Первому заместителю
Председателя Правительства
Саратовской области
Председателю межведомственной комиссии
по делам несовершеннолетних
при Правительстве Саратовской области
Марону В.М.
ПРОКУРАТУРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Проверками, проведенными прокурорами городов и районов,
выявлены многочисленные нарушения федеральных законов в
деятельности органов опеки и попечительства при выявлении,
организации учета детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, оказании им государственной помощи в трудовом и ином
жизненном устройстве, охране их имущественных, жилищных и иных
прав и законных интересов, предупреждении среди них безнадзорности
и правонарушений.
Внесено 85 представлений главам администраций муниципальных
образований, председателям КДН городов и районов области,
руководителям органов управления образованием, здравоохранения,
внутренних дел, социальной защиты, интернатных и других учебно -
воспитательных учреждений.
Опротестовано 14 незаконных правовых актов, вынесенных в ущерб
интересам детей руководителями органов опеки и попечительства
Ленинского, Октябрьского районов города Саратова, г. Балашова,
Алгайского, Краснокутского, Ивантеевского, Ртищевского и других
районов области.
В защиту интересов детей в городские и районные суды
направлено 186 исков. Более 40 из них - о восстановлении
нарушенных жилищных прав несовершеннолетних, допущенных по вине
органов опеки и попечительства.
Только в текущем году 15 детям - сиротам восстановлены
жилищные права и возвращены квартиры.
За нарушения законов по представлениям прокуроров наказано
более 30 работников органов образования, здравоохранения,
внутренних дел и комиссий по делам несовершеннолетних
г.г. Саратова, Балаково, Алгайского, Духовницкого, Перелюбского,
Турковского, Базарно - Карабулакского, Саратовского и других
районов области.
Ежегодно регистрируется увеличение числа детей, оказавшихся
без попечения при живых родителях. На сегодня в области
насчитывается более 10 тыс. детей, нуждающихся в помощи
государства. Однако по вине органов опеки и попечительства многие
дети ее не получают. В нарушение ст.ст. 121, 122 Семейного Кодекса
РФ до сих пор не налажен достоверный учет таких детей.
По этой причине они не все своевременно оказываются в поле
зрения органов опеки и попечительства и получают статус
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Резко сократилась (с 60 в 1995 году до 28 в 1999 году), т.е.
более чем в 2 раза, информация о количестве таких детей,
поступившая из органов ЗАГСа.
Многие территориальные отделы этого ведомства, в том числе
Фрунзенского, Кировского районов г. Саратова, Саратовского,
Базарно - Карабулакского, Романовского, Екатериновского,
Краснопартизанского и других районов области, в нарушение п. 10
Постановления Губернатора Саратовской области от 14 сентября
1998 г. N 528 "О совершенствовании работы органов исполнительной
власти по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов" с 1995
года не направляли сообщений о детях, утративших родителей и
оставшихся без родительского попечения, в органы опеки и
попечительства.
Не принимали участия в сборе информации о детях, оставшихся
без попечения родителей, частные агентства, оказывающие ритуальные
услуги населению.
Лишь в единичных случаях поступала необходимая информация о
детях, лишившихся родительского попечения из органов жилищно -
коммунального хозяйства.
Неудовлетворительно организовано поступление сообщений о
детях, нуждающихся в помощи со стороны государства, в органы опеки
и попечительства из учреждений здравоохранения и социальной
защиты.
Указанные обстоятельства не позволяют в свою очередь
определить весь объем необходимых мер, которые предстоит
предпринять для оказания государственной помощи детям, оказавшимся
по вине родителей один на один с решением проблем выживания.
Профилактическая работа, проводимая органами опеки и
попечительства с неблагополучными семьями, является формальной.
Органы опеки и попечительства положительных результатов смогли
добиться лишь в 600 из 5645 неблагополучных семей. В остальных
семьях положение детей из года в год ухудшается.
Располагая такими данными о серьезных просчетах в организации
и осуществлении профилактической работы, сотрудники Министерства
образования не принимали необходимых организационно - методических
мер по активизации работы органов опеки и попечительства именно в
этом направлении.
При увеличении с 4039 до 5745 родителей алкоголиков и
наркоманов, органы опеки и попечительства, в том числе в
Алгайском, Балтайском, Воскресенском, Ершовском,
Краснопартизанском, Лысогорском, Самойловском и многих других
районах области, необоснованно сократили с 632 до 567 число исков
о лишении и ограничении родительских прав.
В Ленинском, Волжском районах г. Саратова и других городах и
районах области подготовка исковых материалов волокитится годами.
Нередко дети продолжают незаконно оставаться с родителями
алкоголиками и наркоманами и после вступления в законную силу
судебных постановлений. В Кировском районе по этой причине в
условиях, опасных для жизни и здоровья, остаются с 15 мая 2000 г.
года трое несовершеннолетних детей гр-ки Ортиной О.И.
Длительное пребывание детей в семьях наркоманов и алкоголиков
во многом способствовало приобщению их к этому злу.
Выявлены факты, когда в таких семьях дети подвергались
физическому и психическому насилию со стороны родителей.
Изучение материалов уголовных дел, возбужденных следственными
органами Заводского, Кировского, Фрунзенского районов г. Саратова,
г.г. Энгельса, Маркса, Балашова, Красноармейска, Вольского,
Краснопартизанского, Калининского, Перелюбского, Романовского
районов области в отношении родителей по фактам жестокого
обращения с детьми показало, что несмотря на непосредственную
угрозу жизни и здоровью детей, помощи со стороны органов опеки и
попечительства им оказано не было. Потерпевшими были малолетние и
даже новорожденные дети в возрасте от 3 месяцев до 1 года. В ряде
случаев смерть детей наступила от истощения и причиненных им
побоев.
В 2 раза больше зарегистрировано число несовершеннолетних из
неблагополучных семей, принимавших участие в совершении
преступлений и правонарушений.
За последние пять (1995 - 1999) лет в 3 раза больше
работниками милиции выявлено несовершеннолетних, систематически
занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. На сегодня почти
1 тысяча таких детей состоит на учете в органах внутренних дел. Из
них каждый второй житель г. Саратова.
Неудовлетворительно решается проблема жизненного устройства
детей - сирот и детей, изъятых из неблагополучных семей.
Неоправданно в области сокращается число детей, над которыми
учреждена опека (с 1028 в 1995 году до 837 в 1999 году). В то же
время вдвое больше было помещено несовершеннолетних в интернатные
учреждения.
Нежелательное смещение приоритетов в деле устройства детей
произошло в г.г. Саратове, Хвалынске, Балашове, Пугачевском,
Аткарском и многих других районах области.
Такой подход к устройству детей отрицательно сказался на
комплектовании сиротских учреждений области. Сверхлимитное
содержание детей в этих детских учреждениях стало хроническим.
Неоправданное содержание подавляющего большинства этой категории
детей за счет государства произошло по вине Министерства
образования области. Из-за отсутствия специалистов по охране прав
детства, контроль на местах не обеспечивается, работа органов
опеки и попечительства пущена на самотек.
Все это обусловило ряд проблем, связанных с незаконным
содержанием детей в лечебных учреждениях и социальных приютах
области, требующих безотлагательного разрешения.
За последние пять лет число детей, которые без медицинских
показаний занимали места в детских отделениях лечебных учреждений,
увеличилось более чем в два раза (со 108 до 262).
Напряженная ситуация складывается и в детских социальных
учреждениях. По данным Министерства труда и социального развития
области за это время число детей, которые годами незаконно
содержались в социальных приютах, увеличилось с 1 до 77.
В настоящее время там находятся 40 воспитанников в ожидании
свободных мест в интернатных учреждениях.
С нарушением установленного федеральным законодательством (ст.
122 Семейного кодекса РФ) месячного срока, дети - сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей, годами содержались в приютах
Кировского, Заводского районов г. Саратова, г.г. Энгельса, Маркса,
Аткарском, Самойловском районах области.
Указанные и другие нарушения федерального законодательства не
способствуют выполнению стоящих задач и неизбежно влекли в свою
очередь новые нарушения.
По данным органов внутренних дел, начиная с 1996 года,
увеличилось число случаев, когда сотрудниками социальных приютов
Заводского, Кировского районов г. Саратова незаконно было отказано
в приеме и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей.
По указанной причине искусственно сдерживается и решение
вопросов отобрания детей в порядке ст. 77 Семейного кодекса РФ.
Постановлениями главы администрации Ленинского района
г.Саратова была оказана помощь только троим подросткам. В то же
время в этом районе в условиях, опасных для жизни и здоровья,
продолжают оставаться более 30 несовершеннолетних детей.
Подобные факты установлены прокурорами Балтайского,
Духовницкого, Лысогорского и других районов области.
Не соблюдаются требования федеральных законов, направленных на
охрану здоровья, трудовых, имущественных, жилищных и иных прав и
законных интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Как показали проверки прокуроров Кировского, Волжского районов
г. Саратова, г.г. Энгельса, Балаково, Хвалынска, Маркса,
Питерского, Озинского, Петровского, Аркадакского, Романовского,
Краснопартизанского, Турковского, Ивантеевского и других районов
области в личных делах многих опекаемых и воспитанников сиротских
учреждений отсутствуют необходимые документы об установлении
правового статуса, наличии и сохранности имущества, о закреплении
жилой площади, регулярном поступлении и рациональном использовании
алиментов, пособий по случаю потери кормильца и других социальных
выплат.
В свою очередь администрацией многих школ - интернатов, а
также начальных профессиональных (ПУ - 66, 79 г. Петровска, ПУ -
22, 39, 42 Волжского района), средне - специальных (индустриально
- педагогический колледж г. Энгельса) и ВУЗов г. Саратова, как
видно из представлений прокуроров указанных городов и районов
области, практически ничего не предпринимается для истребования и
приобщения к личным делам учащихся, из числа детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, правоустанавливающих
документов.
Работники Министерства образования, непосредственно отвечающие
за этот участок работы, не обеспечили исполнения требований
Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159 "О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей", в силу своей разобщенности не сумели
наладить четкого взаимодействия территориальных органов управления
образования и администрации интернатных, общеобразовательных
начальных и высших учебных заведений. Первый заместитель Министра
образования Кошелев В.А., на которого возложена координация их
деятельности, не обеспечивает в полной мере выполнение возложенных
на него обязанностей.
Заорганизованность, проведение многочисленных и постоянно
действующих совещаний, проводимых руководством Министерства
образования и отсутствие эффективного контроля за исполнением
принимаемых решений, отрицательно сказались на положении дел.
Только по этой причине остались не выполненными решения
межведомственной КДН при Правительстве области за 1999 - 2000 года
о приведении в соответствие с требованиями федеральных законов
деятельности органов опеки и попечительства.
Повсеместно нарушаются требования Федерального закона,
устанавливающего дополнительные гарантии по защите жилищных прав
детей - сирот.
Особенно остро стоит проблема предоставления жилья
воспитанникам и выпускникам интернатных учреждений. По данным
Министерства образования на сегодня в области 929 детей названной
категории не имеют жилой площади. Из них 500-ам выпускникам было
отказано в представлении жилья из-за прекращения финансирования
строительства государственного жилого фонда. Многие достигли
совершеннолетия. Из них 136 человек являются жителями г. Саратова.
Напряженная ситуация сложилась в связи с этим также в г.г.
Энгельсе, Балаково, Аткарске, Вольске ,Красноармейске, Петровском,
Озинском и других районах области.
Ежегодно число их увеличивается. Если задолженность не будет
ликвидирована, то число выпускников, не имеющих закрепленного
жилья, в ближайшие 5 лет удвоится.
Непринятие органами опеки и попечительства мер по закреплению
жилой площади на все время пребывания детей под опекой, приводит
зачастую к его утрате. Несмотря на это, органы опеки и
попечительства Заводского, Ленинского, Октябрьского районов
г. Саратова, а также г.г. Балашова, Балаково, Энгельса,
Саратовского и других районов не реагировали на обращения
администрации спецшколы г.Маркса, интернатных учреждений
г.Хвалынска, Петровска, г.Саратова, о чем свидетельствуют
поступающие в прокуратуру заявления с просьбой о восстановлении
нарушенных жилищных прав воспитанников.
В связи с этим, ежегодно увеличивается число исков,
направленных прокурорами в судебные органы в интересах детей о
признании недействительными договоров купли - продажи жилых
помещений.
В то же время число их, предъявленных органами опеки и
попечительства, сократилось (с 26 в 1996 году до 15 в 2000 году).
Одной из причин такого множества нарушений в деятельности
органов опеки и попечительства является несоответствие имеющейся
штатной численности инспекторов по охране прав детства норме (1
инспектор на 5 тыс. детей), установленной приказом Министерства
просвещения СССР от 16 февраля 1988 г. N 21. Для приведения в
соответствие с указанными расчетами в настоящее время области
требуется 132 инспектора по охране прав детства. Из них в наличии
имеется только 70. Особенно остро ощущается нехватка таких
специалистов в Ленинском, Заводском, Кировском районах г.
Саратова, в г.г. Энгельсе, Балаково, Балашове. Несмотря на такое
тревожное положение, требования прокуроров о приведении штатной
численности инспекторов в соответствие с потребностью не находят
понимания и поддержки у администрации г. Саратова. Об этом
свидетельствует письмо от 18 октября 2000 г. N 02-19 председателя
комитета по финансам Мурзакова А.П., в котором прокурору
Кировского района в категорической форме было отказано в
положительном решении этой актуальной как для Кировского, так и
для других районов областного центра проблемы.
Главами администраций г.Маркса и Лысогорского района в
нарушение постановления Правительства РФ "О неотложных мерах по
социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей" от 20 июня 1992 г. N 409 принимались незаконные
постановления о сокращении размера пособий таким детям.
По вине глав администраций муниципальных образований
Романовского, Екатериновского, Турковского и других районов
области, в нарушение Федерального закона от 21 декабря 1996 г.
N 159 не обеспечивалось квотирование рабочих мест для выпускников
учебных учреждений, из числа детей - сирот и детей, оказавшихся
без родительского попечения. Многие из них по этой причине
остались безработными и не имели средств к существованию.
Нарушаются требования Федерального закона "О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. N 159, в части
оказания своевременной медицинской помощи таким детям.
Прокурорами в ходе проверки установлены неединичные факты
уклонения работников здравоохранения от выполнения служебного
долга, оставления детей - сирот без надлежащего медицинского
обслуживания.
Все воспитанники Сулакской школы - интерната в 2000 году
оказались вне лечебного контроля по вине руководства органов
здравоохранения Краснопартизанского района. Только после принятия
мер прокурорского реагирования работники здравоохранения
приступили к медицинскому осмотру детей - сирот.
По инициативе прокурора Фрунзенского района за ненадлежащее
обеспечение медицинского обслуживания детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, привлечена к строгой
дисциплинарной ответственности заведующая отделением 4-го детского
территориального медицинского объединения Тихонова Н.И.
Нарушения законов выявлены в деятельности органов
здравоохранения г. Балашова. Работники Балашовского управления
здравоохранения, детской больницы, роддома полностью устранились
от участия в совместной работе с другими заинтересованными
ведомствами по выявлению, учету и организации оздоровительной
работы с детьми, которые остались без попечения родителей.
Указанные и другие факты безответственного отношения к
выполнению служебного долга во многом обусловлены отсутствием
ведомственного контроля со стороны Министерства здравоохранения
области и прямым нарушением ст.18 Федерального закона от 24 июня
1999 г. N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних". Работники Министерства
здравоохранения в указанных случаях не истребовали необходимую
информацию и не практиковали посещение детей в сиротских и других
государственных учреждениях для выявления обстоятельств, связанных
с ненадлежащим медицинским обслуживанием.
Недостаточно эффективно проводится профилактическая работа в
неблагополучных семьях и подразделениями органов внутренних дел.
Прокуроры Фрунзенского района г. Саратова, Аркадакского,
Питерского и других районов области потребовали от руководства
РОВД прекращения незаконной практики отвлечения инспекторов ОППН
на выполнение несвойственных им функций.
Не все еще сделано для укрепления законности в деятельности
органов опеки и попечительства комиссиями по делам
несовершеннолетних г.г. Саратова, Балашова, Романовского,
Балтайского, Турковского и других городов и районов области.
Не обеспечивается взаимодействие органов образования,
здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения,
ЗАГСа, жилищно-коммунального хозяйства по выявлению и устройству
детей, оставшихся без попечения родителей, г. Балаково,
Новоузенского, Саратовского, Краснопартизанского районов области,
Кировского, Фрунзенского, Волжского районов г. Саратова.
Нарушения в деятельности органов опеки и попечительства,
здравоохранения, социальной защиты населения и других органов,
составляющих государственную систему профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, объясняются также просчетами
комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве области в
организации и осуществлении ведомственного контроля за работой
городских и районных КДН, а также недостаточно жесткой
требовательностью по отношению к руководителям министерств и
ведомств области.
Несмотря на то, что областной комиссией дважды (1999 - 2000
г.г.) принимались решения, персонально обязывающие Министра
образования Суровова С.Б. укрепить квалифицированными кадрами
отдел реабилитации детей и подростков Министерства образования,
однако эти и другие требования, направленные на обеспечение
эффективной работы Министерства по защите прав и законных
интересов детей - сирот были проигнорированы.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 26
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
1. Рассмотреть настоящее представление на очередном заседании
межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при
Правительстве области с обязательным участием работников
прокуратуры области.
2. Потребовать от Министра образования Суровова С.Б.
исполнения федеральных законов и постановлений областной комиссии,
направленных на защиту прав и законных интересов детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, решив вопрос о
привлечении его к ответственности.
3. Усилить государственный контроль за деятельностью
Министерства образования области и установить формы контроля,
реально обеспечивающие исполнение требований федеральных законов и
постановлений комиссии.
4. На уровне Правительства области решить вопросы:
- обеспечения жильем выпускников учебно - воспитательных
учреждений, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
- открытия социальных приютов, в первую очередь в Ленинском,
Фрунзенском и Октябрьском районах г. Саратова;
- приведения в соответствие с установленными нормами штатную
численность инспекторов по охране прав детства в органах опеки и
попечительства городов и районов области.
5. С участием министерств образования, здравоохранения,
социального развития области, УВД области разработать и
осуществить программу совместных действий, направленную на
выполнение требований федерального законодательства о
своевременном выявлении и оказании помощи в устройстве детей -
сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей, защите их прав
и законных интересов, уделив особое внимание повышению уровня и
эффективности оздоровительной работы в неблагополучных семьях.
6. Поручить председателю Комитета по делам ЗАГСа при
Правительстве области взять на постоянный контроль работу частных
фирм, оказывающих ритуальные услуги населению, обеспечить
своевременное направление ими в органы опеки и попечительства
сообщений о детях, оставшихся без попечения родителей.
7. Потребовать от руководства Министерства жилищно -
коммунального хозяйства области активного участия подчиненных
работников в деле выявления, своевременного и обязательного
направления в органы опеки и попечительства сообщений по каждому
известному им факту оставления детей без попечения родителей, а
также совершения незаконных сделок с жильем.
8. Осуществить в 1-ом квартале 2001 года выезды с контрольной
проверкой в г.г. Балашов, Балаково, Романовский, Турковский,
Духовницкий районы области, Кировский, Волжский районы г.Саратова
для приведения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних в
соответствие с требованиями ст.14 Федерального закона "Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. N 120.
9. Для повышения координирующей роли комиссий по делам
несовершеннолетних при администрации городов и районов области
взять на постоянный контроль выполнение ими совместных мероприятий
органов образования, здравоохранения, социальной защиты населения
и внутренних дел по выявлению и оказанию практической помощи в
жизненном устройстве детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, защите их прав и законных интересов.
10. Ввести в состав межведомственной комиссии по делам
несовершеннолетних при Правительстве области представителя
комитета по делам ЗАГСа при Правительстве области.
11. Рассмотреть вопрос о замене члена комиссии Малетина В.В.
начальника отдела реабилитации детей и подростков Министерства
образования области и ввести в состав комиссии первого заместителя
Министра образования области Кошелева В.А., который по
распределению обязанностей осуществляет взаимодействие структурных
подразделений Министерства образования области.
И.о. Прокурора Саратовской области
государственный советник
юстиции 3 класса
А.Д.ГОРШКОВ
|