УТРАТИЛ СИЛУ
РЕШЕНИЕ Саратовской городской Думы от 29.04.99 N 30-290
САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 25 декабря 1997 г. N 14-111
О ПОЛОЖЕНИИ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ
САМОУПРАВЛЕНИИ В ГОРОДЕ САРАТОВЕ
На основании статьи 17 Устава города Саратова Саратовская
городская Дума РЕШИЛА:
1. Утвердить Положение о территориальном общественном
самоуправлении в городе Саратове (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
Мэр города Саратова
Ю.Н.АКСЕНЕНКО
Утверждено
Решением Саратовской
городской Думы
от 25 декабря 1997 г. N 14-111
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
В ГОРОДЕ САРАТОВЕ
Настоящее Положение в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", Законом
Саратовской области "О местном самоуправлении в Саратовской
области" и на основании Устава города Саратова устанавливает
порядок организации и деятельности Территориального общественного
самоуправления (ТОС) в городе Саратове.
1. ПОНЯТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ САРАТОВЕ
1.1. Территориальное общественное самоуправление в городе
Саратове является самоорганизацией граждан по месту их жительства
для самостоятельного и под свою ответственность осуществления
собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно
или через органы территориального общественного самоуправления.
1.2. Территориальное общественное самоуправление является
формой участия населения в местном самоуправлении на данной
территории.
2. ПРАВО ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА САРАТОВА НА УЧАСТИЕ В
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1. Жители города Саратова, достигшие 16-летнего возраста
(далее жители), могут принимать участие в осуществлении
территориального общественного самоуправления в городе Саратове.
2.2. Житель города Саратова имеет право быть инициатором и
участвовать в территориальном общественном самоуправлении,
принимать участие в собраниях, конференциях, опросах, проводимых
ТОС, избирать и быть избранным в его органы.
2.3. Органы местного самоуправления города Саратова и органы
государственной власти Саратовской области не могут препятствовать
осуществлению населением территориального общественного
самоуправления, если эта деятельность не противоречит требованиям
действующего законодательства и настоящего Положения.
2.4. Защита прав и интересов жителей в осуществлении ими
территориального общественного самоуправления обеспечивается
законодательством Российской Федерации и Саратовской области, а
также нормативными правовыми актами города Саратова.
3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
3.1. Законодательную основу территориального общественного
самоуправления в городе Саратове составляет законодательство
Российской Федерации и Саратовской области, нормативные правовые
акты города Саратова, а также настоящее Положение.
4. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ И ЕГО ОРГАНЫ
4.1. Территориальное общественное самоуправление -
добровольная, самоуправляемая, не имеющая членства организация,
созданная по инициативе граждан - жителей микрорайона, квартала,
улицы, группы домов, дома или иного жилого комплекса, в количестве
до 10000 жителей, объединившихся на основе общности интересов для
реализации общих целей, определенных Уставом.
4.2. Границы территории, на которой образовано ТОС,
устанавливаются районными администрациями, по предложению жителей,
с учетом исторических, культурных, социально - экономических,
коммунальных и иных признаков целостности территории.
Территория ТОС является частью территории района города
Саратова, ее границы не могут выходить за границы территории
района.
4.3. Высшим руководящим органом Территориального общественного
самоуправления является собрание (конференция).
4.4. Для организации и непосредственного осуществления
функций, принятых на себя ТОС, собрание или конференция избирает
органы территориального общественного самоуправления - Комитет
территориального общественного самоуправления (далее КТОС) и
контрольно-ревизионную комиссию. Эти органы подотчетны собранию
(конференции).
4.5. ТОС и его органы не могут быть учредителями
(соучредителями) предприятий, учреждений и организаций, независимо
от организационно-правовой формы, в том числе общественных
организаций.
4.6. ТОС и его органы обязаны соблюдать законодательство
Российской Федерации и Саратовской области, нормативные правовые
акты города Саратова, а также нормы, предусмотренные Уставом ТОС.
5. УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
5.1. Учреждение ТОС осуществляется на учредительном собрании
или конференции жителей соответствующей территории с численностью
до 10000 человек.
5.2. Организацию учредительного собрания или конференции
осуществляет инициативная группа жителей соответствующей
территории в количестве не менее десяти человек.
Она принимает решение о проведении учредительного собрания или
конференции в зависимости от числа жителей, проживающих на данной
территории, размеров территории, местных условий и других
обстоятельств.
5.3. Инициативная группа обязана проинформировать районную
администрацию не позднее недельного срока о своем создании,
представить в администрацию списки членов инициативной группы (с
указанием фамилии, имени, отчества, адреса и паспортных данных) и
не менее чем за 15 дней сообщить о дате проведения учредительного
собрания (конференции), а также представить план (схему)
территории ТОС с указанием ее границ. Глава районной администрации
в двухнедельный срок письменно извещает инициативную группу о
своем согласии с предлагаемыми границами либо предлагает
мотивированное изменение границ территории ТОС.
5.4. Норма представительства делегатов конференции
устанавливается инициативной группой в соответствии с настоящим
Положением при обязательном представительстве каждых 50 жителей
подъездов, дома, группы домов территории.
Выборы делегатов конференции проводятся в порядке,
предусмотренным пунктами 11.4. и 11.5. настоящего Положения.
5.5. Районная администрация может направить для участия в
учредительном собрании (конференции) своего представителя.
5.6. Учредительное собрание или конференция принимает решение
о создании ТОС в согласованных с главой администрации района
границах территории и избирает его органы - КТОС и
контрольно-ревизионную комиссию. В границах данной территории не
может быть учреждено более одного ТОС. Учреждение нового ТОС на
данной территории или части территории существующего ТОС возможно
в установленном настоящим Положением порядке в период, указанный в
пункте 5.8.
5.7. ТОС создается сроком на 2 года.
5.8. По истечении 2-х летнего срока собрание или конференция
ТОС в месячный срок обязаны принять решение о продлении срока
существования ТОС либо о его ликвидации.
6. УСТАВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
6.1. ТОС имеет Устав, который принимается на собрании или
конференции жителей, организующих ТОС, и регистрируется в
соответствии с действующим законодательством.
6.2. В Уставе указываются:
- наименование ТОС и его юридический адрес;
- цели ТОС;
- границы территории общественного самоуправления;
- полномочия ТОС;
- формы и порядок участия жителей в территориальном
общественном самоуправлении;
- наименование, структура, полномочия, порядок формирования и
сроки полномочий выборных органов территориального общественного
самоуправления;
- отчетность и периодичность отчетности органов
территориального общественного самоуправления, порядок контроля за
их деятельностью;
- основания и виды ответственности органов территориального
общественного самоуправления и их членов перед жителями, органами
местного самоуправления и органами государственной власти;
- порядок внесения изменений и дополнений в Устав
территориального общественного самоуправления;
- источники образования денежных средств и инвентаря ТОС,
права ТОС и его Комитета по использованию денежных средств и
управлению принадлежащим ТОС имуществом;
- порядок продления срока существования и ликвидации ТОС.
6.3. Исходя из конкретных местных условий, в Устав могут быть
включены и другие нормы и положения, регламентирующие деятельность
Территориального общественного самоуправления и его органов, не
противоречащие настоящему Положению.
7. РЕГИСТРАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
7.1. ТОС подлежит государственной регистрации в соответствии с
действующим законодательством.
7.2. На регистрацию представляются документы согласно перечню,
установленному федеральным законодательством, а также документы,
указанные в приложении к настоящему Положению, в том числе :
- карта (схема) с описанием границ территории Общественного
самоуправления;
- согласованный администрацией список членов инициативной
группы (с указанием фамилии, имени, отчества, адреса и паспортных
данных);
- документ об установлении границ территории ТОС главой
администрации соответствующего района города Саратова;
- список участников собрания (делегатов конференции) с
указанием нормы представительства;
- протоколы собраний жителей домов по выдвижению делегатов
конференции или петиционные листы.
7.3. ТОС с момента государственной регистрации приобретает
гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности как
юридическое лицо через КТОС.
8. ПОРЯДОК И ФОРМЫ УЧАСТИЯ ЖИТЕЛЕЙ В
ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
8.1. Жители, достигшие 16-летнего возраста и постоянно
проживающие в домах, расположенных на территории деятельности ТОС,
участвуют в осуществлении территориального общественного
самоуправления на равных основаниях и в полном объеме прав,
предусмотренных настоящим Положением.
8.2. Участие жителей в территориальном общественном
самоуправлении является добровольным и гарантируется их правами:
- быть инициатором и участвовать в учреждении ТОС;
- принимать участие в собраниях с правом решающего голоса;
- избираться делегатом конференций и участвовать в их работе с
правом решающего голоса;
- участвовать в работе конференций с правом совещательного
голоса;
- избирать и быть избранным в органы ТОС;
- обращаться в КТОС с предложениями и замечаниями, требовать
письменного ответа по их существу;
- участвовать в заседаниях КТОСа с правом совещательного
голоса;
- выполнять поручения собрания (конференции) КТОСа (как на
общественных началах, так и по договору).
9. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОБЩЕСТВЕННЫМ САМОУПРАВЛЕНИЕМ
9.1. Органы местного самоуправления содействуют созданию и
деятельности ТОС и их органов в соответствии с действующим
законодательством и нормативными правовыми актами города Саратова.
9.2. Органы ТОС осуществляют свою деятельность во
взаимодействии с органами местного самоуправления.
9.3. Взаимодействие может осуществляться только на основе
заключаемых договоров и соглашений.
9.4. Районная администрация обязана осуществлять контроль за
деятельностью КТОСа в части переданных ТОС полномочий.
10. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
10.1. Территориальное общественное самоуправление
осуществляется жителями, проживающими на данной территории,
непосредственно на собраниях (конференциях), путем опроса, а также
через КТОС.
10.2. Никто не вправе действовать от имени Территориального
общественного самоуправления или его органов, не имея на это
соответствующих полномочий, закрепленных Уставом ТОС или
подтвержденных от его имени надлежащим образом оформленной
доверенностью.
10.3. Исполнительные органы городского самоуправления и их
должностные лица обязаны рассматривать и учитывать решения органов
территориального общественного самоуправления и информировать эти
органы о своих решениях, постановлениях и распоряжениях,
затрагивающих интересы граждан, проживающих на соответствующих
территориях.
10.4. Решения собраний (конференций) ТОС для его органов носят
обязательный характер.
10.5. Решения собраний (конференций) ТОС или его органов, не
соответствующие законодательству Российской Федерации и
Саратовской области, а также нормативным правовым актам города
Саратова, подлежат отмене.
11. СОБРАНИЯ И КОНФЕРЕНЦИИ
11.1. Собрание или конференция ТОС является его высшим
руководящим органом и созывается КТОСом, инициативной группой или
районной администрацией.
11.2. КТОС или инициативная группа обязаны не менее чем за две
недели уведомить главу администрации района о месте, дате и
времени проведения собрания или конференции Территориального
общественного самоуправления.
11.3. Периодичность проведения собраний или конференций
жителей устанавливается Уставом ТОС, но не реже двух раз в год.
Проведение ежегодного отчетного собрания или конференции
обязательно.
Отчетно-выборное собрание (конференция) созывается не реже чем
раз в 2 года.
Для обсуждения вопросов, не терпящих отлагательства, могут
созываться внеочередные собрания или конференции. Внеочередное
собрание (конференция) может быть созвано по требованию
инициативной группы, собравшей в свою поддержку не менее 10%
подписей жителей, по требованию контрольно-ревизионной комиссии,
по требованию администрации района, по решению КТОСа, принятому
более чем половиной его членов или по решению председателя КТОСа.
11.4. Выборы делегатов конференции проходят на собраниях
жителей по подъездам, домам, по группе домов с численностью
жителей не менее 50 человек. Решением организатора конференции
выдвижение и выборы делегатов могут проходить в форме сбора
подписей избирателей (петиционными листами).
11.5. Выборы делегатов конференции считаются состоявшимися,
если в голосовании приняли участие жители большинства квартир дома
(подъезда) или группы домов или более половины жителей данной
территории. Если выдвинуто несколько кандидатов в делегаты, то
избранным считается кандидат, набравший наибольшее количество
голосов от числа жителей, принявших участие в голосовании.
11.6. Норма представительства, срок полномочий делегатов и
порядок голосования на конференции определяются Уставом ТОС.
11.7. Собрание правомочно, если в нем принимает участие более
половины жителей, составляющих ТОС. Конференция считается
правомочной, если в ней приняло участие не менее двух третей
избранных делегатов.
11.8. Принятые на собрании (конференции) решения в
обязательном порядке в недельный срок должны быть направлены в
районную администрацию.
12. ВОПРОСЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ВЕДЕНИИ СОБРАНИЙ,
КОНФЕРЕНЦИЙ ЖИТЕЛЕЙ
12.1. К исключительным полномочиям ТОС, которые оно
осуществляет на собраниях или конференциях жителей, постоянно
проживающих на данной территории, относятся:
- принятие решения об организации и прекращении деятельности
(ликвидации) Территориального общественного самоуправления;
- согласование и инициатива изменения границ ТОС;
- избрание, переизбрание, досрочное прекращение полномочий и
перевыборы членов КТОСа, контрольно-ревизионной комиссии и
заслушивание их отчетов;
- утверждение Устава ТОС и внесение в него изменений и
дополнений;
- учреждение, продление срока существования и прекращение
деятельности ТОС;
- утверждение программы деятельности органов ТОС.
12.2. К компетенции ТОС может быть отнесено Уставом и решение
иных вопросов организации и существования Территориального
общественного самоуправления, не противоречащих настоящему
Положению.
13. ВЫБОРЫ ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
13.1. Выборы Комитета территориального общественного
самоуправления и контрольно-ревизионной комиссии, проводятся на
собрании (конференции) жителей.
13.2. Выборы проводятся открытым или тайным голосованием по
решению участников собрания (делегатов конференции).
13.3. Избранными считаются кандидаты, набравшие более половины
голосов от числа присутствующих на собрании жителей или делегатов
конференции.
13.4. Срок полномочий избранного КТОСа и
контрольно-ревизионной комиссии устанавливается Уставом и не
должен превышать двух лет.
14. КОМИТЕТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
14.1. КТОС является представительно-исполнительным органом
Территориального общественного самоуправления и после его
государственной регистрации представляет его интересы в
соответствии с Уставом.
14.2. Члены КТОСа избираются на собрании (конференции) жителей
сроком на два года. Председатель КТОСа и его заместитель могут
работать на постоянной основе.
14.3. Руководство КТОСа осуществляет председатель, который
избирается на первом заседании КТОСа из его членов.
14.4. Председатель имеет право представлять без доверенности
КТОС в отношениях с органами государственной власти (в том числе с
правоохранительными органами и судами) и местного самоуправления.
Он созывает заседания КТОСа и готовит соответствующие материалы,
подписывает протоколы заседаний, решения, рекомендации, финансовые
и другие документы ТОС, выдает доверенности, выполняет другие
функции, определенные Уставом ТОС.
14.5. Работа КТОСа организуется в соответствии с Уставом ТОС.
14.6. В Уставе ТОС определяются периодичность проведения
заседаний КТОС, порядок обсуждения и принятия решений, порядок
информирования жителей о работе КТОСа и другие вопросы,
регулирующие его текущую деятельность.
14.7. В пределах полномочий, определенных Уставом ТОС, КТОС
имеет право на:
- представление интересов и защиту прав ТОС в отношениях с
администрациями города и района, с предприятиями, учреждениями и
организациями всех форм собственности, общественными
объединениями, а также в суде;
- участие с правом совещательного голоса в заседаниях
администрации района по вопросам, затрагивающим интересы всех
жителей соответствующей территории;
- пользование в установленных пределах средствами ТОС и
имуществом, которое может передаваться в пользование ТОС
администрацией района по договору в порядке и на условиях,
определенных настоящим Положением и договором;
- внесение предложений в районную администрацию по вопросам,
затрагивающим интересы жителей ТОС, в том числе, по использованию
земельных участков на территории ТОС под организацию детских и
оздоровительных площадок, скверов, площадок для выгула собак;
- заключение договоров и соглашений с органами власти района и
города, а также с другими организациями;
- организацию воспитательной и культурно-просветительной
работы с детьми и подростками, проживающими на территории ТОС;
- занятие благотворительностью, организацию акций милосердия и
участие в них, оказание материальной и иной помощи инвалидам,
малообеспеченным и многодетным семьям;
- содействие в организации художественных выставок,
конференций, семинаров;
- организацию и проведение субботников и работ по
благоустройству дворовых территорий;
- заключение договоров, совершение сделок и иных юридических и
гражданско-правовых действий в пределах установленной
администрацией района и законодательством компетенции;
- организацию информирования жителей ТОС о своей деятельности;
- реализацию полномочий, переданных КТОСу администрацией
района или добровольно взятых на себя в соответствии с
законодательством и местными нормативными актами.
На основе заключенных с администрацией района договоров КТОС
имеет право на:
- разработку с учетом городской застройки планов обустройства
территории, привлечения для их реализации на добровольной основе
средств населения и организаций;
- осуществление (в формах, согласованных с главой
администрации района, в случае делегирования указанных полномочий
по договору) контроля за качеством уборки территории, вывозом
мусора, работой соответствующих служб по техническому обслуживанию
жилого фонда и устранению аварийных ситуаций.
КТОС имеет право содействовать:
- правоохранительным органам в поддержании общественного
порядка;
- жителям в выполнении правил эксплуатации жилого фонда и
решении жилищных проблем путем подготовки ходатайств и проведения
консультаций;
- органам санитарно-эпидемиологического, экологического,
пожарного контроля и безопасности в осуществлении их деятельности
на соответствующих территориях;
- органам власти и общественным объединениям в проведении
культурных, спортивных и других мероприятий.
15. КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ
15.1. Контрольно-ревизионная комиссия создается для контроля и
проверки финансовой деятельности КТОСа. Контрольно-ревизионная
комиссия подотчетна только собранию (конференции) ТОС.
15.2. Члены контрольно-ревизионной комиссии избираются
собранием (конференцией) простым большинством голосов от числа
жителей, присутствующих на собрании (делегатов, присутствующих на
конференции) в количестве трех человек.
15.3. Члены комиссии не могут быть членами КТОСа.
15.4. Комиссия осуществляет обязательные ежегодные проверки
финансовой деятельности КТОСа, а также внеплановые проверки по
решению собрания или конференции, требованию группы жителей ТОС,
составляющей не менее 10% от общего числа жителей, по своей
инициативе либо по инициативе районной администрации.
15.5. Для проверки финансовой деятельности КТОСа комиссией
могут привлекаться аудиторские организации за счет КТОСа.
15.6. На комиссию могут быть возложены функции по контролю за
выполнением Устава Территориального общественного самоуправления.
15.7. Деятельность комиссии, ее права и обязанности
регламентируются Уставом ТОС.
16. ФИНАНСОВЫЕ СРЕДСТВА
16.1. Финансовые средства, находящиеся в распоряжении КТОСа,
образуются из средств, добровольно собираемых жителями для решения
конкретного вопроса, добровольных пожертвований, а так же средств
городского бюджета, в случае заключения с администрацией района
договоров на делегирование КТОСу части полномочий и передачу
финансовых средств из бюджета.
По окончании бюджетного года, а также в сроки,
предусматриваемые договором (соглашением) с соответствующей
администрацией района, КТОС представляет в администрацию района
отчет по использованию бюджетных средств и акты выполненных работ,
которые утверждаются главой администрации района.
16.2. Средства, находящиеся в распоряжении КТОСа, используются
только для выполнения уставных целей и не могут быть использованы
для распределения между членами КТОСа.
16.3. Средства КТОСа расходуются на:
- финансирование мероприятий социального развития территории;
- социальную помощь нуждающимся жителям ТОС;
- участие в благотворительных программах;
- приобретение для нужд ТОС материалов, инвентаря;
- аренду помещений, расположенных на территории общественного
самоуправления и используемых КТОСом для выполнения уставных
целей;
- финансирование деятельности КТОСа по выполнению уставных
целей Территориального общественного самоуправления;
- иные нужды, связанные с выполнением уставных целей.
17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
и членов этих органов
17.1. Ответственность органов территориального общественного
самоуправления и их членов перед жителями соответствующей
территории наступает в случае утраты этим органом или лицом
доверия со стороны жителей, а перед органами государственной
власти и местного самоуправления в случае нарушения ими
законодательства, данного Положения, Устава ТОС. Основания и виды
ответственности органов ТОС и их членов определяются Уставом ТОС.
18. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
18.1. Деятельность ТОС прекращается:
- в случае принятия решения о прекращении существования ТОС
собранием (конференцией) жителей соответствующей территории;
- по решению суда;
- в случае истечения срока существования ТОС, если не принято
решение о продлении срока его существования.
18.2. В случае ликвидации ТОС орган, по инициативе которого
осуществлена ликвидация, назначает ликвидационную комиссию. С
момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят
полномочия КТОСа.
Ликвидационная комиссия оценивает имущество и финансовые
средства, выявляет дебиторов, кредиторов и рассчитывается с ними,
представляет на утверждение собранию (конференции) ликвидационный
баланс. Имущество и финансовые средства, оставшиеся после
удовлетворения требований кредиторов, выполнения обязательств
перед бюджетом и проведения необходимых выплат, передаются в
управление администрации района для использования в интересах
жителей соответствующей территории.
18.3. Решение о ликвидации ТОС направляется в орган,
зарегистрировавший его, для исключения его из государственного
реестра.
18.4. Документы ТОС передаются в органы Государственного
архива в установленном порядке.
|