ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2003 г. N 19-П
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ
ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Постановлений Правительства Саратовской области
от 21.01.2004 N 6-П, от 02.06.2006 N 173-П)
В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" и Законом Саратовской области "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" Правительство области постановляет:
1. Утвердить Положение о проведении и обеспечении эвакуационных
мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
характера на территории Саратовской области согласно Приложению.
2. Предложить главам администраций муниципальных районов и
городских округов:
производить уточнение планов эвакуации населения, материальных
и культурных ценностей в безопасные районы при возникновении
чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера ежегодно
в декабре текущего года по состоянию на 1 января следующего года в
режиме повышенной готовности;
уточненные сведения с перечнями и местами размещения сборных
эвакуационных пунктов, приемных эвакуационных пунктов,
промежуточных пунктов эвакуации, пунктов временного размещения
населения, пунктов длительного проживания населения, пунктов
временного и постоянного хранения материальных и культурных
ценностей при возникновении чрезвычайных ситуаций природного или
техногенного характера представлять в Главное управление МЧС
России по Саратовской области до 1 января следующего года.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства Саратовской области от
02.06.2006 N 173-П)
3. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям Саратовской области ежегодно до 1 ноября направлять
руководителям министерств и ведомств области исходные данные для
выполнения (уточнения) расчетов по видам обеспечения эвакуационных
мероприятий.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Саратовской области от
02.06.2006 N 173-П)
4. Руководителям министерств и ведомств области в двухмесячный
срок, после получения (уточнения) исходных данных, осуществить
(уточнить) расчеты по видам обеспечения эвакуационных мероприятий
в части, их касающейся.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить
на заместителя Председателя Правительства области Новицкого А.Б.
(п. 5 в ред. Постановления Правительства Саратовской области от
02.06.2006 N 173-П)
6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Губернатор
Саратовской области
Д.Ф.АЯЦКОВ
Приложение
к Постановлению
Правительства Саратовской области
от 17 марта 2003 г. N 19-П
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ
ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Постановлений Правительства Саратовской области
от 21.01.2004 N 6-П, от 02.06.2006 N 173-П)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, порядок
планирования, организацию проведения и обеспечения эвакуационных
мероприятий на территории Саратовской области при угрозе и
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
2. Эвакуационные мероприятия планируются комиссиями по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности органов исполнительной власти области,
органов местного самоуправления, организаций, предприятий,
учреждений и проводятся при возникновении чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Постановления Правительства Саратовской области от
02.06.2006 N 173-П)
При эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из
зоны чрезвычайной ситуации приводятся в готовность и начинают
действовать:
комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности;
(в ред. Постановления Правительства Саратовской области от
02.06.2006 N 173-П)
эвакоприемные комиссии;
сборные эвакуационные пункты;
приемные эвакуационные пункты;
промежуточные пункты эвакуации;
группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
оперативные группы по вывозу (выводу) эвакуируемого населения,
материальных и культурных ценностей.
3. Основные понятия, используемые в Положении:
эвакуация - комплекс мероприятий по организованному вывозу
(выводу) населения, материальных и культурных ценностей из зоны
чрезвычайной ситуации или вероятной зоны чрезвычайной ситуации и
их кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных,
по условиям первоочередного жизнеобеспечения либо хранения,
безопасных районах (местах);
безопасный район (место) - территория, находящаяся вне пределов
зоны чрезвычайной ситуации, подготовленная для размещения
эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей;
жизнеобеспечение населения - комплекс экономических,
организационных, инженерно-технических и социальных мероприятий,
обеспечивающих создание и поддержание условий, необходимых для
сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей
во время осуществления эвакуации.
4. Эвакуация планируется, организуется и осуществляется по
производственно-территориальному принципу.
В определенных случаях эвакуация осуществляется по
территориальному принципу, то есть непосредственно из мест
нахождения населения на момент объявления эвакуации.
Эвакуация проводится в два этапа.
На первом этапе осуществляется эвакуация из зон чрезвычайных
ситуаций на пункты временного размещения и пункты временного
хранения, расположенные вне этих зон. В качестве пунктов
временного размещения используются кинотеатры, учебные заведения,
клубы и иные соответствующие помещения. В качестве пунктов
временного хранения используются складские помещения, хранилища,
ангары и т.п., исключающие возможность порчи хранящихся ценностей.
На втором этапе, при затяжном характере чрезвычайной ситуации
или невозможности возвращения в места проживания, проводится
перемещение населения, материальных и культурных ценностей из
пунктов временного размещения и пунктов временного хранения в
безопасные районы (места) - пункты длительного проживания и пункты
длительного хранения.
В качестве пунктов длительного проживания используются
санатории, профилактории, дома отдыха, пансионаты, турбазы,
гостиницы, оздоровительные лагеря и другие объекты, имеющие
соответствующие помещения. В качестве пунктов длительного хранения
используются складские помещения, ангары, хранилища и т.п., с
соблюдением необходимых норм и требований, предъявляемых к такого
рода помещениям.
Исходя из возможной обстановки на территории безопасного района
заблаговременно подбираются места размещения эвакуируемого
населения, хранения материальных и культурных ценностей.
5. При получении достоверных данных о вероятности возникновения
чрезвычайной ситуации проводится упреждающая (заблаговременная)
эвакуация из зон возможного действия поражающих факторов
(прогнозируемых зон чрезвычайных ситуаций).
В случае возникновения чрезвычайной ситуации проводится
экстренная (безотлагательная) эвакуация. Вывоз (вывод) населения,
материальных и культурных ценностей из зоны чрезвычайной ситуации
может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях
воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
6. Решение о проведении эвакуации принимается Губернатором
Саратовской области или главами муниципальных районов и городских
округов, на территории которых возникла или прогнозируется
чрезвычайная ситуация, а в случае крайней необходимости -
руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства Саратовской области от
02.06.2006 N 173-П)
7. Эвакуируемые население, материальные и культурные ценности
размещаются в безопасных районах до особого распоряжения в
зависимости от обстановки.
8. Информация об эвакуации, обстановке в местах размещения, а
также о возможности возвращения эвакуированного населения,
материальных и культурных ценностей (реэвакуация) передается через
средства массовой информации и иные средства связи и оповещения.
Мероприятия по возвращению эвакуированного населения (материальных
и культурных ценностей) к местам проживания (размещения)
организуются и проводятся комиссиями по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности совместно с органами управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям.
(в ред. Постановления Правительства Саратовской области от
02.06.2006 N 173-П)
II. Основы планирования эвакуационных мероприятий
9. Проведение эвакуации возлагается на органы исполнительной
власти области, органы местного самоуправления, в компетенцию
которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
10. Задачами комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
муниципальных районов и городских округов и объектовых комиссий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности являются:
(в ред. Постановления Правительства Саратовской области от
02.06.2006 N 173-П)
учет эвакуируемых населения, материальных и культурных
ценностей;
учет объектов, используемых в качестве пунктов временного
размещения, пунктов временного хранения, пунктов длительного
проживания, пунктов длительного хранения на территории
муниципальных районов и городских округов;
(в ред. Постановления Правительства Саратовской области от
02.06.2006 N 173-П)
контроль за созданием пунктов временного размещения, пунктов
временного хранения, пунктов длительного проживания, пунктов
длительного хранения;
управление эвакуацией;
руководство обеспечением транспортом эвакуируемых населения,
материальных и культурных ценностей.
11. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных районов
и городских округов, совместно с органами управления (отделами) по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципальных
районов и городских округов разрабатывают:
(в ред. Постановления Правительства Саратовской области от
02.06.2006 N 173-П)
план эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации
(разрабатывается на карте, схеме);
пояснительная записка к плану эвакуации.
На плане эвакуации отображаются:
возможные опасные зоны и маршруты эвакуации из них;
районы пунктов временного размещения, пунктов временного
хранения, пунктов длительного проживания, пунктов длительного
хранения;
районы, занимаемые объектами экономики;
дошкольные учреждения;
больницы;
жилой сектор в опасной зоне;
места посадки на автомобильный транспорт;
медицинские учреждения.
В пояснительной записке к плану приводится:
перечень пунктов временного размещения, пунктов временного
хранения, пунктов длительного проживания, пунктов длительного
хранения;
расчет эвакуации из зон возможных чрезвычайных ситуаций;
расчет автотранспорта, выделяемого для эвакуации из зон
чрезвычайных ситуаций.
12. В зависимости от обстановки различают три режима
функционирования эвакуационных органов:
режим повседневной деятельности - при нормальной радиационной,
химической, пожарной, медицинской и гидрометеорологической
обстановке;
режим повышенной готовности - при угрозе возникновения
чрезвычайной ситуации в мирное время;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации
чрезвычайной ситуации в мирное время.
III. Организация проведения эвакуационных мероприятий
13. Основными эвакуационными мероприятиями являются:
в режиме повседневной деятельности:
разработка плана проведения эвакуационных мероприятий;
учет населения, проживающего на территориях, объявляемых
опасной зоной при возникновении чрезвычайной ситуации;
учет материальных и культурных ценностей, находящихся на
территориях, объявляемых опасной зоной при возникновении
чрезвычайной ситуации;
определение маршрутов эвакуации;
планирование и решение вопросов жизнеобеспечения населения и
хранения соответствующих материальных и культурных ценностей при
возникновении чрезвычайной ситуации;
учет, планирование и уточнение вопросов транспортного
обеспечения эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации в
мирное время;
подготовка комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности всех уровней к
проведению эвакуационных мероприятий;
(в ред. Постановления Правительства Саратовской области от
02.06.2006 N 173-П)
в режиме повышенной готовности:
приведение в готовность комиссий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности всех
уровней, администраций пунктов временного размещения, пунктов
временного хранения, пунктов длительного проживания, пунктов
длительного хранения и уточнение порядка их работы;
(в ред. Постановления Правительства Саратовской области от
02.06.2006 N 173-П)
уточнение количества населения, материальных и культурных
ценностей, подлежащих эвакуации;
распределение транспортных средств, используемых для эвакуации;
подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и
указателей;
подготовка к развертыванию пунктов временного размещения,
пунктов временного хранения, пунктов длительного проживания,
пунктов длительного хранения и пунктов посадки (высадки);
проверка готовности систем оповещения и связи;
приведение в готовность имеющихся защитных сооружений;
в режиме чрезвычайной ситуации:
оповещение населения о начале и порядке проведения эвакуации
населения;
сбор и отправка в безопасные районы населения, материальных и
культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
организация контроля за работой администраций пунктов
временного размещения, пунктов временного хранения, пунктов
длительного проживания, пунктов длительного хранения, служб
гражданской обороны, обеспечивающих эвакуацию;
обеспечение прибытия транспортных средств к пунктам посадки
населения, погрузки материальных и культурных ценностей;
информирование населения об обстановке в местах размещения;
прием и размещение эвакуируемых населения, материальных и
культурных ценностей в безопасных районах.
14. Эвакуация сельскохозяйственных животных из зоны возможного
заражения проводится в направлении, перпендикулярном
распространению облака аварийно-химически опасных веществ.
Материальные и культурные ценности, попавшие под воздействие
аварийно-химически опасных веществ, подлежат специальной обработке
(дегазации).
Временное размещение эвакуируемых населения, материальных и
культурных ценностей может осуществляться не только по заранее
отработанным планам, но и проводиться в оперативном порядке. При
аварии с выбросом облака аварийно-химически опасных веществ вывод
(вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение
производится в зависимости от реально складывающейся обстановки.
Эвакуация из зон катастрофического затопления (наводнения)
проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических
сооружений и повышения уровня паводковых вод в реках и других
водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения
вследствие возникновения данного стихийного бедствия.
IV. Обеспечение эвакуационных мероприятий
15. В целях создания условий для организованного проведения
эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по обеспечению:
жильем;
продуктами питания, водой, предметами первой необходимости,
коммунально-бытовыми услугами;
транспортом;
медицинским обслуживанием;
охраны общественного порядка;
противопожарной безопасности;
безопасности дорожного движения;
инженерной защиты;
материально-технической базы кормами животных;
(в ред. Постановления Правительства Саратовской области от
02.06.2006 N 173-П)
связи и оповещения;
разведки.
16. Транспортное обеспечение эвакуации населения, материальных
и культурных ценностей включает комплекс мероприятий, охватывающих
подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств,
предназначенных для выполнения эвакуационных перевозок.
Руководство транспортным обеспечением возлагается на министерство
транспорта области, а осуществляют его транспортные организации
муниципальных районов и городских округов области. Проведение
эвакуации населения требует наличия парка транспортных средств,
возможности их привлечения к осуществлению эвакуационных
мероприятий (в том числе и транспорта, находящегося в личном
пользовании в соответствии с законодательством Российской
Федерации), максимального использования транспортных коммуникаций.
(ред. Постановлений Правительства Саратовской области от
21.01.2004 N 6-П, от 02.06.2006 N 173-П)
Работа общественного транспорта в ходе эвакуации населения
предполагает различные варианты его возможного использования:
доставка населения от мест жительства к пунктам временного
размещения, пунктам длительного проживания;
доставка населения от мест жительства до мест размещения;
вывоз эвакуируемого населения из зоны чрезвычайной ситуации в
безопасные районы.
Для организованного осуществления автотранспортных перевозок
эвакуируемого населения и создания условий устойчивого управления
ими на всех этапах эвакуации создаются специальные автомобильные
формирования:
автомобильные колонны, автосанитарные отряды, группы
транспорта.
Автомобильные колонны формируются на основе автотранспортных
предприятий и автотранспорта объектов других отраслей экономики.
Транспорт, находящийся в личном пользовании, объединяется в
группы (отряды) на основе добровольного согласия его владельцев.
Транспортные средства личного пользования заблаговременно
регистрируются и учитываются органами государственной инспекции
безопасности дорожного движения по месту регистрации
автотранспортных средств.
17. Медицинское обеспечение эвакуации населения организуется по
территориально-производственному принципу. Руководство медицинским
обеспечением возлагается на министерство здравоохранения и
социальной поддержки области и осуществляется соответствующими
руководителями учреждений здравоохранения данной территории.
Медицинское обеспечение эвакуации населения включает проведение
органами здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-
гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий,
направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения,
своевременное оказание медицинской помощи в ходе эвакуации, а
также предупреждение возникновения и распространения массовых
инфекционных заболеваний.
(в ред. Постановления Правительства Саратовской области от
02.06.2006 N 173-П)
18. Охрана общественного порядка и безопасность дорожного
движения обеспечивается Главным управлением внутренних дел области
и включает следующие мероприятия:
осуществление нарядами милиции пропускного режима (блокирование
автомагистралей и пешеходных путей), предусматривающего пресечение
проезда транспорта и прохода граждан, незанятых в проведении
эвакуационных, спасательных и других неотложных мероприятий;
проведение выборочного контроля технического состояния
транспортных средств, предназначенных для перевозок эвакуируемого
населения;
оказание содействия (при необходимости) должностным лицам,
ответственным за проведение эвакуационных мероприятий, в
мобилизации транзитного транспорта в целях обеспечения
незамедлительного вывоза людей из зон чрезвычайных ситуаций;
охрана общественного порядка и обеспечение безопасности
населения на эвакуационных объектах (пунктах временного
размещения, пунктах длительного проживания, пунктах посадки и
высадки, железнодорожных станциях, речных портах, аэропортах и
т.п.), маршрутах эвакуации, в населенных пунктах и в местах
размещения эвакуированного населения, предупреждение паники и
дезинформационных слухов;
охрана объектов экономики в установленном порядке на этот
период;
регулирование дорожного движения на маршрутах эвакуации
населения;
сопровождение автоколонн с эвакуируемым населением;
обеспечение установленной очередности перевозок эвакуируемого
населения по автомобильным дорогам и режима допуска транспорта в
зоны чрезвычайных ситуаций;
борьба с преступностью в городах и других населенных пунктах,
на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемого
населения;
организация регистрации в органах внутренних дел области
эвакуированного населения и ведение адресно-справочной работы
(создание банка данных о нахождении граждан, эвакуированных из зон
чрезвычайной ситуации).
19. Инженерное обеспечение эвакуируемого населения организуется
министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства
области, соответствующими структурными подразделениями
администраций муниципальных районов и городских округов (по
согласованию), проводится строительными и жилищно-коммунальными
организациями (по согласованию) и включает обустройство объектов
инженерной инфраструктурой в местах сбора и размещения
эвакуируемого населения, в частности:
(в ред. Постановления Правительства Саратовской области от
02.06.2006 N 173-П)
оборудование зданий, сооружений и строений в целях размещения
эвакуируемого населения;
оборудование сооружений для размещения временных торговых
точек, медицинских пунктов, полевых хлебопекарен, бань и других
объектов быта;
оборудование пунктов водоснабжения.
Характер и объемы выполняемых задач инженерного обеспечения
зависят от условий обстановки, вида и масштаба эвакуации
населения, наличия сил и средств.
20. Материально-техническое обеспечение эвакуации населения
заключается в организации технического обслуживания и ремонта
транспортных средств в процессе эвакуации, снабжении горюче-
смазочными материалами и запасными частями, продуктами питания и
предметами первой необходимости, водой, а также обеспечении
эвакуационных органов необходимым имуществом.
Организация материально-технического обеспечения возлагается на
министерство здравоохранения и социальной поддержки области,
министерство культуры области, министерство промышленности и
энергетики области, министерство сельского хозяйства области,
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
области, министерство транспорта области, министерство
экономического развития и торговли области, комитет по дорожно-
транспортному строительству и эксплуатации дорог области,
управление ветеринарии Правительства области в объеме возложенных
функций и решаемых задач.
(часть вторая в ред. Постановления Правительства Саратовской
области от 02.06.2006 N 173-П)
21. Обеспечение телефонной и документальной связью пунктов
временного размещения, пунктов длительного проживания и органов
управления эвакуационными мероприятиями в период эвакуации
населения осуществляет Саратовский филиал ОАО "ВолгаТелеком".
В случае необходимости радиосвязь организуется силами и
средствами муниципальных районов и городских округов, создающих
пункты временного размещения и пункты длительного проживания,
органов управления эвакуационными мероприятиями и органов
управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
(в ред. Постановления Правительства Саратовской области от
02.06.2006 N 173-П)
Информирование и оповещение населения о начале эвакуационных
мероприятий осуществляется через оперативного дежурного
министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Саратовской области, а в ходе эвакуации через оперативного
дежурного министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям Саратовской области и органы управления эвакуационными
мероприятиями с использованием средств массовой информации,
уличных громкоговорителей, установленных на транспортных
средствах, наглядной информации.
(в ред. Постановления Правительства Саратовской области от
02.06.2006 N 173-П)
|