САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2003 г. N 36-324
О ПОЛОЖЕНИИ О САРАТОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЕ
В соответствии со статьей 20 Устава города Саратова
Саратовская городская Дума решила:
1. Принять Положение о Саратовской городской Думе
(прилагается).
2. Считать утратившим силу решение Саратовской городской Думы
от 25.02.99 N 28-249 "О Положении о Саратовской городской Думе".
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на
постоянную комиссию по местному самоуправлению, вопросам
социальной сферы, законности, защите прав населения.
Мэр города Саратова
Ю.Н.АКСЕНЕНКО
Приложение
к решению
Саратовской городской Думы
от 15 июля 2003 г. N 36-324
ПОЛОЖЕНИЕ
О САРАТОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Саратовская городская Дума (далее - Дума) является
представительным органом местного самоуправления города, состоящим
из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации,
достигшими 18-летнего возраста и постоянно или преимущественно
проживающими на территории города Саратова, на основе всеобщего,
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в
соответствии с федеральными законами и законами Саратовской
области.
Срок полномочий городской Думы - пять лет.
1.2. Городская Дума состоит из 31 депутата. Депутаты городской
Думы могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.
1.3. Дума выражает интересы жителей города, создает
нормативно-правовую базу городского самоуправления в пределах
своей компетенции и осуществляет контроль в соответствии с Уставом
города Саратова и Регламентом Думы.
1.4. Дума осуществляет свои полномочия самостоятельно, ее
решения, принятые в пределах компетенции, обязательны для всех
юридических и физических лиц на территории города.
1.5. Полномочия Думы, порядок работы определяются действующим
законодательством, Уставом города Саратова, настоящим Положением,
решениями Думы, а также Регламентом Думы.
1.6. С момента начала работы городской Думы очередного созыва
полномочия городской Думы предыдущего созыва прекращаются.
1.7. Дума является юридическим лицом, имеет гербовую печать,
штамп со своим наименованием и счет в банке.
1.8. Саратовская городская Дума располагается по адресу:
г. Саратов, ул. Первомайская, 76.
1.9. Деятельность Думы финансируется исключительно из средств
бюджета города Саратова.
2. ПОЛНОМОЧИЯ ДУМЫ
2.1. Полномочия Думы по организации своей деятельности.
2.1.1. Избрание, принятие отставки и отрешение от должности
Мэра города - главы городского самоуправления и заместителя главы
городского самоуправления - секретаря городской Думы.
2.1.2. Образование, избрание, упразднение, объединение,
разделение постоянных и временных комиссий, Контрольно-счетной
палаты, регламентной группы, комиссии по этике, изменение их
состава.
2.1.3. Рассмотрение и принятие решения о досрочном прекращении
полномочий Думы.
2.1.4. Разработка и принятие Регламента Думы, Положения о
Думе, положений о формируемых ею органах.
2.1.5. Утверждение структуры, штатного расписания, расходов на
содержание Думы.
2.2. Полномочия Думы в области социально-экономического
развития города.
2.2.1. Утверждение бюджета города, планов, программ
социально-экономического развития города, иных общегородских
программ, изменений, дополнений к ним, отчетов об их исполнении.
2.2.2. Осуществление контроля за исполнением бюджета города.
2.2.3. Внесение предложений об административном делении города
Саратова в порядке, установленном действующим законодательством.
2.2.4. Установление и отмена местных налогов и сборов, а также
установление льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по
платежам в бюджет города в соответствии с действующим
законодательством.
2.2.5. Установление порядка формирования и утверждения цен и
тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые
муниципальными предприятиями и учреждениями.
2.2.6. Установление правил торговли и обслуживания населения
на территории города.
2.2.7. Установление порядка предоставления льгот и преимуществ
для социально-незащищенных категорий граждан, а также юридических
лиц, исходя из интересов граждан города.
2.2.8. Установление порядка управления, распоряжения и
пользования муниципальной собственностью, в том числе городскими
землями, и условий приватизации муниципальной собственности;
утверждение перечня объектов муниципальной собственности,
приобретение, создание и преобразование которых требуют согласия
Думы.
2.2.9. Установление порядка передачи и продажи жилья в
собственность граждан и организаций, сдачи жилья в аренду.
2.2.10. Утверждение правил учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений.
2.2.11. Утверждение генерального плана развития города и
контроль за его выполнением.
2.2.12. Установление порядка использования нежилых помещений и
распоряжения ими.
2.2.13. Объявление объектов городского значения,
представляющих собой экологическую, историческую или иную
ценность, памятниками природы, истории или культуры; установление
в соответствии с законодательством правил их использования и
охраны.
2.2.14. Установление правил пользования водными объектами
города, месторождениями общераспространенных ископаемых, а также
недрами для строительства подземных сооружений города Саратова.
2.2.15. Принятие решений о запрещении на основании заключения
государственных органов по охране окружающей среды и
санитарно-эпидемиологического надзора проведения на территории
города мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные
экологические изменения, изменения демографической ситуации или
другие негативные последствия.
2.2.16. Учреждение собственных средств массовой информации.
2.2.17. Принятие решений о создании, реорганизации и
ликвидации унитарных предприятий, учреждений и организаций для
осуществления хозяйственной деятельности и установление порядка
назначения на должность и освобождения от нее руководителей
муниципальных предприятий, учреждений и организаций.
2.2.18. Принятие решений об образовании целевых бюджетных
фондов, утверждение Положений о них, а также отчетов об
использовании средств этих фондов.
2.2.19. Принятие решений о выпуске и размещении муниципальных
лотерей, займов в порядке, установленном законодательством.
2.2.20. Принятие решений о выделении ссуд и займов из средств
городского бюджета.
2.2.21. Решение иных вопросов, связанных с нормативным
регулированием отношений в местном хозяйстве, социальной сфере, не
входящих в соответствии с законом в компетенцию органов
государственной власти.
2.3. Полномочия по обеспечению прав и законных интересов
городского самоуправления, граждан и юридических лиц.
2.3.1. Толкование Устава города, внесение в него изменений и
дополнений. Контроль за исполнением Устава города.
2.3.2. Назначение местного референдума.
2.3.3. Назначение выборов в органы городского самоуправления.
2.3.4. Принятие решений об обращении в суд с исками о
признании недействительными актов, нарушающих права граждан,
юридических лиц, органов городского самоуправления, органов
территориального общественного самоуправления, товариществ
собственников жилья и органов общественной самодеятельности по
месту жительства.
2.3.5. Рассмотрение запросов депутатов Думы.
2.3.6. Принятие решений по протестам и представлениям
прокурора на решения городской Думы.
2.3.7. Рассмотрение обращений, заявлений и жалоб граждан.
2.4. Полномочия по контролю за исполнением решений Думы,
деятельностью органов городского самоуправления.
2.4.1. Контроль за деятельностью органов городского
самоуправления и их должностных лиц.
2.4.2. Утверждение по представлению Мэра города структуры и
должностных лиц администрации города: вице-мэра, первого
заместителя Мэра, председателя комитета по финансам.
2.4.3. Принятие решений о выражении недоверия должностным
лицам городского самоуправления.
2.4.4. Заслушивание отчетов Мэра города, должностных лиц
администрации по исполнению бюджета города и программ
социально-экономического развития городского хозяйства и
социальной сферы, иных общегородских программ.
2.4.5. Заслушивание отчета заместителя главы городского
самоуправления - секретаря Думы о расходовании финансовых средств
на содержание Думы.
2.4.6. Заслушивание отчетов и оценка деятельности
администрации по вопросам соблюдения действующего
законодательства, Устава города, исполнения решений Думы.
2.4.7. Заслушивание отчетов, принятие решений по фактам и
выводам, представленным Контрольно-счетной палатой Думы.
2.4.8. Осуществление контроля за деятельностью муниципальных
органов охраны общественного порядка в пределах компетенции Думы.
2.4.9. Утверждение типового устава субъекта территориального
общественного самоуправления.
2.5. Правотворческая деятельность и право законодательной
инициативы.
2.5.1. Установление общеобязательных правил и принятие
правовых актов по предметам ведения города.
2.5.2. Осуществление права законодательной инициативы в
Саратовской областной Думе.
2.6. Другие полномочия Думы.
2.6.1. Дума вправе осуществлять полномочия, передаваемые ей
органами государственной власти на основе соответствующих законов.
На договорной основе вопросы компетенции Думы могут передаваться
другим органам городского самоуправления и территориального
общественного самоуправления.
2.6.2. Дума в пределах своей компетенции вправе рассматривать
также любой вопрос, касающийся жизнедеятельности города или
затрагивающий интересы его населения.
3. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУМЫ
3.1. Заседания Думы.
3.1.1. Высшим органом Саратовской городской Думы является
заседание Думы.
Порядок, основные правила и процедуры работы Саратовской
городской Думы устанавливаются Регламентом.
3.2. Полномочия Мэра города - главы городского самоуправления
в Думе.
3.2.1. Мэр города - глава городского самоуправления организует
работу Думы в соответствии с Уставом города Саратова, решениями
Думы, настоящим Положением и Регламентом Думы.
Мэр города - глава городского самоуправления подотчетен Думе и
осуществляет свои полномочия до дня избрания нового Мэра города
3.2.2. Созывает и ведет заседания городской Думы.
3.2.3. Координирует деятельность постоянных и иных комиссий,
Контрольно-счетной палаты.
3.2.4. Осуществляет руководство подготовкой заседаний Думы и
вопросов, выносимых на рассмотрение Думы.
3.2.5. Контролирует и обеспечивает выполнение Регламента Думы.
3.2.6. Подписывает протоколы заседаний Думы, решения,
распоряжения и другие документы в соответствии с правилами
делопроизводства и отчетности.
3.2.7. Организует исполнение решений Думы.
3.2.8. Представляет Думу в органах государственной власти,
иных организациях и учреждениях; заключает от имени Думы договоры.
3.2.9. Подписывает от имени Думы исковые заявления,
направляемые в суд.
3.2.10. Открывает и закрывает счета в банках и является
распорядителем по этим счетам в пределах своих полномочий.
3.2.11. Пользуется правом найма и увольнения работников Думы в
соответствии с действующим законодательством и иными нормативными
правовыми актами.
3.2.12. Решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены
городской Думой или возложены на него действующим
законодательством.
3.3. Заместитель главы городского самоуправления - секретарь
городской Думы.
3.3.1. Заместитель главы городского самоуправления - секретарь
городской Думы подотчетен Думе и Мэру города - главе городского
самоуправления.
3.3.2. Обеспечивает подготовку вопросов, вносимых на
рассмотрение заседаний Думы.
3.3.3. Доводит до сведения депутатов, должностных лиц и
граждан место и время проведения заседаний Думы, внесенные на
рассмотрение вопросы.
3.3.4. Координирует деятельность постоянных и иных комиссий,
контрольно-счетной палаты, содействует материально-техническому и
организационному обеспечению их работы.
3.3.5. Оказывает содействие депутатам в осуществлении ими
своих полномочий. Организует обеспечение их необходимой
информацией, рассматривает и решает в пределах своей компетенции
вопросы их работы.
3.3.6. Взаимодействует с органами государственной власти и
городского самоуправления, предприятиями, учреждениями,
организациями и общественными объединениями, субъектами
территориального общественного самоуправления, заключает от имени
Думы договоры, выдает доверенности, совершает от имени Думы иные
действия.
3.3.7. Организует в Думе личный прием граждан, рассмотрение их
обращений, заявлений и жалоб.
3.3.8. Осуществляет общее руководство аппаратом городской
Думы.
3.3.9. Руководит текущей работой Думы, представляет на
утверждение Мэра города кандидатуры назначаемых и освобождаемых от
должности руководителей структурных подразделений аппарата Думы.
3.3.10. Подписывает от имени Думы исковые заявления,
направляемые в суд, а также другие документы, связанные с
рассмотрением дел.
3.3.11. Подписывает финансовые документы, несет
ответственность по средствам, расходуемым на содержание и
организацию работы Думы.
3.3.12. Принимает меры по обеспечению гласности и учету
общественного мнения в работе Думы.
3.3.13. Пользуется правом найма и увольнения работников Думы.
3.3.14. Применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные
взыскания на работников аппарата Думы в соответствии с действующим
законодательством.
3.3.15. Издает в пределах своей компетенции распоряжения,
которые распространяются на работников Думы.
3.3.16. Выполняет поручения Мэра города - главы городского
самоуправления.
3.3.17. Осуществляет полномочия, переданные ему распоряжением
Мэра города - главы городского самоуправления.
3.3.18. Замещает Мэра города - главу городского самоуправления
в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих
полномочий по руководству Думой.
В случае отсутствия или невозможности выполнения своих
полномочий (обязанностей) заместителем главы городского
самоуправления - секретарем городской Думы его полномочия
(обязанности) возлагаются на одного из председателей постоянных
комиссий Думы, о чем издается соответствующее распоряжение Мэра
города - главы городского самоуправления.
3.4. Комиссии и Контрольно-счетная палата Думы.
3.4.1. Дума формирует из числа депутатов на срок своих
полномочий постоянные комиссии по отдельным направлениям
деятельности и создает Контрольно-счетную палату. Постоянные
комиссии по вопросам, отнесенным к их ведению:
- осуществляют предварительное рассмотрение и подготовку
проектов решений Думы;
- организуют проводимые Думой депутатские слушания;
- осуществляют функции контроля за исполнением решений Думы по
вопросам своего ведения;
- осуществляют в пределах компетенции Думы контроль за
деятельностью исполнительного органа городского самоуправления и
его должностных лиц;
- дают заключения и предложения по соответствующим разделам
проекта бюджета города, а постоянная комиссия по
бюджетно-финансовым вопросам, экономике, использованию
муниципальной собственности, местным налогам и сборам изучает и
обобщает эти предложения, делает заключение по проекту бюджета
города в целом и вносит его на рассмотрение Думы;
- решают вопросы организации своей деятельности.
Контрольно-счетная палата создается городской Думой для
осуществления контроля за исполнением бюджета города, пользованием
и распоряжением муниципальной собственностью.
Постоянные комиссии и Контрольно-счетная палата в своей работе
руководствуются соответствующими Положениями, принимаемыми Думой.
Персональный состав постоянных комиссий формируется на
основании заявлений депутатов и утверждается Думой большинством
голосов от установленного числа депутатов Думы. Утверждение
состава постоянной комиссии оформляется решением Думы.
Численный состав постоянных комиссий определяется Думой, но не
может быть менее 5 и более 15 депутатов Думы.
Постоянная комиссия Думы может создавать для подготовки
рассматриваемых на заседании вопросов подкомиссии из числа
депутатов комиссии по основным направлениям своей деятельности.
Постоянные подкомиссии формируются на основе добровольного
желания членов постоянной комиссии работать в их составе.
Порядок работы депутатов в постоянных комиссиях определяется
Регламентом Думы.
3.4.2. Деятельность постоянной комиссии основана на принципах
свободы обсуждения и гласности.
3.4.3. Постоянные комиссии и Контрольно-счетная палата Думы в
пределах своей компетенции вправе запрашивать документы и
материалы, необходимые для их деятельности, у органов городского
самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо
от их подчиненности и форм собственности.
3.4.4. Временные комиссии создаются для решения конкретных
задач и ограничиваются определенным сроком действия.
Порядок работы депутатов во временных комиссиях определяется
Регламентом Думы.
3.4.5. Председатели постоянных, временных комиссий и
Контрольно-счетной палаты избираются на заседании Думы по
представлению депутатов.
Председатели постоянных, временных комиссий и
Контрольно-счетной палаты подотчетны Думе, Мэру города - главе
городского самоуправления и заместителю главы городского
самоуправления - секретарю городской Думы.
3.4.6. Мэр города - глава городского самоуправления,
заместитель главы городского самоуправления - секретарь городской
Думы и депутаты, не являющиеся членами постоянных комиссий, вправе
участвовать в их работе с правом совещательного голоса.
3.4.7. Постоянные комиссии и Контрольно-счетная палата для
контроля за исполнением решений Думы используют методы контроля,
предусмотренные законодательством Российской Федерации, правовыми
актами органов государственной власти Саратовской области, Уставом
города Саратова и правовыми актами органов городского
самоуправления, а именно: акты проверок контрольных органов,
депутатские проверки и расследования, проверки и ревизии
контрольно-счетной палаты Думы.
3.4.8. Постоянные комиссии и Контрольно-счетная палата
обеспечиваются служебным помещением, оргтехникой, автотранспортом
и средствами связи.
3.4.9. Постоянные комиссии для подготовки отдельных вопросов,
депутатских слушаний могут создавать общественные и экспертные
советы, рабочие группы из своего состава, других депутатов Думы,
помощников депутатов, представителей органов государственной
власти и городского самоуправления, общественных объединений,
научных учреждений, а также специалистов, в том числе работников
аппарата Думы. Постоянная комиссия вправе привлекать к своей
работе экспертов, назначать независимую экспертизу проектов
правовых актов, государственную экологическую экспертизу проектов,
затрагивающих вопросы охраны природы.
В случае, если проект решения Думы рассматривается в
нескольких постоянных комиссиях, ими может быть образована
совместная рабочая группа.
Задачи общественных и экспертных советов, рабочих групп, время
их деятельности, полномочия, состав и руководители определяются
решением постоянной комиссии.
3.5. Депутатские группы.
3.5.1. Депутаты городской Думы могут образовывать депутатские
группы по территориальному или иному принципу.
Депутатские группы работают на основе Положения о депутатских
группах, принимаемого городской Думой. Депутаты городской Думы для
расширения участия граждан в деятельности городской Думы вправе
формировать общественные палаты или советы избирательного округа с
участием представителей органов территориального общественного
самоуправления, общественных объединений, фондов, товариществ
собственников жилья и других представителей населения округа.
3.6. Совет Думы.
3.6.1. Для обсуждения текущих вопросов работы депутатов и Думы
образуется Совет Думы, в который входят Мэр города - глава
городского самоуправления, заместитель главы городского
самоуправления - секретарь городской Думы, председатели постоянных
комиссий, председатель Контрольно-счетной палаты. Руководит
работой Совета Мэр города - глава городского самоуправления или по
его поручению - заместитель главы городского самоуправления -
секретарь городской Дум.
Порядок работы Совета Думы определяется Регламентом
Саратовской городской Думы.
3.7. Аппарат Думы.
3.7.1. Для обеспечения деятельности Думы создается аппарат
Думы.
Аппарат Думы не наделен властными полномочиями по отношению к
каким бы то ни было органам, организациям, должностным лицам и
гражданам.
Функции общего руководства аппаратом Думы возлагаются на
заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской
Думы.
Должностные инструкции работников аппарата Думы утверждаются
заместителем главы городского самоуправления - секретарем
городской Думы.
3.8. Организационные основы деятельности.
3.8.1. Организационно-правовое и материально-техническое
обеспечение деятельности Думы, оказание помощи постоянным и
временным комиссиям, Контрольно-счетной палате, депутатам
осуществляется аппаратом Думы.
3.8.2. Городская Дума вправе привлекать на договорной основе
экспертов, специалистов для разработки проектов программ,
нормативных правовых актов, анализа состояния городского хозяйства
и социальной сферы.
Заработная плата депутатов, работающих на постоянной основе, и
работников Думы устанавливается согласно штатному расписанию и в
пределах фонда оплаты труда.
4. ГАРАНТИИ ПРАВ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДУМЫ
4.1. Ответственность за исполнение решений Думы.
4.1.1. Решения Думы, принятые в пределах ее компетенции,
обязательны для исполнения всеми органами и должностными лицами
городского самоуправления, юридическими и физическими лицами на
территории города Саратова.
4.1.2. За неисполнение решений Думы, иных действующих правовых
актов, за действие или бездействие, причинившее ущерб городу,
непредоставление информации или предоставление заведомо ложной
информации Дума вправе выйти с предложениями в соответствующие
государственные и муниципальные органы о привлечении к
административной, дисциплинарной и иным видам ответственности
должностных, юридических и физических лиц в соответствии с
действующим законодательством.
4.1.3. Дума вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски
о признании недействительными нарушающие права местного
самоуправления акты органов государственной власти и
государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и
организаций, а также общественных объединений.
4.2. Ответственность Думы, ее органов и должностных лиц.
4.2.1. Решения Думы могут быть обжалованы в судебном порядке.
Дума, ее должностные лица, несут ответственность за принятые ими
решения в соответствии с федеральным и областным
законодательством.
Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений Думы,
возмещается потерпевшим юридическим и физическим лицам на
основании решений суда.
|