ПРОКУРАТУРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОКУРОРСКИХ ПРОВЕРОК
ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОБРАЩЕНИИ
С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
На территории Российской Федерации накоплено и продолжает
накапливаться огромное количество отходов производства и
потребления, среди которых значительную долю составляют
экологически опасные токсичные промышленные отходы. Согласно
Государственному докладу "О состоянии окружающей природной среды
Российской Федерации в 1998 году" общий объем отходов всех классов
опасности составил 1705,7 млн.т. Загрязнение приводит к
значительным потерям природных ресурсов, возникновению необратимых
процессов в окружающей среде и представляет реальную угрозу
здоровью населения.
Наиболее распространенными нарушениями в этой области
являются: размещение промышленных и бытовых отходов в местах
неорганизованного складирования (несанкционированные свалки),
создание полигонов отходов при отсутствии проекта строительства
или без положительного заключения государственной экологической
экспертизы проекта строительства полигона отходов, размещение
полигонов отходов в водоохранных зонах, а также на других,
запрещенных к захоронению участках земной поверхности и акваториях
водных объектов, ввоз на полигоны отходов класса опасности и
объемов, не соответствующих проектной документации на эти
полигоны, эксплуатация полигонов отходов без соответствующего
обустройства, установленного санитарными и строительными нормами и
правилами. К традиционным видам правонарушений в этой сфере
добавился незаконный ввоз и последующее захоронение радиоактивных,
химических и иных вредных отходов других государств.
Материалы проверок свидетельствуют, что специально
уполномоченные органы государственного контроля и надзора
выполняют свои обязанности не в полной мере. Нередко виновные в
загрязнении окружающей среды отходами производства к
ответственности не привлекаются, а вопросы возмещения причиненного
вреда не ставятся.
Кроме того, недостаточно эффективен контроль органов местного
самоуправления за обращением с твердыми бытовыми отходами и
санитарной очисткой территории.
При подготовке к прокурорской проверке необходимо учитывать
полномочия государственного органа и иных организаций, которые
планируется проверить по вопросам обращения с отходами
производства и потребления, а также характер поступившей
информации о нарушениях природоохранительного законодательства.
Подготовка к проверке включает в себя:
- изучение нормативных правовых актов, регулирующих
деятельность организации, которую предстоит проверять;
- подбор и изучение законов и иных нормативных актов,
регулирующих деятельность по обеспечению экологической
безопасности при обращении с отходами;
- изучение приказов и иных руководящих указаний Генерального
прокурора РФ, методических пособий и рекомендаций, относящихся к
предмету проверки;
- подбор специалистов, привлекаемых к проверке, и формулировка
вопросов, на которые они должны дать ответ;
- ознакомление с материалами ранее проведенных проверок
исполнения природоохранительного законодательства по сигналам о
загрязнении окружающей среды отходами производства и потребления.
Органы государственной власти РФ в рамках своих полномочий
организуют и осуществляют государственный контроль и надзор за
деятельностью в области обращения с отходами, разрабатывают и
реализуют соответствующие региональные целевые программы,
обеспечивают население информацией и др. (ст. 6 Федерального
закона "Об отходах производства и потребления" и ст.ст. 8, 9
Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды").
Прокурор в ходе проверок в органах государственной власти
субъектов РФ должен выяснить следующие вопросы:
- соответствует ли требованиям действующего федерального
законодательства принятые нормативно - правовые акты,
регламентирующие деятельность в области обращения с отходами;
- разработана ли и утверждена региональная программа в этой
области, какое участие субъект Федерации принимает в реализации
соответствующих федеральных программ, каковы объемы финансирования
этих программ субъектом РФ, в том числе из экологических фондов;
- как организован и осуществляется контроль и надзор за
деятельностью в области обращения с отходами, в том числе,
проводится ли государственная экологическая экспертиза по
договорам, предусматривающим использование отходов производства и
находящимся в введении субъекта РФ, и др.;
- каково участие в ведении государственного кадастра отходов;
- соблюдены ли требования законодательства при установлении
дифференцированных ставок платы за размещение отходов (ст.ст. 23,
24 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Руководствуясь ст.6 Федерального закона от 28 августа 1995 г.
N 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской
Федерации", ст.ст. 8, 13 Федерального закона "Об отходах
производства и потребления", ст. 6 Закона РСФСР "Об охране
окружающей природной среды", в органах местного самоуправления
прокурорам необходимо выяснить следующее:
- приняты ли правовые акты, регламентирующие порядок
складирования и утилизации промышленных и бытовых отходов;
- какие меры принимаются по организации деятельности в области
безопасного обращения с отходами на подведомственных территориях
(наличие информации о количестве свалок, учет поступающих отходов,
мероприятия по очистке территории от несанкционированных свалок);
- как организован контроль за деятельностью муниципальных
предприятий жилищно - коммунального хозяйства в области сброса и
вывоза отходов;
- соблюдаются ли положения природоохранительного и санитарного
законодательства при предоставлении земель под места хранения,
складирования, захоронения отходов.
При необходимости в органах местного самоуправления могут
выясняться и другие вопросы по регламентации деятельности в
области обращения с отходами.
Проверки исполнения законодательства в области обращения с
отходами производства и потребления могут осуществляться во всех
специально уполномоченных государственных органах охраны
окружающей среды, осуществляющих контроль за состоянием окружающей
среды (земля, лес, недра, воды, атмосферный воздух). Проверки
исполнения данного законодательства проводятся также в
территориальных центрах госсанэпиднадзора, которые обладают
широкими полномочиями по контролю за соблюдением санитарных норм и
правил, в т.ч. на полигонах размещения отходов и других объектах
хозяйственной и иной деятельности.
Органом, координирующим данную природоохранную деятельность, в
настоящее время является Министерство природных ресурсов России и
его территориальные органы (комитеты по охране окружающей среды).
В указанных органах прокурор выясняет следующие вопросы:
- каковы основные направления деятельности комитета по
обращению с отходами производства и потребления на
подведомственной территории;
- проводится ли государственная экологическая экспертиза
материалов по обоснованию размещения отходов производства и
потребления, проектов строительства объектов размещения отходов и
др., утверждены ли требования к этим материалам, какой информацией
располагает комитет о строительстве таких объектов без
положительного заключения государственной экологической
экспертизы, каков порядок проведения государственной экологической
экспертизы по проектам строительства этих объектов, всегда ли
соблюдаются при проведении экспертизы статьи 14 - 18 Федерального
закона "Об экологической экспертизе";
- соблюдаются ли требования законодательства при выдаче
лицензий на осуществление деятельности в области обращения с
отходами, осуществляется ли контроль за соблюдением лицензиатом
лицензионных требований и условий, ведется ли реестр лицензий
(проверить правильность его ведения и законность выдачи лицензии);
- какая плата взимается за выдачу разрешений на размещение
отходов и соответствует ли она базовым федеральным нормативам (с
учетом ежегодной индексации платы);
- проводится ли сертификация отходов, если да, то каков ее
порядок;
- проводится ли инвентаризация отходов и ведется ли реестр
объектов их размещения, осуществляется ли контроль за выполнением
этих работ, какой информацией располагает комитет об объектах
размещения отходов, объемах накопленных в них отходов и нарушениях
законодательства в области обращения с отходами, каков порядок
сбора сведений об отходах производства и потребления, какие меры
принимаются по ведению банка данных об отходах, о технологии
утилизации отходов и их обезвреживания;
- проверить законность выдачи хозяйствующим субъектам
разрешений на размещение отходов и согласований лимитов на
размещение;
- каков порядок платы за размещение отходов и выдачу лицензий
на обращение с отходами;
- осуществляется ли проверка соблюдения проектных решений по
вывозу промышленных отходов и их утилизации;
- каков порядок проверки сведений о составе, свойствах и
количестве перевозимых отходов (какие документы проверяют,
проводится ли лабораторный анализ отходов);
- проверяются ли при транспортировке отходов маркировка,
упаковка отходов, их соответствие требованиям экологической и
пожарной безопасности, санитарно - гигиеническим требованиям и
правилам;
- осуществляется ли регистрация информации о нарушениях
законодательства при размещении, перемещении, складировании и
захоронении отходов и своевременно ли проводятся проверки этой
информации;
- каков порядок контроля за размещением отходов,
осуществлялось ли при этом взаимодействие с другими
государственными органами контроля и надзора, как часто
проводились проверки соблюдения природоохранительного
законодательства на объектах размещения отходов и каковы их
результаты (устанавливается ли причиненный ущерб, принимаются ли
меры по его возмещению, ведется ли контроль за исполнением
выданных предписаний и какова его результативность, всегда ли
выявляются виновные в нарушениях лица, и привлекаются ли они к
ответственности, при этом следует проверить законность привлечения
этих лиц к ответственности);
- направлялись ли материалы проверок деятельности в области
обращения с отходами в правоохранительные органы для принятия
процессуального решения.
В территориальных центрах госсанэпиднадзора следует выяснить:
- осуществляется ли санитарно - эпидемиологический контроль на
объектах размещения отходов, в т.ч. имеется ли информация об
установлении санитарно - защитных зон этих объектов, о соблюдении
режима их охраны и использования, ведется ли контроль за
проведением их мониторинга;
- как часто осуществляются проверки на объектах, имеется ли
план проведения проверок, какие меры принимаются в случаях
нарушения санитарного законодательства, осуществляется ли контроль
за исполнением выданных предписаний, законно ли привлекаются к
ответственности виновные лица, направлялись ли материалы проверок
деятельности в области обращения с отходами в правоохранительные
органы.
Проверки исполнения законодательства об отходах производства и
потребления необходимо проводить и в других специально
уполномоченных государственных органах, осуществляющих контроль за
состоянием земельных, водных, лесных ресурсов, атмосферного
воздуха. При этом перечень вопросов должен соответствовать
компетенции этих органов.
В ходе проверок на предприятиях прокурор устанавливает:
- имеется ли лицензия на осуществление деятельности по
обращению с отходами и соответствует ли эта деятельность условиям
лицензии, техническая и технологическая документация об
использовании и обезвреживании образующих отходов, разрешение на
размещение отходов;
- соблюдены ли требования закона о наличии положительного
заключения государственной экологической экспертизы при
осуществлении строительства, реконструкции, консервации и
ликвидации предприятий, а также предусмотрены ли места (площадки)
для сбора отходов;
- утверждены ли инструкции по технике безопасности,
противопожарной профилактике, производственной санитарии,
согласованы ли они в установленном порядке с соответствующими
государственными органами контроля и надзора;
- разработаны ли проекты нормативов образования и размещения
отходов;
- проводится ли инвентаризации отходов и объектов их
размещения, а также наблюдение, оценка и прогноз состояния
окружающей природной среды (мониторинг) на территориях объектов
размещения отходов;
- имеют ли лица, допущенные к обращению с опасными отходами,
свидетельства (сертификаты) на право работы с ними;
- имелись ли факты хищения опасных (токсичных) отходов, и
какие меры при наличии этих фактов принимались, направлялись ли
соответствующие сообщения в правоохранительные органы;
- имелись ли случаи аварийных ситуаций и аварий, выявлялись ли
при этом причины их возникновения, какие меры принимались по их
предупреждению, имелись ли средства по ликвидации аварийных
ситуаций и последствий аварий в местах хранения (складирования и
захоронения) отходов.
Кроме того, прокурору следует изучить материалы проверок,
проведенных на предприятии специально уполномоченными органами
государственного контроля и надзора, и установить, надлежаще ли
исполнены предписания этих органов.
В транспортных организациях, осуществляющих перевозку опасных
промышленных отходов, прокурору необходимо выяснить следующие
вопросы:
- имеет ли транспортная организация лицензию на
транспортировку отходов и соответствующее разрешение из
госсанэпиднадзора;
- каков порядок проверки сведений о составе, свойствах и
количестве перевозимых отходов (какие документы проверяются,
проводится ли лабораторный анализ отходов);
- проверяются ли при транспортировке отходов маркировка,
упаковка отходов, их соответствие требованиям экологической и
пожарной безопасности, санитарно - гигиеническим нормам и
правилам;
- имелись ли случаи нарушения норм и правил в области
обращения с отходами производства и потребления при
транспортировке опасных отходов, какие меры принимались для
предупреждения и ликвидации негативных последствий.
В соответствии с характером выявленных нарушений
природоохранительного и санитарного законодательства в области
обращения с отходами прокурор, на основании требований
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
принимает необходимые меры прокурорского реагирования - объявление
предостережения, внесение представления, принесение протеста,
возбуждение административного производства или уголовного дела.
Перечень нормативных правовых актов:
- Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах
производства и потребления";
- Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране
окружающей природной среды";
- Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ;
- Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об
экологической экспертизе";
- Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 28
августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и
ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение
отходов, другие виды вредного воздействия";
- Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 3
августа 1992 г. N 545 "Об утверждении порядка разработки и
утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов
загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов
использования природных ресурсов, размещения отходов";
- Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 5
августа 1992 г. N 555 "Об утверждении Положения о порядке
консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель,
загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными
веществами";
- Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 675 "О
декларации безопасности промышленного объекта Российской
Федерации";
- Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. N 168
"Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов
деятельности в области охраны окружающей среды";
- Постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 766 "О
государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок
опасных отходов";
- Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 132
"Об утверждении Положения о государственном контроле за
геологическим изучением, рациональным использованием и охраной
недр";
- Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1998 г. N 1445
"Об утверждении Соглашения об информационном сотрудничестве в
области экологии и охраны окружающей природной среды";
- Постановление Правительства РФ от 20 мая 1999 г. N 556 "Об
утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с
опасными отходами";
- Постановление Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 822 "Об
утверждении Положения о лицензировании деятельности по заготовке,
переработке и реализации лома цветных и черных металлов";
- Порядок контроля и надзора за транспортными перевозками
опасных отходов. Утвержден Приказом Госкомэкологии России,
Минздрава России, Госгортехнадзора России и ГТК России от 31
декабря 1998 г. N 787/396/256/910 (регистрационный N 1805 от 16
июня 1999 г.);
- Санитарные правила устройства и содержания полигонов для
твердых бытовых отходов, 1983;
- СанПиН 3183-84. Порядок накопления, транспортировки,
обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов;
- СНиП 2.01.28-85. "Полигоны по обезвреживанию и захоронению
токсичных промышленных отходов. Основные положения по
проектированию.";
- Санитарные правила проектирования, строительства и
эксплуатации полигонов захоронения неутилизированных промышленных
отходов;
- Порядок разработки и утверждения экологических нормативов
выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную
среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения
отходов. Утверждено Минприроды России 15 сентября 1992 г., N 205;
- Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих
веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.
Согласованы с Минэкономики России и Минфином России. Утверждены
приказом Минприроды России от 27 ноября 1992 г.;
- Временные правила охраны окружающей среды от отходов
производства и потребления в Российской Федерации. Утверждены
Минприроды России 15 июля 1994 г.;
- Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов
для твердых бытовых отходов (СП 2.1.7.722-98).
Отдел по надзору
за исполнением законов
и законностью правовых актов
|