ муниципального района,
преобразования муниципального района; правотворческая инициатива
граждан; участие в территориальном общественном самоуправлении;
публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан
(собрание делегатов); опрос граждан; обращения граждан в органы
местного самоуправления; иные формы, не противоречащие Конституции
Российской Федерации, федеральным законам и законам Саратовской
области.
Статья 5. Местный референдум
1. В соответствии с федеральным законом на территории
муниципального района для решения непосредственно населением
вопросов местного значения может проводиться местный референдум.
2. В местном референдуме имеют право участвовать граждане
Российской Федерации, место жительство которых расположено в
границах муниципального района. Граждане РФ участвуют в местном
референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления
при тайном голосовании.
3. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а
также порядок подготовки и проведения местного референдума
устанавливаются федеральным законом и законом Саратовской области.
Статья 6. Муниципальные выборы
1. Муниципальные выборы депутатов Собрания муниципального
района осуществляются на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании.
2. Гарантии избирательных прав граждан при проведении
муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения
и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются
федеральным законом и законом Саратовской области.
3. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному
опубликованию (обнародованию).
Статья 7. Голосование по отзыву депутата Собрания, главы
муниципального района
1. Голосование по отзыву депутата Собрания, главы
муниципального района проводится по инициативе населения в
порядке, установленном федеральным законом и законом Саратовской
области для проведения местного референдума на основе всеобщего
равного прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Основанием для отзыва депутата Собрания, главы
муниципального района могут служить только его конкретные
противоправные решения или действия (бездействия) в случае их
подтверждения в судебном порядке.
Основаниями отзыва депутата, главы муниципального района
являются:
- нарушение Конституции РФ, федерального законодательства,
Устава (Основного Закона) Саратовской области, законов и иных
нормативных правовых актов области, Устава муниципального района и
иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления,
принятых в пределах их компетенции;
- формально изданный во исполнение решения референдума правовой
акт не соответствующий содержанию решения референдума,
установленный в судебном порядке.
3. Под нарушением законодательства Российской Федерации,
Саратовской области, настоящего Устава и иных нормативных правовых
актов органов государственной власти и местного самоуправления,
принятых в пределах их компетенции, являющимися основанием для
отзыва, понимается однократное грубое нарушение либо
систематическое нарушение депутатом, главой муниципального района
требований этих актов.
4. Депутат Собрания, глава муниципального района не может быть
отозван:
- в течение первых и последних 12 месяцев срока его полномочий;
- в связи с теми действиями (бездействием), которые ранее
явились поводом к проведению голосования по его отзыву, либо
ранее, чем через 6 месяцев после проведения голосования по отзыву
данного депутата, главы муниципального района, если в результате
такого голосования решение по его отзыву не было принято либо если
голосование было признано несостоявшимся.
5. Голосование назначается Собранием по инициативе, выдвинутой
инициативной группой избирателей:
- по отзыву депутата - в составе не менее 20 избирателей того
избирательного округа, по которому был избран депутат;
- по отзыву главы муниципального района - в составе не менее 40
избирателей муниципального района;
- при условии сбора подписей в поддержку данной инициативы
количество которых должно составлять 5 % от числа избирателей,
зарегистрированных на территории соответствующего избирательного
округа (муниципального района).
6. С ходатайством по регистрации инициативная группа обращается
в избирательную комиссию муниципального района. Ходатайство должно
быть подписано всеми членами инициативной группы лично с указанием
фамилии, имени, отчества, года рождения (в возрасте до 18 лет -
дополнительно дня и месяца рождения), адреса места жительства,
серии и номера паспорта или заменяющего его документа; сведений об
уполномоченном представителе инициативной группы - фамилия, имя,
отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер
паспорта или заменяющего его документа.
7. В ходатайстве должны содержаться обстоятельства, служащие
основанием отзыва депутата, главы муниципального района, а также
должно быть приложено решение суда, устанавливающего факт
совершения депутатом, главой муниципального района действия
(бездействия) или принятия решения, являющегося основанием отзыва
депутата, главы муниципального района и протокол собрания
инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении
инициативы проведения голосования по отзыву депутата, главы
муниципального района.
8. При получении ходатайства избирательная комиссия
незамедлительно информирует о нем депутата, главу муниципального
района и представляет им копии заявления и приложенных к нему
документов. Депутат, глава муниципального района вправе
представить в избирательную комиссию аргументы в свою защиту в
письменном виде.
9. Избирательная комиссия муниципального района в течение 15
дней со дня поступления ходатайства обязана рассмотреть его и
принять решение:
- в случае соответствия ходатайства требованиям настоящей
статьи - о регистрации инициативной группы;
- в противном случае - об отказе в регистрации инициативной
группы.
10. О принятом решении избирательная комиссия информирует
инициатора отзыва и депутата, главу муниципального района, отзыв
которых инициируется.
11. В случае принятия решения о регистрации инициативной группы
избирательная комиссия муниципального района не позднее трех дней
со дня принятия решения о регистрации выдает инициативной группе
регистрационное свидетельство и бланки подписных листов по форме,
утверждаемой избирательной комиссией муниципального района.
Регистрационное свидетельство действительно в течение трех
месяцев.
12. В случае отказа в регистрации инициативной группе в
пятидневный срок со дня принятия такого решения выдается копия
решения, в котором указываются основания отказа.
13. При поступлении обращений от нескольких инициаторов отзыва
все они могут быть зарегистрированы и могут получить
регистрационные свидетельства. Суммирование подписей граждан в
поддержку проведения голосования об отзыве депутата Собрания,
главы муниципального района, собранных разными инициаторами
отзыва, не допускается.
14. Для назначения голосования инициативная группа должна
представить в избирательную комиссию муниципального образования
подписи граждан в поддержку инициативы проведения голосования по
отзыву, количество которых должно составлять:
- для отзыва депутата - 5 % от числа избирателей,
зарегистрированных на территории соответствующего избирательного
округа;
- для отзыва главы муниципального района - 5 % от числа
избирателей, зарегистрированных на территории муниципального
района.
15. Подписи могут собираться только среди граждан, обладающих
активным избирательным правом, в том избирательном округе, в
котором избран депутат, или на территории муниципального района
для проведения голосования об отзыве главы муниципального района.
16. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем выдачи
регистрационного свидетельства. Период сбора подписей составляет
20 дней.
17. Сбор подписей, порядок представления в избирательную
комиссию муниципального района, их проверка проводятся по
процедуре, предусмотренной Законом области "О местном
референдуме".
18. При обнаружении среди проверяемых подписей 10 и более
процентов недостоверных или недействительных подписей, или
недостаточного их количества избирательная комиссия муниципального
района отказывает в проведении голосования, о чем принимается
соответствующее решение с обоснованием отказа. Копия решения не
позднее пяти дней со дня его принятия выдается инициативной
группе.
19. В случае принятия решения о соблюдении установленного
порядка выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву
депутата, главы муниципального района избирательная комиссия
муниципального района в течение 15 дней со дня представления
подписных листов инициативной группой направляет копию своего
решения в Собрание, инициативной группе и депутату, главе
муниципального района, в отношении которого инициируется отзыв.
20. Собрание принимает решение о назначении голосования по
отзыву депутата, главы муниципального района в течение 30 дней со
дня поступления копии решения избирательной комиссии
муниципального района. Голосования по отзыву должно быть проведено
не ранее чем через 30 и не позднее чем через 60 дней со дня
принятия решения о его назначении. Решение о назначении
голосования по отзыву депутата, главы муниципального района
подлежит официальному опубликованию в срок не позднее 5 дней со
дня принятия.
21. Депутат, глава муниципального района после опубликования
решения о назначении голосования по его отзыву имеет право дать
избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в
качестве основания для отзыва. Для размещения объяснений депутату,
главе муниципального района предоставляется бесплатно эфирное
время и печатная площадь в муниципальных средствах массовой
информации в порядке и объемах, определяемых избирательной
комиссией муниципального района.
22. Депутат считается отозванным, если за отзыв проголосовало
не менее половины избирателей, зарегистрированных в избирательном
округе, от которого был избран депутат. Глава муниципального
района считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее
половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном районе.
23. Итоги голосования по отзыву и принятое решение подлежат
официальному опубликованию.
24. Если в результате голосования депутат, глава муниципального
района был отозван, Собрание в течение 10 дней после опубликования
общих результатов голосования принимает решение о досрочном
прекращении полномочий депутата, главы муниципального района в
связи с его отзывом и незамедлительно направляет копию решения
отозванному депутату, главе муниципального района.
25. В случае если депутат, глава муниципального района подал
заявление о досрочном прекращении своих полномочий и принято
решение Собрания о досрочном прекращении полномочий депутата,
главы муниципального района, со дня принятия данного решения
компания по отзыву по решению избирательной комиссии прекращается
на любой стадии до дня голосования.
26. В случае если инициатор отзыва аннулирует свое обращение в
избирательную комиссию об отзыве депутата, главы муниципального
района, компания по отзыву прекращается по решения избирательной
комиссии на любой стадии до дня голосования.
27. Письменное заявление об аннулировании обращения об отзыве
депутата, главы муниципального района должно быть подано
инициатором отзыва в избирательную комиссию не позднее, чем за
сутки до дня голосования.
Статья 8. Голосование по вопросам изменения границ
муниципального района, преобразования муниципального района
1. В целях получения согласия населения при изменении границ
муниципального района, преобразования муниципального района
проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального
района, преобразования муниципального района в случаях
предусмотренном федеральным законом.
2. Голосование по вопросам изменения границ муниципального
района, преобразования муниципального района назначается Собранием
муниципального района и проводится на всей территории
муниципального района или на части его территории в порядке,
установленном федеральным законом и законом Саратовской области
для проведения местного референдума с учетом особенностей,
предусмотренных федеральным законом.
3. Голосование по вопросам изменения границ муниципального
района, преобразования муниципального района считается
состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей
муниципального района или части муниципального района, обладающих
избирательным правом. Согласие населения на изменение границ
муниципального района, преобразование муниципального района
считается полученным, если за указанные изменение, преобразование
проголосовало более половины принявших участие в голосовании
жителей муниципального района или части муниципального района.
4. Итоги голосования по вопросам изменения границ
муниципального района, преобразования муниципального района и
принятые решения подлежат официальному опубликованию
(обнародованию).
Статья 9. Правотворческая инициатива граждан
1. В соответствии с федеральным законодательством под
правотворческой инициативой понимается право граждан вносить в
органы местного самоуправления муниципального района проекты
правовых актов по вопросам местного значения.
2. С правотворческой инициативой может выступить инициативная
группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке,
установленном решением Собрания муниципального района.
Минимальная численность инициативной группы граждан
устанавливается решением Собрания муниципального района и не может
превышать 3 процентов от числа жителей муниципального района,
обладающих избирательным правом.
3. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке
реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит
обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или
должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которого
относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев
со дня его внесения.
Представители инициативной группы граждан заблаговременно
извещаются органом местного самоуправления или должностным лицом
органа местного самоуправления, рассматривающего проект правового
акта, о времени и месте рассмотрения указанного проекта, имеют
право присутствовать при рассмотрении проекта и изложить свою
позицию.
4. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения
проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке
реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть
официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его
инициативной группы граждан.
Статья 10. Территориальное общественное самоуправление
1. В соответствии с федеральным законодательством под
территориальным общественным самоуправлением понимается
самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории
муниципального образования для самостоятельного и под свою
ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам
местного значения.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в
поселениях непосредственно населением посредством проведения
собраний и конференций граждан, а также посредством создания
органов территориального общественного самоуправления.
Статья 11. Публичные слушания
1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по
вопросам местного значения с участием жителей муниципального
района Собранием муниципального района, главой муниципального
района могут проводиться публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения,
Собрания муниципального района, главы муниципального района.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или
Собрания муниципального района, назначаются Собранием
муниципального района, а по инициативе главы муниципального района
- главой муниципального района.
3. В соответствии с федеральным законом на публичные слушания
выносятся в обязательном порядке:
1) проект устава муниципального района, а также проект
муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в
устав;
2) проект местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального района;
4) вопросы о преобразовании муниципального района.
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний
определяется решением Собрания муниципального района с учетом
требований Федерального закона.
5. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию
(обнародованию).
Статья 12. Собрание граждан
1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования
населения о деятельности органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления, осуществления
территориального общественного самоуправления на части территории
муниципального района могут проводиться собрания граждан.
2. Собрание граждан проводится по инициативе населения,
Собрания муниципального района, главы муниципального района, а
также в случаях, предусмотренных уставом территориального
общественного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по инициативе населения или
Собрания муниципального района, назначается решением Собрания
муниципального района, а по инициативе главы муниципального района
- постановлением главы муниципального района.
Собрание граждан, проводимое по инициативе населения,
назначается Собранием муниципального района при условии сбора в
поддержку данной инициативы не менее 50 подписей граждан,
проживающих на территории, на которой предлагается провести
собрание. Решение о назначении собрания граждан принимается
Собранием муниципального района не позднее 30 дней со дня
получения документов о выдвижении соответствующей инициативы.
3. Собрание граждан может принимать обращения к органам
местного самоуправления и должностным лицам местного
самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять
собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного
самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
4. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат
обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и
должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых
отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с
направлением письменного ответа.
5. Порядок оформления документов о выдвижении инициативы,
назначения и проведения собрания граждан, полномочия собрания
граждан определяются федеральным законом, решением Собрания
муниципального района в соответствии с настоящим Уставом, уставом
территориального общественного самоуправления.
6. Итоги собрания граждан подлежат опубликованию
(обнародованию).
Статья 13. Конференция граждан (собрание делегатов)
1. Для обсуждения вопросов местного значения, затрагивающих
интересы всех жителей муниципального района, а также для
информирования населения о деятельности органов и должностных лиц
местного самоуправления по решению Собрания муниципального района
или в соответствии с уставом территориального общественного
самоуправления полномочия собрания граждан могут осуществляться
конференцией граждан (собранием делегатов).
2. Порядок назначения и проведения конференций граждан
(собрания делегатов), избрания делегатов определяется решением
Собрания муниципального района, уставом территориального
общественного самоуправления.
3. Итоги проведения конференции граждан (собрания делегатов)
подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 14. Опрос граждан
1. Опрос граждан проводится на всей территории или на части
территории муниципального района для выявления мнения населения и
его учета при принятии решений органами местного самоуправления и
должностными лицами местного самоуправления муниципального района,
а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
2. В опросе граждан имеют право участвовать жители
муниципального района, обладающие избирательным правом.
3. Опрос граждан проводится по инициативе:
1) Собрания муниципального района или главы муниципального
района - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти Саратовской области - для
учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого
назначения земель муниципального района для объектов регионального
и межрегионального значения.
4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется
решением Собрания муниципального района.
5. Жители муниципального района должны быть проинформированы о
проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его
проведения.
Статья 15. Обращение граждан в органы местного самоуправления
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные
обращения в органы местного самоуправления.
2. Должностные лица местного самоуправления обязаны дать
письменный ответ по существу обращения граждан в органы местного
самоуправления в течении одного месяца.
3. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы
местного самоуправления устанавливаются законом Саратовской
области и принимаемым в соответствии с ним решением Собрания
муниципального района.
4. За нарушение должностным лицом местного самоуправления
порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы
местного самоуправления устанавливается ответственность в
соответствии с действующим законодательством.
Глава III. ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 16. Структура органов местного самоуправления
1. Структуру органов местного самоуправления муниципального
района составляют: Собрание муниципального района -
представительный орган муниципального района, глава муниципального
района, администрация муниципального района - исполнительно-
распорядительный орган муниципального района, контрольно-счетная
комиссия муниципального района - контрольный орган, обладающие
собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
2. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий,
подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а
также иные вопросы организации и деятельности указанных органов
определяются настоящим Уставом.
3. Изменение структуры органов местного самоуправления
муниципального района осуществляется не иначе как путем внесения
изменений в настоящий Устав. Решение Собрания муниципального
района об изменении структуры органов местного самоуправления
вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий
Собрания муниципального района, принявшего указанное решение.
4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти.
5. Финансирование расходов на содержание органов местного
самоуправления муниципального района осуществляется исключительно
за счет собственных доходов бюджета муниципального района.
Статья 17. Исполнение органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий
1. Органы местного самоуправления муниципального района могут
наделяться отдельными государственными полномочиями в соответствии
с федеральными законами и законами Саратовской области.
2. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления, осуществляется только
за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из
соответствующих бюджетов.
3. Глава муниципального района и администрация муниципального
района несут ответственность за осуществление отдельных
государственных полномочий в порядке, установленном
соответствующими федеральными законами и законами Саратовской
области в пределах выделенных муниципальному району на эти цели
материальных ресурсов и финансовых средств.
4. Собрание муниципального района, глава муниципального района
имеют право устанавливать случаи и порядок дополнительного
использования собственных материальных ресурсов и финансовых
средств для осуществления переданных им отдельных государственных
полномочий.
5. Органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны
предоставлять уполномоченным государственным органам документы,
связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.
Статья 18. Собрание муниципального района - представительный
орган муниципального района
1. Собрание муниципального района (далее - Собрание) -
представительный орган муниципального района состоит из 15
депутатов, избираемых населением муниципального района на
муниципальных выборах сроком на пять лет.
2. Собрание может осуществлять свои полномочия в случаях
избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов.
Полномочия Собрания начинаются со дня его первого заседания и
прекращаются со дня начала работы Собрания нового созыва.
3. Деятельностью Собрания руководит глава муниципального
района, исполняющий полномочия председателя.
4. Собрание решает вопросы, отнесенные к его компетенции на
заседаниях. Первое заседание собирается в 15-дневный срок со дня
избрания Собрания в правомочном составе. Заседание Собрания
правомочно, если на нем присутствуют более половины от
установленной численности депутатов. Решения до принятия
регламента Собрания принимаются, если за них проголосовало более
50 % от его избранного состава. Первое заседание Собрания созывает
и ведет (до избрания депутатами главы муниципального района)
старейший депутат соответствующего созыва (председатель
избирательной комиссии муниципального района). Собрание принимает
Регламент, регулирующий вопросы его организации и деятельности.
Повестка дня первого заседания нового состава Собрания должна
содержать в обязательном порядке вопрос о выборах главы
муниципального района и заместителя главы муниципального района.
5. Очередные заседания созываются главой муниципального района
не реже одного раза в два месяца. Внеочередные заседания
созываются главой муниципального района по собственной инициативе,
либо по инициативе главы администрации муниципального района, либо
по инициативе не менее 1/3 депутатов Собрания.
6. Собрание самостоятельно определяет свою структуру.
7. Собрание из числа депутатов может создавать на срок его
полномочий постоянные комиссии по вопросам, отнесенным к
компетенции Собрания. Собрание вправе также создавать временные
комиссии, рабочие группы с привлечением представителей
общественности.
8. Собрание обладает правами юридического лица.
9. Техническое, информационное, правовое обеспечение
деятельности Собрания осуществляет аппарат Собрания.
10. Расходы на обеспечение деятельности Собрания
предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в
соответствии с бюджетной классификацией.
Статья 19. Депутат Собрания муниципального района
1. Полномочия депутата Собрания начинаются со дня его избрания
и прекращаются со дня начала работы Собрания нового созыва.
2. Депутаты Собрания осуществляют свои полномочия, как правило,
на непостоянной основе. На постоянной основе может работать два
депутата, в том числе глава муниципального района.
3. Депутат Собрания имеет право:
- принимать участие в деятельности Собрания;
- принимать участие в деятельности постоянных депутатских
комиссий, рабочих групп;
- принимать участие в заседаниях Собрания, вносить в повестки
дня заседаний вопросы и проекты решений по ним в порядке,
предусмотренном Регламентом Собрания;
- безотлагательного приема должностными лицами органов местного
самоуправления, руководителями муниципальных предприятий.
4. Депутат Собрания обладает иными полномочиями, установленные
федеральным законодательством и законодательством Саратовской
области, решениями, принятыми Собранием.
5. Депутат Собрания обязан:
- лично участвовать в работе заседаний Собрания, постоянных
депутатских комиссий;
- выполнять требования Регламента Собрания;
- не допускать оскорбительных высказываний в адрес других
депутатов, главы муниципального района, должностных лиц
администрации муниципального района и приглашенных на заседание;
- голосовать лично;
- выполнять другие обязанности, установленные действующим
законодательством.
6. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления
умершим;
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного
приговора суда;
6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место
жительства;
7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения
гражданства иностранного государства - участника международного
договора Российской Федерации, в соответствии с которым
иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного
самоуправления;
8) отзыва избирателями;
9) досрочного прекращения полномочий Собрания;
10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее
альтернативную гражданскую службу;
11) в иных случаях, установленных федеральным законом.
7. Порядок и основания прекращения полномочий депутатов
Собрания определяются и регулируются федеральным и областным
законодательством, настоящим Уставом, Положением о досрочном
прекращении полномочий Собрания, главы муниципального района,
утверждаемым решением Собрания.
Статья 20. Полномочия Собрания
1. В исключительной компетенции Собрания находятся:
1) принятие Устава муниципального района и внесение изменений и
дополнений в настоящий Устав;
2) утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в
соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и
сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального района,
утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом,
находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании,
реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений,
а также об установлении тарифов на услуги муниципальных
предприятий и учреждений;
7) определение порядка участия муниципального района в
организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и
организационного обеспечения деятельности органов местного
самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и
должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению
вопросов местного значения.
2. В компетенции Собрания также находятся:
1) принятие правовых актов, устанавливающих правила,
обязательные для исполнения на территории муниципального района;
2) толкование правовых актов, принятых Собранием;
3) осуществление права законодательной инициативы в Саратовской
областной Думе;
4) назначение выборов в Собрание;
5) назначение местного референдума;
6) назначение голосования по отзыву депутата, главы
муниципального района;
7) назначение голосования по вопросам изменения границ
муниципального района, преобразования муниципального района;
8) принятие решений о проведении собраний, конференций граждан
(собраний делегатов), опросов граждан, публичных слушаний;
9) избрание из своего состава главы муниципального района и
заместителя главы муниципального района;
10) создание комиссий Собрания и назначение их председателей;
11) назначение председателя и членов контрольно-счетной
комиссии муниципального района;
12) принятие решений о заключении соглашений с органами
местного самоуправления поселений о передачи части полномочий
органов местного самоуправления поселений органам местного
самоуправления муниципального района и о передаче части полномочий
органов местного самоуправления муниципального района органам
местного самоуправления поселений;
13) дача согласия главе администрации муниципального района на
создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных предприятий и
учреждений, участие в создании хозяйственных обществ;
14) утверждение размера платы за пользование муниципальным
имуществом (арендной платы);
15) установление размеров и условий оплаты труда депутатов,
осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, главы
муниципального района, главы администрации муниципального района,
муниципальных служащих в соответствии с предельными нормативами,
установленными законом области в случаях, предусмотренных
федеральным законом;
16) установление порядка определения размеров и условий оплаты
труда работников муниципальных предприятий и учреждений в
соответствии с предельными нормативами, установленными законом
области в случаях, предусмотренных федеральным законом;
17) установление муниципальных минимальных социальных
стандартов и других нормативов расходов местного бюджета на
решение вопросов местного значения;
18) утверждение схем территориального планирования
муниципального района;
19) установление почетных званий и премий муниципального
района;
20) утверждение по представлению главы администрации
муниципального района структуры администрации;
21) дача согласования главе администрации муниципального района
на назначение заместителей главы администрации муниципального
района.
3. Собрание обладает иными полномочиями, определенными
федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Саратовской
области, законами Саратовской области, настоящим Уставом.
Статья 21. Прекращение полномочий Собрания
1. Полномочия Собрания прежнего созыва прекращаются по
истечении срока полномочий со дня начала работы Собрания нового
созыва.
2. Полномочия Собрания прекращаются досрочно в случае:
1) принятия Собранием решения о самороспуске. Проект решения о
самороспуске вносится на рассмотрение Собрания по инициативе не
менее половины от установленного числа депутатов Собрания.
Инициатива оформляется в форме письменного предложения,
подписывается всеми депутатами, выступившими с инициативой и
вносится на рассмотрение Собрания с проектом соответствующего
решения;
2) вступления в силу решения суда о неправомочности данного
состава депутатов Собрания, в том числе в связи со сложением
депутатами своих полномочий;
3) преобразования муниципального района;
4) принятия закона Саратовской области о роспуске Собрания по
основаниям, предусмотренным федеральным законом.
3. Досрочное прекращение полномочий Собрания влечет досрочное
прекращение полномочий его депутатов.
4. В случае досрочного прекращения полномочий Собрания
досрочные выборы депутатов Собрания должны быть проведены в сроки
установленные в соответствии с требованием федерального
законодательства.
Статья 22. Глава муниципального района
1. Глава муниципального района является высшим должностным
лицом муниципального района.
2. Глава муниципального района избирается Собранием из своего
состава на срок полномочий Собрания и наделяется настоящим Уставом
собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
3. Глава муниципального района осуществляет свою деятельность
на постоянной основе.
4. Полномочия главы муниципального района начинаются со дня его
избрания и прекращаются со дня начала работы Собрания нового
созыва.
5. Глава муниципального района, вступая в должность, приносит
присягу: "Вступая в должность Главы Хвалынского муниципального
района, клянусь соблюдать Конституцию Российской Федерации,
федеральные законы, Устав (Основной закон) Саратовской области,
Устав Хвалынского муниципального района, другие нормативные
правовые акты органов местного самоуправления Хвалынского
муниципального района, уважать и охранять права и свободы человека
и гражданина, защищать интересы жителей Хвалынского муниципального
района, добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности
Главы Хвалынского муниципального района".
6. Присяга приносится после избрания в торжественной обстановке
в присутствии депутатов Собрания, представителей общественности и
СМИ.
7. Глава муниципального района имеет заместителя (секретарь
Собрания), который избирается Собранием из своего состава на срок
полномочий Собрания, является председателем одной из комиссий
Собрания и исполняет обязанности главы муниципального района в
случае временного отсутствия главы муниципального района или
временной невозможности исполнения главой муниципального района
своих должностных обязанностей (командировка за пределы района,
отпуск, болезнь и др.).
8. Глава муниципального района подконтролен и подотчетен
населению и Собранию.
Статья 23. Полномочия главы муниципального района
1. Глава муниципального района:
1) представляет муниципальный район в отношениях с органами
местного самоуправления других муниципальных образований, органами
государственной власти, гражданами и организациями, без
доверенности действует от имени муниципального района;
2) организует деятельность Собрания;
3) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим
Уставом, решения, принятые Собранием;
4) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
5) созывает очередные заседания Собрания;
6) вправе требовать созыва внеочередного заседания Собрания;
7) председательствует на заседаниях Собрания;
8) обладает правом внесения в Собрание проектов решений
Собрания;
9) заключает контракт с главой администрации муниципального
района на основании решения Собрания;
10) отчитывается перед населением муниципального района о своей
деятельности в средствах массовой информации, на собраниях
общественности не реже одного раза в год;
11) ежегодно отчитывается перед Собранием о своей деятельности.
2. Глава муниципального района осуществляет иные полномочия в
соответствии с настоящим Уставом и решениями Собрания.
Статья 24. Прекращение полномочий главы муниципального района
1. Полномочия главы муниципального района прекращаются по
истечении срока полномочий со дня начала работы Собрания нового
созыва.
2. Полномочия главы муниципального района прекращаются досрочно
в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) отрешения от должности в соответствии с федеральным законом;
4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления
умершим;
6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного
приговора суда;
7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место
жительства;
8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения
гражданства иностранного государства - участника международного
договора Российской Федерации, в соответствии с которым
иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного
самоуправления;
9) отзыва избирателями;
10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по
состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального
района;
11) досрочного прекращения полномочий Собрания.
3. Прекращение полномочий главы муниципального района по
основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 4 - 8, 10 части 2
настоящей статьи оформляется решением Собрания, в котором
указывается день прекращения полномочий главы муниципального
района.
В случае, указанном в пункте 3 части 2 настоящей статьи,
полномочия главы муниципального района прекращаются со дня
вступления в силу правового акта Губернатора Саратовской области
об отрешении от должности главы муниципального района.
В случае, указанном в пункте 9 части 2 настоящей статьи
полномочия главы муниципального района прекращаются со дня
официального опубликования (обнародования) результатов голосования
по отзыву.
В случае, указанном в пункте 11 части 2 настоящей статьи,
полномочия главы муниципального района прекращаются со дня
прекращения полномочий Собрания.
4. В случае досрочного прекращения полномочий главы
муниципального района по основаниям, указанным в пунктах 1 - 10
части 2 настоящей статьи, выборы главы муниципального района
проводятся Собранием муниципального района из своего состава не
позднее 14 дней со дня прекращения полномочий главы муниципального
района.
Статья 25. Администрация муниципального района
1. Администрация Хвалынского муниципального района (далее -
администрация муниципального района) - исполнительно-
распорядительный орган Хвалынского муниципального района,
наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и
полномочиями для осуществления отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного самоуправления
федеральными законами и законами Саратовской области.
2. Администрацией муниципального района руководит глава
администрации муниципального района на принципах единоначалия.
3. Администрация муниципального района обладает правами
юридического лица.
4. Структура администрации муниципального района утверждается
Собранием по представлению главы администрации муниципального
района. В структуру администрации муниципального района могут
входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы
администрации муниципального района, которые могут быть наделены
правами юридического лица.
5. Порядок деятельности администрации муниципального района
определяется Положением об администрации муниципального района,
утвержденным решением Собрания.
6. Финансирование деятельности администрации муниципального
района осуществляется за счет средств местного бюджета и других
источников в соответствии с действующим законодательством.
Статья 26. Полномочия администрации муниципального района
1. Администрация муниципального района наделяется следующими
полномочиями по решению вопросов местного значения:
1) формирование и исполнение бюджета муниципального района;
2) разработка и организация выполнения планов и программ
комплексного социально-экономического развития муниципального
района;
3) организация выполнения решений Собрания;
4) организационное и материально-техническое обеспечение
подготовки и проведения муниципальных выборов, местного
референдума, голосования по отзыву депутата, главы муниципального
района, голосования по вопросам изменения границ или
преобразования муниципального района;
5) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся
в муниципальной собственности муниципального района в порядке,
определенном решениями Собрания;
6) создание муниципальных предприятий и учреждений в порядке,
определенном решениями Собрания;
7) финансирование муниципальных учреждений, субсидиарная
ответственность по обязательствам муниципальных учреждений и
обеспечение их исполнения;
8) формирование и размещение муниципального заказа;
9) осуществление международных и внешнеэкономических связей в
соответствии с федеральными законами.
2. Администрация муниципального района осуществляет иные
полномочия в соответствии с федеральными законами, законами
Саратовской области, настоящим Уставом, решениями Собрания.
3. Администрация муниципального района вправе дополнительно
использовать собственные материальные ресурсы и финансовые
средства для осуществления переданных ей отдельных государственных
полномочий в сфере здравоохранения, образования, социальной
защиты, а также иных случаях в порядке, установленном решениями
Собрания.
Статья 27. Глава администрации муниципального района
1. Главой администрации муниципального района может быть
назначен гражданин Российской Федерации, имеющий высшее
образование и опыт профессиональной деятельности в области
экономики или государственного или муниципального управления не
менее 5 лет.
2. Глава администрации муниципального района назначается на
должность по контракту, заключенному по результатам конкурса на
замещение указанной должности. Контракт заключается на срок
полномочий Собрания.
3. Условия контракта в части, касающейся осуществления
полномочий по решению вопросов местного значения, утверждаются
Собранием. Условия контракта в части, касающихся осуществления
отдельных государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными законами и законами Саратовской
области, утверждаются законом Саратовской области.
4. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы
администрации муниципального района, общее число членов конкурсной
комиссии и порядок ее формирования устанавливаются решением
Собрания в соответствии с требованиями федерального закона.
5. По результатам конкурса конкурсная комиссия представляет на
утверждение Собрания не менее двух кандидатов.
6. Собрание рассматривает представленные на утверждение
кандидатуры и принимает решение о назначении на должность одного
из представленных кандидатов.
7. На основании решения Собрания глава муниципального района
заключает контракт с лицом, назначенным на должность главы
администрации муниципального района.
8. Собрание вправе отказать в назначении на должность главы
администрации муниципального района всех кандидатов,
представленных конкурсной комиссией. В этом случае конкурсная
комиссия обязана назначить повторный конкурс.
9. Глава администрации муниципального района имеет
заместителей, назначаемых на должность главой администрации
муниципального района по согласованию с Собранием по срочному
трудовому договору на срок полномочий главы администрации
муниципального района.
10. В случае временного отсутствия главы администрации
муниципального района или временной невозможности исполнения
главой администрации муниципального района своих должностных
обязанностей (командировка за пределы района, отпуск, болезнь и
др.) его обязанности исполняет заместитель главы администрации
муниципального района в соответствии с распределением должностных
обязанностей, утвержденным постановлением главы администрации
муниципального района.
11. Полномочия главы администрации муниципального района
прекращаются по истечении срока контракта.
12. Полномочия главы администрации муниципального района
прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) расторжения контракта в соответствии с федеральным законом;
4) отрешения от должности в соответствии с федеральным законом;
5) признания судом недееспособным или ограничено дееспособным;
6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления
умершим;
7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного
приговора суда;
8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место
жительства;
9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения
гражданства иностранного государства - участника международного
договора Российской Федерации, в соответствии с которым
иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного
самоуправления;
10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее
альтернативную гражданскую службу.
13. В соответствии с федеральным законом контракт с главой
администрации муниципального района может быть расторгнут по
соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:
1) Собрания или главы муниципального района - в связи с
нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов
местного значения;
2) Губернатора Саратовской области - в связи с нарушением
условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных
государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными законами и законами Саратовской
области;
3) главы администрации муниципального района - в связи с
нарушением условий контракта органами местного самоуправления и
(или) органами государственной власти Саратовской области.
14. Глава администрации муниципального района подконтролен
Собранию в части исполнения полномочий по решению вопросов
местного значения.
Статья 28. Полномочия главы администрации муниципального района
1. Глава администрации муниципального района:
1) представляет на утверждение Собрания структуру администрации
муниципального района;
2) формирует администрацию муниципального района и руководит ее
деятельностью в соответствии с настоящим Уставом и решениями
Собрания, федеральными законами и законами Саратовской области;
3) назначает по согласованию с Собранием заместителей главы
администрации муниципального района и освобождает их от должности;
4) представляет на утверждение Собрания проект бюджета
муниципального района и отчет об его исполнении после проведения
публичных слушаний;
5) представляет на рассмотрение Собрания проекты решений
Собрания о введении или отмене местных налогов и сборов, а также
проекты других решений Собрания, предусматривающих осуществление
расходов из средств бюджета муниципального района;
6) дает заключения на проекты решений Собрания о введении или
отмене местных налогов и сборов, а также проекты других решений
Собрания, предусматривающих осуществление расходов из средств
бюджета муниципального района;
7) представляет на утверждение Собрания планы и программы
социально-экономического развития муниципального района, отчеты об
их исполнении;
8) обладает правом внесения в Собрание проектов решений
Собрания;
9) организует исполнение местного бюджета, распоряжается
средствами местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации, федеральными и областными законами,
решениями Собрания и несет ответственность за исполнение местного
бюджета;
10) от имени муниципального района в пределах своей компетенции
приобретает и осуществляет имущественные и иные права и
обязанности, выступает в суде без доверенности;
11) утверждает подготовленную на основе схемы территориального
планирования муниципального района документацию по планировке
территории;
12) принимает решения о создании, реорганизации, ликвидации
муниципальных предприятий и учреждений, участии в создании
хозяйственных обществ по согласованию с Собранием;
13) определяет цели, условия и порядок деятельности
муниципальных предприятий и учреждений, утверждает уставы,
назначает на должность и освобождает от должности руководителей
данных предприятий и учреждений, ежегодно заслушивает отчеты о
деятельности муниципальных предприятий и учреждений;
14) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
2. Глава администрации муниципального района осуществляет иные
полномочия в соответствии с федеральными законами, законами
Саратовской области, настоящим Уставом и решениями Собрания.
Статья 29. Контрольно-счетная комиссия муниципального района
1. Контрольно-счетная комиссия муниципального района является
контрольным органом муниципального района.
2. Контрольно-счетная комиссия муниципального района образуется
в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением
установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного
бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за
соблюдением установленного порядка управления и распоряжения
имуществом, находящимся в муниципальной собственности, выполнением
программ и планов социально-экономического развития муниципального
района.
3. Контрольно-счетная комиссия муниципального района
формируется Собранием в составе председателя комиссии и 4 членов
комиссии. Срок деятельности контрольно-счетной комиссии
устанавливается на срок полномочий Собрания.
4. Порядок работы контрольно-счетной комиссии и обеспечение ее
деятельности определяется Положением о контрольно-счетной комиссии
муниципального района, утверждаемым решением Собрания.
5. Контрольно-счетная комиссия муниципального района обладает
следующими полномочиями:
- проводить проверку деятельности органов местного
самоуправления муниципального района в части исполнения местного
бюджета;
- требовать от органов и должностных лиц местного
самоуправления предоставления сведений и документов, необходимых
для проведения указанных проверок;
- направлять результаты проверок администрации муниципального
района для принятия мер, а также для опубликования
(обнародования).
6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления обязаны представлять контрольно-счетной комиссии
муниципального района по ее требованию необходимую информацию и
документы по вопросам, относящимся к их компетенции.
7. Результаты проверок, осуществляемых контрольно-счетной
комиссией муниципального района оформляются актом, рассматриваются
на Собрании и подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 30. Избирательная комиссия муниципального района
1. Избирательная комиссия муниципального района организует
подготовку и проведение выборов Собрания, местного референдума,
голосования по отзыву депутата, главы муниципального района,
голосования по вопросам изменения границ муниципального района,
преобразования муниципального района.
2. Избирательная комиссия муниципального района является
самостоятельным органом, который не входит в структуру органов
местного самоуправления.
3. Число членов избирательной комиссии муниципального района с
правом решающего голоса - 7 человек.
4. Председатель избирательной комиссии муниципального района
может работать на постоянной основе.
5. Полномочия избирательной комиссии, порядок ее формирования
регулируются федеральными законами, законами Саратовской области и
настоящим Уставом.
Статья 31. Муниципальная служба
1. Муниципальная служба - профессиональная деятельность,
которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной
должности, не являющейся выборной.
2. Муниципальные должности муниципальной службы муниципального
района устанавливаются в соответствии с Реестром муниципальных
должностей в Саратовской области, утвержденным законом Саратовской
области.
3. Квалификационные требования по муниципальным должностям
муниципальной службы к уровню профессионального образования, стажу
и опыту работы по специальности устанавливаются в соответствии с
федеральным законодательством и законом Саратовской области.
Статья 32. Порядок прохождения и гарантии муниципальной службы
1. Поступление на муниципальную службу осуществляется в порядке
назначения на должность или на конкурсной основе в соответствии с
действующим законодательством.
2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая
требования к должностям, статус муниципального служащего, условия
и порядок прохождения муниципальной службы устанавливается в
соответствии с законом Саратовской области и федеральным законом.
Глава IV. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Статья 33. Система муниципальных правовых актов
1. В систему муниципальных правовых актов входят:
1) настоящий Устав;
2) правовые акты, принятые на местном референдуме;
3) нормативные и иные правовые акты Собрания;
4) правовые акты главы муниципального района;
5) нормативные и иные правовые акты главы администрации
муниципального района, иных органов местного самоуправления и
должностных лиц, предусмотренных настоящим Уставом.
2. Настоящий Устав и правовые акты, принятые на местном
референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе
муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются
на всей территории муниципального района.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить
настоящему Уставу и правовым актам, принятым на местном
референдуме.
Статья 34. Порядок принятия Устава муниципального района,
внесения изменений и дополнений в настоящий Устав
1. Устав муниципального района, решения о внесении изменений и
дополнений в настоящий Устав принимаются Собранием.
2. Проект Устава муниципального района, проект решения Собрания
о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав не позднее,
чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии Устава
муниципального района, внесения изменений и дополнений в настоящий
Устав подлежат официальному опубликованию с одновременным
опубликованием установленного Собранием порядка учета предложений
по проекту указанного Устава, проекту указанного решения Собрания,
а также порядка участия граждан в его обсуждении.
3. Устав муниципального района, решения Собрания о внесении
изменений и дополнений в настоящий Устав подлежат государственной
регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным
законом.
4. Устав муниципального района, решения Собрания о внесении
изменений и дополнений в настоящий Устав подлежат официальному
опубликованию после их государственной регистрации и вступают в
силу после их официального опубликования.
Статья 35. Решения, принятые на местном референдуме
1. Решения, принятые на местном референдуме, являются
обязательными и не нуждаются в дополнительном утверждении.
2. Решение, принятое на местном референдуме, подлежит
официальному опубликованию (обнародованию).
3. Если для реализации решения, принятого на местном
референдуме, дополнительно требуется принятие (издание)
муниципального правового акта, орган местного самоуправления или
должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых
входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15
дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном
референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия
соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не
может превышать три месяца.
4. Нарушение срока издания муниципального правового акта
необходимого для реализации решения принятого на местном
референдуме является основанием для отзыва главы муниципального
района или досрочного прекращения полномочий Собрания.
Статья 36. Правовые акты Собрания
1. Собрание по вопросам, отнесенным к его компетенции
федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим
Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные
для исполнения на территории муниципального района, а также
решения по вопросам организации деятельности Собрания.
2. Правовые акты Собрания принимаются в форме решений.
3. Решения Собрания подписываются главой муниципального района.
4. Решения, устанавливающие правила, обязательные для
исполнения на территории муниципального района, подлежат
обязательному официальному опубликованию (обнародованию), за
исключением решений или их отдельных положений, содержащих
сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
5. Решения, устанавливающие правила, обязательные для
исполнения на территории муниципального района, вступают в силу со
дня их официального опубликования, если самими решениями не
установлен более поздний срок вступления их в силу, за исключением
решений о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии
с Налоговым кодексом Российской Федерации.
6. Решения Собрания утрачивают силу в случаях:
1) истечения срока их действия;
2) отмены их Собранием;
3) признание их в судебном порядке не соответствующем
законодательству.
Статья 37. Правовые акты главы муниципального района
1. Глава муниципального района в пределах своих полномочий,
установленных настоящим Уставом и решениями Собрания, издает
постановления и распоряжения.
2. Постановления и распоряжения главы муниципального района
вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями
и распоряжениями не предусмотрен иной срок их вступления в силу, а
постановления и распоряжения, затрагивающие права, свободы и
обязанности граждан вступают в силу после их опубликования
(обнародования).
Статья 38. Правовые акты главы администрации муниципального
района, иных должностных лиц местного самоуправления
1. Глава администрации муниципального района в пределах своих
полномочий, установленных федеральными и областными законами,
настоящим Уставом, решениями Собрания, издает постановления по
вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением
отдельных государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными и областными законами, а также
распоряжения по вопросам организации работы администрации
муниципального района.
2. Иные должностные лица местного самоуправления издают
распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям
настоящим Уставом, решениями Собрания, постановлениями главы
муниципального района.
3. Нормативные правовые акты главы администрации муниципального
района, иных должностных лиц местного самоуправления,
затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина,
подлежат обязательному официальному опубликованию (обнародованию)
за исключением положений, содержащих сведения, распространение
которых ограничено федеральным законом, и вступают в силу со дня
их официального опубликования, если самими нормативными правовыми
актами не установлен более поздний срок их вступления в силу. Иные
нормативные правовые акты главы администрации муниципального
района, иных должностных лиц местного самоуправления вступают в
силу со дня их подписания, если в них не установлен иной срок
вступления в силу.
4. Правовые акты главы администрации муниципального района,
иных должностных лиц местного самоуправления утрачивают силу в
случаях:
1) истечения срока их действия;
2) отмены их главой администрации муниципального района, иными
должностными лицами местного самоуправления;
3) признания их в судебном порядке несоответствующими
законодательству;
4) отмены правовых актов в части, регулирующей осуществление
отдельных государственных полномочий, уполномоченным органом
государственной власти.
5. Нормативные правовые акты главы администрации муниципального
района, принятые в пределах его компетенции, обязательны для
исполнения всеми расположенными на территории муниципального
района предприятиями, учреждениями и организациями не зависимо от
их организационно-правовых форм, органами местного самоуправления
и гражданами.
Статья 39. Подготовка муниципальных правовых актов
1. В соответствии с федеральным законом проекты муниципальных
правовых актов могут вноситься депутатами, главой муниципального
района, главой администрации муниципального района, органами
территориального общественного самоуправления, инициативными
группами граждан в порядке правотворческой инициативы. Порядок
внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма
прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым
актом органа местного самоуправления или должностного лица
местного самоуправления, на рассмотрения которых вносятся
указанные проекты.
2. В соответствии с федеральным законом проекты решений,
предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов
и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета,
могут быть внесены на рассмотрение Собрания только по инициативе
главы администрации муниципального района или при наличии
заключения главы администрации муниципального района.
Статья 40. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных
правовых актов
1. Официальным опубликованием муниципального правового акта
считается первая публикация его полного текста в периодическом
печатном издании, определенном решением Собрания. Указанное
периодическое печатное издание должно распространяться на всей
территории муниципального района.
2. Муниципальные правовые акты могут быть опубликованы и в
других средствах массовой информации.
3. Решения, принятые на местном референдуме направляются для
официального опубликования (обнародования) избирательной комиссией
муниципального района в течение 10 дней со дня проведения
референдума.
4. Решения Собрания направляются для официального опубликования
(обнародования) главой муниципального района в течение 10 дней со
дня принятия решений.
5. Нормативные правовые акты главы муниципального района, главы
администрации муниципального района, иных должностных лиц местного
самоуправления направляются для официального опубликования
(обнародования) в течение 10 дней со дня его подписания.
6. Муниципальные правовые акты, не подлежащие официальному
опубликованию (обнародованию) могут быть опубликованы
(обнародованы), в порядке установленном данными правовыми актами.
7. Муниципальные правовые акты обнародуются путем размещения в
специально выделенных местах на здании (помещении) Собрания,
администрации муниципального района и на территории каждого
населенного пункта, входящего в состав муниципального района.
Перечень (адреса или схемы расположения) мест для размещения
текстов муниципальных правовых актов, ответственных лиц за
своевременное и достоверное обнародование информации, сроки
обновления информации, порядок ознакомления с актами, снятыми со
стенда, определение других гарантий доступности каждому жителю
муниципальных правовых актов, устанавливаются Положением об
обнародовании муниципальных правовых актов, утверждаемым решением
Собрания.
Глава V. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 41. Экономическая основа местного самоуправления
В соответствии с Федеральным законом экономическую основу
местного самоуправления составляют находящееся в собственности
муниципального района имущество, средства местного бюджета, а
также имущественные права муниципального района.
Статья 42. Муниципальное имущество муниципального района
1. В соответствии с Федеральным законом в собственности
муниципального района может находиться:
- имущество, предназначенное для решения муниципальным районом
вопросов местного значения;
- имущество, предназначенное для осуществления отдельных
государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления муниципального района федеральными и областными
законами;
- имущество, предназначенное для обеспечения деятельности
органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных
предприятий и учреждений в соответствии с решениями Собрания.
2. В случаях возникновения у муниципального района права
собственности на имущество, не предназначенное для осуществления
отдельных государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления,
муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и
учреждений, либо не относящееся к видам имущества,
предназначенного для решения муниципальным районом вопросов
местного значения, указанное имущество подлежит
перепрофилированию, либо отчуждению в порядке и сроки,
установленные федеральным законом.
3. Особенности возникновения, осуществления и прекращения права
муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального
имущества устанавливаются федеральным законом.
Статья 43. Владение, пользование и распоряжение муниципальным
имуществом
1. Органы местного самоуправления самостоятельно владеют,
пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии
с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и
принимаемыми в соответствии с ними решениями Собрания.
2. Органы местного самоуправления муниципального района вправе
передавать муниципальное имущество во временное или постоянное
пользование физическим и юридическим лицам, органам
государственной власти Российской Федерации, Саратовской области и
органам местного самоуправления иных муниципальных образований,
отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными
законами.
3. Порядок и условия приватизации муниципального имущества
определяются решениями Собрания в соответствии с федеральными
законами.
4. Доходы от использования и приватизации муниципального
имущества поступают в бюджет муниципального района.
Статья 44. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных
предприятий и учреждений
1. Органы местного самоуправления муниципального района вправе
создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в
создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных,
необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов
местного значения.
2. Решение о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных
предприятий и учреждений принимает глава администрации
муниципального района по согласованию с Собранием.
3. Учредителем муниципальных предприятий и организаций от имени
муниципального района является администрация муниципального
района. Глава администрации муниципального района своим
постановлением определяет цели, условия и порядок деятельности
муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы,
назначает на должность и освобождает от должности руководителей
данных предприятий и учреждений, ежегодно заслушивает отчеты об их
деятельности.
4. Собрание вправе заслушивать отчеты о деятельности
муниципальных предприятий и учреждений по мере необходимости.
5. Органы местного самоуправления от имени муниципального
района субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных
учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном
федеральным законом.
Статья 45. Консолидированный бюджет
В соответствии с федеральным законом бюджет муниципального
района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального
района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
Статья 46. Местный бюджет муниципального района
1. Муниципальный район имеет собственный бюджет - местный
бюджет.
2. Местный бюджет разрабатывается и утверждается в форме
решения Собрания. Процедура разработки, утверждения и исполнения
бюджета определяется Положением о бюджетном процессе в
муниципальном районе утверждаемым решением Собрания с соблюдением
требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации,
федеральными законами и законами Саратовской области.
3. Составление проекта местного бюджета начинается не позднее,
чем за шесть месяцев до начала очередного финансового года.
Порядок работы над документами и материалами, обязательными для
представления одновременно с проектом местного бюджета
определяется главой администрации муниципального района.
Разработку проекта решения Собрания об утверждении местного
бюджета на очередной финансовый год осуществляет финансовый орган
администрации муниципального района. Глава администрации
муниципального района направляет проект решения Собрания о местном
бюджете на очередной финансовый год главе муниципального район для
вынесения на публичные слушания.
4. По окончании процедуры публичных слушаний проект местного
бюджета вносится главой администрации муниципального района на
утверждение Собрания с необходимыми документами и материалами.
Собрание рассматривает проект решения о бюджете муниципального
района на очередной финансовый год в соответствии с регламентом
Собрания с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом
Российской Федерации, федеральными законами, законами Саратовской
области и настоящим Уставом.
5. Проект решения об утверждении местного бюджета на очередной
финансовый год должен быть рассмотрен на заседании Собрания не
позднее 25 декабря года, предшествующего очередному финансовому
году.
6. В местном бюджете раздельно предусматриваются доходы,
направляемые на осуществление полномочий органов местного
самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции,
предоставленные для обеспечения осуществления органами местного
самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им
федеральными законами и областными законами, а также
осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций
соответствующие расходы местных бюджетов.
7. Исполнение местного бюджета и кассовое обслуживание
исполнения местного бюджета производится в соответствии с
требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской
Федерации, федеральными и областными законами.
Исполнение местного бюджета обеспечивается администрацией
муниципального района. Организация исполнения бюджета возлагается
на финансовый орган администрации муниципального района.
8. Годовой отчет об исполнении местного бюджета готовится
финансовым органом администрации муниципального района и не
позднее 20 марта года, следующего за отчетным главой администрации
муниципального района направляется главе муниципального района для
вынесения на публичные слушания.
9. По окончании публичных слушаний (в течение пятнадцати дней)
годовой отчет об исполнении местного бюджета вносится главой
администрации муниципального района в форме проекта решения на
утверждение Собранию.
10. Собрание в течение двух месяцев рассматривает годовой отчет
об исполнении местного бюджета и принимает решение об утверждении
или отклонении отчета об исполнении местного бюджета.
В случае отклонения отчета об исполнении местного бюджета
Собрание вправе возбудить процедуру расторжения контракта с главой
администрации муниципального района.
11. В соответствии с федеральным законодательством проект
местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой
отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения
местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов
местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с
указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат
официальному опубликованию.
Статья 47. Доходы и расходы местного бюджета муниципального
района
1. В соответствии с федеральным законом к собственным доходам
местного бюджета относятся:
1) средства самообложения граждан;
2) доходы от местных налогов и сборов;
3) доходы от региональных налогов и сборов;
4) доходы от федеральных налогов и сборов;
5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней,
включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных районов, иные средства финансовой помощи из бюджетов
других уровней и другие безвозмездные перечисления;
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной
собственности;
7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после
уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных
платежей, в размерах, устанавливаемых решениями Собрания, и часть
доходов от оказания органами местного самоуправления и
муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты
налогов и сборов;
8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным
законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
9) добровольные пожертвования;
10) иные поступления в соответствии с федеральными законами,
законами Саратовской области, решениями Собрания.
2. В доходы местного бюджета зачисляются субвенции,
предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными
законами и законами Саратовской области.
3. В состав собственных доходов местного бюджета муниципального
района включаются субвенции, предоставляемые из бюджетов
поселений, входящих в состав муниципального района, на решение
вопросов местного значения межмуниципального характера.
4. Учет операций по распределению доходов от налогов и сборов в
соответствии с нормативами отчислений, установленными в
соответствии с федеральным законом, осуществляется в порядке,
установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
5. Расходы местного бюджета муниципального района
осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом
Российской Федерации. Органы местного самоуправления
муниципального района ведут реестры расходных обязательств в
соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской
Федерации в порядке, установленном решением Собрания.
6. Собрание в соответствии с предельными нормативами,
установленными законом Саратовской области в случаях,
предусмотренных федеральными законами, устанавливает размеры и
условия оплаты труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на
постоянной основе, главы муниципального района, главы
администрации муниципального района, сметы расходов Собрания,
администрации муниципального района, других органов местного
самоуправления, порядок определения размеров и условия оплаты
труда муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий
и учреждений, устанавливает муниципальные минимальные социальные
стандарты и другие нормативы расходов местного бюджета на решение
вопросов местного значения.
7. Осуществление расходов местного бюджета муниципального
района на финансирование полномочий федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти Саратовской
области не допускается, за исключением случаев, установленных
федеральными законами, законами Саратовской области.
Статья 48. Муниципальный заказ
1. Администрация муниципального района и уполномоченные ею
муниципальные учреждения выступают заказчиками на поставки
товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением
вопросов местного значения и осуществлением отдельных
государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными и областными законами.
2. Муниципальный заказ размещается в порядке, установленном
федеральным законом.
3. Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за
исполнением муниципального заказа устанавливается Положением о
муниципальном заказе утвержденным Собранием в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
4. Размещение муниципального заказа осуществляется посредством
открытого конкурса, если иное прямо не предусмотрено федеральным
законом и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Статья 49. Средства самообложения граждан
1. В соответствии с федеральным законом под средствами
самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан,
осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.
Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в
абсолютной величине равным для всех жителей муниципального района,
за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не
может превышать 30 % общего числа жителей района, для которых
размер платежей может быть уменьшен.
2. Вопросы введения и использования средств самообложения
граждан решаются на местном референдуме.
Статья 50. Муниципальные заимствования
Администрация муниципального района вправе привлекать заемные
средства, в том числе путем выпуска муниципальных ценных бумаг, в
порядке, установленном решением Собрания в соответствии с
требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов
органов государственной власти Российской Федерации.
Статья 51. Резервный фонд
1. В расходной части местного бюджета предусматривается
создание резервного фонда для финансирования непредвиденных
расходов.
2. Размер резервного фонда определяется при утверждении
местного бюджета на очередной финансовый год.
3. Средства резервного фонда расходуются в соответствии с
положением о резервном фонде, утвержденным решением Собрания.
4. Администрация муниципального района ежеквартально
информирует Собрание о расходовании средств резервного фонда.
Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 52. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления
Органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления несут ответственность перед населением
муниципального района, государством, физическими и юридическими
лицами в соответствии с федеральными законами.
Статья 53. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления перед населением
Население муниципального района вправе отозвать депутатов,
главу муниципального района в соответствии с федеральным
законодательством и настоящим Уставом.
Статья 54. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления перед государством
В соответствии с федеральным законом ответственность органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
перед государством наступает на основании решения соответствующего
суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации,
федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава
(Основного Закона) Саратовской области, законов Саратовской
области, настоящего Устава, а также в случае ненадлежащего
осуществления указанными органами и должностными лицами переданных
им отдельных государственных полномочий.
Статья 55. Ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления перед физическими и
юридическими лицами
Ответственность органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими
лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.
|