САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 1998 г. N 17-445
О ПОЛОЖЕНИИ
О ПОСРЕДНИКАХ И ТРУДОВЫХ АРБИТРАХ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрев проект Положения о посредниках и трудовых арбитрах
Саратовской области. Саратовская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить Положение о посредниках и трудовых арбитрах
Саратовской области (прилагается).
Председатель
Саратовской областной Думы
А.П.ХАРИТОНОВ
Приложение
к Постановлению
Саратовской областной Думы
от 23 сентября 1998 г. N 17-445
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОСРЕДНИКАХ И ТРУДОВЫХ АРБИТРАХ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящее Положение определяет основные направления
деятельности посредников, трудовых арбитров, а также некоторые
правила поведения посредников и трудовых арбитров, привлекаемых к
участию в мероприятиях по разрешению коллективных трудовых споров,
регулированию социально-трудовых отношений на территории
Саратовской области, в соответствии с Федеральным законом "О
порядке разрешения коллективных трудовых споров", Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 468 "О
службе по урегулированию коллективных трудовых споров".
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Посредники и трудовые арбитры - лица, выполняющие функции
по разрешению коллективных трудовых споров.
1.2. В качестве посредников и трудовых арбитров могут
привлекаться лица, включенные в список кандидатур посредников и
трудовых арбитров или предложенные сторонами коллективного
трудового спора.
1.3. Включение кандидатур посредников и трудовых арбитров в
данный список, как и исключение из него, осуществляется на
добровольной основе.
1.4. Список кандидатур посредников и трудовых арбитров
ежегодно утверждается комитетом по труду министерства труда и
социального развития Саратовской области (далее Служба) по
представлению глав муниципальных образований области, а в городе
Саратове - глав администраций районов города Саратова.
1.5. Подбор кандидатур посредников и трудовых арбитров
осуществляется из числа лиц, имеющих практический опыт руководящей
работы, деятельности, связанной с социально-трудовыми отношениями,
юристов, экономистов, психологов и других лиц, пользующихся
авторитетом на территории данного территориального образования.
1.6. Число посредников и трудовых арбитров, включаемых в
список, не ограничено.
1.7. При не достижении соглашения сторон в течение 3-х рабочих
дней с момента обращения в Службу посредники и трудовые арбитры
назначаются Службой.
1.8. Деятельность посредников и трудовых арбитров строится на
основе объективности, уважения принципа добровольности
переговоров, беспристрастности и независимости.
II. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЦУ, ВЫПОЛНЯЮЩЕМУ ФУНКЦИИ ПОСРЕДНИКА
И ТРУДОВОГО АРБИТРА
2.1. Посредник и трудовой арбитр должны иметь соответствующие
знания и опыт по предмету коллективного трудового спора и
процедуре ведения переговоров и не оказывать давления на
представителей сторон.
2.2. При вынесении рекомендаций трудовым арбитражем трудовой
арбитр может изложить особое мнение в виде предложения для сторон
спора по его предупреждению и разрешению.
2.3. Информация, определенная сторонами как конфиденциальная,
доверенная посреднику или трудовому арбитру в процессе
переговоров, не должна распространяться и использоваться ими прямо
или косвенно для личной или иной выгоды.
III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОСРЕДНИКОВ И ТРУДОВЫХ АРБИТРОВ
3.1. Основные цели работы посредников и трудовых арбитров:
3.1.1. Содействие урегулированию коллективных трудовых споров,
договорному регулированию трудовых отношений и проведению
согласованных примирительных процедур между сторонами трудового
конфликта на предприятиях, в организациях, учреждениях независимо
от их организационно-правовых форм и форм собственности на
территории муниципального образования области.
3.1.2. Предотвращение в процессе разрешения коллективных
трудовых споров стихийных забастовок без проведения примирительных
процедур в соответствии с действующим законодательством.
3.2. Основные задачи посредников и трудовых арбитров:
3.2.1. Объективная оценка состояния социально-трудовых
отношений на предприятиях, в организациях и учреждениях,
оперативное информирование администраций муниципальных образований
области и министерства труда и социального развития Саратовской
области о сложившейся социально-трудовой обстановке для принятия
действенных мер по снижению социальной напряженности в ходе
разрешения коллективных трудовых споров.
3.2.2. Принятие всех возможных мер по урегулированию
коллективных трудовых споров.
3.2.3. Оказание практической помощи коллективам предприятий,
где происходят трудовые конфликты, для разработки и заключения ими
соглашений и коллективных договоров с включением в них разделов о
порядке урегулирования коллективных трудовых споров.
3.2.4. Анализ причин и условий возникновения коллективных
трудовых споров и подготовка предложений по их устранению.
IV. ПРАВА ПОСРЕДНИКОВ И ТРУДОВЫХ АРБИТРОВ
4.1. Посредники и трудовые арбитры имеют право:
4.1.1. Запрашивать и получать от работодателя необходимые
документы и сведения по существу возникших трудовых разногласий.
4.1.2. Рассматривать обращения сторон трудового конфликта в
соответствии с регламентом и полномочиями, определенными
работодателем, представителями работников и министерством труда и
социального развития Саратовской области.
4.1.3. Информировать в случае необходимости органы
исполнительной государственной власти и органы местного
самоуправления области о возможных последствиях коллективного
трудового спора.
4.1.4. Разрабатывать рекомендации по существу коллективного
трудового спора.
4.1.5. Приглашать для участия в мероприятиях по разрешению
коллективного трудового спора представителей органов
исполнительной государственной власти области, органов местного
самоуправления области, объединений профессиональных союзов,
работодателей, экспертов.
V. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДНИКОВ И ТРУДОВЫХ АРБИТРОВ
5.1. Лицо, исполняющее функции посредника и трудового арбитра,
не может быть в период разрешения коллективного трудового спора
подвергнуто дисциплинарному взысканию, переведено на другую
работу, перемещено или уволено по инициативе администрации без
предварительного согласия Службы.
5.2. Посредники, трудовые арбитры, на время участия в
разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной
работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех
месяцев в течение года.
5.3. Деятельность посредника или трудового арбитра может быть
дополнительно оплачена при согласии сторон, выраженном в
письменной форме.
5.4. Порядок возмещения расходов по организации проведения
примирительных процедур определяется министерством труда и
социального развития Саратовской области.
VI. ОБУЧЕНИЕ ПОСРЕДНИКОВ И ТРУДОВЫХ АРБИТРОВ
6.1. Программа подготовки посредников и трудовых арбитров
разрабатывается министерством труда и социального развития
Саратовской области (при необходимости с привлечением профсоюзных,
научных и иных организаций), его представителями в органах
местного самоуправления области с учетом мнения соответствующих
территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых
отношений.
6.2. Программа обучения может включать в себя следующие
разделы: правовая сторона трудового арбитража; содержание
соглашений и коллективных договоров, относящихся к данному
региону; опыт арбитражного разрешения конфликтов; интересы сторон,
их сходство и различие в сфере социальных и экономических проблем;
психологические аспекты осуществления арбитража.
------------------------------------------------------------------
|