ПРОКУРАТУРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРОКУРОРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Г.И.ЗАДКОВА
от 23 ноября 2000 г. N 7-13-00
О РЕЗУЛЬТАТАХ ОБОБЩЕНИЯ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (ОРГАНИЗАЦИЙ)
И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЗА
ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА
ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ
ПРОДУКЦИИ" ОТ 8 ИЮЛЯ 1999 Г. N 143-ФЗ
В соответствии с п. 1.4. решения коллегии Генеральной
прокуратуры Российской Федерации от 29 октября 1999 г.
Прокуратурой области проведено обобщение практики исполнения
Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 143-ФЗ "Об
административной ответственности юридических лиц (организаций) и
индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции" (далее Закон N 143-ФЗ). Установлено
следующее.
Согласно ст. 13 этого закона правом составления протоколов и
наложения административного взыскания наделены органы: внутренних
дел, налоговой полиции, государственной инспекции по надзору за
государственными стандартами и обеспечением единства измерений,
государственного санитарно - эпидемиологического надзора,
государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите
прав потребителей и налоговые органы.
В первом полугодии 2000 года налоговыми органами области было
выявлено 228 (1999 г. - 90) административных правонарушений,
предусмотренных Федеральным законом N 143-ФЗ. По материалам
вынесено 17 (1999 г. - 5) постановлений о привлечении к
административной ответственности, а также 2 (1999 г. - 2)
постановления о прекращении административных дел производством,
200 (1999 г. - 70) материалов направлено для рассмотрения в УФСНП,
остальные 9 (1999 г. - 13) в другие правоохранительные и
контролирующие органы, наложено административных взысканий на
сумму 368 тыс. руб. (1999 г. - 100,1 тыс. руб.), по решению суда в
первом полугодии 2000года конфисковано 220 литров алкогольной
продукции (1999 г. - конфискация не производилась).
Незначительное количество рассмотренных материалов налоговыми
органами объясняется двумя причинами: выявление большей части
правонарушений, дела по которым полномочны рассматривать другие
правоохранительные и контролирующие органы и не использование
налоговыми органами в работе Закона N 143-ФЗ. На территории
области из 46 подразделений УМНС (в т.ч. само Управление), данный
Закон применяют лишь 14 районных налоговых инспекций, ИМНС МРУ г.
Саратова и УМНС области, другие подразделения руководствуются
нормами КоАП РСФСР.
Таким образом, приоритеты Закона, изложенные в его преамбуле -
обеспечение государственного регулирования производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, защита
прав потребителей, охрана жизни и здоровья людей, - не
реализуются.
В то же время изучение выборочно практики применения Закона
выявило нарушения его требований.
Так, при обнаружении правонарушений, дела по которым
полномочны рассматривать другие органы, в абсолютном большинстве
случаев протоколы об административном правонарушении не
составлялись, хотя это полномочие налоговых органов закреплено в
п. 1 ст. 13 Закона, а в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона протокол
составляется немедленно после выявления факта совершения
административного правонарушения. В основном, нарушения
фиксировались в актах проверки, которые в дальнейшем направлялись
в соответствующие органы для доработки и привлечения виновного к
ответственности.
В связи с этим, за первое полугодие 2000 года по 200
правонарушениям, материалы о которых налоговыми органами
направлены в УФСНП, протоколов составлено только 26, по остальным
имеются лишь акты проверок и материалы к ним.
В отдельных случаях протоколы составлялись спустя несколько
суток после выявления правонарушений. По составленным протоколам
нарушался суточный срок их направления в уполномоченный орган.
Указанные факты приводят к необоснованному затягиванию времени
принятия окончательного решения по материалам о правонарушениях,
выявленных налоговыми органами.
В ряде протоколов не указывались обязательные, согласно ст. 17
Закона, данные, в частности, нормативный акт, предусматривающий
ответственность за правонарушение, и конкретные статьи закона.
Имелись факты, когда к административной ответственности
привлекались лица, не являющиеся субъектами правонарушений,
предусмотренных Законом, в частности, руководители организаций
(ИМНС по Ленинскому району, УМНС).
В нарушение ст.ст. 247, 255 КоАП РСФСР рассмотрение всех
административных дел руководителем УМНС области производилось в
отсутствие лиц, привлекаемых к административной ответственности, о
времени и месте рассмотрения дела они не извещались.
По результатам рассмотрения дел органами налоговой инспекции
не в полной мере решался вопрос о наложении взыскания на
правонарушителей. Так, Постановлением руководителя ИМНС по
Ленинскому району г. Саратова от 10 мая 2000г. на ИП Цепцура А.И.
был наложен штраф в размере 41745 руб. за правонарушение,
предусмотренное п. 1 ст. 2 Закона. Санкция данной статьи , наряду
со штрафом , предусматривает в обязательном порядке конфискацию
алкогольной продукции - предмета правонарушения. Однако по делу
вопрос о конфискации алкогольной продукции перед судом
своевременно поставлен не был, материалы в суд направлены с
истекшим двухмесячным сроком давности привлечения к
административной ответственности, что послужило для суда
основанием отказа в наложении взыскания.
Ненадлежащим образом осуществлялся контроль за правильным и
своевременным исполнением постановлений о наложении взыскания. В
отдельных материалах дел не имеется данных об оплате штрафа или
направлении постановления судебному исполнителю. Отдельные
постановления о наложении штрафа судебным приставам для
принудительного исполнения передавались до истечения 15-ти
суточного срока добровольного исполнения, установленного ст. 24
Закона.
По результатам проведенных проверок объявлено одно
предостережение о недопустимости нарушения закона руководителю
районной налоговой инспекции и прокуратурой области внесено
представление об устранении нарушений Федерального закона N143 -
ФЗ руководителю УМНС области.
Органами налоговой полиции более активно применялся названный
Закон. В первом полугодии 2000 года составлено 244 (1999 г. - 98)
протокола об административных правонарушениях, предусмотренных
указанным Законом, по всем протоколам решения принимались органами
налоговой полиции, за исключением 1 протокола, направленного в
1-ом полугодии 2000 г. в другой уполномоченный орган. На 179 (1999
г. - 90)правонарушителей был наложен административный штраф;
вынесено 58 постановлений о прекращении производства по делам
(1999 г. - 6), сумма наложенных штрафов составила 1639 тыс. руб.
(1999г. - 763 тыс. руб.), сумма взысканных 759 тыс. руб. (1999 г.
- 319 тыс. руб.), конфисковано алкогольной продукции по решениям
судов - 237 литров (1999 г. - 122) на сумму 12 тыс. руб. (1999 г.
- 8 тыс. руб.).
Изучение материалов административных дел, по которым органами
налоговой полиции принимались решения в соответствии с Законом
N 143-ФЗ, выявило многочисленные грубые нарушения норм данного
законодательного акта.
Допускалось неисполнение требований п. 1 ст. 19 Закона о
немедленном составлении протокола после выявления факта совершения
административного правонарушения ( составлялись спустя несколько
суток).
В УФСНП решения о проведении административного расследования
по делам принимались с нарушениями требований ст. 18 Закона, то
есть при выявлении правонарушений, не предусмотренных ст.ст. 3 - 9
Закона, а также когда не требовалось производство экспертиз,
других сопряженных с большой затратой времени трудоемких и сложных
процессуальных действий.
Например, по административному делу N 19/176 в отношении ИП
Шикачихиной И.Л., решение от 25 марта 2000 г. о возбуждении дела и
осуществлении расследования незаконно вынесено УФСНП по признакам
правонарушения, предусмотренного ст. 12 Закона. В процессе этого
"расследования", каких-либо процессуальных действий по делу не
совершено. Кроме того, само решение о возбуждении дела принято по
уже возбужденному делу - протокол ИМНС по Ленинскому району делу
от 26 января 2000 г.
В УФСНП факты возбуждения административных расследований по
ненадлежащим статьям Закона не единичны, а осуществление
расследования без производства каких-либо трудоемких и сложных
действий производится по абсолютному большинству дел.
Подобная практика свидетельствует о формальности принимаемых
решений и объясняется только одним - незаконное затягивание сроков
принятия окончательных решений по административным делам.
Некачественно составлялись и оформлялись материалы
административных дел. В проверочных материалах, зачастую, не
имелось сведений, подтверждающих тот или иной факт, имеющий
существенное значение для дела, допускалась волокита по делам.
В нарушение ст. 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 г.
N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" при
выявлении правонарушений не всегда решался либо решался
несвоевременно вопрос об изъятии алкогольной продукции.
В ряде постановлений, вынесенных по результатам рассмотрения
административных дел, в нарушение п. 3 ст. 21 Закона N 143-ФЗ, не
решался вопрос об изъятой алкогольной продукции.
В принятых по делам решениях допускалась небрежность,
логическая неточность, отсутствовали необходимые данные (не
указывалась дата рассмотрения дела, отсутствовала ссылка на норму
закона, послужившей основанием к принятию решения).
Практически все постановления о прекращении производства по
административным делам в органах налоговой полиции выносились без
мотивировок принимаемого решения, в результате невозможно понять,
почему при схожих правонарушениях принимались противоположные
решения по делам.
Имелись факты, когда применялись ненадлежащие статьи закона в
обоснование прекращения дела.
Выявлены случаи привлечения к ответственности лиц, не
являющихся субъектами правонарушений, установленных Законом. Так,
13.01.2000 г. заместителем начальника Энгельсского МРО УФСНП за
нарушение ст.8 Закона привлечен к ответственности директор кафе
"Каспий" Новрузов Г.Г. Фактически кафе принадлежало ИП
Исаевой Т.А., которая и являлась, согласно ст. 1 Закона, субъектом
правонарушения. Аналогичное нарушение закона допущено при
наложении взыскания на директора ООО "Волга - Покровск"
Мамедова Н.Э.(Постановление от 22 декабря 1999 г., Энгельсское
МРО).
В органах налоговой полиции широко распространено незаконное
наложение взысканий ниже низшего предела, предусмотренного
санкцией статьи Закона N 143-ФЗ.
В нарушение п. 3 ст. 13 Закона, согласно которому наложение
взыскания в виде конфискации относится к компетенции районных
судов (мировых судей), постановлением начальника Ртищевского МРО
УФСНП от 7 апреля 2000 г. на ИП Николашкину Е.В., наряду со
штрафом, наложено взыскание в виде конфискации алкогольной
продукции, впоследствии - 23.05.2000 г., материал правильно был
направлен для рассмотрения в суд, который и наложил взыскание в
виде штрафа и конфискации.
Ненадлежащим образом налажен контроль за правильным и
своевременным исполнением постановления о наложении взыскания.
Направление постановлений о наложении штрафа судебным приставам
для принудительного исполнения, производилось с нарушением сроков,
установленных ст. 24 Закона, во многих материалах дел не имелось
данных об оплате штрафа или направлении постановления судебному
исполнителю.
Допускалось значительное превышение месячного срока отсрочки
исполнения постановления о наложении штрафа, установленного
ст. 280 КоАП РСФСР, что в дальнейшем при неуплате штрафа может
повлечь невозможность обращения постановления к исполнению и
принудительного взыскания денежных сумм.
В настоящее время на местах возникают вопросы по поводу
законности наложения взысканий заместителями начальников
подразделений УФСНП (в т.ч. самого УФСНП). Данную практику следует
признать законной, осуществляемой в рамках требований п. 2 ст. 13
Закона N 143-ФЗ.
По результатам проведенных проверок органов налоговой полиции
объявлено одно предостережение о недопустимости нарушения закона,
принесено два протеста на незаконные постановления о наложении
штрафа, внесено пять представлений об устранении нарушений закона,
в т.ч. одно представление - прокуратурой области руководителю
УФСНП области
Обобщение показало, что Центром стандартизации, метрологии и
сертификации и Центром Госсанэпиднадзора Закон N 143-ФЗ не
применялся. Управлением Госторгинспекции по Саратовской области с
момента опубликования этого закона привлечено к административной
ответственности лишь 18 юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, занимающихся продажей алкогольной продукцией.
Не используют в полной мере предоставленное право наложения
административных взысканий на юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей органы внутренних дел.
За 8 месяцев т.г. органами внутренних дел выявлено 4585
административных правонарушений, снято с реализации 64 723 л
алкогольной продукции. Однако по Закону N 143-ФЗ привлечено к
административной ответственности на момент проверки лишь 4
предпринимателя. (Балаково - 3, Маркс - 1).
Такое положение недопустимо. Необходимо при организации
проверки соблюдения законодательства о государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта и
алкогольной продукции установить причину неприменения этого
закона. Организуйте изучение Закона N 143-ФЗ. Обратите внимание
сотрудников внутренних дел, что административной ответственности
может быть подвергнуто по этому Закону юридическое лицо либо
индивидуальный предприниматель, поэтому в постановлении следует
указывать не фамилию должностного лица, а название предприятия или
данные индивидуального предпринимателя.
Проверка, проведенная в управлении Госторгинспекции показала,
что юридической службой Госторгинспекции нарушался порядок
исполнения постановления о наложении административного взыскания,
предусмотренный ст. 24 Закона N 143-ФЗ. Постановления о
принудительном взыскании штрафов направлялись судебным приставам
спустя 2 и более месяца со дня его вынесения. Между тем, в этой
статье четко указано, что правонарушитель вправе добровольно
исполнить постановление в течение 15 дней с момента его вступления
в силу. Таким образом, по истечении срока обжалования и срока,
предоставленного законом для добровольного погашения штрафа,
постановление должно быть направлено для принудительного взыскания
штрафа. При проверке соблюдения административного законодательства
обратите внимание на этот участок работы. Кроме того, установите
своевременность принятия мер по постановлению о наложении
взыскания судебными приставами.
Ставлю Вас в известность, что прокуратурой области не снята с
контроля работа по осуществлению надзора за исполнением
законодательства о государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Необходимо
своевременно запросить сведения из контролирующих и
правоохранительных органов, проанализировать их. С учетом
состояния законности запланировать проведение проверок в
контролирующих и правоохранительных органах.
О проделанной работе в соответствии с решением
координационного Совета руководителей правоохранительных органов
от 29 сентября 1998 г. необходимо сообщать докладной запиской
каждое полугодие соответственно 20 января 2001 года и 20 июля 2001
года.
Отдел по надзору
за исполнением законов
и законностью правовых актов
|