УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 16 июля 2003 г. N 06-06/7185
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
О ПОРЯДКЕ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ
В связи с участившимися случаями пропуска налоговыми органами
области сроков давности взыскания налоговых санкций с
налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, а также с целью
устранения нарушений, выявленных Прокуратурой Саратовской области,
УМНС России по Саратовской области разработаны и направляются для
исполнения Методические указания о порядке взыскания налоговых
санкций.
Названные Методические указания необходимо изучить и
обеспечить неукоснительное их исполнение под личную
ответственность руководителей территориальных Налоговых органов
области
УМНС России по Саратовской области напоминает, что нарушение
должностными лицами налоговых органов сроков давности взыскания
налоговых санкций наносит непоправимый ущерб интересам бюджета и
авторитету налоговых органов, порождает безнаказанность и
неуважение со стороны недобросовестных налогоплательщиков,
налоговых агентов и иных лиц, а также является основанием для
привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной
действующим законодательством, в том числе и к уголовной.
Приложение. Методические указания.
И.о. руководителя
УМНС РФ по Саратовской области
А.А.ВОТЧАЕВ
Утверждаю
И.о. Руководителя УМНС России по
Саратовской области
Советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
_______________ А.А. Вотчаев
"16" июля 2003 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ
1. Вводная часть
1.1. Настоящие Методические указания разработаны в
соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее по
тексту "НК РФ"), федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами предназначены для использования в практической
работе налоговых органов и не относятся к актам законодательства о
налогах и сборах.
1.2. Настоящие Методические указания устанавливают процедуру
взыскания налоговых санкций, предусмотренных НК РФ.
2. Налоговые санкции
2.1. Налоговая санкция является мерой ответственности за
совершение налогового правонарушения.
2.2. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде
денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями
главы 16 НК РФ.
2.3. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика только
в судебном порядке.
2.4. После вынесения решения о привлечении налогоплательщика
(иное лица) к ответственности за совершение налогового
правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с
исковым заявлением в суд о взыскании с лица привлекаемого к
ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой
санкции.
До обращения в суд налоговый орган обязан предложить
налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить
соответствующую сумму налоговой санкции.
В случае, если налогоплательщик (иное лицо) отказался
добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок
уплаты указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с
исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции за
совершение налогового правонарушения.
2.5. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с
организации или индивидуального предпринимателя подается в
арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося
индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.
К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и
другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.
3. Давность взыскания налоговых санкций
3.1. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о
взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня
обнаружения налогового правонарушения и составления
соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
3.2. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного
дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи
искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом
постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного
дела.
3.3. При применении ст. 115 НК РФ необходимо иметь в виду, что
исчисление данного срока со дня составления акта производится в
случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к
ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а
также в случае привлечения к установленной НК РФ ответственности
лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами),
поскольку только в этих случаях НК РФ предусматривает составление
акта п. 1 ст. 100 и п. 1 ст. 101 НК РФ).
Учитывая, что НК РФ не предусматривает составления налоговым
органом акта по результатам использования в отношении
налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной
налоговой проверки форм налогового контроля, установленный п. 1
ст. 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня
обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется
исходя из характера конкретного правонарушения, а также
обстоятельств его совершения и выявления.
3.4. При проверке соблюдения срока давности взыскания
налоговых санкций (п. 1 ст. 115 НК РФ) суду необходимо исходить из
того, что специальные правила исчисления названного срока,
установленные п. 2 ст. 115 НК РФ, применяются с учетом положений
пунктов 3 и 4 ст. 108 НК РФ.
По смыслу п. 3 ст. 108 НК РФ, если уполномоченным
государственным органом в установленном порядке поставлен вопрос о
привлечении налогоплательщика - физического лица к уголовной
ответственности, налоговый орган вправе будет принимать меры к
привлечению данного лица к ответственности, предусмотренной НК РФ,
только в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного
дела.
С учетом этого обстоятельства для указанных ситуаций в п. 2
ст. 115 НК РФ установлены специальные правила исчисления срока
давности взыскания налоговых санкций с налогоплательщиков -
физических лиц.
Пункт 4 ст. 108 НК РФ предусматривает, что привлечение
должностных лиц организаций-налогоплательщиков к уголовной или
административной ответственности осуществляется наряду с
привлечением самой организации к налоговой ответственности.
Следовательно, то обстоятельство, что в отношении должностного
лица организации-налогоплательщика решался вопрос о привлечении к
уголовной ответственности, не является основанием для применения
специальных правил исчисления срока давности взыскания налоговых
санкций с организаций.
3.5. Срок, предусмотренный п. 1 ст. 115 НК РФ является
пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению, в случае его
пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового
органа.
4. Процедура взыскания налоговых санкций
4.1. Отдел (подразделение) налогового органа, проводивший
мероприятия налогового контроля, по результатам которых
налогоплательщик (налоговый агент, иные лица) привлечен к
налоговой ответственности, формирует пакет документов, имеющих
значение для правильного и объективного рассмотрения судом дела в
соответствии с Методическими указаниями УМНС России по Саратовской
области, доведенными письмом от 26.09.2002 г. N 06-06/8864.
4.2. В случае неисполнения правонарушителем требования
налогового органа об уплате налоговых санкций в указанный в
требовании срок, отдел (подразделение) налогового органа,
проводивший мероприятия налогового контроля, не позднее одного
месяца с момента истечения срока, указанного в требовании передает
документы, указанные в п. 4.1 настоящих Методических указаний в
юридический отдел (юристу) налогового органа.
Внимание:
Требование об уплате налога и требование об уплате налоговой
санкции, направляемые налогоплательщику (плательщику сборов) или
налоговому агенту в соответствии с решением налогового органа по
результатам налоговой проверки, должны быть направлены ему в
десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Срок исполнения требования об уплате налога, налоговой санкции
направляемого налогоплательщику (плательщику сборов) или
налоговому агенту, не должен превышать 10 календарных дней со дня
его получения налогоплательщиком (плательщиком сборов) или
налоговым агентом либо их законным или уполномоченным
представителем.
4.3. Документы передаются в юридический отдел (юристу) со
служебной запиской. Служебная записка подписывается начальником
соответствующего отдела, а в случае его отсутствия его
заместителем.
4.4. Служебная записка с соответствующими документами
регистрируется лицом ответственным за делопроизводство в
юридическом отделе и передается ответственному исполнителю
согласно визе начальника отдела (заместителя начальника отдела),
как правило, работнику, курирующему данный отдел.
4.5. Работник юридического отдела (далее по тексту "юрист"),
получивший на исполнение служебную записку и документы проверяет
комплектность представленных документов.
4.6. При наличии замечаний по комплектности представленных
документов, отсутствия подписи полномочного лица юрист возвращает
его в соответствующий отдел и указывает на необходимость
устранения недостатков.
4.7. После устранения недостатков комплект документов вторично
передается в юридический отдел (юристу). В данном случае, днем
передачи документов считается день повторной передачи документов в
юридический отдел (юристу).
4.8. Юрист в пределах сроков, установленных ст. 115 НК РФ и
АПК РФ.
4.8.1. Составляет проект искового заявления, согласовывает его
с начальником отдела.
4.8.2. Распечатывает необходимое количество экземпляров
искового заявления с приложением, направляет его на подпись
руководителю (заместителю руководителя) налогового органа.
4.8.3. Регистрирует исковое заявление в общем отделе.
4.8.4. Исковое заявление передает в общий отдел для отправки
его ответчику заказным письмом с уведомлением.
4.8.5. Получает из общего отдела квитанцию о направлении
искового заявления и почтовое уведомление о получении ответчиком
искового заявления.
4.8.6. Сформированный пакет документов передает в общий отдел
для отправки его в суд либо непосредственно в суд.
4.8.7. При получении определения суда и в соответствии с ним
подготавливает необходимые документы, запрашиваемые судом.
4.8.8. Принимает участие в судебном разбирательстве.
В случае необходимости юридические отделы (юристы) привлекают
лиц, проводивших проверку к участию в судебном процессе.
Руководителям налоговых органов необходимо обеспечивать
присутствие и участие в судебных процессах сотрудников юридических
отделов (юристов) и при необходимости лиц, проводивших проверки.
4.8.9. Обеспечивает в случае необходимости обжалование
судебных актов в установленном порядке.
4.9. Копии судебных актов передаются в отдел (подразделение),
проводивший мероприятия налогового контроля для сведения.
5. Ответственность
5.1. В случае нарушения сроков и иных требований,
установленных настоящими Методическими указаниями, должностные
лица налоговых органов привлекаются к дисциплинарной
ответственности в установленном порядке.
6. Список руководящих документов
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
2. Закон Российской Федерации от 21.03.1991 г. N 943-1 "О
налоговых органах Российской Федерации".
3. Приказ МНС России от 02.04.2003 г. N БГ-3-29/159 "Об
утверждении Порядка направления требования об уплате налога,
вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет
денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) -
организации или налогового агента - организации на счетах в банках
и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика
(плательщика сборов) или налогового агента в банке.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего
Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 г. N 41/9 "О некоторых
вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ"
5. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от
28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК
РФ".
6. Обзор практики разрешения арбитражными судами дел,
связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ,
направленный информационным письмом Президиума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 г. N 71 Юридический отдел УМНС
России по Саратовской области
|