УТРАТИЛ СИЛУ - РЕШЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
от 26.02.2004 N 42-412
САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 21 августа 1998 г. N 23-213
О ТИПОВОМ ПОЛОЖЕНИИ О МУНИЦИПАЛЬНОМ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В целях создания нормативно-правовой базы функционирования
общеобразовательных учреждений, сохранения инновационного движения
в системе образования г. Саратова Саратовская городская Дума
РЕШИЛА:
1. Принять Типовое положение о муниципальном
общеобразовательном учреждении (прилагается).
2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его опубликования.
Мэр города Саратова
Ю.Н.АКСЕНЕНКО
Приложение
к Решению
Саратовской городской Думы
от 21 августа 1998 г. N 23-213
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано на основе Типового
положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа
1994 года N 1008, (с изменениями и дополнениями на 15 января 1997
года) и является типовым для муниципальных общеобразовательных
учреждений: начальных, основных, средних общеобразовательных школ,
лицеев и гимназий.
На основе настоящего Типового положения муниципальное
общеобразовательное учреждение разрабатывает свой устав. Для
негосударственных муниципальных общеобразовательных учреждений
Типовое положение выполняет функцию примерного.
1.2. Муниципальное общеобразовательное учреждение (в
дальнейшем - общеобразовательное учреждение) является звеном
системы непрерывного образования и предоставляет гражданам
Российской Федерации возможность реализовать гарантированное
государством право на получение бесплатного общего образования в
пределах государственных образовательных стандартов. Лицей,
гимназия предоставляют гражданам право на получение образования по
программам повышенного уровня.
1.3. Деятельность общеобразовательного учреждения строится на
принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,
гражданственности, свободного развития личности, автономности и
светского характера образования
1.4. В своей деятельности общеобразовательное учреждение
руководствуется законодательством Российской Федерации, Указами и
Распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, Саратовской
области, администрации г. Саратова, решениями соответствующего
органа управления образованием, настоящим Типовым Положением.
1.5.Основные цели общеобразовательного учреждения -
формирование общей культуры личности обучающихся на основе
усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных
программ, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ, воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье.
Лицей и гимназия активно участвуют в процессе формирования
интеллектуального потенциала страны, становления и развития высших
потребностей личности, выявления наиболее способных и одаренных
детей, создания условий для развития индивидуальных способностей
каждой личности на основе реализации программ повышенного уровня.
Лицей и гимназия являются творческой лабораторией,
организующей поиск, разработку и внедрение нового содержания
образования, формы и методов его реализации.
1.6. Общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и
воспитание в интересах личности, общества, государства,
обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для
разностороннего развития личности, в том числе возможности
удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и
получении дополнительного образования.
1.7. В общеобразовательном учреждении создание и деятельность
организационных структур политических партий,
общественно-политических и религиозных движений и организаций
(объединений) не допускаются.
1.8. Общеобразовательное учреждение несет в установленном
законодательством Российской Федерации порядке ответственность за
качество образования, его соответствие государственным
образовательным стандартам и реализуемым учреждением
образовательным программам повышенного уровня, за адекватность
применяемых форм, методов и средств организации образовательного
процесса возрастным психофизиологическим особенностям,
склонностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и
здоровья обучающихся.
1.9. В целях обеспечения доступности и вариативности общего
образования, создания образовательной инфраструктуры,
обеспечивающей благоприятные условия для обучения, воспитания и
развития граждан в соответствии с их склонностями, способностями,
интересами и состоянием здоровья, могут создаваться различные виды
общеобразовательных учреждений, деятельность которых регулируется
настоящим Типовым положением.
Общеобразовательные учреждения различных видов создаются в
зависимости от конкретных задач, требований к содержанию
образования, особенностей образовательного процесса, режима
деятельности и условий бюджетного финансирования.
1.10. С учетом потребностей и возможностей личности
образовательные программы осваиваются в следующих формах: в очной,
очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования,
самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм
получения образования в общеобразовательном учреждении.
Условия и порядок освоения общеобразовательных программ в
форме семейного образования, самообразования, экстерната или в
сочетании различных форм устанавливаются учредителем и (или)
уставом общеобразовательного учреждения и осуществляются на
условиях договора между общеобразовательным учреждением и
родителями (законными представителями) обучающихся.
1.11. Для всех форм получения образования в рамках конкретной
основной общеобразовательной программы действует государственный
образовательный стандарт.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Общеобразовательное учреждение создается учредителем по
собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в
заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Решение о создании муниципального общеобразовательного
учреждения принимается органами местного самоуправления.
2.2. Статус учредителя (учредителей) определяет
организационно-правовую форму общеобразовательного учреждения.
Учредителями муниципального общеобразовательного учреждения
являются органы местного самоуправления.
Допускается совместное учредительство общеобразовательных
учреждений, основанное на объединении имущества, находящегося в
муниципальной и частной собственности, а также собственности
общественных объединений (организаций), иностранных государств,
юридических и физических лиц. Учредительными документами
общеобразовательного учреждения являются решение о его создании
или договор учредителей, а также устав учреждения.
2.3. Отношения между учредителем (учредителями) и
общеобразовательным учреждением определяются договором,
заключенным между ними в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
2.4. Права юридического лица у общеобразовательного учреждения
в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности,
направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с
момента его регистрации.
Общеобразовательное учреждение как юридическое лицо имеет
устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать
установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
2.5. Право на образовательную деятельность и льготы,
предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают
у общеобразовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии
(разрешения).
2.6. Общеобразовательное учреждение проходит государственную
аккредитацию и аттестацию в порядке, установленном Законом
Российской Федерации "Об образовании".
2.7. Общеобразовательное учреждение может быть реорганизовано,
перепрофилировано, ликвидировано по решению учредителя, если это
не влечет нарушения обязательств общеобразовательного учреждения
или если учредитель принимает на себя эти обязательства.
2.8. Ликвидация общеобразовательного учреждения может
осуществляться:
- по решению его учредителя (учредителей) либо органа
юридического лица, уполномоченного на то учредительными
документами;
- по решению суда в случае осуществления деятельности без
надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо
деятельности, не соответствующей его уставным целям.
2.9. Общеобразовательное учреждение может иметь филиалы,
другие структурные подразделения, которые проходят регистрацию по
фактическому адресу, лицензирование, государственную аккредитацию
и аттестацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации
"Об образовании".
Создаваемые общеобразовательным учреждением филиалы в
соответствии с законодательством Российской Федерации могут по его
доверенности осуществлять полностью или частично правомочия
юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и
собственные счета в банковских и других кредитных организациях.
2.10. Общеобразовательное учреждение в соответствии с
законодательством Российской Федерации вправе образовывать
образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с
участием учреждений, предприятий и общественных организаций
(объединений). Указанные образовательные объединения создаются в
целях развития и совершенствования образования и действуют в
соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и
деятельности указанных образовательных объединений регулируется
законом.
2.11. Медицинское обслуживание обеспечивается штатным или
специально закрепленным органами здравоохранения за каждым
общеобразовательным учреждением медицинским персоналом, который
наряду с администрацией и педагогическим персоналом несет
ответственность за проведение лечебно профилактических
мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и
качество питания обучающихся.
2.12. Организация питания в общеобразовательном учреждении
возлагается органами местного самоуправления на
общеобразовательное учреждение и организации общественного
питания. В общеобразовательном учреждении должно быть
предусмотрено помещение для питания обучающихся.
2.13. Количество классов в общеобразовательном учреждении
зависит от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных
для осуществления образовательного процесса (в лицее и гимназии от
условий, созданных для реализации образовательной программы
повышенного уровня, дифференциации и индивидуализации
учебно-воспитательного процесса) с учетом санитарных норм.
Наполняемость классов и групп продленного дня в
общеобразовательном учреждении, реализующем общеобразовательную
программу начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования, устанавливается в количестве 25 обучающихся.
При наличии необходимых санитарных условий и средств возможно
комплектование классов и групп продленного дня с меньшей
наполняемостью, что определяется уставом общеобразовательного
учреждения соответствующего вида.
2.14. В общеобразовательном учреждении, реализующем
образовательную программу начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования, при проведении занятий по
иностранному языку в IV - ХI классах и трудовому обучению в V - XI
классах, физической культуре в Х - ХI классах, по информатике и
вычислительной технике, физике и химии (во время практических
занятий) допускается деление класса на две группы при
наполняемости 25 человек. При наличии необходимых средств возможно
деление на группы классов с меньшей наполняемостью, а также I -
III классов при изучении иностранных языков.
В общеобразовательном учреждении, реализующем образовательную
программу повышенного уровня (лицей, гимназия), при проведении
занятий по иностранному языку в I - ХI (ХII) классах, информатике
и вычислительной технике предусматривается деление на три группы
(при меньшей, до 20 обучающихся, наполняемости классов - на две
группы), по трудовому обучению в V - ХI (ХII) классах, физической
культуре в I - ХI (ХII) классах, физике и химии (во время
практических занятий), профильным предметам допускается деление
класса на две группы при наполняемости 20 человек.
2.15. Общеобразовательное учреждение вправе открывать по
желанию и запросам родителей (законных представителей) группы
продленного дня. С учетом интересов родителей (законных
представителей) по согласованию с учредителем в
общеобразовательном учреждении могут открываться классы
компенсирующего обучения, а также специальные (коррекционные)
классы для обучающихся с отклонениями в развитии.
Перевод (направление) обучающихся в специальные
(коррекционные) классы и классы компенсирующего обучения
осуществляется органами управления образованием только с согласия
их родителей (законных представителей) по заключению
психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
3.1. Общеобразовательное учреждение осуществляет
образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных
программ трех ступеней образования:
I ступень - начальное общее образование (нормативный срок
освоения 3-4 года);
II ступень - основное общее образование (нормативный срок
освоения 5 лет):
III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный
срок освоения 2 - 3 года).
Для некоторых категорий обучающихся нормативные сроки освоения
общеобразовательных программ основного общего образования могут
быть изменены на основе специальных государственных
образовательных стандартов.
3.2. Общеобразовательные учреждения в зависимости от
реализуемых общеобразовательных программ подразделяются на
общеобразовательные учреждения начального общего образования,
основного общего образования, среднего (полного) общего
образования.
3.3. Общеобразовательное учреждение начального общего
образования (I ступень) обеспечивает развитие обучающихся,
овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и
навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления,
простейшими навыками самоконтроля, учебных действий, культурой
поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа
жизни. Начальное общее образование является базой для получения
основного общего образования.
3.4. Общеобразовательное учреждение основного общего
образования (II ступень) обеспечивает освоение обучающимися
общеобразовательных программ основного общего образования, условия
становления и формирования личности обучающегося, его склонностей,
интересов и способности к социальному самоопределению. Основное
общее образование является базой для получения среднего (полного)
общего образования, начального и среднего профессионального
образования.
3.5. Основное общее образование и государственная (итоговая)
аттестация по его завершении являются обязательными. Требование
обязательности основного общего образования применительно к
конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им
пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не
было получено обучающимся ранее.
Получение основного общего образования в общеобразовательном
учреждении по очной форме ограничивается восемнадцатилетним
возрастом обучающегося.
Для категорий обучающихся, указанных в пунктах 10 - 12
статьи 50 Закона Российской Федерации "Об образовании", предельный
возраст получения основного общего образования может быть
увеличен.
3.6. Среднее (полное) общее образование (III ступень) является
завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим
освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего
(полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных
интересов и творческих способностей обучающегося, формирование
навыков самостоятельной учебной деятельности на основе
дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам
вводятся предметы по выбору самих обучающихся, направленные на
реализацию интересов, способностей и возможностей личности. При
наличии соответствующих условий и исходя из запросов обучающихся и
(или) их родителей (законных представителей), в
общеобразовательном учреждении может быть введено обучение по
различным профилям и направлениям.
Среднее (полное) общее образование является основой для
получения среднего профессионального (по сокращенным ускоренным
программам) и высшего профессионального образования.
3.7. Вариативность программ общего образования обеспечивается
наличием и соотношением в структуре их содержания следующих
компонентов: а)базового федерального; б)национально-регионального;
в) самостоятельно определяемого инновационным учреждением, исходя
из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей).
3.8. Содержание образования в конкретном учреждении
определяется программами, разрабатываемыми, принимаемыми и
реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на
основе государственных образовательных стандартов.
3.9. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в
общеобразовательном учреждении, определяется учредителем и (или)
уставом учреждения. Общеобразовательное учреждение реализует
предоставленное государством право граждан на получение основного
общего образования на родном языке, а также на выбор языка
обучения созданием условий для функционирования необходимого числа
классов и групп.
Во всех имеющих государственную аккредитацию
общеобразовательных учреждениях изучение русского языка как
государственного языка Российской Федерации регламентируется
государственными образовательными стандартами.
3.10. В соответствии с уставными целями и задачами
общеобразовательное учреждение может реализовывать дополнительные
образовательные программы и оказывать дополнительные
образовательные услуги (на договорной основе) за пределами
определяющих его статус основных общеобразовательных программ.
Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе
платных, определяются уставом общеобразовательного учреждения.
3.11. Общеобразовательное учреждение по договорам и совместно
с предприятиями, учреждениями, организациями может проводить
профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных
образовательных услуг, в том числе за плату, при наличии лицензии
(разрешения) на данный вид деятельности.
Начальная профессиональная подготовка в общеобразовательном
учреждении проводится только с согласия обучающихся и их родителей
(законных представителей).
3.12. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе
форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах,
определенных Законом Российской Федерации "Об образовании" и
уставом общеобразовательного учреждения.
3.13. Организация образовательного процесса в
общеобразовательном учреждении строится на основе учебного плана,
разрабатываемого учреждением самостоятельно в соответствии с
примерным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.
Учебные нагрузки обучающихся, регламентированные указанными
документами, не должны превышать норм предельно допустимых
нагрузок, определенных уставом общеобразовательного учреждения на
основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
В учебных планах общеобразовательного учреждения, имеющего
государственную аккредитацию, количество часов, отведенных на
преподавание отдельных дисциплин (циклов предметов), не должно
быть ниже количества часов определенных примерным учебным планом.
3.14. Лицей, гимназия организуют факультативные занятия по
выбору учащихся из расчета 4 часа в неделю на каждый класс при
наличии в группе не более 10 человек; работу кружков, клубов,
студий, научных обществ, спортивных и других объединений из
расчета одной ставки на класс, а также отдельные лекции
профессорско-преподавательского состава, специальные курсы из
расчета 1500 часов в год.
3.15. Учебный год в общеобразовательном учреждении, как
правило, начинается 1 сентября.
Продолжительность учебного года в 1 классах - 30 недель, во
II - ХI (XII) классах - не менее 34 недель.
Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного
года - не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Для обучающихся в первых классах в течение года устанавливаются
дополнительные недельные каникулы.
Годовой календарный учебный график разрабатывается и
утверждается общеобразовательным учреждением самостоятельно.
3.16. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе
системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной
аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и
требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании".
4. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.1 Участниками образовательного процесса в
общеобразовательном учреждении являются обучающиеся,
педагогические работники учреждения, родители (законные
представители) обучающихся.
4.2. Учредитель устанавливает порядок приема в государственные
и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования, обеспечивающий прием всех подлежащих обучению
граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на
получение образования соответствующего уровня. Гражданам, не
проживающим на данной территории, может быть отказано в приеме
только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.
4.3. Порядок конкурсного приема в лицей и гимназию
определяется учредителем и закрепляется в уставе учреждения.
4.4. Общеобразовательное учреждение обязано ознакомить
поступающего на обучение и (или) его родителей (законных
представителей) с уставом и другими документами, регламентирующими
организацию образовательного процесса в учреждении.
4.5. Права и обязанности обучающихся, их родителей (законных
представителей) определяются уставом учреждения и иными
предусмотренными уставом локальными актами.
Устав общеобразовательного учреждения утверждается
учредителем.
4.6. Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право:
а) на получение бесплатного общего образования (начального,
основного, среднего (полного) в соответствии с государственными
образовательными стандартами;
б) на выбор формы образования. Обучающиеся могут осваивать
общеобразовательные программы или отдельные разделы
общеобразовательных программ как в общеобразовательном учреждении,
так и в форме семейного образования, самообразования или
экстерната;
в) на обучение в рамках государственных образовательных
стандартов по индивидуальному учебному плану; на ускоренный курс
обучения. Условия обучения по индивидуальным учебным планам
регламентируются уставом учреждения и другими предусмотренными
уставом актами, принимаемыми учреждением;
г) на бесплатное пользование библиотечно-информационными
ресурсами библиотеки общеобразовательного учреждения, на получение
дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в
форме, определяемой уставом учреждения;
е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и
информации, на свободное выражение собственных взглядов и
убеждений.
4.7. Общеобразовательному учреждению запрещается привлекать
обучающихся к труду, не предусмотренному общеобразовательными
программами, учебным планом и уставом учреждения, без их согласия
и согласия родителей (законных представителей).
Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в
общественные, общественно-политические организации (объединения),
движения и партии, а также принудительное привлечение их к
деятельности этих организаций и к участию в агитационных кампаниях
и политических акциях не допускается.
4.8. Общеобразовательное учреждение обязано соблюдать принципы
государственной политики в области образования в части
раздельности светского и религиозного образования.
4.9. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные
программы, переводятся в следующий класс.
В следующий класс могут быть условно переведены обучающиеся,
имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по
одному предмету.
Ответственность за ликвидацию ими академической задолженности
в течение следующего учебного года возлагается на их родителей
(законных представителей).
Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего
образования, не освоившие программу учебного года и имеющие
академическую задолженность по двум и более предметам, по
усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на
повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения
или продолжают обучение в форме семейного образования.
Перевод обучающегося в любом случае производится по решению
органа управления общеобразовательного учреждения (педагогического
совета).
Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу
предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени
общего образования.
4.10. Освоение общеобразовательных программ основного общего и
среднего (полного) общего образования завершается обязательной
итоговой аттестацией выпускников.
Итоговая аттестация выпускников общеобразовательных учреждений
осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации
выпускников государственных, муниципальных и негосударственных
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждаемым
Министерством образования Российской Федерации.
4.11. Выпускникам общеобразовательного учреждения, имеющего
государственную аккредитацию, после прохождения ими итоговой
аттестации выдается документ государственного образца об уровне
образования, заверенный печатью общеобразовательного учреждения.
Выпускники, достигшие особых успехов при освоении
общеобразовательной программы среднего (полного) общего
образования, награждаются золотой или серебряной медалью.
4.12. Выпускникам общеобразовательного учреждения, не имеющего
государственной аккредитации, после прохождения ими итоговой
аттестации выдается документ о соответствующем образовании в
соответствии с лицензией. Форма документа определяется самим
общеобразовательным учреждением. Документ заверяется печатью
общеобразовательного учреждения.
4.13. Обучающиеся обязаны выполнять устав общеобразовательного
учреждения; добросовестно учиться; бережно относиться к имуществу
учреждения; уважать честь и достоинство других обучающихся и
работников; выполнять требования работников учреждения в части,
отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их
компетенции.
Дисциплина в общеобразовательном учреждении поддерживается на
основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов.
Применение методов физического и психического насилия по отношению
к обучающимся не допускается.
4.14. По решению органа управления общеобразовательным
учреждением за совершение противоправных действий, грубые и
неоднократные нарушения устава общеобразовательного учреждения
допускается как крайняя мера педагогического воздействия
исключение из данного общеобразовательного учреждения обучающихся,
достигших возраста четырнадцати лет.
Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей (законных представителей), принимается с
согласия органов опеки и попечительства.
Об исключении обучающегося из образовательного учреждения
последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы
местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно
с родителями (законными представителями) исключенного в месячный
срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или
продолжение обучения в другом образовательном учреждении.
4.15. Родители (законные представители) имеют право:
а) выбирать формы обучения, общеобразовательное учреждение;
б) защищать законные права и интересы детей;
в) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в
форме, определяемой уставом учреждения.
4.16. Родители (законные представители) обязаны выполнять
устав общеобразовательного учреждения в части, касающейся их прав
и обязанностей, и несут ответственность за воспитание и создание
необходимых условий для получения детьми образования.
4.17. Другие права и обязанности родителей (законных
представителей) могут закрепляться в заключенном между ними и
общеобразовательным учреждением договоре в соответствии с уставом
учреждения.
4.18. Порядок комплектования персонала общеобразовательного
учреждения регламентируется его уставом. Для работников
общеобразовательного учреждения работодателем является данное
учреждение.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую
профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую
требованиям квалификационной характеристики по должности и
полученной специальности, подтвержденную документами об
образовании.
К педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении
не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по
медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за
определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских
противопоказаний и составов преступлений устанавливаются законом.
4.19. Отношения работника и администрации общеобразовательного
учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия
которого не могут противоречить трудовому законодательству
Российской Федерации. Срок действия трудового договора (контракта)
определяется работником и работодателем при его заключении.
4.20. Работники общеобразовательного учреждения имеют право:
а) на участие в управлении учреждением в порядке, определяемом
уставом учреждения;
б) на защиту профессиональной чести и достоинства.
4.21. Педагогические работники общеобразовательного учреждения
имеют право:
а) свободно выбирать и использовать методики обучения и
воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки
знаний обучающихся;
б) повышать квалификацию; с этой целью администрация создает
условия, необходимые для успешного обучения работников в высших
профессиональных образовательных учреждениях, а также в
учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;
в) аттестоваться на добровольной основе на соответствующую
квалификационную категорию и получить ее в случае успешного
прохождения аттестации;
г) на сокращенную рабочую неделю; на удлиненный оплачиваемый
отпуск; на получение пенсии по выслуге лет, социальные гарантии и
льготы, установленные законодательством Российской Федерации;
д) на длительный, сроком до 1 года, отпуск не реже, чем через
каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и
условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или)
уставом учреждения;
е) на дополнительные льготы, предоставляемые в регионе
педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.
4.22. Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы)
учителям и другим педагогическим работникам устанавливается исходя
из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности
кадрами, других конкретных условий в данном общеобразовательном
учреждении.
Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) учителям
и другим педагогическим работникам лицея, гимназии устанавливается
исходя из количества часов по учебным плану и программам и ставки
заработной платы из расчета 18 часов в неделю, из них 3 часа
отводится на научно-методическую и опытно-экспериментальную
работу.
Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) больше
или меньше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается
только с письменного согласия работника.
Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки
(объем педагогической работы) не может быть уменьшен в течение
учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев
уменьшения количества часов по учебным планам и программам,
сокращения количества классов (групп).
Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки
(объем педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе
администрации на следующий учебный год, за исключением случаев,
указанных в абзаце 3 настоящего пункта.
4.23. Работники общеобразовательного учреждения должны
удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных
характеристик и обязаны выполнять устав общеобразовательного
учреждения.
5. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
5.1. Управление общеобразовательным учреждением осуществляется
в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом
общеобразовательного учреждения и строится на принципах
единоначалия и самоуправления.
5.2. Формами самоуправления общеобразовательного учреждения
являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский
совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.
Порядок выборов органов самоуправления общеобразовательного
учреждения и их компетенция определяются уставом
общеобразовательного учреждения.
5.3. Непосредственное руководство муниципальным
общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший
соответствующую аттестацию директор.
Директор муниципального общеобразовательного учреждения
назначается решением органа местного самоуправления, если иной
порядок назначения не предусмотрен решением органа местного
самоуправления.
5.4. Директор общеобразовательного учреждения несет
ответственность перед родителями, государством, обществом и
учредителем за свою деятельность в соответствии с функциональными
обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями,
трудовым договором (контрактом) и уставом общеобразовательного
учреждения.
5.5. Разграничение полномочий между директором и органами
самоуправления определяется уставом общеобразовательного
учреждения.
6. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
6.1. Собственник имущества (уполномоченный им орган)
закрепляет за общеобразовательным учреждением в целях обеспечения
образовательной деятельности в соответствии с его уставом землю,
здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое
необходимое имущество потребительского, социального, культурного и
иного назначения, принадлежащие ему на праве собственности или
арендуемые им у третьего лица (собственника).
Земельные участки закрепляются за муниципальным
общеобразовательным учреждением в бессрочное пользование.
Имущество, закрепленное за общеобразовательным учреждением,
находится в оперативном управлении этого учреждения.
Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за
общеобразовательным учреждением, допускается только в случаях,
установленных законодательством Российской Федерации.
6.2. Общеобразовательное учреждение вправе выступать в
качестве арендатора и арендодателя имущества с согласия учредителя
(учредителей). Сдача в аренду общеобразовательным учреждением
закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных
участков осуществляется в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации. Средства, полученные общеобразовательным
учреждением в качестве арендной платы, используются на обеспечение
и развитие образовательного процесса в данном общеобразовательном
учреждении.
6.3. Общеобразовательное учреждение не вправе заключать
сделки, возможными последствиями которых является отчуждение
основных фондов общеобразовательного учреждения (кроме основных
фондов, приобретенных за счет собственных средств
общеобразовательного учреждения) в пользу третьих лиц. Такие
сделки и договорные отношения являются недействительными с момента
их заключения.
6.4. Деятельность общеобразовательного учреждения
финансируется его учредителем в соответствии с договором между
ними.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов
общеобразовательного учреждения являются:
- собственные средства учредителя;
- бюджетные и внебюджетные средства;
- имущество, переданное учреждению собственником или
уполномоченным им органом;
- средства родителей (законных представителей), полученные за
предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных
услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических
лиц;
- доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также
от других видов разрешенной самостоятельной деятельности;
- кредиты банков и других кредиторов;
- другие источники в соответствии с действующим
законодательством.
6.5. Общеобразовательное учреждение отвечает по своим
обязательствам находящимися в его распоряжении денежными
средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности
у общеобразовательного учреждения указанных средств
ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке,
определяемом законом.
6.6. Финансирование общеобразовательного учреждения
осуществляется на основе государственных (в том числе
ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного
обучающегося в зависимости от вида общеобразовательного
учреждения.
Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения
нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из
бюджета учредителя.
6.7. Общеобразовательное учреждение вправе осуществлять
самостоятельную хозяйственную деятельность, предусмотренную
уставом, и распоряжаться доходами от этой деятельности.
При осуществлении общеобразовательным учреждением
предусмотренной его уставом предпринимательской деятельности,
общеобразовательное учреждение приравнивается к предприятию и
попадает под действие законодательства Российской Федерации в
области предпринимательской деятельности.
6.8. Общеобразовательное учреждение самостоятельно
распоряжается имеющимися финансовыми средствами в соответствии со
сметой, утверждаемой в установленном порядке.
Общеобразовательное учреждение устанавливает работникам ставки
заработной платы (должностные оклады) на основе Единой тарифной
сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на
основании решения аттестационной комиссии; определяет виды и
размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера
в пределах средств, направляемых на оплату труда, а также
структуру управления деятельностью общеобразовательного
учреждения, штатное расписание, распределение должностных
обязанностей.
В лицее и гимназии предусматривается повышение ставок
(должностных окладов) педагогических, библиотечных работников на
15%, должностные оклады директора и его заместителей - с учетом
сложности выполняемой работы, в штатное расписание вводится ставка
классного воспитателя в каждом классе, ставки педагогов-психологов
из расчета 1 ед. на 15 классов, ставка социального педагога,
ставка педагога-валеолога, ставка педагога-логопеда, ставка врача,
ставка заместителя директора по научно-методической работе,
диспетчера, бухгалтера, ставки лаборанта из расчета 1 ед. на
каждый профильный предмет, ставки библиотекарей из расчета 1 ед.
на 10 классов.
6.9. Общеобразовательному учреждению принадлежит право
собственности на денежные средства, имущество и иные объекты
собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими
лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию на продукты
интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его
деятельности, а также на доходы от собственной деятельности
общеобразовательного учреждения и приобретенные на эти доходы
объекты собственности.
6.10. При ликвидации или реорганизации общеобразовательного
учреждения, осуществляемых, как правило, по окончании учебного
года учредитель берет на себя ответственность за перевод
обучающихся в другие общеобразовательные учреждения по
согласованию с их родителями (законными представителями).
Ликвидация общеобразовательного учреждения производится в
соответствии с действующим законодательством.
6.11. Общеобразовательное учреждение имеет право устанавливать
прямые связи с зарубежными предприятиями, учреждениями и
организациями, осуществлять внешнеэкономическую деятельность и
иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
|