16 ноября 1998 года N 56-ЗСО
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О РАЗРАБОТКЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ УГЛЕВОДОРОДОВ
НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Саратовской областной Думой
21 октября 1998 года
Настоящий Закон регулирует комплекс отношений, возникающих на
территории Саратовской области в процессе поисков, разведки и
добычи углеводородов, их раздела и реализации, в том числе
отношения нефтегазовых предприятий, их инвесторов и подрядчиков с
органами государственной власти области.
Целью Закона является также определение правовых и
экономических условий деятельности нефтегазовых предприятий в
качестве недропользователей и операторов по проведению нефтяных
операций, условий эксплуатации нефтяных и газовых месторождений.
Закон закрепляет особенности проведения конкурсов (аукционов)
на предоставление прав недропользования в целях поисков, разведки
и добычи углеводородов.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Общие понятия
Нефтяные операции - все виды деятельности нефтегазового
предприятия (его оператора по нефтяным операциям и
специализированных подрядчиков), направленные на доразведку,
поисковое, разведочное и эксплуатационное бурение, обустройство
месторождений, добычу углеводородов, обработку (очистку), хранение
и транспортировку углеводородов до места их учета и раздела либо
врезки в сеть магистрального трубопровода.
Оператор по нефтяным операциям - юридическое лицо (предприятие
или его подразделение), выполняющее в соответствии с договором
(соглашением) определенный вид работ по поискам, разведке,
обустройству нефтяных и газовых месторождений, добыче, переработке
и реализации продукции.
Природный газ - любые газообразные углеводороды, включая
углекислый газ и гелий, находящиеся в недрах либо поступающие на
поверхность земли из нефтегазовых скважин в районе нефтегазовых
промыслов.
Сырая нефть - углеводороды в жидком состоянии при нормальном
атмосферном давлении, а также все типы углеводородов и битумов
(включая асфальты и озокериты) в их естественном состоянии либо
полученные путем конденсации и экстракции из природного газа.
Углеводороды - природный газ, сырая нефть, сжиженный нефтяной
газ, газоконденсатные жидкости и иные конденсаты.
Нетто-добыча - объем углеводородов, извлеченных на поверхность
в пределах района работ, сохраненная и измеренная (на контрольно -
измерительной станции в пункте учета) за минусом объема
нормативных потерь и объема углеводородов, используемых для
внутрипромысловых нужд в количестве, предусмотренном нефтяным
соглашением (контрактом).
Технико-экономическое обоснование разработки месторождения
углеводородов - совокупность технических условий и экономических
расчетов опытной, промышленной эксплуатации или доразработки
нефтяного или газового месторождения, обосновывающих
рентабельность его эксплуатации.
Нефтегазовые предприятия - предприятия топливно -
энергетического комплекса независимо от форм собственности и
организационно-правовых форм, осуществляющие все виды
производственной деятельности, связанные с поисками, разведкой,
добычей и транспортировкой, очисткой и переработкой добытых
углеводородов и получением нефтепродуктов.
Лицензионное соглашение - соглашение об условиях пользования
недрами, являющееся неотъемлемой частью лицензии на право
пользования участком недр и определяющее отношения
недропользователя, с одной стороны, и федерального органа
управления государственным фондом недр и органом исполнительной
государственной власти области, с другой стороны, сроки выполнения
работ, условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании
недрами, согласованный уровень добычи минерального сырья (нефти,
природного нефтяного газа) и порядок его долевого распределения,
порядок определения прав на геологическую информацию, получаемую в
процессе пользования недрами, условия выполнения установленных
федеральным законодательством и законодательством области
требований по охране недр, окружающей природной среды, безопасному
ведению работ, условия продления срока действия лицензии,
досрочного прекращения срока действия лицензии, условия сброса в
недра отходов и сточных вод, права и обязанности владельца
лицензии и иные условия, касающиеся организации пользования
недрами.
Методы воздействия на залежь углеводородов - комплекс
технологических и технических мероприятий, направленных на
поддержание естественной пластовой энергии и создание условий для
максимального вытеснения углеводородов из пород-коллекторов к
забоям эксплуатационных скважин.
Раздел II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
НЕФТЯНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 2. Цели государственного регулирования управления
нефтяными операциями
Целями государственного регулирования управления нефтяными
операциями являются:
1) рациональное использование запасов углеводородов на
территории области в интересах Российской Федерации и области;
2) обеспечение воспроизводства минеральных ресурсов на
территории области и условий для выявления новых перспективных
нефтегазоносных районов на территории области;
3) реализация и защита права государственной собственности на
запасы углеводородов;
4) участие области в доходах нефтегазовых предприятий
посредством экономически обоснованного налогообложения их прибыли;
5) обеспечение роста добычи углеводородов и опережающего
применения передовых технологий разведки и добычи;
6) техническое перевооружение предприятий нефтегазового
комплекса области и получение продуктов нефтепереработки для нужд
области;
7) контроль за обязательной сертификацией технических средств
и энергетических установок, применяемых в нефтяных операциях и при
эксплуатации нефтегазовых месторождений, а также за их
соответствием государственным стандартам Российской Федерации;
8) обеспечение стабильных условий экономической деятельности и
инвестиционных условий для нефтегазовых предприятий;
9) расширение экономических методов управления деятельностью
нефтегазовых предприятий;
10) контроль за использованием государственной доли добытых
углеводородов;
11) контроль за расчетом налогов на прибыль вертикально -
интегрированных нефтяных компаний (в части налогов, уплачиваемых в
областной бюджет);
12) реализация государственного контроля и надзора за
проведением нефтяных операций и соблюдением законодательства об
охране недр и окружающей природной среды;
13) контроль за участием иностранных компаний и инвесторов в
нефтяных операциях на территории области;
14) обеспечение занятости населения области на предприятиях
нефтегазового комплекса и развитие его социальной инфраструктуры;
15) контроль за воздействием на окружающую природную среду и
экологическую ситуацию на территории области в результате
эксплуатации месторождений углеводородов;
16) обеспечение прав юридических и физических лиц на
государственную защиту от техногенного воздействия, оказываемого
функционированием нефтегазовых промыслов.
Государственное регулирование управления нефтяными операциями
предполагает:
законодательное регулирование отношений, возникающих в связи с
поисками, разведкой, добычей и транспортировкой углеводородов,
охраной окружающей природной среды от техногенного воздействия
нефтегазовых промыслов;
создание и утверждение государственных стандартов, норм и
правил технологии разработки месторождений и буровых работ;
разработка требований к буровому измерительному оборудованию;
обеспечение выполнения стандартов, норм и правил, а также
установление параметров на геофизическое и буровое оборудование на
стадии конкурсов;
проведение государственных экспертиз технических проектов и
технологических проектов разработки нефтяных и газовых
месторождений;
заключение соглашений о разделе продукции и лицензионных
соглашений.
Статья 3. Управление нефтяными операциями при разработке
месторождений на пограничных с другими субъектами Российской
Федерации участках недр на территории Саратовской области
Управление нефтяными операциями при разработке месторождений
на пограничных с другими субъектами Российской Федерации участках
недр осуществляется Правительством области в соответствии с
требованиями федерального законодательства и настоящего Закона, а
также с учетом соглашений, заключаемых с заинтересованными
субъектами Российской Федерации, о совместном управлении нефтяными
операциями при эксплуатации нефтяных и газовых месторождений.
Статья 4. Регулирование налоговых обязанностей нефтегазовых
предприятий на территории Саратовской области
Налогообложение доходов нефтегазовых предприятий на территории
области осуществляется в соответствии с федеральным
законодательством и законодательными актами Саратовской области.
Органы государственной власти области вправе в пределах своей
компетенции осуществлять льготное налогообложение нефтегазовых
предприятий с целью создания экономически стабильных условий
деятельности этих предприятий, обеспечения роста добычи
углеводородов и применения передовых технологий разведки и добычи,
рациональной выработки запасов углеводородов на территории
области, а также создания равных конкурентных возможностей для
предприятий нефтегазового комплекса.
Раздел III. ОСОБЕННОСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ НЕФТЯНЫХ ОПЕРАЦИЯХ
НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 5. Особенности проведения конкурсов и аукционов на
получение права пользования недрами
В соответствии с действующим законодательством условия
проводимых конкурсов и аукционов должны предусматривать:
1) программу работ (в форме юридического обязательства
претендента) по страхованию рисков экологического ущерба в части
стоимости и сроков страхования, видов страхуемых рисков и форм
ответственности за невыполнение обязательства;
2) требования к проведению работ по оценке исходного состояния
окружающей природной среды до начала нефтяных операций (в том
числе по срокам и объему в стоимостном выражении таких работ).
Статья 6. Квалификационные требования к претендентам на
получение права пользования недрами в целях поисков, разведки и
добычи углеводородов на территории Саратовской области
Претенденты на участие в конкурсах и аукционах на право
пользования недрами на территории области в целях поисков,
разведки и добычи углеводородов должны иметь опыт работ по
поискам, разведке и добыче углеводородов, лицензию на проведение
соответствующих видов работ, связанных с пользованием недрами, а
также обладать соответствующими финансовыми, трудовыми и
производственными ресурсами.
Отсутствие у претендента профессиональных навыков поисков,
разведки и добычи углеводородов являются основанием для отказа в
допуске его к участию в конкурсе или аукционе на право пользования
недрами.
Статья 7. Минимальный размер горного отвода на территории
Саратовской области
Районом разведки и добычи углеводородов на территории области
является горный отвод, непосредственно используемый для
производства работ по добыче углеводородов и геологоразведочных
работ.
Минимальным (неделимым) горным отводом при поисках, разведке и
добыче углеводородов на территории области является участок,
имеющий линейные размеры площади поверхности земли одна минута по
долготе и одна минута по широте.
Любой горный отвод, выделяемый для целей, указанных в
настоящей статье, должен состоять из целого числа минимальных
участков.
Статья 8. Возврат части горного отвода при отрицательных
результатах геологической разведки на территории Саратовской
области
Нефтегазовое предприятие (недропользователь) имеет право
отказаться от горного отвода (или его части - минимальных
участков) по завершении этапов поисков и разведки углеводородов в
случае получения отрицательных результатов при выполнении
требований действующего законодательства и при соблюдении условий
по консервации поисковых и разведочных скважин и рекультивации
участков разведки.
Отказ от горного отвода (его части) в течение основного и
дополнительного срока разведочных работ осуществляется с учетом
требований законодательства о недрах по прекращению прав
недропользования.
Статья 9. Совместная разработка в границах смежных горных
отводов на территории Саратовской области
Месторождение углеводородов, расположенное на границе смежных
горных отводов, нефтегазовые предприятия (или его оператор по
нефтяным операциям) обязаны разрабатывать при обеспечении условий
охраны недр, полноты выработки запасов нефти и газа, на основе
соглашений о совместной разработке месторождения между владельцами
смежных горных отводов.
Обязательными условиями для недропользователей по совместной
разработке месторождений углеводородов на границе смежных горных
отводов могут являться конкурсные условия для получения прав
недропользования на конкретном участке недр по лицензионному
соглашению.
Статья 10. Использование земли и иных природных ресурсов в
целях поисков, разведки и добычи углеводородов
Проведение нефтяных операций должно осуществляться лишь при
наличии плана мероприятий по охране окружающей среды и
рекультивации используемых земельных участков.
Раздел IV. НЕФТЕГАЗОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.
ОПЕРАТОРЫ ПО НЕФТЯНЫМ ОПЕРАЦИЯМ И ПОДРЯДЧИКИ
Статья 11. Нефтегазовые предприятия на территории Саратовской
области
Нефтегазовые предприятия на территории области могут
создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных
гражданским законодательством Российской Федерации.
Правительство области осуществляет контроль за проведением
инвестиционных конкурсов по продаже акций нефтегазовых
предприятий, зарегистрированных на территории области, а также
нефтегазовых предприятий, созданных с участием доли
государственной собственности области.
Статья 12. Основные требования к деятельности нефтегазовых
предприятий и операторам по нефтяным операциям в качестве
недропользователей на территории Саратовской области
Основными требованиями к деятельности нефтегазовых предприятий
и операторам по нефтяным операциям в качестве недропользователей
являются:
1) получение права пользования недрами на участок недр в
границах проведения работ по поиску, разведке и добыче
углеводородов;
2) наличие разрешений (лицензий) на виды деятельности,
связанные с пользованием недрами и осуществлением специальных
горных работ;
3) прохождение государственной экспертизы технических проектов
разработки нефтяных и газовых месторождений;
4) выполнение налоговых обязанностей и своевременной уплаты
платежей за недропользование;
5) создание ликвидационного фонда, предназначенного для
финансирования работ по консервации буровых скважин, демонтажу
бурового оборудования, производственных объектов обустройства
нефтяных и газовых промыслов;
6) страхование экологических рисков причинения вреда
окружающей природной среде;
7) соблюдение правил, норм и стандартов добычных работ и
охраны окружающей природной среды.
Статья 13. Права и обязанности оператора по нефтяным операциям
Недропользователь на основе лицензионного соглашения или
инвестор по соглашению о разделе продукции может привлечь для
ведения нефтяных и газовых операций при разведке и добыче
углеводородов оператора по нефтяным операциям.
Оператором по нефтяным операциям может выступать только
юридическое лицо.
По условиям лицензионного соглашения в качестве оператора по
нефтяным операциям может выступать сам недропользователь, по
условиям соглашения о разделе продукции в качестве оператора по
нефтяным операциям может выступать сам инвестор, а также созданные
ими филиалы.
Оператор по нефтяным операциям осуществляет управление
комплексом работ и видов деятельности, связанных с разведкой и
добычей углеводородов (разбуривание, обустройство
нефтегазопромыслов, извлечение углеводородов на земную
поверхность, их обработку (очистку), хранение, транспортировку до
пункта учета углеводородов, строительство и эксплуатацию
внутрипромысловых трубопроводов, а также выполнение мероприятий,
связанных с охраной недр и безопасностью промысловых работ при
разведке, добыче и транспортировке углеводородов).
Оператор по нефтяным операциям несет ответственность за ущерб,
причиненный окружающей природной среде и недрам, месторождению
углеводородов, а также жизни и здоровью людей вследствие нарушений
норм и стандартов горных работ, технических регламентов добычных
работ и требований к безопасности горных работ, в соответствии с
федеральным законодательством, законодательством области,
соглашением о разделе продукции и лицензионным соглашением.
Оператор по нефтяным операциям вправе поручить производство
отдельных видов специализированных работ третьим лицам
(подрядчикам), имеющим опыт работы по разведке и добыче
углеводородов и необходимые государственные разрешения (лицензии)
на производство соответствующих видов работ, связанных с
пользованием недр и эксплуатацией оборудования, с сохранением либо
передачей ответственности за результаты работ подрядчиков.
Операторы по нефтяным операциям обязаны создавать целевые
фонды финансовых средств для финансирования работ по консервации
скважин, демонтажу бурового оборудования и иных объектов
нефтегазовых промыслов.
Статья 14. Отчетность о выполнении условий нефтяных
соглашений, финансовая отчетность и аудит нефтегазовых предприятий
в Саратовской области
Правительство области либо уполномоченный им орган вправе
определять объем отчетности и информации о выполнении условий
соглашения о разделе продукции или иных нефтяных соглашений,
представляемой нефтегазовыми предприятиями и их инвесторами либо
операторами нефтяных операций в части программы (объемов и
стоимости) природоохранных мероприятий, экологического мониторинга
и условий социально-экономических соглашений в районе нефтегазовых
промыслов на территории области.
Объем отчетной документации нефтегазовых предприятий и
операторов по нефтяным операциям о ходе выполнения соглашений о
разделе продукции или лицензионных соглашений по другим вопросам
определяется условиями соглашений с учетом требований федерального
законодательства о финансовой и налоговой отчетности.
Раздел V. ОСОБЕННОСТИ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА НЕДРА
И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 15. Изменение ставок платы за недра в условиях
действующих нефтяных соглашений
Ставки платежей за пользование недрами могут быть пересмотрены
по ходатайству нефтяных и газовых предприятий или их операторов по
нефтяным операциям при условии наличия обоснования истощения недр,
существенного изменения условий добычи и резкого увеличения затрат
на обустройство месторождений и добычу углеводородов вследствие
необходимости применения новых технологий по увеличению
нефтеизвлечения и полноты выработки запасов.
Статья 16. Платежи компенсационного характера нефтегазовых
предприятий собственникам земли и иных природных ресурсов
Возможна замена платежей за пользование недрами в части
средств, зачисляемых в областной бюджет, обязательствами
недропользователя в стоимостном выражении по социально -
экономическому развитию соответствующей части территории области,
в границах которой осуществляются нефтяные операции или
расположены предприятия нефтегазодобывающего комплекса.
Статья 17. Основания и условия освобождения нефтегазовых
предприятий от платежей за пользование недрами либо предоставления
льгот по таким платежам
Основанием для частичного или полного освобождения от платежей
за пользование недрами, зачисляемых в областной бюджет, наряду с
другими факторами, является низкая экономическая эффективность
разработки месторождения полезного ископаемого.
Статья 18. Основные налоговые условия деятельности
нефтегазовых предприятий и их операторов
Льготы по уплате платежей за пользование недрами, поступающих
в областной бюджет, могут предоставляться нефтегазовому
предприятию (оператору по нефтяным операциям), осуществляющему в
качестве недропользователя:
1) добычу углеводородов при низкой экономической эффективности
разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной
с нарушениями условий рационального использования разведанных
запасов;
2) добычу углеводородов из остаточных запасов пониженного
качества (за исключением ухудшения качества залежей углеводородов
в результате выборочной отработки месторождения) либо в сложных
горно-геологических условиях.
Статья 19. Принципы применения налоговых льгот к нефтегазовым
предприятиям и их операторам
Основаниями для применения налоговых льгот к нефтегазовым
предприятиям являются низкая экономическая эффективность
разработки месторождения, объективно обусловленная добычей
углеводородов из остаточных запасов пониженного качества,
забалансовых запасов в период опытно-промышленной эксплуатации с
применением новых методов повышения нефтеизвлечения и не связанная
с нарушениями условий рационального использования недр.
Решение о применении налоговых льгот (в части налогов,
поступающих в областной бюджет) принимается органами
государственной власти области применительно к конкретному
нефтегазовому предприятию, ведущему поиски, разведку и добычу
углеводородов на территории области с учетом затрат предприятия в
качестве недропользователя на охрану окружающей природной среды и
страхование экологического риска и совокупности уплачиваемых этим
предприятием федеральных и областных налогов, в том числе в
условиях соглашения о разделе продукции.
Статья 20. Пересмотр соглашений о разделе продукции и
лицензионных соглашений при изменении экономических условий
деятельности нефтегазовых предприятий на территории Саратовской
области
Органы государственной власти области и органы местного
самоуправления области принимают меры по обеспечению стабильности
экономических условий деятельности нефтегазовых предприятий на
территории области.
В случае принятия органами государственной власти области
законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения
недропользования и охраны окружающей природной среды либо иные
отношения, связанные с использованием недр и природных ресурсов,
ухудшающих правовой режим деятельности нефтегазовых предприятий,
действующие соглашения о разделе продукции и лицензионные
соглашения подлежат пересмотру в порядке, предусмотренном
условиями соглашений.
Раздел VI. НЕФТЯНЫЕ ОПЕРАЦИИ И ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Статья 21. Общие требования, предъявляемые к нефтяным
операциям на территории Саратовской области
Нефтяные операции должны осуществляться нефтегазовыми
предприятиями при соблюдении:
1) обязательных условий недропользования по выданной лицензии
на право пользования недрами;
2) условий лицензионных соглашений;
3) принципа обязательного раздела с государством добываемых
углеводородов;
4) принципа компенсации произведенных на разведку и добычу
капитальных затрат нефтегазового предприятия;
5) утвержденных технологических схем разработки месторождений,
проектов их обустройства и строительства скважин;
6) принципа полной имущественной ответственности за
сохранность добытых углеводородов до их раздела с государством, а
также за сохранность государственной доли углеводородов (после
раздела), переданных нефтегазовому предприятию на ответственное
хранение;
7) требований федерального и областного законодательства к
обязательному страхованию рисков экологического ущерба в
результате проведения нефтяных операций;
8) принципа свободного доступа на договорной основе
нефтегазовых предприятий к объектам трубопроводного транспорта
(трубопроводам), а также к объектам по хранению и переработке
углеводородов;
9) правил, норм и стандартов противопожарной безопасности,
ведения работ на объектах нефтяной и газовой промышленности;
10) требований природоохранного и природоресурсного
законодательства.
Раздел VII. ОЦЕНКА И УЧЕТ ЗАПАСОВ УГЛЕВОДОРОДОВ
НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 22. Общие требования к оценке разведанных и
доразведанных запасов и прогнозных ресурсов углеводородов
При определении запасов месторождений углеводородов подлежат
обязательному подсчету и учету запасы нефти, газа, конденсата и
содержащихся в них компонентов (этана, пропана, бутанов, серы,
гелия, металлов), целесообразность извлечения которых обоснована
технологическими и технико-экономическими расчетами в соответствии
с государственной классификацией запасов нефти, газа и конденсата.
Подсчет и учет запасов нефти, газа, конденсата и содержащихся в
них компонентов, имеющих промышленное значение, производятся по
каждой залежи раздельно и месторождению в целом.
Перспективные ресурсы подсчитываются и учитываются, а
прогнозные ресурсы оцениваются раздельно по нефти, газу и
конденсату.
Статья 23. Оценка и государственный учет запасов углеводородов
на территории Саратовской области
Оценка, подсчет и государственный учет запасов месторождений и
перспективных ресурсов нефти и горючих газов в недрах по степени
их изученности и значению для промышленного освоения, а также
оценка прогнозных ресурсов нефти и газа осуществляются в
соответствии с государственной классификацией запасов нефти, газа
и конденсата, перспективных и прогнозных ресурсов нефти и горючих
газов.
Классификация запасов месторождений, перспективных и
прогнозных ресурсов нефти и горючих газов утверждается федеральным
законодательством.
Запасы месторождений и перспективные ресурсы нефти и газа
оцениваются, подсчитываются и учитываются в государственном
балансе в соответствии с требованиями действующего
законодательства о недрах.
Оценка запасов углеводородов, включаемых в территориальный
баланс, в том числе в пределах горных отводов, выставляемых на
конкурс или аукцион, должна быть утверждена органом
государственной власти области.
Нефтегазовое предприятие в качестве недропользователя обязано
сделать официальное заявление о разведанных и доразведанных
запасах углеводородов в процессе добычи в федеральный орган
управления фондом недр и органы исполнительной государственной
власти области на экспертную оценку для решения вопроса о
постановке на государственный учет разведанных запасов,
перспективных и прогнозных ресурсов углеводородов.
Статья 24. Балансовые и забалансовые запасы углеводородов
Запасы нефти, газа, конденсата и содержащихся в них
компонентов подразделяются (по их значению для промышленной
разработки) на: балансовые и забалансовые запасы углеводородов.
Балансовыми запасами углеводородов являются такие, вовлечение
которых в разработку экономически целесообразно.
Забалансовыми запасами углеводородов являются такие,
вовлечение которых в разработку экономически нецелесообразно или
технически невозможно, но которые в дальнейшем могут быть
переведены в балансовые.
В балансовых запасах углеводородов выделяются и учитываются
извлекаемые запасы, к которым относится часть балансовых запасов,
которая может быть извлечена с помощью современных технических
средств и технологий добычи с учетом допустимого уровня
эксплуатационных потерь и затрат.
Запасы месторождений нефти и газа, расположенные в пределах
охранных зон крупных водоемов и водотоков, населенных пунктов,
сооружений, сельскохозяйственных объектов, заповедников,
памятников природы, истории и культуры, относятся к балансовым или
забалансовым на основании технико-экономических расчетов, в
которых учитываются затраты на перенос объектов или затраты,
связанные с применением специальных способов разработки
месторождений.
Статья 25. Общие условия подготовленности разведанных запасов
углеводородов для промышленного освоения
Подготовленность разведанных месторождений (залежей) нефти и
газа для промышленного освоения определяется степенью их
изученности независимо от размера и сложности геологического
строения.
Степень подготовленности месторождений нефти и газа
определяется в соответствии с государственной классификацией
запасов нефти, газа и конденсата.
Раздел VIII. ПРОМЫШЛЕННАЯ РАЗРАБОТКА
МЕСТОРОЖДЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДОВ. БУРЕНИЕ И НЕФТЯНЫЕ СКВАЖИНЫ
Статья 26. Промышленная разработка месторождений углеводородов
Промышленной разработкой месторождения углеводородов является
технологический процесс извлечения из недр нефти, газа и
сопутствующих ценных компонентов для использования их в народном
хозяйстве.
Ввод месторождений углеводородов в промышленную разработку
допускается при соблюдении условий в соответствии с действующим
законодательством о недрах, если:
1) проведена пробная эксплуатация разведочных скважин, при
необходимости - пробная эксплуатация залежей или опытно -
промышленная разработка предоставленных участков месторождения;
2) органом исполнительной государственной власти области (по
нефтяным месторождениям с извлекаемыми запасами нефти менее
5 миллионов тонн) по запасам полезных ископаемых утверждены запасы
нефти, газа и сопутствующих ценных компонентов с правом для
промышленного освоения; запасы месторождений с извлекаемыми
запасами более 5 миллионов тонн утверждены федеральными органами;
3) утверждены технологические проектные документы разработки
(проект опытной эксплуатации, технологическая схема или проект
разработки месторождения) и проектно-сметная документация на
обустройство месторождения, предусматривающие утилизацию нефтяного
газа, добычу газового конденсата;
4) нет ограничений на ввод месторождения в промышленную
разработку;
5) оформлены лицензии на право пользования конкретным участком
недр, горный и земельный отводы.
Основные требования к проектированию промышленной разработки
месторождения (залежи) углеводородов определяются в соответствии с
настоящим Законом и отраслевыми нормативными актами.
Статья 27.Основные мероприятия по регулированию разработки
месторождения углеводородов
К основным мероприятиям по регулированию разработки
месторождения (залежи) углеводородов относятся:
1) обеспечение равномерного разбуривания месторождения
(залежи);
2) недопущение выборочной отработки наиболее продуктивных
участков и порчи месторождений (залежи);
3) рациональное использование утвержденных запасов
углеводородов и сопутствующих компонентов;
4) осуществление доразведки месторождения и выделение новых
эксплуатационных объектов;
5) определение для введенных в разработку добывающих скважин
среднего начального дебита нефти;
6) изменение режимов работы добывающих и нагнетательных
скважин (увеличение или ограничение отборов жидкости, увеличение
или ограничение закачки рабочего агента и др.);
7) увеличение гидродинамического совершенства скважин,
изоляция или ограничение притока попутной воды в скважинах;
8) бурение резервных добывающих и нагнетательных скважин;
9) одновременно-раздельная эксплуатация скважин и
одновременно-раздельная закачка воды на многопластовых
месторождениях;
10) определение методов воздействия на залежь углеводородов с
целью повышения нефтеизвлечения.
Требования к контролю (его порядку и содержанию) за
разработкой месторождения (залежи) углеводородов, а также к
обязательным измерениям и видам работ по определению режима работы
скважин различных категорий, пластового, забойных и устьевых
давлений, дебитов скважин по жидкости и иных условий разработки
определяются отраслевыми правилами разработки нефтяных и
газонефтяных месторождений, согласованными с органами
государственного горного надзора.
Статья 28. Условия нормирования объемов добычи углеводородов
Для введенных в разработку добывающих скважин определяется
средний начальный дебит нефти, а также их мощность по годам с
начала разработки.
Мощность введенных в разработку (новых) добывающих скважин
определяется на основе учета календарных дней их работы в году их
ввода.
С целью рационального использования извлекаемых запасов
углеводородов нефтегазовому предприятию (владельцу лицензии на
разведку и добычу углеводородов) должны определяться в
лицензионном соглашении в качестве обязательных предельные объемы
добычи углеводородов с разбивкой по годам в течение срока действия
лицензии, а также предельные и экономически обоснованные
коэффициенты извлекаемости углеводородов, исходя из характеристик
разрабатываемых залежей и добываемых углеводородов.
Предельные и экономически обоснованные коэффициенты
извлекаемости углеводородов определяются государственной комиссией
по запасам полезных ископаемых и учитываются при определении
условий добычи.
Коэффициент извлечения запасов углеводородов определяется
отношением извлекаемых запасов углеводородов к балансовым запасам.
Статья 29. Потери углеводородов при разработке месторождений
на территории Саратовской области
Нормативы внутрипромысловых и эксплуатационных потерь
углеводородов определяются в зависимости от горногеологических
условий и технологии добычи отраслевыми инструкциями и
положениями, утверждаются уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти и согласовываются с органом государственного
горного надзора.
Нормируемые технологические потери нефти и конденсата
определяются по фактическому учету и подтверждаются специальными
актами списания потерь.
Статья 30. Требования к хранению добытых углеводородов на
территории Саратовской области
Нефтегазовые предприятия обязаны обеспечить хранение всего
добытого объема очищенных углеводородов до их учета и раздела с
государством.
Нефтегазовое предприятие (оператор по нефтяным операциям)
несут имущественную ответственность за потери добытого объема
углеводородов до их раздела с государством в порядке,
установленном действующим законодательством.
Статья 31. Требования к технологиям и оборудованию,
используемым на нефтегазовых промыслах на территории Саратовской
области
Технологии и оборудование (в том числе ввозимые иностранными
инвесторами и операторами по нефтяным операциям), применяемые на
нефтегазовых промыслах, подлежат обязательной государственной
сертификации и должны соответствовать государственным стандартам и
требованиям, действующим на территории Российской Федерации.
Контроль за соответствием нормативным требованиям применяемых
технологий и оборудования осуществляется органами государственного
горного надзора, а также посредством государственной экспертизы
применяемых технологий добычи до начала пробной либо промышленной
эксплуатации месторождений углеводородов.
Статья 32. Промышленная разработка запасов природного газа
Требования к промышленной разработке месторождений природного
газа (в том числе к порядку проектирования такой разработки и
содержанию технологических проектных документов), его
транспортировке и коммерческой реализации определяются действующим
законодательством о недропользовании и требованиями отраслевых
актов нормативного характера.
Статья 33. Доступ нефтегазовых предприятий к объектам
инженерной инфраструктуры и коммуникациям
Нефтегазовые предприятия (их операторы по нефтяным операциям,
специализированные и иные подрядчики) получают доступ к объектам
инженерной инфраструктуры и коммуникациям в районе проведения
нефтяных операций на возмездной основе без каких-либо ограничений
и представлений односторонних преимуществ и на условиях договоров,
заключаемых с органами местного самоуправления области или иными
лицами.
Раздел IX. ВНУТРИПРОМЫСЛОВЫЕ ТРУБОПРОВОДЫ
И ИХ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Статья 34. Строительство и эксплуатация внутрипромысловых
трубопроводов
Нефтегазовое предприятие (оператор по нефтяным операциям),
имеющее лицензию на пользование недрами вправе сооружать
внутрипромысловые трубопроводы, необходимые для транспортировки
углеводородов от устья скважин до места подключения к системе
магистральных трубопроводов (в том числе до места хранилищ в
районах нефтегазовых промыслов).
Эксплуатация внутрипромысловых трубопроводов и обеспечение их
безаварийной эксплуатации осуществляется нефтегазовым предприятием
за счет собственных финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Технические и иные требования к безопасной эксплуатации
внутрипромысловых трубопроводов определяются государственными
стандартами, нормами и правилами, утверждаемыми в установленном
порядке.
Статья 35. Подключение нефтегазовых промыслов к магистральному
трубопроводу на территории Саратовской области
Нефтегазовое предприятие, имеющее лицензию на пользование
недрами, имеет право на подключение системы внутрипромысловых
трубопроводов (построенной в границах горного отвода) в систему
магистрального трубопровода по месту нахождения контрольно -
измерительной станции на условиях, определяемых в лицензионном
соглашении.
Статья 36. Государственное регулирование доступа к системе
магистрального трубопроводного транспорта
Доступ к системе трубопроводного транспорта в целях
транспортировки углеводородов, перечень производственных операций
по приемке и транспорту углеводородов и порядок их оформления,
основания приемки углеводородов в систему трубопроводного
транспорта, а также порядок установления тарифов на услуги
трубопроводного транспорта регулируются федеральным
законодательством.
Собственник объекта трубопроводного транспорта вправе отказать
нефтегазовому предприятию в приеме углеводородов лишь по
основаниям, прямо предусмотренным федеральным законодательством,
регулирующим отношения по использованию трубопроводного транспорта
в Российской Федерации.
Услуги транспортировки по системе трубопроводного транспорта
(магистральных трубопроводов) предоставляются нефтегазовому
предприятию при условии предъявления им необходимых документов,
подтверждающих право собственности либо оперативного управления на
углеводороды, передаваемые для транспортировки. Перечень таких
документов определяется федеральным законодательством.
Отношения нефтегазовых предприятий с организациями системы
трубопроводного транспорта осуществляются на основе заключаемых
договоров об оказании услуг по транспортировке углеводородов.
Нефтегазовое предприятие обязано обеспечить требования,
предъявляемые организацией трубопроводного транспорта к параметрам
(по качеству и химическому составу) принимаемых для
транспортировки углеводородов.
Раздел X. БЕЗОПАСНОЕ ВЕДЕНИЕ РАБОТ
НА НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОМЫСЛАХ
Статья 37. Основные требования к безопасности при бурении
скважин и иных работах на нефтегазовых промыслах
При бурении скважин на нефтегазовых промыслах должны быть
приняты меры, обеспечивающие:
1) предотвращение открытого фонтанирования;
2) предотвращение ухудшения коллекторских свойств продуктивных
пластов, сохранение их естественного состояния при вскрытии,
креплении и освоении;
3) предотвращение обвалов стенок скважин и межпластовых
перетоков нефти, воды и газа в процессе освоения и эксплуатации
скважин;
4) надежную изоляцию в пробуренных скважинах нефтеносных,
газоносных и водоносных пластов;
5) необходимую герметичность всех технических и обсадных
колонн.
Вскрытие пластов с высоким давлением, угрожающим выбросами или
открытыми фонтанами, необходимо проводить при установленном на
устье скважин противовыбросовом оборудовании в соответствии с
техническим проектом на бурение скважин.
В скважинах, не оконченных бурением по техническим причинам
(вследствие аварий или низкого качества проводки), в пройденном
разрезе которых установлено наличие нефтяных и водоносных пластов,
необходимо проводить изоляционные работы в целях предотвращения
межпластовых перетоков нефти, воды и газа.
Освоение и эксплуатация добывающих и нагнетательных скважин
должны производиться при соответствующем оборудовании устья
скважины, которое должно предотвращать возможность выброса и
открытого фонтанирования нефти и газа, а также потерь нагнетаемой
воды.
Эксплуатация дефектных добывающих и нагнетательных скважин (с
нарушенной герметичностью эксплуатационных колонн, отсутствием
цемента за колонной, пропусками фланцевых соединений и т.д.)
запрещается. В виде исключения эксплуатация дефектных скважин
может быть разрешена органами государственного горного надзора,
которыми утверждаются специальные режимы эксплуатации таких
скважин, а также план ремонтно-восстановительных работ.
В случае появления в процессе разработки месторождения
углеводородов признаков подземных утечек или межпластовых протоков
нефти, газа и воды, которые могут привести к безвозвратным потерям
нефти и газа в недрах, нефтегазовые предприятия обязаны установить
и ликвидировать причину неуправляемого движения пластовых флюидов.
При первоочередном разбуривании нижних пластов должны быть
предусмотрены все необходимые технические мероприятия,
гарантирующие успешную проводку скважин через верхние продуктивные
пласты (предотвращающие нефтяные или газовые выбросы в открытые
фонтаны, а также глинизацию верхних пластов и ухудшение их
естественной проницаемости).
На месторождениях углеводородов, содержащих сероводороды, при
бурении скважин, добыче, сборе и транспортировке нефти и попутного
газа должны выполняться требования действующей инструкции по
безопасности работ при разработке нефтяных, газовых и
газоконденсатных месторождений, содержащих сероводород.
Статья 38. Требования к противопожарной безопасности на
нефтегазовых промыслах
Требования к противопожарной безопасности на нефтегазовых
промыслах определяются отраслевыми положениями и иными актами
нормативного характера, согласованными с органами государственного
горного надзора.
Раздел XI. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
И ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ
В РАЙОНАХ НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОМЫСЛОВ
Статья 39. Проведение оценки воздействия на окружающую среду
до начала деятельности предприятий по эксплуатации нефтегазовых
месторождений
Нефтегазовые предприятия обязаны до начала работ обеспечить
проведение оценки исходного состояния окружающей природной среды в
пределах горного отвода (в районе нефтегазовых промыслов) в целях
определения необходимых мероприятий и их стоимости по
экологической безопасности и защите окружающей природной среды от
техногенного воздействия.
Предприятия, проводящие работы в пределах лицензионного
участка, должны предусмотреть сроки проведения работ по оценке
исходного состояния окружающей природной среды до начала
промысловых работ. Ответственность за нарушение таких сроков либо
невыполнение указанных в настоящей статье работ предусмотрена
действующим законодательством по недропользованию.
Статья 40. Охрана недр и окружающей природной среды при
разработке месторождений углеводородов
Охрана недр предусматривает осуществление комплекса
мероприятий, направленных на предотвращение потерь нефти в недрах,
нарушений технологии разработки нефтяных месторождений (залежей) и
эксплуатации скважин, приводящих к преждевременному обводнению или
дегазации пластов и перетокам жидкости между продуктивными и
соседними горизонтами.
Мероприятия по охране окружающей среды при разработке
нефтегазовых месторождений включают:
1) планировку и обваловку буровых площадок, емкостей с
нефтепродуктами и отработанными химическими реагентами,
применяемыми при бурении нефтяных и газовых скважин;
2) обязательную гидроизоляцию стенок и днищ земляных амбаров и
железобетонных емкостей, сооружаемых для хранения бурового
раствора;
3) сброс отработанного бурового раствора в поглощающие
горизонты либо вывоз его в специально отведенные места;
4) обязательную рекультивацию земель после бурения скважин.
Указанные мероприятия должны обеспечивать предотвращение
загрязнения земной поверхности, поверхностных и подземных вод, а
также обеспечивать предотвращение загрязнения населенных пунктов,
воздушного бассейна, лесных массивов, заповедников, охранных зон
и т.п.
Статья 41. Особенности содержания соглашений в части охраны
окружающей природной среды и порядка утверждения их проектов
Соглашения о разделе продукции и лицензионные соглашения не
должны предусматривать условия об исключениях из экологических
нормативов и природоохранных требований. Соглашения о разделе
продукции и лицензионные соглашения при разведке и добыче
минерального сырья на месторождениях нефти и газа на территории
области должны включать конкретную программу (мероприятий со
стоимостной разбивкой по годам на весь период соглашения)
экологического оздоровления территории и мониторинга окружающей
среды.
Статья 42. Мероприятия по ликвидации аварий, причинивших
экологический ущерб, и расходы по ликвидации аварий
Нефтегазовые предприятия - владельцы лицензий на право
пользования недрами и их операторы по нефтяным операциям обязаны
принять незамедлительные меры по ликвидации аварий на нефтегазовых
промыслах (пожаров, разливов нефти, разрывов внутрипромысловых и
магистральных трубопроводов), а также сообщить в кратчайший срок о
происшедших авариях органам государственной власти области,
органам местного самоуправления области в районе нефтегазовых
промыслов, органам государственного экологического контроля и
органам государственного горного надзора.
Обязанности по ликвидации аварий, причинивших экологический
ущерб, в том числе происшедших не по вине нефтегазовых
предприятий, их операторов по нефтяным операциям, несут
нефтегазовые предприятия - владельцы лицензии на право пользования
недрами либо совместно с операторами по нефтяным операциям.
Расходы по ликвидации аварий на нефтегазовых промыслах (в том
числе в результате пожаров либо разливов нефти) несут юридические
лица или организации, ответственные за происшедшие аварии.
Статья 43. Экологические нормативы вредных выбросов и сбросов
отходов при разработке нефтегазовых месторождений
Экологические нормативы вредных выбросов и сбросов отходов при
разработке нефтегазовых месторождений, а также ответственность
нефтегазовых предприятий и операторов по нефтяным операциям
определяются федеральным законодательством и законодательством
Саратовской области об охране окружающей природной среды,
санитарными нормами и стандартами.
Раздел XII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА
Статья 44. Основные виды ответственности за нарушение
настоящего Закона
Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, могут
привлекаться к уголовной, административной, гражданско-правовой и
дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим
законодательством.
Раздел XIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 45. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Губернатор
Саратовской области
Д.Ф.АЯЦКОВ
г.Саратов.
16 ноября 1998 года.
N 56-ЗСО
------------------------------------------------------------------
|