МЭР ГОРОДА САРАТОВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2003 г. N 94
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ
РЕВИЗИЙ И ПРОВЕРОК КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
В целях надлежащего выполнения задач, поставленных перед
контролирующими органами администрации города, и упорядочения
организации проводимых ревизий и проверок постановляю:
1. Утвердить Положение о порядке проведения ревизий и проверок
контролирующими органами администрации города.
2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить
на вице - мэра города Удалова Д.В.
Мэр города Саратова
Ю.Н.АКСЕНЕНКО
Приложение
к Постановлению
Мэра города Саратова
от 13 февраля 2003 г. N 94
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИЙ И ПРОВЕРОК
КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. САРАТОВА
1. Общие положения
1.1. На исполнительные органы местного самоуправления в
соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, возложена задача по осуществлению в пределах своей
компетенции (предварительного, текущего и последующего)
финансового контроля.
Положение устанавливает единый порядок осуществления
контролирующими органами администрации города Саратова в
соответствии с утвержденными положениями об их деятельности
последующего финансового контроля в муниципальных учреждениях,
организациях и предприятиях, структурных подразделениях
администрации города, а также юридических лиц, имеющих в уставном
фонде долю муниципальной собственности.
1.2. При организации и проведении ревизий, оформлении и
реализации их результатов работники контролирующих органов
администрации города обязаны руководствоваться Конституцией
Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации,
Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами,
указами Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, губернатора
Саратовской области, Постановлениями Саратовской областной Думы,
приказами и инструкциями Министерства финансов Российской
Федерации и Саратовской области, решениями городской Думы,
Постановлениями и распоряжениями Мэра города, а также настоящим
Положением.
1.3. Права, обязанности и полномочия контролирующих органов
администрации города определяются положениями об их деятельности,
а также нормативными документами городской Думы и администрации
города Саратова.
2. Понятие, цель и задачи ревизии и проверки
2.1. Ревизия представляет собой систему обязательных
контрольных действий по документальной и фактической проверке
законности и обоснованности, совершенных в ревизуемом периоде
хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией,
правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а
также законности действий руководителя и главного бухгалтера
(бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с
законодательством Российской Федерации, нормативными актами
возложена ответственность за их осуществление.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или
исследование состояния дел на определенном участке деятельности
проверяемой организации.
Экономический анализ представляет собой совокупность приемов н
методов аналитической обработки информации, полученной в
результате ревизии и проверок.
2.2. Цель ревизии или проверки - осуществление контроля за
соблюдением законодательства Российской Федерации и области,
выполнением решений городской Думы и Постановлений Мэра города при
осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их
обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами,
использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с
утвержденными нормами, нормативами и сметами.
2.3. Основной задачей ревизии является проверка финансово -
хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
- соответствие осуществляемой деятельности организации
учредительным документам;
- обоснованность расчетов сметных назначений;
- исполнение смет расходов;
- использование бюджетных средств по целевому назначению;
- обеспечение сохранности денежных средств и материальных
ценностей;
- соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения
бухгалтерского учета и составление отчетности;
- обоснованность операций с денежными средствами и ценными
бумагами, расчетных и кредитных операций;
- полнота расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными
фондами;
- операции с основными средствами и нематериальными активами;
- операции, связанные с инвестициями;
- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими
лицами;
- обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей
деятельностью, и затрат капитального характера;
- формирование финансовых результатов и их распределение.
3. Организация и проведение ревизии
3.1. Ревизия поступления н расходования средств местного
бюджета, доходов от имущества (в том числе ценных бумаг),
находящегося в муниципальной собственности, в исполнительных
органах местного самоуправления города Саратова и организациях
любых форм собственности в части расходования средств бюджета
города, осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке.
Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным
постановлениям правоохранительных органов осуществляется в
установленном порядке в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
3.2. На проведение каждой ревизии работникам, участвующим в
ней, выдается специальное удостоверение, которое подписывается
руководителем органа, назначившего ревизию, и заверяется печатью
указанного органа.
Работники контролирующих органов должны также иметь постоянные
служебные удостоверения.
3.3. Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее
руководитель определяются руководителем контролирующего органа с
учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач
ревизии и особенностей ревизуемой организации, и не могут
превышать 45 календарных дней.
Продление первоначально установленного срока ревизии
осуществляется руководителем контролирующего органа по
мотивированному представлению руководителя ревизионной группы.
3.4. Конкретные вопросы ревизии определяются программой
ревизии (проверки).
Программа ревизии включает тему проверки, период, который
должна охватить ревизия, перечень основных объектов к вопросов,
подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контролирующего
органа.
3.5. Составлению программы ревизии и ее проведению должен
предшествовать подготовительный период в ходе которого участники
ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие
нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные,
другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово -
хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации.
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее
участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы
и участки работы между его исполнителями.
Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения
необходимых документов, отчетных и статистических данных, других
материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть
изменена и дополнена в соответствии с пунктом 10 настоящего
Положения.
3.6. Руководитель ревизионной группы должен предъявить
руководителю ревизуемой организации удостоверение на право
проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами,
представить участвующих в ревизии работников, решить
организационно - технические вопросы проведения ревизии, составить
рабочий план.
По требованию руководителя ревизионной группы при выявлении
фактов злоупотребления или порчи имущества, руководитель
ревизуемой организации в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации обязан организовать
проведение инвентаризации денежных средств и материальных
ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации
устанавливаются руководителем ревизионной группы по согласованию с
руководителем ревизуемой организации.
3.7. Ревизия финансово - хозяйственной деятельности
организации проводится путем:
- проверки учредительных, регистрационных, плановых отчетных,
бухгалтерских и других документов по форме и содержанию и целях
установления законности и правильности произведенных операций;
- проверки фактического соответствия совершенных операций
данным первичных документов, в том числе по фактам получения и
выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей,
фактически выполненных работ (оказанных услуг);
- проведения встречных проверок поступления и расходования
средств местного бюджета, доходов от имущества, находящегося в
муниципальной собственности, сличения имеющихся в ревизуемой
организации записей, документов и данных с соответствующими
записями, документами и данными, находящимися в тех организациях,
от которых получены или которыми выданы денежные средства,
материальные ценности и документы;
- организации процедур фактического контроля за наличием и
движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью
формирования затрат, полнотой оприходования продукции,
достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том
числе с привлечением в установленном порядке специалистов других
организаций, обеспечением сохранности денежных средств и
материальных ценностей путем организации проведения
инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и
материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов
и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных работ,
экспертиз;
- проверки достоверности отражения произведенных операций в
бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения
установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в
регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов,
сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского
учета, арифметической проверки первичных документов;
- проверки использования и сохранности бюджетных средств,
доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- проверки, в необходимых случаях, организации и состояния
внутреннего (ведомственного) контроля.
3.8. Участники ревизионной группы, исходя из программы
ревизии, определяют необходимость и возможность применения тех или
иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации
аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой
совокупности.
3.9. Руководитель ревизуемой организации обязан создавать
надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы
ревизии - предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги
связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными
работами.
В случае отказа работниками ревизуемой организации представить
необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не
позволяющих проведению ревизии, руководитель ревизионной группы, а
в необходимых случаях руководитель контролирующего органа сообщают
об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.
3.10. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в
ревизуемой организации руководителем ревизионной группы
составляется соответствующий акт, и докладывается руководителю
контролирующего органа.
Руководитель контролирующего органа направляет руководителю
ревизуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо
органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой
организации, письменное предписание о восстановлении
бухгалтерского учета в ревизуемой организации.
Ревизия проводится после восстановления в ревизуемом
организации бухгалтерского учета.
4. Оформление и реализация результатов ревизии
4.1. Результаты ревизии оформляются актом, который
подписывается руководителем ревизионной группы, а при
необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и
главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации.
Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного
руководителем ревизионной группы, вручается руководителю
ревизуемой организации или лицу им уполномоченному под роспись в
получении с указанием даты получения.
По просьбе руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера)
ревизуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной
группы может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный
для ознакомления с актом ревизии и его подписания.
В течение указанных 5 дней при наличии возражений или
замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой
организации делают об этом оговорку перед своей подписью и
одновременно представляют руководителю ревизионной группы
письменные возражения или замечания, которые приобщаются к
материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью.
Руководитель ревизионной группы в срок до 5 рабочих дней
обязан проверить обоснованность изложенных возражений или
замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после
рассмотрения и утверждения руководителем контрольного органа или
лицом им уполномоченным направляются в ревизуемую организацию и
приобщаются к материалам ревизии.
При отсутствии возможности формирования аргументированного
заключения руководитель контролирующего органа или его заместитель
направляет запрос для разъяснений в соответствующие подразделения
министерства финансов области или организации, в компетенцию
которых входят данные вопросы.
Письменные заключения руководителем ревизионной группы
передаются ревизуемой организации в установленном настоящим
Положением порядке для вручения акта ревизии.
В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации
подписать или получить акт ревизии, руководитель ревизионной
группы в конце акта производит запись об ознакомлении их с актом и
отказе от подписи или получении акта.
В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой
организации по почте или иным способом, свидетельствующем о дате
его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении
в контрольном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт
отправления или иного способа передачи акта.
4.2. Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть акта должна содержать следующую информацию:
- наименование темы ревизии;
- дату и место составления акта ревизии;
- кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата
удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или
ссылку на задание);
- проверяемый период и сроки проведения ревизии;
- полное наименование и реквизиты организации,
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей
организации;
- сведения об учредителях;
- основные цели и виды деятельности организации;
- имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных
видов деятельности;
- перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях,
включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах
казначейства;
- кто в проверяемый период имел право первой подписи в
организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);
- кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в
организации за прошедший период по устранению выявленных ею
недостатков и нарушений.
Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую
информацию, относящуюся к предмету ревизии.
Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в
соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.
В акте отражаются сведения об общей сумме нецелевого
использования средств, подлежащих восстановлению в бюджет, и
обобщаются выявленные факты нарушений.
4.3. В акте ревизии ревизующие должны соблюдать объективность
и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и
системность изложения.
Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных
данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других
организациях документами, результатами произведенных встречных
проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных
действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений
должностных и материально ответственных лиц.
Описание нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно
содержать следующую обязательную информацию: какие
законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные
положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились
нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие
последствия этих нарушений.
В акте ревизии не допускается включение различного рода
выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или
результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных
органов и ссылок на показания, данные следственным органам.
В акте ревизии не дается правовая и морально - этическая
оценка действий должностных и материально ответственных лиц
ревизуемой организации, не квалифицируются их поступки, намерения
и цели.
Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны
стремиться к разумной краткости его изложения при обязательном
отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы
ревизии.
4.4. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть
скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению
или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц
к ответственности в ходе ревизии составляется отдельный
(промежуточный) акт и от этих лиц запрашиваются необходимые
письменные объяснения.
Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы,
ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и
соответствующими должностными и материально ответственными лицами
ревизуемой организации. Факты, изложенные в промежуточном акте,
включаются в акт ревизии.
4.5. Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще
оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте
ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения
должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
Материалы ревизии представляются руководителю контролирующего
органа в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания его в
ревизуемой организации. На последней странице акта ревизии
руководителем контролирующего органа либо уполномоченным им на то
лицом делается отметка: "Материалы ревизии приняты", указывается
дата и им подписывается.
Материалы каждой ревизии в делопроизводстве контролирующего
органа должны составлять отдельное дело с соответствующим
индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.
4.6. Руководитель контролирующего органа по представленным
материалам ревизии в срок не более 10 календарных дней определяет
порядок реализации материалов ревизии.
4.7. По материалам проверок контролирующими органами
администрации города готовится аналитический материал, который
представляется на рассмотрение мэру города. По результатам
рассмотрения материала принимаются постановления мэра города,
определяющие меры по пресечению выявленных нарушений, возмещению
причиненного ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц,
размеры взыскания или уменьшения финансирования из местного
бюджета.
4.8. Материалы ревизий, проводимых комитетом по финансам
администрации города по заданию министерства финансов области в
составе ревизионных групп в соответствии с Планом проведения
комплексных проверок целевого использования средств областного
бюджета, выделенных главным распорядителям, распорядителям,
получателям средств областного бюджета, и проверок бюджетов
муниципальных образований области, утверждаемого губернатором
области, передаются для обобщения и принятия мер по устранению
выявленных нарушений и недостатков министерству финансов области.
4.9. Результаты ревизии, проведенной по мотивированным
постановлениям правоохранительных органов, докладываются этим
органам руководителем контролирующего органа вместе с
предложениями по принятию мер, направленных на устранение
выявленных нарушений и возмещение ущерба. При необходимости этим
органам направляются также и материалы ревизии.
4.10. Материалы ревизии, проведенной по мотивированным
постановлениям правоохранительных органов, передаются им в
установленном порядке. При этом в делах контролирующего органа
должны быть оставлены копии акта ревизии, объяснений должностных
лиц проверенной организации, виновных в выявленных ревизией
нарушениях, документов подтверждающих эти нарушения.
В правоохранительные органы и прокуратуру могут быть при
необходимости направлены по согласованию с Мэром города материалы
ревизий, проведенных без предварительно вынесенных ими
мотивированных постановлений, в ходе которых были выявлены
нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и
материальных ценностей, являющихся в соответствии с действующим
законодательством основанием для реализации материалов ревизии в
установленном порядке.
4.11. Результаты ревизии руководителем контролирующего органа
в необходимых случаях сообщаются вышестоящей организации либо
органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой
организации, для принятия мер.
4.12. Контролирующий орган систематически изучает и обобщает
материалы ревизий и на основе этого в необходимых случаях вносит
предложения о совершенствовании системы финансового контроля.
В случае возникновения ситуаций, не регламентированных данным
Положением, работники контролирующего органа обязаны
руководствоваться законодательством Российской Федерации и
области, решениями городской Думы и Постановлениями Мэра города
Саратова и иными нормативными правовыми актами.
|