ПРОКУРАТУРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
ГРУППЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ
В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ
от 1 марта 2000 N 38-1-2000
О ПОВЫШЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КАЧЕСТВО
ПОДГОТОВКИ ИСКОВ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января
2000 г. N 72 утверждено Положение о фонде развития прокуратуры
Российской Федерации (опубликовано ниже).
Указанный фонд формируется за счет отчислений предприятий и
организаций в размере 10% денежных средств, поступающих по
инициативе прокуратуры в их доход. Предоставляемое прокурорам
субъектов Российской Федерации право самим формировать фонд
развития, возлагает на всех прокуроров, на группу по обеспечению
участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратуры области
обязанность еще тщательнее и скрупулезнее подходить к решению
вопроса о подготовке исков в арбитражный суд.
Согласно пункту 2.2 приказа Генерального прокурора РФ N 59 от
24 октября 1996 г. "О задачах органов прокуратуры по реализации
полномочий в арбитражном процессе", прокуроры обязаны проявлять
особую взвешенность при подготовке исков. Решая вопрос о
предъявлении иска, прокуроры должны исходить, прежде всего, из
государственных и общественных интересов. Необходимость защиты
прокурором государственного и общественного интереса должна быть
подтверждена соответствующими документами.
Предприятию, в интересах которого готовится иск, должно быть
известно о праве прокуратуры поставить вопрос о взыскании 10% от
суммы, которая поступит на счет предприятия - истца во исполнение
решения суда по удовлетворенному иску прокурора.
Предъявляя иск в интересах предприятия и ставя вопрос о
взыскании 10% от суммы исполненного решения с истца, прокуратура
фактически берет на себя обязательства контролировать исполнение
решения, принимать все предусмотренные законом меры к его
исполнению.
С учетом этого повышаются требования к качеству искового
материала. Исковые требования должны быть в полной мере доказаны
приложенными к исковому заявлению документами, иск по форме и
содержанию должен отвечать требованиям ст. 102 АПК РФ.
Полный, качественный, обоснованный исковой материал позволит
прокурору поставить перед судом вопрос об обеспечении иска.
Обеспечение иска - это гарантия исполнения решения. В
Арбитражно-процессуальном кодексе РФ этому вопросу посвящена глава
7 ст. ст. 75 - 80 (включительно).
Чтобы суд по ходатайству прокурора вынес определение об
обеспечении иска, нужно доказать необходимость такого действия,
приложить опись имущества ответчика, на которое может быть наложен
арест, с указанием балансовой стоимости этого имущества,
подтвердить принадлежность этого имущества ответчику, обосновать
требования о запрете какого-то действия.
Еще раз прошу обратить внимание на то, что если исковые
требования необоснованные и в иске будет отказано, ответственность
за убытки, причиненные ответчику обеспечением иска, ложится на
истца.
Таким образом, в основу иска должен быть положен глубоко
проверенный, обоснованный, доказанный факт.
Определение об обеспечении иска подлежит немедленному
исполнению. В этом случае действия как прокуроров группы по
обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе, так и
горрайпрокуроров по месту нахождения ответчика по обеспечению
исполнения определения, должны быть исключительно оперативными.
Позиция прокурора, подготовившего материальный иск, и истца
должна совпадать как по всем пунктам искового заявления, так и по
вопросу обеспечения иска. Необходимо помнить, что если суд
оставляет иск без рассмотрения, т.к. не соблюден досудебный
порядок взыскания долга либо не направлялись претензии и т.д.,
ответственность по убыткам, причиненным обеспечением иска ложится
на истца. Истец отвечает также по убыткам ответчика, причиненным
обеспечением иска и в случае прекращения дела (ст. 85 АПК РФ).
С учетом этого, в период подготовки иска необходимо у истца
выяснить: не рассматривал ли суд ранее такой же спор, не
ликвидирована ли организация - ответчик, не отказывался ли истец
уже от аналогичных требований и отказ принят судом и т.д.
Значительный объем работы ложится на плечи горрайпрокуроров
после вынесения решения и поступления исполнительного листа.
Группа по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе
обязана контролировать своевременность направления арбитражным
судом исполнительного листа истцу, а также обеспечить направление
копии исполнительного листа прокурору по месту нахождения истца и
ответчика для осуществления контроля за исполнением.
На этой стадии прокуроры должны знать, что исполнительное
производство должно быть возбуждено в 3-х дневный срок со дня
поступления исполнительного листа, определены участники
исполнительного производства и т.д. Представление в суд
качественных, удовлетворяемых и исполняемых исков в значительной
степени поднимет роль прокуратуры в стабилизации экономической
обстановки в области, городе, районе.
Старший помощник прокурора
по обеспечению участия прокуроров
в арбитражном процессе
КУНЕВА О.И.
Приложение
к Информационно - методическому письму
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 января 2000 г. N 72
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФОНДЕ РАЗВИТИЯ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Фонд развития прокуратуры Российской Федерации (далее
именуется - фонд) предназначен для дополнительного финансирования
материально - технического и иного обеспечения органов
прокуратуры, а также мероприятий по социальной защите работников
прокуратуры, а также мероприятий по социальной защите работников
органов прокуратуры, в том числе уволившихся в связи с выходом на
пенсию (далее именуются - работники органов прокуратуры).
Фонд формируется за счет отчислений предприятий и организаций
в размере 10 процентов денежных средств, поступающих по инициативе
прокуратуры в их доход.
2. Средства фонда учитываются на отдельных текущих счетах,
открываемых в установленном порядке Генеральной прокуратурой
Российской Федерации, прокуратурами субъектов Российской Федерации
и приравненными к ним прокуратурами в учреждениях Центрального
банка Российской Федерации и других кредитных организациях по
месту открытия счета по учету средств федерального бюджета
территориальных органов федерального казначейства Министерства
финансов Российской Федерации.
3. Средства фонда направляются на:
а) укрепление материально - технической базы органов
прокуратуры;
б) строительство и ремонт служебных зданий и сооружений
органов прокуратуры;
в) строительство и приобретение жилых помещений для работников
органов прокуратуры, а также выдачу беспроцентных ссуд на
строительство и приобретение жилья работниками органов
прокуратуры;
г) финансирование мероприятий, связанных с социальной защитой
работников органов прокуратуры;
д) улучшение медицинского обеспечения работников органов
прокуратуры;
е) расходы медицинских и лечебно - оздоровительных учреждений
органов прокуратуры.
4. Предприятия и организации перечисляют средства,
предусмотренные пунктом 1 настоящего Положения, на отдельные
текущие счета прокуратур субъектов Российской Федерации и
приравненных к ним прокуратур, а средства, поступившие по
инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, - на ее
отдельный текущий счет.
5. Прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к
ним прокуратуры часть поступивших на их счет средств в размерах,
устанавливаемых Генеральной прокуратурой Российской Федерации,
перечисляют на ее отдельный текущий счет. Остальные средства
расходуются непосредственно указанными прокуратурами на цели,
предусмотренные пунктом 3 настоящего Положения.
6. Предприятия и организации перечисляют средства, поступившие
в их доход по инициативе специализированных прокуратур,
обслуживающих режимные, особо режимные объекты и закрытые
административно - территориальные образования, на отдельный
текущий счет Генеральной прокуратуры Российской Федерации, часть
из которых направляется специализированным прокуратурам и
расходуется ими на цели, предусмотренные пунктом 3 настоящего
Положения.
7. Контроль за своевременностью перечисления предприятиями и
организациями средств, поступивших по инициативе прокуратуры в их
доход, осуществляют соответствующие прокуроры.
8. Контроль за формированием и целевым использованием средств
фонда осуществляется Генеральной прокуратурой Российской
Федерации.
9. Генеральная прокуратура Российской Федерации представляет в
Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке
квартальные и годовые отчеты о поступлении средств в фонд и об их
использовании.
10. Инструкция о порядке использования средств фонда
утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации.
11. Настоящее Положение не распространяется на органы военной
прокуратуры.
|