УТРАТИЛ СИЛУ
РЕШЕНИЕ Саратовской городской Думы от 18.11.1999 N 37-363
САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 25 декабря 1997 г. N 14-112
ОБ УСТАВЕ (ТИПОВОМ)
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (ТОС)
На основании статьи 17 Устава города Саратова, Саратовская
городская Дума РЕШИЛА:
1. Утвердить Устав (типовой) территориального общественного
самоуправления (ТОС) (прилагается).
2. Рекомендовать администрации города Саратова признать
утратившим силу Постановление администрации города Саратова от
26 февраля 1996 г. N 72 "Об утверждении Типового положения
(Устава) органа территориального самоуправления города Саратова".
3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его опубликования.
4. Контроль за выполнением настоящего Решения возложить на
постоянную комиссию по местному самоуправлению, вопросам
социальной сферы, законности, защите прав населения.
Мэр
города Саратова
Ю.Н.АКСЕНЕНКО
Приложение
к Решению
Администрации города Саратова
от 25 декабря 1997 г. N 72
УСТАВ (ТИПОВОЙ)
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (ТОС)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Территориальное общественное самоуправление в городе
Саратове является самоорганизацией граждан по месту жительства в
целях участия населения в местном самоуправлении на
соответствующей территории и осуществляется в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, федеральным законом "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", Законом Саратовской области "О местном самоуправлении
в Саратовской области", Уставом города Саратова, Положением о
территориальном общественном самоуправлении в городе Саратове,
другими законодательными актами Российской Федерации, Саратовской
области и города Саратова.
1.2. Территориальное общественное самоуправление на территории
группы домов, улицы, квартала, микрорайона (название района) -
добровольное объединение жителей домов, улицы, квартала,
микрорайона с численностью жителей не более 10 000 человек для
реализации общих целей, определенных законодательством и настоящим
Уставом.
Территориальное общественное самоуправление действует на
принципах самоуправления и добровольного участия жителей в делах
ТОС.
1.3. ТОС осуществляет свою деятельность в границах территории
(дается описание географических границ). Название территориального
общественного самоуправления _______________________ (далее ТОС).
1.4. Юридический адрес ТОС (указывается адрес).
1.5. В целях наиболее полной и разносторонней реализаций своих
прав и полномочий в сфере территориального общественного
самоуправления ТОС образует исполнительный орган - Комитет
территориального общественного самоуправления (далее КТОС).
КТОС (указать название) призван обеспечивать возможность
участия граждан - жителей территории в местном самоуправлении и
действует в соответствии с законодательством Российской Федерации,
Саратовской области, нормативными актами города Саратова и
настоящим Уставом.
1.6. С момента регистрации территориального общественного
самоуправления в органе городского самоуправления КТОС приобретает
права и принимает на себя обязанности и ответственность
юридического лица в соответствии с действующим законодательством,
имеет расчетный счет в банке, круглую печать, штампы и бланки со
своим наименованием.
КТОС в своей деятельности подотчетен территориальному
общественному самоуправлению, которое осуществляет свои полномочия
через собрания (конференций) и администрацию района.
1.7. КТОС, представляющий общественное самоуправление на
данной территории, может иметь в качестве символов эмблему,
вымпел. Символы подлежат утверждению администрацией района
(название района), государственной регистрации и учету в порядке,
установленном Российской федерацией.
1.8. КТОС несет ответственность по своим обязательствам всем
своим имуществом.
1.9. КТОС самостоятелен в осуществлении своей уставной
деятельности в пределах, установленных законодательством. Члены
КТОСа избираются жителями ТОС на собраниях (конференциях).
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1. ТОС ставит целью самостоятельное и под свою
ответственность осуществление собственной инициативы по вопросам
местного значения на территории своей деятельности и
взаимодействие с органами, власти города и района в решении
вопросов, непосредственно касающихся жителей территории, на
которой осуществляется территориальное общественное
самоуправление.
3. ПОРЯДОК И ФОРМЫ УЧАСТИЯ ЖИТЕЛЕЙ
В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
3.1. Жители города Саратова, достигшие 16 - летнего возраста
(далее - жители), могут принимать участие в осуществлении
территориального общественного самоуправления на равных основаниях
и в полном объеме прав, предусмотренных настоящим Уставом.
3.2. Участие жителей в территориальном общественном
самоуправлении является добровольным и гарантируется их правом:
- быть инициатором и участвовать в учреждении ТОС;
- принимать участие в собраниях с правом решающего голоса;
- избираться делегатом конференций и участвовать в их работе с
правом решающего голоса;
- участвовать в работе конференций с правом совещательного
голоса;
- избирать и быть избранным в органы территориального
общественного самоуправления;
- обращаться в КТОС с предложениями и замечаниями, требовать
письменного ответа по их существу;
- участвовать в заседаниях КТОСа с правом совещательного
голоса;
- выполнять поручения собрания (конференции) Комитета ТОС (как
на общественных началах, так и по договору).
4. СОБРАНИЕ (КОНФЕРЕНЦИЯ)
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
ПОЛНОМОЧИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
4.1. Высшим руководящим органом территориального общественного
самоуправления (указывается название), осуществляющим его
полномочия, является собрание или конференция жителей.
4.2. К исключительным полномочиям ТОС, которые оно
осуществляет на собраниях или конференциях жителей, постоянно
проживающих на территории ТОС; относятся:
- принятие решения об организации и прекращении деятельности
(ликвидации) ТОС;
- согласование и инициатива изменения границ ТОС;
- избрание, переизбрание, досрочное прекращение полномочий и
перевыборы членов КТОС, контрольно - ревизионной комиссии и
заслушивание их отчетов;
- утверждение. Устава ТОС и внесение в него изменений и
дополнений;
- утверждение программы деятельности КТОС.
4.3. Собрание или конференция жителей созывается один раз в
________________ (не реже двух раз в год).
Ежегодно проводится отчетное собрание или конференция.
Отчетно - выборное собрание (конференция) созывается раз в
________________ (не реже чем раз в два года).
Для обсуждения вопросов, не терпящих отлагательства, могут
созываться внеочередные собрания или конференции. Внеочередное
собрание (конференция) может быть созвано по требованию
инициативной группы, собравшей в свою поддержку не менее 10
процентов подписей жителей, по требованию контрольно - ревизионной
комиссии, по требованию администрации района, по решению КТОС,
принятому более чем половиной его членов или по решению
председателя КТОС (указать название).
5. ОРГАНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И СРОКИ ИХ ПОЛНОМОЧИЙ
5.1. Для организации и непосредственного осуществления
территориально общественного самоуправления собрание или
конференция жителей избирает Комитет ТОС, подотчетный собранию
(конференции) и администрации района (название района) из ______
(нечетное число человек, но не более 5) сроком на _____ (не более
двух лет).
5.2. Контрольно - ревизионным органом территориально
общественного самоуправления является избираемая на собрании
(конференции) контрольно - ревизионная комиссия из ____ (нечетное
число человек, но не более 3) сроком на _____ (не более двух лет).
6. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
6.1. Правомочность собрания или конференции.
6.1.1. Собрание правомочно, если в нем принимает участие более
половины жителей, имеющих право принимать участие в осуществлении
территориального общественного самоуправления, или жителей
большинства квартир дома, подъезда или домов.
6.1.2. Конференция считается правомочной, если в ней приняло
участие более половины избранных делегатов.
6.1.3. Собрание или конференция жителей принимает решение по
всем вопросам своей компетенции простым большинством голосов.
6.2. Выборы делегатов конференции.
6.2.1. Норма представительства делегатов учредительной
конференции устанавливается инициативной группой по организации
территориального общественного самоуправления при обязательном
представительстве каждых 50 жителей территории в соответствии с
Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе
Саратове.
6.2.2. Норма представительства делегатов конференции ТОС
(указывается название): 1 делегат от ____ (не более 50 человек).
6.2.3.
Вариант 1
Выдвижение и выборы делегатов конференции проходят на
собраниях жителей (указываются: подъезды, дома, группы домов).
Вариант 2
Выдвижение и выборы делегатов конференции проходят в форме
сбора инициативной группой подписей избирателей на петиционных
листах (поименное голосование граждан).
6.2.4. Выборы делегата конференции считаются состоявшимися,
если в голосовании приняло участие более половины жителей по норме
представительства, определенной настоящим Уставом,
6.2.5. Избранным считается кандидат в делегаты конференции,
набравший простое большинство голосов.
6.2.6. Делегаты конференции сохраняют свои полномочия в
течение срока полномочия КТОСа.
6.2.7. Перевыборы, делегатов конференции назначаются КТОСом не
менее чем за три месяца до окончания срока полномочий КТОСа.
6.3. Выборы КТОСа (указывается название).
6.3.1. Каждый участник (группа участников) собрания
(конференции) имеет право выдвинуть любого жителя ТОС (делегата)
кандидатом в члены КТОСа (указывается название) и добиваться
внесения этого кандидата в список для голосования.
Кандидатом в члены КТОСа могут быть выдвинуты граждане России,
проживающие на территории ТОС.
6.3.2. Собрание или конференция вправе:
- получить необходимую информацию о кандидате в члены КТОСа от
инициаторов выдвижения кандидата;
- заслушать выступление кандидата с кратким изложением
программы, которую он намерен реализовать.
6.3.3. Выборы членов КТОСа до решению участников собрания или
делегатов конференции проводятся открытым, тайным или поименным
голосованием.
6.3.4. Избранными считаются кандидаты, набравшие более
половины голосов от числа присутствующих на собрании жителей
(делегатов конференции).
6.3.5. КТОС вправе вывести из своего состава избранных на
собрании или конференции членов в случае:
- тяжелой длительной болезни (более четырех месяцев), делающей
невозможным надлежащее исполнение обязанностей;
- осуждения члена КТОС судом за совершении уголовного
преступления;
- длительного (более трех месяцев) неучастия в работе КТОСа
без уважительных причин;
- личного заявления об отставке;
- переезда на постоянное место жительства за пределы
территории ТОС;
- утраты российского гражданства;
- совершения действий и поступков, наносящих существенный
материальный или моральный ущерб КТОСу и территориальному
общественному самоуправлению.
6.3.6. Изменения в составе КТОСа должны быть утверждены на
очередном (внеочередном) собрании или конференции.
6.3.7. Председатель КТОСа и его заместитель избираются на
первом заседании Комитета простым большинством голосов от
списочного состава КТОСа открытым (тайным) голосованием и работают
на постоянной основе.
6.3.8. КТОС имеет право большинством голосов от числа
присутствующих принять решение о досрочном переизбрании
председателя (заместителя председателя) в соответствии с
процедурой, изложенной в п. 6.3.7.
6.3.9. КТОС вправе ввести в свой состав новых членов вместо
выбывших, но не более одной трети от первоначальной численности
КТОСа.
7. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
7.1. Заседания КТОСа созываются по мере необходимости, но не
реже одного раза в месяц. Заседания считаются правомочными в
случае присутствия на них не менее половины от общего числа членов
КТОСа. Решения КТОСа принимаются простым большинством голосов от
числа присутствующих на заседании членов КТОСа. Каждый член КТОСа
имеет один голос.
7.2. Председатель представляет КТОС в отношениях с органами
власти, в правоохранительных органах, судах, а также в отношениях
с российскими и иностранными юридическими лицами. Он созывает и
ведет заседания КТОСа, подписывает протоколы заседаний, решения,
рекомендации, финансовые и прочие документы, выдает доверенности,
осуществляет иные действия и выполняет другие функции, не
противоречащие законодательству и настоящему Уставу.
7.3. Работа КТОСа организуется в соответствии с регламентом,
разрабатываемым и утверждаемым этим органом.
8. ПОЛНОМОЧИЯ КОМИТЕТА
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
8.1. К полномочиям КТОСа относится:
- представление интересов и защита прав ТОС в отношениях с
администрациями города и района, с предприятиями и организациями
всех форм собственности, общественными объединениями, а также в
суде и арбитражном суде;
- участие с правом совещательного голоса в заседаниях
администрации района (указывается название) по вопросам,
затрагивающим интересы всех жителей соответствующей территории;
- пользование в установленных пределах средствами ТОС и
имуществом, которое может передаваться в пользование ТОС
администрацией района по договору в порядке и на условиях,
определенных законодательством и договором;
- внесение предложений в районную администрацию по вопросам,
затрагивающим интересы жителей ТОС, в том числе, по использованию
земельных участков на территории ТОС под организацию детских и
оздоровительных площадок, скверов, площадок для выгула собак;
- заключение договоров и соглашений с органами власти района и
города, а также с другими организациями;
- организация воспитательной и культурно - просветительной
работы с детьми и подростками, проживающими на территории ТОС;
- занятие благотворительностью, организация акций милосердия и
участие в них, оказание материальной и иной помощи инвалидам,
малообеспеченным и многодетным семьям;
- содействие в организации художественных выставок,
конференций, семинаров;
- организация и проведение субботников и работ по
благоустройству дворовых территорий;
- заключение договоров, совершение сделок и иных юридических и
гражданско - правовых действий в пределах, установленной
администрацией района и законодательством компетенции;
- организация информирования жителей ТОС о своей деятельности;
- реализация полномочий, переданных КТОСу (указывается
название) администрацией района (название района) или добровольно
взятых на себя в соответствии с законодательством и местными
нормативными актами.
8.2. На основе заключенных с администрацией района договоров
КТОС вправе:
- разрабатывать с учетом городской застройки планы
обустройства территории, привлекать для их реализации на
добровольной основе средства населения и организаций;
- осуществлять (в формах, согласованных с главой администрации
района, в случае делегирования указанных полномочий по договору)
контроль за качеством уборки территории, вывозом мусора, за
работой соответствующих служб по техническому обслуживанию жилого
фонда и устранению аварийных ситуаций.
8.3. КТОС в пределах своей компетенции содействует:
- правоохранительным органам в поддержании общественного
порядка;
- жителям в выполнении правил эксплуатации жилого фонда и
решении жилищных проблем путем подготовки ходатайств и проведения
консультаций;
- органам санитарно - эпидемиологического, экологического,
пожарного контроля и безопасности в осуществлении деятельности на
соответствующих территориях;
- органам местного самоуправления и общественным
самоуправлением в проведении культурных, спортивных и других
мероприятий.
9. ВЫБОРЫ КОНТРОЛЬНО - РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ
9.1. Члены контрольно - ревизионной комиссии избираются
собранием (конференцией) простым большинством голосов от числа
жителей, присутствующих на собрании (делегатов, присутствующих на
конференции) в количестве трех человек открытым (тайным)
голосованием.
9.2. Члены комиссии не могут входить в состав КТОС.
9.3. Члены комиссии имеют право участвовать в заседаниях КТОСа
с правом совещательного голоса.
9.4. Председатель комиссии избирается на ее первом заседании
простым большинством голосов от списочного состава комиссии
открытым (тайным) голосованием.
9.5. Комиссия имеет право простым большинством голосов
переизбрать своего председателя.
9.6. Комиссия имеет право простым большинством голосов от
списочного состава принять решение о выводе из своего состава
членов по основаниях, изложенным в п. 6.3.5.
Персональные изменения в составе комиссии должны быть
утверждены на очередном (внеочередном) собрании или конференции.
9.7. Комиссия подотчетна только собранию или конференции.
9.8. Комиссия осуществляет ежегодные проверки финансовой
деятельности КТОСа, а также внеплановые проверки по решению
собрания или конференции, требованию группы жителей (не менее 5%),
по своей инициативе, по решению членов КТОС, принятому на
заседании КТОСа, либо по инициативе районной администрации.
9.9. Для проверки финансовой деятельности КТОСа комиссией
могут привлекаться аудиторские организации за счет КТОСа.
10. ОСНОВАНИЯ И ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
КОМИТЕТА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
10.1. Решения собраний (конференций) ТОС для Комитета носят
обязательный характер.
Исполнительные органы городского самоуправления и их
должностные лица обязаны рассматривать и учитывать решения органов
территориального общественного самоуправления и информировать эти
органы о своих решениях, постановлениях и распоряжениях,
затрагивающих интересы граждан, проживающих на соответствующих
территориях.
10.2. Ответственность КТОСа и его членов перед жителями
наступает в случае нарушения действующего законодательства и
настоящего Устава или утраты этим органом или отдельным его членом
доверия со стороны жителей.
В случае нарушения КТОСом законодательства и настоящего Устава
любой житель, проживающий на территории общественного
самоуправления, вправе обжаловать эти действия в администрацию
района, прокуратуру или в суд.
В случае утраты КТОСом доверия жителей любой житель,
проживающий на территории общественного самоуправления, вправе
стать инициатором роспуска или переизбрания КТОСа в порядке,
установленном действующим законодательством и настоящим Уставом,
либо обжаловать действия КТОСа.
11. ФИНАНСОВЫЕ СРЕДСТВА
11.1. Финансовые средства, находящиеся в распоряжении КТОСа,
образуются из средств, добровольно собираемых жителями для решения
конкретного вопроса, добровольных пожертвований, а также средств
бюджета города в случае заключения с администрацией района
(название района) договоров на делегирование КТОСу части
полномочий и передачу финансовых средств из бюджета.
По окончании бюджетного года, а также в сроки,
предусматриваемые договором (соглашением) с администрацией района,
КТОС представляет в администрацию района (название района) отчет
по использованию бюджетных средств и акты выполненных работ,
которые утверждаются главой администрации района (название
района).
11.2. Средства, находящиеся в распоряжении КТОСа, используются
только для выполнения уставных задач и не могут быть использованы
для распределения между членами КТОСа.
11.3. Средства КТОСа расходуются на:
- финансирование мероприятий социального развития территории;
- социальную помощь нуждающимся жителям ТОС;
- участие в благотворительных программах;
- приобретение для нужд ТОС (указывается название) материалов,
инвентаря;
- аренду помещений, расположенных на территории общественного
самоуправления и используемых КТОСом для выполнения уставных
задач;
- финансирование деятельности КТОСа по выполнению уставных
задач;
- иные нужды, связанные с выполнением уставных задач.
12. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ
И ЛИКВИДАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
12.1. Все изменения и дополнения в настоящий Устав
рассматриваются на заседании КТОСа и выносятся на утверждение
собрания или конференции жителей территориального общественного
самоуправления с последующей регистрацией в установленном
законодательством порядке.
12.2. Ликвидация ТОС осуществляется:
- по решению собрания, конференции жителей;
- по решению суда.
12.3. В случае ликвидации территориального общественного
самоуправления орган, по инициативе которого осуществлена
ликвидация, назначает ликвидационную комиссию. С момента
назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия
КТОСа.
Ликвидационная комиссия оценивает имущество и финансовые
средства, выявляет дебиторов, кредиторов и рассчитывается с ними,
представляет на утверждение собранию (конференции) ликвидационный
баланс.
Имущество и финансовые средства, оставшиеся после
удовлетворения требований кредиторов, выполнения обязательств
перед бюджетом и проведения необходимых выплат, передаются в
администрацию района (название района) для использования в
интересах жителей соответствующей территории.
12.4. Решение о ликвидации ТОС направляется в орган,
зарегистрировавший его, для исключения его из государственного
реестра.
12.5. Документы ТОС передаются в органы Государственного
архива в установленном порядке.
|