ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2001 г. N 60-П
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ АДРЕСНОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях совершенствования системы адресной социальной помощи
населению в Саратовской области и во исполнение Федерального
закона "О государственной социальной помощи" Правительство области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы адресной
социальной помощи населению Саратовской области.
2. Министерству труда и социального развития области совместно
с отраслевыми министерствами и ведомствами области до 1 ноября
2001 года разработать и представить на утверждение план
мероприятий на 2002 - 2005 годы по реализации Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления области при
разработке целевых программ учитывать основные направления
Концепции развития системы адресной социальной помощи населению
Саратовской области.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить
на первого заместителя Председателя Правительства области
Марона В.М.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Губернатор
Саратовской области
Д.Ф.АЯЦКОВ
Приложение
к Постановлению
Правительства Саратовской области
от 1 июня 2001 г. N 60-П
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ АДРЕСНОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
I.Введение
Целью системы социальной защиты, как элемента социальной
политики, является формирование эффективного механизма социальной
поддержки граждан, ограниченных в возможностях обеспечения условий
жизни в соответствии с принятыми стандартами.
Современная ситуация в сфере социальной защиты населения
характеризуется неспособностью государства обеспечить в полном
объеме свои гарантии.
Основным содержанием политики в сфере социальной защиты должно
стать усиление адресности социальной поддержки, концентрация
финансовых и материальных ресурсов на оказание помощи наиболее
нуждающимся группам населения.
Система социальных выплат сохраняет обширность, несмотря на
стабильное недофинансирование социальных программ. Федеральное
законодательство предусматривает:
широкую систему льгот различным категориям населения;
социальные пособия, среди которых важнейшими являются субсидии
и пособия гражданам, имеющим детей, другие выплаты. Большинство
выплат социального характера не оказывает существенного влияния на
экономический и социальный статус человека, не имеют
стимулирующего и инвестиционного характера.
Действующая система социальной защиты предоставляет льготы и
выплаты различным профессиональным и социально - демографическим
группам населения, а также категориям граждан с особыми заслугами
перед государством на основе отнесения их к определенной
категории, а не реального прожиточного уровня, которые
рассматриваются и оцениваются не как социальная помощь, а как
социальное содержание. Средства на выплату социальных льгот и
пособий распределяются неэффективно.
Распределительный (и даже обязательный) характер
категориальных льгот и выплат стимулирует социальное
иждивенчество, усиливает пассивный характер социальной защиты и ее
негативное влияние на социально - экономическое поведение.
Реформа системы социальной зашиты должна предполагать переход
от социальной помощи категориям населения к системе адресной
социальной поддержки нуждающихся и уважать реальный уровень
среднедушевого дохода.
Формирование и реализация механизмов адресной социальной
помощи предполагает развитие системы организационного,
технического и финансового обеспечения.
Реализация адресности социальной помощи требует повышения
качества работы социальных работников:
для определения и контроля степени нуждаемости получателей
адресной помощи и размеров получаемой помощи;
для помощи в подготовке заявителями документов, информирования
населения;
для формирования персонифицированного банка данных и его
обслуживания.
II. Цель, задачи и принципы развитие системы адресной
социальной помощи населению
Основной целью развития системы адресной социальной помощи
является оказание помощи семьям и одиноко проживающим гражданам,
имеющим среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума,
установленного в Саратовской области, или находящимся в трудной
жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть
самостоятельно.
Достижение этой цели осуществимо путем решения следующих
задач:
поэтапное доведение уровня доходов малообеспеченных категорий
населения до уровня прожиточного минимума, установленного в
области;
создание условий для расширения возможностей самообеспечения
населения;
переориентация социальной защиты на конкретную семью и
предоставление помощи с учетом индивидуальных потребностей
человека;
повышение оперативности и качества оказания социальной помощи;
рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств,
направляемых на социальную защиту.
Система адресной социальной помощи должна основываться на
следующих принципах:
преимущественно государственный характер адресной социальной
помощи;
дифференциация форм адресной помощи в зависимости от
материального положения, возраста, состояния трудоспособности
членов семей;
сочетание заявительного подхода при оказании адресной
социальной помощи с предоставлением ее по инициативе органов
социальной защиты.
III. Виды, формы, условия и критерии оказания адресной
социальной помощи населению
В соответствии с Федеральным законом "О государственной
социальной помощи" получателями государственной социальной помощи
в Саратовской области являются семьи и одиноко проживающие
граждане, которые по независящим от них причинам имеют
среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума,
установленного в Саратовской области.
Адресная социальная помощь является частью государственной
социальной помощи.
Адресная социальная помощь не является компенсацией других
форм социальной поддержки, оказываемых семье в соответствии с
действующим законодательством в индивидуальном порядке.
В качестве критериев адресности можно использовать
совокупность следующих условий предоставления помощи:
фактически подтвержденные размеры дохода на каждого члена
семьи ниже установленного прожиточного минимума;
отсутствие в семье недвижимости, накоплений, земельного
участка, имущества, которые являются источниками потенциальных
дополнительных доходов и свидетельствуют об относительно высоких
потребительских расходах;
наличие трудной жизненной ситуации.
Адресная социальная помощь оказывается в виде:
материальной помощи (в денежной или натуральной форме);
социальных услуг;
иных формах, в соответствии с действующим законодательством.
Адресная социальная помощь в денежной форме может
предоставляться в виде:
пособия по нуждаемости;
целевых единовременных выплат, предназначенных для
удовлетворения жизненно необходимых потребностей семьи или одиноко
проживающего гражданина;
субсидий на оплату жилищно - коммунальных и транспортных
услуг, покупку необходимых лекарств;
компенсаций по оплате услуг (в наличной и безналичной форме);
разовой компенсации, доплаты к пенсиям и пособиям.
Адресная социальная помощь в натуральной форме может
предоставляться в виде:
лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
средств санитарии, гигиены и ухода за детьми;
одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
топлива;
продовольственных товаров;
специальных транспортных средств, технических средств
реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
Адресная социальная помощь может предоставляться в виде
следующих социальных услуг:
социальное и медицинское обслуживание на дому;
социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального
обслуживания;
социальное обслуживание в специальных (гериатрических,
хосписных и т.п.) учреждениях здравоохранения;
предоставление временного приюта в специализированных
учреждениях социального обслуживания;
дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания;
социально правовые услуги;
психолого - педагогические услуги;
предоставление социального жилья;
услуги социальной реабилитации;
услуги по организации отдыха и оздоровления детей - инвалидов
и детей из малообеспеченных семей;
транспортные услуги (городские и междугородные);
культурно бытовые услуги (ремонт и прокат бытовой техники для
пожилых людей, услуги прачечных, парикмахерских и т.п.);
предоставление бесплатных обедов или талонов на питание и т.д.
Социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно, а также
по льготным расценкам.
С учетом периодичности (регулярности) предоставления
социальная помощь подразделяется на разовую и периодическую.
В зависимости от длительности предоставления адресную
социальную помощь можно разделить на:
разовую;
краткосрочную (до 3 месяцев);
среднесрочную (от 3 месяцев до года);
долгосрочную (свыше года).
Конкретный вид, форма и размер адресной социальной помощи
определяются органами социальной защиты населения на основании
критериев ее оказания, в соответствии с установленными
минимальными государственными социальными стандартами.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным
социально - демографическим группам населения в Саратовской
области устанавливается Правительством Саратовской области в
соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в
Российской Федерации".
Расчет среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего
гражданина для предоставления адресной социальной помощи
производится органом социальной защиты населения по месту
жительства либо по месту пребывания.
Порядок оказания адресной социальной помощи семьям и одиноко
проживающим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации,
определяется законодательством Саратовской области.
Нуждаемость семьи и одиноко проживающего гражданина в
получении адресной социальной помощи определяется органами
социальной защиты населения по месту жительства или месту
пребывания в соответствии с Федеральным законом "О государственной
социальной помощи".
Адресная социальная помощь на территории Саратовской области
может оказываться семьям и одиноко проживающим гражданам:
органами социальной защиты;
внебюджетными фондами социальной поддержки населения;
коммерческими организациями и гражданами на благотворительной
основе;
иными организациями в соответствии с действующим
законодательством.
IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ АДРЕСНОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
Для решения поставленных в настоящей концепции задач
необходимо организовать работу по следующим направлениям:
создание правовых основ функционирования системы адресной
социальной помощи в Саратовской области;
формирование механизма финансирования адресной социальной
помощи и обоснование эффективности ее развития;
совершенствование организационной структуры оказания адресной
социальной помощи;
введение персонифицированного учета населения Саратовской
области и создание компьютерной региональной системы регистрации
малообеспеченных граждан (семей) с проверкой полученных ими
доходов и учета оказанной им адресной социальной помощи;
создание информационной системы, обеспечивающей оказание
адресной социальной помощи населению;
подготовка кадров для структур, оказывающих адресную
социальную помощь;
широкое информирование населения по вопросам адресной
социальной помощи.
Реализация предлагаемых мер позволит обеспечить стабильность
системы адресной социальной помощи и создаст необходимые
предпосылки для решения накопившихся проблем в сфере социальной
защиты населения.
1.Создание правовых основ системы адресной
социальной помощи
Правовые основы оказания адресной социальной помощи
обеспечиваются действующими нормативными правовыми актами
Российской Федерации и Саратовской области.
Развитие системы адресной социальной помощи предполагает
подготовку и принятие следующих правовых актов:
1. "О социальных стандартах в Саратовской области";
2. "Об адресной социальной помощи в Саратовской области";
3. "О социальных пособиях и компенсациях";
4. "О персонифицированном учете населения Саратовской области,
нуждающегося в социальной помощи (социальном реестре)" и др.
2. Финансирование механизма адресной социальной помощи
Адресная социальная помощь осуществляется за счет средств
областного бюджета и бюджетов муниципальных образований по статье
"Социальной политика", а также привлеченных внебюджетных средств.
Для формирования механизма финансирования адресной социальной
помощи и обоснования эффективности ее развития необходимо:
определить финансовые затраты на обеспечение всех видов льгот,
предоставляемых как федеральным законодательством, так и
нормативными актами Саратовской области и органов местного
самоуправления муниципальных образований области;
оценить финансовые затраты на оказание различных видов
адресной социальной помощи;
определить источники и объемы финансирования для создания и
ведения единой автоматизированной системы учета населения
Саратовской области, нуждающегося в социальной помощи (социального
реестра);
оценить затраты на обеспечение функционирования структур,
осуществляющих оказание адресной социальной помощи в рамках
существующей организационной структуры, и провести сравнительный
анализ предполагаемых затрат при введении системы адресной
социальной помощи;
выделить статью расходов в областном бюджете и бюджетах
муниципальных образований области на финансирование адресной
социальной помощи.
3. Совершенствование организационной структуры
системы адресной социальной помощи
Для реализации принципа централизации информации и контроля за
расходованием средств на оказание адресной социальной помощи и
исключения условий получения помощи из разных источников
необходимо:
1. Повысить координирующую и организационно техническую роль
министерства труда и социального развития области, наделив его
функцией администратора информационной системы адресной социальной
помощи социального реестра.
2. Привести структуры органов социальной защиты в
муниципальных образованиях области в соответствие с задачами
обеспечения, обследования семей, определения уровня нуждаемости,
видов, форм и объемов адресной социальной помощи.
4. Введение персонифицированного учета населения
Саратовской области, которому оказывается
адресная социальная помощь
Персонификация учета адресной социальной помощи предполагает
присвоение личного номера (идентификатора) каждому гражданину с
целью создания основной информации об объекте адресной социальной
помощи. Такая информация должна содержать:
данные, определяющие гражданина (идентификатор человека);
данные, определяющие объект адресной социальной помощи
(семью);
сведения, необходимые для оценки уровня социальной
защищенности согласно выбранным критериям, доступ к которым должен
быть обеспечен по идентификатору человека;
сведения о потребностях объекта социальной помощи;
сведения о полученной адресной социальной помощи.
Обмен данными предполагает не только обеспечение актуальности
и достоверности информации при приеме граждан, но и обеспечение
протоколов взаимодействия между различными организационными
структурами при решении вопроса о предоставлении социальной помощи
конкретному человеку.
В качестве более предпочтительного пути ввода системы
персонификации объектов адресной социальной помощи представляется
путь автоматизированной персонификации на основе существующих баз
с последующим уточнением информации по мере естественного
обращения граждан за социальной помощью в органы социальной защиты
населения, а также отбора и использования проверенных данных,
полученных в результате адресного обследования социального
положения семей и отдельных граждан.
В качестве основы при проведении персонификации объекта
адресной социальной помощи могут быть использованы базы данных
информационных систем "Адресная социальная помощь", уже имеющиеся
во многих учреждениях социальной защиты населения, содержащие
наиболее полную и актуальную информацию о лицах, обратившихся в
органы социальной защиты.
5. Создание информационной системы адресной
социальной помощи
Информационная система адресной социальной помощи (ИС АСП)
является неотъемлемой частью организационной структуры адресной
социальной помощи населению. Основной целью ИС АСП является
создание единого информационного пространства адресной социальной
помощи и обеспечение информационной поддержки ее осуществления и
контроля.
Информационная система адресной социальной помощи должна
представлять совокупность подсистем, в рамках которых
обеспечивается поддержка функций, выполняемых органами
исполнительной власти области и органами местного самоуправления
муниципальных образований в части вопросов оказания адресной
социальной помощи, в том числе:
обеспечения доступа к информации о населении, необходимой для
решения вопросов возможности и необходимости оказания помощи;
обеспечения контроля за деятельностью системы адресной
социальной помощи;
обеспечения выполнения функций, связанных с распределением
источников финансирования и контроля за расходованием средств
системы адресной социальной помощи;
обеспечения защиты информации об объектах адресной социальной
помощи от несанкционированного доступа;
организации взаимодействия всех информационных подсистем
внутри системы и информационного взаимодействия с внешними
системами.
Информация должна обеспечить ведение социального
(ведомственного) реестра базы - данных, содержащей сведения,
характеризующие объект адресной социальной помощи, его социально
экономическое состояние, перечень видов получаемой социальной
помощи. Социальный реестр не является заменой отраслевых баз
данных о населении.
6. Подготовка персонала
Практическая организация системы адресной социальной помощи
предполагает увеличение численности социальных работников. Для
этого необходимо реализовать комплекс программ по подготовке и
переподготовке персонала для работы в системе адресной социальной
помощи.
7. Информирование населения по вопросам
адресной социальной помощи
Целью информационной подготовки населения является
психологическая готовность к введению системы персонального
компьютерного учета граждан, сформированность представления об
общей концепции адресной социальной помощи, ее законодательных
основах, порядке назначения, формах и видах помощи, правах и
обязанностях органов социальной защиты.
V. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ АДРЕСНОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
Первый этап (подготовительный)
1. Информационно - аналитическое обеспечение разработки
механизмов и технологии:
оценка и проведение сравнительного анализа затрат на
обеспечение всех видов предоставляемых льгот и затрат на оказание
различных видов адресной социальной помощи;
оценка и проведение сравнительного анализа затрат на
обеспечение функционирования структур социальной сферы в рамках
существующей организационной структуры и затрат в рамках
предлагаемого варианта;
анализ характера взаимодействия и информационных потоков между
структурными подразделениями социальной защиты, общественными
объединениями при оказании помощи населению;
оценка нуждаемости населения в адресной социальной помощи.
2. Методическое и нормативное обеспечение системы адресной
социальной помощи:
разработка механизма финансирования системы адресной
социальной помощи и создания информационной системы адресной
социальной помощи;
разработка необходимых для функционирования системы адресной
социальной помощи нормативных правовых актов Саратовской области;
разработка дополнительных критериев оказания адресной
социальной помощи;
разработка механизма исчисления совокупного среднедушевого
дохода и контроля доходов населения.
3. Организационно - техническое обеспечение системы адресной
социальной помощи:
разработка методических рекомендаций для органов социальной
защиты населения по развитию системы адресной социальной помощи на
территории области;
разработка информационной системы адресной социальной помощи
на базе социального реестра;
реорганизация существующей организационной структуры оказания
адресной социальной помощи;
подготовка предложений по упорядочению системы льгот;
подготовка кадров;
информирование населения.
Второй этап (осуществление пилотного проекта)
Апробация технологии адресной социальной помощи в двух трех
муниципальных образованиях области, имеющих существенные различия
в социально экономическом развитии.
Третий этап (развитие)
Внедрение и развитие системы адресной социальной помощи должно
сопровождаться следующими мероприятиями:
изучение демографической ситуации в области, степени и уровня
социальной защищенности отдельных слоев и групп населения;
совершенствование системы расчета прожиточного минимума в
целях приближения его к реальной действительности;
совершенствование методики расчета совокупного дохода семьи;
разработка методики учета оказанных социальных услуг и
предоставленных льгот при расчете совокупного дохода семьи;
разработка мер, направленных на приближение размера
минимальной заработной платы и пенсий к размеру прожиточного
минимума;
широкое информирование населения о проводимых реформах.
VI. Социально - экономический эффект развития
системы адресной социальной помощи населению
Реализация программы развития системы адресной социальной
помощи приведет к ряду важных социально экономических результатов:
достижение правовой и организационной сбалансированности
системы социальной защиты населения;
создание правовых и организационных основ поддержания
социальной стабильности в обществе и предотвращение социальных
конфликтов;
обеспечение социальной защищенности тех групп населения и
отдельных граждан, которые в силу объективных причин не в
состоянии себе помочь самостоятельно;
предупреждение социального иждивенчества и стимулирование
социальной самозащиты личности;
достижение эффективных в социальном и экономическом плане
механизмов перераспределения материальных, в том числе финансовых
ресурсов социальной помощи, выделяемых из областного бюджета,
бюджетов иных уровней, внебюджетных источников и т.п.;
эффективное использование бюджетных средств, предусмотренных
на оказание помощи нуждающимся семьям и одиноко проживающим
гражданам на территории Саратовской области.
|