САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2003 г. N 36-341
О ПОЛОЖЕНИИ О КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ
В соответствии со статьей 18 Устава города Саратова
Саратовская городская Дума решила:
1. Принять Положение о Контрольно-счетной палате Саратовской
городской Думы (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на
заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской
Думы.
Мэр города Саратова
Ю.Н.АКСЕНЕНКО
Приложение
к решению
Саратовской городской Думы
от 15 июля 2003 г. N 36-341
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ
САРАТОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
1. Общие положения
1.1. Статус Контрольно-счетной палаты
Саратовской городской Думы
Контрольно-счетная палата Саратовской городской Думы (далее -
Контрольно-счетная палата, КСП) является постоянно действующим
специализированным органом муниципального финансового контроля
Саратовской городской Думы; создается в целях проведения внешнего
аудита бюджета, обеспечения эффективного контроля за распоряжением
и использованием финансовых ресурсов города Саратова, земель и
иных (объектов) видов муниципальной собственности в интересах
города.
Контрольно-счетная палата входит в систему органов, обладающих
бюджетными полномочиями, и является участником бюджетного
процесса.
КСП образуется Саратовской городской Думой (далее - Дума) и
подотчетна ей.
В своей деятельности Контрольно-счетная палата руководствуется
Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской
Федерации, Саратовской области, Уставом города Саратова, настоящим
Положением, другими решениями Думы.
В решении задач, определенных настоящим Положением, КСП
обладает организационной и функциональной самостоятельностью.
Контрольно-счетная палата не является юридическим лицом.
1.2. Задачи Контрольно-счетной палаты
Исходя из целей создания, Контрольно-счетная палата выполняет
следующие основные задачи:
- организует и осуществляет контроль за реализацией бюджетного
процесса в городе Саратове в соответствии с общими принципами
бюджетного процесса, установленными федеральными законами и
законами Саратовской области, решениями городской Думы; за
законностью, эффективностью и целевым использованием средств
бюджета города.
- организует и осуществляет контроль за распоряжением,
использованием и движением муниципальных земель, недвижимости,
иных видов имущества, находящегося в муниципальной собственности,
в соответствии с законодательством и решениями Думы, соблюдения
при этом экономических интересов города.
КСП представляет Думе информацию о ходе исполнения бюджета
Саратова и результатах проводимых контрольных мероприятий,
обобщающие материалы по вопросам, отнесенным к компетенции КСП;
предложения по устранению недостатков, совершенствованию
бюджетного процесса в целом; совершенствованию управления и
распоряжения муниципальной собственностью. При решении этих
основных задач КСП:
- контролирует эффективность и целесообразность расходов
муниципальных денежных средств, использования иных видов
муниципальной собственности;
- определяет эффективность и целесообразность расходования
муниципальных финансовых средств и использования муниципальной
собственности в результате решений, принимаемых органами местного
самоуправления;
- контролирует законность и своевременность движения городских
бюджетных средств;
- организует и осуществляет контроль хозяйственно-финансовой
деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций с
точки зрения целевого и эффективного использования муниципальной
собственности;
- организует и проводит контроль (проверки)
производственно-финансовой деятельности иных экономических
субъектов, получающих средства из городского бюджета либо
пользующихся налоговыми и иными льготами и преимуществами,
представленными органами городского самоуправления.
2. Структура и финансовое обеспечение
Контрольно-счетной палаты
2.1. Структура Контрольно-счетной палаты.
Должностные лица Контрольно-счетной палаты
Контрольно-счетная палата состоит из 5 депутатов Думы,
включенных в состав Контрольно-счетной палаты решением Думы, и
сотрудников отдела Контрольно-счетной палаты.
Должностными лицами Контрольно-счетной палаты являются лица,
замещающие выборные муниципальные должности и работающие в
Контрольно-счетной палате на постоянной основе либо на
общественных началах, и лица, замещающие муниципальные должности
муниципальной службы, (далее сотрудники отдела КСП), в должностные
обязанности которых входит организация и осуществление контроля в
соответствии с полномочиями Контрольно-счетной палаты.
Возглавляет Контрольно-счетную палату председатель
Контрольно-счетной палаты.
Финансовое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты
осуществляется за счет средств, выделяемых на содержание Думы. При
составлении сметы Думы предусматриваются расходы на привлечение по
предложениям КСП на договорной основе негосударственных
аудиторских организаций, отдельных специалистов, для проведения
экспертиз, проверок и ревизий.
2.2. Председатель и заместитель председателя
Контрольно-счетной палаты
Председатель Контрольно-счетной палаты избирается Думой, на
срок ее полномочий, из числа депутатов Думы.
Председатель Контрольно-счетной палаты должен иметь высшее
образование и опыт профессиональной деятельности в одной из
следующих областей: управления, контроля, экономики, финансов,
юриспруденции.
Заместитель председателя избирается из числа депутатов,
вошедших в состав Контрольно-счетной палаты.
Председатель Контрольно-счетной палаты осуществляет
руководство деятельностью Контрольно-счетной палаты и организует
ее работу.
Заместитель председателя Контрольно-счетной палаты по
согласованию с председателем выполняет поручения председателя КСП
по организации деятельности КСП, в отсутствие председателя
проводит совещания КСП, выполняет иные его обязанности, может
представлять позицию КСП в ходе заседаний Думы, постоянных
комиссий, рабочих групп, Совета Думы, совещаний, проводимых
администрацией города. Председатель, заместитель председателя,
член Контрольно-счетной палаты имеют право принимать участие в
заседаниях администрации города, коллегий городской администрации,
на которых рассматриваются курируемые палатой вопросы.
2.3. Сотрудники отдела Контрольно-счетной палаты
Сотрудники отдела Контрольно-счетной палаты являются
муниципальными служащими.
Сотрудники отдела КСП назначаются на должности Мэром города -
главой городского самоуправления по согласованию с председателем
Контрольно-счетной палаты.
Сотрудники отдела КСП освобождаются от должности Мэром города
- главой городского самоуправления по основаниям, предусмотренным
законодательством, по представлению председателя
Контрольно-счетной палаты либо по согласованию с ним.
Сотрудники отдела КСП должны иметь высшее образование и опыт
профессиональной деятельности в области экономики и (или)
контроля, юриспруденции.
Сотрудники отдела КСП курируют определенные направления
деятельности Контрольно-счетной палаты, охватывающие комплекс
взаимосвязанных вопросов по контролю за управлением, распоряжением
и использованием всех видов муниципальной собственности и (или)
определенные виды контрольных мероприятий.
Конкретные направления деятельности сотрудников
устанавливаются председателем Контрольно-счетной палаты.
Сотрудники отдела Контрольно-счетной палаты имеют право
присутствовать на заседаниях Думы, совещаниях администрации
города, на которых рассматриваются курируемые ими вопросы.
Сотрудники отдела Контрольно-счетной палаты могут быть членами
рабочих групп, принимать участие с правом совещательного голоса в
заседаниях постоянных и временных комиссий Думы, участвовать в
иных совещаниях, затрагивающих вопросы, отнесенные к компетенции
Контрольно-счетной палаты.
3. Функции и полномочия Контрольно-счетной палаты
3.1. Функции КСП
В рамках решения своих задач Контрольно-счетная палата
осуществляет следующие функции:
- организует и осуществляет контроль бюджета города со стадии
оценки обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета
города, осуществляет контроль за своевременным исполнением
доходных и расходных статей бюджета города по объемам, структуре и
целевому назначению, подготавливает заключения по проекту решения
Думы о бюджете на очередной финансовый год, об изменении
характеристик и (или) установленного порядка исполнения бюджета
города, об отчетах администрации об исполнении бюджета города;
- проводит экспертизу проектов целевых программ;
- проводит экспертизу проектов решений Думы, затрагивающих
доходы и расходы бюджета города, связанных с управлением и
распоряжением иными видами муниципальной собственности.
- проводит финансовую экспертизу нормативных правовых актов
органов исполнительной власти города, предусматривающих расходы,
покрываемые за счет средств бюджета города, или влияющих на
формирование и исполнение бюджета города; связанных с управлением
и распоряжением иными видами муниципальной собственности; в
соответствии с утвержденным планом работы проводит
экспертно-аналитическую работу путем подготовки заключений,
аналитических материалов и отчетов;
- организует и проводит плановые, а в случае необходимости, по
предложению депутатов и постоянных комиссий на основании
распоряжений Мэра города - главы городского самоуправления,
внеплановые проверки, ревизии и обследования муниципальных органов
власти (в том числе и их аппаратов), учреждений, а также
коммерческих и некоммерческих организаций;
- в ходе проверок и ревизий комплексно или выборочно
устанавливает достоверность бухгалтерской отчетности экономических
субъектов и соответствие совершаемых ими финансовых и
хозяйственных операций действующему законодательству и нормативным
актам, проверяет целевое и эффективное использование средств
бюджета, иных видов муниципальной собственности;
- представляет Мэру города - главе городского самоуправления и
Думе отчеты о результатах проведенных экспертиз и контрольных
мероприятий;
- информирует Мэра города - главу городского самоуправления и
Думу об ущербе, причиняемом муниципальному имуществу и о
выявленных нарушениях законодательства и (или) нормативно-правовых
актов органов местного самоуправления;
- при выявлении нарушений, влекущих за собой уголовную,
административную или дисциплинарную ответственность, передает
соответствующие материалы руководящему органу по подчиненности и,
при необходимости, в правоохранительные органы.
3.2. Контрольные полномочия КСП
При решении своих задач Контрольно-счетная палата имеет право:
- запрашивать и получать у организаций и их должностных лиц
информацию, документы, или их заверенные копии, необходимые для
работы Контрольно-счетной палаты в рамках ее компетенции;
- требовать от должностных лиц проверяемых организаций устных
и письменных объяснений, относящихся к предмету проверок;
Органы местного самоуправления города, муниципальные
контрольные органы, коммерческие и некоммерческие организации вне
зависимости от вида их деятельности, организационно-правовых форм
и видов собственности, а также должностные лица обязаны оказывать
содействие деятельности Контрольно-счетной палаты и ее
сотрудникам, предоставлять запрашиваемые ими документы и
информацию по вопросам, отнесенным к компетенции КСП.
Должностные лица Контрольно-счетной палаты при выполнении
своих служебных обязанностей по проведению бюджетно-финансового
контроля, имеют право:
- беспрепятственно посещать муниципальные органы
самоуправления, предприятия, учреждения, иные организации
независимо от форм собственности, получающие средства городского
бюджета как бюджетополучатели либо в рамках договорных отношений
взаимодействующие с городским бюджетом.
Руководители проверяемых объектов обязаны создавать нормальные
условия для работы должностных лиц Контрольно-счетной палаты,
проводящих проверку или ревизию.
При проведении контрольных мероприятий КСП не вмешивается в
оперативную и хозяйственную деятельность проверяемых объектов, а
также не предает гласности свои выводы до завершения и
документального оформления результатов мероприятий.
3.3. Область действия контрольных полномочий
Контрольно-счетной палаты
Контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты
распространяются на все органы местного самоуправления (в том
числе их аппараты), предприятия и учреждения города Саратова, а
также коммерческие и некоммерческие организации вне зависимости от
вида их деятельности, организационно-правовых форм и видов
собственности, если они получают, перечисляют, используют средства
городского бюджета; используют муниципальную собственность либо
управляют ею; имеют налоговые и иные льготы и преимущества,
предоставленные органами местного самоуправления города, либо
имеют задолженность по платежам в городской бюджет;
На деятельность общественных объединений, негосударственных
(немуниципальных) фондов и иных негосударственных
(немуниципальных) некоммерческих организаций контрольные
полномочия Контрольно-счетной палаты распространяются в части,
связанной с получением, перечислением или использованием ими
средств бюджета города, иных видов муниципальной собственности, а
также в части предоставленных законодательством и нормативными
актами местного самоуправления налоговых и иных льгот и
преимуществ.
3.4. Представление информации по запросам
Контрольно-счетной палаты
Все органы местного самоуправления города, предприятия,
учреждения, организации города, независимо от форм собственности и
их должностные лица обязаны представлять по запросам
Контрольно-счетной палаты информацию, необходимую для ее
деятельности, в том числе, в полном объеме материалы проверок иных
(других) органов государственного и муниципального финансового
контроля.
При проведении проверок и ревизий Контрольно-счетная палата
получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций,
банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую
документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.
4. Порядок деятельности Контрольно-счетной палаты
4.1. Планирование работы Контрольно-счетной палаты
Контрольно-счетная палата ведет свою работу на основе
перспективных и текущих (полугодовых) планов, которые формируются,
исходя из необходимости обеспечения системного контроля, с учетом
всех видов и направлений деятельности Контрольно-счетной палаты.
Обязательному включению в планы работы Контрольно-счетной
палаты подлежат поручения Думы, Мэра города - главы городского
самоуправления, заместителя главы городского самоуправления -
секретаря городской Думы. Обязательному рассмотрению при
формировании планов работы Контрольно-счетной палаты подлежат
предложения постоянных комиссий и депутатов Думы.
Проект перспективного плана рассматривается на заседании
Контрольно-счетной палаты и утверждается Думой. Текущие
(полугодовые) планы утверждаются заместителем главы городского
самоуправления - секретарем городской Думы.
Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основе
решений Саратовской городской Думы, по распоряжению Мэра города -
главы городского самоуправления или на основании решения,
принимаемого на заседании Контрольно-счетной палаты.
Цели проведения контрольных мероприятий (плановых и
внеплановых по решению Думы) и конечные сроки представления
отчетности по ним устанавливаются Думой. Цели проведения
внеплановых контрольных мероприятий по распоряжению Мэра города -
главы городского самоуправления и конечные сроки представления
отчетности по ним устанавливаются Мэром города - главой городского
самоуправления, а объемы и способы проведения контрольных
мероприятий - Контрольно-счетной палатой.
Цели, сроки, объемы и способы проведения контрольных
мероприятий, проводимых по решению Контрольно-счетной палаты,
определяются на заседании Контрольно-счетной палаты.
Контрольно-счетная палата не реже двух раз в год отчитывается
перед Думой о своей работе.
4.2. Организация работы.
Регламент Контрольно-счетной палаты
Депутаты, входящие в состав Контрольно-счетной палаты, и ее
сотрудники формируют позицию Контрольно-счетной палаты по
вопросам, отнесенным к ее компетенции, на основе изучения
поступающих в КСП материалов, ознакомления с результатами проверок
и ревизий, анализа информации, в рамках совещаний, проводимых
председателем КСП или его заместителем. Позиция, точка зрения КСП,
доводится до сведения Думы, постоянных комиссий, иных
заинтересованных лиц в виде заключений, предложений и замечаний,
отчетов, иных документов, подписываемых председателем.
Депутаты, входящие в состав Контрольно-счетной палаты, при
наличии точки зрения, отличной от содержащейся в документах,
подписанных председателем, вправе излагать ее на заседаниях
комиссий и Думы от своего имени и свободны при голосовании.
Внутренние вопросы деятельности Контрольно-счетной палаты,
распределение обязанностей между сотрудниками отдела
Контрольно-счетной палаты, порядок ведения дел, подготовки и
проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной
деятельности определяются Регламентом Контрольно-счетной палаты,
утверждаемым председателем Контрольно-счетной палаты.
4.3. Проверки и ревизии, обследования КСП
Проверки и ревизии, обследования проводятся Контрольно-счетной
палатой как камерально, так и по месту расположения проверяемых
объектов. Проверки и ревизии, обследования Контрольно-счетной
палаты могут носить комплексный и тематический характер.
Конкретные цели, сроки, объемы и способы их проведения
устанавливаются Контрольно-счетной палатой. Предельный срок
проведения проверок и ревизий, проводимых по месту расположения
проверяемых объектов, не должен превышать 30 календарных дней. На
продление сроков таких ревизий и проверок необходимо
соответствующее разрешение Мэра города - главы городского
самоуправления.
О результатах проведенных проверок и ревизий
Контрольно-счетная палата информирует Мэра города - главу
городского самоуправления, заместителя главы городского
самоуправления - секретаря городской Думы, доводит эти результаты
до сведения руководителей проверяемых предприятий, учреждений,
организаций, соответствующих подразделений администрации города.
По итогам проведения ревизии или проверки Контрольно-счетная
палата составляет акт, экспертное заключение, отчет, справку и
иные документы, за достоверность которых должностные лица несут
персональную ответственность. Проверяемая сторона вправе изложить
в документах по результатам проверки свое мнение.
4.4. Экспертиза и заключения
Контрольно-счетной палаты
Контрольно-счетная палата проводит экспертизу и дает
заключения по проектам решений Думы по бюджетно-финансовым
вопросам:
- проектам решений Думы о бюджете города на очередной
финансовый год; обоснованности доходных и расходных статей,
дефицита бюджета;
- об изменении характеристик и (или) установленного порядка
исполнения бюджета города, отчетах администрации об исполнении
бюджета города;
- проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования
бюджетного процесса в городе;
- проектам программ, выполнение которых влияет на доходы и
(или) расходы бюджета города;
Контрольно-счетная палата проводит экспертизу и дает
заключения по проектам решений Думы, затрагивающих доходы и
расходы бюджета города; связанных с управлением и распоряжением
иными видами муниципальной собственности.
По другим вопросам, Контрольно-счетная палата осуществляет
подготовку и представление заключений или письменных ответов, иных
документов на основании:
- поручений Мэра города;
- поручений Думы, оформленных соответствующими решениями;
- запросов комиссий, рабочих групп и депутатов Думы;
- предложений депутатов - членов Контрольно-счетной палаты;
- запросов администрации города.
Решения о подготовке заключения по запросу или отказе в этом
принимаются председателем Контрольно-счетной палаты. В случае
отказа председатель Контрольно-счетной палаты возвращает запрос с
указанием причин отказа.
Разногласия урегулируются Мэром города - главой городского
самоуправления.
Заключение КСП к проектам решений Саратовской городской Думы
представляется в постоянную комиссию в течение 10 рабочих дней
после поступления проекта решения в Контрольно-счетную палату
вместе с материалами в соответствии с Регламентом Думы и иными
документами. Иные сроки представления согласовываются с
заместителем главы городского самоуправления - секретарем
городской Думы
Заключения КСП являются изложением определенной позиции по
рассматриваемому вопросу и принимаются во внимание постоянными
комиссиями и Думой при рассмотрении соответствующих проектов
решений.
Выводы, заключения и предложения КСП, адресованные
администрации и Думе, носят рекомендательный характер. Возложение
на КСП ответственности за действия администрации и решения,
принимаемые Думой в рамках их компетенции; возложение на КСП
функций разработки проектов нормативных актов по предметам ведения
соответствующих подразделений Думы и администрации не допускается.
Позиция КСП системно и последовательно проводится депутатами,
входящими в КСП, и ее сотрудниками в рамках работы в рабочих
органах Думы и мероприятий, организуемых и проводимых
администрацией.
Заключения Контрольно-счетной палаты не могут содержать
политических оценок решений, принимаемых органами местного
самоуправления.
4.5. Анализ результатов контрольных мероприятий
Контрольно-счетная палата систематически анализирует итоги
всех форм (видов) проводимых контрольных мероприятий, обобщает и
исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений.
Анализируя выявленные при осуществлении контрольных
мероприятий отклонения от установленных показателей городского
бюджета и (или) установленного порядка исполнения бюджета,
управления и распоряжения муниципальной собственностью, КСП
представляет Думе предложения по их устранению, совершенствованию
бюджетного процесса в целом; совершенствованию управления и
распоряжения муниципальной собственностью.
На основе полученных данных Контрольно-счетная палата
разрабатывает предложения по совершенствованию нормативно-правовой
базы бюджетного процесса в городе, порядка управления,
распоряжения и использования муниципальной собственности.
4.6. Взаимодействие Контрольно-счетной палаты
с другими контрольными органами
При проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах
своей компетенции, Контрольно-счетная палата вправе привлекать к
участию в проводимых ею мероприятиях государственные
(муниципальные) контрольные, правоохранительные органы и их
представителей, а также, на договорной основе, негосударственные
аудиторские организации, отдельных специалистов указанных
организаций и независимых экспертов.
Контрольно-счетная палата в своей контрольно-ревизионной
деятельности должна избегать дублирования в работе контрольного
управления администрации города Саратова, налоговой инспекции и
других контролирующих органов.
4.7. Представление Контрольно-счетной палаты
По результатам проведенных контрольных мероприятий
Контрольно-счетная палата может направлять органам местного
самоуправления и руководителям проверяемых предприятий, учреждений
и организаций представления, утвержденные Мэром города - главой
городского самоуправления, для принятия мер по устранению
выявленных нарушений, возмещению причиненного городу ущерба и
привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в
нарушении законодательства и бесхозяйственности.
Представление Контрольно-счетной палаты должно быть
рассмотрено в сроки, не превышающие одного месяца со дня его
поступления, а не требующее дополнительного изучения и проверки -
безотлагательно, (в 5-тидневный срок). О принятом по представлению
решении и о мерах по его реализации представляется соответствующая
информация в КСП.
4.8. Ответственность сотрудников
отдела Контрольно-счетной палаты
Сотрудники отдела Контрольно-счетной палаты несут
ответственность, в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации, за достоверность итогов проводимых ими
проверок и ревизий Контрольно-счетной палаты, представляемых в
органы местного самоуправления или предаваемых гласности, а также
за разглашение коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
4.9. Гарантии правового статуса
должностных лиц Контрольно-счетной палаты
Не допускается любое воздействие на должностных лиц
Контрольно-счетной палаты с целью воспрепятствовать исполнению ими
своих служебных обязанностей либо добиться принятия решения в
чью-либо пользу. Насильственные действия, оскорбления, а равно
клевета либо распространение искаженной информации о выполнении
ими служебных обязанностей влекут ответственность, установленную
законодательством Российской Федерации.
Председатель, заместитель председателя, члены КСП и сотрудники
Контрольно-счетной палаты обладают гарантиями профессиональной
независимости.
Председатель, заместитель председателя, члены КСП, могут быть,
досрочно освобождены от должности решением Саратовской городской
Думы в случае:
- нарушения ими законодательства и решений Саратовской
городской Думы или совершения злоупотреблений по службе;
- письменного личного заявления об отставке (сложении
полномочий);
- признания их недееспособными вступившим в законную силу
решением суда.
4.10. Материальное и социальное обеспечение
должностных лиц Контрольно-счетной палаты
Органы городского самоуправления принимают необходимые меры по
материальному и социальному обеспечению должностных лиц
Контрольно-счетной палаты. Председателю Контрольно-счетной палаты,
работающему в Контрольно-счетной палате на постоянной основе,
устанавливается денежное вознаграждение и надбавки к нему в
размере денежного вознаграждения председателя постоянной комиссии
Думы и надбавок к нему.
Заместителю председателя Контрольно-счетной палаты,
работающему в Контрольно-счетной палате на постоянной основе,
устанавливается денежное вознаграждение и надбавки к нему в
размере денежного вознаграждения заместителя председателя
постоянной комиссии Думы и надбавок к нему.
Медицинское, санаторно-курортное, бытовое и транспортное
обслуживание председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя
председателя Контрольно-счетной палаты производится в порядке и на
условиях, установленных, соответственно, для председателя
постоянной комиссии Думы, заместителя председателя постоянной
комиссии Думы.
|