АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА САРАТОВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18.11.96 N 884
Об утверждении
"Правил обращения с отходами на территории г. Саратова"
С целью совершенствования работы по контролю за обращением с
отходами на территории г. Саратова и во исполнение нормативных
документов Минприроды РФ
П О С Т А Н О В Л Я Ю :
1. Утвердить "Правила обращения с отходами на территории г.
Саратова" и ввести их в действие с 1.01.1997 г. (прилагаются).
2. Считать утратившим силу постановление администрации города
от 22.02.94 Г. N 123 "О лицензировании природопользования на
территории г. Саратова" с 1.01.97 г.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов (Балахнин
А.И.).
Мэр - глава администрации
города Саратова Ю.Н. Аксёненко
Приложение к постановлению
администрации г.Саратова
N 884 от 18.11.96 г.
Правила обращения с отходами на территории г. Саратова
1. Общие положения.
1.1 Настоящий документ разработан на основе следующих
нормативных и законодательных актов:
-Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды",
-постановление Правительства РФ от 03.08.1992г.N545"Порядок
разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и
сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду,лимитов
использования природных ресурсов и размещения отходов",
-"Временные правила охраны окружающей среды от отходов
производства и потребления в РФ" Минприроды от 11.07.95 г. N
01-11/29-2002.
1.2 Правила обращения с отходами распространяются на
предприятия, организации, учреждения, другие юридические
лица, независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности, на физических лиц, а также на иностранных
юридических и физических лиц(далее именуемых
"природопользователи"), осуществляющих любые виды деятельности,в
результате которой образуются, используются, обезвреживаются,
складируются и захораниваются отходы производства и потребления,
за исключением радиоактивных.
1.3 Правила предназначены для регулирования отношений между
исполнительными органами власти, природопользователями и
специально уполномоченными государственными органами по охране
окружающей среды и распространяются на все виды деятельности,
связанные с образованием, сбором, хранением, переработкой,
транспортировкой и обезвреживанием (захоронением) отходов
производства и потребления (далее-обращением с отходами).
1.4 Правила обязательны для использования в деятельности
природопользователей и специально уполномоченных органов по охране
окружающей среды.
1.5 Специализированные предприятия, основная производственная
деятельность которых связана с размещением, переработкой и
обезвреживанием отходов, также являются природопользователями, и
на них распространяются требования всех нормативных документов,
действующих в сфере обращения с отходами.
2. Основные экологические требования в сфере
обращения с отходами.
2.1 Природопользователи при обращении с отходами должны
принимать надлежащие меры по охране окружающей среды и сбережению
природных ресурсов, соблюдать соответствующие экологические,
санитарные и технологические нормы и правила.
2.2 Деятельность природопользователей должна быть направлена
на сокращение объемов образования отходов,внедрение безотходных
технологий, максимальное использование отходов для производства
продукции.
2.3 Природопользователи обязаны:
-проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения,
-разрабатывать и согласовывать в компетентных органах охраны
природы лимиты размещения отходов в природной среде,
-вести первичный учет образования и размещения отходов,
-проводить раздельный сбор, складирование (хранение)
образующихся отходов по видам, классам опасности и другим
признакам с целью обеспечения их максимального использования,
переработки и оптимального размещения,
-осуществлять размещение отходов только по разрешению,
выдаваемому специально уполномоченными органами по охране
окружающей среды,
-обеспечивать соблюдение установленных норм (лимитов)
предельного размещения отходов,
-представлять ежегодный отчет "Об образовании и удалении
токсичных отходов" по форме 2тп-(токсичные отходы) в
территориальные органы Минприроды РФ.
2.4 Образование,сбор,хранение,первичная обработка отходов
являются неотъемлемой составной частью технологических процессов,
в ходе которых они образуются, и должны быть отражены в
технологических регламентах и другой нормативно-технической
документации.
2.5 Места складирования отходов на территории предприятия, их
границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица,
ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом
руководителя.
2.6 Транспортировка отходов должна осуществляться способами,
исключающими их потери, создание аварийных ситуаций, причинение
вреда окружающей природной среде, здоровью людей, хозяйственным и
иным объектам.
2.7 Определение класса опасности отходов, образующихся и
используемых на предприятии, входит в обязанность
природопользователя.
2.8 Передача или прием отходов от одного природопользователя
другому с целью их использования или обезвреживания может
осуществляться только при наличии соответствующего разрешения на
размещение отходов.
2.9 На основании постановления Правительства РФ от 03.08.92
N 545 лимиты размещения отходов устанавливают объемы их
складирования (захоронения), место размещения отходов, предельные
размеры выделяемой для складирования площади, способы и условия
хранения отходов, другие показатели, связанные с предотвращением
или ограничением отрицательного влияния отходов на состояние
окружающей природной среды.
2.10 Лимиты размещения технологических отходов
устанавливаются из расчета технологически обоснованных норм
образования отходов, расхода сырья и материалов с учетом
планируемого объема выпуска продукции за вычетом объема отходов,
используемых в качестве сырья или материалов.
2.11 К сверхлимитным объемам размещения отходов относятся:
-сверхнормативные количества неиспользуемых отходов,
-объемы образования некондиционной продукции,
непредусмотренные технологическими регламентами и нормативами,
-отходы, не указанные в инвентаризации и отходов,
-отходы, размещаемые без оформленного в установленном
порядке разрешения,
-отходы, размещаемые на объектах, не имеющих лицензии на
прием и захоронение (хранение) отходов.
3. Инвентаризация отходов и установление лимитов
размещения отходов в природной среде.
3.1 Инвентаризация источников образования отходов и объектов
их размещения обязательна для всех предприятий г.Саратова
независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
3.2 Инвентаризация проводится силами самих
природопользователей или компетентными организациями в строгом
соответствии с требованиями "Временных методических рекомендаций
по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения на
предприятиях г.Саратова для установления лимитов размещения
отходов в природной среде".
3.3 Основной целью проведения инвентаризации отходов и
объектов их размещения является получение достоверных данных:
-о номенклатуре образующихся на предприятии отходов,
-об объемах и нормах образования отходов,
-о свойствах отходов,
-о характеристиках объектов их размещения.
3.4 Информация, содержащаяся в томе инвентаризации отходов
предназначается для решения следующих природоохранных задач:
-определение класса опасности отходов и оценка их влияния на
окружающую среду,
-разработка и согласование проекта лимитов размещения отходов
в природной среде и выдача соответствующих разрешений в виде
специальных лицензий или в составе лицензий на комплексное
природопользование,
-определение размеров платы в экологические фонды за
размещение отходов в природной среде,
-определение оптимальных способов размещения и удаления
отходов,
-организация контроля за обращением с отходами,
-оценка экологических характеристик используемого на
предприятии оборудования,
-оценка эффективности использования сырьевых ресурсов,
материалов, включая ВМР,
-разработка и реализация мероприятий по уменьшению объемов
образующихся отходов и оптимизации способов их размещения.
3.5 Материалы инвентаризации оформляются в том инвентаризации
отходов в двух экземплярах, подписываются руководителем
предприятия, согласовываются с органами
санитарно-эпидемиологичекого надзора и утверждаются комитетом
охраны окружающей среды и природных ресурсов г.Саратова.
3.6 Согласование тома инвентаризации отходов органами
санитарно-эпидемиологического надзора проводится по классу
опасности отходов и способам их безопасного для персонала хранения
и удаления.
Для отходов, указанных в нормативном документе "Предельное
количество промышленных токсичных отходов, допускаемое для
складирования на полигонах ТВО" N3897-85, согласование может быть
проведено в городском или районных ЦГСЭН, для других видов отходов
- в ОблЦГСЭН.
3.7 Срок рассмотрения и согласования документации с органами
санитарно-эпидемиологического надзора - 2 недели. По особо крупным
объектам срок согласования может быть увеличен до 1 месяца.
3.8 Рассмотрение и согласование тома инвентаризации отходов в
комитете охраны окружающей среды и природных ресурсов г.Саратова
проводится в течение одного месяца. По особо крупным объектам срок
может быть продлен до двух месяцев.
Замечания по тому инвентаризации выдаются в письменном виде.
Срок доработки тома - один месяц, срок вторичного рассмотрения -
две недели.
При вторичном отклонении от согласования материалы
инвентаризации могут быть направлены по согласованию сторон на
экологическую экспертизу.
Утверждение тома инвентаризации отходов осуществляется
подписью председателя и печатью Горкомприроды на титульном листе с
определением срока действия без выдачи заключения.
3.9 Срок действия тома инвентаризации отходов определяется
Горкомприроды при его утверждении, но не может превышать пяти лет,
включая год разработки.
3.10 Том инвентаризации отходов подлежит корректировке и
переработке в следующих случаях:
-при установлении несоответствия данных тома фактическим
объемам и видам образующихся отходов,
-в случае реконструкции предприятия или изменения технологии.
3.11 По данным согласованного тома инвентаризации отходов и
объектов их размещения природопользователи обязаны разработать и
представить на согласование в Горкомприроды "Проект лимитов
размещения отходов в природной среде".
3.12 Разработка "Проекта лимитов" должна проводиться в
строгом соответствии с "Временными методическими рекомендациями по
разработке проекта лимитов размещения отходов в природной среде".
3.13 Порядок прохождения, рассмотрения и согласования
"Проекта лимитов" такой же, как и тома инвентаризации отходов.
4 Первичный учет и контроль в сфере обращения с отходами.
4.1 В соответствии с требованиями нормативного документа
Минприроды РФ "Временные правила охраны окружающей среды от
отходов производства и потребления" природопользователи обязаны
вести постоянный первичный учет наличия, образования, поставок,
использования и размещения всех видов отходов, образующихся на
предприятии и завозимых со стороны.
При наличии жилого сектора на балансе предприятия необходимо
вести раздельный учет твердых бытовых отходов, образующихся от
него и в процессе производственной деятельности.
4.2 Система первичного учета должна быть оформлена в виде
официального документа (инструкции, стандарта, приказа,
распоряжения и т.д.) и утверждена руководителем предприятия. Она
должна включать в себя документальный учет:
-образования отходов в подразделениях (цехах, участках и
т.д.),
-передачи и приема отходов меду подразделениями, в том числе
на площадки временного складирования (хранения), в хранилища,
накопители и пр.,
-вторичного использования отходов в основных технологиях или
производстве дополнительной продукции с разработкой необходимой
технологической документации,
-сдачи, продажи или получения отходов сторонними
организациями,
-обезвреживания отходов на предприятии,
-вызова отходов на свалки и полигоны.
5. Основные правила размещения отходов.
5.1 Размещение отходов в природной среде может осуществляться
следующими способами:
Хранение в :
-оборудованных хранилищах,
-шламонакопителях, отвалах, хвостохранилищах и пр.,
-площадках временного хранения (складирования),
-закрытых стационарных и временных складах.
Захоронение на :
-полигонах токсичных промышленных отходов,
-полигонах твердых бытовых отходов (ТВО),
-полигонах предприятий,
-санкционированных свалках.
Применение отходов для отсыпки подъездных путей и планировки
территории рассматривается как вторичное использование.
Захоронение отходов на санкционированных свалках является
временной мерой до проектирования и ввода в строй полигонов,
обеспечивающих надлежащую защиту окружающей среды.
5.2 Все отходы, являющиеся вторичными материальными ресурсами
(ВМР), подлежит обязательной сдаче в соответствующие
заготовительные организации с оформлением подтверждающих
документов.Разрешение на их размещение на свалках и полигонах для
захоронения может быть выдано только при наличии у
природопользователя заключения о несоответствии их условиям приема
(сдачи), выданного организацией, принимающей отходы.
5.3 Неутилизируемые малотоксичные отходы 3-4 классов
опасности в соответствии с нормативным документом N 3897-85
"Предельное количество токсических промышленных отходов,
допускаемое для складирования на полигонах твердых бытовых
отходов" могут размещаться на полигонах (санкционированных
свалках) ТВО.
5.4 Некоторые виды токсичных отходов по разрешению
Горкомприроды должны сдаваться природопользователями
специализированным организациям для обезвреживания с внесением
платы на их счета, компенсирующей по обработке отходов.
5.5 Остальные виды токсичных отходов, для которых в условиях
отсутствия полигона промотходов нет централизованного способа
размещения, предприятия обязаны временно хранить в специально
оборудованных хранилищах по разрешению Горкомприроды и
согласованию с органами санэпиднадзора.
5.6 Сжигание всех видов отходов без специального
оборудования, обеспечивающего очистку выбросов до установленных
норм, на основании ст. 38 "Закона об охране атмосферного воздуха"
категорически запрещено.
5.7 В случае захоронения отходов в недра природопользователи
обязаны получить в Волгогеолкоме лицензию на использование недр в
целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
5.8 Не допускается размещение опасных отходов на территории в
границах и менее 3 км. от границы городов и населенных пунктов, в
лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных зонах и зонах
санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также в
районах развития геотектонических структур, образований и
процессов. Запрещается сброс отходов в водоемы общего
пользования, подземные водоносные горизонты.
|