ПРОКУРАТУРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРОКУРОРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Г.И.ЗАДКОВА
от 17 февраля 2000 г. N 7-12-00
О ПРАКТИКЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анализ материалов прокурорских проверок, проведенных
Генеральной прокуратурой Российской Федерации, свидетельствует о
многочисленных нарушениях законодательства, допускаемых
Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского
страхования.
Так, вопреки Закону Российской Федерации "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации", территориальными
фондами обязательного медицинского страхования не принимаются
исчерпывающие меры к взиманию страховых взносов, плохо налажен
текущий контроль за своевременным и полным их перечислением. На
протяжении последних лет отмечается рост общей задолженности
плательщиков взносов, которая на 01.01.1998 составляла 52,6 млрд.
руб., на 01.01.1999 - 95,4 млрд. руб., а на 01.07.1999 - уже 112,5
млрд. руб.
Установлено, что принимаемые территориальными фондами меры по
учету плательщиков страховых взносов, являются в большинстве
случаев недостаточными, отмечены существенные расхождения в данных
территориальных фондов и налоговых инспекций о количестве
плательщиков. Штрафные санкции за отказ хозяйствующих субъектов от
регистрации в территориальном фонде обязательного медицинского
страхования (ТФОМС) в нарушение требований ст. 27 Закона РФ "О
медицинском страховании граждан в РФ" часто не применяются.
Отсутствие в настоящее время эффективного взаимодействия
налоговых органов и ТФОМС не позволяет решить многие вопросы,
связанные со своевременностью и полнотой сбора страховых взносов.
Особую тревогу вызывает неисполнение органами исполнительной
власти субъектов РФ и органами местного самоуправления
обязанностей по уплате платежей в фонды за неработающее население.
Такое же положение по уплате страховых сборов сложилось и в
нашей области. Так, страховые платежи за неработающих граждан
поступают только с 1999 года и лишь от администрации Лысогорского
района и закрытого административного территориального объединения
(ЗАТО) г. Шиханы, остальные же районы средства на эти цели не
перечисляют. При этом, ТФОМС Саратовской области никаких мер для
погашения задолженности по страховым взносам не принимает.
Выявлены нарушения и при заключении ТФОМС соглашений с
предприятиями об отсрочках погашения недоимки страховых взносов.
Вопреки ст. 23 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации",
территориальные фонды по-прежнему обслуживаются коммерческими
организациями.
Неудовлетворительная обстановка складывается с исполнением
судебных решений и реальным взысканием денежных средств в пользу
фондов обязательного медицинского страхования. По соответствующим
арбитражным делам сумма реально взысканных средств по регионам в
среднем не превышает 30 процентов от сумм, подлежащих взысканию по
исполнительным листам.
Указом Президента РФ от 29 мая 1998 г. N 604 "О мерах по
обеспечению безусловного исполнения решений о взыскании
задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам"
федеральные органы налоговой полиции также наделены правом
обращения взыскания на имущество организаций, имеющих
задолженность по сборам страховых взносов, например, правом
производства административного ареста имущества должников. В ряде
субъектов РФ, в том числе и в нашей области, работа в данном
направлении не ведется.
Анализ материалов прокурорских проверок, проведенной
прокуратурой Саратовской области свидетельствует о том, что
горрайпрокурорами практически не организован действенный надзор за
законностью использования средств медицинского страхования,
предназначенных для оказания населению бесплатной медицинской
помощи. Городскими и районными прокурорами не предъявлено ни
одного иска в арбитражный суд. В некоторых прокуратурах эта работа
не проводилась с момента принятия Закона РФ "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации".
Учитывая, что в условиях острой нехватки финансов, обеспечение
строгого целевого использования средств становится одной из
основных задач государства, прошу усилить надзор за исполнением
Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации", наладить должное взаимодействие правоохранительных
органов с филиалами территориального фонда обязательного
медицинского страхования, налоговыми службами и контролирующими
органами в выявлении нарушений законодательства. Проводить
целенаправленную работу по возмещению гражданско - правовыми
средствами ущерба, причиненного уклонением от уплаты страховых
взносов, а также их незаконным расходованием. Обращаю Ваше
внимание на то, что в соответствии со ст. 31.1. Налогового кодекса
РФ, на органы государственных внебюджетных фондов возложены
обязанности по налоговому контролю. Эти органы пользуются правами
и несут обязанности налоговых органов, предусмотренных настоящим
кодексом. Должностные лица органов внебюджетных фондов несут
обязанности, предусмотренные ст. 33 настоящего кодекса. В случаях
неисполнения органами местного самоуправления обязанностей по
уплате платежей в фонд медицинского страхования за неработающее
население принимать меры прокурорского реагирования, при
утверждении местных бюджетов добиваться утверждения статьи
расходов на оплату платежей за неработающее население. По всем
фактам нецелевого использования медицинскими учреждениями средств,
предназначенных для оказания бесплатной медицинской помощи,
обращаться в суды с исками в интересах медицинских учреждений и
территориального фонда обязательного медицинского страхования к
должностным лицам, виновным в нецелевом использовании средств, о
возмещении материального ущерба в порядке ст. 119 КЗоТ РФ,
предусматривающей материальную ответственность работников, по вине
которых, предприятию, учреждению, организации, причинен ущерб.
Принципиально решать вопросы об ответственности виновных лиц
(вплоть до возбуждения уголовных дел).
Отдел по надзору
за исполнением законов
и законностью правовых актов
|