6 апреля 1999 года N 16-ЗСО
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Саратовской областной Думой
24 марта 1999 года
Настоящий Закон представляет собой нормативный правовой акт,
устанавливающий общий порядок финансовой системы местного
самоуправления в Саратовской области, характеризующейся
особенностями формирования и использования денежных ресурсов на
экономическое и социальное развитие территорий.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цель Закона
Целью настоящего Закона является регулирование бюджетно -
финансовых отношений, возникающих при формировании, утверждении,
исполнении и контроле средств органов местного самоуправления.
Статья 2. Понятия и термины, применяемые в настоящем Законе
В настоящем Законе применяются следующие понятия и термины:
Бюджетное регулирование - процесс распределения доходов и
перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях
выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с
учетом государственных минимальных социальных стандартов и
минимальной бюджетной обеспеченности.
Бюджетные компенсации - средства, переливаемые в местные
бюджеты из областного бюджета в связи с изменениями налогового и
бюджетного законодательства, передачей государственных полномочий,
приводящими к снижению доходов или увеличению расходов местных
бюджетов, и не учтенные при утверждении бюджетов.
Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые местному
бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на
срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Местный бюджет (бюджет муниципального образования) - фонды
денежных средств, предназначенных для реализации задач и функций,
отнесенных к предметам ведения муниципальных образований области.
Минимальный местный бюджет - расчетный объем доходов и
расходов местного бюджета, учитывающий государственные минимальные
социальные стандарты и минимальную бюджетную обеспеченность.
Местные финансы - совокупность денежных средств, формируемых и
используемых для решения вопросов местного значения.
Местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые
представительными органами местного самоуправления самостоятельно
в соответствии с федеральными законами.
Государственный минимальный социальный стандарт - минимальный
уровень гарантий социальной защиты, установленный
законодательством Российской Федерации, обеспечивающий
удовлетворение важнейших потребностей человека.
Социальные нормы - показатели необходимой обеспеченности
населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными
и другими услугами в натуральном выражении в расчете на
соответствующую единицу измерения (на одного жителя, на одного
учащегося, на одну койку, на одно учреждение соответствующего
типа, на 1 кв. м. и т.д.). Денежное выражение этих норм -
финансовые нормы.
Норматив минимальной бюджетной обеспеченности - расчетный
показатель минимально необходимой потребности в бюджетных
средствах одного жителя муниципального образования по текущим
расходам в сферах, отнесенных к компетенции муниципального
образования.
Минимально необходимые расходы местных бюджетов - расходы,
определяемые на основе социальных норм и нормативов минимальной
бюджетной обеспеченности.
Регулирующие доходы - федеральные и областные налоги и иные
платежи, по которым в соответствии с федеральными законами
устанавливаются законом области временные нормативы отчислений (в
процентах) в местные бюджеты на предстоящий финансовый год, а
также на долговременной основе (не менее чем на три года).
Собственные доходы - налоговые и неналоговые платежи,
закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на
постоянной основе федеральными и областными законами, а также
вводимые представительными органами местного самоуправления в
соответствии с законодательством Российской Федерации и области и
направляемые в местные бюджеты.
Средства самообложения - разовые добровольные целевые сборы,
устанавливаемые непосредственно населением муниципального
образования для финансирования решения вопросов местного значения.
Средства по взаимным расчетам - суммы, поступающие в местные
бюджеты или передаваемые из местных бюджетов в областной бюджет в
связи с изменениями в доходах и расходах местных бюджетов,
возникающими в результате решений, принятых органами
государственной власти и не учтенные при утверждении
соответствующих бюджетов.
Муниципальные ценные бумаги - облигации, жилищные сертификаты
и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного
самоуправления.
Дотации - денежные средства, выделяемые местным бюджетам из
федерального и областного бюджетов на безвозмездной и
безвозвратной основах в случаях, если закрепленных и регулирующих
доходов недостаточно доя формирования минимального местного
бюджета.
Субвенции - финансовая помощь, выделяемая местным бюджетам из
федерального и областного бюджетов на конкретные цели и на
определенный срок и подлежащая возврату в соответствующий бюджет в
случае неиспользования ее по целевому назначению в установленный
срок.
Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые местному
бюджету, физическому или юридическому лицу на условиях долевого
финансирования целевых расходов.
Областной бюджетный фонд финансовой поддержки муниципальных
образований - совокупность денежных средств, образуемых в
областном бюджете для оказания финансовой помощи муниципальным
образованиям на нормативно-долевой основе и распределяемых в
соответствии с фиксированной формулой.
Трансферты населению - финансовые средства, предоставленные из
областного бюджета в бюджет муниципального образования для
реализация обязательных социальных выплат населению.
Статья 3. Финансовая система местного самоуправления
Финансовая система местного самоуправления представляет собой
совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе
которых образуются и используются фонды денежных средств,
необходимых для экономического развития муниципальных образований.
Финансовая система местного самоуправления включает следующие
звенья финансовых отношений: местный бюджет, резервные и целевые
фонды, кредитные средства, муниципальные ценные бумаги, финансовые
ресурсы предприятий и организаций, находящихся в муниципальной
собственности.
Муниципальное образование в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральным и областным законодательством,
уставами муниципальных образований:
выполняет финансовые обязательства перед Российской Федерацией
и областью, определяемые федеральными и областными законами;
получает доли (в процентах) федеральных налогов, поступающие в
областной бюджет и закрепленные за муниципальными образованиями на
постоянной основе;
получает из областного бюджета дотации, субвенции, субсидии,
бюджетные ссуды и ассигнования на областные и региональные
программы;
привлекает внутренние займы под определенные гарантия,
взаимодействует с финансово-кредитными организациями;
формирует состав и структуру местного бюджета;
принимает правовые и нормативные акты по финансовым вопросам в
пределах своей компетенции.
Раздел II. ФОРМИРОВАНИЕ, РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ
МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
Статья 4. Финансовая база органов местного самоуправления
Финансовой базой органов местного самоуправления являются их
бюджеты.
Бюджетные и имущественные права, предоставленные органам
местного самоуправления, дают им возможность составлять,
рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться
переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Статья 5. Местные бюджеты
1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет,
который является частью финансовой системы местного
самоуправления.
2. Формирование и исполнение местных бюджетов осуществляется
по единой методологии, государственным минимальным социальным
стандартам, социальным нормам, нормам минимальной бюджетной
обеспеченности, устанавливаемым законами Российской Федерации и
области.
3. Органы местного самоуправления могут включать в состав
местного бюджета резервные и целевые фонды, сметы доходов и
расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся
муниципальными образованиями, но входящих в состав этого
муниципального образования.
Зарегистрированным субъектам территориального общественного
самоуправления, которые являются юридическими лицами, составление
смет в составе местных бюджетов обязательно.
4. Местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей,
принципы построения которых должны соответствовать бюджетной
классификации области.
Статья 6. Документы и материалы, составляемые одновременно с
проектом местного бюджета
Органы местного самоуправления при формировании проектов
местного бюджета на очередной финансовый год обязаны составлять
следующие документы и материалы:
анализ тенденций социально-экономического развития
муниципального образования, охватывающий период не менее трех лет,
предшествующих году его составления, в сопоставимых ценах,
одновременно учитывая фактическое исполнение текущего года;
прогноз основных направлений социально-экономического развития
муниципального образования на очередной финансовый год;
прогнозируемые доходы и расходы местного бюджета по группам,
подгруппами статьям согласно бюджетной классификации;
перечень и ставки местных налогов, сборов и других
обязательных платежей, действующих на территории муниципального
образования;
перечень налоговых льгот, действующих на территории
муниципального образования, и суммы выпадающих доходов в связи с
предоставлением указанных льгот;
пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости
предоставления налоговых льгот и критерии пополнения доходной
части бюджета взамен выпадающих доходов;
перечень защищенных статей расходов местного бюджета;
норматив оборотной кассовой наличности по местному бюджету;
смету доходов и расходов отдельных населенных пунктов и
территорий, входящих в состав муниципального образования;
сведения о резервных и целевых фондах;
предполагаемый объем финансовой помощи в форме дотаций и
субвенций из областного бюджета на планируемый год, если она
требуется, обоснование и порядок ее погашения;
расчет сбалансированности местного бюджета и пояснительную
записку в случае увеличения размера дефицита местного бюджета с
указанием источников его покрытия.
Статья 7. Обеспечение бюджетной самостоятельности органов
местного самоуправления
Бюджетная самостоятельность органов местного самоуправления
обеспечивается:
наличием собственных источников доходов;
наличием доходов от предприятий, организаций и других
источников муниципальной собственности;
законодательным закреплением за органами местного
самоуправления регулирующих доходов, дотаций, субвенций,
трансфертов населению и средств, предназначенных для реализации
органами местного самоуправления отдельных государственных
полномочий.
Статья 8. Финансовые гарантии органов государственной власти
органам местного самоуправления
Органы государственной власти области гарантируют:
обеспечение органов местного самоуправления минимальными
местными бюджетами путем закрепления доходных источников для
покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов;
недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в
ходе исполнения бюджета, а также сумм превышения доходов над
расходами и сумм экономии по расходам бюджета;
недопустимость компенсации за счет местных бюджетов потерь в
доходах и дополнительных расходов в областном бюджете, возникающих
в ходе его исполнения, за исключением случаев, связанных с
изменением федерального законодательства, а также произошедших по
вине органов местного самоуправления;
обязательность компенсации местным бюджетам недостающих
средств в случае уменьшения их доходов или увеличения расходов
вследствие решений, принимаемых федеральными и областными органами
власти.
Статья 9. Права органов местного самоуправления по
формированию и использованию финансовых ресурсов
1. Органы местного самоуправления имеют право:
самостоятельно формировать, рассматривать, утверждать и
исполнять местные бюджеты;
самостоятельно определять направление расходования средств, за
исключением субвенций;
самостоятельно определять источники покрытия дефицита;
распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов,
образовавшимися в конце (финансового года в результате увеличения
поступления собственных доходов или уменьшения расходов;
получать в процессе бюджетного регулирования средства из
областного бюджета в соответствии с федеральными и областными
законами;
увеличивать, исходя из имеющихся финансовых возможностей и с
учетом приоритетов развития, расходы (нормы расходов) по отдельным
вопросам местного значения;
разрабатывать и утверждать для формирования местного бюджета
муниципальные минимальные социальные стандарты и нормы, которые не
могут быть ниже федеральных и областных, а превышение их должно
осуществляться за счет собственных средств муниципальных
образований.
2. Субъекты территориального общественного самоуправления,
имеющие бюджетный счет и расположенные на территории
муниципального образования, имеют право получать из местных
бюджетов финансовые средства и самостоятельно их использовать в
соответствии со сметой, определенной в местном бюджете.
Статья 10. Обязанности органов исполнительной власти области
по организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях
области
Органы исполнительной власти области в соответствии с
федеральными и областными законами обязаны:
устанавливать государственные (областные) минимальные
социальные стандарты, минимальную бюджетную обеспеченность и
социальные нормы, но не ниже разработанных норм и нормативов
Российской Федерации;
согласовывать и доводить до муниципальных образований области
не позднее чем за 6 месяцев до начала планируемого года
проектируемые показатели бюджетного регулирования, а также проект
нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и социальных норм;
доводить до муниципальных образований области не позднее чем
за 3 месяца до начала планируемого года установленные законом
Саратовской области показатели бюджетного регулирования, в том
числе нормативы по регулирующим источникам доходов, дотации,
субвенции и величины нормативов минимальной бюджетной
обеспеченности и социальных норм;
осуществлять контроль за целевым эффективным использованием
средств, выделенных муниципальным образованиям области из
областного бюджета, и вносить предложения о сокращении либо о
блокировке расходов по выявленным направлениям неэффективного или
нецелевого использования средств областного бюджета;
осуществлять контроль за соблюдением муниципальными
образованиями области налогового и бюджетного законодательства
Российской Федерации и области.
Статья 11. Формирование минимального местного бюджета
1. Формирование минимального местного бюджета осуществляется
исполнительными органами государственной власти области.
2. Минимально необходимые расходы местного бюджета
устанавливаются исходя из социальных норм и нормативов минимальной
бюджетной обеспеченности по каждому вопросу местного значения.
Социальные нормы и нормативы минимальной бюджетной
обеспеченности могут быть едиными для всей области или групповыми.
Установление индивидуальных социальных норм и нормативов
минимальной бюджетной обеспеченности запрещается.
Групповыми социальными нормами и нормативами минимальной
бюджетной обеспеченности являются нормы и нормативы, установленные
не менее чем для трех муниципальных образований.
3. Нормативы отчислений (в процентах) от регулирующих доходов,
включая их дифференциацию, а также доли (в процентах) средств
выделяемых из областного бюджетного фонда финансовой поддержки
муниципальных образований, дотации и субвенции устанавливаются
законом области с учетом особенностей каждого муниципального
образования или соответствующих групп муниципальных образований.
4. При формировании доходной части минимальных местных
бюджетов местные налоги и сборы учитываются по максимально
возможным ставкам в соответствии с налоговым законодательством
Российской Федерации.
Статья 12. Средства бюджетного регулирования
К средствам бюджетного регулирования относятся:
нормативы (в процентах) отчислений от регулирующих доходов;
доля муниципального образования (в процентах), выделяемая из
областного бюджетного фонда финансовой поддержки муниципальных
образований;
субвенции, дотации и трансферты (в процентах);
средства, поступающие по взаимным расчетам из областного
бюджета;
нормативы минимальной бюджетной обеспеченности и социальные
нормы.
Статья 13. Рассмотрение и утверждение местных бюджетов
1. Исполнительный орган местного самоуправления вносит на
рассмотрение представительного органа местного самоуправления
проект местного бюджета в срок, определенный представительным
органом местного самоуправления.
2. Одновременно с проектом местного бюджета представительному
органу местного самоуправления предоставляются документы и
материалы, определенные статьей 6 настоящего Закона.
3. Порядок рассмотрения проекта местного бюджета и его
утверждение определяется представительным органом местного
самоуправления в соответствии с требованиями Закона Саратовской
области "О бюджетном процессе в Саратовской области".
Раздел III. ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
Статья 14. Формирование доходов местных бюджетов
1. Доходная часть местных бюджетов области формируются в
соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской
Федерации и области.
2. Доходная часть местных бюджетов формируется из собственных
доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и областных
регулирующих налогов и сборов, доходов от использования и продажи
муниципального имущества, находящегося в муниципальной
собственности, доходов от оказания платных услуг. Она также может
включать финансовую помощь областного и федерального бюджетов
(дотации, субвенции), средства по взаимным расчетам с другими
бюджетами, заемные и другие средства.
3. В доходную часть местных бюджетов включаются также:
финансовые ресурсы, необходимые для осуществления отдельных
государственных полномочий, передаваемых органам местного
самоуправления;
ассигнования на финансирование реализации органами местного
самоуправления федеральных и областных законов;
ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших
в результате решений, принятых органами государственной власти,
приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению
бюджетных доходов;
другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в
порядке и по нормативам, которые установлены федеральными и
областными законами и правовыми актами органов местного
самоуправления.
Решения по поводу увеличения расходов или уменьшения доходов
местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых
исполнительными органами государственной власти Российской
Федерации или органами государственной власти области, а также
размеров компенсации, выделяемой местным бюджетам в этой связи из
средств федерального и областного бюджетов, принимаются до
утверждения местных бюджетов на очередной финансовый год и
отражаются в соответствующих законах. Компенсации могут
предоставляться как путем передачи местным бюджетам
соответствующих налогов и других платежей (полностью или частично)
на постоянной основе, так и в порядке других финансовых
компенсаций. Размер компенсации устанавливается на основе
двухстороннего согласования соответствующих расчетов между
исполнительными органами государственной власти и муниципальными
образованиями.
4. Доходы, получаемые на территории муниципального образования
за счет увеличения налоговой базы путем выявления и учета новых
налогоплательщиков, зачисляются в бюджет муниципального
образования в части средств, зачисляемых в доходы областного
бюджета до окончания календарного года с момента регистрации
налогоплательщиков.
Данная норма не относится к случаям перерегистрации
налогоплательщиков в области, а также регистраций вновь образуемых
юридических лиц на базе ранее действующих.
Статья 15. Собственные доходы местных бюджетов
1. Собственные, или закрепленные доходы местных бюджетов,
формируются за счет налоговых доходов и сборов, неналоговых
доходов, взимаемых на территориях муниципальных образований, а
также части федеральных и областных налогов, закрепляемых за
местными бюджетами в фиксированных долях на постоянной основе.
Финансовая помощь не является собственным доходом местных
бюджетов.
2. За местными бюджетами закрепляются на постоянной основе
следующие федеральные и областные налоги и сборы в части средств,
зачисляемых в бюджет области:
а) доходы от приватизации и реализации муниципальной
собственности, включая муниципальные земли, - 100 процентов;
б) доходы от приватизации государственного имущества,
находящегося на территории муниципального образования, проводимой
в соответствии с федеральным и областным законодательством, -
10 процентов;
в) доходы от сдачи в аренду муниципальной собственности,
включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель, -
100 процентов;
г) платежи за пользование недрами и природными ресурсами по
нормативам, установленным законодательством Российской Федерации и
области;
д) доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых
лотерей - 100 процентов;
е) штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в
соответствии с федеральными законами, - 100 процентов;
ж) государственная пошлина, установленная законодательством
Российской Федерации;
з) земельный налог по нормативам, установленным
законодательством Российской Федерации и области;
и) налог на имущество предприятий (организаций) - не менее
50 процентов;
к) налог с продаж - не менее 60 процентов;
л) подоходный налог с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью без образования юридическою
лица, - 100 процентов;
м) доходы от платы за пользование объектами животного мира и
водными биологическими ресурсами по нормативам, установленным
законодательством Российской Федерации и области;
н) доходы от платы за пользование водными объектами по
нормативам, установленным законодательством Российской Федерации и
области.
3. Проценты отчислений от закрепляемых источников доходов в
местный бюджеты, вводимые на долговременной основе, могут
устанавливаться законом области не чаще чем один раз в три года.
4. В течение установленного срока нормативы отчислений от
налогов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не могут быть
пересмотрены в части средств, зачисляемых в областной бюджет, за
исключением случаев, предусмотренных федеральным
законодательством.
Статья 16. Полномочия органов местного самоуправления в
области налоговой политики. Неналоговые доходы
1. Органы местного самоуправления вводят на своих территориях
местные налоги и сборы, устанавливают их размеры и ставки в
пределах прав, предоставленных налоговым законодательством
Российской Федерации.
2. Органы местного самоуправления не вправе самостоятельно
вводить на своих территориях дополнительные налоги и сборы, не
предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как
и повышать ставки установленных налогов и сборов.
3. Органы местного самоуправления со всех предприятий,
организаций и учреждений, расположенных на их территории, взимают
налоги, подлежащие зачислению в местные бюджеты.
Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения
российских организаций выполняют обязанности этих организаций по
уплате налогов и сборов, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, в бюджет того муниципальною образования, на
территории которого они осуществляют функции организации. Действия
данной нормы распространяются только на те виды налогов, по
которым зачисление платежей в бюджеты по месту нахождения филиалов
предусмотрено действующим законодательством по конкретным налогам.
4. Органы местного самоуправления имеют право в соответствии с
федеральным законодательством предоставлять льготы по уплате
местных налогов и сборов только отдельным категориям физических и
юридических лиц. Запрещается предоставление налоговых льгот,
носящих индивидуальный характер.
5. Население путем местного референдума, на собраниях (сходах)
граждан или представительные органы муниципальных образований с
учетом мнения населения могут принимать решения о самообложении,
исключительно добровольного внесения средств для финансирования
конкретных мероприятий местного значения.
6. Неналоговые доходы в местном бюджете формируются за счет
доходов:
от использования имущества, находящегося в муниципальной
собственности;
от продажи или иного возмездного отчуждения муниципальной
собственности;
от платных услуг, оказываемых органами местного
самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в
ведении органов местного самоуправления;
в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных из
областного бюджета;
от иных неналоговых доходов.
Статья 17. Регулирующие источники доходов местных бюджетов
1. К регулирующим источникам доходов местных бюджетов
относятся отчисления от федеральных налогов.
К ним относятся:
а) подоходный налог с физических лиц - не менее 50 процентов в
среднем по бюджетам муниципальных образований области;
б) налог на прибыль предприятий и организаций - не менее
5 процентов в среднем по бюджетам муниципальных образований
области;
в) налог на добавленную стоимость по товарам отечественного
производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных
камней, отпускаемых из Государственного Фонда драгоценных металлов
и драгоценных камней Российской Федерации) - не менее 10 процентов
в среднем по бюджетам муниципальных образований области;
г) акцизы на спирт, водку, ликероводочные изделия - не менее
5 процентов в среднем по бюджетам муниципальных образований
области;
д) акцизы на остальные виды подакцизных товаров (за
исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили,
импортные подакцизные товары) - не менее 10 процентов в среднем по
бюджетам муниципальных образований области.
Органы исполнительной власти области вправе вместо
установления постоянных процентных долей акцизов согласно
подпунктам "г" и "д" увеличить размер долей по другим федеральным
регулирующим доходам, соответственно повысив в тех же пределах
уровень собственных доходов муниципального образования.
2. Доли нормативов отчислений от регулирующих источников
доходов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, относятся к
собственным доходам местных бюджетов при их закреплении за
муниципальными образованиями на постоянной основе.
Размер минимальных долей (в процентах) регулирующих налогов,
закрепляемых за муниципальными образованиями, определяется по
фиксированной формуле, исходя из общего объема средств, собранных
на территории области по каждому из этих налогов.
3. Установление постоянных долей федеральных регулирующих
доходов, закрепляемых за муниципальными образованиями, не снимает
с органов исполнительной власти области функции по осуществлению
регулирования местных бюджетов.
4 Нормативы отчислений от регулирующих источников доходов в
местные бюджеты устанавливаются ежегодно для всех муниципальных
образований законом области об областном бюджете на очередной
финансовый год.
Статья 18. Муниципальные заимствования и формы заемных средств
органов местного самоуправления
1. Муниципальные заимствования - займы муниципальных
образований у физических и юридических лиц, по которым возникают
долговые обязательства органа местного самоуправления как заемщика
или гаранта погашения займов другими заемщиками.
Муниципальные заимствования органов местного самоуправления
используются исключительно в целях реализации программ и проектов
развития муниципального образования.
2. Долговые обязательства органов местного самоуправления
осуществляются за счет средств местного бюджета в соответствии с
уставом муниципального образования и правовым актом органа
местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый
год.
3. Заемные средства привлекаются органами местного
самоуправления в следующих формах:
процентных и беспроцентных ссуд, получаемых из областного
бюджета;
кредитов коммерческих банков;
муниципальных облигаций, выпускаемых в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
иных заемных средств, гарантированных органами местного
самоуправления.
4. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов
местного самоуправления не должна превышать 15 процентов объема
расходной части местного бюджета. Кратковременные заимствования в
любой форме не могут производиться до утверждения местного бюджета
на текущий финансовый год.
Статья 19. Областной бюджетный фонд финансовой поддержки
муниципальных образований
1. Областной бюджетный фонд финансовой поддержки муниципальных
образований формируется за счет налоговых поступлений, а также
неналоговых доходов и части финансовой помощи в форме дотаций,
поступающих в областной бюджет.
2. Размер областного бюджетного фонда финансовой поддержки
муниципальных образований ежегодно утверждается законом области об
областном бюджете на очередной финансовый год.
Статья 20. Порядок предоставления финансовой помощи
муниципальным образованиям
1. Порядок предоставления и расчет финансовой помощи каждому
муниципальному образованию определяется по единой методологии в
соответствии с законом области о бюджете на очередной финансовый
год.
2. Из областного бюджетного фонда финансовой поддержки
муниципальных образований оказывается помощь только тем
муниципальным образованиям, в которых уровень душевой
обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования за
предыдущий год ниже, чем в среднем по области, и у которых
собственных доходов и дополнительных средств, полученных из
областного бюджета, недостаточно для финансирования текущих
расходов.
3. Муниципальным образованиям, имеющим право на финансовую
помощь, ежемесячно производится перечисление средств в местные
бюджеты из областного бюджетного фонда финансовой поддержки
муниципальных образований исходя из фактических поступлений в
областной бюджет.
4. Муниципальные образования, получающие финансовую помощь из
областного бюджета, обязаны ежеквартально предоставлять в органы
государственной власти области для контроля подробные плановые и
фактические данные о всех расходах и доходах своих бюджетов и
внебюджетных фондах. Если какие-либо расходы местных бюджетов
органами государственной власти области будут признаны
нецелесообразными, то на их сумму уменьшаются перечисления из
областного бюджета.
5. При получении муниципальным образованием финансовой помощи
в объеме, превышающем 50 процентов расходов его местного бюджета,
органы государственной власти области проводят в обязательном
порядке ревизию местного бюджета.
6. Выделенные исполнительными органами государственной власти
области финансовые средства в виде помощи зачисляются на текущие
счета местных бюджетов и не подлежат изъятию, кроме субвенций,
используемых с нарушением сроков и целей, на которые они были
выделены.
Статья 21. Формы финансовой помощи, оказываемой муниципальным
образованиям области
1. Финансовая помощь муниципальным образованиям области
оказывается в форме:
а) дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной
обеспеченности муниципальных образований;
б) субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых
расходов;
в) иных форм, предусмотренных бюджетным законодательством
области.
2. Органам местного самоуправления могут быть предоставлены
бюджетные ссуды из областного бюджета на покрытие временных
кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета.
Раздел IV. РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
Статья 22. Направление использования средств местных бюджетов
Средства местных бюджетов используются на:
содержание органов местного самоуправления и муниципальных
правоохранительных органов;
формирование муниципальной собственности и управление ею;
организацию, содержание и развитие учреждений образования,
здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств
массовой информации, других учреждений, находящихся в
муниципальной собственности или в ведении местных органов
самоуправления;
финансирование муниципальных программ и инвестиций;
выплату разного рода пособий и компенсаций гражданам и другие
расходы;
реализацию муниципальным образованием отдельных
государственных полномочий; организацию, содержание и развитие
муниципального жилищно-коммунального хозяйства, дорожного
строительства и содержание дорог местного значения,
благоустройство и озеленение местных территорий, транспортного
обслуживания населения;
содержание мест захоронения, находящихся в ведении
муниципальных органов;
организацию утилизации и переработки бытовых отходов (за
исключением радиоактивных), обеспечение противопожарной
безопасности и охраны окружающей природной среды;
обслуживание муниципального долга;
проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения в
соответствии с бюджетной классификацией области.
Статья 23. Порядок расходования финансовых средств
муниципальных образований
1. Порядок расходования финансовых средств муниципальные
образования определяют самостоятельно в соответствии с уставами
муниципальных образований и законами Российской Федерации и
области.
2. Расходы местных бюджетов в зависимости от экономического
содержания делятся на две части:
на капитальные расходы, обеспечивающие инвестиционную и
инновационную деятельность, проведение капитального
(восстановительного) ремонта и иную деятельность, связанную с
расширенным воспроизводством;
на текущие расходы, обеспечивающие текущее функционирование
органов местного самоуправления, и иную деятельность, не
включенную в капитальные расходы.
В составе капитальных расходов местного бюджета может быть
сформирован бюджет развития муниципальных образований.
Статья 24. Трансферты населению
Трансферты населению - одна из форм расходов местного бюджета.
Из областного бюджета исполнительные органы государственной
власти области направляют в муниципальные образования области
средства в форме трансфертов населению для обязательных выплат
пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных
выплат, установленных законодательством Российскою Федерации и
области, правовыми актами органов местного самоуправления.
Расчет величины трансфертов муниципальным образованиям
производится исполнительными органами государственной власти
области на основе прогнозных показателей на планируемый финансовый
год.
Статья 25. Резервные и целевые фонды
1. Органы местного самоуправления могут создавать в местных
бюджетах резервные и целевые фонды.
2. Предельно допустимая сумма резервных и целевых фондов в
местном бюджете не должна превышать 3 процентов утвержденных
расходов местного бюджета.
3. Средства резервных и целевых фондов используются на
финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение
аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий
стихийных бедствии и других чрезвычайных ситуаций, имевших место
на территории муниципального образования в текущем финансовом
году, а также на иные конкретные цели.
Раздел V. ИСПОЛНЕНИЕ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
И ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ
Статья 26. Исполнение местного бюджета
1. Исполнение местного бюджета осуществляется по единой
бюджетной классификации области в полном соответствии с
утвержденным бюджетом и на основе принципа единства кассы.
2. Если в процессе исполнения местного бюджета происходит
снижение поступлений доходов местного бюджета или поступлений из
областного источника финансирования дефицита местного бюджета,
тогда по предложению главы администрации муниципального
образования представительный орган местного самоуправления
принимает решение о введении режима сокращения расходов,
заключающегося в пропорциональном снижении расходов местного
бюджета ежемесячно по всем статьям в течение оставшегося времени
текущего финансового года. Сокращению не подлежат защищенные
статьи.
3. Дефицит местного бюджета не должен превышать 3 процентов от
объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из
федерального и областного бюджетов.
Статья 27. Контрольные функции органов местного самоуправления
за соблюдением исполнения местных бюджетов
1. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют
организацию контроля за исполнением местных бюджетов.
2. Органы местного самоуправления вправе за счет средств
местного бюджета:
заключать соглашения с территориальными органами федеральных
органов исполнительной власти об обслуживании исполнения местных
бюджетов на взаимовыгодной основе;
привлекать независимую аудиторскую службу для проведения
независимых экспертиз и анализа исполнения местного бюджета;
создавать муниципальную налоговую инспекцию для сбора местных
налогов в соответствии с действующим законодательством;
создавать муниципальное казначейство для контроля за
исполнением местного бюджета, прогнозирования объемов местных
финансовых ресурсов и оперативного управления ими.
Раздел VI. МЕХАНИЗМ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 28. Механизм межбюджетных отношений
Механизм межбюджетных отношений в муниципальных образованиях
области должен отвечать требованиям бюджетного федерализма, его
основным принципам на основе федеральных законов и законов
области, а также договоров между органами государственной власти
области и органами местного самоуправления и непосредственно между
муниципальными образованиями области.
Статья 29. Права органов местного самоуправления во
взаимоотношениях с финансово-кредитными организациями
1. Органы местного самоуправления вправе:
вступать во взаимоотношения с финансово-кредитными
учреждениями, действующими на территории муниципального
образования и за ее пределами;
содействовать разбитию рынка ценных бумаг и финансово -
кредитных учреждений, получать и выдавать кредиты.
2. Органы местного самоуправления не имеют права передавать
средства местного бюджета и земельные участки, находящиеся в
муниципальной собственности, в уставные фонды (капиталы) банков и
других кредитных организаций.
Раздел VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Статья 30. Ответственность за нарушение настоящего Закона
1. К должностным лицам государственной власти области,
принявшим решения, противоречащие настоящему Закону и повлекшие за
собой негативные последствия в финансово-бюджетном процессе
органов местного самоуправления, применяются меры административной
и дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим
законодательством.
2. Юридические и физические лица имеют право обжаловать
решения органов государственной власти области и органов местного
самоуправления, если эти решения противоречат настоящему Закону, в
судебном порядке.
Статья 31. Применение действующего законодательства
Вопросы финансово-бюджетного процесса органов местного
самоуправления, не урегулированные настоящим Законом, регулируются
законами Российской Федерации и области.
Статья 33. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Губернатор
Саратовской области
Д.Ф.АЯЦКОВ
г.Саратов.
6 апреля 1999 года.
N 16-ЗСО
------------------------------------------------------------------
|