САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15.12.96г. N 35-586
О Законе Саратовской области
"О государственной службе Саратовской области"
Рассмотрев проект Закона Саратовской области "О
государственной службе Саратовской области", принятый в первом
чтении, Саратовская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Принять во втором чтении Закон Саратовской области "О
государственной службе Саратовской области"
Председатель Саратовской областной Думы А.П.Харитонов
ЗАКОН
Саратовской области
О государственной службе Саратовской области
Настоящий Закон устанавливает правовые основы организации
государственной службы, находящейся в ведении Саратовской области,
как субъекта Российской Федерации, и основы правового положения
государственных служащих Саратовской области.
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Статья 1. Государственная должность Саратовской области
1. В соответствии с Федеральным законом "Об основах
государственной службы Российской федерации" государственная
должность - должность в органах государственной власти, а также в
иных государственных органах, образуемых в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) и
законами Саратовской области, а также основанными на них другими
правовыми актами органов государственной власти Саратовской
области и установленным кругом обязанностей по исполнению и
обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным
содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
2. В государственных органах Саратовской области
подразделяются:
а) должности, установленные Уставом (Основным Законом)
Саратовской области, законами Саратовской области, для
непосредственного исполнения полномочий государственных органов -
руководители органов законодательной (представительной) и
исполнительной власти области, депутаты областной Думы, судьи -
государственные должности категории "А".
Размер и виды денежного содержания лиц, замещающих
государственные должности категории "А", определяются федеральными
законами и законами Саратовской области;
б) должности, учреждаемые в установленном законодательством
Российской Федерации и Саратовской области порядке для
непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц,
замещающих должности категории "А", - государственные должности
категории "Б";
в) должности, учреждаемые государственными органами для
исполнения и обеспечения их полномочий - государственные должности
категории "В".
В целях технического обеспечения деятельности государственных
органов в их штатное расписание могут включаться должности, не
относящиеся к государственным должностям.
3. Государственными должностями государственной службы
Саратовской области являются государственные должности категорий
"Б" и "В", включенные в реестр государственных должностей
государственной службы Саратовской области.
4. Реестр государственных должностей Саратовской области
утверждается Губернатором области.
Статья 2. Государственная служба Саратовской области
1. Под государственной службой Саратовской области понимается
профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий
государственных органов Саратовской области.
К государственной службе области относится исполнение
должностных обязанностей лицами, замещающими государственные
должности категорий "Б" и "В" в порядке назначения.
2. Государственная служба области осуществляется на
государственных должностях категорий, указанных в пункте I
настоящей статьи, в органах законодательной (представительной)
власти, исполнительной власти, а также на тех должностях в иных
государственных органах, исполнение которых отнесено к
государственной службе законами и другими нормативными правовыми
актами Российской Федерации и Саратовской области.
3. Государственная служба на государственных должностях
категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или
избираются соответствующие лица, замещающие государственные
должности категории "А".
Статья 3. Государственный служащий
1. Государственным служащим является гражданин, исполняющий в
порядке, установленном федеральным и областным законодательством,
обязанности по государственной должности государственной службы
области за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств
областного бюджета Саратовской области или средств федерального
бюджета в соответствии с действующим законодательством.
2. Государственные служащие органов государственной власти
Саратовской области, а также иных государственных органов,
образуемых в соответствии с действующим законодательством,
признаются государственными служащими Российской Федерации.
3. К должностным лицам относятся государственные служащие,
осуществляющие постоянно, временно или по специальному полномочию
организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные
функции.
Статья 4. Правовое регулирование государственной службы области
1. Государственная служба в Саратовской области регулируется
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом
(Основным Законом) и иными нормативно-правовыми актами Саратовской
области.
2. На государственных служащих распространяется действие
законодательства Российской Федерации о труде с особенностями,
предусмотренными Федеральным законом "Об основах государственной
службы Российской Федерации" и настоящим Законом.
3. На государственных служащих, замещающих должности
категории "Б", действие настоящего Закона распространяется с
ограничениями, предусмотренными пунктом 3 статьи 2.
Статья 5. Принципы государственной службы
Государственная служба области основана на принципах:
а) верховенства Конституции Российской Федерации, Федеральных
и областных законов над иными нормативными правовыми актами,
должностными инструкциями при исполнении государственными
служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
б) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их
непосредственного действия, обязанности государственных служащих
признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и
гражданина;
в) единства системы государственной власти, разграничения
предметов ведения между Российской Федерацией и Саратовской
областью;
г) разделения законодательной, исполнительной и судебной
власти;
д) равного доступа граждан к государственной службе в
соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
е) обязательности для государственных служащих решений,
принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в
пределах их полномочий и в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Саратовской области;
ж) единства основных требований, предъявляемых к
государственной службе законодательством Российской Федерации и
Саратовской области;
з) профессионализма и компетентности государственных
служащих;
и) гласности в осуществлении государственной службы;
к) ответственности государственных служащих за
подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение, либо
ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
л) внепартийности государственной службы; отделения
религиозных объединений от государства;
м) стабильности кадров государственных служащих в
государственных органах.
Статья 6. Классификация государственных должностей
государственной службы
1. Государственные должности государственной службы области,
исходя из содержания и объема должностных обязанностей и
правомочий, образуют следующие группы должностей:
а) высшие государственные должности государственной службы (5
группа);
б) главные государственные должности государственной службы
(4 группа);
в) ведущие государственные должности государственной службы
(3 группа);
г) старшие государственные должности государственной службы
(2 группа);
д) младшие государственные должности государственной службы
(1 группа).
2. Государственные должности государственной службы области
подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у
государственного служащего для исполнения обязанностей по
государственной должности государственной службы области одной
специализации соответствующего профессионального образования.
Специализация государственных должностей государственной
службы области устанавливается в зависимости от функциональных
особенностей государственных должностей государственной службы
области и особенностей предмета ведения соответствующих
государственных органов.
3. Соответствие категорий государственных должностей
Саратовской области государственным должностям Российской
Федерации устанавливается федеральным законом или иными
нормативными актами Российской Федерации по представлению
Губернатора Саратовской области.
Статья 7. Квалификационные разряды государственных служащих
1. По результатам государственного квалификационного экзамена
или аттестации государственным служащим присваиваются
квалификационные разряды.
Квалификационные разряды государственных служащих указывают
на соответствие уровня профессиональной подготовки государственных
служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к
государственным должностям государственной службы области
соответствующих групп.
Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения
квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные
государственные должности государственной службы области,
аттестации государственных служащих устанавливается федеральным
законом и Положением о порядке аттестации и присвоения
квалификационных разрядов государственных служащих Саратовской
области, утверждаемым Губернатором области.
2. Государственный квалификационный экзамен может быть
проведен по инициативе государственного служащего для присвоения
ему по результатам указанного экзамена очередного
квалификационного разряда без обязательного последующего перевода
на другую государственную должность государственной службы
области.
3. Государственным служащим присваиваются следующие
квалификационные разряды:
а) действительный государственный советник 1, 2 и 3-го
классов - государственным служащим, замещающим высшие
государственные должности государственной службы области;
б) государственный советник 1, 2 и 3-го классов -
государственным служащим, замещающим главные государственные
должности государственной службы области;
в) советник 1, 2 и 3-го классов - государственным служащим,
замещающим ведущие государственные должности государственной
службы области;
г) советник государственной службы 1, 2 и 3-го классов -
государственным служащим, замещающим старшие государственные
должности государственной службы области;
д) референт государственной службы 1, 2 и 3-го классов -
государственным служащим, замещающим младшие государственные
должности государственной службы области.
4. Соответствие квалификационных разрядов Саратовской области
квалификационным разрядам Российской Федерации устанавливается
федеральным законом или иными нормативными актами Российской
Федерации по представлению Губернатора области.
Статья 8. Квалификационные требования по
государственным должностям государственной службы
1. Квалификационные требования к государственной должности
государственной службы области определяют объем и содержание
профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий
государственного органа.
2. Квалификационные требования по государственным должностям
государственной службы области устанавливаются законами и иными
правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области.
В квалификационные требования к служащим, замещающим
государственные должности государственной службы области,
включаются:
а) уровень профессионального образования с учетом группы и
специализации государственных должностей государственной службы
области;
б) стаж и опыт работы по специальности;
в) уровень знаний Конституции Российской Федерации,
федеральных законов, Устава (Основного Закона) Саратовской области
и законов Саратовской области применительно к исполнению
соответствующих должностных обязанностей.
3. Гражданам, претендующим на государственную должность
государственной службы области, необходимо иметь:
а) для высших и главных государственных должностей
государственной службы области - высшее профессиональное
образование по специализации государственных должностей
государственной службы, полученное в государственном высшем
учебном заведении, или образование, считающееся равноценным;
б) для высших государственных должностей - стаж
государственной службы на главных государственных должностях не
менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет;
в) для главных государственных должностей - стаж
государственной службы на ведущих государственных должностях не
менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;
г) для ведущих и старших государственных должностей
государственной службы - высшее профессиональное образование по
специальности "государственное управление" либо по специализации
государственных должностей государственной службы или образование,
считающееся равноценным;
д) для ведущих государственных должностей - стаж
государственной службы на старших государственных должностях не
менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;
е) для младших государственных должностей государственной
службы - среднее профессиональное образование по специализации
государственных должностей государственной службы или образование,
считающееся равноценным.
Решение о признании образования равноценным принимается
федеральным органом по вопросам государственной службы или Советом
по вопросам государственной службы при Губернаторе области.
4. Другие требования к государственным должностям
государственной службы области определяются федеральными и
областными законами.
Статья 9. Личное дело государственного служащего, реестр
государственных служащих
1. Прохождение государственной службы отражается в личном
деле государственного служащего. Личное дело государственного
служащего ведется кадровой службой соответствующего
государственного органа и при переводе государственного служащего
на новое место государственной службы передается по указанному
месту государственной службы. Ведение нескольких личных дел одного
государственного служащего не допускается.
2. Сведения о государственных служащих, в том числе сведения
о государственных служащих, включенных в резерв на выдвижение на
вышестоящие государственные должности государственной службы,
вносятся в федеральный и областной реестры государственных
служащих.
ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Статья 10. Права государственного служащего
1. Государственный служащий имеет право на:
1) ознакомление с документами, определяющими его права и
обязанности по занимаемой государственной должности
государственной службы области, критерии оценки качества работы и
условия продвижения по службе, а также на
организационно-технические условия, необходимые для исполнения им
должностных обязанностей;
2) получение в установленном порядке информации и материалов,
необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3) посещение в установленном порядке при исполнении
должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций
независимо от форм собственности;
4) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии
с должностными обязанностями;
5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение
вакантной должности государственной службы области;
6) продвижение по службе, увеличение размера денежного
содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня
квалификации;
7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела,
отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их
в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации
за счет средств соответствующего бюджета;
9) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной
службы;
10) проведение по его требованию служебного расследования для
опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
11) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для
защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных
интересов;
12) внесение предложений по совершенствованию государственной
службы области в любые инстанции.
2. Государственный служащий вправе обратиться в
соответствующие государственные органы или в суд для разрешения
споров, связанных с государственной службой, в том числе по
вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их
результатов, содержания выданных характеристик, приема на
государственную службу, ее прохождения, реализации прав
государственного служащего, перевода на другую государственную
должность государственной службы, дисциплинарной ответственности
государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и
социальной защиты государственного служащего, увольнения с
государственной службы.
Статья 11. Основные обязанности государственного служащего
Государственный служащий обязан:
а) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение
Конституции Российской Федерации, Устава (Основного Закона)
Саратовской области, реализацию Федеральных законов;
б) добросовестно исполнять должностные обязанности;
в) обеспечивать соблюдение, защиту прав и законных интересов
граждан;
г) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в
порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их
должностных полномочий, за исключением незаконных;
д) в пределах своих должностных обязанностей своевременно
рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а
также предприятий, учреждений и организаций, государственных
органов и органов местного самоуправления, и принимать по ним
решения в порядке, установленном действующим законодательством;
е) соблюдать установленные в государственном органе правила
внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок
работы со служебной документацией и информацией;
ж) поддерживать уровень квалификации, достаточный для
исполнения своих должностных обязанностей;
з) хранить государственную или иную охраняемую законом тайну,
а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением
должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь,
честь и достоинство граждан.
Статья 12. Ограничения, связанные с государственной службой
1. Государственный служащий не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме
педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) быть депутатом законодательных (представительных) органов
государственной власти, органов местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или
через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой
организации, если иное не предусмотрено федеральным законом, или,
если в порядке, установленном действующим законодательством, ему
не поручено участвовать в управлении этой организацией;
5) быть поверенным лицом или представителем по делам третьих
лиц в государственном органе, в котором он состоит на
государственной службе, либо который непосредственно подчинен или
непосредственно подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства
материально-технического, финансового, информационного
обеспечения, другое государственное имущество и служебную
информацию;
7) получать гонорары за публикацию и выступления в порядке
осуществления служебной деятельности в качестве государственного
служащего;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения
(подарки, за исключением обычных подарков, стоимость которых не
превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты
труда, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений,
отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с
исполнением должностных обязанностей;
9) выезжать в служебные командировки за границу за счет
физических и юридических лиц, за исключением служебных
командировок, осуществляемых в соответствии с международными
договорами Российской Федерации или на взаимной основе по
договоренности федеральных органов власти и органов
государственной власти Саратовской области с государственными
органами иностранных государств, международными и иностранными
организациями;
10) принимать участие в забастовках;
11) использовать свое служебное положение в интересах
политических партий, общественных, в том числе религиозных,
объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных
органах не могут образовываться структуры политических партий,
религиозных, общественных объединений, за исключением
профессиональных союзов.
2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное
управление под гарантию государства на время прохождения
государственной службы находящиеся в его собственности доли
(пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в
порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 13. Сведения о доходах государственного служащего и
об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности
1. Гражданин при поступлении на государственную службу, а
также государственный служащий в соответствии с федеральным
законом ежегодно обязаны представлять в органы государственной
налоговой службы Российской Федерации сведения о полученных ими
доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности,
являющихся объектами налогообложения.
2. Поступающие в органы государственной налоговой службы
Российской Федерации сведения, указанные в настоящей статье,
составляют служебную тайну.
Статья 14. Поощрения государственного служащего
За образцовое выполнение государственным служащим должностных
полномочий, продолжительную и безупречную государственную службу,
выполнение заданий особой важности и сложности предусматриваются
следующие виды поощрений:
1. Представление к награждению орденами, медалями и другими
наградами Российской Федерации.
2. Представление к присвоению почетных званий Российской
Федерации.
3. Присвоение почетных званий Саратовской области.
4. Награждение Почетными грамотами Губернатора области,
областной Думы.
5. Объявление благодарности.
6. Вручение единовременного денежного вознаграждения.
7. Награждение ценным подарком.
Порядок поощрения устанавливается федеральными и областными
нормативно-правовыми актами.
Статья 15. Ответственность государственного служащего
1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение
государственным служащим возложенных на него обязанностей
(должностной проступок) на государственного служащего могут
налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
а) замечание;
б) выговор;
в) строгий выговор;
г) предупреждение о неполном служебном соответствии;
д) увольнение.
Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий
устанавливается федеральным законом.
2. Государственный служащий, допустивший должностной
проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до
решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от
исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного
содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения
должностных обязанностей в этом случае производится письменным
распоряжением руководителя.
3. Порядок проведения служебных расследований, применения и
обжалования дисциплинарных взысканий осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
4. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности
полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной
форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному
руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему
руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие
руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме
подтверждает указанное распоряжение государственный служащий
обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение
является административно либо уголовно наказуемым деянием.
Ответственность за исполнение государственным служащим
неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение
руководитель.
5. Государственный служащий несет предусмотренную
федеральными законами ответственность за действия или бездействие,
ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.
Статья 16. Гарантии для государственного служащего
1. Государственному служащему гарантируются:
1) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные
федеральными, областными законами и иными нормативными актами;
2) условия службы, обеспечивающие исполнение им должностных
обязанностей;
3) бесплатное медицинское обслуживание его и членов семьи, в
том числе после выхода на пенсию, на условиях, которые они имели
до момента выхода на пенсию;
4) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации
с сохранением денежного содержания на период обучения;
5) обязательность получения его согласия на перевод на другую
государственную должность государственной службы, за исключением
случаев, предусмотренных действующим законодательством;
6) пенсионное обеспечение, выплата пособий за выслугу лет и
пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в
случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им
должностных обязанностей;
7) обязательное государственное страхование на случай
причинения вреда его здоровью и имуществу в связи с исполнением
должностных обязанностей;
8) защита его и членов семьи от насилия, угроз, других
неправомерных действий в связи с исполнением им должностных
обязанностей;
9) ежегодный оплачиваемый отпуск с предоставлением бесплатной
лечебной путевки. Если государственный служащий не пользуется
санаторно-курортным лечением, ему выплачивается при уходе в отпуск
денежная компенсация, равная средней стоимости санаторно-курортной
путевки Саратовской области;
10) оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно один
раз в год;
11) право в установленных законом случаях на улучшение
жилищных условий путем предоставления жилой площади, либо
получения льготных беспроцентных ссуд и кредитов на ее
приобретение или строительство. Порядок предоставления ссуд или
кредитов на улучшение жилищных условий устанавливается Положением,
утверждаемым областной Думой по представлению Губернатора области;
12) бесплатное пользование на территории Саратовской области
всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и
местного сообщения (кроме такси) в порядке, установленном
Правительством Саратовской области;
13) индексация денежного содержания, пенсий и других выплат в
порядке, установленном действующим законодательством;
14) единовременное пособие в размере годового денежного
содержания государственного служащего его семье в случае смерти
государственного служащего;
15) пятидесятипроцентная скидка по оплате за коммунальные
услуги.
2. Государственному служащему в зависимости от условий
прохождения им государственной службы предоставляются в случаях и
порядке, установленных действующим законодательством, служебная
жилая площадь, служебный транспорт.
3. Государственному служащему в соответствии с нормативными
правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области
возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со
служебными командировками, с приемом на государственную службу
области, переводом на государственную должность государственной
службы области в другой государственный орган, направлением на
государственную службу в другую местность, а также возмещаются
связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.
4. Государственным служащим, направленным в служебную
командировку на территории Саратовской области предоставляются:
- преимущественное право на получение проездного документа;
- преимущественное право на заселение в гостиницу;
- рабочее место, возможность пользоваться транспортными
средствами, средствами связи по месту командировки.
5. Расходы, связанные с предоставлением гарантий,
предусмотренных настоящей статьей, производятся за счет средств
областного бюджета и внебюджетных источников в соответствии с
действующим законодательством.
Статья 17. Денежное содержание государственного служащего
Денежное содержание государственного служащего состоит из
должностного оклада, надбавок к должностному окладу за
квалификационный разряд, особые условия государственной службы,
выслугу лет, ученую степень, Почетное звание, а также премий по
результатам работы.
Должностные оклады государственных служащих устанавливаются в
соответствии со схемой должностных окладов государственных
служащих, должности которых внесены в реестр государственных
должностей государственной службы Саратовской области,
утверждаемый Губернатором области с учетом следующих основных
положений:
а) должностные оклады государственных служащих определяются в
кратном исчислении к минимальному размеру оплаты труда,
установленному в Российской Федерации;
б) должностные оклады служащих дифференцируются по группам
государственных должностей и квалификационным разрядам.
Повышение оплаты труда государственных служащих производится
одновременно с повышением минимальной заработной платы.
Должностной оклад государственного служащего устанавливается
в соответствии с занимаемой должностью. Превышение размера
должностного оклада по каждой последующей государственной
должности над размером должностного оклада по предыдущей
государственной должности может составлять от 10 до 25 процентов.
Порядок определения надбавки к должностному окладу по каждой
последующей государственной должности устанавливается областной
Думой и Губернатором области.
Статья 18. Отпуск государственного служащего
1. Государственному служащему устанавливается ежегодный
оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных
дней. Для отдельных категорий государственных служащих
устанавливается отпуск большей продолжительности, чем минимальный,
на срок от 6 до 24 календарных дней. Перечень соответствующих
должностей государственных служащих и конкретная продолжительность
отпуска устанавливается руководителями органов государственной
власти области.
2. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственному
служащему за выслугу лет предоставляется дополнительный
оплачиваемый отпуск следующей продолжительностью: за каждый год
службы - один календарный день в пределах 15 лет службы.
3. Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный
оплачиваемый отпуск суммируются и по желанию государственного
служащего могут предоставляться по частям. При этом
продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может
быть менее 14 календарных дней.
4. Государственному служащему по его заявлению может быть
предоставлен отпуск без сохранения денежного содержания на срок до
одного года.
Статья 19. Стаж государственной службы
1. Стаж государственной службы, дающий право на получение
надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, на
назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного
вознаграждения при выходе на пенсию, включает в себя время работы
(в том числе на выборных должностях) в государственных органах, на
должностях в органах местного самоуправления области.
2. Включение в стаж государственной службы иных периодов
трудовой деятельности осуществляется в соответствии с действующим
законодательством.
3. На лиц, замещающих высшие и главные должности категории
"Б" и высшие должности категории "В", социальные гарантии,
предусмотренные настоящим Законом, распространяются независимо от
стажа государственной службы и времени пребывания их на данной
должности.
Статья 20. Пенсионное обеспечение государственного служащего
и членов его семьи
1. Государственный служащий имеет право на получение пенсии,
назначенной в соответствии с федеральными законами.
В случае смерти, связанной с исполнением государственным
служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после
увольнения его с государственной службы области, члены семьи
умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери
кормильца. Условия и порядок назначения и выплаты указанной пенсии
определяются федеральным законом.
2. Государственные служащие, высвобождаемые в связи с
увольнением с государственной службы в случае ликвидации или
реорганизации органов государственной власти, сокращения
численности аппаратов органов государственной власти, а также с
выходом на государственную пенсию, имеют право на ежемесячную
доплату к государственной пенсии.
Ежемесячная доплата к государственной пенсии государственным
служащим государственной службы области устанавливается при
наличии 12,5 лет стажа государственной службы у мужчин и 10 лет
указанного стажа у женщин в таком размере, что сумма пенсии и
доплаты составляет 55 процентов месячного денежного содержания
государственного служащего. Размер доплаты увеличивается на 3
процента месячного денежного содержания государственного служащего
за полный год выслуги свыше установленной настоящим пунктом
продолжительности государственной службы, но сумма пенсии и
доплаты не может превышать 80 процентов его месячного денежного
содержания.
3. Месячное денежное содержание государственного служащего
государственной службы области для исчисления размера ежемесячной
доплаты к государственной пенсии определяется, размер его
пересчитывается и ежемесячная доплата устанавливается в том же
порядке и на тех же условиях, что предусмотрены для федеральных
государственных служащих.
Выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии
государственного служащего государственной службы области
производится в порядке, установленном Губернатором Саратовской
области.
4. За государственным служащим и членами его семьи
сохраняется медицинское и санаторно-курортное обслуживание,
которое они имели к моменту выхода на государственную пенсию.
Статья 21. Правовое положение государственного служащего
при ликвидации и реорганизации государственного органа
1. При ликвидации государственного органа или сокращении его
штата государственному служащему, в случае невозможности
предоставления работы в том же государственном органе, должна быть
предложена другая государственная должность государственной службы
в другом государственном органе с учетом его профессии,
квалификации и занимаемой должности.
2. При невозможности трудоустройства государственному
служащему, заключившему трудовой договор на неопределенный срок,
гарантируются переподготовка (переквалификация) с сохранением на
период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по
занимаемой до увольнения государственной должности государственной
службы и непрерывного трудового стажа, а также предоставление
возможности замещения иной государственной должности
государственной службы.
3. При увольнении в связи с ликвидацией государственного
органа, сокращении штата или при оставлении государственной
должности государственным служащим категории "Б" в связи с
окончанием срока полномочий соответствующих лиц, замещающих
государственные должности категории "А", государственному
служащему оплачивается средний заработок по ранее занимаемой
должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия).
В случае непредоставления государственному служащему
государственной службы работы в соответствии с его профессией и
квалификацией ему выплачивается его заработная плата в течение
трех лет с включением этого срока в непрерывный стаж
государственной службы.
ГЛАВА III. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ОБЛАСТИ
Статья 22. Поступление на государственную службу и
нахождение на государственной службе
1. Право поступления на государственную службу области имеют
граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие
государственным языком, имеющие профессиональное образование и
отвечающие требованиям, установленным федеральным и настоящим
законами для государственных служащих области.
2. При поступлении на государственную службу области, а также
при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было
прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от
пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и
должностного положения, места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Гражданин не может быть принят на государственную службу
области и находиться на государственной службе области в случаях:
а) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным
решением суда, вступившим в законную силу;
б) лишения его права занимать государственные должности
государственной службы области в течение определенного срока
решением суда, вступившим в законную силу;
в) наличия подтвержденного заключением медицинского
учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных
обязанностей;
г) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к
сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом
тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной
должности государственной службы области, на которую претендует
гражданин, связано с использованием таких сведений;
д) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья,
сестры, сыновья, дочери, а также братья и сестры, родители и дети
супругов) с государственным служащим, если их государственная
служба связана с непосредственной подчиненностью или
подконтрольностью одного из них другому;
е) наличия гражданства иностранного государства, за
исключением случаев, если доступ к государственной службе
урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
ж) отказа от представления сведений, предусмотренных статьей
13 настоящего Закона.
4. При поступлении на государственную службу области
гражданин представляет:
- личное заявление;
- документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку;
- документы, подтверждающие профессиональное образование;
- справку из органов государственной налоговой службы
Российской Федерации о предоставлении сведений об имущественном
положении;
- медицинское заключение о состоянии здоровья;
- другие документы, если это предусмотрено федеральным
законом.
5. Сведения, предоставленные согласно настоящему Закону при
поступлении гражданина на государственную службу области, а также
при решении вопроса о его назначении на высшую государственную
должность государственной службы области, подлежат проверке в
установленном законом порядке.
В отдельных государственных органах могут устанавливаться
дополнительные требования к проверке сведений, сообщаемых
гражданином при поступлении на государственную службу области и
назначении его на высшие государственные должности государственной
службы области.
В случае установления в процессе проверки обстоятельств,
препятствующих поступлению гражданина на государственную службу
или назначению его на высшую государственную должность
государственной службы области, указанный гражданин информируется
в письменной форме о причинах отказа в принятии его на
государственную службу области или назначении на высшую
государственную должность государственной службы области.
6. Гражданин поступает на государственную службу области на
условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок
или на срок не более пяти лет.
В трудовой договор включается обязательство гражданина,
поступающего на государственную службу области, обеспечивать
выполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов,
Устава (Основного Закона) и других законов области в интересах
граждан.
Если инициатива о приеме на работу исходит от
государственного органа, то руководитель государственного органа
имеет право сохранить заработную плату гражданину в размере
получаемой им по прежнему месту работы.
Поступление гражданина на государственную службу области
оформляется правовым актом.
7. Назначение впервые или вновь поступающих на
государственную службу области осуществляется:
а) на государственные должности государственной службы
категории "Б" и 1-й группы категории "В" - соответствующим
должностным лицом;
б) на государственные должности государственной службы 2, 3,
4 и 5-й групп категории "В" - по результатам конкурса на замещение
вакантной государственной должности государственной службы
области.
8. При прекращении государственной службы области в связи с
выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в
отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В
трудовой книжке производится запись о последней государственной
должности государственной службы с указанием "в отставке".
9. На государственного служащего с его согласия может быть
возложено исполнение дополнительных обязанностей по другой
государственной должности государственной службы с оплатой по
соглашению между руководителем государственного органа и
государственным служащим.
10. В случае служебной необходимости государственный служащий
с его согласия может быть командирован в другой государственный
орган для исполнения должностных обязанностей по государственной
должности государственной службы по его специальности на срок до
двух лет.
Статья 23. Конкурс на замещение вакантной
государственной должности государственной службы
1. Конкурс на замещение вакантной государственной должности
государственной службы области (далее - конкурс) обеспечивает
право граждан на равный доступ к государственной службе области.
2. Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление на
участие в нем, при соблюдении условий, установленных пунктами 1, 3
и 4 статьи 22 настоящего Закона.
Государственные служащие могут участвовать в конкурсе
независимо от того, какие должности они занимают в момент его
проведения.
3. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов (на
замещение вакантных государственных должностей государственной
службы 2-й группы) или конкурса-испытания (на замещение вакантных
государственных должностей государственной службы 3, 4 и 5-й
групп).
4. Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса
документов на основании документов об образовании, о прохождении
государственной службы и о другой трудовой деятельности, а также
на основании рекомендаций, результатов тестирования, других
документов, представляемых по решению соответствующих органов по
вопросам государственной службы области.
5. Конкурс - испытание проводится государственной конкурсной
комиссией. Конкурс - испытание может включать в себя прохождение
испытания на соответствующей государственной должности
государственной службы области и завершается государственным
квалификационным экзаменом.
6. Конкурсные (государственные конкурсные) комиссии
формируются в соответствии со ст.27,28 настоящего Закона.
7. Информация о дате и об условиях проведения конкурса
подлежит опубликованию в официальных изданиях и средствах массовой
информации Саратовской области.
8. Каждому участнику конкурса сообщается о результатах
конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его
завершения.
9. Решение конкурсной (государственной конкурсной) комиссии
является основанием для поступления на соответствующую
государственную должность государственной службы области либо
отказа в этом.
10. Правовыми актами области могут быть установлены другие
условия проведения конкурса.
Статья 24. Испытание при замещении государственной должности
государственной службы
1. Для гражданина, впервые принятого на государственную
должность государственной службы области, в том числе по итогам
конкурса документов, или для государственного служащего при
переводе на государственную должность государственной службы
области иной группы и иной специализации устанавливается испытание
на срок от трех до шести месяцев.
В срок испытания не засчитываются период временной
нетрудоспособности и другие периоды, когда государственный
служащий отсутствовал на службе по уважительным причинам.
2. На государственного служащего в период испытания
распространяется действие настоящего Закона.
3. Государственному служащему до окончания срока испытания
очередной квалификационный разряд не присваивается.
4. При неудовлетворительном результате испытания
государственный служащий может быть переведен с его согласия на
прежнюю или другую государственную должность государственной
службы области, а при отказе от перевода - уволен.
5. Если срок испытания истек, а государственный служащий
продолжает государственную службу области, он считается
выдержавшим испытание, и последующее увольнение допускается только
по основаниям, предусмотренным законодательством Российской
Федерации, настоящим Законом.
Статья 25. Аттестация государственного служащего
1. Для определения уровня профессиональной подготовки и
соответствия государственного служащего занимаемой государственной
должности государственной службы области, а также для решения
вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного
разряда проводится его аттестация.
2. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но
не реже одного раза в четыре года.
Статья 26. Основания для прекращения государственной службы
1. Государственная служба прекращается при увольнении
государственного служащего, в том числе в связи с выходом на
пенсию.
2. Помимо оснований, предусмотренных законодательством
Российской Федерации о труде, увольнение государственного
служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя
государственного органа в случаях:
1) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для
государственного служащего области действующим законодательством;
2) разглашения сведений, составляющих государственную и иную
охраняемую законом тайну;
3) возникновения других обстоятельств, предусмотренных
пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона.
3. Выход на пенсию государственного служащего осуществляется
в порядке, установленном федеральным законом. Предельный возраст
для нахождения на государственной должности государственной службы
области - 60 лет. Допускается продление срока нахождения на
государственной службе области государственных служащих,
занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности
государственной службы и достигших предельного для государственной
службы возраста, решением руководителя соответствующего
государственного органа. Однократное продление срока нахождения на
государственной службе государственного служащего области
допускается не более чем на один год.
Продление срока нахождения на государственной службе
государственного служащего области, достигшего возраста 65 лет, не
допускается. После достижения указанного возраста он может
продолжить работу в государственных органах на условиях срочного
трудового договора.
ГЛАВА IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 27. Орган по обеспечению эффективности
государственной службы
Координацию деятельности государственных органов по повышению
эффективности государственной службы осуществляет Совет по
вопросам государственной службы при Губернаторе области, состоящий
из равного числа представителей Губернатора области и областной
Думы.
Положение об указанном органе утверждается Губернатором
области.
Статья 28. Кадровые службы государственных органов
Кадровые службы государственных органов области:
1) обеспечивают проведение конкурсов на замещение вакантных
государственных должностей государственной службы области,
аттестаций, прохождение государственными служащими испытания при
замещении государственных должностей государственной службы
области;
2) оформляют решения государственных органов, связанные с
прохождением государственными служащими государственной службы
области. Ведут личные дела государственных служащих области,
вносят необходимые записи в трудовые книжки государственных
служащих области;
3) консультируют государственных служащих области по вопросам
их правового положения, соблюдения ограничений, связанных с
государственной службой;
4) анализируют уровень профессиональной подготовки
государственных служащих области, организуют переподготовку
(переквалификацию) и повышение квалификации государственных
служащих области.
ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 29. Порядок вступления в силу настоящего Закона
1. Замещение вакантных государственных должностей
государственной службы области по конкурсу начинается с 1 января
1997 года.
2. Ограничения, предусмотренные пунктом 3 статьи 8 настоящего
Закона в части, касающейся наличия высшего профессионального
образования по специализации государственных должностей
государственной службы, распространяются на лиц, замещающих высшие
и главные государственные должности, после вступления в силу
настоящего Закона.
3. Ограничения, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи
12 настоящего Закона, не распространяются на депутатов Саратовской
областной Думы первого созыва.
4. Подпункт 9 в части предоставления бесплатной лечебной
путевки (денежной компенсации в случае ее неиспользования) и
подпункты 10, 15 пункта 1 статьи 16 настоящего Закона вводятся в
действие с 1 января 1998 года.
5. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Губернатор Саратовской области Д.Ф.Аяцков
|