ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2001 г. N 113-П
О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ
И ЛАНДШАФТНО - АРХИТЕКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕРРИТОРИИ КОЛЬЦЕВОЙ АВТОДОРОГИ ВОКРУГ ГОРОДОВ
САРАТОВА И ЭНГЕЛЬСА
В целях создания инфраструктуры и ландшафтно - архитектурной
организации территории кольцевой автодороги вокруг городов
Саратова и Энгельса Правительство области постановляет:
1. Утвердить Концепцию создания инфраструктуры и ландшафтно -
архитектурной организации территории кольцевой автодороги вокруг
городов Саратова и Энгельса согласно Приложению.
2. Рекомендовать администрации города Саратова ускорить
реконструкцию Усть -Курдюмского тракта на участке г. Саратов -
р. Гуселка, а комитету по дорожно - транспортному строительству и
эксплуатации дорог при Правительстве области на участке р. Гуселка
- мостовой переход, считая это первоочередной задачей в развитии
инфраструктуры кольцевой автодороги.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований области,
органам исполнительной власти области, участвующим в обустройстве
кольцевой автодороги, руководствоваться основными положениями
утвержденной Концепции.
4. Комитету по строительству и архитектуре при Правительстве
области до 30 марта 2002 года разработать проект размещения
объектов обслуживания, обустройства и ландшафтно - архитектурной
организации территории кольцевой автодороги вокруг городов
Саратова и Энгельса.
Установить, что до разработки вышеуказанного проекта
размещение объектов обслуживания на кольцевой автодороге
осуществляется по согласованию с главным управлением архитектуры,
градостроительства и госархстройнадзора комитета по строительству
и архитектуре при Правительстве области.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить
на вице - губернатора - первого заместителя Председателя
Правительства области Шувалова С.А.
6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Губернатор
Саратовской области
Д.Ф.АЯЦКОВ
Приложение
к Постановлению
Правительства Саратовской области
от 22 октября 2001 г. N 113-П
КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ
И ЛАНДШАФТНО - АРХИТЕКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕРРИТОРИИ КОЛЬЦЕВОЙ АВТОДОРОГИ
ВОКРУГ ГОРОДОВ САРАТОВА И ЭНГЕЛЬСА
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Кольцевая автодорога (далее - КАД) в перспективе будет
современной транспортной магистралью, отвечающей международным
требованиям, которые обуславливают преобразование прилегающих к
ней территорий в экологически чистое зеленое кольцо агломерации
Саратов - Энгельс за счет формирования лесопарковой зоны на всем
протяжении КАД.
Транспортное кольцо вокруг городов Саратова и Энгельса
проходит по землям Саратовского, Татищевского районов, городов
Саратова и Энгельса.
Концепция основывается на следующих положениях:
выполнении при строительстве КАД требований по охране
окружающей среды и санитарно - гигиенических норм;
обеспечении объектов КАД полным комплексом инженерных
коммуникаций, в том числе системой экстренной связи с
государственной инспекцией безопасности дорожного движения,
техпомощью, скорой медицинской помощью;
разработке градостроительной документации, определяющей
развитие малых населенных пунктов, расположенных в зоне влияния
КАД;
разработке схемы размещения кемпингов, мотелей;
определении мест торговли местными сувенирами, изделиями
местных народных промыслов и фирменными саратовскими товарами, а
также мест размещения мини-рынков для торговли сельхозпродукцией.
Для выполнения основных положений концепции необходимо
разработать комплексный проект развития кольцевой автодороги и
прилегающей к ней территории.
Концепция предполагает на основе генеральных планов городов
Саратова и Энгельса, с учетом перспективы архитектурно -
ландшафтной организация "территории кольцевой автодороги,
разработать проекты пригородных зон городов Саратова и Энгельса.
СУЩЕСТВУЮЩЕЕ СОСТОЯНИЕ КОЛЬЦЕВОЙ АВТОДОРОГИ
Общая протяженность кольцевой обходной дороги составит 122,76
км, включая перспективу строительства моста в южном створе и
строящийся мостовой переход через р. Волгу у с. Пристаное.
Существующие участки обходной дороги протяженностью 46,7 км
частично обустроены автозаправочными станциями, пунктами питания,
пунктами торговли и автобусными остановками.
В настоящее время создано 15 пунктов сервиса, в том числе: АЗС
- 7, кафе - закусочных - 3, гостиниц - 1, СТО - 1, постов ГИБДД -
2, магазинов автозапчастей - 1.
Кроме того в стадии оформления находятся еще 28 объектов
обслуживания, в том числе: АЗС - 12, кафе - 2, гостиниц - 2.
стоянок грузовых и легковых автомобилей - 5, СТО - 4, таможенных
терминалов - 1.
Комитетом по дорожно - транспортному строительству и
эксплуатации дорог при Правительстве области разработана проектно
- сметная документация на озеленение обхода г. Саратова на участке
от автодороги Сызрань - Саратов - Волгоград, и до автодороги
Саратов - Усть - Курдюм протяженностью 14 километров и на
озеленение автодороги в обход г. Энгельса от автодороги Самара -
Пугачев - Энгельс -Волгоград до автодороги Энгельс - Ершов -
Озинки протяженностью 19 км. Документация включает в себя создании
снегозащитных лесополос с учетом защиты от максимально возможны
объемов выбросов вредных веществ в атмосферу и решением вопрос
архитектурно - ландшафтного озеленения.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ
КОЛЬЦЕВОЙ АВТОДОРОГИ
Концепция инфраструктуры транспортного кольца вокруг городе
Саратова и Энгельса с учетом мирового и отечественного опыта
предлагает концентрацию объектов сервисного обслуживания в зонах
основных транспортных узлов на направлениях - Воронеж, Тамбов,
Пенза, Москв Сызрань, Самара, Уральск, Волгоград.
Предполагаемые комплексы обслуживания должны обеспечить полный
набор услуг как жителям области, так и иногородним водителям и
пассажирам автотранспорта, следующим по кольцевой автодороге.
Концентрация объектов обслуживания преследует цель создания не
изолированных предприятий сервиса, а системы дополняющих друг
друга и стимулирующих расширение форм сервисного обслуживания
крупно регионального транспортного узла предприятий.
Размещение отдельных объектов и их планировочное решение будет
производится в соответствии с действующими нормами, а также с
учетом того, что транспортное кольцо входит в состав международных
транспортных коридоров "Запад - Восток" и "Север - Юг".
Концепцией инфраструктуры транспортного кольца
предусматривается соблюдение экологических требований и
обеспечение необходимых гигиенических норм содержания загрязняющих
веществ за счет создания зеленого коридора вдоль кольцевой
автодороги;
обеспечение инженерными коммуникациями и сооружениями всех
объектов обслуживания на КАД;
разработка градостроительной документации, определяющей
перспективу развития малых населенных пунктов, расположенных в
зоне влияния КАД;
разработка проектной документации по архитектурно -
ландшафтному оформлению лесопарковых зон, примыкающих к КАД;
размещение объектов, обеспечивающих безопасность движения и
надлежащее санитарно - гигиеническое состояние КАД, на основе
разработанной проектной документации;
организация системы телефонной связи (в том числе экстренной
государственной инспекцией безопасности дорожного движения,
техпомощью медицинской помощью) на всем протяжении КАД;
разработка принципов архитектурно - ландшафтного оформлю
въездов в города Саратов и Энгельс в местах пересечения радиальных
автомагистралей с КАД:
организация дополнительных озелененных площадей с целью
усиления ассимиляции и фильтрации загрязнителей атмосферного
воздуха, а также повышения активности процесса диффузии воздушных
масс и локального благоприятного влияния на климат.
Предлагаемый состав комплексов с учетом сложившихся условий ,
а также предполагаемой интенсивности движения по основным
направлениям включает в себя:
КП ГИБДД;
пункты таможенного контроля;
автозаправочные станции (АЗС и ГЗС);
придорожные гостиницы и мотели;
кемпинги, стояночные площадки для летнего и зимнего туризма;
пляжные кемпинги;
пункты торговли;
пункты питания;
медицинские пункты;
станции техобслуживания;
автомойки;
автобусные остановки;
въездные знаки;
оборудованные места отдыха;
почтово - телеграфные и банковские пункты.
РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
НА КОЛЬЦЕВОЙ АВТОДОРОГЕ
Торговые комплексы: целесообразность организации новой формы
комплексного обслуживания потребителей в Саратовской области
Комплексы по предоставлению услуг на автотрассе, созданные при
предприятиях торговли и общественного питания, либо при
действующих автозаправочных станциях, а также вблизи пересечения
дорог в максимальной степени отвечают потребности текущего
периода. Их развитие должно обеспечиваться путем расширения видов
предоставляемых бытовых услуг, форм торговли, модернизации,
повышения эстетического содержания.
Формирование разветвленной сети общедоступных предприятий
массового питания и торговли, расположенных вдоль автомагистрали,
должно идти по пути как унификации видового разнообразия, так и
дифференциации этих структур с точки зрения их комфортности,
качества торгового обслуживания и набора предлагаемых услуг.
Саратовская область находится в начале этого процесса.
Сформирована определенная структура предприятий быстрого питания и
торговли, которая не в полной мере отвечает новым требованиям и
задачам, но будет совершенствоваться.
Проблемы размещения предприятий потребительского рынки на
кольцевой автодороге
Основные проблемы размещения предприятий торговли и
общественного питания и бытового обслуживания вдоль кольцевой
автодороги в области связаны с определением оптимальной структуры
самих предприятий, специализации, набора платных и бытовых услуг,
месторасположения. Необходимо определить потребность в количестве
предприятий потребительского рынка, исходя из пропускной
способности автодороги и технических возможностей (наличие линии
электропередачи, водопровода, свободного земельного участка).
Эти проблемы не могут быть решены изолировано. При их решении
необходимо учесть действующие предприятия потребительского рынка,
а автозаправочные станции, которые в определенной мере могут
послужить базой для создания комплексов с полным набором услуг на
автомагистрали.
Требуется также привлечение органов исполнительной власти
области, администраций муниципальных образований области,
поскольку затрагиваются проблемы выделения и закрепления земельных
участков, их целевого использования вопросы собственности.
Размещение предприятий потребительского рынка на кольцевой
автодороге
Предприятия торговли и общественного питания с обустроенной
инфраструктурой относятся к сети общедоступных предприятий
потребительского рынка. Их назначение - обеспечить полный комплекс
услуг как жителям области, так и иногородним водителям и
пассажирам автотранспорта, следующего по кольцевой автодороге.
Ожидается, что комплексы, помимо предприятий торговли
(магазинов, мини - маркетов) и общественного питания (по типу
предприятий быстрого питания), будут иметь автостоянки, комнаты
отдыха, автозаправочную станцию, телефон (включая междугородний и
международный), салон гигиены (парикмахерская, душевые, прачечные
и т.д.),а также прочие платные и бытовые услуги.
Развитие подобных предприятий может осуществляться как
самостоятельно одним хозяйствующим субъектом, так и объединениями
хозяйствующих субъектов. В любом случае организационная структура
должна быть регламентирована гражданским законодательством.
Каждый комплекс будет решать широкий круг задач.
Во - первых, он сконцентрирует в одном месте предприятия
потребительского рынка, что позволит обеспечить более высокий
уровень обслуживания.
Во - вторых, создание подобного рода комплексов позволит
обеспечить более действенный контроль за качеством товаров и
услуг, их безопасностью, защитой прав потребителей.
В - третьих, будет создана достаточная конкурентная среда,
способствующая более высокому уровню обслуживания, которая
послужит стимулом для улучшения качества и увеличения объема
предоставляемых услуг.
Все это будет способствовать развитию малого и среднего
предпринимательства, объединению капитала.
Системное размещение объектов потребительского рынка
Концепция системного размещения преследует цель создания не
изолированных предприятий (предпринимателей), а системы
предприятий, которые дополняли бы друг друга, стимулировали к
расширению форм деятельности в сфере торговли, общественного
питания, оказания услуг, а также и развитию производства. При этом
необходимо учитывать роль Саратова как крупного областного центра,
специфику территориальной организации города, состояние и развитие
рыночной и дорожно - транспортной инфраструктуры в областном
центре и в радиусе 20-40 км от него. Кроме того при размещении
объектов торговли и общественного питания с развитой
инфраструктурой следует учитывать и тот факт, что потребителями
предоставляемых услуг должны стать члены садово - дачных
кооперативов вблизи кольцевой автодороги, жители населенных
пунктов, расположенных в непосредственной близости кольцевой
объездной автотрассы.
Размещение объектов
Размещение объектов торговли и общественного питания по
кольцевой автодороге требует учета большого числа факторов,
основными из которых являются:
размер зоны обслуживания с учетом пропускной способности
конкретного участка автодороги, в границах которой находится
достаточное количество потенциальных пользователей услугами;
близость садоводческих товариществ и кооперативов и их
коммуникативность (наличие телефона, газопровода, водопровод
электричества и т.д.);
возможность расширения участка земли у действующих на
автодороге предприятий торговли и общественного питания,
автозаправочных станций.
Специализация объектов потребительского рынка
Создание и развитие специализированных предприятий торговли и
общественного питания на кольцевой автодороге допустимо, однако
предпочтение будет отдаваться созданию универсальных структур,
оказывающих полный комплекс услуг, для чего необходимо разработать
примерный ассортиментный перечень продовольственных и
непродовольственных товаров для реализации предприятиями розничной
торговли и общественного питания.
Оптимальный набор услуг, предоставляемых предприятиями
потребительского рынка
Розничная торговля.
Общественное питание.
Услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортные
средств.
Банно - прачечные услуги.
Парикмахерские услуги.
Услуги придорожной гостиницы.
Управление предприятиями потребительского рынка,
расположенными на кольцевой автодороге
Развитие в области разнообразных рыночных структур, включая и
предприятия, расположенные вблизи автотрасс (особенно федерального
значения), требует создания адекватного механизма регулирования
этого процесса. Потеря управляемости вызовет снижение конкуренции,
монополизацию отдельных секторов потребительского рынка, создание
условий для теневой торгово - посреднической деятельности,
ослабление контроля за качеством и безопасностью.
Управленческие аспекты предполагается решать через
министерство экономики области, которое может оказывать влияние на
процессы на потребительском рынке в целом, осуществлять
мониторинг, а также на договорных началах - на ситуацию с
продовольственным обеспечением, сертификацию услуг, качество и
безопасность продуктов, пищевого сырья, услуг розничной торговли,
общественного питания и пр.
Эффективность размещения предприятий торговли и общественного
питания но кольцевой автодороге
Экономическая эффективность создания комплексов по оказанию
полного набора услуг, включая розничную торговлю и общественное
питание, будет обеспечиваться за счет:
оптимального размещения названных объектов;
прохождения транзитного автотранспорта за чертой города;
расширения ассортимента товаров предприятий розничной
торговли, общественного питания, а также набора предлагаемых
услуг;
свободы выбора потребителя;
оказания услуг дачникам и огородникам близлежащих кооперативов
и товариществ, а также жителям населенных пунктов, расположенных
вблизи автодороги.
Этажность размещения предприятий
Создать сеть предприятий торговли и общественного питания с
развитой инфраструктурой одновременно и быстро невозможно.
Необходимо сформировать ячейки будущей сети. Общая стратегия
при этом такова. При действующих АЗС либо предприятиях торговли и
общественного питания формируется инфраструктура. Постепенно они,
расширяются до экономически целесообразных размеров как по
занимаемой территории, так и по набору предоставляемых услуг.
Учитывая сложившуюся в области материально - техническую
основу "придорожного бизнеса", уровень обслуживания потребителей,
целесообразно, развитие упомянутой сети осуществлять на базе
развитых и рентабельных предприятий, способных на дальнейшее
развитие бизнеса. Это оправдано еще и тем, что предприятие
(предприниматель) могут как привлекать инвестиции, так и
вкладывать собственные средства в развитие материально -
технической базы.
На первом этапе возможно создание комплексов с минимальным
набором услуг при существующих стационарных автозаправочных
станциях, предприятиях торговли и общественного питания. Второй
этап включает в себя размещение комплексов по предоставлению услуг
на пересечениях автодорог, которые в дальнейшем должны перерасти в
кемпинги, которые в свою очередь должны стать местом отдыха как
для водителей и пассажиров транзитного автотранспорта, так и для
туристов.
|