29 декабря 2004 года N 120-ЗСО
-------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О КОМИССИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Закона Саратовской области от 30.05.2005 N 42-ЗСО)
Принят
Саратовской областной Думой
29 декабря 2004 года
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом)
Саратовской области устанавливает порядок образования и
деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
Саратовской области.
Статья 1. Правовая основа деятельности комиссий
Правовую основу деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии) составляют
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних", Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях, иные федеральные законы и
нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной
Закон) Саратовской области, настоящий Закон, иные нормативные
правовые акты области.
Статья 2. Основные задачи комиссий
Основными задачами комиссий являются:
1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных
интересов несовершеннолетних;
2) выявление и устранение причин и условий, способствующих
безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным
действиям несовершеннолетних;
3) осуществление мер, предусмотренных законодательством
Российской Федерации и законодательством области, по координации
вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения,
содержания несовершеннолетних, а также с обращением с
несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) осуществление мер, предусмотренных законодательством
Российской Федерации и законодательством области, по координации
деятельности органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) иные задачи, установленные федеральными законами и
нормативными правовыми актами Российской Федерации и области.
Статья 3. Система комиссий
В целях осуществления определенных законодательством функций
комиссий в области образуется система комиссий, которую
составляют:
1) межведомственная комиссия области (далее - областная
комиссия);
2) комиссии в муниципальных районах и городских округах (далее
- комиссии в муниципальных образованиях области);
(в ред. Закона Саратовской области от 30.05.2005 N 42-ЗСО)
3) общественные комиссии при администрациях городских и
сельских поселений (далее - общественные комиссии).
(в ред. Закона Саратовской области от 30.05.2005 N 42-ЗСО)
Статья 4. Образование и состав комиссий
1. Областная комиссия образуется Правительством области в
соответствии с настоящим Законом.
Положение об областной комиссии, ее численный и персональный
состав утверждаются Правительством области.
Для осуществления текущей работы и контроля за выполнением
решений областной комиссии Правительством области создается орган
исполнительной власти области, обеспечивающий деятельность
областной комиссии.
Положение и штатная численность указанного органа утверждаются
Правительством области.
2. Комиссии в муниципальных образованиях области образуются
Правительством области в соответствии с настоящим Законом.
Положение о комиссии в муниципальном образовании области
утверждается Правительством области.
Персональный состав комиссии в муниципальном образовании
области определяется областной комиссией.
В состав комиссии в муниципальном образовании области входят:
председатель комиссии (заместитель главы муниципального
образования);
заместитель председателя комиссии - штатный сотрудник комиссии
(должность вводится при численности несовершеннолетнего населения
от 9 тыс. человек);
ответственный секретарь комиссии - штатный сотрудник комиссии;
не менее 12 членов комиссии - представителей органов и
учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, иных государственных и
муниципальных органов и учреждений, организаций независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности, общественных
организаций, занимающихся вопросами защиты прав детей.
Количество штатных работников комиссии в муниципальном
образовании области определяется из расчета:
на территории с численностью несовершеннолетнего населения до 6
тысяч человек включительно - 1 специалист;
(в ред. Закона Саратовской области от 30.05.2005 N 42-ЗСО)
на территории с численностью несовершеннолетнего населения
свыше 6 до 9 тысяч человек включительно - 2 специалиста;
(в ред. Закона Саратовской области от 30.05.2005 N 42-ЗСО)
на территории с численностью несовершеннолетнего населения
свыше 9 тысяч человек включительно - от 2 специалистов и выше при
общей численности штатных сотрудников комиссии: один специалист на
8 тысяч несовершеннолетнего населения.
(абзац введен Законом Саратовской области от 30.05.2005 N 42-ЗСО)
3. При администрациях городских и сельских поселений могут
образовываться общественные комиссии, функционирующие на
общественных началах, в соответствии с положением об общественных
комиссиях, утверждаемым Правительством области.
(в ред. Закона Саратовской области от 30.05.2005 N 42-ЗСО)
Персональный состав общественной комиссии определяется главой
соответствующего муниципального образования области.
В состав общественной комиссии входят:
председатель комиссии;
ответственный секретарь;
не менее пяти членов комиссии - специалисты, имеющие опыт
работы с несовершеннолетними.
Статья 5. Основные права комиссий
1. Областная комиссия вправе:
1) осуществлять контроль за деятельностью комиссий в
муниципальных образованиях области по исполнению их функций;
2) в пределах своей компетенции запрашивать и получать
необходимую для осуществления своих полномочий информацию
(материалы) от органов государственной власти, органов местного
самоуправления, организаций независимо от их форм собственности;
3) создавать рабочие и экспертные группы по вопросам, входящим
в ее компетенцию, привлекать в установленном порядке специалистов
для подготовки вопросов на заседания областной комиссии,
информационных и методических материалов;
4) разрабатывать и организовывать мероприятия по приоритетным
направлениям в области профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных
интересов, вносить предложения по данным вопросам в органы
государственной власти области;
5) приглашать на свои заседания для получения информации и
объяснений по рассматриваемым вопросам должностных лиц,
специалистов и граждан;
6) в пределах своей компетенции принимать постановления по
вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защите их прав.
Члены областной комиссии имеют право в установленном порядке
посещать учреждения государственной системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проверки
условий содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, а
также обращения с несовершеннолетними.
2. Комиссии в муниципальных образованиях области имеют право:
1) в пределах своей компетенции запрашивать и получать от
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности необходимые для работы сведения;
2) приглашать должностных лиц, специалистов и граждан для
получения от них информации и объяснений по рассматриваемым
вопросам;
3) привлекать для участия в работе представителей органов
государственной власти области, органов местного самоуправления,
организаций независимо от организационно-правовых форм
собственности и других заинтересованных лиц;
4) вносить представления в органы государственной власти
области, органы местного самоуправления, организации независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности по вопросам,
касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних;
5) вести прием несовершеннолетних, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних и иных лиц;
6) рассматривать в пределах своей компетенции материалы в
отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные
деяния и не подлежащих уголовной ответственности в связи с
недостижением возраста, с которого наступает уголовная
ответственность;
7) применять меры воздействия в отношении несовершеннолетних,
их родителей или законных представителей в случаях и порядке,
предусмотренных законодательством Российской Федерации и
законодательством области;
8) давать согласие по результатам рассмотрения представления
органа управления образовательного учреждения:
на исключение несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет,
из образовательного учреждения, о переводе на иную форму обучения
или в другое образовательное учреждение;
на оставление несовершеннолетним образовательного учреждения
при достижении им возраста 15 лет до получения основного общего
образования;
9) ставить перед компетентными органами вопрос о привлечении к
ответственности должностных лиц и граждан в случае невыполнения
ими постановлений комиссий и непринятия мер по выполнению
представлений комиссий;
10) принимать постановления:
о проведении профилактической работы с безнадзорными
несовершеннолетними, а также с подростками, употребляющими
спиртные напитки, наркотические средства, психотропные вещества,
привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися
из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных
учреждений закрытого типа (при наличии ходатайства администрации),
освободившимися из мест лишения свободы;
о направлении материалов на родителей (законных представителей)
несовершеннолетних в соответствующие органы в случае ненадлежащего
исполнения ими своих обязанностей по содержанию и воспитанию
несовершеннолетних;
по результатам рассмотрения представленных работодателем
документов на расторжение трудового договора (контракта) с
несовершеннолетним работником по инициативе администрации;
по результатам рассмотрения материалов (дел):
в отношении несовершеннолетнего, совершившего правонарушение,
за которое установлена административная ответственность;
в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно
опасное деяние и не подлежащего уголовной ответственности в связи
с недостижением возраста, с которого наступает уголовная
ответственность;
в отношении родителей (законных представителей), не выполняющих
свои обязанности по содержанию, воспитанию или обучению
несовершеннолетнего;
в отношении руководителей учреждений, в которых находятся дети,
оставшиеся без попечения родителей, либо должностных лиц органов
исполнительной власти области или органов местного самоуправления
в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Члены комиссий имеют право в установленном порядке посещать
учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних для проверки условий содержания,
воспитания и обучения несовершеннолетних, а также обращения с
несовершеннолетними.
3. Общественные комиссии имеют право:
информировать компетентные органы о выявленных фактах нарушения
прав и законных интересов несовершеннолетних;
организовывать индивидуально-профилактическую и
реабилитационную работу с несовершеннолетними и семьями,
находящимися в социально опасном положении.
Статья 6. Основные обязанности комиссий
1. Основными обязанностями областной комиссии являются:
1) выработка согласованных подходов и организация разработки
мероприятий по приоритетным направлениям в области профилактики
безнадзорности и правонарушений, защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних;
2) осуществление мер, предусмотренных законодательством по
координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания,
обучения и содержания несовершеннолетних в учреждениях системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а
также с обращением с несовершеннолетними в указанных учреждениях;
3) рассмотрение на заседаниях вопросов профилактики
безнадзорности и правонарушений, защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних, вопросов, связанных с защитой и
восстановлением прав и законных интересов несовершеннолетних,
выявлением и устранением причин безнадзорности и правонарушений
среди несовершеннолетних;
4) обобщение и распространение положительного опыта работы
комиссий в муниципальных образованиях области;
5) взаимодействие с общественными объединениями и религиозными
организациями, прошедшими государственную регистрацию, и иными
организациями и гражданами по вопросам профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных
интересов;
6) иные обязанности, предусмотренные законодательством
Российской Федерации и законодательством области.
2. Основными обязанностями комиссии в муниципальном образовании
области являются:
1) осуществление полномочий, предусмотренных Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) осуществление мер, предусмотренных законодательством
Российской Федерации и законодательством области по координации
деятельности органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) рассмотрение решения органа управления образовательного
учреждения об исключении обучающегося, достигшего возраста 14 лет,
из образовательного учреждения и принятие мер по продолжению им
обучения или его трудоустройству;
4) разработка проекта и контроль за реализацией муниципальной
программы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
5) рассмотрение жалоб и заявлений несовершеннолетних, родителей
(законных представителей) и иных лиц, связанных с нарушением или
ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних;
6) организация контроля, обследования и проверки условий
содержания, воспитания, обучения в организациях независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности;
7) подготовка обращений в суд за защитой прав и законных
интересов несовершеннолетних;
8) иные обязанности, предусмотренные законодательством
Российской Федерации и законодательством области.
3. Основными обязанностями общественной комиссии являются:
1) организация мероприятий по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
2) выявление и учет детей и семей, находящихся в социально
опасном положении;
3) организация информационного обмена с органами местного
самоуправления и учреждениями системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних о работе с семьями,
находящимися в социально опасном положении, в которых проживают
дети.
Статья 7. Основные обязанности органа исполнительной власти
области, обеспечивающего деятельность областной комиссии
Основными обязанностями органа исполнительной власти области,
обеспечивающего деятельность областной комиссии являются:
1) координация деятельности органов государственной системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) подготовка и организация проведения заседаний, плановых
мероприятий областной комиссии;
3) участие в разработке нормативных правовых актов в сфере
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
защиты их прав и законных интересов;
4) осуществление мер, предусмотренных законодательством
Российской Федерации и законодательством области, по координации
вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения и
содержания несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также с
обращением с несовершеннолетними;
5) организация областных оперативных межведомственных
мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
6) анализ состояния детской безнадзорности, правонарушений,
преступности несовершеннолетних, защиты их прав и законных
интересов;
7) анализ эффективности, обобщение и распространение
положительного опыта работы комиссий в муниципальных образованиях
области, оказание им методической помощи;
8) организация проведения конференций, совещаний, семинаров по
приоритетным направлениям в области профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных
интересов;
9) формирование единого банка данных семей, находящихся в
социально опасном положении, имеющих несовершеннолетних детей,
подростков, которые не учатся и не работают, детей, склонных к
бродяжничеству и попрошайничеству, а также объявленных в розыск;
10) содействие несовершеннолетним в реализации и защите их прав
и законных интересов;
11) рассмотрение обращений несовершеннолетних, родителей и иных
лиц, связанных с нарушением или ограничением прав и законных
интересов несовершеннолетних;
12) заключение договоров о сотрудничестве, взаимодействие с
общественными объединениями, прошедшими государственную
регистрацию, и иными организациями по вопросам профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав
и законных интересов.
Статья 8. Ответственность комиссий
Комиссии несут ответственность за ненадлежащее исполнение
обязанностей, предусмотренных настоящим Законом, в соответствии с
законодательством.
Статья 9. Финансовое обеспечение деятельности комиссий
Финансирование расходов, связанных с исполнением настоящего
Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года.
Губернатор
Саратовской области
Д.Ф.АЯЦКОВ
г. Саратов
29 декабря 2004 года
N 120-ЗСО
|