САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 28 декабря 1999 г. N 40-390
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ БЫТОВЫХ УСЛУГ
ГОРОДА САРАТОВА НА 2000 - 2004 ГОДЫ
В целях дальнейшего развития сферы бытового обслуживания
населения и повышения уровня оказания населению города бытовых
услуг Саратовская городская Дума решила:
1. Принять Концепцию развития сферы бытовых услуг города
Саратова на 2000 - 2004 годы (прилагается).
2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его опубликования.
Мэр города Саратова
Ю.Н.АКСЕНЕНКО
Приложение
к Решению
Саратовской городской Думы
от 28 декабря 1999 г. N 40-390
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СФЕРЫ БЫТОВЫХ УСЛУГ ГОРОДА САРАТОВА
НА 2000 - 2004 ГОДЫ
ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ
Стабилизация и развитие деятельности предприятий бытового
обслуживания населения, преодоление кризисного состояния отрасли,
обеспечение насыщения рынка разнообразными видами бытовых услуг,
повышение их качества.
ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
Создание правовых, экономических и организационных условий для
устойчивого развития сферы бытовых услуг населению;
Создание цивилизованных механизмов предпринимательской
деятельности и благоприятных условий для работы бытовых служб и
предприятий, урегулирования их взаимоотношений с социальными
партнерами и потребителями бытовых услуг;
Содействие созданию и поддержка предпринимательских структур,
предоставляющих бытовые услуги.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ
Нормативно - правовое обеспечение развития сферы бытовых услуг
населению (п. 1 "Мероприятий по развитию бытового обслуживания
населения города на 2000 - 2004 гг." (далее - Мероприятия)
(прилагаются);
Информационное обеспечение развития сферы бытовых услуг (п. 2
Мероприятий);
Развитие инфраструктуры сферы бытовых услуг (п. 3
Мероприятий);
Поддержка производственно - маркетинговой и инновационной
деятельности предприятий бытового обслуживания (п. 4 Мероприятий);
Инвестиционная поддержка предприятий, оказывающих бытовые
услуги населению (п. 5 Мероприятий);
Научно - методическое и кадровое обеспечение развития сферы
бытовых услуг (п. 6 Мероприятий).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
1. Создание элементов инфраструктуры, оказывающих
информационную, консультативную, финансовую, маркетинговую и
другие виды поддержки предприятиям бытового обслуживания
населения;
2. Увеличение в 2 раза количества предприятий, предоставляющих
бытовые услуги населению;
3. Увеличение объема реализации бытовых услуг;
4. Повышение уровня потребления бытовых услуг;
5. Появление новых видов бытовых услуг;
6. Повышение качества и доступности бытовых услуг;
7. Увеличение налогооблагаемой базы и пополнение областного и
городского бюджетов.
Ожидаемая динамика роста объема бытовых услуг
и услуг на одного жителя по г. Саратову за 1996 - 2004 гг.
--------------------T-----T-----T-----T-----T-----T-----T---------¬
¦Годы ¦1996 ¦1997 ¦1998 ¦1999 ¦2000 ¦2004 ¦2004/1998¦
+-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+---------+
¦Объем бытовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦услуг (в тыс. руб.)¦185,9¦209,6¦392,0¦509,6¦611,5¦784,0¦в 2 раза ¦
+-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+---------+
¦Объем услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦на 1 жителя ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(в рублях) ¦208,4¦320,8¦438,5¦570,0¦684,0¦876,0¦в 2 раза ¦
L-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----------
ПОЯСНЕНИЯ
Бытовое обслуживание населения как отрасль народного хозяйства
одним из первых подверглось реформированию в период перехода к
рынку, традиционно несет большую социальную нагрузку и является
наиболее приоритетной отраслью, предоставляющей рабочие места.
Однако в настоящее время отрасль оказалась в кризисном состоянии.
Изначально, в процессе разделения крупных объединений
(коммерциализации), а затем в период приватизации к руководству
конкретными предприятиями пришли кадры, не имеющие опыта
управления предприятием (из числа непосредственных работников -
обувщиков, парикмахеров, специалистов по ремонту техники и т.д.),
привыкшие к централизованному снабжению и внешнему управлению.
Поэтому многие предприятия не выдерживают жестких условий рынка.
Сказывается низкий платежеспособный спрос населения. Низкая
заработная плата привела к осложнению социальной обстановки и к
оттоку квалифицированных кадров из отрасли. Вместе с тем,
необходимо констатировать, что отрасль как таковая имеет
платежеспособный спрос и с рынка услуг не исчезнет ни при каких
обстоятельствах.
В последнее время был предпринят ряд мер по выводу отрасли из
кризиса.
Утверждены областная и городская Программы развития бытового
обслуживания населения на 1997 - 2000 годы, направленные на
реализацию комплексных мер по стабилизации бытовых услуг.
Важнейшей задачей департамента потребительского рынка и
районных администраций является работа по созданию современной
сферы услуг европейского уровня. Необходимо не только сохранить,
но и увеличить количество предприятий, восстановить сеть приемных
пунктов. При этом первостепенное внимание и поддержка должны быть
оказаны социально - приоритетным видам услуг.
Немаловажную роль в оказании бытовых услуг населению играют
частные индивидуальные предприниматели, не обремененные большими
налогами. Этой категории предпринимателей, работающей в сфере
бытовых услуг, необходимо оказывать всякое содействие.
Здесь очень важны частные инвестиции, поэтому финансирование
вновь созданных и реконструкция действующих предприятий бытового
обслуживания в городе должны осуществляться за счет средств самих
предприятий.
Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, для
устойчивого функционирования сферы бытовых услуг необходима
поддержка органов местного самоуправления. Причем такую поддержку
следует оказывать предприятиям с учетом их специфики, видов
оказываемых услуг, местных особенностей и организационно -
правовых форм.
В рамках реализации поставленных задач потребуется решить
следующие вопросы:
- развитие конкуренции между предприятиями и частными
предпринимателями;
- обеспечение защиты предпринимателей и создание благоприятных
условий для их работы;
- создание системы по обеспечению кадрами предприятий сферы
услуг. Для этого необходимо подготовить программу подготовки и
переподготовки кадров, в том числе рабочих профессий;
- обеспечение защиты прав потребителей по безопасности и
качеству предоставляемых услуг. Продолжить работу по сертификации
услуг, обеспечить контроль за соблюдением предприятиями условий
лицензирования и сертификации.
Необходимо на системной основе в течение ближайших трех лет
решить вопрос сбора и утилизации серебросодержащих растворов и
материалов, остающихся после технологических процессов в
фотолабораториях, и волос в парикмахерских.
Разработать систему по организации обслуживания
малообеспеченных граждан.
Приложение
к Концепции развития сферы бытовых услуг
города Саратова на 2000 - 2004 годы
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА НА 2000 - 2004 ГГ.
----T------------------------------------T---------------T----------------¬
¦ N ¦ Наименование мероприятий ¦ Срок ¦Ответственный ¦
¦ ¦ ¦ исполнения ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦1. ¦Нормативно - правовое обеспечение ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития сферы бытового обслуживания¦ ¦ ¦
¦ ¦населения ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦1.1¦Разработка проектов постановлений ¦ ¦ ¦
¦ ¦администрации города: ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦а) ¦о мерах по поддержке и стабилизации ¦2000 - 2004 гг.¦Департамент ¦
¦ ¦деятельности предприятий бытового ¦ ¦потребительского¦
¦ ¦обслуживания населения ¦ ¦рынка, ¦
¦ ¦ ¦ ¦администрации ¦
¦ ¦ ¦ ¦районов ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦б) ¦о мерах по социальной поддержке ¦2000 г. ¦Департамент ¦
¦ ¦малообеспеченных групп населения при¦ ¦социальной сферы¦
¦ ¦предоставлении услуг предприятий ¦ ¦ ¦
¦ ¦бытового обслуживания населения: ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------+---------------+----------------+
¦ ¦- установить систему предоставления ¦2000 г. ¦Комитет по труду¦
¦ ¦льгот участникам и инвалидам ВОВ, ¦ ¦и социальному ¦
¦ ¦малообеспеченным слоям населения; ¦ ¦развитию ¦
¦ ¦ ¦ ¦департамента ¦
¦ ¦ ¦ ¦социальной сферы¦
¦ +------------------------------------+---------------+----------------+
¦ ¦- определить приоритетные виды ¦2000 г. ¦Департамент ¦
¦ ¦бытовых услуг; ¦ ¦потребительского¦
¦ ¦ ¦ ¦рынка ¦
¦ +------------------------------------+---------------+----------------+
¦ ¦- создать общественную комиссию по ¦2000 г. ¦Департамент ¦
¦ ¦проверке предоставления льготных ¦ ¦потребительского¦
¦ ¦услуг населению; ¦ ¦рынка ¦
¦ +------------------------------------+---------------+----------------+
¦ ¦- создать комплекс бытовых услуг на ¦2000 г. ¦Комитет по труду¦
¦ ¦базе Центра социально - трудовой ¦ ¦и социальному ¦
¦ ¦реабилитации (ул. Миллеровская, 62).¦ ¦развитию ¦
¦ ¦ ¦ ¦департамента ¦
¦ ¦ ¦ ¦социальной сферы¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦2. ¦Информационное обеспечение ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития сферы бытового обслуживания¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦2.1¦Проведение анализа уровня развития ¦Ежегодно ¦Департамент ¦
¦ ¦сферы бытового обслуживания ¦ ¦потребительского¦
¦ ¦населения по отраслевому принципу ¦ ¦рынка ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦2.2¦Формирование базы данных рынка ¦Ежегодно ¦Департамент ¦
¦ ¦бытовых услуг города ¦ ¦потребительского¦
¦ ¦ ¦ ¦рынка, ¦
¦ ¦ ¦ ¦администрации ¦
¦ ¦ ¦ ¦районов ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦2.3¦Проведение специализированных ¦Ежегодно ¦Департамент ¦
¦ ¦информационных семинаров с ¦ ¦потребительского¦
¦ ¦представителями контролирующих ¦ ¦рынка ¦
¦ ¦органов, предприятий службы быта ¦ ¦ ¦
¦ ¦по актуальным вопросам поддержки и ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития сферы услуг. ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦2.4¦Содействие в информационном ¦Ежегодно ¦Департамент ¦
¦ ¦обеспечении деятельности сферы ¦ ¦потребительского¦
¦ ¦бытового обслуживания населения ¦ ¦рынка ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦3. ¦Развитие инфраструктуры сферы ¦ ¦ ¦
¦ ¦бытового обслуживания населения. ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦3.1¦Создание в районах города ¦2001 г. ¦Администрации ¦
¦ ¦общественных координационных советов¦ ¦районов города ¦
¦ ¦по вопросам поддержки и развития ¦ ¦ ¦
¦ ¦сферы бытовых услуг ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦3.2¦Содействие созданию общественных ¦2004 г. ¦Департамент ¦
¦ ¦объединений предприятий и ¦ ¦потребительского¦
¦ ¦предпринимателей, занимающихся ¦ ¦рынка, ¦
¦ ¦оказанием бытовых услуг, в районах ¦ ¦администрации ¦
¦ ¦города ¦ ¦районов города ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦4. ¦Поддержка производственно - ¦ ¦ ¦
¦ ¦маркетинговой и инновационной ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности предприятий бытового ¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживания ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦4.1¦Содействие размещению областных и ¦Ежегодно ¦Департамент ¦
¦ ¦муниципальных заказов на конкурсной ¦ ¦по экономике и ¦
¦ ¦основе на предприятиях бытового ¦ ¦инвестиционной ¦
¦ ¦обслуживания. ¦ ¦политике ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦4.2¦Содействие размещению на ¦2001 г. ¦Департамент ¦
¦ ¦промышленных предприятиях города ¦ ¦потребительского¦
¦ ¦заказов на новое оборудование и ¦ ¦рынка, ¦
¦ ¦новые технологии для предприятий ¦ ¦Департамент по ¦
¦ ¦бытового обслуживания населения. ¦ ¦экономике и ¦
¦ ¦ ¦ ¦инвестиционной ¦
¦ ¦ ¦ ¦политике и ¦
¦ ¦ ¦ ¦Департамент по ¦
¦ ¦ ¦ ¦промышленности, ¦
¦ ¦ ¦ ¦энергетике, ¦
¦ ¦ ¦ ¦транспорту, ¦
¦ ¦ ¦ ¦связи и топливу ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦4.3¦Создание системы выставочно - ¦Ежегодно ¦Департамент ¦
¦ ¦ярмарочной деятельности предприятий ¦ ¦потребительского¦
¦ ¦и предпринимательских структур ¦ ¦рынка, ¦
¦ ¦бытового обслуживания: ¦ ¦администрации ¦
¦ ¦ ¦ ¦районов ¦
¦ +------------------------------------+---------------+----------------+
¦ ¦- проведение специализированных ¦ ¦Департамент ¦
¦ ¦выставок; ¦ ¦потребительского¦
¦ ¦ ¦ ¦рынка, ¦
¦ ¦ ¦ ¦администрации ¦
¦ ¦ ¦ ¦районов ¦
¦ +------------------------------------+---------------+----------------+
¦ ¦- проведение конкурсов ¦ ¦Департамент ¦
¦ ¦профессионального мастерства среди ¦ ¦потребительского¦
¦ ¦работников бытового обслуживания; ¦ ¦рынка, ¦
¦ ¦ ¦ ¦администрации ¦
¦ ¦ ¦ ¦районов ¦
¦ +------------------------------------+---------------+----------------+
¦ ¦- содействие в проведении конкурсов,¦ ¦Департамент ¦
¦ ¦фестивалей по видам бытовых услуг ¦ ¦потребительского¦
¦ ¦ ¦ ¦рынка, ¦
¦ ¦ ¦ ¦администрации ¦
¦ ¦ ¦ ¦районов, ¦
¦ ¦ ¦ ¦Управление ¦
¦ ¦ ¦ ¦культуры ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦5. ¦Содействие созданию общественных ¦2004 г. ¦Департамент ¦
¦ ¦организаций взаимного кредитования ¦ ¦потребительского¦
¦ ¦предпринимателей, действующих в ¦ ¦рынка, ¦
¦ ¦сфере бытового обслуживания. ¦ ¦администрации ¦
¦ ¦ ¦ ¦районов ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦6. ¦Научно - методическое и кадровое ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечение развития малого ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства в сфере бытового¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживания населения ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦6.1¦Проведение научно - практической ¦2003 г. ¦Департамент ¦
¦ ¦конференции по развитию системы ¦ ¦потребительского¦
¦ ¦бытового обслуживания населения ¦ ¦рынка, Центр ¦
¦ ¦ ¦ ¦стандартизации ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦6.2¦Определение базовых учебных ¦2001 г. ¦Департамент ¦
¦ ¦заведений для подготовки рабочих ¦ ¦потребительского¦
¦ ¦кадров предприятий бытового ¦ ¦рынка ¦
¦ ¦обслуживания населения и повышения ¦ ¦ ¦
¦ ¦их квалификации ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦6.3¦Организация обучения молодежи, ¦Ежегодно ¦Районные центры ¦
¦ ¦женщин, военнослужащих инвалидов, ¦ ¦занятости ¦
¦ ¦незанятых граждан профессиям, ¦ ¦населения, ¦
¦ ¦имеющим применение в сфере бытового ¦ ¦администрации ¦
¦ ¦обслуживания населения ¦ ¦районов ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦7. ¦Внедрение новых технологий: ¦2001 г. ¦ООО "Дом ¦
¦ ¦Внедрить на базе ООО "Дом моделей" ¦ ¦моделей" ¦
¦ ¦новую технологию индивидуального ¦ ¦ ¦
¦ ¦пошива одежды за счет использования ¦ ¦ ¦
¦ ¦подкладочных материалов производства¦ ¦ ¦
¦ ¦фирмы "Хенкель - Текстиль" ¦ ¦ ¦
¦ ¦(Германия) ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------+---------------+----------------+
¦ ¦Внедрить новую технологию пошива ¦2003 г. ¦Предприятие ¦
¦ ¦обуви за счет применения импортных ¦ ¦по ремонту и ¦
¦ ¦колодок и оборудования на ¦ ¦пошиву обуви ¦
¦ ¦предприятии по пошиву и ремонту ¦ ¦ООО "Импо" ¦
¦ ¦обуви ООО "Импо" ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+---------------+----------------+
¦8. ¦Реконструкция и капитальный ремонт ¦В течение ¦Районные ¦
¦ ¦предприятий бытового обслуживания: ¦2000 - 2004 гг.¦администрации и ¦
¦ ¦Провести ревизию зданий и помещений ¦ ¦предприятия ¦
¦ ¦предприятий бытового обслуживания и ¦ ¦бытового ¦
¦ ¦подготовить мероприятия по их ¦ ¦обслуживания ¦
¦ ¦капитальному ремонту и реконструкции¦ ¦ ¦
¦ ¦в соответствии с современными ¦ ¦ ¦
¦ ¦требованиями дизайна ¦ ¦ ¦
L---+------------------------------------+---------------+-----------------
|