УТРАТИЛ СИЛУ - ЗАКОН САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 28.04.2005 Г. N 33-ЗСО
15 июня 1999 года N 30-ЗСО
-------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Принят
Саратовской областной Думой
26 мая 1999 года
(в ред. Закона Саратовской области
от 26.06.2003 N 39-ЗСО, от 23.07.2004 N 43-ЗСО)
Настоящий Закон разработан в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральным законодательством об
образовании, Уставом (Основным Законом) Саратовской области, иными
нормативными правовыми актами области и определяет особенности
регулирования отношений в сфере образования Саратовской области с
учетом национальных, социально-экономических и других условий.
Закон закрепляет принципы организации образования,
регламентирует отношения участников образовательной деятельности
на всех уровнях и является базой правового регулирования
образования в Саратовской области.
Закон устанавливает дополнительные гарантии реализации
конституционного права граждан на образование, развития системы
образования области.
Статья 1. Государственная (областная) политика в сфере
образования
Совершенствование системы образования составляет приоритетное
направление развития области.
Организационной основой государственной (областной) политики в
сфере образования являются областные программы развития
образования.
Экономическая политика в сфере образования области направлена
на поддержку и развитие образовательных учреждений вне зависимости
от их организационно-правовых форм, форм собственности и
ведомственной принадлежности.
Органы государственной власти области осуществляют политику
персональной экономической поддержки наиболее одаренных
обучающихся, лучших педагогических работников, инновационных
образовательных учреждений и победителей конкурсов проектов
развития образования в форме стипендий, грантов, целевого
финансирования. Органы государственной власти области создают
организационно-экономические условия для развития научно-
образовательного потенциала учреждений высшего профессионального
образования и обеспечивают стимулирование их инновационной научно-
технической деятельности как базы социального и экономического
развития области.
Статья 2. Гарантии прав граждан на образование на территории
области
В целях реализации прав граждан на образование органами
государственной власти области создаются необходимые условия,
гарантирующие получение образования любого уровня,
соответствующего потребностям и способностям граждан,
государственному областному заказу на образование.
(в ред. Закона Саратовской области от 26.06.2003 N 39-ЗСО)
Для удовлетворения потребностей населения в воспитании,
развитии, социализации детей дошкольного возраста, укрепления их
здоровья на территории области повсеместно действует и развивается
сеть дошкольных образовательных учреждений.
В целях удовлетворения потребностей населения в формировании
общей культуры личности, адаптации граждан к жизни в обществе,
создания основ для осознанного выбора профессии, укрепления
здоровья обучающихся в области действует и развивается сеть
учреждений начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования, а также сеть учреждений дополнительного
образования для детей, в том числе детские оздоровительные лагеря.
В целях реализации прав граждан на образование гарантируется
получение общедоступного и бесплатного среднего (полного) общего
образования, начального профессионального и на конкурсной основе -
бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального
и послевузовского профессионального образования в соответствии с
федеральным законодательством и законодательством области.
Лица, обладающие особыми способностями, могут получать
образование в соответствующих специализированных образовательных
учреждениях.
Для лиц, имеющих отклонения в развитии, а также для подростков
с девиантным поведением осуществляется интегрированное
(включенное) обучение по дополнительным коррекционным и социально-
терапевтическим программам с привлечением специалистов, социальных
педагогов и социальных работников, создаются государственные
(областные) и муниципальные специальные учреждения, группы и
классы в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального
профессионального образования, работающие по дополнительным
социально-педагогическим и превентивным программам.
В целях всестороннего удовлетворения образовательных
потребностей и интересов граждан в рамках каждого уровня
профессионального образования создается и развивается сеть
учреждений дополнительного профессионального образования.
Порядок и условия получения бесплатного дополнительного
профессионального образования устанавливаются федеральным
законодательством, учредительными документами образовательных
учреждений, расположенных на территории области.
Граждане, прибывающие для профессионального обучения из
иностранных государств, получают образование в государственных
учреждениях начального профессионального, среднего
профессионального, высшего профессионального и послевузовского
профессионального образования области в соответствии с действующим
законодательством и международными договорами.
Статья 3. Право граждан на свободный выбор формы обучения
На территории области гражданам предоставляется право
свободного выбора форм образования, предусмотренных действующим
законодательством, в соответствии с государственными
образовательными стандартами. Допускается сочетание различных форм
получения образования.
При семейном дошкольном образовании родители ребенка имеют
право на бесплатное ознакомление с утвержденными программами
дошкольного образования, на диагностику уровня развития и
способностей ребенка в дошкольных образовательных учреждениях
области.
Статья 4. Язык (языки) обучения
Граждане Российской Федерации, проживающие на территории
области, имеют право на получение основного общего образования на
родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах
возможностей, предоставленных системой образования области.
Право граждан на получение образования на родном языке
обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих
образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их
функционирования.
Язык (языки), на котором (на которых) ведется обучение и
воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем
(учредителями) образовательного учреждения и закрепляется уставом
образовательного учреждения.
Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных
учреждениях, за исключением дошкольных, изучение русского языка
как государственного языка Российской Федерации регламентируется
государственными стандартами.
Статья 5. Система образования области
Система образования области является частью системы образования
Российской Федерации.
Система образования области включает:
1) совокупность преемственных образовательных программ и
государственных образовательных стандартов различного уровня и
направленности;
2) образовательные учреждения различных организационно-правовых
форм, форм собственности, типов и видов;
3) орган исполнительной власти области в сфере управления
образованием;
4) муниципальные органы управления образованием;
5) иные специализированные предприятия, учреждения и
организации, обеспечивающие деятельность образовательных
учреждений и органов управления образованием.
Статья 6. Областной компонент государственных образовательных
стандартов
Система образования области реализует государственные
образовательные стандарты, устанавливаемые федеральными органами
государственной власти.
Областной компонент государственных образовательных стандартов
устанавливается как часть государственного образовательного
стандарта и отражает социально-экономические, культурные и
исторические особенности области.
Областной компонент государственных образовательных стандартов
устанавливается органом законодательной (представительной) власти
области.
(в ред. Закона Саратовской области от 26.06.2003 N 39-ЗСО)
Областной компонент государственных образовательных стандартов
обязателен для соблюдения государственными, муниципальными и
негосударственными образовательными учреждениями, расположенными
на территории области.
Образовательные учреждения и организации, осуществляющие свою
деятельность в соответствии с государственными образовательными
стандартами, имеют право на государственную аккредитацию и на
представление своих выпускников к государственной (итоговой)
аттестации.
Статья 7. Управление системой образования в области
Управление системой образования области осуществляют органы
государственной власти области в соответствии с их компетенцией,
определяемой федеральным законодательством и законодательством
области.
(в ред. Закона Саратовской области от 26.06.2003 N 39-ЗСО)
Общее руководство системой образования области осуществляет
Правительство области.
Формирование органа исполнительной власти области в сфере
управления образованием, утверждение положения о нем, назначение и
освобождение руководителей этого органа осуществляется
Губернатором области по согласованию с федеральными органами
управления образованием.
Органы местного самоуправления создают муниципальные органы
управления образованием. Деятельность муниципальных органов
управления образованием осуществляется в соответствии с
действующим законодательством.
Муниципальные органы управления образованием координируют
деятельность всех образовательных учреждений и организаций,
находящихся на территории муниципального образования, независимо
от организационно-правовых форм, форм собственности и
ведомственной принадлежности, за исключением государственных
учреждений высшего профессионального образования.
В области могут создаваться советы ректоров учреждений высшего
профессионального образования, директоров учреждений среднего
профессионального образования и другие общественные объединения,
призванные способствовать функционированию и развитию системы
образования посредством участия в разработке и проведении единой
государственной (областной) политики в сфере образования.
Статья 8. Компетенция органа законодательной (представительной)
власти области в сфере образования
К компетенции органа законодательной (представительной) власти
области в сфере образования относится:
1) утверждение областных планов и программ развития образования
с учетом социально-экономических, экологических, национально-
культурных, демографических и других особенностей;
2) установление областных нормативов финансирования
образования;
(в ред. Закона Саратовской области от 26.06.2003 N 39-ЗСО)
3) принятие правовых актов, обеспечивающих функционирование и
развитие образования в области;
4) установление областного компонента государственных
образовательных стандартов;
5) утверждение дополнительных льгот, видов и норм материального
обеспечения воспитанников, обучающихся, студентов, а также
педагогических и научно-педагогических работников образовательных
учреждений;
6) утверждение в областном бюджете расходов на образование;
7) исключен. - Закон Саратовской области от 26.06.2003 N 39-
ЗСО.
8) реализация иных полномочий в соответствии с действующим
законодательством.
Статья 9. Компетенция органов исполнительной власти области в
сфере образования
К компетенции органов исполнительной власти области в сфере
образования относится:
1) осуществление на территории области государственной
(федеральной и областной) политики в сфере образования, общего
руководства деятельностью муниципальных органов управления
образованием и подведомственных образовательных учреждений,
координация работы всех учреждений образования независимо от их
организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной
принадлежности в пределах своей компетенции;
2) обеспечение государственных гарантий доступности и
обязательности основного общего образования;
3) разработка и реализация программ и планов развития
образования в области;
4) согласование с учредителями вопросов создания, реорганизации
и ликвидации учреждений профессионального образования на
территории области;
5) исключен. - Закон Саратовской области от 26.06.2003 N 39-
ЗСО.
6) разработка областных нормативов финансирования образования;
7) организация издания учебной литературы, методических
материалов, пособий и изготовления технических средств обучения;
8) принятие мер по социальной защите школьников, учащихся,
студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников
образовательных учреждений;
9) учреждение почетных грамот, премий, грантов и персональных
стипендий в сфере образования и утверждение положений о них;
10) создание в соответствии с порядком, установленным органом
законодательной (представительной) власти области, учреждений
образования и утверждение их уставов;
11) закрепление безвозмездно за государственными
образовательными учреждениями земельных участков, находящихся в
государственной собственности области, в постоянное (бессрочное)
пользование;
12) инспектирование системы общего и начального
профессионального образования;
13) контроль за соблюдением государственных образовательных
стандартов в общеобразовательных учреждениях, а также областного
компонента при подготовке и переподготовке специалистов со средним
профессиональным и высшим профессиональным образованием во всех
учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального
образования независимо от их организационно-правовых форм, форм
собственности и ведомственной принадлежности;
14) осуществление контроля за исполнением федерального
законодательства и законодательства области, бюджетной и
финансовой дисциплины в системе образования области; внесение
предложений в соответствующие органы и учреждения о проведении
контроля финансово-хозяйственной деятельности всех учреждений
образования независимо от их организационно-правовых форм, форм
собственности и ведомственной принадлежности;
15) обеспечение развития, сохранения и восстановления областной
оздоровительной базы отдыха для детей и подростков, клубов по
месту жительства (независимо от ведомственной принадлежности),
детско-юношеских спортивных школ области;
16) назначение и увольнение руководителей государственных
учреждений начального профессионального образования в соответствии
с действующим законодательством;
17) согласование назначения и увольнения руководителей
муниципальных органов управления образованием;
18) лицензирование, аттестация и аккредитация областных
образовательных учреждений в соответствии с действующим
законодательством (за исключением учреждений высшего
профессионального и послевузовского профессионального
образования);
(в ред. Закона Саратовской области от 26.06.2003 N 39-ЗСО)
19) участие совместно с федеральными органами исполнительной
власти в аттестации и аккредитации учреждений высшего
профессионального образования, если иное не предусмотрено
федеральным законодательством;
20) исключен. - Закон Саратовской области от 26.06.2003 N 39-
ЗСО.
21) развитие международного и межнационального сотрудничества в
сфере образования, содействие муниципальным органам управления
образованием в установлении прямых связей с образовательными
учреждениями иностранных государств;
22) представление кандидатур на должности ректоров вновь
создаваемых или реорганизуемых учреждений высшего
профессионального образования для заключения с ними трудовых
договоров (контрактов) соответствующими федеральными органами
исполнительной власти, в ведении которых находятся данные
учреждения высшего профессионального образования, а также внесение
предложений об освобождении их от занимаемой должности;
23) исключен. - Закон Саратовской области от 26.06.2003 N 39-
ЗСО.
24) представление кандидатур на должности директоров
государственных учреждений среднего профессионального образования,
расположенных на территории области, для их дальнейшего
утверждения учредителями и внесение предложений об освобождении их
от занимаемой должности, если уставом образовательного учреждения
не предусмотрено иное;
25) прогнозирование развития сети образовательных учреждений,
подготовка предложений по выделению из федерального бюджета
целевых субвенций на нужды образования в области;
26) осуществление прямого финансирования деятельности
подведомственных им образовательных учреждений;
27) прогнозирование потребностей в специалистах различного
профиля для нужд области и муниципальных образований области,
формирование на данной основе государственных заказов на
специалистов по различным направлениям;
28) согласование планов приема в учреждения среднего
профессионального и высшего профессионального образования на
основании предложений руководителей соответствующих учреждений
независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности
и ведомственной принадлежности в целях удовлетворения потребностей
области в специалистах различного профиля;
29) согласование предложений руководителей учреждений
профессионального образования независимо от их организационно-
правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности
по введению новых и ликвидации существующих специальностей для
области;
30) проведение с учетом интересов области стратегического
анализа, прогнозирования и координации приоритетных научно-
исследовательских и проектных работ, финансируемых за счет средств
областного бюджета, в учреждениях высшего профессионального
образования;
31) организация подготовки, переподготовки, повышения
квалификации педагогических кадров;
32) содействие в организации практики студентов, учащихся и их
трудоустройстве по окончании учреждений начального
профессионального, среднего профессионального и высшего
профессионального образования области;
33) осуществление иных полномочий в сфере управления
образованием, предусмотренных федеральным законодательством и
законодательством области.
Статья 10. Согласование назначения и освобождения от должности
руководителей муниципальных органов управления образованием
Главы муниципальных образований области направляют предложения
о назначении на должность или освобождении от должности
руководителей муниципальных органов управления образованием в
орган исполнительной власти области в сфере управления
образованием.
(в ред. Закона Саратовской области от 26.06.2003 N 39-ЗСО)
Назначение и освобождение от должности руководителей
муниципальных органов управления образованием без согласования с
органом исполнительной власти области в сфере управления
образованием не допускается.
Статья 11. Особенности создания образовательных учреждений и
организаций на территории области
Государственные (областные) и муниципальные образовательные
учреждения создаются на территории области на основании решений,
принятых соответственно Правительством области и администрациями
муниципальных образований области, в порядке, установленном
действующим законодательством.
Решения принимаются указанными органами при наличии
соответствующей материально-технической базы, квалифицированных
педагогических кадров, утвержденных в установленном порядке
учебных планов и программ, выполнении мероприятий по охране
здоровья обучающихся, воспитанников, работников образовательного
учреждения и других необходимых мероприятий.
На территории области государственные и муниципальные
образовательные учреждения создаются только в форме учреждения.
Негосударственные образовательные учреждения и организации, а
также их филиалы могут быть созданы на территории области только
при:
1) наличии учебно-лабораторной базы в соответствии с учебными
планами и рабочими программами;
2) наличии квалифицированных профессорско-преподавательских
кадров, для большинства из которых работа в данном образовательном
учреждении или организации является основной;
3) обязательном выполнении требований государственного
стандарта по открываемым специальностям, если соответствующие
требования установлены федеральным законодательством.
Статья 12. Устав образовательного учреждения
Устав образовательного учреждения должен содержать требования,
установленные федеральным законодательством, и не противоречить
положению о данном типе и виде образовательного учреждения.
Устав государственного и муниципального образовательного
учреждения согласовывается с соответствующим органом по управлению
имуществом (или органом, его заменяющим) в части закрепления за
образовательным учреждением объектов государственной или
муниципальной собственности на праве оперативного управления.
(в ред. Закона Саратовской области от 26.06.2003 N 39-ЗСО)
Статья 13. Особенности приема обучающихся, воспитанников в
образовательные учреждения, расположенные на территории области
Помимо установленных федеральным законодательством, на
территории области действуют следующие правила приема обучающихся
и воспитанников в образовательные учреждения:
1) при приеме в государственные (областные) и муниципальные
общеобразовательные учреждения, реализующие программы
углубленного, профильного обучения, когда число поступающих
превышает установленный план приема, порядок отбора, гарантирующий
претендентам равные права на получение данного образования,
устанавливается органом исполнительной власти области в сфере
управления образованием по представлению руководителя
образовательного учреждения;
2) при невозможности приема воспитанников или обучающихся в
государственные (областные) и муниципальные дошкольные
образовательные учреждения, в учреждения начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования из-за
недостатка мест администрация образовательного учреждения должна в
письменной форме известить об этом администрацию соответствующего
муниципального образования. В этом случае решение вопроса об
обязательном устройстве детей для их воспитания или обучения
возлагается на органы местного самоуправления соответствующего
муниципального образования;
3) победителям областных олимпиад по общеобразовательным
предметам при приеме в областные учреждения среднего
профессионального и высшего профессионального образования в
качестве вступительных испытаний на основании Соглашения между
Правительством области и советами ректоров учреждений высшего
профессионального и директоров учреждений среднего
профессионального образования засчитываются результаты участия в
указанных олимпиадах, соответствующих профилю избранной
специальности, с последующим зачислением на основании
собеседования.
(в ред. Закона Саратовской области от 26.06.2003 N 39-ЗСО)
Статья 14. Целевой прием в учреждения среднего
профессионального и высшего профессионального образования
(в ред. Закона Саратовской области от 26.06.2003 N 39-ЗСО)
В целях обеспечения муниципальных образований области
специалистами различного профиля Правительство области,
администрации муниципальных образований направляют лиц,
проживающих на территории соответствующего муниципального
образования, для целевого приема в учреждения среднего
профессионального и высшего профессионального образования,
расположенные на территории области.
Целевой прием на обучение осуществляется в порядке,
установленном федеральным законодательством.
Статья 15. Особенности отчисления обучающихся и воспитанников
из расположенных на территории области образовательных учреждений
Отчисление обучающихся и воспитанников из образовательных
учреждений, расположенных на территории области, осуществляется в
порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим
Законом, и закрепляется в уставах образовательных учреждений.
Отчисление обучающихся по основаниям, не предусмотренным уставом
образовательного учреждения, не допускается.
Отчисление воспитанников из дошкольных образовательных
учреждений может осуществляться только на основании:
1) решения родителей (законных представителей) воспитанников,
оформленного в виде заявления, подаваемого в письменном виде;
2) нарушений требований устава дошкольного образовательного
учреждения, допущенных родителями (законными представителями)
воспитанников, и условий договора, заключаемого между дошкольным
образовательным учреждением и родителями (законными
представителями);
3) заключения медико-педагогической комиссии (службы) о
выявленных отклонениях в психическом и (или) физическом развитии
ребенка при отсутствии в дошкольном учреждении возможности
специального ухода за таким ребенком и применения специальных
педагогических методов воспитания и обучения.
В случае отчисления воспитанника из дошкольного
образовательного учреждения полную ответственность за его
дальнейшее образование и воспитание несут родители (законные
представители) ребенка.
Отчисление обучающихся, не достигших четырнадцатилетнего
возраста, из общеобразовательного учреждения допускается только в
случаях:
1) решения суда о направлении подростка, достигшего
одиннадцатилетнего возраста, в специальное учебно-воспитательное
учреждение;
2) заключения медико-педагогической комиссии (службы) о
выявленных отклонениях в психическом и (или) физическом развитии
обучающегося и при наличии согласия родителей на его определение в
специальное образовательное учреждение.
Отчисление обучающихся, достигших четырнадцатилетнего возраста,
из общеобразовательного учреждения допускается только по решению
органа самоуправления образовательным учреждением, согласованному
с муниципальным органом управления образованием, за совершение ими
противоправных действий и неоднократные нарушения устава
образовательного учреждения.
Отчисление обучающихся, не имеющих основного общего
образования, их перевод на иную форму обучения, в иное
образовательное учреждение, оставление образовательного учреждения
при достижении 15 лет до получения основного общего образования
производятся с согласия комиссии по делам несовершеннолетних.
Отчисление обучающихся, достигших пятнадцатилетнего возраста,
помимо оснований, предусмотренных в частях четвертой и пятой
настоящей статьи, допускается при достижении взаимного согласия
между их родителями (законными представителями) и муниципальным
органом управления образованием.
Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, из образовательных учреждений всех типов и
видов принимается органом самоуправления образовательного
учреждения только с согласия органов опеки и попечительства.
Об исключении обучающихся (воспитанников) в возрасте от 14 до
18 лет из общеобразовательных учреждений, школ-интернатов и
учреждений начального профессионального образования администрация
соответствующего образовательного учреждения обязана в трехдневный
срок сообщить в письменном виде в соответствующий муниципальный
орган управления образованием, который совместно с родителями
(законными представителями) в месячный срок принимает меры по
трудоустройству отчисленного или продолжению его обучения в другом
образовательном учреждении.
Лицам, отчисленным из образовательного учреждения, в
трехдневный срок после принятия решения об отчислении выдаются
документы, включая выписку из приказа образовательного учреждения
об отчислении и справку установленного образца о незавершенном
обучении на данном уровне образования.
Статья 16. Государственный контроль за качеством образования
На территории области государственный контроль за качеством
образования в пределах своей компетенции осуществляется органом
исполнительной власти области в сфере управления образованием и
муниципальными органами управления образованием.
В настоящем Законе под качеством образования понимается:
1) качество образовательных услуг - совокупность характеристик
образовательного процесса, определяемых (оцениваемых) путем
обобщения результатов итоговой аттестации выпускников;
2) качество образовательной подготовки выпускника -
совокупность характеристик, полученных (освоенных) гражданином в
ходе образовательного процесса, знаний, умений, навыков,
востребуемых личностью, обществом, государством и определяемых
(оцениваемых) по результатам итоговой аттестации.
В случаях предъявления государственной аттестационной службой
рекламаций на качество образования в аккредитованных
образовательных учреждениях оценка качества образовательных услуг
возможна с помощью данных промежуточной (текущей) аттестации.
Основой определения (оценки) качества образовательной
подготовки выпускников и качества образовательных услуг,
предоставляемых образовательными учреждениями и организациями,
служат государственные образовательные стандарты.
Статья 17. Контроль за деятельностью образовательных учреждений
Контроль за деятельностью образовательных учреждений всех типов
и видов, расположенных на территории области, осуществляется
органами государственной власти в пределах их компетенции.
Органы местного самоуправления имеют право осуществлять
контроль за деятельностью образовательных учреждений,
расположенных на территории соответствующего муниципального
образования, и совершать все необходимые для этого действия в
пределах своей компетенции.
Компетенция учредителя (учредителей) по осуществлению
контрольных функций в отношении образовательного учреждения
определяется в соответствии с договором между учредителем и
образовательным учреждением.
Администрация образовательного учреждения обязана поставить в
известность своего учредителя о проверке, если она осуществляется
без представителя учредителя или без его ведома.
Проверяющие допускаются к проверке образовательного учреждения
только после предоставления руководителю образовательного
учреждения (или должностному лицу, его заменяющему) документа,
удостоверяющего полномочия проверяющего.
Статья 18. Трудоустройство выпускников учреждений среднего
профессионального и высшего профессионального образования
Трудоустройство выпускников учреждений среднего
профессионального и высшего профессионального образования,
зачисляемых на условиях целевого направления в пределах квоты,
устанавливаемой Правительством области, осуществляется
администрациями муниципальных образований области и организациями-
работодателями в соответствии с договором о целевой контрактной
подготовке специалиста.
Трудоустройство выпускников учреждений среднего
профессионального и высшего профессионального образования может
осуществляться на основании федерального и (или) областного
государственного заказа. В этом случае руководитель
соответствующего учреждения среднего профессионального или высшего
профессионального образования обязан направить на конкретные
рабочие места выпускников, получивших бесплатное образование.
Статья 19. Финансирование системы образования области
Финансирование системы образования области осуществляется за
счет средств федерального, областного и местных бюджетов.
Финансирование негосударственных образовательных учреждений и
организаций осуществляется в соответствии с действующим
законодательством.
Областные нормативы финансирования образовательных учреждений
ежегодно устанавливаются органами государственной власти области с
учетом специфики образовательных учреждений области и
достаточности средств для покрытия средних текущих расходов,
связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий,
сооружений и оборудования образовательных учреждений.
Муниципальные нормативы финансирования устанавливаются с учетом
местных условий и должны быть достаточными для покрытия расходов,
связанных с образовательным процессом.
Муниципальные нормативы финансирования утверждаются органами
местного самоуправления по каждому типу и виду образовательного
учреждения.
Для малокомплектных сельских образовательных учреждений
нормативы их финансирования должны учитывать фактически
складывающиеся затраты на содержание образовательного учреждения и
обучение учащихся.
Наличие у образовательных учреждений дополнительных финансовых
средств, помимо бюджетных, не влечет за собой снижения нормативов
и (или) абсолютных размеров бюджетного финансирования, а также
снижения финансирования текущего и капитального ремонта. Средства,
полученные образовательными учреждениями от сдачи в аренду
занимаемых ими помещений, используются данными учреждениями в
соответствии с федеральным законодательством об образовании, в том
числе на социальную поддержку детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей.
Из областного бюджета финансируются в соответствии с бюджетным
законодательством:
выплаты специальных областных стипендий для одаренных студентов
и учащихся учреждений начального профессионального, среднего
профессионального и высшего профессионального образования;
занятия (или курсы) по подготовке к поступлению в учреждения
среднего профессионального и высшего профессионального образования
детей, нуждающихся в оказании государственной помощи (дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети из
малоимущих и многодетных семей);
приобретение учебной литературы в библиотеки
общеобразовательных учреждений области для обеспечения детей из
малоимущих, многодетных семей и семей, находящихся в социально
опасном положении;
(абзац введен Законом Саратовской области от 23.07.2004 N 43-ЗСО)
мероприятия по реконструкции, капитальному ремонту и развитию
областных образовательных учреждений, общежитий.
(часть 7 в ред. Закона Саратовской области от 26.06.2003 N 39-ЗСО)
Недопустимо ограничение или прекращение предоставления
коммунальных услуг государственным или муниципальным
образовательным учреждениям в случае отсутствия финансирования их
по указанным статьям расходов из соответствующих бюджетов.
Статья 20. Социальные гарантии в системе образования области
Права и обязанности, социальные гарантии обучающихся и
воспитанников, их родителей, а также работников образовательных
учреждений определяются федеральным законодательством, настоящим
Законом, типовым положением об образовательном учреждении и
уставом соответствующего образовательного учреждения.
Образовательные учреждения самостоятельно в пределах имеющихся
бюджетных и внебюджетных средств разрабатывают и реализуют меры
дополнительной социальной поддержки обучающихся, включая
установление дифференцированных стипендий, социальных пособий и
других льгот (оплата проживания в общежитии, питание, проезд,
расходы на одежду, учебные принадлежности, оздоровительные
мероприятия, бытовые услуги).
Для работников государственных (областных) и муниципальных
общеобразовательных учреждений изменение тарифных ставок (окладов)
производится в сроки и в размерах, предусмотренных федеральным
законодательством.
Педагогические работники государственных (областных) и
муниципальных общеобразовательных учреждений имеют право на
надбавки к должностному окладу за:
1) ученые степени доктора наук и кандидата наук - в размере
трех и двух ставок первого разряда Единой тарифной сетки
соответственно;
2) почетные звания "Заслуженный учитель школы РСФСР",
"Заслуженный учитель Российской Федерации", "Заслуженный работник
высшей школы Российской Федерации" - в размере одной ставки
первого разряда Единой тарифной сетки.
Надбавки, указанные в части четвертой настоящей статьи,
производятся за счет средств, выделяемых на содержание
соответствующих образовательных учреждений.
Педагогические работники образовательных учреждений,
проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках
(поселках городского типа) области имеют право на льготы по оплате
жилплощади и коммунальных услуг (отоплению и освещению) в
соответствии с действующим законодательством.
Выпускники средних профессиональных и высших профессиональных
образовательных учреждений, выезжающие на работу в пределах
области, а также члены их семей имеют право на предоставление
работодателями жилых помещений на условиях найма согласно условиям
контракта.
В целях развития творческого потенциала педагогических
коллективов, поощрения талантливых работников образовательных
учреждений, поддержки одаренных студентов и учащихся (победителей
и лауреатов областных, республиканских, международных олимпиад и
конкурсов в сфере образования, а также лиц, окончивших
образовательные учреждения с золотой медалью) учреждаются
областные грамоты, премии и гранты.
Поддержка молодых семей учащихся и студентов, имеющих детей,
осуществляется в соответствии с программами, утверждаемыми
Правительством области.
Статья 21. Руководство подготовкой, повышением квалификации и
переподготовкой работников образования
Общее руководство подготовкой, переподготовкой и повышением
квалификации работников образования области осуществляет орган
исполнительной власти области в сфере управления образованием.
Научно-методическими и организационными центрами повышения
квалификации и дополнительного профессионального образования для
педагогических кадров всех уровней выступают функционирующие в
области образовательные учреждения, имеющие соответствующие
лицензии и статус учреждений дополнительного профессионального
образования.
Руководители образовательных учреждений несут ответственность
за повышение профессиональной квалификации работников,
предоставляя им право повышать свою квалификацию по мере
необходимости, но не реже чем один раз в 5 лет. Минимальные
нормативы финансирования на эти цели устанавливает учредитель.
Статья 22. Муниципальные методические службы в сфере
образования
По решению органов местного самоуправления в населенных пунктах
области могут создаваться муниципальные методические службы.
Научно-методическое руководство деятельностью муниципальных
методических служб осуществляет государственное (областное)
образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования для педагогических работников.
Основной задачей методических служб является:
1) работа с педагогическими и руководящими работниками
образовательных учреждений по повышению профессиональной
компетенции;
2) мониторинг качества образования в муниципальных
образовательных учреждениях, анализ и обобщение передового
педагогического опыта, содействие его распространению и
творческому использованию;
3) подготовка экспертных заключений для аттестационных
комиссий, информационное обеспечение (в пределах своей
компетенции) образовательных учреждений и педагогических
работников;
4) координация методической работы в образовательных
учреждениях соответствующего муниципального образования, помощь в
самообразовании педагогических кадров;
5) опытно-экспериментальная и научно-исследовательская работа.
Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Часть седьмая статьи 19, пункты 1, 2 части четвертой статьи 20
настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2000 года.
Губернатор
Саратовской области
Д.Ф.АЯЦКОВ
г. Саратов
15 июня 1999 года
N 30-ЗСО
|