Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Саратовской области

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ОТ 20 МАРТА 1997 Г. N 39-688 О ЗАКОНЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О ПРАВАХ ПАЦИЕНТА"

(по состоянию на 14 августа 2006 года)

<<< Назад


                      САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                      от 20.03.97 г.  N 39-688
           О Законе Саратовской области "О правах пациента"

       Рассмотрев проект   Закона   Саратовской  области  "О  правах
  пациента", Саратовская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
       Принять Закон  Саратовской  области  "О  правах  пациента" во
  втором чтении.

  Председатель Саратовской
  областной Думы                                       А.П.Харитонов

                                ЗАКОН
                         Саратовской области

                          О правах пациента

                      Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Настоящий Закон   регулирует   отношения   граждан,   органов
  государственной   власти  Саратовской  области,  органов  местного
  самоуправления,    предприятий,    учреждений    и     организаций
  государственной,    муниципальной   и   негосударственной   систем
  здравоохранения в области обеспечения и зашиты  прав  пациента  на
  получение медицинских услуг.
       Законодательство Саратовской  области   о   правах   пациента
  основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Основ
  законодательства Российской Федерации об охране здоровья  граждан,
  Закона  Российской  Федерации "О медицинском страховании граждан в
  Российской Федерации",  Закона Российской Федерации "О защите прав
  потребителей"   и   других   действующих   законодательных  актов,
  настоящего Закона и  принимаемых  в  соответствии  с  ними  других
  законодательных актов Саратовской области.
       Задачами законодательства  Саратовской   области   о   правах
  пациента являются:
       - закрепление прав пациента при получении медико-социальной и
  лекарственной помощи;
       - установление основных  гарантий  и  механизмов  обеспечения
  прав пациента;
       - определение  ограничений  прав  пациента;
       - разграничение компетенции  органов  государственной  власти
  Саратовской области,  органов местного самоуправления,  участников
  медицинского обслуживания, общественных объединений по обеспечению
  и защите прав пациентов;
       - определение  оснований  ответственности  за  нарушение прав
  пациента и способов защиты.

       Статья 1. Основные понятия

       Врачебная тайна  -  не  подлежащие  разглашению  сведения   о
  пациенте,  факте обращения за медицинской помощью, диагнозе и иные
  сведения о  состоянии  здоровья  и  частной  жизни,  полученные  в
  результате обследования и лечения.
       Гарантия прав - предусмотренное законом,  иным правовым актом
  или  договором обязательство по выполнению содержащихся в них норм
  и  положений,  обеспечивающих   реализацию   прав   пациента   при
  предоставлении медицинских и сервисных услуг.
       Информированное согласие - согласие пациента  на  медицинское
  вмешательство,  данное  им  на основе полученной от лечащего врача
  полной и всесторонней информации в  доступной  для  него  форме  о
  цели,  характере,  способах медицинского вмешательства,  вероятном
  риске,   о   возможных   медико-социальных,   психологических    и
  экономических  последствиях,  которые могут иметь место вследствие
  медицинского вмешательства.
       Конфиденциальность информации   -  доверительная  информация,
  сообщаемая пациентом медицинскому работнику.
       Лицензирование -     выдача    государственного    разрешения
  (лицензии) медицинским  учреждениям,  врачам  и  другим  лицам  на
  осуществление  ими  определенных  видов медицинской деятельности и
  услуг.
       Медицинская помощь (медицинская услуга) - любое обследование,
  лечение    и    иное    действие,    имеющее     профилактическую,
  диагностическую,  лечебную  или  реабилитационную  направленность,
  выполняемое врачом либо другим медицинским работником.
       Медицинские учреждения   -  лечебно-профилактические,  высшие
  медицинские   и   средние    медицинские    учебные    учреждения,
  научно-исследовательские    медицинские    институты    и   другие
  коммерческие   и   некоммерческие   предприятия,   учреждения    и
  организации   всех  форм  собственности,  оказывающие  медицинскую
  помощь и имеющие лицензию.
       Пациент -   лицо,   обратившееся,   получающее   или  имеющее
  намерение обратиться за получением медицинских и связанных с  ними
  услуг независимо от того, здоров он или болен.
       Права пациента - специфические права,  производные  от  общих
  гражданских,  политических, экономических, социальных и культурных
  прав человека и реализуемые при  получении  медицинской  помощи  и
  связанных   с   ней   услуг   или  в  связи  с  любым  медицинским
  воздействием, осуществляемым в отношении граждан.
       Сервисная услуга   -   обеспечение   условий  для  пребывания
  пациента в медицинском учреждении или вне медицинского учреждения.
       Сертификация медицинских услуг,  медицинских учреждений, лиц,
  осуществляющих   медицинскую   деятельность   -   определение   их
  соответствия установленным стандартам, требованиям и нормам.
       Стандарт медицинских   услуг   -   это   нормы,   правила   и
  характеристики,  определяющие  оказание  медицинских услуг в целях
  обеспечения их качества и объема.
       Участники медицинского обеспечения - медицинские предприятия,
  учреждения    и    организации    всех     форм     собственности,
  частнопрактикующие   врачи,   фонды   обязательного   медицинского
  страхования и страховые медицинские организации,  другие субъекты,
  являющиеся    физическими    и    юридическими   лицами,   занятые
  организацией,   финансированием   и   предоставлением    пациентам
  медицинских, социальных и сервисных услуг.
       Частнопрактикующий врач     -     гражданин,     занимающийся
  предпринимательской   медицинской  деятельностью  без  образования
  юридического  лица  в  качестве  индивидуального  предпринимателя.
  Частнопрактикующие   врачи   могут  осуществлять  деятельность  по
  предоставлению лечебно-профилактической помощи как  индивидуально,
  так и на основании договоров о совместной деятельности.

       Статья 2. Основные принципы регулирования прав пациента

       Основными принципами регулирования прав пациента являются:
       - установление   правового   паритета   пациента   с  другими
  участниками  медицинского  обслуживания,  признание   пациента   в
  качестве равноправного субъекта права;
       - персонификация прав  пациента,  ориентация  законодательных
  норм на конкретного пациента;
       - законодательное регулирование прав и обязанностей пациента,
  его отношений с другими участниками медицинского обеспечения;
       - оперативное и  объективное  рассмотрение  фактов  нарушения
  прав пациентов и ответственности за нарушение прав;
       - ограничение прав пациента на основании федеральных  законов
  в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц;
       - контроль  и  независимая  экспертиза  качества  медицинской
  помощи.

                       Раздел 2. ПРАВА ПАЦИЕНТА

       Статья 3. Общие права пациента - человека и гражданина

       В соответствии   с   Конституцией    Российской    Федерации,
  Гражданским    кодексом   Российской   Федерации   и   действующим
  законодательством Российской Федерации  пациент  имеет  все  права
  человека и гражданина.
       При обращении за медико-социальной,  лекарственной помощью  и
  ее получении,  а также при проведении профилактических мер пациент
  имеет право:
       - на  получение  медицинской помощи соответствующего качества
  на уровне не ниже утвержденных территориальных стандартов;
       - на гарантированный государством объем и качество бесплатной
  медицинской помощи;
       - на  свободный  выбор врача и медицинского учреждения;
       - на получение медицинской информации,  касающейся его лично;
       - на отказ от медицинской  помощи,  за  исключением  случаев,
  указанных в статье 14 настоящего Закона;
       - на духовную и(или) моральную поддержку (или отклонить  ее);
       - на  получение  санитарного просвещения;
       - на лекарственную помощь;
       - на  льготное  лекарственное  обеспечение  в  соответствии с
  действующим законодательством;
       - на     экспертизу     временной    или    стойкой    утраты
  нетрудоспособности;
       - на проведение профилактических мероприятий;
       - на участие в проведении  биомедицинского  исследования  или
  отказ от него на любом этапе.
       Обеспечение прав  пациента  должно  происходить  не  в  ущерб
  здоровью  других  граждан  и  не  нарушать  их права и свободы как
  человека и гражданина.

       Статья 4. Право пациента на соблюдение норм медицинской этики

       Соблюдение медицинским   и   обслуживающим   персоналом  норм
  медицинской этики включает в себя:
       - уважительное    и   гуманное   отношение   медицинского   и
  обслуживающего персонала;
       - облегчение   боли,   связанной   с   заболеванием  и  (или)
  медицинским вмешательством доступными способами и средствами;
       - индивидуальный  подход  в  процессе  оказания   медицинской
  помощи;
       - сохранение физической и  психической  целостности  личности
  пациента,  это право не подлежит никаким ограничениям,  кроме тех,
  которые необходимы в интересах пациента для спасения его жизни,  а
  также предусмотренных в статье 15 настоящего Закона;
       - информированное   добровольное   согласие   на  медицинское
  вмешательство;
       - сохранение   в   тайне  информации  о  факте  обращения  за
  медицинской  помощью,  о  состоянии  здоровья,  диагнозе  и   иных
  сведений, полученных при его обследовании и лечении.
       Эти права    обеспечиваются    медицинским    персоналом    и
  руководством медицинского учреждения, в которое обратился пациент,
  независимо от факта необходимости и ведомственной принадлежности.

      Раздел 3.  ПРАВА ПАЦИЕНТА НА ОКАЗАНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ  И
                       ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

       Статья 5. Право на духовную и моральную поддержку

       Пациент имеет  право  на  духовную  и  моральную поддержку со
  стороны родственников,  медицинских работников, священнослужителей
  различных  конфессий  и  иных  лиц по желанию пациента.  Это право
  реализуется путем доступа в медицинское учреждение родственников и
  иных   лиц  по  желанию  пациента,  а  также  священнослужителя  с
  обеспечением условий для отправления религиозных обрядов, если это
  не нарушает внутренний распорядок медицинского учреждения.
       Духовная и  моральная  поддержка  гражданам,   признанным   в
  установленном  законом  порядке  недееспособными,  и  подросткам в
  возрасте от 15 до  18  лет  оказывается  с  согласия  их  законных
  представителей.
       Пациент или  его  представители  имеют  право  на  отказ   от
  духовной и моральной поддержки.

       Статья 6.  Право  выбора  врача,  медицинского  учреждения  и
                  страховой медицинской организации

       Пациент имеет право на информированный свободный выбор врача,
  медицинского   учреждения  и  страховой  медицинской  организации.
  Пациент  имеет  право   на   перевод   из   одного   стационарного
  медицинского  учреждения  в  другие  в  соответствии  с  врачебным
  заключением при его личном согласии.  Это право  обеспечивается  в
  государственной,  муниципальной и частной системах здравоохранения
  в соответствии с действующим законодательством.
       В случае,  если  необходимость  перевода  пациента  в  другое
  медицинское  учреждение  обусловлена  отсутствием  в   медицинском
  учреждении специализированного подразделения,  такой перевод может
  быть осуществлен на основании консилиума или договоренности  между
  медицинскими   учреждениями.   Пациент  должен  быть  поставлен  в
  известность. Отказ пациента от перевода расценивается как отказ от
  продолжения лечения.

       Статья 7. Право пациента на уход по состоянию здоровья

       Пациент, временно   не   способный   по   состоянию  здоровья
  самостоятельно  удовлетворять  основные  жизненные  потребности  и
  лишенный  ухода и поддержки родственников или иных представителей,
  должен быть помещен  в  медицинское  (при  наличии  показаний  для
  госпитализации)   или   социальное  учреждение  до  восстановления
  способности ухода за собой.
       Пациент, утративший     вследствие     болезни    способность
  самостоятельно удовлетворять основные  жизненные  потребности  или
  признанный   в  установленном  законом  порядке  недееспособным  и
  лишенный ухода и  поддержки  со  стороны  родственников  или  иных
  представителей,  должен  быть  помещен  в  стационарное учреждение
  социального   обслуживания,   исключая   случаи,   предусмотренные
  действующим законодательством Российской Федерации.
       Пациенту, лишенному поддержки со  стороны  родственников  или
  иных  представителей,  нуждающемуся  в  уходе  при  наличии у него
  психического  заболевания   (в   стадии   ремиссии),   туберкулеза
  (исключая активную форму),  иных тяжелых заболеваний,  в том числе
  онкологических,  на  поздних  стадиях  заболевания  обеспечивается
  медико-социальное  обслуживание  на  дому или в специализированных
  учреждениях.
       Пациенту, находящемуся      в     медицинском     учреждении,
  обеспечивается, по его желанию, право на уход родственников и иных
  представителей,   за   исключением   случаев,   когда   пребывание
  родственников  или  иных  представителей  наносит  вред  состоянию
  здоровья пациента или здоровью других пациентов.
       Дети-пациенты медицинских учреждений в период  лечения  имеют
  право  на пребывание совместно с ними одного из родителей или лица
  его заменяющего,  за исключением  установленных  законодательством
  случаев, когда такое присутствие противоречит интересам ребенка.

       Статья 8. Право на экспертизу качества медицинской помощи

       Пациент имеет  право  на  экспертизу   качества   медицинской
  помощи.  Экспертизу  качества  медицинской  помощи  на  территории
  Саратовской  области  осуществляют  министерство   здравоохранения
  области,    территориальный    фонд   обязательного   медицинского
  страхования,  фонд социального страхования, центр Государственного
  санитарно-эпидемиологического    надзора    области,    а    также
  профессиональные медицинские асссоциации.
       В случае    несоответствия   объемов   и   условий   оказания
  медицинской помощи действующим  стандартам,  санитарным  нормам  и
  правилам,  требованиям безопасности и нанесения вреда здоровью или
  возникновения  угрозы  жизни   пациент   вправе   предъявить   иск
  медицинскому  учреждению,  страховой  медицинской  организации,  а
  также  лицам,  занимающимся  частной  медицинской   практикой,   в
  установленном законодательством Российской Федерации порядке.

       Статья 9. Право на конфиденциальность информации

       Пациент имеет   право   на   конфиденциальность   информации,
  составляющей врачебную тайну.
       С согласия   пациента   или   его   представителя   сведения,
  составляющие врачебную тайну,  могут быть переданы  должностным  и
  иным  лицам  для  дальнейшего его обследования и лечения,  а также
  проведения  научных  исследований,  использования  их  в   учебном
  процессе.   Публикация  сведений,  составляющих  врачебную  тайну,
  использование их при статистическом учете и анализе осуществляется
  без идентификации личности пациента.
       Предоставление сведений,  составляющих врачебную  тайну,  без
  согласия пациента или его представителей допускается:
       - при  угрозе   распространения   инфекционных   заболеваний,
  массовых отравлений и поражений;
       - по запросу органов дознания,  следствия, прокуратуры и суда
  в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
       - при необходимости оказания экстренной  медицинской  помощи,
  если пациент по состоянию здоровья не способен выразить свою волю;
       - для  информирования  родителей  или  других  представителей
  несовершеннолетнего   в  возрасте  до  15  лет  при  оказании  ему
  неотложной  медицинской  помощи  без   предварительного   согласия
  родителей или других представителей;
       - в целях проведения экспертизы качества медицинской  помощи,
  а   также  при  осуществлении  финансовых  расчетов  за  оказанную
  медицинскую   помощь   в   системе   обязательного    медицинского
  страхования;
       - при оказании медицинской помощи пациенту,  пострадавшему от
  противоправных действий.
       Наряду с   медицинскими   работниками   лица,    разгласившие
  медицинскую  тайну,  несут  дисциплинарную,  административную  или
  уголовную  ответственность  в  соответствии  с   законодательством
  Российской Федерации.

       Статья 10. Право на получение информации

       Пациент имеет  право  на  получение  медицинской информации о
  состоянии   своего   здоровья   в   соответствии   с   действующим
  законодательством.
       Пациент имеет право  на  получение  информации  о  наличии  и
  содержании   лицензии   и   сертификата  медицинского  учреждения,
  квалификации специалистов, наличии сертификатов у специалистов.
       Пациент имеет  право на получение информации о своих правах и
  обязанностях как пациента  в  данном  медицинском  учреждении,  об
  оказываемых  услугах,  их  стоимости (при условии оказания платных
  услуг),  о  порядке  и  условиях  их  предоставления  с  указанием
  сведений  о  сертификатах  и  лицензиях,  об  официальном  статусе
  медицинских работников,  оказывающих  ему  медицинскую  помощь,  о
  медико-социальных,  экономических  и  психологических последствиях
  медицинского вмешательства или отказа от него.
       Пациент имеет   право   на   получение   от   лечащего  врача
  информации,  касающейся  его  заболевания,  лечения  и  возможного
  прогноза, а также о существующих альтернативных методах лечения.
       Пациент имеет право на получение  информации  о  предлагаемых
  методах  диагностики  и лечения,  включая информацию о возможности
  побочных эффектов,  болезненных ощущениях,  о риске смерти в  ходе
  процедуры.
       Информация должна быть представлена в доступной для понимания
  пациента форме.
       При проведении  биомедицинского   исследования   с   участием
  пациента  ему должна предоставляться информация о целях,  методах,
  побочных эффектах,  возможном риске, продолжительности и ожидаемых
  результатах   исследования.  Пациент  имеет  право  отказаться  от
  участия в исследовании на любой стадии.
       Право пациента-ребенка, недееспособного пациента на получение
  необходимой информации передается родителям или иным его  законным
  представителям.  Несовершеннолетнему  пациенту в возрасте от 15 по
  18 лет,  наряду с его  законными  представителями,  представляется
  необходимая информация.

       Статья 11.  Право  на  проведение  консилиума  и консультации
                   других специалистов

       Пациент имеет право на проведение консультаций и консилиумов.
  В  случае  несогласия  с  заключением и рекомендациями проведенных
  консилиумов и  консультаций  пациент  имеет  право  на  проведение
  дополнительных   консилиумов   и   консультаций   с   привлечением
  специалистов,  в  том  числе  из  других  медицинских  учреждений.
  Приглашенные    для   проведения   консилиума   или   консультации
  специалисты имеют право на  ознакомление  с  данными  проведенного
  обследования и лечения.
       Все расходы,  связанные с привлечением специалистов  с  целью
  проведения   дополнительных   консилиумов   и   консультаций   без
  соответствующих показаний по инициативе пациента,  оплачиваются за
  счет личных средств пациента.

       Статья 12. Право на медико-социальную реабилитацию

       При заболевании, частичной или полной утрате трудоспособности
  пациент имеет право на медико-социальную реабилитацию.
       Это право  обеспечивается  путем  реализации  комплекса  мер,
  направленных    на    поддержание     здоровья,     восстановление
  трудоспособности,  предупреждение инвалидности, а также достижение
  физической,  психической  и  социальной  полноценности  в   рамках
  существующего заболевания.
       Медико-социальная реабилитация  осуществляется   медицинскими
  (санаторно-курортными) учреждениями,  органами социальной зашиты и
  образования   с   участием   организаций   независимо   от    форм
  собственности.

       Статья 13. Обязанности пациента

       Пациент обязан:
       -  заботиться о своем здоровье;
       - соблюдать  меры  предосторожности  при  контактах с другими
  лицами, включая медицинских работников, в случае информированности
  о  наличии  у  него  заболевания,  представляющего  опасность  для
  окружающих, в целях исключения распространения этого заболевания;
       - предоставлять информацию медицинскому работнику о наличии у
  него  заболевания,  представляющего опасность для окружающих,  при
  использовании крови,  биологических жидкостей,  органов  и  тканей
  пациента как донора;
       - предоставлять информацию лечащему врачу  о  своих  жалобах,
  перенесенных заболеваниях,  обращениях за медицинской помощью,  об
  изменениях в состоянии здоровья;
       - соблюдать   правила   поведения   больных   в   медицинском
       учреждении;
       - уважать  права  других  больных  и  персонала  медицинского
  учреждения;
       - учитывать свои финансовые возможности по оплате за оказание
  медицинской помощи сверх объемов, гарантированных государством.
       Пациент несет ответственность за несоблюдение плана  лечения,
  за  отказ  от медицинского вмешательства при полном информировании
  его о возможных последствиях такого отказа.

       Раздел 4.  ОГРАНИЧЕНИЕ  ПРАВ  ПАЦИЕНТА   ПРИ   ОКАЗАНИИ
          МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕР ПРОФИЛАКТИКИ

       Статья 14. Условия   и  порядок ограничения прав пациента при
                  оказании  медицинской  помощи,  осуществлении  мер
                  профилактики

       Права пациента при оказании медицинской помощи, осуществлении
  мер профилактики не могут быть объектом никаких ограничений, кроме
  тех,  которые  установлены законодательством Российской Федерации,
  настоящим Законом,  и  необходимы  в  интересах  пациента,  охраны
  здоровья населения и основных прав и свобод других лиц.
       Медицинские меры  ограничительного  характера  включают  меры
  обязательного   и  принудительного  характера,  осуществляемые  по
  медицинским  показаниям   в   соответствии   с   законодательством
  Российской Федерации.
       Меры обязательного и принудительного характера,  связанные  с
  проведением    профилактических,    диагностических   и   лечебных
  мероприятий,  могут быть применены в отношении  пациента  без  его
  согласия или согласия его представителей в случае,  если состояние
  его здоровья и интересы охраны здоровья других  лиц  не  позволяют
  использовать  добровольные формы оказания ему медицинской помощи и
  (или) требуют обязательного медицинского вмешательства.
       Профилактические мероприятия могут проводиться в обязательном
  порядке  при  проведении  всех  видов  карантинных  мероприятий  и
  профилактических   медицинских  осмотров  в  целях  предупреждения
  возникновения  или   распространения   инфекционных   заболеваний.
  Перечень обязательных профилактических прививок, видов карантинных
  мероприятий    и     профилактических     медицинских     осмотров
  устанавливается  органами  управления  здравоохранением  области и
  центром  Государственного  санитарно-эпидемиологического   надзора
  области  в соответствии с действующим законодательством Российской
  Федерации.
       Меры недобровольного и принудительного характера (медицинское
  освидетельствование,   госпитализация,    наблюдение,    изоляция)
  допускаются    в    отношении   лиц,   страдающих   заболеваниями,
  представляющими  опасность   для   окружающих,   лиц,   страдающих
  психическими  расстройствами,  или  лиц,  совершивших  общественно
  опасное   деяние,   и   применяются   в   порядке,   установленном
  законодательством Российской Федерации.
       К диагностическим      мероприятиям      обязательного      и
  недобровольного   характера   относятся   медицинская   экспертиза
  профессиональной    пригодности,    а     также     недобровольное
  освидетельствование  по  санитарно-эпидемиологическим показаниям и
  психиатрическое освидетельствование.  Экспертиза  профессиональной
  пригодности  применяется  к  военной и иным видам профессиональной
  деятельности,  перечень  которых  устанавливается   Правительством
  Российской Федерации.
       Условия и        порядок        освидетельствования        по
  санитарно-эпидемиологическим    показаниям    и    психиатрическое
  освидетельствование без согласия пациента или  его  представителей
  определяются законодательством Российской Федерации.
       Лечебные мероприятия    обязательного    и    недобровольного
  характера  предусматривают установление за пациентом обязательного
  диспансерного  наблюдения   или   недобровольную   госпитализацию.
  Условия   и   порядок   обязательного   диспансерного   наблюдения
  определяются Министерством здравоохранения  Российской  Федерации.
  Недобровольная госпитализация лиц, представляющих непосредственную
  опасность для  себя  и  других  лиц  в  связи  с  наличием  у  них
  психического    расстройства    или    страдающих    инфекционными
  заболеваниями,      представляющими      опасность       массового
  распространения,     допускается    в    порядке,    установленном
  законодательством Российской Федерации.

       Статья 15.  Права  пациента,  госпитализированного  без   его
                   согласия

       Пациент, госпитализированный  без  его  согласия или согласия
  его представителей,  имеет право на лечение,  на  уход  и  условия
  пребывания,  аналогичные тем, которые предусмотрены для пациентов,
  госпитализированных добровольно.
       Лечение недобровольно      госпитализированного      пациента
  проводится без его согласия только на основании  решения  комиссии
  врачей-специалистов (консилиума). В случаях, связанных с оказанием
  экстренной  медицинской  помощи  при  угрозе  жизни   пациента   и
  невозможности собрать консилиум, лечащий (дежурный) врач принимает
  решение о лечении недобровольно  госпитализированного  пациента  с
  последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического
  учреждения и представителей пациента.
       Перевод недобровольно госпитализированного пациента из одного
  медицинского учреждения в другое допускается только  в  целях  его
  дополнительного  обследования  и  дальнейшего лечения на основании
  решения консилиума.
       Пребывание пациента в стационарном медицинском учреждении без
  его    согласия    продолжается    до    исчезновения    оснований
  госпитализации.
       Недобровольная госпитализация  может   быть   прекращена   по
  решению   консилиума  врачей  или  суда,  которое  принимается  по
  инициативе лечащего врача или консилиума врачей либо на  основании
  просьбы пациента или ходатайства его представителя.

        Раздел 5. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ПАЦИЕНТА

       Статья 16. Полномочия       органов     законодательной     и
                  исполнительной     власти,     органов    местного
                  самоуправления,      участников       медицинского
                  обслуживания по обеспечению и защите прав пациента

       Органы государственной     власти     Саратовской     области
  разрабатывают и принимают законодательные и иные правовые акты  по
  вопросам   защиты   прав  пациентов  в  пределах,  предусмотренных
  законодательством;   осуществляют   федеральную    государственную
  политику   в  области  защиты  прав  пациента;  определяют  основы
  государственной политики в  Саратовской  области  по  защите  прав
  пациента,  обеспечивают гарантированный объем и условия бесплатной
  медицинской  помощи  в  соответствии  с  региональной  программой,
  качество  и  доступность  медицинской помощи пациенту,  правовую и
  социальную  защищенность  пациентов,  контроль  лицензирования   и
  сертификации;  координируют  деятельность  органов государственной
  власти и управления,  субъектов государственной,  муниципальной  и
  частной систем здравоохранения.
       Органы местного  самоуправления  осуществляют   контроль   за
  соблюдением  законодательства  в  области  зашиты  прав пациентов,
  требований,  норм и стандартов  качества  оказываемых  медицинских
  услуг   на   подведомственной   территории;  принимают  социальные
  программы  по  обеспечению   защиты   прав   отдельных   категорий
  пациентов;  обеспечивают доступность медицинской помощи пациентам;
  координацию  и  контроль  деятельности  предприятий,   учреждений,
  организаций независимо от форм собственности в области зашиты прав
  пациентов в пределах своих полномочий.
       Территориальный фонд обязательного медицинского страхования и
  лечебно-профилактические  учреждения  обеспечивают   защиту   прав
  пациентов   в   соответствии   с   действующим   законодательством
  Российской Федерации.
       Страховые медицинские   организации  рассматривают  жалобы  и
  заявления пациента,  обеспечивают  досудебное  разрешение  споров,
  защищают права застрахованных в суде.

            Раздел 6. МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ПАЦИЕНТА

       Статья 17. Независимая экспертиза качества медицинской помощи

       При несогласии  пациента  с  заключением  органов  управления
  здравоохранением       области,       центра      Государственного
  санитарно-эпидемиологического   надзора,   страховых   медицинских
  организаций  о  качестве  и безопасности медицинской помощи по его
  заявлению производится независимая экспертиза.
       Независимую экспертизу      осуществляют     Межведомственные
  экспертные комиссии при органах исполнительной власти  Саратовской
  области.   Порядок   создания   и   деятельности  Межведомственных
  экспертных комиссий регламентируется Положением о межведомственной
  экспертной   комиссии,   утверждаемым   Правительством  Российской
  Федерации.

       Статья 18.  Защита пациентов от  недоброкачественной  рекламы
                   медицинских услуг

       На территории   области   не  допускается  распространение  в
  средствах массовой информации рекламы:
       - алкогольных  напитков  и  табачных изделий,  противоречащей
  интересам охраны здоровья граждан и нарушающей  требования  Закона
  Российской Федерации "Об охране здоровья граждан";
       - методов  профилактики,  диагностики,  лечения,  медицинских
  технологий, не прошедших проверочных испытаний и не утвержденных в
  установленном порядке,  запрещенных Законом  Российской  Федерации
  "Об охране здоровья граждан";
       - медицинских услуг,  оказываемых медицинскими учреждениями и
  лицами, не имеющими лицензии;
       - целителей,  экстрасенсов и  других  лиц,  объявляющих  себя
  специалистами  по  лечению  методами  народной  медицины и другими
  традиционными методами и не имеющими  медицинского  образования  и
  соответствующей лицензии;
       - продукции,  подлежащей  обязательной  сертификации,  но  не
  имеющей   сертификата   соответствия  согласно  Закону  Российской
  Федерации "О сертификации продукции и услуг".
       Защита пациентов  от  недоброкачественной рекламы медицинских
  услуг,  контроль за  рекламой,  ответственность  редакций  средств
  массовой   информации,  рекламораспространителей,  рекламодателей,
  рекламопроизводителей за недоброкачественную  рекламу,  нарушающую
  установленные   требования,   осуществляется   в   соответствии  с
  действующим законодательством Российской Федерации  и  Саратовской
  области.

      Раздел 7. ОСНОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ
                               ПАЦИЕНТА

       Статья 19.   Основания   ответственности  за  нарушение  прав
                    пациента

       Основанием ответственности   за   нарушение   прав   пациента
  является  действие  или  бездействие (умышленное или неосторожное)
  органов законодательной и исполнительной власти,  органов местного
  самоуправления,   участников  медицинского  обслуживания  и  (или)
  медицинских  работников,   связанное   с   нарушением   положений,
  предусмотренных настоящим Законом.
       Ответственность за нарушение прав пациента  наступает  за:
       - нарушение гарантий,  предусмотренных законом, иным правовым
  актом или договором;
       - нарушение стандартов медицинских и иных услуг;
       - оказание  медицинской  помощи при отсутствии сертификатов и
  лицензий или нарушении условий лицензирования и сертификации;
       - причинение вреда здоровью пациента;
       - причинение морального вреда.

       Статья 20. Способы защиты прав пациента

       Пациент имеет право на защиту путем:
       1) самозащиты прав;
       2) обжалования  действий,  нарушающих  права  или   создающих
  угрозу их нарушения;
       3) обращения    о    привлечении    нарушителей    прав     к
  ответственности;
       4) возмещения убытков;
       5) компенсации   морального   вреда;
       6) возмещения вреда, причиненного здоровью пациента;
       7) иными      способами,     предусмотренными     действующим
  законодательством.
       Выбор способа   защиты   и  процесс  зашиты  нарушенных  прав
  осуществляется   пациентом   самостоятельно   либо    с    помощью
  представителей,      которым     действующим     законодательством
  предоставлено  это  право.  Самозащита  прав  допускается   только
  пациентом.

       Статья 21.  Права  общественных  объединений  по  защите прав
                   пациента

       Общественные объединения реализуют защиту прав пациента через
  соглашения  с органами государственной власти Саратовской области,
  органами местного самоуправления, участниками системы медицинского
  обслуживания    через    свое    представительство   в   правлении
  территориальных фондов обязательного медицинского  страхования,  в
  лицензионных и других комиссиях.
       Общественные объединения имеют право предъявлять иски в суды,
  представлять  интересы  пациента  в  суде  и  органах внесудебного
  рассмотрения жалоб и претензий пациента в  порядке,  установленном
  действующим законодательством.
       Общественные объединения   пациентов   вправе:
       - получать необходимую информацию,  относящуюся к защите прав
  пациентов;
       - вносить  в  органы  законодательной и исполнительной власти
  области, лицензионные комиссии, медицинские учреждения предложения
  о мерах по повышению качества медицинских услуг.

                Раздел 8. ВНЕСУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПАЦИЕНТА

       Статья 22.  Органы и  организации  внесудебного  рассмотрения
                   жалоб и заявлений пациента

       Органами и организациями, рассматривающими жалобы и заявления
  пациента,  определяющими   их   обоснованность   и   организующими
  экспертизу качества медицинских и иных услуг, являются:
       - администрация медицинского учреждения;
       - органы  управления  здравоохранением  Саратовской  области,
  органы   местного   самоуправления;
       - комиссия  по   защите   прав   потребителей   при   органах
  исполнительной  власти  Саратовской  области  и  органах  местного
  самоуправления;
       - страховая медицинская организация;
       - комитет (комиссия)  по  вопросам  этики  в  области  охраны
  здоровья;
       - общественные  объединения  защиты  прав   потребителей;
       - межведомственная  экспертная  (согласительная) комиссия при
  органах исполнительной власти Саратовской области;
       - профессиональные     медицинские     ассоциации.
       Органы рассмотрения   жалоб   и   заявлений   пациентов   при
  обоснованности  поступившей  жалобы  и  заявления  обязаны принять
  необходимые меры к устранению выявленных нарушений и привлечению к
  ответственности виновных лиц.

       Статья 23. Гарантии по объему и качеству медицинской помощи

       Гарантии по    объему    и    качеству   медицинской   помощи
  обеспечиваются:
       - бюджетными   средствами   государственной  и  муниципальной
  систем здравоохранения  и  средствами  обязательного  медицинского
  страхования;
       - федеральными и (или) территориальными целевыми программами;
       - системой стандартизации,  сертификации и лицензирования;
       - системой контроля за объемом и качеством медицинских  услуг
  и ответственности за их нарушение.
       Пациентам предоставляется     государством      право      на
  гарантированный   объем  бесплатной  медицинской  помощи  за  счет
  средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского
  страхования.   В   соответствии   с  законодательством  Российской
  Федерации  определенным  группам  пациентов   предоставляются   на
  льготных   условиях  зубопротезная  помощь,  изделия  медицинского
  назначения.
       Гарантии по    объему    и    качеству   медицинской   помощи
  обеспечиваются  действующим  законодательством,  иными   правовыми
  актами и договорами.
       Гарантии предусматривают  возмещение   убытков,   компенсацию
  морального вреда и ущерба,  причиненного здоровью пациента, замену
  некачественного   изделия   медицинского   назначения.   Нарушение
  гарантий   влечет   за  собой  ответственность  в  соответствии  с
  законодательством Российской Федерации.

       Статья 24. Виды ответственности за нарушение прав пациента

       Лица, нарушившие    права    пациента,     привлекаются     к
  дисциплинарной,  административной, либо уголовной ответственности,
  а  в   случаях,   предусмотренных   законодательством   Российской
  Федерации, к материальной и гражданско-правовой ответственности.
       Дисциплинарная и материальная ответственность  применяется  в
  соответствии   с  нормами  трудового  законодательства  Российской
  Федерации.  Руководители организаций привлекают к дисциплинарной и
  материальной    ответственности   работников,   нарушивших   права
  пациента,  по собственной инициативе или по представлению  органов
  внесудебного рассмотрения жалоб и заявлений.
       Гражданско-правовая ответственность   допускает    возмещение
  пациенту убытков, компенсацию морального вреда и возмещение вреда,
  причиненного здоровью пациента.

       Статья 25. Введение Закона в действие

       Настоящий Закон   вводится   в   действие   с   момента   его
  официального опубликования в средствах массовой информации.

  Губернатор Саратовской области                          Д.Ф.Аяцков


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz