ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2005 г. N 380-П
О ПОРЯДКЕ ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О ВЫПОЛНЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
(в ред. Постановления Правительства Саратовской области
от 26.12.2005 N 452-П)
В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и
в целях обеспечения своевременного оповещения и информирования
населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, Правительство области
постановляет:
1. Утвердить:
Положение о системе оповещения гражданской обороны Саратовской
области согласно Приложению N 1;
Порядок оповещения и информирования населения Саратовской
области о выполнении мероприятий гражданской обороны согласно
Приложению N 2.
2. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям: области обеспечить решение задач по оповещению и
информированию населения области о выполнении мероприятий
гражданской обороны.
3. Рекомендовать Саратовскому филиалу ОАО "ВолгаТелеком",
федеральному государственному унитарному предприятию
"Государственная телевизионная и радиовещательная компания
"Саратов" - дочернему предприятию ФГУП "Всероссийская
государственная телевизионная и радиовещательная компания", "
филиалу федерального государственного унитарного предприятия
"Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Саратовский
областной радиотелевизионный передающий центр", обеспечить в
касающейся их части выполнение задач по оповещению и
информированию населения области о выполнении мероприятий
гражданской обороны.
4. Предложить органам местного самоуправления области
разработать и по согласованию с министерством по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям области утвердить положения о
местных системах оповещения гражданской обороны.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить
на заместителя Председателя Правительства области Новицкого А.Б.
(в ред. Постановления Правительства Саратовской области от
26.12.2005 N 452)
6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Губернатор
Саратовской области
П.Л.ИПАТОВ
Приложение N 1
к Постановлению
Правительства Саратовской области
от 7 ноября 2005 г. N 380-П
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ОПОВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в целях реализации
Федерального закона "О гражданской обороне" и в соответствии с
Федеральными законами "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О
радиационной безопасности населения", "Об использовании атомной
энергии", Постановлений Правительства Российской Федерации от 1
марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке
использования действующих радиовещательных и телевизионных станций
для оповещения и информирования населения Российской Федерации в
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 1 марта
1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах
размещения потенциально опасных объектов", от 27 июля 1998 г. N
844 "О формировании единого производственно-технологического
комплекса государственных электронных средств массовой
информации".
2. Настоящее Положение определяет состав, задачи, структуру и
механизм реализации мероприятий гражданской обороны по оповещению,
а также порядок создания, совершенствования (реконструкции)
системы оповещения и информирования населения и поддержания ее в
постоянной готовности к использованию по предназначению.
3. Система оповещения гражданской обороны является неотъемлемой
составной частью системы управления гражданской обороной
Российской Федерации и представляет собой организационно-
техническое объединение сил и специальных технических средств
оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и
ведомственных сетей связи.
4. Система оповещения гражданской обороны включает в себя
территориальную, местные, локальные и объектовые (организаций)
системы оповещения.
5. Создание, совершенствование (реконструкция) и поддержание в
постоянной готовности к использованию по предназначению системы
оповещения гражданской обороны является составной частью
мероприятий по гражданской обороне, проводимых в органах
исполнительной власти, органах местного самоуправления и на
объектах экономики (организациях) области.
II. Основные задачи системы оповещения гражданской обороны
6. Основной задачей территориальной автоматизированной системы
централизованного оповещения и информирования населения является
обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации
оповещения от органов, специально уполномоченных на решение задач
в области гражданской обороны до:
руководящего состава гражданской обороны области;
органов, осуществляющих управление гражданской обороной на
территории муниципальных образований области;
оперативных дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных
объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и
экономическое значение или представляющих высокую степень
опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное время.
7. Основной задачей местной системы оповещения и информирования
населения является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и
информации оповещения от органов, осуществляющих управление
гражданской обороной на территории муниципальных образований
области до:
оперативных дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных
объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и
экономическое значение или представляющих высокую степень
опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное время;
руководящего состава гражданской обороны на территории
муниципальных образований;
населения, проживающего на территории муниципальных
образований.
8. Основной задачей локальных систем оповещения является
обеспечение доведения сигналов и информации оповещения до:
руководителей и персонала объекта;
объектовых сил и служб гражданской обороны;
руководителей (дежурных служб) объектов (организаций),
расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление
гражданской обороной на территории области, муниципальных
образований;
населения, проживающего в зоне действия локальной системы
оповещения.
9. Основной задачей объектовой системы оповещения гражданской
обороной является доведение сигналов и информации оповещения до:
руководителей и персонала объекта;
объектовых сил и служб гражданской обороны.
III. Создание, совершенствование и поддержание в готовности
системы оповещения гражданской обороны
10. Системы оповещения гражданской обороны создаются
заблаговременно.
11. Территориальная автоматизированная система
централизованного оповещения населения создается, совершенствуется
и поддерживается в постоянной готовности к использованию по
предназначению под руководством Губернатора области органами,
специально уполномоченными решать вопросы гражданской обороны на
территории области.
Территориальная автоматизированная система централизованного
оповещения населения должна организационно, технически и
программно сопрягаться с соответствующей региональной системой
оповещения гражданской обороны.
12. Местные системы оповещения населения создаются,
совершенствуются, и поддерживаются в постоянной готовности к
использованию по предназначению под руководством соответствующего
органа местного самоуправления органами, специально
уполномоченными решать вопросы гражданской обороны на территории
города, сельского района, с участием предприятий (организаций)
связи.
13. Локальные системы оповещения в районах размещения
потенциально опасных объектов создаются, совершенствуются и
поддерживаются в постоянной готовности к использованию под
руководством соответствующего руководителя объекта экономики
(организации) органами, осуществляющими управление гражданской
обороной объекта, с привлечением служб оповещения и связи
гражданской обороны.
Зоны действия локальных систем оповещения в районах размещения
потенциально опасных объектов определяются в соответствии с
федеральным законодательством.
14. Объектовые системы оповещения создаются на объектах
экономики, предприятиях, учреждениях с количеством работающего
персонала более 20 человек.
Совершенствование и поддержание в постоянной готовности к
использованию по предназначению объектовых систем оповещения
осуществляется руководством соответствующего объекта экономики,
предприятия, учреждения.
Объектовая система оповещения должна обеспечивать:
получение сигналов оповещения гражданской обороны;
доведение сигналов оповещения до руководителей и персонала
объектовых сил и служб гражданской обороны.
15. Местные, локальные и объектовые системы оповещения
населения являются составными частями территориальной системы
оповещения гражданской обороны и должны организационно, технически
и программно сопрягаться с ней.
16. Территориальная и локальные системы оповещения и
информирования населения должны обеспечивать как циркулярное, так
и выборочное по направлениям оповещения доведение сигналов
(распоряжений) и информации оповещения.
Местные и объектовые системы оповещения и информирования
населения должны обеспечивать циркулярное доведение сигналов и
информации оповещения.
17. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, во
взаимодействии с Саратовским филиалом ОАО "ВолгаТелеком",
федеральным государственным унитарным предприятием
"Государственная телевизионная и радиовещательная компания
"Саратов" - дочерним предприятием федерального государственного
унитарного предприятия "Всероссийская государственная
телевизионная и радиовещательная компания" (далее - ГТРК
"Саратов"), филиалом федерального государственного унитарного
предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"
"Саратовский областной радиотелевизионный передающий центр"
проводят комплекс организационно-технических мероприятий по
исключению несанкционированного задействования системы оповещения
информирования населения.
18. В целях обеспечения устойчивого функционирования системы
оповещения гражданской обороны при ее создании предусматривается:
доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения с
нескольких территориально разнесенных защищенных пунктов
управления;
комплексное использование нескольких территориально разнесенных
систем (каналов, линий) связи на одном направлении оповещения;
размещение используемых в интересах оповещения средств связи и
оповещения на защищенных пунктах управления;
создание и использование запасов мобильных средств оповещения.
19. Запасы мобильных (перевозных и переносных) средств
оповещения создаются и поддерживаются в готовности к использованию
по предназначению на территориальном, местном и объектовом уровнях
управления гражданской обороной в соответствии с решением
соответствующего руководителя.
Номенклатура, объем, места размещения, а также порядок
накопления, хранения и использования запасов мобильных средств
оповещения определяются создающим их органом по согласованию с
министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям области.
20. В целях поддержания системы оповещения гражданской обороны
области в постоянной готовности к применению организуются
периодические проверки ее работоспособности и эксплуатационно-
техническое обслуживание в соответствии с заранее разработанными
планами и графиками.
21. Планирует и организует проверки системы оповещения
гражданской обороны области министерство по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям области.
К проведению всех проверок системы оповещения привлекаются
структурные подразделения Саратовского филиала открытого
акционерного общества "ВолгаТелеком", ГТРК "Саратов", филиала
федерального государственного унитарного предприятия "Российская
телевизионная и радиовещательная сеть" "Саратовский областной
радиотелевизионный передающий центр" и других организаций,
осуществляющих телевизионное, радио и проводное вещание на
территории области, независимо от их ведомственной принадлежности
и форм собственности.
Проведение всех видов проверок согласовывается с руководством
Саратовского филиала ОАО "ВолгаТелеком", ГТРК "Саратов", филиала
федерального государственного унитарного предприятия "Российские
телевизионные и радиовещательные системы" "Саратовский областной
радиотелевизионный передающий центр".
22. Эксплуатационно-техническое обслуживание технических
средств системы оповещения гражданской обороны организуется
министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям области и проводится структурными подразделениями
Саратовского филиала ОАО "ВолгаТелеком" на договорных условиях.
IV. Обязанности органа, специально уполномоченного
решать вопросы гражданской обороны по оповещению
и информированию населения
23. Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям области:
разрабатывает тексты речевых сообщений для оповещения,
информирования населения и организует их запись на магнитные
носители;
обеспечивает установку на объектах вещания специальной
аппаратуры для ввода сигналов и информации оповещения в программы
вещания;
организует и осуществляет подготовку оперативных дежурных служб
органов, осуществляющих управление гражданской обороной;
планирует и проводит во взаимодействии с Саратовским филиалом
ОАО "ВолгаТелеком", ГТРК "Саратов", филиалом федерального
государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная
и радиовещательная сеть" "Саратовский областной радиотелевизионный
передающий центр" тренировки по передаче сигналов и информации
оповещения;
представляет заявки в организации связи на выделение
соединительных линий и каналов связи от органов, осуществляющих
управление гражданской обороной, к объектам вещания;
разрабатывает во взаимодействии с Саратовским филиалом ОАО
"ВолгаТелеком", ГТРК "Саратов", филиалом федерального
государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная
и радиовещательная сеть" "Саратовский областной радиотелевизионный
передающий центр" распоряжения и порядок взаимодействия
соответствующих - оперативных дежурных (диспетчерских) служб при
передаче сигналов и информации оповещения по сетям вещания.
Приложение N 2
к Постановлению
Правительства Саратовской области
от 7 ноября 2005 г. N 380-П
ПОРЯДОК
ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О ВЫПОЛНЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
1. Настоящий Порядок оповещения и информирования населения
области о выполнении мероприятий гражданской обороны определяет
механизм своевременного оповещения и информирования населения
области, должностных лиц Правительства области, руководителей и
персонала организаций, расположенных на территории области (далее
- оповещение и информирование населения).
2. Оповещение населения - экстренное доведение до органов
государственной власти области и населения сигналов оповещения и
оперативной информации о выполнении мероприятий гражданской
обороны, которые проводятся с целью подготовки их к действиям в
условиях военного времени, недопущения возникновения при этом
паники и беспорядков, обеспечения эвакуационных мероприятий.
Информирование населения - доведение до населения в процессе
повседневной жизнедеятельности информации о мероприятиях по
обеспечению безопасности при угрозе возникновения, или
возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени,
приемах и способах защиты от воздействия вредных факторов
чрезвычайных ситуаций и порядке действий, с широким применением
средств массовой информации.
Информирование населения должно носить достоверный и
объективный характер, исключающий искажения, распространение
домыслов, ложных слухов и возникновение паники.
В соответствии с законодательством Российской Федерации
оповещение и информирование населения области осуществляется на
основании решения Губернатора области, оповещение и информирование
населения муниципальных образований, оповещение работников
предприятий и организаций - на основании решения руководителей
соответствующих органов местного самоуправления, предприятий и
организаций.
Оповещение населения осуществляется путем доведения оперативной
информации министерства по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям области с использованием территориальной и
местных систем централизованного оповещения и в соответствии с
законодательством области - средств проводного вещания,
передатчиков радиовещания и телевидения с перерывом вещательных
программ, локальных систем оповещения организаций, ведомственных
сетей связи, функционирующих на территории области, независимо от
их принадлежности и форм собственности.
Перед началом доведения оперативной информации включаются
электросирены на три минуты (такая работа электросирен означает
сигнал "Внимание всем").
3. Информирование населения в повседневной деятельности
осуществляется с использованием средств массовой информации на
договорных началах в соответствии с тематическим планом
министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
области, согласованным с руководителями средств массовой
информации и утвержденным Губернатором области.
4. Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям области:
обеспечивает осуществление оповещения и информирования
населения в соответствии с указаниями Губернатора области и лица,
возглавляющего министерство по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям области;
должностных лиц области по списку, утвержденному Губернатором
области;
всего населения области, а также выборочно населения отдельного
муниципального образования;
управлений по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям городов Саратов, Балаково, Балашов, Вольск, Энгельс,
ЗАТО Шиханы, п. Горный;
членов комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению
пожарной безопасности, эвакуационной комиссии;
должностных лиц гражданской обороны области и должностных лиц
организаций по списку, составленному на основании их заявок и
утвержденному лицом, возглавляющим министерство по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области;
организует выполнение работ по соединению территориальной и
местных систем централизованного оповещения с сетями связи и
вещания;
проводит технические проверки территориальной и местных систем
централизованного оповещения населения, проверку согласованности
работы с сетями связи и вещания в соответствии с планом,
согласованным с руководителями организаций, задействованных в
оповещении и информировании населения.
5. Техническая проверка с включением электросирен и доведением
учебной информации до населения проводится один раз в год в сроки,
утверждаемые Губернатором области.
За несколько дней до запланированной даты ее проведения о ней
информируются Губернатор области, председатель областной комиссии
по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, население
области.
По результатам этой проверки составляется акт, который
представляется на утверждение Губернатору области.
6. Порядок задействования системы оповещения гражданской
обороны области:
оперативный дежурный министерства по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям области, получив сигнал или информацию
оповещения от оперативного дежурного МЧС Российской Федерации, или
оперативного дежурного Приволжско-Уральского регионального центра
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий;
подтверждает их получение установленным порядком;
докладывает полученную информацию Губернатору области (через
лицо, возглавляющее министерство по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям области);
доводит сигнал или информацию оповещения до оперативно-
диспетчерских служб РСЧС;
При получении сигналов или информации оповещения от Губернатора
области или лица, возглавляющего министерство гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям области:
доводит сигнал или информацию оповещения до оперативно-
диспетчерских служб РСЧС;
докладывает оперативному дежурному Приволжско-Уральского
регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о
задействовании системы оповещения гражданской обороны области.
7. Сигналы и информация оповещения передаются оперативным
дежурным министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям области вне всякой очереди с использованием всех
имеющихся в его распоряжении средств связи и оповещения.
При совпадении времени передач приоритет имеют сообщения
исходящие от федеральных органов власти.
8. Основной способ оповещения и информирования населения -
передача речевых сообщений по сетям вещания.
Речевая информация передается населению с перерывом всех
программ вещания длительностью не более 5 минут. Допускается 2-3-
кратное повторение передачи речевого сообщения.
Передача речевой информации должна осуществляться, как правило,
подготовленными дикторами из студий вещания. В исключительных
случаях допускается передача кратких нестандартных речевых
сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи
непосредственно с рабочего места оперативного дежурного
министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
области.
9. Взаимодействие оперативного дежурного министерства по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области с дежурно-
диспетчерскими службами Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, участвующих в
передаче сигналов и информации оповещения осуществляется по
заранее разработанным и согласованным инструкциям.
10. Решение на задействование системы оповещения гражданской
обороны области с перерывом всех программ радио, телевизионного и
проводного вещания (независимо от ведомственной принадлежности и
форм собственности) принимает Губернатор области.
Решение на задействование местной системы оповещения
гражданской обороны муниципальных образований области с перерывом
всех программ радио, телевизионного и проводного вещания
(независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности)
по согласованию с министерством по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям области принимает глава муниципального
образования.
Решение на задействование локальных и объектовых систем
оповещения по согласованию с министерством по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям области принимает руководитель
объекта.
-------------------------------------------------------------------
|