ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2000 г. N 84-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК
ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях организации и осуществления перевозок пассажиров и
багажа автомобильным транспортом на территории Саратовской области
Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации перевозок
пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории
Саратовской области.
2. Контроль за исполнением Правил возложить на министра
транспорта и связи области Васильева В.М.
Вице - губернатор,
первый заместитель Председателя Правительства
Саратовской области
С.А.ШУВАЛОВ
Приложение
к Постановлению
Правительства Саратовской области
от 23 августа 2000 г. N 84-П
ПРАВИЛА
ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ НА
ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Правила организации перевозок пассажиров и багажа
автомобильным транспортом в Саратовской области (далее Правила)
основываются на действующем законодательстве Российской Федерации
и Законе Саратовской области "О транспорте".
2. Правила действуют на всей территории области и являются
обязательными для всех юридических и физических лиц,
осуществляющих перевозки пассажиров и багажа автомобильным
транспортом общего пользования в Саратовской области, а также
других участников перевозки.
3. Правила утверждаются, вводятся в действие, изменяются,
дополняются и отменяются Правительством области.
4. Целью настоящих Правил является установление прав,
обязанностей и ответственности всех участников перевозки
пассажиров автомобильным транспортом общего пользования, а также
регулирование отношений между ними.
5. В Правилах применяются следующие понятия:
автобус - автотранспортное средство, предназначенное для
перевозки пассажиров и имеющее не менее 9 мест для сидения
пассажиров;
автобус малой вместимости - автобус с числом мест для сидения
не белее 28 и длиной от 6,0 до 7,5 метров включительно;
автобус особо малой вместимости (микроавтобус) - автобус с
числом мест для сидения не более 20 и длиной до 5,9 метров
включительно;
такси - автотранспорт, предназначенный для перевозки
пассажиров и багажа по обращению любого физического лица и
осуществляющий перевозки в коммерческих интересах перевозчика;
легковой таксомотор - вид такси - легковой автомобиль или
микроавтобус индивидуального пользования, осуществляющий перевозку
пассажиров в режиме такси;
маршрутный таксомотор (маршрутное такси) - автобус малой или
особо малой вместимости (микроавтобус), предназначенный для
перевозки пассажиров в сидячем положении по установленным
маршрутам в режиме такси;
перевозчик - юридическое или физическое лицо, осуществляющее
перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования;
государственное (административное) регулирование -
осуществление контроля за исполнением транспортного
законодательства, настоящих Правил и установленных нормативов,
организация перевозок и допуска к ним, регулирование отношений
между участниками перевозки и органами исполнительной власти
(местного самоуправления);
диспетчерское регулирование - оперативная (в пределах суток)
корректировка количества и типа подвижного состава пассажирского
автотранспорта, интервалов и схем движения (при
неудовлетворительных дорожных условиях);
Заказчик перевозок - организация (учреждение), уполномоченная
органом исполнительной власти области, для государственного
регулирования, организации и бюджетного финансирования перевозок
пассажиров;
Организатор - организация (предприятие), обеспечивающая
диспетчерское регулирование и координацию пассажирских перевозок;
остановочный пункт - постоянное место (пункт) маршрута,
предназначенное для посадки и высадки пассажиров;
кладь ручная - упакованные для перевозки вещи, перевозимые
пассажиром бесплатно;
маршрут - установленный путь следования автобуса между
определенными пунктами;
расписание движения - график, таблица, содержащие сведения о
времени, месте и последовательности выполнения рейса;
экипировка - внутреннее и наружное оборудование автобуса или
таксомотора, предназначенное для информирования и удобства
пассажиров.
6. Перевозчики обязаны обеспечивать:
перевозку пассажиров и багажа в пункт назначения;
безопасность пассажиров и соблюдение экологических норм;
удобство пассажиров, их культурное обслуживание;
7. Перевозка пассажиров и багажа автотранспортом общего
пользования осуществляется по оформленным в установленном порядке
путевым листам, на основании лицензии, с учетом:
Федерального Закона "О безопасности дорожного движения" от
10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ;
Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных
Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации
от 23 октября 1993 г. N 1090 с изменениями, внесенными
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 8 января
1996 г. N 3, от 31 октября 1998 г. N 1272 и от 21 апреля 2000 г.
N 370;
Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в
предприятиях, учреждениях и организациях, осуществляющих перевозки
пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министра транспорта
Российской Федерации от 9 марта 1995 г. N 27;
Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров
автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской
Федерации от 8 января 1997 г. N 2;
Приказа Министра транспорта Российской Федерации от 30 июня
2000 г. N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на
автомобильном транспорте";
настоящих Правил.
8. Допущенные к перевозке пассажиров транспортные средства
должны иметь следующую экипировку:
таблички (надписи) с наименованием перевозчика (внутри и
снаружи транспортного средства);
лицензионную карточку на транспортное средство;
табличку (визитную карточку) с фамилией именем, отчеством
водителя;
юридический адрес, телефон организации (Заказчика перевозок
или диспетчера).
Вся информация должна быть ясно различимой, как в салоне
(внутренняя экипировка), так и с остановочного пункта (наружная
экипировка).
9. Контроль за допуском к перевозке пассажиров транспортом
общего пользования, и выполнением настоящих Правил возлагается, в
пределах собственных полномочий, на органы ГИБДД, органы
Российской транспортной инспекции, органы сертификации
транспортных услуг и Заказчика перевозок.
ЧАСТЬ II. ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ
И БАГАЖА МАРШРУТНЫМИ АВТОБУСАМИ И МАРШРУТНЫМИ ТАКСИ
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК
10. Организация перевозок пассажиров и багажа маршрутными
автобусами и маршрутными такси осуществляется путем упорядочения и
регулирования отношений между участниками перевозок: пассажирами,
перевозчиками и Заказчиком перевозок.
11. Взаимоотношения Заказчика перевозок, перевозчика и
пассажиров регулируются законодательством Российской Федерации и
Саратовской области, настоящими Правилами, а также заключенными
договорами.
12. Заказчик перевозок представляет интересы пассажиров перед
перевозчиками.
13. Взаимоотношения между Заказчиком перевозок и перевозчиком
строятся на основе договора на исполнение государственного
(областного) заказа. Обязанности по заключению указанного договора
возлагаются на Заказчика перевозок.
14. Заказчик перевозок определяет и утверждает основные
технико - эксплуатационные и экономические показатели,
характеризующие систему пассажирского транспорта (маршруты,
скорости сообщения, интервалы движения, тарифы, уровень
обслуживания и т.д.), которые являются основой договора с
транспортной организацией.
15. Договор на обслуживание заключается между Заказчиком
перевозок и перевозчиком по каждому конкретному маршруту с
обязательным перечнем показателей, подлежащих выполнению, и
обязательств каждой договаривающейся стороны, с указанием порядка
продления, изменения и расторжения договора.
16. Заказчик перевозок осуществляет контроль за исполнением
перевозчиками обязательств по государственным и муниципальным
заказам, заключенным договорам, а также настоящих Правил. В
случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения этих
обязательств.
Заказчик перевозок, в соответствии с заключенными договорами,
вправе подвергнуть перевозчика соответствующим санкциям.
17. На Заказчика перевозок возлагаются обязанности:
по обеспечению контроля за исполнением требований
транспортного законодательства, в том числе настоящих Правил;
по координации с другими видами пассажирского транспорта;
размещения и реализации государственных (муниципальных)
заказов на обслуживание пассажиров автотранспортом общего
пользования;
18. Исходя из имеющегося спроса, не обеспеченного бюджетным
финансированием. Заказчик, по согласованию с органом
исполнительной власти области по управлению транспортом определяет
потребность в перевозках по договорному тарифу, заказных
перевозках и перевозках в режиме маршрутного такси, а также
обеспечивает организацию этих перевозок.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК
19. Заказчиком перевозок на основании заключенных договоров, в
соответствии с паспортами маршрутов, графиками и расписаниями
производится регулирование перевозок пассажиров.
20. Государственное (административное) регулирование включает
в себя:
регистрацию перевозчиков и маршрутов;
обследование пассажиропотоков;
разработку государственных (муниципальных) заказов и
соответствующих нормативов;
организацию допуска перевозчиков к перевозке;
заключение договоров с перевозчиками и контроль за их
исполнением;
тарифное регулирование;
контроль за исполнением настоящих Правил, в том числе,
непосредственно на линии.
21. Диспетчерское регулирование пассажирских перевозок
осуществляется Организатором в соответствии с договорами,
заключенными между Заказчиками и Организаторами (перевозчиками).
22. Диспетчерское регулирование включает в себя:
контроль и корректировку количества и режима работы
транспорта, интервалов и схем движения на маршрутах (при
неудовлетворительных дорожных условиях);
координацию действий перевозчиков.
При этом перевозчики обязаны выполнять соответствующие
указания диспетчерских служб Организатора.
КОНТРОЛЬНО - РЕВИЗОРСКАЯ СЛУЖБА
23. Контроль и координация с соответствующими службами
перевозчиков за исполнением настоящих Правил возлагается на
межведомственную контрольно - ревизорскую службу - структурное
подразделение Заказчика перевозок.
24. Межведомственная контрольно - ревизорская служба
осуществляет контроль в пределах собственной компетенции за
исполнением обязанностей всех участников перевозки, независимо от
их статуса, форм собственности и организационно - правовых форм.
25. Деятельность контрольно - ревизорской службы
регламентируется приказами и положениями, утверждаемыми органом
исполнительной власти Саратовской области по управлению
транспортом.
ПЕРЕВОЗКИ МАРШРУТНЫМИ АВТОБУСАМИ И МАРШРУТНЫМИ ТАКСИ
26. Перевозчики, осуществляющие перевозку пассажиров
маршрутными автобусами и маршрутными такси, обязаны в
установленном порядке обеспечивать прохождение ежедневного
контроля технического состояния транспортных средств и
предрейсового медицинского осмотра водителей.
27. Перевозки пассажиров маршрутными автобусами и маршрутными
такси осуществляются по тарифам, которые устанавливаются
Правительством области в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О
мерах по упорядочению государственного регулирования цен
(тарифов)".
28. Заказчик перевозок в рамках заключенного договора обязан
выдать каждому перевозчику выписку из расписания движения -
маршрутный лист. Форма маршрутного листа устанавливается органом
исполнительной власти по управлению транспортом.
29. Расписание движения по маршруту для каждого перевозчика в
отдельности рассчитывается и составляется Организатором перевозки.
30. Перевозчик обязан иметь оформленные в установленном
порядке путевой лист и выписку из расписания (маршрутный лист) на
каждое транспортное средство, осуществляющее перевозку
автотранспортом общего пользования по маршрутам.
31. Обязанности по возмещению убытков перевозчиков,
возникающих вследствие применения регулируемых тарифов и
предоставления льгот по оплате проезда, возлагаются на Заказчика
перевозок договором, за счет соответствующих бюджетов.
МАРШРУТЫ ПЕРЕВОЗКИ
32. Разработка маршрутов перевозки пассажиров автотранспортом
общего пользования, расположенных на территории Саратовской
области, осуществляется Заказчиком перевозки.
33. Разработанные и согласованные в установленном порядке
маршруты утверждаются органом исполнительной власти области по
управлению транспортом.
34. Маршруты должны обеспечивать транспортную связь населенных
пунктов, жилых и промышленных районов, с предприятиями культурно -
бытового и спортивно - оздоровительного назначения, вокзалами,
аэропортами, станциями, платформами, пристанями и т.п.
35. Порядок и возложение обязанностей по оформлению маршрутов
паспортами установленной формы (Приложение) определяется приказом
органа исполнительной власти по управлению транспортом.
36. Регистрация маршрутов и присвоение номеров производится
приказом органа исполнительной власти области по управлению
транспортом. При этом маршруты в установленном порядке, в виде
нематериальных активов, передаются Заказчику для организации
транспортного обслуживания населения.
37. В соответствии со спецификой обслуживания населения
маршруты могут иметь несколько режимов работы:
а) маршруты постоянные, действующие в течение установленного
периода суток, всех дней недели, месяцев;
б) маршруты дополнительные, действующие в ограниченные периоды
суток, как правило, в часы "пик";
в) маршруты сезонные, в т.ч. организуемые в период
функционирования зон отдыха, спортивно - оздоровительных
комплексов, ярмарок и т.п.;
г) специальные маршруты, действующие на договорной основе;
д) маршруты временные, вводимые при возникновении
непредвиденных ситуаций на дорожной сети, закрытии отдельных
участков, транспортных узлов и площадей;
е) маршруты укороченные.
38. Остановочные пункты маршрутов размещаются с учетом
безопасного и удобного подхода пассажиров, при соблюдении правил
дорожного движения и правил технической эксплуатации таких
пунктов. Остановочные пункты маршрутных автобусов находятся в
ведении соответствующих муниципальных образований.
39. Согласование межобластных, межкраевых, межреспубликанских
автобусных маршрутов, а также расписаний движения и тарифов
производится в установленном порядке.
ДОПУСК К ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ ПО МАРШРУТАМ
40. Подвижной состав, допущенный к перевозке пассажиров по
маршрутам, а также остановочные пункты должны соответствовать
требованиям ГОСТ 25869-90 "Отличительные знаки и информационное
обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта,
остановочных пунктов и пассажирских станций". Кроме того,
маршрутные автобусы и маршрутные такси должны иметь (в дополнение
к перечисленным в п.8 настоящих Правил) экипировку:
схему маршрута;
наименование и номер маршрута (внутри и снаружи);
таблицу тарифов;
режим работы;
номер телефона диспетчерской службы или автовокзала;
выписку из настоящих Правил (порядок и условия проезда).
41. Допуск перевозчиков к перевозкам пассажиров маршрутными
автобусами и маршрутными такси осуществляется в порядке,
установленном органом исполнительной власти по управлению
транспортом.
42. Количество и режим работы транспорта на городских и
пригородных маршрутах определяется Заказчиком, согласно нормативам
по каждому маршруту. Нормативы устанавливаются органом
исполнительной власти области по управлению транспортом на
основании данных обследования пассажиропотоков. К маршрутным
перевозкам по государственному (областному) заказу не допускаются
транспортные средства в количестве, превышающем установленный,
норматив.
43. С перевозчиками, допущенными к перевозке пассажиров
маршрутными автобусами. Заказчик перевозки заключает договор на
исполнение государственного (областного) заказа.
ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ В АВТОБУСАХ ОСОБОЙ МАЛОЙ
И МАЛОЙ ВМЕСТИМОСТИ В РЕЖИМЕ МАРШРУТНОГО ТАКСИ
44. Перевозки в режиме маршрутного такси организуются
Заказчиком перевозок по согласованию с органами местного
самоуправления на всех видах сообщений (внутригородских,
пригородных, междугородных) с использованием автобусов особо малой
вместимости (микроавтобусов) и автобусов малой вместимости.
45. Перевозки организуются с целью предоставления населению
транспортных услуг повышенной комфортности за счет: перевозки
пассажиров в количестве, не превышающем число мест для сидения;
повышенной скорости сообщения по сравнению с маршрутными
перевозками автобусами общего пользования;
остановок в пути следования по требованию пассажиров в любом
месте маршрута с соблюдением Правил дорожного движения;
приближения остановочных пунктов к местам скопления пассажиров
и организации маршрутов по улицам и дорогам, местным проездам,
позволяющим безопасно эксплуатировать автобусы малой и особо малой
вместимости.
46. Если конечный пункт маршрута является основным по
пассажирообразованию, а на протяжении маршрута наблюдается
неустойчивый по интенсивности пассажиропоток, движение
организуется по оперативным интервалам по мере накопления
пассажиров.
47. Перевозки выполняются для обслуживания транспортных связей
вокзалов, аэропортов, больничных комплексов, кладбищ с
центральными районами города; торговых и культурных центров между
собой и с жилыми массивами, жилых массивов с местами массового
отдыха и т.п.
48. Перевозки осуществляются на направлениях, совмещенных с
маршрутами других видов транспорта, дополняя их в часы "пик" и
осуществляя основные перевозки в межпиковое время, а также для
транспортных связей в ночное время, как на самостоятельных, так и
на совмещенных маршрутах.
49. На остановочных пунктах городских и пригородных маршрутов
для сведения населения вывешиваются указатели времени работы
автобусов.
50. На остановочных пунктах в междугородном сообщении
вывешиваются расписания движения.
ЧАСТЬ III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ В
АВТОМОБИЛЯХ - ТАКСИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ И СТОЯНКИ ТАКСИ
51. Легковые автомобили - такси индивидуального пользования
должны быть технически исправны, обеспечивать безопасность
движения, иметь исправный и чистый салон.
52. Автомобили - такси индивидуального пользования, а также
стоянки такси должны соответствовать требованиям ГОСТ 25869-90
"Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного
состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и
пассажирских станций".
53. Таксомоторные перевозки осуществляются по Путевым листам
типовой междуведомственной формы N 4, утвержденной Постановлением
Государственного комитета по статистике Российской Федерации от
28 ноября 1997 г. N 78, на основании лицензии, выдаваемой
территориальными органами Российской транспортной инспекции
организациям или предпринимателям. Перевозка пассажиров на
коммерческой основе без лицензии и оформленных путевых листов
запрещается.
54. Автомобили - такси должны быть экипированы в соответствии
с п.8 настоящих Правил, а также иметь в салоне табличку с
указанием вида тарифа (свободный, договорной, предельный) и
размера тарифа на проезд. В путевом листе и установленной в салоне
таблице кроме стандартных реквизитов указывается перечень услуг,
предоставляемых пассажирам, вид и порядок определения применяемых
тарифов, режим работы автомобилей - такси на линии.
55. Дислокация стоянок автомобилей - такси утверждается
Заказчиком перевозок на основании обследования пассажиропотоков,
по согласованию с органами местного самоуправления. Стоянки
организуются в местах сосредоточения пассажиропотоков, где
наблюдается наибольший спрос населения на автомобили - такси: у
вокзалов, аэропортов, речных и морских портов, на площадях, вблизи
театров, универмагов, рынков, стадионов, станций метро и т.д.
Ответственность за оборудование и содержание стоянок такси
возлагается на перевозчика, в соответствии с договором с
Заказчиком перевозок.
56. В аэропортах, на морских, речных и железнодорожных
вокзалах места стоянок автомобилей - такси, а также режим их
работы устанавливаются органом исполнительной власти по управлению
транспортом.
57. Сеть стоянок автомобилей - такси устанавливается
неравномерно по территории города: в районах с наибольшей
плотностью застройки, а также в местах, где расположены вокзалы,
стадионы, театры, рынки и т.п. количество стоянок должно быть
больше, чем в других районах города.
58. Стоянки автомобилей - такси подразделяются по ряду
признаков:
по местонахождению - в городе, пригородной зоне, на вокзальной
площади, у рынка и др.;
по напряженности спроса на автомобили - такси - с
круглосуточным или периодическим спросом; с высокой (более 30
автомобилей - такси в час) и малой частотой прибытия и отправления
автомобилей - такси ;
по расстановке автомобилей - такси - параллельно,
перпендикулярно и под углом к направлению движения.
59. Каждую стоянку автомобилей - такси отделяют от стоянок
личных и ведомственных легковых автомобилей специальными
ограничительными линиями.
60. Стоянка автомобилей - такси оборудуется трафаретом с
наименованием и номером стоянки; указателем "Посадка на такси",
при необходимости колонкой диспетчерской связи. Стоянки
автомобилей - такси освещаются в вечерний и ночной периоды
времени.
61. При выборе места стоянки автомобилей - такси учитывают
возможность удобного подхода пассажиров без пересечения потоков
транспортных средств.
62. Движение автомобилей - такси на стоянке, их въезд и выезд
должны быть согласованы с общим потоком движения транспортных
средств - на улице (площади).
63. Для соблюдения очередности отправления автомобили - такси
подают по одному к месту посадки пассажиров. Очередность
отправления автомобилей - такси: первый прибывший на стоянку
первым отправляется с пассажирами.
64. Стоянки автомобилей - такси на вокзальной площади должны
быть по возможности приближены к перронам поездов дальнего
следования таким образом, чтобы пассажиры с багажом не
передвигались, а ожидали подхода очередного автомобиля - такси.
Вокзальные стоянки автомобилей - такси должны иметь несколько
посадочных пунктов с удобным подходом для пассажиров. Пункты
посадки на вокзальных стоянках рассчитывают на одновременную
подачу 4 - 5 автомобилей - такси.
65. На стоянках автомобилей - такси, с которых производится
более 40 отправлений в час "пик", организуются линейные
диспетчерские пункты.
|