САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 1997 г. N 43-818
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
"ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО" НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1997 - 1998 ГОДЫ
В соответствии с Законом Саратовской области "О плате,
связанной с пользованием поверхностными водными объектами, на
территории Саратовской области" Саратовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить Программу развития отрасли "Водное хозяйство" на
территории Саратовской области на 1997 - 1998 годы.
Председатель
Саратовской областной Думы
А.П.ХАРИТОНОВ
Приложение N 1
к Постановлению
Саратовской областной Думы
от 9 июля 1997 г. N 43-818
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
"ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО" НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1997 - 1998 ГОДЫ
КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
I. СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНЫХ ВОД
Среднемноголетние ресурсы речного стока составляют
264,8 км3/год, в т.ч. 6,91 куб. км/год формируются в пределах
территории области.
Удельные ресурсы составляют 69 тыс. ккуб. м/год - на 1 кв. км
территории и 2,5 тыс. куб. м/год - на одного жителя.
Прогнозные эксплуатационные ресурсы подземных вод оцениваются
в 1,98 куб. км/год.
По территории водные ресурсы, формирующиеся в пределах
области, распределены крайне неравномерно: 65,8% речного стока
приходится на бассейн р. Волга; 28,7% - р. Дон; 5,4% -
Камыш-Самарских озер.
Большинство рек и озер загрязнены отходами жизнеобеспечения и
хозяйственной деятельности. В результате качество поверхностных
вод не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Ширятся
очаги загрязнения подземных вод. Деградируют и исчезают малые
реки.
В области насчитывается 174 водохранилища объемом более
1 млн. куб. м каждое, в т.ч. 12 - объемом более 10 млн. куб. м. Их
суммарный полезный объем составляет 0,831 куб. км.
В области действует система межбассейновой переброски стока
(0,28 куб. км/воды).
В отраслях экономики используется 6,96 куб. км воды, из них
1,2 куб. км - покрываются за счет отбора из природных источников,
5,76 куб. км - за счет инженерного воспроизводства в оборотных
системах и системах повторного использования.
Используемая свежая вода (1,2 куб. км/год) распределяются так:
на производственные нужды - 21,8%; на хозяйственно-питьевые -
22,6%; на сельхозводоснабжение (включая орошение) - 51,1%.
На нужды регулярного орошения ежегодно используется 0,46 куб.
км, а лиманного - 0,06 куб. км. Организованный сброс сточных вод
составляет 0,48 км3/год, из них 84,8% поступает в поверхностные
водные объекты.
II. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ОБЛАСТИ
В целом кризис водного хозяйства носит системный характер.
Главные причины ухудшения состояния водных объектов следующие.
1. В условиях сложившейся централизованно управляемой
хозяйственной системы произошла подмена общественных интересов
ведомственными и монопольно-государственными. Это, в частности,
выражалось в строительстве экологически необоснованных
"престижных" водохозяйственных сооружений, выгодных прежде всего
ведомствам, но наносящих окружающей среде ущерб, который в
настоящее время компенсировать либо дорого, либо практически
невозможно.
Наиболее экологически опасные промышленные комплексы размещали
на территории формирования водосборов (преимущественно в верхнем и
среднем течении крупнейших рек) либо в уязвимых частях долины или
дельты. Происходила опасная для окружающей среды концентрация
экологически опасных производств.
Мероприятия по охране водных объектов рассматривались как
сугубо затратные и, как правило, фиксировались по остаточному
принципу.
2. Реализуемая в течение десятилетий концепция комплексного
использования и охраны водных ресурсов фактически сводилась к
экстенсивному использованию водоресурсного потенциала, а
водоохранные проблемы решались во вторую очередь и в недостаточном
объеме. Разработка соответствующих водохозяйственных схем и
проектов осуществлялась для реализации поставленной хозяйственной
задачи, в то время как водно-экологические проблемы либо не
учитывались, либо учитывались в рамках водоохранных мероприятий,
направленных на сохранение потребительских свойств воды как
ресурса.
В течение последних 2 - 3 десятилетий резко возросла
антропогенная нагрузка на водные объекты, в связи с этим произошло
резкое падение способности природных вод к самоочищению и, как
следствие, резкое ухудшение качества воды. Обострилась проблема
обеспечения населения качественной питьевой водой.
3. В настоящее время нормативно-правовая база экологически
безопасного водопользования и водоохраны не соответствует
современным требованиям и недостаточна для реализации
деятельности, предусмотренной Водным кодексом Российской
Федерации. Практически отсутствует система предупреждения и
пресечения правонарушений в области использования и охраны вод.
Существующая нормативная база водопользования привязана к
конкретным формам хозяйствования, отсутствует взаимоувязка
различных отраслевых нормативов, многие виды деятельности не
регламентированы. Некоторые отрасли народного хозяйства, например,
военно-промышленный комплекс, оказались вне сферы государственного
природоохранного контроля. В нормативах явно недостаточно
учитывается средоформирующая (биосферная) функция воды.
4. В тяжелом состоянии находится система наблюдения и
концепции контроля за водными объектами. Отсутствует
концептуальная координация действий различных ведомств и
организаций, составляющих мониторинг, в стране по существу нет
оперативного мониторинга, поэтому управляющие решения принимаются
с большим опозданием. Целые классы химических соединений вне поля
зрения контролирующих органов. В тяжелом положении находится
аналитическая база. Вследствие недофинансирования происходит
физическое разрушение действовавших ранее систем наблюдения.
Система контроля воздействия на окружающую среду, в значительной
мере построенная на основе данных, представляемых самими
субъектами хозяйственной деятельности, все более становится
недостоверной. Отсутствуют компьютерные системы поддержки принятия
решений. Доступ к имеющейся в ведомствах информации ограничен.
5. Недостаточно проработан и реализуется экономический
механизм экологически обусловленной водохозяйственной
деятельности: водные ресурсы до сих пор рассматриваются
практически как бесплатные и это подрывает финансовую основу
водоохраны. Платежи не всегда используются по прямому назначению,
т.е. на охрану водных объектов. Система экологических фондов,
предусмотренная законом об охране окружающей среды, так и не стала
"локомотивом" политики природоохраны. Недостаточно энергично
вводятся системы экологического страхования и аудирования. Система
сертификации и лицензирования, находясь еще в начале своего
становления, нередко используется в иных целях.
6. Нуждается в укреплении система управления водным
хозяйством. Комитет Российской Федерации по водному хозяйству, его
бассейновые управления не имеют важных рычагов управления и
водоохраны, вследствие чего практически невозможно реализовать
экосистемный подход на основе бассейнового принципа управления.
Система управления качеством ведомственно разделена и по существу
отсутствует.
7. Ключевая причина заключается в отсутствии государственной
политики в области экологически безопасного использования и охраны
природных вод России и соответствующего механизма ее реализации.
В условиях экономического и системного кризиса народного
хозяйства происходит нарастание кризисных явлений в водном
хозяйстве, хотя вследствие резкого спада производства эти явления
маскируются на фоне других экономических проблем. Отмечается рост
удельной водоемкости производства (по некоторым оценкам, на 25%),
возросла доля недостаточно очищенных сточных вод. Вследствие
приватизации и создания серии малых предприятий снизился уровень
контроля за объемами сбросов загрязняющих веществ. Большинство
очистных сооружений характеризуется высокой степенью износа.
Прекращен выпуск ряда необходимых компонентов для очистных
сооружений. Резко возросла аварийность на водных объектах
водоочистного и водоохранного оборудования.
III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ
1. Природные воды являются основой жизни на Земле и
обеспечивают нормальное функционирование биоты. В свою очередь,
биота обеспечивает естественное качество природных вод и сохраняет
естественные масштабы круговорота воды.
2. Нормальное экологическое состояние природных вод
обеспечивает удовлетворение потребностей человека в качественной
питьевой воде, что является приоритетным видом водопользования.
Остальные виды использования воды допустимы при условии сохранения
основной функции - жизнеобеспечения.
3. Природная вода должна относиться к разряду стратегических
природных ресурсов. С учетом глобального экологического значения
природных вод должна ставиться проблема биосферного
стратегического резерва чистой воды.
4. До сих пор бытует мнение о возобновляемости водных
ресурсов, хотя ясно, что о возобновлении можно говорить только в
количественном отношении.
Масштабы загрязнения природных объектов и потеря природных
свойств воды являются достаточным основанием для отнесения водных
ресурсов, по крайней мере в настоящее время, к разряду
невосполнимых природных ресурсов.
Ухудшение экологической обстановки на водных объектах
неизбежно сопряжено с общим ухудшением состояния окружающей среды
и здоровья населения. Можно утверждать, что водный фактор является
наиболее адекватным индикатором экологического состояния
окружающей среды. Поэтому охрана вод является системоопределяющим
признаком охраны окружающей среды в целом.
5. Стратегия экологически безопасного использования водных
ресурсов должна основываться на переходе от нормирования качества
воды к экологически обоснованным нормам допустимых воздействий и
нагрузок на водные объекты и водные экосистемы, что предполагает
ограничения сброса загрязняющих веществ с учетом неконтролируемого
рассредоточенного их поступления, безвозвратных изъятий воды и
других ресурсов водных объектов, по регулированию гидрологического
режима и теплового воздействия.
6. Эффективное решение проблемы улучшения экологического
состояния водных объектов в стратегическом плане возможно при
использовании ресурсо-, водо-, энергосберегающих технологий,
предполагает разработку экономических механизмов их внедрения.
7. Базовой основой системы управления водопользованием и
водоохраной должны стать государственный мониторинг водных
объектов, создаваемый в рамках единой государственной системы
экологического мониторинга Российской Федерации, и
информационно-аналитическая система, включающая сбор, хранение и
обработку информации, в том числе с использованием ГИС-технологий,
критериальную систему оценки состояния водных объектов и
использования их ресурсов, методы прогноза состояния водных
объектов при различных сценариях использования их ресурсов и
компьютерные системы поддержки принимаемых решений.
8. Требуется совершенствование государственного контроля за
использованием водных ресурсов, охраной и восстановлением водных
объектов на основе критериев оценки экологического состояния
водных объектов и водных экосистем.
9. Для решения общебассейновых водохозяйственных проблем
следует считать необходимым разработку и реализацию бассейновых
программ по обеспечению устойчивого водопользования и водоохраны
на конкретных территориях. Программы должны быть ориентированы на
снижение уровня и ликвидацию негативных воздействий на водные
объекты с учетом приоритетных показателей качества вод и состояния
водных экосистем путем разработки первоочередных и перспективных
мероприятий по ликвидации этих негативных воздействий.
10. Система устойчивого водопользования и водоохраны должна
базироваться на нормативно-правовой основе, регулирующей отношения
собственников на водные ресурсы, водопользователей, федеральных и
местных органов власти, устанавливающей компетенцию и
ответственность всех субъектов права в этой сфере.
Требует пересмотр, внесение дополнений в действующие
стандарты, правила или разработка новых. Например, "Правил охраны
водных объектов", "Правил охраны водосборных территорий".
Необходимо пересмотреть действующие и разработать новые
правовые документы, устанавливающие нормы отношений с другими
странами в области регулирования, использования и охраны
трансграничных рек.
11. Решение проблем по сохранению, восстановлению и
использованию природных вод должно опираться на фундаментальные и
прикладные научные разработки.
12. Для внедрения в практику профилактического принципа охраны
природных вод необходимо сделать его обязательным элементом
современного экологического мышления и формирования экологической
этики общества. Принципами нравственности должны стать бережное
отношение к природе и приоритет интересов будущих поколений в
отношении природных ресурсов и состояния природы.
Основополагающим принципом экологического мышления
применительно к природным водам является отказ от идеи
допустимости сброса в водную среду загрязняющих веществ любого
происхождения по "экономическим" или другим соображениям.
Экологическое образование должно стать "сквозным" и
всеобъемлющим. Для просветительской работы с общественностью
должны быть использованы средства массовой информации.
13. Необходима общественная поддержка экологически
обусловленной государственной политики в области водного
хозяйства, с одной стороны, и государственная поддержка
общественных экологических инициатив - с другой.
IV. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
1. Основой является формирование новой государственной
политики по сохранению, восстановлению и использованию природных
вод. Новая политика должна базироваться на основных положениях
концепции. Экологический императив должен стать основным фактором,
поддерживаемым всей мощью государственной законодательной,
исполнительной и судебной власти.
В рамках новой государственной политики необходимо разработать
правовой, экономический и организационный механизм водоохраны и
экологически безопасного водопользования, отказаться от
существующей точки зрения на природоохранные мероприятия в области
устойчивого водопользования и охраны как на сугубо затратные.
2. Реализация основных положений концепции должна опираться на
фундаментальные и прикладные научные исследования. К приоритетным
научным проблемам относятся:
- разработка критериев оценки качества природных вод и
состояния водных экосистем; научное обоснование "нормы" и
"патологии" в состоянии водных объектов и водных экосистем;
- разработка норм экологически допустимых антропогенных
воздействий и нагрузок на водные объекты.
3. Воспитание нового мышления у всех слоев населения, в первую
очередь у работников водного хозяйства; формирование общественной
и индивидуальной культуры водопользования и охраны водных ресурсов
и водных объектов; создание всеобъемлющей системы экологического
образования.
Общественность, неправительственные организации, пресса должны
иметь доступ к информации о состоянии водных объектов, о проектах,
намечаемых и реализуемых в области водного хозяйства или влияющих
на экологическое состояние водных объектов.
4. В целях реализации государственной политики в области
регулирования водопользования и водоохраны должна быть
сформирована программа действия в виде правительственного
документа о состоянии природных вод, первоочередных и
перспективных мероприятий в области использования водных ресурсов
и охраны водных объектов. Программа должна включать региональные
подпрограммы. К разработке должны быть привлечены федеральные
ведомства по водному хозяйству, охране окружающей среды,
рыболовству, гидрометеорологии, недрам, санэпиднадзору, Российская
Академия наук и другие организации, связанные с охраной и
использованием водных ресурсов.
Федеральные органы, которым будет поручена реализация новой
политики, должны получить координационные полномочия на право
принятия решений в области своей концепции, разработки
региональных целевых и научно-технических программ.
V. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ, СОХРАНЕНИЮ И ВОССТАНОВЛЕНИЮ
ПРИРОДНЫХ ВОД
1. Практическая деятельность по реализации новой политики в
области использования, охраны и восстановления природных вод
должна базироваться на правовой основе, регулирующей отношения
владельцев водных объектов, водопользователей, федеральных и
местных органов власти.
Приоритетными представляются следующие нормативно-правовые
акты:
- порядок лимитирования использования водных ресурсов и
установления платы за пользование водными объектами;
- регулирование отношений субъектов Российской Федерации в
связи с трансграничным переносом загрязняющих веществ,
безвозвратным изъятием части стока и регулированием стока;
- страхование от вредного воздействия вод;
- порядок придания водным объектам или их частям статуса зон
чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия
и установления в них режима хозяйственной и иной деятельности;
- нормы экологически допустимого безвозвратного изъятия части
стока, лимитов водопотребления и водоотведения для отдельных
водопользователей;
- нормы экологически допустимых воздействий и нагрузок на
водные объекты экосистемы с учетом региональных особенностей и
природно-климатических условий;
- ответственность собственников и пользователей водных
объектов и прилегающих территорий за ущерб водным объектам
вследствие хозяйственной и иной деятельности, проводимой на
основании разрешений, выдаваемых административными органами, или
самовольно, а также непринятие мер соответствующими органами по
пресечению на подведомственной территории любой деятельности,
наносящей ущерб водным объектам.
К вопросам, которые должны быть решены в законодательном
порядке, относятся порядок налогообложения и установления тарифов
в сфере использования и охраны водных объектов, порядок
взаимодействия органов экологического надзора и контроля с
органами прокуратуры при выявлении правовых нарушений водного
законодательства и других нормативно-правовых актов.
2. Важной практической задачей реализации законодательных
основ использования водных ресурсов, охраны и восстановления
водных объектов является совершенствование и развитие нормативной
базы водопользования и водоохраны. Должны быть разработаны
нормативы, устанавливающие ограничения на любые формы
деятельности, наносящие ущерб водным объектам или водным
экосистемам. В частности, нормативы, используемые при экспертизе
проектов строительства, должны учитывать не только изменения
гидрологического режима, но и нарушение режима всего бассейна,
результаты превращения водохранилищ в отстойники, затопление и
подтопление территорий, вероятную деградацию биоты, изменение
климатических условий, изменение динамики берегов. Решение о
строительстве гидроузла, таким образом, может быть принято только
при условии, что все нормативы, учитывающие последствия
строительства, находятся в допустимых пределах.
Аналогичные нормативы должны быть разработаны и для оценки
последствий реализации любых проектов, оказывающих воздействие на
водные объекты. Эти нормативы должны базироваться на системе
критериев показателей, дающих объективную и обеспечиваемую
имеющейся информацией комплексную оценку антропогенного
воздействия на водные объекты и их экосистемы.
Важной задачей является пересмотр действующей системы
нормативов, определяющих допустимые уровни загрязнения водных
объектов при сбросе сточных вод, а также питьевой воды с учетом
международного и отечественного опыта.
3. Совершенствование системы управления водным хозяйством в
направлении реализации общего принципа "каждый субъект
хозяйственной деятельности должен стать субъектом водоохранной
деятельности". Государственные органы оставляют за собой
организационные, координирующие и контролирующие функции по
реализации мероприятий в рамках федеральных, бассейновых или
региональных программ и контроля хозяйственной деятельности по
соблюдению нормативов и других регламентирующих документов.
Единственно обоснованным принципом в системе управления водным
хозяйством является бассейновый принцип, который в сочетании с
административно-территориальным управлением способен обеспечить
рациональное использование и охрану водных объектов, как единого
природно-хозяйственного комплекса при безусловном выполнении
экологических нормативов и с учетом интересов всех
водопользователей.
4. Важнейшим рычагом управления должен стать экономический
фактор. Существующая до настоящего времени система по-прежнему
базируется на волевых методах установления всех видов платежей и
штрафов. В связи с этим актуальной проблемой является разработка
общих методических основ формирования структуры цен за
водопользование и размеров платежей за загрязнение окружающей
среды с учетом видов водопользования и состояния экосистем.
Трансформация экономических отношений в сфере водопользования,
охраны и восстановления водных объектов в рыночных условиях должна
предусматривать наличие у государственных органов рычагов
регулирования и контроля в этой сфере, например, льготного
налогообложения и кредитования, условий страхования, порядка
лицензирования, сертификации, аудирования.
5. Необходимым условием функционирования системы управления
водным хозяйством является современная информационная система,
включающая многоуровневый мониторинг за состоянием водных объектов
(глобальный, или бассейновый, региональный и оперативный), систему
контроля субъектов хозяйствования, базы данных с системами их
обработки, географические информационные системы (ГИС),
компьютерные системы прогнозирования и оценки принимаемых решений
по эколого-экономическим критериям.
Неотложной практической задачей является предотвращение
развала системы наблюдения за состоянием водных объектов и
источников сбросов сточных вод. Необходимо разработать систему
контроля рассредоточенного стока загрязняющих веществ, которая
нуждается в методическом обосновании. Требуется разработать
оптимальную систему контроля, отделить контрольные функции от
водопотребителей, оставив за ними любые, необходимые для
обеспечения производственной деятельности, формы контроля.
Информация должна быть достоверной, полной, доступной и
достаточной для принятия управленческих решений и применения
административных и экономических санкций.
По-прежнему очень острой остается проблема обеспечения системы
наблюдения и контроля соответствующим современным оборудованием, в
частности, хроматографии и атомно-абсорбционными спектрами.
Актуален также вопрос об использовании методов биоиндикации и
биотестирования и других интегральных методов оценки
экологического состояния водных объектов.
В отношении методического обеспечения средств контроля в
системе мониторинга представляется целесообразным использование
международных стандартов ИСО, охватывающих способы определения
широкого круга загрязняющих веществ, прошедших международную
проверку и характеризующихся высокой точностью и
воспроизводимостью.
6. Приоритетными являются проекты по обеспечению населения
качественной питьевой водой, в том числе по защите источников
питьевого водоснабжения. Одним из основных факторов, определяющих
качество питьевой воды, является экологически благополучное
состояние водных объектов, используемых для питьевого
водоснабжения.
7. К числу неотложных мер следует отнести восстановление и
реабилитацию тех водных объектов, которые оказались особенно
нарушенными в результате хозяйственной деятельности, в том числе
малых рек, озер, болот, родников, а также восстановление статуса
водоохранных и санитарных зон; создание научно обоснованной сети
особо охраняемых водных объектов и научно-производственных центров
по сохранению генетического материала водной биоты.
8. Важной практической и социальной проблемой является
повышение природно-ресурсного и хозяйственного потенциала
водохранилищ: оптимизация режима сбросов с учетом экологических
требований, районирование и обустройство участков акватории и
территории водосбросов, расширение сети заповедных и охранных
акваторий и территорий и др.
9. Организация безаварийного пропуска паводков на реках - одна
из важнейших задач отрасли. Необходимо разработать и осуществить
систему предупредительных противопаводковых мероприятий, внести
предложения в Правительство области по регулированию
хозяйственного использования паводкоопасных территорий и
разработке государственных программ страхования.
10. Неотлагательного решения требует проблема
сельхозводообеспечения. Главной задачей здесь является объединение
организаций, находящихся в различном подчинении и формах
собственности, действующих разобщено, способствующих распылению
сил и средств, не имеющих определенного влияния на
научно-техническую политику и стратегию хозяйственно-питьевого
водоснабжения по вопросам проектных и строительно-монтажных работ.
11. Решение указанных проблем в области охраны и
восстановления водных объектов должно осуществляться в рамках
международного сотрудничества: совместно со странами СНГ,
сопредельными государствами на основе разработки совместных
программ и участия в действующих международных проектах.
12. Важное значение имеет издание научной, учебной,
научно-популярной литературы, а также привлечение внимания
общественности к проблемам принятия решений в сфере водоохраны и
их реализации. Необходимо восстановление системы обучения и
переподготовки кадров водного хозяйства с учетом новых требований
и подходов.
Приложение N 2
к Постановлению
Саратовской областной Думы
от 9 июля 1997 г. N 43-818
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
"ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО" НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1997 - 1998 ГОДЫ. (МЛН.РУБЛЕЙ)
----T----------------T----------T---------T--------------------------------------T---------------T----------------¬
¦ N ¦ Виды работ ¦ Исполни- ¦ Сроки ¦Средства на программу (на 1997-1998г.)¦ Цель, ¦ Ожидаемые ¦
¦п/п¦ ¦ тель ¦ выполне-¦ по кварталам ¦ задачи ¦ результаты ¦
¦ ¦ ¦ ¦ния работ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦год,месяц¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ +----T----+------T---------T-----------T---------+---------------+----------------+
¦ ¦ ¦ ¦на- ¦окон¦Всего ¦Федераль-¦ Областной ¦ Бюджет ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ча- ¦-ча-¦ ¦ ный ¦ бюджет ¦ террито-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ло ¦ние ¦ ¦ бюджет ¦ ¦ рий ¦ ¦ ¦
+---+----------------+----------+----+----+------+-----T---+-----T-----+---T-----+---------------+----------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ III ¦ IV¦ III ¦ IV ¦III¦ IV ¦ ¦ ¦
+---+----------------+----------+----+----+------+-----+---+-----+-----+---+-----+---------------+----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦
+---+----------------+----------+----+----+------+-----+---+-----+-----+---+-----+---------------+----------------+
¦ Проектные и НИР ¦
+---T----------------T----------T----T----T------T-----T---T-----T-----T---T-----T---------------T----------------+
¦ 1 ¦Проект ¦Приволж- ¦1997¦1998¦ 376,0¦348,0¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦Укрепление ¦Предотвращение ¦
¦ ¦берегоукрепления¦водпроект ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦берега ¦обрушения ¦
¦ ¦в с.Узморье ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦водоранилища ¦берегов ¦
¦ ¦Энгельсского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦у с.Узморье ¦Волгоградского ¦
¦ ¦района ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦водохранилища ¦
¦ ¦Саратовской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+----------+----+----+------+-----+---+-----+-----+---+-----+---------------+----------------+
¦ 2 ¦Проект ¦Приволж- ¦1997¦1998¦ 214,0¦ - ¦ - ¦114,0¦ - ¦ - ¦100,0¦Обеспечение ¦Обеспечение ¦
¦ ¦Перелюбского ¦водпроект ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦питьевой водой ¦питьевой водой ¦
¦ ¦группового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦засушливого ¦
¦ ¦водопровода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Заволжья ¦
+---+----------------+----------+----+----+------+-----+---+-----+-----+---+-----+---------------+----------------+
¦ 3 ¦Проект ¦Приволж- ¦1997¦1998¦ 210,0¦ - ¦ - ¦110,0¦100,0¦ - ¦ - ¦Укрепление ¦Предотвращение ¦
¦ ¦берегоукрепления¦водпроект ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦берега ¦обрушения ¦
¦ ¦в с.Приволжское ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦водохранилища у¦берегов ¦
¦ ¦Ровенского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с. Приволжское ¦Волгоградского ¦
¦ ¦района ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦водохранилища ¦
+---+----------------+----------+----+----+------+-----+---+-----+-----+---+-----+---------------+----------------+
¦ 4 ¦Инвентаризация ¦Приволж- ¦1997¦1998¦ 360,0¦ - ¦ - ¦ 50,0¦ 50,0¦ - ¦ - ¦Определить ¦Определение ¦
¦ ¦водохранилищ ¦водпроект,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦количество ¦водных ресурсов ¦
¦ ¦Саратовской ¦Саратов- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦водных объектов¦области ¦
¦ ¦области ¦комвод ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦
+---+----------------+----------+----+----+------+-----+---+-----+-----+---+-----+---------------+----------------+
¦ 5 ¦Инвентаризация ¦Приволж- ¦1997¦1998¦ 170,0¦ - ¦ - ¦ 50,0¦ 50,0¦ - ¦ - ¦Определить ¦Определение ¦
¦ ¦родников ¦водпроект,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦количество ¦водных ресурсов ¦
¦ ¦ ¦Саратов- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦водных объектов¦области ¦
¦ ¦ ¦комвод ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦
+---+----------------+----------+----+----+------+-----+---+-----+-----+---+-----+---------------+----------------+
¦ 6 ¦Составление ¦Приволж- ¦1997¦1998¦ 305,0¦200,0¦ - ¦105,0¦ - ¦ - ¦ - ¦Определение ¦Определение ¦
¦ ¦природо- ¦водпроект,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦паводкоопасных ¦затапливаемых ¦
¦ ¦хозяйственной ¦Саратов- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зон ¦территорий ¦
¦ ¦характеристики ¦комвод ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области, ¦
¦ ¦периодически ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦составление их ¦
¦ ¦затапливаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦природо- ¦
¦ ¦территорий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хозяйственной ¦
¦ ¦Саратовской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦характеристики ¦
¦ ¦области и схем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦паводкоопасных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зон ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+----------+----+----+------+-----+---+-----+-----+---+-----+---------------+----------------+
¦ 7 ¦Водный кадастр ¦Саратов- ¦1997¦1998¦ 400,0¦200,0¦ - ¦100,0¦100,0¦ - ¦ - ¦Ведение ¦Использование ¦
¦ ¦ ¦комвод, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кадастра ¦в программах ¦
¦ ¦ ¦Волга- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития ВХК ¦
¦ ¦ ¦геолком ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦СОЦМС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+----------+----+----+------+-----+---+-----+-----+---+-----+---------------+----------------+
¦ ¦ ИТОГО: ¦ ¦ ¦ ¦2035,0¦748,0¦ - ¦529,0¦300,0¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦
+---+----------------+----------+----+----+------+-----+---+-----+-----+---+-----+---------------+----------------+
¦ Мониторинг ¦
+---T----------------T----------T----T----T------T-----T---T-----T-----T---T-----T---------------T----------------+
¦ 1 ¦Водный ¦Саратов- ¦1997¦1998¦ 150,0¦ - ¦ - ¦ 50,0¦ - ¦ - ¦ - ¦Ведение водного¦Состояние водных¦
¦ ¦мониторинг ¦комвод ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мониторинга ¦объектов, ¦
+---+----------------+----------+----+----+------+-----+---+-----+-----+---+-----+---------------+----------------+
¦ ¦ ИТОГО: ¦ ¦ ¦ ¦ 150,0¦ - ¦ - ¦ 50,0¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ использование в
+---+----------------+----------+----+----+------+-----+---+-----+-----+---+-----+---------------+----------------+
¦ Строительно-монтажные ¦
+---T----------------T----------T----T----T------T-----T---T-----T-----T---T-----T---------------T----------------+
¦ 1 ¦Берегоукрепление¦ПФ ¦1997¦1997¦ 21230¦ - ¦ - ¦ 6000¦ 3000¦ - ¦ - ¦Охрана водных ¦Предотвращение ¦
¦ ¦в с.Узморье ¦"Нептун" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦объектов ¦разрушения ¦
¦ ¦Энгельсского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦берегов ¦
¦ ¦района ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Волгоградского и¦
¦ ¦Саратовской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Саратовского ¦
¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦водохранилищ, ¦
¦ ¦(1 очередь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦защита от ¦
¦ ¦- 0,85 км) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заиления, ¦
¦ ¦- 0,85 км) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦загрязнения, ¦
+---+----------------+----------+----+----+------+-----+---+-----+-----+---+-----+---------------+----------------+
¦ 2 ¦ТЭО инженерной ¦ ¦1997¦1998¦ 7287¦ - ¦ - ¦ 3500¦ 1000¦ - ¦ - ¦Охрана водных ¦Предотвращение ¦
¦ ¦защиты от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦объектов ¦разрушения ¦
¦ ¦противо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦берегов ¦
¦ ¦оползневых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Волгоградского и¦
¦ ¦процессов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Саратовского ¦
¦ ¦Соколовой горы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦водохранилищ, ¦
¦ ¦г.Саратова ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦защита от ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заиления, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦загрязнения, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦засорения ¦
+---+----------------+----------+----+----+------+-----+---+-----+-----+---+-----+---------------+----------------+
¦ 3 ¦Расчистка русла ¦Гидроме- ¦1997¦1998¦ 4638¦ - ¦ - ¦ 2638¦ - ¦ - ¦ - ¦Охрана водных ¦Предотвращение ¦
¦ ¦р.Став ¦ханизация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦объектов ¦разрушения ¦
¦ ¦Энгельсского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦берегов ¦
¦ ¦района ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Волгоградского и¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Саратовского ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦водохранилищ, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦защита от ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заиления, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦загрязнения, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦засорения ¦
+---+----------------+----------+----+----+------+-----+---+-----+-----+---+-----+---------------+----------------+
¦ ¦ ИТОГО: ¦ ¦ ¦ ¦ 33155¦ - ¦ - ¦12138¦ 4000¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦
+---+----------------+----------+----+----+------+-----+---+-----+-----+---+-----+---------------+----------------+
¦ ¦ ВСЕГО: ¦ ¦ ¦ ¦ 35340¦ 748¦ - ¦12717¦ 4300¦ - ¦ 100¦ ¦ ¦
L---+----------------+----------+----+----+------+-----+---+-----+-----+---+-----+---------------+-----------------
-----------------------------------------------------------------
|