ГУБЕРНАТОР САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2002 г. N 246
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ
В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Постановления Губернатора Саратовской области
от 29.08.2003 N 246)
В целях повышения финансовой самостоятельности Саратовской
области и на основании Закона Саратовской области "О Правительстве
Саратовской области" постановляю:
1. Утвердить Концепцию развития налоговой базы в Саратовской
области согласно Приложению.
2. Министерству финансов области совместно с министерством
экономического развития и торговли области осуществлять
формирование областного бюджета с учетом положений указанной
Концепции.
3. Предложить управлению Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Саратовской области и территориальному органу
Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и
банкротству в Саратовской области в рамках реализации Соглашений о
взаимодействии организовать работу в соответствии с направлениями
Концепции.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить
на вице-губернатора - первого заместителя Председателя
Правительства области Марона В.М.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Губернатор
Саратовской области
Д.Ф.АЯЦКОВ
Приложение
к Постановлению
Губернатора Саратовской области
от 30 сентября 2002 г. N 246
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Постановления Губернатора Саратовской области
от 29.08.2003 N 246)
Введение
Концепция развития налоговой базы в Саратовской области (далее
- Концепция) определяет основные цели, задачи и направления
государственной политики Саратовской области в отношении
формирования и развития налоговой базы.
Концепция основывается на положениях программы
социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля
2001 г. N 910-р, программы социально-экономического развития
Саратовской области на период до 2004 года,
утвержденной Постановлением Саратовской областной Думы от 12
сентября 2001 г. N 57-2544, стратегического плана развития
Саратовской области и развивает положения антикризисной программы
Саратовской области, утвержденной Постановлением Губернатора
Саратовской области от 5 августа 1998 г. N 465.
Под налоговой базой области понимается стоимостная, физическая
или иная характеристика объектов налогообложения, находящихся на
территории области, обеспечивающих совокупность поступлений
налогов и других обязательных платежей в консолидированный бюджет
Саратовской области.
Повышение эффективности управления финансами является
приоритетным направлением экономических преобразований в
Саратовской области. Его реализация связана с дальнейшим
совершенствованием налоговой системы, развитием налоговой базы.
Необходимость принятия Концепции обусловлена следующими
обстоятельствами:
а) формирование рыночных отношений требует обновления
механизмов региональной социально-экономической политики;
б) проводимая налоговая реформа предопределяет изменение
налогово-финансовой политики области;
в) стабилизация макроэкономической ситуации позволяет
организовать работу по развитию налоговой базы на областном и
муниципальных уровнях, закрепить четкие критерии и приоритеты
создания благоприятных условий для роста финансовой
самостоятельности области, сформировать правила межбюджетных
отношений.
I. Цели и задачи Концепции
Реализация Концепции направлена на выработку рациональной,
стабильной и предсказуемой налоговой политики, позволяющей
максимально реализовать налоговый потенциал области с учетом
приоритетов социально-экономического развития области.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие
задачи:
совершенствование законодательства Саратовской области,
регулирующего отношения по налогам и сборам, а также в
экономической сфере;
стимулирование развития реального сектора экономики и рыночной
инфраструктуры, создание благоприятного инвестиционного климата;
проведение регулярного анализа налогового потенциала области и
муниципальных образований с учетом тенденций макроэкономического
развития и воздействия отраслевых факторов;
формирование эффективной системы межбюджетных отношений;
расширение платежеспособного спроса населения;
эффективное использование активов области;
улучшение налогового администрирования.
II. Оценка политики Саратовской области
по развитию налоговой базы
2.1. Прямые меры
Финансовая политика субъекта в федеративном государстве во
многом зависит от финансовой политики федеральных органов власти.
Фактически проводимая в России налоговая политика
характеризуется следующими основным чертами:
выраженной регрессивностью налогового обложения;
неравновесным возложением основного налогового бремени на
производственные отрасли;
тенденцией к расширению доли прямых налогов.
Реально инструментарий органов власти Саратовской области и
органов местного самоуправления по формированию налоговой политики
при существующей централизации налогово-бюджетных полномочий
крайне ограничен.
Предоставленные полномочия по установлению налоговых ставок и
введению региональных и местных налогов на территории области
реализованы органами власти Саратовской области и органами
местного самоуправления в полном объеме:
законодательно установлены максимальные ставки налога на
имущество предприятий (2 процента) и налога с продаж (5
процентов), единые ставки налога на игорный бизнес на 30 процентов
выше минимальных;
введены единый налог на вмененный доход для определенных видов
деятельности (в сферах розничной торговли, общественного питания,
розничной торговли горюче-смазочными материалами, автотранспортных
услуг, услуг по сервисному обслуживанию автотранспортных средств,
платных медицинских услуг населению, услуг по перевозке пассажиров
маршрутными такси, услуг по предоставлению автомобильных
автостоянок и гаражей), единый налог, взимаемый в связи с
применением упрощенной системы налогообложения, учета и
отчетности;
представительными органами всех муниципальных образований
области были приняты решения о введении на их территории местных
налогов и сборов в соответствии с предоставленными им
законодательством Российской Федерации полномочиями.
Налоговые льготы, предоставляемые в рамках областного
законодательства, незначительны, прослеживается тенденция к
сокращению их абсолютных размеров и количества категорий
плательщиков, которым они предоставлены.
Порядок предоставления налоговых льгот регламентирован Законом
Саратовской области "О предоставлении налоговых льгот на
территории Саратовской области". Данный Закон содержит следующие
нормы:
льготы предоставляются на определенный срок в пределах
финансового года, если иное не предусмотрено законами о
соответствующих налогах и сборах;
проекты законов Саратовской области о предоставлении налоговых
льгот в части сумм налоговых платежей, зачисляемых в областной
бюджет, на предстоящий финансовый год вносятся на рассмотрение
Саратовской областной Думы один раз при рассмотрении областного
бюджета на соответствующий финансовый год;
в исключительных случаях в течение финансового года налоговые
льготы могут быть предоставлены только при наличии источников
дополнительных поступлений в областной (местный) бюджет и (или)
при сокращении расходов по конкретным статьям областного
(местного) бюджета;
при нецелевом использовании налоговых льгот платежи налогов
взыскиваются в областной, местные бюджеты в полном объеме с
начислением пени в установленном порядке.
Контроль за целевым и эффективным использованием налоговых
льгот возложен на Правительство области.
Законами Саратовской области об областном бюджете на
соответствующие финансовые годы устанавливаются лимиты
предоставления отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов,
инвестиционных налоговых кредитов по уплате налогов и сборов в
пределах финансового года.
Порядок изменения сроков уплаты налогов и сборов в областной
бюджет регулируется Приказом министерства финансов Саратовской
области от 15 июля 1999 г. N 52 "Об организации работы по
предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита,
инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов,
подлежащих зачислению в областной бюджет", разработанным согласно
положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 3
сентября 1999 г. N 1002 "О порядке и сроках проведения
реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по
налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и
штрафам перед федеральным бюджетом" разработано и действует на
территории области распоряжение Правительства Саратовской области
от 23 декабря 1999 г. N 583-Пр "О порядке проведения
реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по
налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и
штрафам перед областным бюджетом".
Утвержденным порядком определены более выгодные для
налогоплательщиков условия реструктуризации задолженности
относительно правил реструктуризации задолженности организаций
перед федеральным бюджетом:
проценты с рассроченных сумм задолженности в областной бюджет
не взимаются (в федеральный бюджет уплачиваются ежеквартально в
размере 0,1 годовой ставки рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации с сумм задолженности);
при погашении половины реструктурируемой задолженности в
течение 2-х лет, а также полном и своевременном внесении текущих
платежей в областной бюджет в течение 2-х лет после принятия
решения о реструктуризации производится полное списание долга по
пеням и штрафам (в федеральный бюджет - при условии полного
погашения реструктурируемой задолженности и полном и своевременном
внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4-х
лет).
Одним из основных направлений налоговой политики, реализуемой
в области, является расширение налоговой базы, увеличение
поступлений собственных доходов бюджета области.
В целях пополнения доходной части бюджета области при
Правительстве области, в муниципальных образованиях области
созданы межведомственные комиссии (МВК) по укреплению финансовой и
налоговой дисциплины. В целом по области в 2001 году на заседаниях
МВК приняты решения о погашении задолженности в территориальный
бюджет на сумму 340 млн. рублей, эффективность исполнения решения
выездных МВК составляет 75 процентов.
2.2. Косвенные меры
Создание условий для повышения деловой активности посредством
разработки программ экономического развития отдельных отраслей и
территорий.
С целью определения направлений развития области приняты
следующие нормативные акты: Постановление Саратовской областной
Думы от 12 сентября 2001 г. N 57-2544 "О программе
социально-экономического развития Саратовской области на период до
2004 года", Постановление Правительства Саратовской области от 4
сентября 2000 г. N 90-П "О программе по реализации стратегических
направлений развития транспортного комплекса Саратовской области",
Постановление Саратовской областной Думы от 27 июня 2001 г.
N 55-2472 "Об областной целевой программе "Развитие Заволжья в
Саратовской области", Постановление Саратовской областной Думы от
23 мая 2001 г. N 54-2437 "О Программе развития промышленности
Саратовской области на 2001-2005 годы", Постановление Саратовской
областной Думы от 25 апреля 2000 г. N 41-1673 "О целевой программе
"Развитие земельной реформы в Саратовской области на 2000-2002
годы", Постановление Правительства Саратовской области от 4
декабря 2000 г. N 123-П "О Программе развития средств электросвязи
в Саратовской области на 2001-2005 годы",
Постановление Правительства Саратовской области от 21 декабря
1998 г. N 98-П "О Программе развития рыбной отрасли Саратовской
области на 1999-2005 годы".
Предоставление государственной поддержки.
В области не прекращается поиск эффективных форм и механизмов
государственной поддержки:
а) областной заказ.
Закон Саратовской области "О поставках продукции и товаров для
областных государственных нужд" определяет принципы формирования,
размещения и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и
поставку продукции для потребностей организаций и учреждений,
финансируемых за счет средств областного бюджета, в продукции,
необходимой для реализации природоохранных,
социально-экономических и других областных целевых программ, а
также иных задач;
б) предоставление налоговых льгот.
В соответствии с Законом Саратовской области "О стимулировании
инвестиционной деятельности в Саратовской области" в 2000 году
были предоставлены льготы по налогу на прибыль, подлежащему уплате
в областной бюджет кредитным организациям, располагающимся на
территории области, предоставившим инвестиционный кредит на срок
свыше 1 года организациям для развития производственной базы. В
условиях ориентации деятельности кредитных организаций на
предоставление краткосрочных кредитов эффект от предоставления
указанной льготы не оправдал ожиданий.
На протяжении 1998-1999 годов законами об областном бюджете
на соответствующий год предоставлялись льготы по налогу на
имущество предприятиям химической и табачной промышленности. При
этом доля налоговых платежей в бюджеты всех уровней предприятий
химической и нефтехимической промышленности области увеличилась с
4,3 процента в 1999 году до 6 процентов в I полугодии 2002 года.
В 1998-1999 годах предоставлены льготы по налогам на прибыль
и имущество организациям и предприятиям Саратовского
облпотребсоюза и предприятиям бытового обслуживания населения, в
общем объеме работ и услуг которых объем реализации бытовых работ
и услуг сельскому населению составляет не менее 30 процентов.
В целях сокращения объемов встречных финансовых потоков в
2001-2002 годах Саратовской областной Думой предоставлены льготы
организациям, содержащимся за счет областного и местных бюджетов.
На протяжении 1998-2002 годов законами об областном бюджете на
соответствующий финансовый год предоставлялись льготы по уплате
земельного налога и арендной платы за земли организациям,
содержащимся за счет областного бюджета. В 2001-2002 годах
законами об областном бюджете от платы за нормативные и
сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение
отходов и другие виды загрязнения, окружающей природной среды
освобождаются организации, содержащиеся за счет областного и
местных бюджетов.
Ограниченность действия налоговых льгот во времени (в пределах
финансового года) затрудняет возможности предприятий планировать
свою деятельность на долгосрочную перспективу.
С другой стороны, законодательно должны быть предусмотрены
механизмы, гарантирующие компенсацию выпадающих доходов в случае
перемещения налоговой базы за пределы области;
в) изменение сроков уплаты налогов.
Существующая практика изменения сроков уплаты налогов не
позволяет расценивать ее как эффективный механизм стимулирования
развития налоговой базы.
Для улучшения ситуации целесообразно законодательное
установление дополнительных оснований и условий предоставления
отсрочек (рассрочек) и инвестиционных налоговых кредитов;
г) поддержка крупных, социально и экономически значимых
организаций.
Законом Саратовской области "О государственной поддержке
крупных, социально и экономически значимых организаций Саратовской
области" определены критерии отнесения организаций к крупным,
социально и экономически значимым:
крупнейшие налогоплательщики областного бюджета и (или)
бюджетов муниципальных образований области;
организации - производители продукции, работ, услуг, не
имеющих аналогов в области;
организации, обеспечивающие жизнедеятельность населения и
являющиеся единственным в муниципальном образовании поставщиком
социально-значимых продукции или услуг;
организации, обеспечивающие экологическую, санитарную,
пожарную и иную безопасность жизнедеятельности населения.
В случае выявления предбанкроткого состояния крупной,
социально и экономически значимой организации возможно
предоставление ей бюджетных кредитов, субвенций и субсидий или
государственных гарантий по кредитным договорам и иным
обязательствам организации в пределах лимитов, утвержденных
Саратовской областной Думой на очередной финансовый год.
При формировании реестра организаций, соответствующих
указанным критериям, был составлен чрезвычайно обширный перечень
социально и экономически значимых организаций, отдельные
предприятия которого не вполне соответствовали обозначенным
критериям отбора. Методика проведения мониторинга
финансово-хозяйственной деятельности крупных, социально и
экономически значимых организаций области отсутствует и критерии
предбанкротного состояния организации не установлены.
Реструктуризация задолженности перед бюджетом является мерой
исключительной и единовременной и ее осуществление на основании
указанного Закона невозможно. В силу этого нормы закона
бездействуют.
Инновационная политика в Саратовской области.
Закон Саратовской области "Об инновациях и инновационной
деятельности". предполагает формирование региональных
инновационных программ на основе приоритетных направлений и
прогнозов развития Саратовской области с учетом задач
социально-экономического и демографического развития, здоровья
населения, результатов анализа экономического и экологического
состояния области и внешнеэкономических условий с выделением при
составлении областного бюджета финансовых ресурсов на их
реализацию или предоставлением налоговых льгот субъектам
инновационной деятельности.
Инвестиционная политика в Саратовской области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 20 июня
2001 г. N 69-П утверждено Положение о капитальных расходах
областного бюджета. В соответствии с ним на конкурсной основе по
заявкам на получение средств капитальных расходов формируется план
инвестиционного развития области с установлением лимитов
финансирования в разрезе отраслей экономики и хозяйствующих
субъектов на срок до 3 лет. На основе плана инвестиционного
развития области в основе областного бюджета на очередной
финансовый год утверждается инвестиционная программа.
Капитальные расходы осуществляются посредством предоставления
бюджетных кредитов предприятиям и организациям, компенсационных
выплат по определенной доле процентов за пользование банковскими
кредитами на реализацию проектов, предоставления государственных
гарантий, бюджетных инвестиций, лизинговых операций, реализации
программ реформирования предприятий производственной сферы,
создания областного инвестиционного фонда, погашения кредиторской
задолженности, иных целей. Выбор схем финансирования по конкретным
направлениям расходования средств осуществляется министерством
экономического развития и торговли области и утверждается
конкурсной комиссией.
На практике установленный порядок применяется не в полной
мере.
Наибольшее распространение в условиях ограниченности бюджетных
средств получила практика выделения средств капитальных расходов
на выплату части процентов за пользование банковским кредитом.
2.3. Налоговые поступления в консолидированный
бюджет Саратовской области
В результате принятых органами власти области мер по развитию
налоговой базы и проводимой финансовой политики на федеральном
уровне собственные доходы консолидированного бюджета Саратовской
области увеличились в 2001 году в 1,7 раза к уровню 1999 года.
Налоговые доходы обеспечивают подавляющую часть поступлений в
бюджет (более 90 процентов собственных доходов). При этом основная
доля падает на налоги на прибыль (свыше 55 процентов, в том числе
удельный вес налога на прибыль организаций более 30 процентов),
которые являются одной из самых динамичных групп доходных
источников. Доля налогов на товары и услуги, лицензионные и
регистрационные сборы составляет 10 процентов и, с учетом
предстоящих изменений в федеральном законодательстве, будет
сокращаться Доходы от субъектов малого бизнеса, перешедших на
специальные режимы налогообложения, обеспечивают более 3 процентов
поступлений собственных доходов и являются самыми быстрорастущими
налоговыми доходами. Налоги на имущество и платежи за пользование
природными ресурсами являются стабильными налоговыми источниками,
доля поступлений по ним составляет 11 и 4 процента соответственно.
Основную долю неналоговых поступлений обеспечивают доходы от
имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности, или от деятельности государственных и муниципальных
организаций (порядка 4 процентов).
Такая структура доходов бюджета свидетельствует о недостаточно
эффективном использовании имущества области и существующем
налоговом потенциале малого бизнеса, реализации которого будет
способствовать дальнейшая работа по введению специальных налоговых
режимов. Увеличение рентных поступлений от использования земли,
недр, природных ресурсов области невозможно в условиях
существующего законодательства.
Рост доходов населения, обеспеченный соответствующим
повышением производительности труда, будет реально способствовать
увеличению платежеспособности спроса. Это, в свою очередь, будет
означать активизацию предпринимательства, рост объемов
производства и массы прибыли.
В отраслевом разрезе почти половину налоговых и других
обязательных платежей в бюджетную систему всех уровней на
территории области обеспечивают промышленные предприятия, при этом
электроэнергетика дает в казну порядка 13 процентов доходов, а
топливная промышленность - 10 процентов.
Ощутимы также налоговые поступления от предприятий
машиностроения и металлообработки порядка 10 процентов, химии и
нефтехимии - 5 процентов, пищевой промышленности - 6 процентов.
Однако следует отметить значительное сокращение налоговых
поступлений от ликеро-водочных заводов области за последние 3
года. Доля налоговых поступлений от предприятий транспорта
колеблется и составляет в последние годы от 12 до 21 процента, в
том числе от трубопроводного транспорта от 5 до 12 процентов и
железнодорожного транспорта от 4 до 10 процентов.
В 1999-2002 годах наблюдается рост доли поступления налогов
от предприятий строительства (составляет порядка 7 процентов
доходов), а также торговли и общественного питания (около 8
процентов доходов). Предприятия сельского хозяйства уплачивают
только 1 процент всех налогов и сборов.
Такое положение требует разработки обоснованных программ
развития отдельных машиностроительных, химических,
перерабатывающих производств, строительства трубопроводов.
Развитие механизмов лизинга и ипотеки будет способствовать
увеличению объемов производственного и жилищного строительства в
области.
В территориальном разрезе основная часть поступлений налоговых
и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет области
(около 70 процентов) приходится на город Саратов и Балаковское
муниципальное образование, аналогичная тенденция прослеживается и
в разрезе самых многочисленных бюджетообразующих источников
(налоги на прибыль, налоги на товары и услуги, лицензионные и
регистрационные сборы, налоги на имущество). Неравномерность
размещения налогового потенциала по территории области требует
поиска адекватных механизмов межбюджетного регулирования.
Анализ задолженности налогоплательщиков по платежам в
бюджетную систему Российской Федерации на территории области
показывает, что на пени и санкции приходится 55 процентов от всей
суммы задолженности. Основной долг по налогам, пеням и налоговым
санкциям составляет 43 процента от суммы задолженности,
соответственно, сумма отсроченных платежей - 37 процентов, а
приостановленные к взысканию платежи - 22 процента.
Сократить задолженность по пеням позволит процедура списания
безнадежных долгов по региональным налогам, а также списание пени
по реструктурированной задолженности по налогам перед областным
бюджетом.
В отраслевом разрезе самая значительная задолженность перед
бюджетами прошлых лет предприятий промышленности - 45 процентов, в
том числе предприятий машиностроения и металлообработки более 12
процентов, электроэнергетики - 11 процентов, химии и нефтехимии -
6 процентов, пищевой промышленности - 6 процентов.
Задолженность предприятий транспорта в бюджеты всех уровней
составляет около 12 процентов, строительства - 16 процентов,
жилищно-коммунального хозяйства - 9 процентов, сельского хозяйства
- 7 процентов.
Меры по финансовому оздоровлению предприятий транспорта,
машиностроения, химии и поддержке процессов реструктуризации
предприятий позволят сократить объем долга.
Такой же эффект будет иметь и экономически обоснованная
тарифная политика в энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве.
В соглашениях о взаимодействии с налоговыми органами и с
территориальным органом по финансовому оздоровлению и банкротству
в Саратовской области следует предусмотреть предоставление ими
информации о крупнейших должниках областного и местных бюджетов
для возбуждения процедуры банкротства в отношении таких
организаций.
III. Основные направления реализации Концепции
Анализ существующей налоговой базы в Саратовской области
позволяет определить следующие основные направления реализации
Концепции:
3.1. Совершенствование законодательства Саратовской области:
мониторинг действующих нормативных правовых актов Саратовской
области с целью систематизации, приведения их в соответствие с
положениями настоящей Концепции;
завершение формирования кадастра земель области;
введение на территории области специальных режимов
налогообложения субъектов малого предпринимательства и сельского
хозяйства в соответствии с положениями Налогового кодекса
Российской Федерации;
введение трехлетнего моратория на повышение ставок налогов;
оптимизация критериев предоставления налоговых льгот;
установление дополнительных оснований предоставления отсрочек
(рассрочек) инвестиционных налоговых кредитов;
увеличение ставок налога на игорный бизнес;
разработка положения о формировании областного заказа на
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках
областных целевых программ;
закрепление критериев отбора и оценка эффективности
инвестиционных проектов;
установление правил создания зон экономического
благоприятствования со специальным многолетним налоговым режимом.
3.2. Формирование и реализация социально-экономической
политики Саратовской области:
закрепление единого перечня объектов, представляющих особую
социально-экономическую значимость;
разработка программ развития отраслей экономики с учетом их
экономической значимости и приоритетных направлений экономического
роста (создание в области высокотехнологичного химического
комплекса предприятий, строительство комплекса глубокой
переработки нефти на ОАО "Саратовский нефтеперерабатывающий
завод", подключение транспортного комплекса Саратовской области к
ответвлениям международных транспортных коридоров на основе
создания сети специализированных грузовых терминалов и др.);
мониторинг федеральных и областных целевых программ в целях
соблюдения принципов преемственности и взаимодополняемости;
ведение налоговых паспортов муниципальных образований,
позволяющих адекватно оценить налоговый потенциал территорий с
учетом тенденций развития отраслей и отдельных предприятий и
повысить качество бюджетного планирования и прогнозирования;
мониторинг результатов финансово-хозяйственной деятельности
бюджетообразующих предприятий и проведение работы с ними с целью
сокращения задолженности по налоговым платежам, содействия
повышению эффективности деятельности предприятий;
активизация мер по финансовому оздоровлению и реструктуризации
предприятий;
введение механизма контроля за техническими характеристиками
оборудования, закупаемого под соответствующие государственные
гарантии;
создание информационной базы данных рынка инвестиций;
создание и развитие инвестиционных банков;
создание инфраструктуры подготовки и продвижения
инвестиционных проектов, удовлетворяющих требованиям международных
стандартов;
формирование многолетних программ инвестиционного развития
Саратовской, области и региональной инновационной программы,
учитывающих стратегические направления развития области;
принятие Правительством области плана инвестиционного развития
области на срок до 3 лет;
закрепление нормативным правовым актом критериев конкурсного
отбора программ и проектов;
реализация на практике долговременных ориентиров
инвестирования;
выявление приоритетных направлений и увеличение селективного
влияния органов государственной власти области на инвестиционные
процессы;
разработка многолетнего бюджета капитальных расходов.
3.3. Реформирование межбюджетных отношений между областным
бюджетом и местными бюджетами с целью усиления заинтересованности
органов местного самоуправления в увеличении налоговой базы на
основе:
разграничения и распределения на постоянной основе по
нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы
Саратовской области;
разграничения и закрепления расходных полномочий по уровням
бюджетной системы посредством максимального сокращения совместно
финансируемых расходов и соблюдения условий полной компенсации
сокращения доходов в результате принятия решений органами
государственной власти Саратовской области;
закрепления единого для всех муниципальных образований области
перечня налогов для оценки налогового потенциала;
прозрачности процедур предоставления финансовой помощи;
стабильности принципов и условий предоставления средств фонда
финансовой помощи, позволяющих органам местного самоуправления
области самостоятельно прогнозировать социально-экономическое
развитие соответствующего муниципального образования на
перспективу;
равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с областным
бюджетом.
3.4. Улучшение налогового администрирования:
разработка мер по повышению собираемости налоговых платежей и
обеспечение полного поступления начисленных налогов и сборов;
осуществление мониторинга результатов финансово-хозяйственной
деятельности крупнейших налогоплательщиков;
списание безнадежной к взысканию недоимки и
реструктурированной задолженности по пеням;
заключение соглашений о взаимодействии между Правительством
области и крупнейшими налогоплательщиками;
применение процедур банкротства к крупнейшим должникам
консолидированного бюджета Саратовской области.
3.5. Оптимизация регулирующего и фискального эффекта
налогообложения:
поддержание равных условий налоговой конкуренции;
справедливое распределение налоговой нагрузки по категориям
налогоплательщиков, объектам налогообложения, отраслям и
территориям;
подготовка нормативных правовых актов, сокращающих перечень
и/или основания предоставления льгот по региональным налогам;
учет налоговых льгот, оценка их эффективности и
обоснованности;
разработка методики оценки потерь областного бюджета от
предоставления налоговых льгот.
(пункт введен Постановлением Губернатора Саратовской области
от 29.08.2003 N 246).
|