ГУБЕРНАТОР САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2000 г. N 444
О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
(в ред. Постановлений Губернатора Саратовской области
от 29.12.2000 N 491, от 04.12.2002 N 313,
от 26.09.2003 N 281, от 18.11.2003 N 329,
от 13.09.2005 N 229, от 15.11.2005 N 266,
от 20.12.2005 N 297)
В целях предупреждения и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов и защиты населения и окружающей природной среды от
их вредного воздействия, во исполнение Постановления Правительства
Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных
мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов" постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основные требования к разработке
планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов на территории Саратовской области.
2. Рекомендовать организациям, осуществляющим разведку
месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку,
хранение и использование нефти и нефтепродуктов, органам местного
самоуправления, на территории муниципальных образований которых
расположены эти организации и их объекты, разработать в
соответствии с Основными требованиями планы по предупреждению и
ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
(в ред. Постановлений Губернатора Саратовской области от
13.09.2005 N 229, от 15.11.2005 N 266)
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить
на заместителя Председателя Правительства области Новицкого А.Б.
(в ред. Постановлений Губернатора Саратовской области от
15.11.2005 N 266, от 20.12.2005 N 297)
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Губернатор
Саратовской области
Д.Ф.АЯЦКОВ
Приложение
к Постановлению
Губернатора Саратовской области
от 15 ноября 2000 г. N 444
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Постановлений Губернатора Саратовской области
от 29.12.2000 N 491, от 26.09.2003 N 281,
от 18.11.2003 N 329, от 13.09.2005 N 229,
от 15.11.2005 N 266)
1. Настоящие Основные требования определяют принципы
формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов на территории Саратовской области
(далее - планы), которые относятся к чрезвычайным ситуациям
локального, местного и территориального значения, а также
взаимодействия привлекаемых для этого сил и средств.
2. Планы разрабатываются в соответствии с действующими
нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного
объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется
для следующих объектов:
нефтеналивное судно - 2 танка;
нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;
стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные
терминалы - 1500 тонн;
автоцистерна - 100 процентов объема;
железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в
железнодорожном составе;
(в ред. Постановления Губернатора Саратовской области от
29.12.2000 N 491)
трубопровод при порыве - 25 процентов максимального объема
прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными
задвижками на порванном участке трубопровода;
трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема
прокачки в течение 14 дней;
стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100
процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.
(абзац введен Постановлением Губернатора Саратовской области от
13.09.2005 N 229)
3. Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как
чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и
нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах
выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и
нефтепродуктов, устанавливаемого специально уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти в области охраны
окружающей среды, до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории
объекта;
муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и
нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального
образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов,
выходящий за пределы территории объекта;
территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и
нефтепродуктов в пределах административной границы области либо
разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за
пределы административной границы муниципального образования;
регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и
нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы
области;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов, либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости
от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской
Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с
территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических
условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.
(пункт 3 в ред. Постановления Губернатора Саратовской области от
15.11.2005 N 266)
4. Планом должны предусматриваться:
а) прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
б) количество сил и средств, достаточное для ликвидации
чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов
(далее - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и
средств задачам ликвидации и необходимость привлечения
профессиональных аварийно-спасательных формирований;
в) организация взаимодействия сил и средств;
г) состав и дислокация сил и средств;
д) организация управления, связи и оповещения;
е) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с
указанием организаций, которые несут ответственность за их
поддержание в установленной степени готовности;
ж) система взаимного обмена информацией между организациями -
участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
з) порядок действий при получении сигнала о чрезвычайной
ситуации;
и) географические, навигационно-гидрографические,
гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и
нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении
операции по ликвидации разлива;
к) обеспечение безопасности населения и оказание медицинской
помощи;
л) график проведения операций по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов;
м) организация материально-технического, инженерного и
финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов.
5. При расчете необходимого количества сил и средств должны
учитываться:
а) максимально возможный объем разлившихся нефти и
нефтепродуктов;
б) площадь разлива;
в) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта
объекта;
г) максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
д) физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
е) влияние места расположения объекта на скорость
распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их
попадания в речные акватории и внутренние водоемы;
ж) гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия
в месте расположения объекта;
з) возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также
дислоцированных в регионе профессиональных аварийно-спасательных
формирований (при условии их письменного согласия на участие в
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);
и) наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке
нефтяных отходов;
к) транспортная инфраструктура в районе возможного разлива
нефти и нефтепродуктов;
л) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
м) время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не
должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов при
разливе на почве.
6. Порядок разработки и согласования, сроки введения в
действие, структура Планов ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов организаций, осуществляющих разведку месторождений,
добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и
использование нефти и нефтепродуктов, а также органов местного
самоуправления, на территории муниципальных образований которых
расположены данные организации и их объекты, определяются
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
по согласованию с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти.
(в ред. Постановления Губернатора Саратовской области от
15.11.2005 N 266)
Копии утвержденных планов организации и органы местного
самоуправления в недельный срок направляют в Главное управление
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
по Саратовской области.
(пункт 6 в ред. Постановлений Губернатора Саратовской области от
13.09.2005 N 229, от 15.11.2005 N 266)
7. Отчет о проведенной работе по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов в срок, не превышающий 30 суток по окончании
ликвидации чрезвычайной ситуации, соответствующие комиссии по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности представляют в Главное управление
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных,
бедствий по Саратовской области.
Отчет должен содержать:
причину и обстоятельства разлива нефти и нефтепродуктов;
описание и оценку действий органов управления при устранении
источника утечки, локализации и ликвидации последствий разлива
нефти и нефтепродуктов;
оценку эффективности сил и специальных технических средств по
ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
затраты на проведение работ по ликвидации разлива нефти и
нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию
нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным
биологическим ресурсам;
уровень остаточного загрязнения территории (акватории) после
выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
состояние технологического оборудования организации, наличие
предписаний надзорных органов об устранении недостатков его
технического состояния, нарушений норм и правил промышленной
безопасности;
предложения по дополнительному оснащению формирований
(подразделений) организации и профессиональных аварийно-
спасательных формирований (служб).
Отчет с приложением к нему необходимых карт (планов), расчетов,
графиков, других справочных материалов хранится в соответствующих
комиссиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности не менее пяти лет.
(пункт 7 в ред. Постановления Губернатора Саратовской области от
13.09.2005 N 229)
8. Порядок и периодичность проверки готовности сил и средств,
привлекаемых для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
локального, муниципального и территориального значения,
определяются комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве
области.
(в ред. Постановления Губернатора Саратовской области от
13.09.2005 N 229)
-------------------------------------------------------------------
|