ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
------------------------------------------------------------------
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
N 6-П от 29.10.96
О практике применения казначейских налоговых освобождений
и векселей в процессе исполнения бюджета области
г.Саратов
Кризис неплатежей обусловил рост кредиторской задолженности
крупных и средних предприятий промышленности, транспорта,
строительства и сельского хозяйства, которая возросла с начала
года в 1,7 раза. Просроченная задолженность составила на 1
сентября т.г. 8,7 трл.рублей.
В январе-сентябре 1996 г. в консолидированный бюджет области
недопоступило 575 млрд.рублей, в областной 397 млрд.рублей. Из-за
недостатка средств финансирование предусмотренных в бюджете
области мероприятий составило 58,9%, в областном - 51,3% к годовым
назначениям.
Задолженность бюджета перед учреждениями и организациями в
значительной степени погашается через казначейские налоговые
освобождения. В счет недоимки по платежам в бюджет области за 9
месяцев т.г. зачтено 1105 млрд.рублей, или 25,7% к годовым
показателям.
Общий объем финансирования расходов бюджета в вексельной
форме на 1 октября т.г. с момента введения векселей составил 353
млрд.рублей, в том числе за январь-сентябрь 1996 года - 178
млрд.рублей, или 12,5% от расходной части областного бюджета.
С применением казначейских налоговых освобождений по
областному бюджету произведены расходы в сумме 540 млрд.рублей,
или 38% к фактическому исполнению за 9 месяцев. Удельный вес
зачета по сельскому хозяйству составляет 36,3%, по социальной
сфере - 16,2%, по транспорту - 10,3%, по капитальным вложениям -
9,8%.
Казначейские налоговые освобождения и векселя направлялись в
основном на погашение задолженности бюджетных учреждений за
теплоэлектроэнергию, газ, печное топливо, воду, другие
коммунальные услуги, а также за продукты питания, медикаменты,
строительство объектов социальной сферы, оплату расходов за
произведенный капитальный ремонт зданий и сооружений, за
приобретенное оборудование и инвентарь, формирование регионального
продовольственного фонда, финансирование расходов по поддержке
сельхозтоваропроизводителей, предоставление ссуд и дотаций городам
и районам области.
Функционирование системы зачетов через казначейские налоговые
освобождения и вексельной формы расчетов позволило снизить
совокупный объем взаимных неплатежей предприятий, организаций и
бюджетных учреждений на общую сумму порядка 3 трлн.рублей.
Вместе с тем комиссия по эмиссии векселей и предоставлению
предприятиям и организациям казначейских налоговых освобождений не
в полной мере обеспечила корректировку механизма применения
векселей и казначейских налоговых освобождений. В связи с
отсутствием информационной базы не был организован необходимый
учет вексельной массы, что в свою очередь привело к отсутствию
должного контроля за обращением векселей и казначейских налоговых
освобождений.
Так, в соответствии с распоряжением администрации области от
23 марта 1996 года N 171-р предприятию "Югтрансгаз" выдано
казначейское налоговое освобождение в счет поставки из республики
Украина семян кукурузы и ячменя на сумму 43 млрд.рублей. До
настоящего времени областью недополучено материальных ценностей на
22 млрд.рублей. Однако министерством сельского хозяйства области
не разработаны и не представлены предложения по рациональному
использованию указанной суммы.
АО "Саратовэнерго", предприятие "Югтрансгаз", используя свое
монопольное положение на рынке энергоносителей, принимают векселя
в уплату потребленных тепловой энергии и газа по цене значительно
ниже номинала, тем самым завышают тарифы на энергоносители и
вынуждают увеличивать расходы на финансирование расходов бюджетных
учреждений, понижают курс векселей, который в 1996 году составил
50-65% от номинала. Указанные обстоятельства подталкивают
векселедержателей оставлять векселя у себя и по наступлении сроков
предъявлять их в министерство финансов области для погашения путем
перечисления денежных средств.
В целях более полного обеспечения финансирования расходов и
исполнения доходной части бюджета области Правительство
Саратовской области ПОСТАНОВЛЯЕТ :
1. Министерству экономики и инвестиционной политики области
(Степанов А.А.), министерству финансов области (Большеданов П.В.),
Государственной налоговой инспекции по Саратовской области
(Телятников Н.Б.), управлению федерального казначейства
Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области
(Сорокин В.Н.) в двухнедельный срок рассмотреть возможность
проведения денежных зачетов по доходам и расхода бюджета в 1996
году на уровне области.
2. Министерству экономики и инвестиционной политики области
(Степанов А.А.), министерству финансов области (Большеданов П.В.),
Государственной налоговой инспекции по Саратовской области
(Телятников Н.Б.), управлению федерального казначейства
Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области
(Сорокин В.Н. в двухнедельный срок разработать предложения по
упорядочению процедуры рассмотрения и предоставления казначейских
налоговых освобождений с последующим мониторингом проведения
взаимозачетов с использованием казначейских налоговых
освобождений.
3. Комиссии по эмиссии векселей и предоставлению предприятиям
и организациям казначейских налоговых освобождений по областному
бюджету расширить практику осуществления "многоходовых"
межрегиональных взаимозачетов с выдачей казначейских налоговых
освобождений одному из участвующих во взаимозачете
налогоплательщиков.
4. Установить, что выдача казначейского налогового
освобождения на сумму, превышающую 1 млрд.рублей осуществляется
лишь после проверки финансово-хозяйственной деятельности
предприятия-недоимщика и предоставления соответствующего
заключения Государственной налоговой инспекции по Саратовской
области, министерства финансов области и министерства экономики и
инвестиционной политики.
5. В целях улучшения информационного обеспечения системы
управления обращением векселей и казначейских налоговых
освобождений:
- предусмотреть в проекте областного бюджета на 1997 год
выделение 600 млн.рублей на приобретение технического и
программного обеспечения системы автоматизированного учета
вексельного обращения и казначейских налоговых освобождений и
дополнительную численность в количестве 15 человек;
- министерству экономики и инвестиционной политики,
министерству финансов области рассмотреть вопрос целесообразности
использования в области Вексельной Информационной Системы (ВИС) в
рамках электронной информационной системы области "Волгоинфомост";
- поручить заместителю Председателя Правительства области,
министру экономики и инвестиционной политики области Степанову
А.А. координацию работы по функционированию информационной системы
в целях обеспечения совместимости информационных потоков.
6. Комиссии по эмиссии векселей и предоставлению предприятиям
и организациям казначейских налоговых освобождений по областному
бюджету, министерству экономики и инвестиционной политики области,
министерству финансов Правительства области обеспечить целевое
использование векселей для погашения задолженности по платежам в
областной бюджет, внести предложения о применении векселей в 1997
году, условиях их обращения и погашения, исключающих необходимость
использования денежных средств.
7. ОАО "Саратовэнерго" и предприятию "Югтрансгаз":
- обеспечить беспрепятственное прохождение векселей в
расчетах за потребленные энергоносители;
- принимать векселя от бюджетных учреждений и организаций в
счет оплаты за тепло-электроэнергию и газ по их номинальной
стоимости;
- не допускать расчетов векселями со своими поставщиками при
наличии задолженности по платежам в областной бюджет.
8. Управлению федерального казначейства Министерства финансов
Российской Федерации по Саратовской области, Государственной
налоговой инспекции по Саратовской области, министерству финансов
области принять меры к выравниванию отчислений во все уровни
бюджетов по регулирующим налоговым платежам.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Председателя Правительства области, министра
экономики и инвестиционной политики Степанова А.А. и министра
финансов области Большеданова П.В.
Губернатор -
Председатель Правительства области Д.Ф.Аяцков
|