ПРОКУРАТУРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРОКУРОРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Г.И.ЗАДКОВА
от 17 февраля 2000 г. N 7-12-00
О СОСТОЯНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ РФ И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ
ОТДЕЛЕНИЯМИ ПРИ СБОРЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
И РАСХОДОВАНИИ СРЕДСТВ
Проведенной Генеральной прокуратурой РФ коллегией по вопросу
"О результатах проверки исполнения законодательства Пенсионным
фондом Российской Федерации и его территориальными отделениями при
сборе страховых взносов и расходовании средств и состоянии
прокурорского надзора за соблюдением законности в этой
деятельности" отмечается, что органами прокуратуры принимаются
меры к обеспечению действенного надзора за исполнением
законодательства Пенсионным фондом Российской Федерации и его
территориальными отделениями при сборе страховых взносов и
расходовании средств, являющихся федеральной собственностью.
Многие прокуроры своевременно реагировали на факты принятия в
1997 - 1999 гг. региональными органами власти незаконных правовых
актов, устанавливающих произвольное использование средств
Пенсионного фонд РФ. Наиболее результативен прокурорский надзор по
этим вопросам в Республике Башкортостан, Московской, Нижегородской
и Тульской областях.
Вместе с тем эффективность надзорной деятельности за
исполнением законодательства отделениями Пенсионного фонда России
оставалась невысокой и прежде всего потому, что была
сориентирована в основном на рассмотрение конкретных жалоб
граждан, вследствие чего роль прокуроров в предупреждении и
пресечении фактов противоправного расходования средств,
предназначенных для выплаты государственных пенсий и пособий, была
незначительна.
Проведенной Генеральной прокуратурой с участием прокуроров
субъектов Российской Федерации проверкой выявлены серьезные
нарушения законодательства в деятельности Пенсионного фонда
Российской Федерации и его территориальных органов.
Распространенный характер носили нарушения, связанные с нецелевым
использованием денежных средств, незаконной практикой погашения
задолженности организаций и предприятий векселями коммерческих
банков, несоблюдением установленного порядка предоставления
рассрочек платежей, когда такие соглашения заключались без
реальной оценки финансового состояния организации - должников.
Нередко заключались не предусмотренные законом соглашения о
проведении взаимозачетов с плательщиками - должниками при участии
посредников, допускалось немотивированное снижение сумм
задолженности при предъявлении исков в арбитражные суды. Не
обеспечивался полный и своевременный учет плательщиков страховых
взносов. Значительную распространенность получили корыстные
должностные злоупотребления со стороны руководящих работников
отделений Пенсионного фонда.
Неправомерные действия должностных лиц наряду с некоторыми
субъективными причинами, в том числе отсутствием четкой правовой
урегулированности деятельности Пенсионного фонда РФ,
способствовали снижению из года в год уровня сбора страховых
взносов. Сумма просроченной перед Пенсионным фондом задолженности
организаций составляла на начало 1999 г. порядка двух третей от
утвержденного на текущий год пенсионного бюджета.
Возросло количество обоснованных жалоб на работу органов,
управляющих пенсионными средствами. За последние два года к
прокурорам поступило свыше 21 тыс. обращений по этим вопросам, по
каждому четвертому из них установлены нарушения прав граждан.
По результатам проведенной проверки в целях устранения
нарушений законов в деятельности Пенсионного фонда России и его
территориальных отделений прокурорами внесено свыше 800
представлений и протестов, предъявлено в суды и арбитражные суды
более 140 исков, возбуждено в отношении злостных нарушителей 13
уголовных дел. По инициативе прокуроров привлечено к
дисциплинарной и административной ответственности более 70
должностных лиц, нарушивших законодательство, объявлены
предостережения 35 должностным лицам о недопустимости нарушений
законодательства.
По имеющейся в Генеральной прокуратуре РФ информации,
руководством Пенсионного фонда РФ осуществлен ряд мер по
устранению нарушений законности, обеспечению финансовой
сбалансированности пенсионного бюджета, вывода пенсионных средств
из уставных капиталов коммерческих банков, прекращению практики
работы с векселями коммерческих банков в качестве платежного
средства, отмене рассрочек некоторым крупным должникам по уплате
страховых взносов и другие.
Однако положение дел меняется пока медленно и требует
неослабного внимания со стороны прокуроров. Некоторые прокуроры
проявляют пассивность в опротестовании правовых актов,
противоречащих федеральному законодательству, в пресечении
неправомерных действий должностных лиц при сборе страховых взносов
и расходовании пенсионных средств. Слабо используют
предоставленные законом полномочия для повышения их
ответственности за соблюдением законности.
Учитывая изложенное, а также аналогичные недостатки, имеющиеся
и в нашей области, прошу усилить надзор за исполнением пенсионного
законодательства, в частности, исходя из конкретной обстановки,
разработать и осуществить дополнительные меры по повышению уровня
надзора за соблюдением исполнения законодательства о
государственном управлении финансами, предназначенных для
пенсионного обеспечения и пенсионном обеспечении граждан,
законодательства, регулирующего деятельность Пенсионного фонда РФ
и его территориальных отделений, а также организаций,
осуществляющих функции контроля в сфере использования средств
Пенсионного фонда Российской Федерации.
Систематически анализировать положение дел, принимать
оперативные меры к совершенствованию прокурорской практики,
выработать систему надзорной деятельности.
Обращать особое внимание на:
соответствие требованиям Конституции РФ и федеральному
законодательству региональных правовых актов (своевременно
опротестовывать те из них, которые вторгаются в компетенцию
федерального центра);
усиление взаимодействия с отделениями Пенсионного фонда на
местах, правоохранительными и контролирующими органами для
выявления и пресечения фактов нецелевого использования средств
Пенсионного фонда Российской Федерации.
Последовательно и настойчиво устранять нарушения законности,
принципиально решать вопросы о привлечении виновных к
ответственности. Проводить целенаправленную работу по возмещению
гражданско - правовыми средствами ущерба, причиненного уклонением
от уплаты страховых взносов, а также их незаконным расходованием,
при необходимости обращаться в суды с исками в интересах
Пенсионного фонда. Обращаю Ваше внимание на то, что в соответствии
со ст. 34.1 Налогового кодекса РФ, в случаях, когда
законодательством о налогах и сборах на органы государственных
внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю,
эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых
органов, предусмотренных настоящим кодексом. Должностные лица
органов государственных внебюджетных фондов несут обязанности,
предусмотренные ст. 33 настоящего кодекса (письмо прокуратуры
области в адрес руководителей государственных внебюджетных фондов
от 21 декабря 1999 г. N 7-09-99).
При проверках и принятии решения в порядке ст. 109 УПК РСФСР
по поступающим из контролирующих органов материалам о нецелевом
использовании внебюджетных и бюджетных средств Пенсионного фонда
РФ по Саратовской области, особое внимание уделять выявлению в
действиях субъектов, отвлекающих внебюджетные средства, составов
преступлений, предусмотренных ст. ст. 201, 285, 286 УК РФ. Держать
на особом контроле расследование уголовных дел по преступлениям,
связанным с посягательствами на средства Пенсионного фонда РФ. О
наиболее серьезных нарушениях законности, выявленных в названной
сфере, информировать прокуратуру области.
Отдел по надзору
за исполнением законов
и законностью правовых актов
|