УТРАТИЛО СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ОТ 22.02.2005 Г. N 33-1444
САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2001 г. N 58-2555
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ
ДЛЯ ПЛАВАНИЯ НА МАЛОМЕРНЫХ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ
СРЕДСТВАХ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В связи с вступлением в силу Кодекса внутреннего водного
транспорта Российской Федерации Саратовская областная Дума
постановляет:
1. Внести в Правила пользования водными объектами для плавания
на маломерных плавательных средствах в Саратовской области,
утвержденные Постановлением Саратовской областной Думы от 23
сентября 1998 г. N 17-494, изменения и дополнения, изложив их в
новой редакции (прилагается).
2. Привести нормативные правовые акты органов государственной
власти области и органов местного самоуправления в соответствие с
настоящим Постановлением.
Председатель
Саратовской областной Думы
А.П.ХАРИТОНОВ
Приложение
к Постановлению
Саратовской областной Думы
от 17 октября 2001 г. N 58-2555
ПРАВИЛА
ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ
НА МАЛОМЕРНЫХ СУДАХ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
I. Общие положения
1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Водным
кодексом Российской Федерации и Кодексом внутреннего водного
транспорта Российской Федерации, устанавливают порядок
использования водных объектов для плавания на маломерных судах и
эксплуатации баз (сооружений) для их стоянок в пределах
Саратовской области и являются обязательными для физических и
юридических лиц.
2. Маломерное судно - самоходное (моторное, гребное) или
несамоходное плавучее сооружение валовой вместимостью менее 80
регистровых тонн, пассажировместимостью 12 и менее человек,
используемое в целях судоходства (кроме любых пассажирских и
наливных судов), принадлежащее физическим и юридическим лицам и не
подлежащее регистрации в Государственном судовом реестре
Российской Федерации.
3. Водные объекты могут использоваться для плавания на
маломерных судах гражданами для собственных нужд и для
предпринимательской деятельности. Использование водных объектов
юридическими лицами и гражданами для предпринимательской
деятельности разрешается только после получения лицензии на
водопользование, если иное не установлено законодательством.
4. Использование отдельных водных объектов или их частей может
быть ограничено, приостановлено или запрещено в порядке,
установленном законодательством, о чем население должно
оповещаться органом, установившим запрет или ограничение, через
средства массовой информации специальными информационными знаками
или иным способом.
5. Руководители предприятий, учреждений и организаций, имеющие
маломерные суда, перечисленные в пункте 2 настоящих Правил, и базы
(сооружения) для их стоянок, назначают должностных лиц,
ответственных за безопасность эксплуатации этих судов и баз
(сооружений).
6. Проведение на водоемах соревнований (регат), водных
праздников, экскурсий и других массовых мероприятий с
использованием маломерных судов разрешается в местах,
устанавливаемых органом исполнительной власти области (органом
местного самоуправления) по согласованию с Государственной
инспекцией по маломерным судам Саратовской области (далее
именуется - Государственная инспекция) и соответствующими
органами, осуществляющими государственный санитарно -
эпидемиологический надзор.
7. Контроль за выполнением требований настоящих Правил
владельцами и судоводителями маломерных судов, а также владельцами
баз (сооружений) для их стоянок осуществляет Государственная
инспекция.
II. Государственная регистрация маломерного судна
и прав на него
8. Маломерное судно подлежит государственной регистрации в
судовой книге (реестре).
9. Под государственной регистрацией маломерного судна и прав
на него понимается акт признания и подтверждения государством
возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения
прав на маломерное судно в соответствии с гражданским
законодательством.
10. За государственную регистрацию маломерных судов и прав на
них, изменений, вносимых в судовую книгу (реестр), и
предоставление информации о зарегистрированных правах на суда
взимается плата, размер, порядок взимания и использования которой
устанавливаются федеральным законодательством.
Размеры платы за проведение работ по техническому надзору
(техническое освидетельствование, специальный осмотр,
классификация судов и др.) и порядок её взимания устанавливаются
Правительством области по предложению Государственной инспекции.
III. Порядок технического надзора
и эксплуатации маломерных судов
11. Технический надзор за маломерными судами включает в себя
осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе
эксплуатации, а также проведение первичных и ежегодных технических
освидетельствований и специальных осмотров.
12. Контроль за техническим состоянием осуществляется в
отношении принадлежащих физическим и юридическим лицам маломерных
судов валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн,
пассажировместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями
мощностью до 55 кВт или подвесными моторами независимо от
мощности.
13. Регистрацию, учет, классификацию и техническое
освидетельствование маломерных судов, указанных в пункте 12
настоящих Правил (кроме военных и спортивных судов, катеров и
лодок, являющихся табельным имуществом морских и речных судов),
осуществляет Государственная инспекция, а военных и спортивных
судов - уполномоченные на то органы соответствующих министерств и
ведомств. Под военными судами в настоящих Правилах понимаются
маломерные суда, принадлежащие войсковым частям.
Под спортивными судами в настоящих Правилах понимаются
маломерные суда, спроектированные и построенные по правилам
национального или международного спортивного класса и используемые
исключительно для участия в спортивных соревнованиях (гонках).
14. Принадлежащие гражданам гребные лодки грузоподъемностью
менее 100 килограммов, байдарки и каноэ - менее 150 килограммов и
надувные (безмоторные) суда и плоты допускаются к эксплуатации без
регистрации и технического освидетельствования в органах
Государственной инспекции с соблюдением их владельцами и лицами,
управляющими этими судами, настоящих Правил, других нормативов и
требований, обеспечивающих безопасность плавания, охрану жизни
людей на воде и окружающей среды.
15. При первичном техническом освидетельствовании
устанавливаются обязательные условия, нормы и технические
требования по грузоподъемности и пассажировместимости судна,
предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади
парусов, району плавания (удалению от берега), высоте волны, при
которых судно может плавать, надводному борту, осадке, оснащению
спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями,
навигационным и другим оборудованием.
Установленные условия и нормы вносятся в судовой билет
маломерного судна и судовую книгу.
16. Количество индивидуальных спасательных средств на
маломерном судне должно соответствовать установленной норме по
пассажировместимости. Эти средства (круги, жилеты или нагрудники)
должны соответствовать требованиям стандартов, и на них должен
быть нанесен бортовой номер судна.
17. Установленные на маломерном судне отличительные огни,
звуковые и световые сигналы должны соответствовать требованиям
Правил плавания по внутренним водным путям (ППВВП) или
Международных правил предупреждения столкновения судов в море
(МППСС-72).
18. При ежегодном техническом освидетельствовании проверяется
неизменность основных элементов маломерного судна, его техническое
состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с
установленными нормами, уточняются условия эксплуатации.
19. Техническое освидетельствование проводится на пунктах
технического осмотра Государственной инспекции или непосредственно
в местах базирования (стоянки) с предъявлением судового билета и
представлением соответствующего платежного документа.
20. Оценка технического состояния маломерного судна вносится в
судовой билет и заверяется подписью должностного лица,
проводившего техническое освидетельствование.
На маломерное судно, получившее оценку "запрещенное к
эксплуатации", составляется акт, один экземпляр которого
передается судовладельцу. После устранения указанных в акте
замечаний маломерное судно может быть предъявлено к повторному
техническому освидетельствованию на общих основаниях.
21. Специальные осмотры проводятся после ремонта,
переоборудования и аварии маломерных судов, а также по просьбе
судовладельца.
Результаты осмотра оформляются актом, один экземпляр которого
передается судовладельцу.
22. Управление маломерными моторными судами и другими водными
транспортными средствами с механическим двигателем (гидроциклы и
др.) разрешается лицам, аттестованным экзаменационными комиссиями
Государственной инспекции и имеющим действительные удостоверения
на право управления.
23. Использование водных объектов для плавания маломерных
судов на судоходных водоемах разрешается с открытия до закрытия
навигации (открытие и закрытие навигации определяется
Государственной инспекцией), а на несудоходных - после спада
паводковых вод до ледостава (кроме проведения спасательных работ
при наводнениях).
24. На несудоходных водных объектах маневрирование маломерных
судов при расхождении должно осуществляться с учетом
правостороннего движения (левыми бортами).
25. На акваториях в границах населенных пунктов, портов,
пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов движение
моторных судов разрешается со скоростью не более 30 км/час, а
вблизи пляжей и в районах массового отдыха населения на воде - не
более 15 км/час.
26. Разрешения на плавание маломерных судов во временно или
постоянно закрытых районах, а также в период паводка выдаются
Государственной инспекцией в порядке, согласованном с
Правительством области.
27. При эксплуатации маломерных судов запрещается:
управлять маломерным судном: не зарегистрированным в
установленном порядке; не прошедшим технического
освидетельствования (осмотра); не несущим бортовых номеров;
переоборудованным без соответствующего разрешения; имеющим
неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация (Приложение к
настоящим Правилам); с нарушением правил загрузки, норм
пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;
без права управления маломерным судном; в состоянии опьянения;
передавать управление судном лицу, не имеющему права
управления или находящемуся в состоянии опьянения;
превышать установленные скорости движения;
нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов,
несения бортовых огней и знаков;
наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим
средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки;
заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы
без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в
запрещенных местах;
заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях
(участках водных объектов) пляжей, купален, других мест купания и
массового отдыха населения на водоемах;
приближаться на гидроциклах (водных мотоциклах) на расстояние
менее 100 метров к купающимся, а также к границам заплыва на
пляжах и других организованных мест купания;
перевозить на судне детей без сопровождения взрослых, умеющих
плавать (по одному на каждого ребенка);
швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих
навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов,
дебаркадеров, доков (плавдоков) и в зоне на расстоянии 0,5 км выше
и ниже мостов, маневрировать в непосредственной близости от
транспортных и технических судов морского и речного флота,
пересекать им курс на расстоянии менее 0,5 км, создавая своими
действиями помехи судоходству;
сбрасывать за борт отходы, мусор, иные предметы и сливать
нефтепродукты;
устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии
соответствующей записи в судовом билете;
использовать или предоставлять суда для целей браконьерства и
других противоправных действий;
пересаживаться с одного судна на другое, сидеть на бортах во
время движения, раскачивать суда и купаться с них;
заправлять судно топливом, перекачивать его с судна на судно
при работающем двигателе, пользоваться открытым огнем и курить при
этом;
выходить на судовой ход в условиях ограниченной (менее 1 км)
видимости или следовать по нему на расстоянии более 10 метров от
кромки судового хода;
осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения
аварийно - ремонтных заграждений, переправ и работающих
земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при
подходе к шлюзам;
двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях,
когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;
нарушать правила, обеспечивающие безопасность пассажиров при
посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;
выпускать в плавание маломерные суда, не зарегистрированные в
установленном порядке, или не прошедшие технического
освидетельствования (осмотра), или имеющие неисправности, с
которыми запрещена их эксплуатация, или не укомплектованными
снаряжением, или переоборудованными без соответствующего
разрешения, а также допускать к управлению маломерными судами лиц,
не имеющих права управления этими судами или находящихся в
состоянии опьянения;
заход и движение маломерных моторных судов:
по р. Волга в пойменных местах в период нереста рыбы и во всех
устьях малых рек, впадающих в нее;
по р. Хопер выше г. Балашова до границы с Пензенской областью;
по р. Медведица от г. Аткарска вниз до границы с Волгоградской
областью;
по р. Еруслан от с. Усатого Краснокутского района до границы с
Волгоградской областью;
плавание моторных лодок и катеров на малых реках (длиной до
200 км), водохранилищах (кроме Волгоградского и Саратовского) и
других водоемах области;
движение любых маломерных судов:
выше плотины Саратовской ГЭС за правой кромкой судового хода
от нижнего Буеракского створа до ковша Балаковского судоремонтного
завода;
вдоль правого берега от Вольского водомерного поста (2045 км)
до причала нефтебазы (2048 км);
в подходном канале приверха о. Маркс при наличии в нем
транспортных судов;
по р. Сазанка от пассажирского причала г. Энгельса до створа
баз стоянок маломерных судов Чайка-1 и Чайка-2;
за правой кромкой судового хода от ухвостья о. Зеленый до
траверзы ул.Провиантской (2176 км);
по городскому рукаву от верхнего до нижнего оголовка дамбы,
ограждающей акваторию грузового района Саратовского порта, а также
в ковше грузового района порта;
в Увекской бухте, где расположены причалы нефтебазы;
по протоке вдоль с.Шумейка.
28. Запрещается движение на маломерных судах ночью, а днем
разрешается движение со скоростью не более 10 км/час (в
водоизмещающем режиме) без права обгона:
в подходном канале приверха о. Маркс;
от пансионата "Волжские дали" до остановочного пункта
"Зоналка" по протоке вдоль правого берега;
по р. Котлубань от остановочного пункта "Шумейские острова" до
остановочного пункта "Шалово";
по р. Сазанка от грузовых причалов Энгельсского порта до базы
отдыха "Зенит";
повсеместно вблизи расположенных баз отдыха.
От с. Усть-Курдюм до с. Пристанное разрешается движение вдоль
правого берега в пределах 10-ти метровой полосы в обоих
направлениях.
От нижнего Буеракского створа до ковша Балаковского
судоремонтного завода движение разрешается по судовому ходу не
далее 10 метров от правой кромки.
Пересечение основного судового хода на Саратовском рейде
разрешается на траверзе с.Пристанное, под ухвостьем о.Зеленый
(2173км), ниже ухвостья о.Казачий на траверзе разделительного буя
и в 1 км ниже Увекского моста.
IV. Обязанности судоводителей и ответственность
29. Лица, управляющие маломерными судами на водных объектах
(далее именуются - судоводители), должны иметь при себе и
передавать для проверки Государственному инспектору по маломерным
судам или иному должностному лицу, имеющему на то право, следующие
документы:
удостоверение на право управления маломерным судном (моторным,
парусным, гидроциклом) с талоном к нему;
судовой билет маломерного судна (кроме судов, указанных в
пункте 14 настоящих Правил) с отметкой о ежегодном техническом
освидетельствовании и годности к плаванию;
оформленную в установленном порядке доверенность (при
отсутствии на борту собственника судна или судовладельца);
судовую роль (на судах с экипажем не менее 2 человек);
лицензию на осуществление предпринимательской деятельности
(при использовании судна в этих целях).
30. Судоводитель маломерного судна обязан:
выполнять требования настоящих Правил, Правил плавания по
внутренним водным путям, местных правил плавания, правил
шлюзования и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание
судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей среды;
проверять перед выходом в плавание исправность судна и его
механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными
средствами и другими предметами снабжения в соответствии с
установленными нормами;
лично производить инструктаж пассажиров перед посадкой по
правилам поведения на судне при плавании и в случае аварии,
обеспечить их безопасность при посадке и на период пребывания на
судне;
осуществлять плавание в бассейнах (районах), соответствующих
разряду судна, знать условия плавания, навигационную и
гидрометеообстановку в районе плавания;
останавливать движение судна при обнаружении установленного
сигнала об остановке, поданного Государственным инспектором по
маломерным судам или иным должностным лицом, имеющим на то право,
и передавать судовые, судоводительские и грузовые документы для
проверки;
оказывать помощь терпящим бедствие на воде, доставлять
пострадавших в лечебное учреждение, сообщать в Государственную
инспекцию обстоятельства аварийного происшествия с судами и
несчастных случаев с людьми на водных объектах;
проходить в установленном порядке медицинское
освидетельствование для подтверждения годности по состоянию
здоровья управлять маломерным судном и освидетельствование на
состояние опьянения;
выполнять требования должностных лиц Государственной
инспекции, других контрольных и надзорных органов по вопросам,
относящимся к безопасности плавания, соблюдению правопорядка,
охране жизни людей и окружающей среды на водных объектах;
сообщать в органы Государственной инспекции и природоохранные
органы о случаях загрязнения окружающей среды, выбросах
неочищенных сточных вод, массовой гибели рыбы и других
биоресурсов, а также браконьерства;
выполнять установленные требования и правила при пользовании
базами (сооружениями) для стоянок судов.
31. Владельцы маломерных судов должны в соответствии с
действующим законодательством уплачивать налоги на имущество
физических лиц в установленные сроки.
32. Судоводители маломерных судов, иные лица, управляющие
этими судами, и должностные лица, ответственные за их
эксплуатацию, за нарушение настоящих Правил несут ответственность
в соответствии с действующим законодательством.
33. Судовладельцы при открытии пунктов проката маломерных
судов, гидроциклов и других плавательных средств обязаны
согласовывать места их расположения с Государственной инспекцией.
Запрещается предоставлять в прокат моторные маломерные суда,
гидроциклы лицам, не имеющим удостоверения на право управления
маломерным судном.
V. Эксплуатация баз (сооружений)
для стоянок маломерных судов
34. Базы (сооружения) для стоянок маломерных судов (далее
именуются - базы) размещаются за пределами первого и второго
поясов зоны санитарной охраны источников централизованного
хозяйственно - питьевого водоснабжения, вне судового хода, на
участках водоемов с небольшой скоростью течения, защищенных от
волнового и ветрового воздействия и ледохода.
Места размещения баз устанавливаются органами местного
самоуправления по согласованию с Государственной инспекцией,
территориальным специально уполномоченным государственным органом
управления использованием и охраной водного фонда, территориальным
специально уполномоченным государственным органом в области охраны
окружающей среды и государственным органом санитарно -
эпидемиологического надзора.
Границы баз располагаются на расстоянии не менее 200 метров
выше (ниже) дебаркадеров, пассажирских и грузовых причалов, не
менее 500 метров от границ гидротехнических сооружений, не менее
250 метров от рекреационной зоны и не менее 150 метров от линии
жилой застройки.
35. Территория базы должна обеспечивать строительство на ней
предусмотренных проектом причалов, пирсов, служебных помещений и
других сооружений, их техническую устойчивость при длительной
эксплуатации, а дороги и подъездные пути - подъезд пожарных
автомашин к местам забора воды, стоянке судов и объектам на
берегу.
Территория базы должна быть ограждена (акватория базы
ограждается дамбами, понтонами, бонами, плавучими и иными знаками
судоходной обстановки), содержаться в чистоте и отвечать
требованиям противопожарной, санитарно - эпидемиологической
безопасности и охраны природы.
36. В зависимости от разрядности и местных условий базы
оборудуются, имеют постройки, помещения, стенды и обеспечиваются
имуществом и документацией в соответствии с установленными
требованиями.
37. На базах запрещается:
стоянка не зарегистрированных в установленном порядке
маломерных судов;
нарушение установленных норм, условий и технических требований
для безопасной эксплуатации базы и судов;
нарушение установленного на базе выпускного режима.
38. Все приписанные к базе маломерные суда вносятся в журнал
приписного флота этой базы с указанием бортового номера, типа
судна, владельца, его адреса и телефона, места стоянки судна на
базе, времени прохождения технического освидетельствования на
годность к плаванию в текущую навигацию.
39. Руководитель базы по согласованию с Государственной
инспекцией устанавливает выпускной режим, который должен
предусматривать контроль за выходом и возвращением маломерных
судов, их исправностью, наличием обязательных судовых и
судоводительских документов, за соблюдением норм
пассажировместимости и грузоподъемности, а также оповещение
судоводителей о прогнозе погоды.
40. При выходе судна в плавание и при его возвращении на базу
в журнале учета выхода (прихода) судов должна быть произведена
порядковая запись: номер судна, фамилия и инициалы его владельца,
время получения и выхода судна, цель и маршрут плавания, пункт
назначения, ориентировочное время возвращения, фактическое время
возвращения на базу.
41. Выпуск маломерных судов с базы запрещается в случаях:
непредъявления судоводителем удостоверения на право управления
маломерным судном и талона к нему, судового билета с отметкой в
нем о прохождении ежегодного технического освидетельствования,
документов на перевозимый груз, а водителем судна с экипажем 2 и
более человек - дополнительно судовой роли;
несоответствия бортового номера судна записям в судовом
билете;
отсутствия у судоводителя доверенности на право управления
судном (при отсутствии судовладельца);
обнаружения на судне неисправностей, с которыми запрещена его
эксплуатация;
отсутствия на судне установленных спасательных,
противопожарных и водоотливных средств;
нарушения норм пассажировместимости и грузоподъемности;
неправильного размещения грузов (пассажиров), вызывающих крен или
дифферент; наличия на судне взрывоопасных и огнеопасных грузов,
если оно не предназначено (не приспособлено) для перевозки этих
грузов или если их перевозка осуществляется совместно с
пассажирами;
если прогнозируемая и фактическая гидрометеообстановка на
водоеме опасна для плавания судов данного типа.
42. Суда, прибывшие на базу в неисправном или аварийном
состоянии, должны быть осмотрены с последующей краткой записью о
их техническом состоянии в журнале выхода (прихода) судов.
Информация об аварийных судах сообщается в Государственную
инспекцию.
43. Должностные лица, ответственные за эксплуатацию баз, за
нарушение настоящих Правил несут ответственность в соответствии с
действующим законодательством.
Приложение
к Правилам пользования
водными объектами для плавания на
маломерных судах в Саратовской области
Перечень
неисправностей, при наличии которых запрещается
эксплуатация маломерных судов
1. По корпусу:
имеются свищи, пробоины набора и обшивки (независимо от
местонахождения);
отсутствуют или разгерметизированы предусмотренные
конструкцией судна гермоотсеки и воздушные ящики.
2. По рулевому устройству:
не обеспечивается полный угол перекладки руля (35 градусов на
борт);
затруднено вращение рулевого штурвала;
повреждены перо руля или детали рулевого привода (направляющие
блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая
передача), имеются разрывы каболок штуртроса;
отсутствуют предусмотренные конструкцией детали крепления
рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки и т.п.).
3. По двигателю, подвесному мотору:
топливо подтекает из бензобаков, топливного шланга системы
питания;
имеется значительная вибрация;
отсутствует или неисправен глушитель;
повреждена система дистанционного управления двигателем;
не обеспечивается легкое включение (выключение)
реверсредуктора;
рукоятка реверса не фиксируется в положениях "вперед",
"назад", "нейтрально" (возможно его самопроизвольное включение и
выключение), неисправна блокировка запуска двигателя (мотора) при
включенном реверсе, где это предусмотрено конструкцией.
4. По отличительным огням:
отличительные огни не соответствуют требованиям Правил
плавания по внутренним водным путям или неисправны.
|