САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 1998 г. N 12-248
ОБ ОБРАЩЕНИИ С ЗАПРОСОМ
В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Руководствуясь частью 2 статьи 125 Конституции Российской
Федерации, статьями 22, 36, 84 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Саратовская
областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с
прилагаемым Запросом о соответствии Конституции Российской
Федерации Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации".
2. Поручить Харитонову Александру Петровичу - Председателю
Саратовской областной Думы и Лукашову Леониду Антоновичу -
консультанту государственно-правового управления Саратовской
области, кандидату юридических наук представлять Саратовскую
областную Думу при рассмотрении настоящего Запроса в
Конституционном Суде Российской Федерации.
Председатель
Саратовской областной Думы
А.П.ХАРИТОНОВ
Председателю
Конституционного Суда
Российского Федерации
Баглаю М.В.
ЗАПРОС
О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Саратовская областная Дума (410031, г. Саратов, ул. Радищева,
д. 24а) на основании пункта 2 статьи 125 Конституции Российской
Федерации, статей 22, 36, 84 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации" обращается с
Запросом о соответствии Конституции Российской Федерации, ее
статьям 3, 5, 11, 30, 32, 71, 72, 77, 131 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г.
N 124-ФЗ , принятого Государственной Думой Федерального
Собрания 5 сентября 1997 года (103009, г. Москва, Охотный ряд, дом
1) опубликованного в Собрании законодательства Российской
Федерации (1997 г., N 38, ст. 4339).
Представителями заявителя при рассмотрении настоящего Запроса
в Конституционном Суде Российской Федерации являются Председатель
Саратовской областной Думы Харитонов А.П., консультант
государственно-правового управления Саратовской области, кандидат
юридических наук Лукашов Л.А.
Основанием к рассмотрению Запроса Конституционным Судом
Российской Федерации являются обнаружившиеся неясность и
несоответствие Конституции Российской Федерации многих положений
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статьями 5 и 11 Конституция Российской Федерации определила
статус Российской Федерации и ее субъектов, установила право
субъектов Российской Федерации образовывать свои органы
государственной власти, а статья 77 Конституции Российской
Федерации закрепила право субъектов устанавливать самостоятельно
систему своих органов государственной власти.
Система, порядок организации и формирования федеральных
органов государственной власти пунктом "г" статьи 71 Конституции
Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации,
поэтому по смыслу конституционных положений порядок формирования
органов государственной власти субъектов Российской Федерации
осуществляется с соблюдением требований глав первой и второй
Федеральной Конституции.
В перечне предметов совместного ведения, установленного
статьей 72 Конституции Российской Федерации, в пункте "н" речь
идет лишь об установлении общих принципов организации системы
органов государственной власти и местного самоуправления, но нет
порядка формирования органов государственной власти и органов
местного самоуправления.
Таким образом, исходя из содержания статей 71 и 72 Конституции
Российской Федерации, избирательное законодательство находится вне
пределов ведения Российской Федерации и вне пределов совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, в этом
случае действует статья 73 Конституции Российской Федерации о
праве субъектов Российской Федерации самим регулировать
избирательные отношения с соблюдением конституционных положений о
правах и свободах человека и гражданина.
Принимая Федеральный закон "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", Государственная Дума вышла за пределы
предметов ведения Российской Федерации, фактически урегулировав
порядок выборов представительных и исполнительных органов
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
порядок проведения референдумов в субъектах Российской федерации.
Так, статья 11 оспариваемого Федерального закона устанавливает
(при определенных случаях), что выборы "органа государственной
власти субъекта Российской Федерации и органа местного
самоуправления проводятся на основе настоящего Федерального
закона", т.е. устанавливается прямое, непосредственное действие
Федерального закона, что исключает фактически право субъектов
Российской Федерации самим регулировать избирательные отношения,
не отнесенные ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному
ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 18 оспариваемый Федеральный закон фактически
лишил военнослужащих конституционного права избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления, что противоречит
пункту 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации расширением
перечня лиц, не имеющих права участвовать в выборах.
Противоречит конституционному статусу субъектов и запрет в
пункте 3 статьи 13 указанного Федерального закона на решение
референдумом вопросов досрочного прекращения полномочий органов
государственной власти и органов местного самоуправления субъектов
Российской Федерации, что одновременно противоречит и статье 3
Конституции Российской Федерации, так как ограничивает власть
народа в форме референдума, а также снижается гарантия граждан на
участие в референдуме. Не соответствует Конституции Российской
Федерации и противоречит Федеральному Закону "Об общественных
объединениях" и установление ограничения на участие в
избирательном процессе для неполитических общественных объединений
(абзац 11 статьи 2, пункт 10 статьи 32 оспариваемого Закона),
требование к уставам общественных объединений среди целей
деятельности иметь участие в организации и деятельности органов
государственной власти и местного самоуправления.
В статье 23 оспариваемого Федерального закона необоснованно
созданы привилегии при формировании избирательных комиссий
субъектов Российской Федерации, муниципальных образований для
общественных объединений, представленных во фракциях
Государственной Думы - какое они имеют отношение к органам
местного самоуправления? Здесь явное противоречие не только
указанным выше статьям Конституции Российской Федерации, но и
статьям 30, 131 Конституции Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 32 оспариваемого Федерального закона
необоснованно ограничены права граждан, когда только кандидат,
выдвигаемый по спискам избирательных объединений, может быть
зарегистрирован одновременно и в списках избирательного
объединения, и в одномандатном округе.
Таким образом, Государственная Дума Федерального Собрания
изменила цель Закона, приняв вместо норм, гарантирующих
избирательные права граждан, нормы непосредственного регулирования
этих прав, приняв фактически избирательный закон.
На основании изложенного и в силу статьи 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" просим:
Признать Федеральный закон "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" как в целом, так и конкретные его статьи, а
именно: часть 10 статьи 2, статью 4, статью 11, пункт 3 статьи 13,
пункт 6 статьи 18, статью 23, пункт 5 статьи 31, пункт 10
статьи 32 не соответствующими статьям 3, 5, 11, 30, 32, 71, 72,
77, 131 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Федерального конституционного
Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" к настоящему
запросу прилагаются:
1. Текст Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" - 30 копий.
2. Постановление Саратовской областной Думы по данному
вопросу - 30 копий.
3. Доверенность, подтверждающая полномочия представителей
Саратовской областной Думы в Конституционном Суде Российской
Федерации.
4. Квитанции об уплате государственной пошлины - 30 копий.
5. Копия документа, подтверждающая ученую степень.
Председатель
Саратовской областной Думы
А.П.ХАРИТОНОВ
------------------------------------------------------------------
|