САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22.10.96 г. N 33-538
О заключении Губернатора области на Закон Саратовской области
"О референдумах в Саратовской области"
Рассмотрев заключение Губернатора области на Закон
Саратовской области "О референдумах в Саратовской области",
Саратовская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести все поправки и дополнения Губернатора области в
текст Закона Саратовской области "О референдумах в Саратовской
области" .
2. Направить Закон Саратовской области "О референдумах в
Саратовской области" с поправками и дополнениями Губернатору
области для подписания и обнародования.
Заместитель Председателя
Саратовской областной Думы В.Ф.Рашкин
ЗАКОН
Саратовской области
О референдумах в Саратовской области
Принят Саратовской областной Думой 22 октября 1996 года
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Референдумы в Саратовской области
1. Высшим непосредственным выражением народовластия населения
Саратовской области являются референдумы - голосование граждан по
вопросам, имеющим важное значение для жизнедеятельности населения
области в целом, либо ее муниципальных образований.
Референдумы Саратовской области, проводимые на ее территории,
могут быть областными и местными.
2. Областной референдум - голосование населения области по
наиболее важным вопросам, относящимся к ее полномочиям как
субъекта Российской Федерации.
3. Местные референдумы - голосование по вопросам местного
значения жителей соответствующих муниципальных образований, где
избираются представительные органы местного самоуправления в
соответствии с Законом Саратовской области "О местном
самоуправлении в Саратовской области".
4. Законодательство о референдумах Саратовской области
состоит из Конституции Российской Федерации, федерального
законодательства, Устава (Основного Закона) Саратовской области,
настоящего Закона, других законов Саратовской области.
Статья 2. Право на участие в референдумах, проводимых в
Саратовской области
1. В областном референдуме имеют право участвовать все
граждане Российской Федерации, проживающие в Саратовской области и
обладающие избирательным правом.
2. В местном референдуме имеют право участвовать все
граждане, проживающие на территории муниципального образования,
обладающие избирательным правом.
Статья 3. Общие принципы проведения референдумов
1. Референдумы в области проводятся на основе всеобщего
равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
2. Граждане участвуют в референдуме непосредственно и на
добровольной основе. Каждый участник референдума обладает равными
правами и имеет один голос.
3. В ходе референдума никто не может быть принужден к
выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Контроль за
волеизъявлением граждан не допускается.
Статья 4. Вопросы, выносимые на референдумы
1. На областной референдум могут быть вынесены вопросы,
находящиеся в пределах полномочий Саратовской области, как
субъекта Российской Федерации, а также вопросы по предметам
совместного ведения области и Российской Федерации в соответствии
с разграничением полномочий между областью и Российской
Федерацией.
На областной референдум обязательно выносятся вопросы об
изменении статуса, наименования области, её разделения или
объединения с другими субъектами Российской Федерации, изменения
её территории или границ, в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
2. На местный референдум в обязательном порядке должны
выноситься вопросы создания единых органов местного самоуправления
или их разделения на территориях муниципальных образований,
имеющих общую границу, или об изменении их границ.
Вопросы, выносимые на областной и местный референдумы, не
должны противоречить законодательству Российской Федерации, Уставу
и законодательству области, Уставам муниципальных образований.
Статья 5. Вопросы, которые не могут выноситься на референдумы
На областной и местный референдумы не могут выноситься
следующие вопросы:
1) принятие и изменение областного бюджета и бюджетов
муниципальных образований;
2) введение, изменение и отмена федеральных, областных
налогов и сборов, обязательных платежей, ставок и льгот по ним, а
также освобождение от их уплаты юридических и физических лиц;
3) принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению
здоровья и безопасной жизнедеятельности населения области;
4) о продлении полномочий Губернатора (главы администрации)
области, областной Думы, глав муниципальных образований, глав
администраций городов, районов и представительных органов
муниципальных образований.
Вопросы, выносимые на областной и местный референдумы, не
должны ограничивать и отменять конституционные права человека и
гражданина, правовые гарантии их реализации.
Статья 6. Обстоятельства, исключающие проведение референдумов
1. Областной и местный референдумы не проводятся в условиях
военного или чрезвычайного положения, введенного на всей
территории России, либо только на территории Саратовской области,
а также в течение трех месяцев после отмены военного или
чрезвычайного положения.
2. Повторные областной и местный референдумы не проводятся в
течение года после официального опубликования результатов
референдумов с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой
вопроса референдумов.
Статья 7. Финансирование референдумов
Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдумов,
с момента принятия решения об их назначении, производятся за счет
областного бюджета (областной референдум), за счет бюджета
соответствующего муниципального образования (местный референдум).
Статья 8. Язык проведения референдумов
При подготовке и проведении областного и местного
референдумов используется русский язык.
Тексты вопросов, выносимых на референдумы, бюллетени для
голосования, протоколы и данные о результатах референдумов,
принятые на референдумах решения составляются и публикуются на
русском языке.
Статья 9. Гласность при подготовке и проведении референдумов
1. Деятельность государственных, муниципальных и общественных
организаций, участвующих в областном и местном референдумах,
осуществляется открыто и гласно.
2. Все решения, касающиеся референдумов, а также проекты
законов и иных решений, выносимых на референдумы, подлежат
опубликованию в средствах массовой информации в течение семи дней
с момента их принятия соответствующими органами.
3. Средства массовой информации освещают ход подготовки и
проведения референдумов, их представителям гарантируется
беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с
референдумами, получение соответствующей информации.
4. Комиссии по проведению областного и местного референдумов
своевременно информируют население о своих составах, месте
нахождения и времени работы, об образовании участков для
голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в
референдумах.
На заседаниях комиссий по проведению референдумов, а также во
время голосования и при подсчете голосов на участках для
голосования, при определении результатов референдумов вправе
присутствовать уполномоченные представители инициативных групп,
общественных объединений, а также средств массовой информации.
Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для
голосования, должны иметь заверенную выписку из протоколов
собраний направивших их организаций или иной документ,
удостоверяющий их полномочия. Предварительное уведомление комиссий
по проведению референдумов о предполагаемом присутствии указанных
представителей не требуется.
ГЛАВА II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМОВ
Статья 10. Инициатива проведения областного референдума
Инициатива проведения областного референдума принадлежит:
1) не менее, чем 100 тысячам граждан Российской Федерации,
проживающих в Саратовской области и обладающих избирательным
правом;
2) Саратовской областной Думе, если за проведение областного
референдума проголосовало путем поименного голосования не менее
двух третей от установленного численного состава депутатов;
3) Губернатору (главе администрации) области в порядке,
определяемом настоящим Законом;
4) одной трети городов, районов области. В период между
назначением областного референдума и официальным
опубликованием его результатов субъекты, перечисленные в настоящей
статье, не могут выступать с инициативой о проведении нового
референдума.
Статья 11. Назначение областного референдума
1. Решение о проведении областного референдума принимает
Саратовская областная Дума большинством голосов от установленного
численного состава депутатов, за исключением случая,
предусмотренного пунктом 2 статьи 10 настоящего Закона.
Областная Дума по инициативному требованию о проведении
референдума, в соответствии со статьей 10 настоящего Закона,
вправе принять одно из следующих решений:
1) о назначении референдума, дате его проведения и мерах по
его обеспечению;
2) об отклонении требований о назначении областного
референдума в случае нарушения настоящего Закона;
3) о принятии закона или иного решения, предлагаемого в
требованиях о проведении областного референдума, без последующего
проведения референдума.
2. Принятое Думой решение в семидневный срок публикуется в
средствах массовой информации. Не позднее 10-ти дней после
обнародования постановления о назначении референдума публикуется
проект выносимого на референдум закона или иного решения.
3. Отказ в назначении референдума может быть обжалован в
судебном порядке.
Статья 12. Инициатива проведения местного референдума
Инициатива проведения местного референдума принадлежит:
1) не менее, чем 10 процентам граждан, обладающих
избирательным правом и проживающих на территории муниципального
образования;
2) представительным органам местного самоуправления, если за
проведение местного референдума проголосовало не менее двух третей
от установленного численного состава депутатов;
3) главе муниципального образования, главе администрации
города, района в порядке, определяемом настоящим Законом.
Статья 13. Назначение местного референдума
1. Решение о проведении местного референдума принимает
представительный орган самоуправления большинством голосов от
установленного численного состава депутатов, за исключением
случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 12 настоящего Закона.
2. Необоснованный отказ представительного органа местного
самоуправления в проведении местного референдума может быть
обжалован в судебном порядке или опротестован в порядке
прокурорского надзора в соответствии с действующим
законодательством.
3. Принятое представительным органом местного самоуправления
решение о проведении местного референдума публикуется в
семидневный срок в средствах массовой информации, либо
обнародуется иными способами, в порядке, определяемом уставом
муниципального образования.
4. В случае, если на данной территории муниципального
образования выборный орган местного самоуправления не сформирован,
местный референдум может назначаться главой муниципального
образования, главой администрации города, района по инициативе
граждан в соответствии с пунктом 1 статьи 12 настоящего Закона.
Статья 14. Порядок реализации инициативы граждан о проведении
областного или местного референдума
1. Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации,
имеющие право на участие в референдуме, проживающие на территории
области, обладающие активным избирательным правом, а равно
областные общественные объединения и местные структуры
региональных, общефедеральных общественных объединений, уставы
которых предусматривают участие в выборах и зарегистрированы в
порядке, установленном действующим законодательством, могут
образовывать инициативную группу в количестве не менее 20 человек
для сбора подписей с целью назначения областного или местного
референдума.
2. Инициативная группа обращается в областную комиссию по
проведению референдума с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы указывается:
- формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого
(предлагаемых) инициативной группой для вынесения на областной или
местный референдум;
- фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса места
жительства, номера и серии паспортов или заменяющих их документов
членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных
действовать от имени инициативной группы на территории области.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания
инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении
инициативы о проведении областного или местного референдума.
3. Областная комиссия по проведению референдума, установив
соответствие ходатайства и приложенных к нему документов
требованиям статей 2,4,5,6,10 и 12 настоящего Закона, в течение
15-ти дней со дня поступления ходатайства принимает решение о
регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное
свидетельство и извещает об этом Саратовскую областную Думу и
Губернатора (главу администрации) области или соответствующий
представительный орган местного самоуправления и главу
муниципального образования, главу администрации города, района.
4. В случае отказа в регистрации группе выдается
мотивированное постановление областной комиссии по проведению
референдума. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в
порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об
обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан".
Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может
быть только нарушение ею законодательства Российской Федерации и
области, настоящего Закона.
5. С момента получения регистрационного свидетельства
инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать
подписи с целью проведения областного референдума. При этом ранее
собранные подписи граждан не учитываются. Регистрационное
свидетельство, выданное инициативной группе областной комиссией,
действительно в течение трех месяцев. Расходы по сбору подписей
несет инициативная группа.
6. Подписи собираются посредством внесения их в подписные
листы, содержащие формулировку вопроса (вопросов), выносимого
(выносимых) на областной референдум.
7. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания
срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа
подсчитывает количество собранных подписей, о чем составляется
итоговый протокол.
Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, и
экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются
уполномоченными инициативной группы в областную комиссию.
Областная комиссия по проведению референдума проверяет соблюдение
требований настоящего закона при сборе подписей, в течение 10-ти
дней принимает по результатам проверки свое заключение и в 5-ти
дневный срок направляет его в областную Думу - по областному
референдуму или в соответствующий представительный орган местного
самоуправления - по местному референдуму. Копия заключения
областной комиссии направляется также инициативной группе.
8. Областная Дума или представительный орган местного
самоуправления в 15-ти дневный срок принимают решение о назначении
соответственно областного или местного референдума.
9. Если же в результате проверки будет установлено, что
количество действительных подписей не отвечает требованиям
настоящего Закона, областной Думой, представительным органом
местного самоуправления в 15-ти дневный срок выносится
постановление об отказе в проведении референдума и данная
инициативная группа не может выступать повторно с предложением о
проведении областного референдума или местного референдума.
10. В случае, если областная комиссия обнаружит нарушения,
связанные с оформлением документов, эти документы возвращаются
инициативной группе. При этом срок действия регистрационного
свидетельства может быть продлен, но не более, чем на 15 дней.
11. Если в течение срока действия регистрационного
свидетельства не будет собрано 100 тысяч подписей для областного
референдума и 10 процентов подписей граждан соответствующего
муниципального образования для местного, то с инициативой о
проведении референдума с такой же по содержанию или смыслу
формулировкой вопроса допускается обращаться не ранее, чем через
год.
12. После назначения референдума инициативная группа по
проведению референдума вправе направить своего представителя в
состав областной комиссии , территориальные и участковые комиссии
по проведению областного референдума с правом совещательного
голоса.
Статья 15. Порядок реализации инициативы Губернатора (главы
администрации) области о проведении областного
референдума
1. Губернатор (глава администрации) области может выступить с
инициативой о проведении областного референдума. Свое предложение
с формулировкой вопроса, предлагаемого для вынесения на областной
референдум, он направляет в областную Думу.
2. Областная Дума в течение 15-ти дней после получения
предложения Губернатора (главы администрации) области либо
принимает решение о проведении областного референдума, либо
мотивированно отклоняет предложение Губернатора (главы
администрации) области. В случае отказа в проведении референдума
по инициативе Губернатора (главы администрации) области, спор
решается в установленном Уставом области и другими
законодательными актами области порядке.
Статья 16. Порядок реализации инициативы муниципальных
образований о проведении областного референдума
1. По инициативе не менее одной трети районов, городов
области, может быть проведен областной референдум.
Эта инициатива оформляется решениями соответствующих
представительных органов муниципальных образований, принятыми
большинством голосов депутатов, а в случае их отсутствия -
решениями глав муниципальных образований, глав администраций
городов, районов.
2. Надлежащим образом оформленные документы органов местного
самоуправления с предложением о проведении областного референдума
и четкой формулировкой вопроса, который предлагается вынести на
референдум, в течение месяца направляются в областную Думу,
которая не позднее 15-ти дней принимает окончательное решение о
проведении областного референдума.
Статья 17. Порядок реализации инициативы главы муниципального
образования, главы администрации города, района о
проведении местного референдума
1. Глава муниципального образования, глава администрации
города, района может выступить с инициативой о проведении местного
референдума. Свое предложение с формулировкой вопроса,
предлагаемого для вынесения на местный референдум, он направляет в
представительный орган муниципального образования.
2. Представительный орган муниципального образования в
течении 10-ти дней после получения предложения главы
муниципального образования, главы администрации города, района
либо принимает решение о проведении местного референдума, либо
мотивированно отклоняет это предложение. В случае отказа в
проведении референдума по инициативе главы муниципального
образования, главы администрации города, района спор решается в
порядке, установленном Уставом муниципального образования и
другими законодательными актами.
Статья 18. Подписные листы референдумов
В листах для сбора подписей граждан о проведении областного и
местного референдумов (подписных листах) указываются:
1) название муниципального образования, где проводится сбор
подписей граждан.
Для областного референдума из 100 тысяч подписей не более 10
тысяч должны приходиться на один район или город .
Для местного референдума, проводимого в районах, округах, от
общего числа подписей граждан, не более половины должно
приходиться на наиболее крупный населенный пункт, входящий в
район, округ;
2) номер регистрационного свидетельства, дата регистрации
инициативной группы;
3) формулировка вопроса, (вопросов) предлагаемого
(предлагаемых) для вынесения на референдум;
4) фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места
жительства, номер и серия паспорта или заменяющего его документа
гражданина, имеющего право на участие в референдумах, его подпись
и дата подписи.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица,
собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных
инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени,
отчества, адреса места жительства, даты рождения, номера и серии
паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц.
Подписные листы изготавливаются по форме указанной в
приложениях N 1, 2 к настоящему Закону.
Статья 19. Срок проведения референдумов
Областной и местный референдумы не могут проводиться позднее
четырех месяцев со дня принятия постановления о их проведении.
ГЛАВА III. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМОВ
Статья 20. Комиссии по проведению референдумов
1. Организацию и проведение областного референдума
осуществляют:
- избирательная комиссия Саратовской области, выступающая в
качестве областной комиссии по проведению областного референдума;
- территориальные (районные, городские и другие) комиссии по
проведению областного референдума;
- участковые комиссии по проведению референдума.
2. Организацию и проведение местного референдума
осуществляют:
- территориальные (районные, городские и другие) комиссии по
проведению местного референдума;
- участковые комиссии по проведению местного референдума.
Статья 21. Полномочия областной комиссии по проведению
областного референдума
1. Областная комиссия по проведению областного референдума:
1) обеспечивает соблюдение настоящего закона на территории
области и реализует полномочия, предусмотренные настоящим Законом;
2) организует деятельность территориальных и участковых
комиссий по проведению референдума;
3) заслушивает сообщения государственных органов и органов
местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и
организаций по вопросам организационно-технической подготовки и
проведения референдума;
4) контролирует своевременность и правильность составления
списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, и
представление этих списков для ознакомления населению;
5) содействует средствам массовой информации в проведении
мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса,
вынесенного на референдум;
6) обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и
снабжение ими участковых комиссий по проведению референдума;
7) устанавливает единую нумерацию участков областного
референдума на территории Саратовской области;
8) устанавливает итоги голосования на референдуме и публикует
их в средствах массовой информации, обеспечивает передачу в архивы
документации, связанной с организацией и проведением референдума;
9) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
территориальных комиссий по проведению референдума;
10) распределяет ассигнования, выделенные из областного
бюджета на проведение референдума, контролирует их целевое
использование и отчитывается перед областной Думой о расходовании
этих ассигнований;
11) контролирует обеспечение комиссий по проведению
референдума помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие
вопросы материально-технического обеспечения референдума;
12) устанавливает форму и утверждает образец бюллетеня
областного референдума, устанавливает форму списков граждан,
имеющих право на участие в референдуме, протоколов комиссий по
проведению референдума, образцы ящиков для голосования и печатей
комиссий по проведению референдума;
13) обеспечивает не позднее чем за 45 дней до дня областного
референдума опубликование с целью всенародного обсуждения текста
законопроекта, вынесенного на областной референдум, и текста
закона, который предлагается отменить или изменить;
14) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
2. Решения областной комиссии по проведению областного
референдума, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для
территориальных и участковых комиссий по проведению референдума,
государственных органов и органов местного
самоуправления,общественных объединений, средств массовой
информации, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц.
Статья 22. Порядок формирования территориальных (районных,
городских и других) комиссий по проведению
референдумов
1. Территориальные (районные, городские и другие) комиссии по
проведению областного или местного референдумов формируются в
составе 5-9 членов не позднее 10-ти дней со дня опубликования
постановления областной Думы о назначении областного референдума и
не позднее 5-ти дней со дня опубликования постановления
представительного органа муниципального образования о назначении
местного референдума.
2. Территориальные комиссии формируются представительными
органами соответствующих муниципальных образований. Председатели,
заместители председателей и секретари территориальных комиссий
избираются тайным голосованием на их первых заседаниях из числа
членов этих комиссий.
3. При определении кандидатур в состав территориальных
комиссий по проведению референдумов представительные органы
муниципальных образований учитывают предложения общественных
объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в
референдумах, по месту работы, службы, учебы и жительства. В
случае, если представительные органы муниципальных образований не
назначили составы территориальных комиссий по проведению
референдумов в срок, установленный частью первой настоящей статьи,
либо если на данных территориях представительные органы
муниципальных образований не сформированы, формирование
территориальных комиссий производится областной комиссией по
проведению областного референдума.
Статья 23. Порядок формирования участковых комиссий по
проведению референдумов
1. Участковые комиссии по проведению областного или местного
референдумов формируются в составе 5-10 членов представительными
органами муниципальных образований не позднее чем за 40 дней до
дня проведения референдумов.
2. При определении кандидатур в состав участковых комиссий по
проведению референдумов представительные органы муниципальных
образований учитывают предложения общественных объединений,
собраний граждан, имеющих право на участие в референдумах, по
месту работы, службы, учебы и жительства. Председатели,
заместители председателей и секретари участковых комиссий
избираются тайным голосованием на их первых заседаниях из числа
членов этих комиссий.
3. В случае, если представительные органы муниципальных
образований не назначили составы участковых комиссий в срок,
установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данных
территориях представительные органы муниципальных образований
отсутствуют, формирование участковых комиссий производится
соответствующими территориальными комиссиями по проведению
референдумов.
Статья 24. Полномочия территориальных комиссий по проведению
референдумов
1. Территориальные (районная, городская и другие) комиссии по
проведению референдумов:
1) обеспечивают соблюдение настоящего закона на территории
района, города или другого муниципального образования;
2) оказывают помощь областной комиссии и участковым комиссиям
по проведению референдумов;
3) заслушивают сообщения органов местного самоуправления,
руководителей предприятий, организаций и учреждений по вопросам
организационно-технической подготовки и проведения референдумов;
4) рассматривают заявления и жалобы на решения и действия
участковых комиссий по проведению референдумов;
5) при проведении областного референдума определяют
результаты голосования на соответствующих территориях, составляют
протоколы и передают их вместе с протоколами участковых комиссий в
областную комиссию;
6) определяют результаты голосования на местном референдуме,
обнародуют их в средствах массовой информации, обеспечивают
передачу в архивы документации, связанной с организацией и
проведением местного референдума;
7) отчитываются перед областной комиссией по проведению
референдумов об использовании ассигнований, выделенных на
проведение областного референдума;
8) отчитываются перед представительными органами
муниципальных образований об использовании ассигнований,
выделенных на проведение местных референдумов;
9) организуют досрочное голосование;
10) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
2. Полномочия территориальных комиссий по проведению
референдумов прекращаются по истечении одного месяца со дня
опубликования результатов областного или местного референдумов.
Статья 25. Полномочия участковых комиссий по проведению
референдумов
1. Участковые комиссии по проведению областного или местного
референдумов:
1) составляют и уточняют списки граждан, имеющих право на
участие в референдумах на территориях участков;
2) обеспечивают ознакомление граждан со списками лиц, имеющих
на территории участка право на участие в референдумах,
рассматривают заявления и жалобы о неточностях в этих списках и
решают вопрос о внесении в них соответствующих изменений;
3) оповещают население о дне и месте проведения голосования;
4) обеспечивают подготовку помещений для проведения
голосования и их надлежащее оборудование;
5) организуют голосование на участке;
6) производят подсчет голосов и определяют результаты
голосования на референдумах по участкам, составляют протоколы и
передают их в территориальные комиссии по проведению
референдумов;.
7) рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки и
проведения референдумов на территориях участков;
8) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим
законом.
2. Полномочия участковых комиссий прекращаются после
выполнения требований статьи 38 настоящего Закона.
Статья 26. Организация работы комиссий по проведению
референдумов
1. Областная комиссия по проведению областного референдума
проводит свое первое заседание не позднее трех дней со дня
опубликования постановления областной Думы о назначении областного
референдума.
2. Территориальные комиссии муниципальных образований по
проведению референдума проводят свои первые заседания не позднее 5
дней со дня их формирования представительным органом.
Участковые комиссии по проведению референдума проводят свои
первые заседания не позднее 3-х дней со дня их формирования.
3. Деятельность комиссий по проведению референдумов в
Саратовской области осуществляется на основе коллегиальности.
Заседания комиссий являются правомочными, если на них присутствует
большинство членов комиссий с правом решающего голоса.
4. Заседания комиссий по проведению референдумов созываются и
проводятся председателями или по их поручению заместителями
председателей комиссий. Заседания комиссий по проведению
референдумов проводятся также по требованию не менее трети членов
комиссий.
5. При принятии решения комиссиями по проведению референдумов
в случае равного числа голосов "за" и "против", голос председателя
комиссии является решающим.
6. Решения комиссий по проведению референдумов об избрании
председателей, заместителей председателей, секретарей
соответствующих комиссий, по вопросам финансового обеспечения
подготовки и проведению референдумов, об установлении итогов
голосования принимаются большинством голосов от установленного
числа членов соответствующих комиссий по проведению референдумов с
правом решающего голоса.
Решения комиссий по проведению референдумов по иным вопросам
принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов
соответствующих комиссий по проведению референдумов с правом
решающего голоса. Решения комиссий подписываются председателями и
секретарями комиссий.
7. Члены комиссий по проведению референдумов, не согласные с
решениями, принятыми комиссиями, вправе в письменной форме
высказать особое мнение, которое должно быть доведено
председателями комиссий до сведения вышестоящих комиссий не
позднее чем в течение трех дней, а за три дня до дня проведения
референдумов и в день проведения референдумов - немедленно.
8. Решения комиссий по проведению референдумов,
противоречащие Конституции и Законам Российской Федерации, Уставу
и Законам области, настоящему Закону, либо принятые комиссиями по
проведению референдумов с превышением установленных полномочий,
подлежат отмене вышестоящими комиссиями по проведению референдумов
или судом. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума
вправе принять самостоятельное решение по существу вопроса.
9. Решения комиссий по проведению референдумов, принятые в
пределах их полномочий, обязательны для органов государственной
власти и органов местного самоуправления, а также для нижестоящих
комиссий по проведению референдумов.
10. На заседаниях комиссий по проведению референдумов при
рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители
заинтересованных сторон.
11. Председатели, заместители председателей, секретари
территориальных комиссий по проведению референдумов, председатели
и секретари участковых комиссий по решению этих комиссий могут
освобождаться в период подготовки и проведения референдумов от
выполнения производственных или служебных обязанностей с
сохранением заработной платы за счет средств, выделяемых на
проведение референдумов.
12. Государственные органы, органы местного самоуправления,
предприятия, учреждения и организации, независимо от форм
собственности, средства массовой информации, должностные лица
обязаны содействовать комиссиям по проведению областного или
местного референдумов в осуществлении ими своих полномочий, в
частности на договорной основе представлять необходимые для их
работы помещения, транспорт, средства связи, техническое
оборудование, сведения и материалы. Комиссии вправе обращаться по
вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдумов в
государственные органы, предприятия, учреждения и организации,
общественные объединения, к должностным лицам, которые обязаны
рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссиям ответ не позднее,
чем в трехдневный срок со дня поступления запроса.
Статья 27. Обжалование решений и действий комиссий по
проведению референдумов
1. Решения и действия (бездействие) областной комиссии по
проведению областного или местного референдума, совершенные с
нарушением законодательства, могут быть обжалованы в судебном
порядке.
2. Решения и действия (бездействие) территориальных и
участковых комиссий по проведению областного или местного
референдумов, совершенные с нарушением законодательства, могут
быть обжалованы в вышестоящие комиссии по проведению референдума
или в суд по месту нахождения комиссий, чьи действия оспариваются.
3. Решения нижестоящих комиссий по проведению референдумов
могут быть отменены, а их действия могут быть приостановлены
вышестоящими комиссиями по проведению референдумов. При этом
вышестоящие комиссии по проведению референдумов вправе принять
самостоятельные решения по существу жалобы или заявления.
4. Жалобы на решения и действия (бездействие) комиссий по
проведению областного или местного референдумов рассматриваются в
трехдневный срок, а поданные за пять или менее дней до дня
референдумов и в день референдума рассматриваются немедленно.
В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях),
требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются в
течение 10-ти дней.
Суды и органы прокуратуры обязаны организовывать свою работу
(в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить
своевременное рассмотрение жалоб (заявлений) по вопросам,
связанным с проведением референдумов.
Решение суда по жалобе является окончательным и подлежит
немедленному исполнению.
Статья 28. Образование участков при проведении референдумов
1. Участки областного или местного референдумов образуются
главой муниципального образования, главой администрации города,
района по согласованию с соответствующими избирательными
комиссиями с учетом местных условий, в целях создания максимальных
удобств для граждан, имеющих право на участие в референдумах, из
расчета не более трех тысяч граждан на каждый участок референдума,
не позднее, чем за 45-ти дней до дня референдума.
2. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах
временного пребывания граждан, имеющих право на участие в
референдумах, в труднодоступных или отдаленных местах могут
образовываться участки референдумов в тот же срок, а в
исключительных случаях - не позднее, чем за пять дней до дня
референдума.
3. Военнослужащие голосуют на общих участках референдумов. В
порядке исключения допускается образование участков референдумов в
воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от
населенных пунктов районах. В этих случаях участки референдумов
образуют командиры воинских частей по решению соответствующих
комиссий по проведению референдумов. При этом должен быть
обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам
участковых комиссий по проведению референдумов, наблюдателям по
предъявлении соответствующего удостоверения о полномочиях и
паспорта или заменяющего его документа.
4. Списки участков с указанием их границ и адресов участковых
комиссий должны быть опубликованы соответствующими комиссиями по
проведению референдумов в местной печати либо обнародованы не
позднее, чем за 40 дней до дня проведения референдумов.
5. Каждый участок референдума должен иметь помещение для
голосования, где при опечатывании и вскрытии ящиков для
голосования, а также при подсчете голосов могут свободно
размещаться члены участковой комиссии, наблюдатели, представители
общественных объединений, средств массовой информации.
Статья 29. Списки граждан, имеющих право на участие в
референдумах
1. Списки граждан, имеющих право на участие в областном или
местном референдумах, составляются участковыми избирательными
комиссиями отдельно по каждому избирательному участку на основании
данных, представляемых по установленной форме главами
муниципальных образований, главами администраций городов, районов.
Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется
главами муниципальных образований, главами администраций городов,
районов по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные
сведения направляются главами муниципальных образований в
участковые комиссии по проведению референдумов не позднее, чем за
40 дней до дня проведения референдумов.
2. Списки составляется в алфавитном или ином порядке (по
населенным пунктам, улицам, домам, а также на основе адресов
граждан). В списках указываются фамилия, имя, отчество, год
рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес
места жительства гражданина.
3. Списки военнослужащих, голосующих на общих участках
проведения референдумов, а также списки по участкам, образованным
в воинских частях, составляются на основе сведений, представляемых
их командирами. Военнослужащие, постоянно или временно проживающие
на момент составления списков вне воинских частей, включаются в
списки по месту жительства на общих основаниях.
4. Списки граждан, проживающих в Саратовской области, которые
в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях,
домах отдыха, больницах и других стационарных
лечебно-профилактических учреждениях, и других местах временного
пребывания составляются на основании данных, представляемых
руководителями соответствующих учреждений.
5. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право
на участие в референдумах и проживающие в общежитиях, включаются в
списки на участках по месту нахождения общежитий.
6. Каждый гражданин может быть включен только в один список
граждан, имеющих право на участие в референдумах. Списки граждан,
имеющих право на участие в областном или местном референдумах,
представляются для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 30
дней до дня проведения референдумов.
7. Каждый гражданин имеющий право на участие в референдумах,
вправе заявить в участковую комиссию по проведению референдума о
том, что он не включен в список для голосования, а также о любой
ошибке или неточности в этих списках. В течение 24 часов
участковая комиссия обязана проверить заявление и либо устранить
ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов
отклонения заявления. Решения участковых комиссий могут быть
обжалованы в вышестоящие комиссии по проведению референдумов или в
суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в
день выборов - немедленно.
8. Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на
участие в референдумах, после начала подсчета голосов запрещается.
Статья 30. Финансирование референдумов
1. Администрация области выделяет областной комиссии по
проведению референдума необходимые ассигнования на проведение
областного референдума в 15-ти дневный срок со дня опубликования
постановления областной Думы о назначении областного референдума.
2. В случае, если финансирование подготовки и проведения
областного референдума не было предусмотрено в областном бюджете,
данные расходы оплачиваются за счет кредитов Центрального банка
Российской Федерации, покрываемых за счет средств областного
бюджета, а при отказе последнего в предоставлении кредита
областная комиссия по проведению референдума вправе обратиться в
коммерческие банки области за получением кредита на конкурсной
основе для финансирования подготовки и проведения референдума.
Данные кредиты, включая начисленные на них проценты,
покрываются за счет областного бюджета не позднее чем через три
месяца после дня проведения областного референдума.
Выделенные денежные средства поступают в распоряжение
областной комиссии по проведению референдума и распределяются ею
между территориальными комиссиями.
3. Порядок перечисления денежных средств территориальным
комиссиям по проведению областного референдума устанавливается
областной комиссией по проведению референдума.
4. Председатели комиссий по проведению областного референдума
распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за
соответствие финансовых документов решениям комиссий по проведению
областного референдума по финансовым вопросам.
Неизрасходованные бюджетные средства после проведения
областного референдума остаются на специальном счете областной
комиссии по проведению референдума.
5. Территориальные и участковые комиссии по проведению
областного референдума предоставляют областной комиссии по
проведению референдума отчеты о расходовании выделенных им
ассигнований не позднее 30-ти дней со дня опубликования
результатов областного референдума. Областная комиссия по
проведению референдума представляет областной Думе отчет о
расходовании ассигнований на проведение областного референдума не
позднее трех месяцев после опубликования результатов референдума.
Отчет должен быть опубликован в областной печати в десятидневный
срок после представления отчета о расходовании финансовых средств.
6. Органы местного самоуправления выделяют соответствующей
территориальной комиссии по проведению местного референдума
необходимые ассигнования на проведение местного референдума в
15-ти дневный срок со дня опубликования решения о проведении
местного референдума.
7. Участковые комиссии по проведению местного референдума
предоставляют территориальной комиссии отчеты о расходовании
выделенных им ассигнований не позднее 30-ти дней со дня
опубликования результатов местного референдума. Территориальная
комиссия предоставляет представительному органу муниципального
образования отчет о расходовании ассигнований на проведение
местного референдума не позднее двух месяцев после опубликования
его результатов. Отчет должен быть опубликован в местной печати в
десятидневный срок после представления отчета о расходовании
ассигнований.
8. В случае, если представительный орган муниципального
образования не сформирован, отчет по расходованию ассигнований
представляется главе муниципального образования, главе
администрации города, района и в областную комиссию по проведению
референдума.
Статья 31. Агитация по вопросам, выносимым на референдумы
1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории
области, общественные объединения вправе беспрепятственно вести
агитацию "за" или "против" проведения областного или местного
референдумов, "за" или "против" участия в референдумах и "за" или
"против" закона или иного решения, выносимого на референдум.
2. При проведении агитации не допускается злоупотребление
свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную,
расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы
к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя
и нарушению целостности государства, области, пропаганда войны.
3. Все агитационные печатные материалы должны содержать
информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
4. В последний день перед днем проведения референдумов и в
день проведения референдумов агитация запрещается. В течение трех
дней до дня проведения референдумов и в день проведения
референдумов опубликование результатов опросов общественного
мнения, прогнозов результатов или иных исследований, связанных с
референдумами, запрещается.
5. Вывешивание агитационных материалов на памятниках,
обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую,
культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях
комиссий по проведению референдумов запрещается.
6. Средства массовой информации, учредителями которых
являются государственные органы или органы местного
самоуправления, предприятия, учреждения и организации, либо
финансируемые полностью или частично за счет государственных
средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечить
равные возможности для агитации "за" или "против" вопроса,
вынесенного на областной или местный референдумы.
ГЛАВА IV. ГОЛОСОВАНИЕ НА РЕФЕРЕНДУМАХ
И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Статья 32. Бюллетень для голосования на референдумах
1. В бюллетенях для голосования на областном или местном
референдумах точно воспроизводится текст вынесенного на референдум
вопроса (вопросов) и указываются варианты волеизъявления
голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются
пустые квадраты.
2. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на
референдумы вопроса (вопросов),он ставит знак "плюс" или любой
иной знак в квадрате под словом "за".Если гражданин голосует
против вынесенного на референдумы вопроса (вопросов) он ставит
знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "против".
3. При вынесении на референдумы нескольких вопросов, они
включаются в один бюллетень для голосования на референдумах,
последовательно нумеруются и отделяются друг от друга
горизонтальными линиями.
4. В случае проведения областного референдума в один день с
местным референдумом, бюллетени для голосования на каждом
референдуме изготавливаются на бумаге разных цветов либо каждый из
бюллетеней имеет иной отличительный знак.
5. Форма и текст бюллетеня для голосования на областном или
местном референдумах утверждается соответствующими областной или
территориальной комиссиями по проведению референдумов не позднее
чем за 25 дней до дня проведения референдумов.
6. Бюллетени для голосования на референдумах печатаются по
распоряжению соответствующих комиссий не позднее, чем за 20 дней
до дня проведения референдумов.
7. Территориальные комиссии по проведению областного
референдума получают от областной комиссии по проведению
референдума бюллетени для голосования не позднее, чем за 16 дней
до дня проведения областного референдума.
8. Участковые комиссии по проведению областного референдума
получают от территориальных комиссий по проведению областного
референдума бюллетени для голосования не позднее чем за три дня до
дня проведения областного референдума.
9. Участковые комиссии по проведению местного референдума
получают от территориальных комиссий по проведению местного
референдума бюллетени для голосования не позднее чем за три дня до
дня проведения местного референдума.
10. По каждому участку областного или местного референдумов
число бюллетеней для голосования не может превышать более чем на
полпроцента число зарегистрированных граждан, имеющих право на
участие в референдумах на данных участках референдумов.
11. В правом верхнем углу бюллетеней для голосования ставятся
подписи двух членов участковых комиссий по проведению
референдумов, которые заверяются печатями участковых комиссий. Не
заверенные участковой комиссией по проведению референдумов
бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при
подсчете голосов не учитываются.
Статья 33. Помещение для голосования
1. Помещение для голосования предоставляется в распоряжение
участковой комиссии по проведению областного или местного
референдумов главой соответствующего муниципального образования,
главой администрации города, района.
2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором
размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного
голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования
комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для
тайного голосования оснащаются столиками и письменными
принадлежностями. Применение карандашей при заполнении бюллетеней
для голосования на референдумах не допускается.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним
участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы
заполнения бюллетеней для голосования на референдумах как за, так
и против вопроса, вынесенного на референдумы.
Статья 34. Порядок голосования на референдумах
1. На всех участках областного или местного референдумов
голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О
времени и месте голосования участковые комиссии по проведению
референдумов оповещают граждан не позднее чем за 20 дней до дня
проведения референдумов.
2. На участках референдумов, образованных в воинских частях,
участковые комиссии по проведению референдумов могут объявить
голосование законченным ранее 22 часов по местному времени, если
проголосовали все граждане, имеющие право на участие в
референдумах, включенные в список.
3. Если в течении 15-ти дней до дня проведения областного
референдума гражданин, включенный в список граждан, имеющих право
на участие в областном референдуме, по тем или иным причинам будет
отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на
избирательный участок, где он включен в список граждан, имеющих
право на участие в областном референдуме, но находится на
территории области, он вправе получить в участковой комиссии по
проведению областного референдума открепительное удостоверение на
право участия в областном референдуме. В получении открепительного
удостоверения на право участия в областном референдуме гражданин
расписывается в списке с указанием даты получения. Выдача
открепительного удостоверения регистрируется в реестре выдачи
открепительных удостоверений. По предъявлении открепительного
удостоверения гражданин должен быть включен в список граждан,
имеющих право на участие в областном референдуме на любом другом
участке областного референдума, находящегося на территории
области. Открепительное удостоверение погашается в присутствии
предъявителя и хранится у секретаря участковой комиссии. Форма
открепительного удостоверения и форма реестра выдачи
открепительных удостоверений утверждаются областной комиссией по
проведению референдума.
4. Гражданину, который в течение 15-ти дней до дня проведения
областного или местного референдумов включительно по тем или иным
причинам будет отсутствовать в связи с выездом за пределы области
или муниципального образования и не сможет прибыть на участок для
голосования, на котором он включен в список граждан, имеющих право
на участие в референдумах, должна быть предоставлена возможность
проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении
территориальной или участковой комиссий.
Комиссии обязаны при этом обеспечить тайну голосования,
исключить возможность искажения волеизъявления гражданина. На
выдаваемом ему бюллетене ставится печать участковой
(территориальной) комиссии и подписи двух членов комиссии.
Заполненные бюллетени гражданин помещает в конверт, который
заклеивает и передает дежурному члену комиссии. На месте склейки
на конверте ставится печать участковой (территориальной) комиссии
и заверяется подписями двух ее членов. Участковая комиссия
отмечает проголосовавших граждан в своем списке.
5. В 8 часов по местному времени в день проведения
референдумов председатели участковых комиссий по проведению
референдумов объявляют участки референдума открытыми и предъявляют
членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в помещении для
голосования гражданам все ящики для голосования, которые затем
опечатываются, после чего председатели участковых комиссий
приглашают граждан, имеющих право на участие в референдумах,
приступить к голосованию.
6. При получении бюллетеня для голосования на референдумах
гражданин проставляет в списке граждан, имеющих право на участие в
референдумах, серию и номер своего паспорта или заменяющего его
документа. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер
предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут
быть проставлены в списке членом участковой комиссии с правом
решающего голоса. Гражданин проверяет правильность произведенной
записи и расписывается.
7. В случае, если гражданин, имеющий право на участие в
референдумах, не имеет возможности самостоятельно расписаться в
получении бюллетеня для голосования на референдумах, он вправе
воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов
комиссий по проведению референдумов и наблюдателей. Лицо,
оказавшее гражданину помощь, указывает свои фамилию, имя, отчество
и расписывается в списке граждан, имеющих право на участие в
референдумах, в графе "Подпись гражданина о получении бюллетеня
для голосования на референдуме".
8. Каждый гражданин, имеющий право на участие в референдумах,
голосует лично. Голосование за других лиц не допускается.
Заполнение бюллетеней для голосования на референдумах производится
в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного
голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни
было, за исключением этого гражданина. Гражданин, не имеющий
возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования на
референдумах, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное
место или комнату для тайного голосования любое лицо, за
исключением членов комиссий по проведению референдумов и
наблюдателей. Фамилия, имя, отчество этого лица указываются в
списке граждан, имеющих право на участие в референдумах, рядом с
подписью гражданина, имеющего право на участие в референдумах, о
получении бюллетеня для голосования на референдумах.
9. Заполненные бюллетени для голосования гражданин опускает в
ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в
поле зрения членов участковых комиссий по проведению референдумов
и наблюдателей.
10. В случае, если гражданин, имеющий право на участие в
референдумах, считает, что при заполнении бюллетеня для
голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену
участковой комиссии, выдавшему бюллетень для голосования, с
просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного.
Член участковой комиссии выдает гражданину новый бюллетень
для голосования на референдуме, делая при этом соответствующую
отметку в списке граждан, имеющих право на участие в референдумах,
рядом с фамилией указанного гражданина. Испорченный бюллетень для
голосования погашается, о чем составляется отдельный акт.
11. Участковые комиссии по проведению референдумов обязаны
обеспечить возможность участия в голосовании всем гражданам,
имеющим право на участие в референдумах, в том числе гражданам,
которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам
не могут прибыть для голосования на участки референдумов и сделали
по этому поводу заявление в устной или письменной форме. В этих
целях на участках референдумов должно быть необходимое количество
переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящиков
для голосования определяется решением территориальных комиссий по
проведению референдумов. Заявление о предоставлении возможности
проголосовать вне помещения участков референдумов должно быть
подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему
членов участковых комиссий по проведению референдумов. Членам
участковых комиссий по проведению референдумов, выезжающим по
заявлениям о предоставлении возможности проголосовать вне
помещений участков референдумов, выдаются бюллетени для
голосования на референдумах, в получении которых они
расписываются, в количестве, соответствующем числу заявлений.
Число заявлений, а также число использованных и возвращенных
бюллетеней для голосования на референдумах указывается в отдельном
акте.
Одновременно в списке граждан, имеющих право на участие в
референдумах, делается отметка о том, что гражданин проголосовал
вне помещений участков референдумов. При проведении голосования
вне помещений участков референдумов вправе присутствовать
наблюдатели. По возвращении членов участковых комиссий по
проведению референдумов в помещениях участков референдумов
переносной ящик для голосования не вскрывается до начала подсчета
голосов.
Организация голосования вне помещений участков референдумов
должна исключать возможность нарушения права гражданина на участие
в референдумах, а равно возможность искажения его волеизъявления.
12. Председатели участковых комиссий по проведению
референдумов следят за порядком в помещениях для голосования.
Их распоряжения обязательны для всех присутствующих в
помещениях для голосования. В случае отсутствия председателей
участковых комиссий их заменяют заместители председателей
участковых комиссий по проведению референдумов, а при отсутствии
последних - секретари или иные уполномоченные на то члены
участковых комиссий.
Члены участковых комиссий по проведению референдумов
отстраняются от участия в работе комиссий, а наблюдатели
незамедлительно удаляются из помещений участков референдумов в
случаях, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять
на волеизъявление граждан. Решение об этом принимается участковыми
комиссиями.
Статья 35. Подсчет голосов участковыми комиссиями по
проведению референдумов
1. По истечении времени голосования на областном или местном
референдумах председатели участковых комиссий по проведению
референдумов объявляют о том, что получить бюллетени для
голосования и проголосовать могут только граждане, уже находящиеся
в помещениях для голосования.
2. Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковых
комиссий в присутствии наблюдателей, если они находятся в
помещениях для голосования, подсчитывают и погашают
неиспользованные бюллетени для голосования на референдумах. Число
этих бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковых
комиссий по проведению референдумов об итогах голосования, после
чего председатели участковых комиссий проверяют сохранность
печатей или пломб на ящиках для голосования, предлагают
удостовериться в их сохранности членам участковых комиссий и
наблюдателям и вскрывают ящики для голосования. Вскрытие ящиков
для голосования осуществляется поочередно - вначале переносных
ящиков для голосования, затем стационарных ящиков для голосования.
3. Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования на
референдумах, находившихся в переносных ящиках для голосования.
Число бюллетеней для голосования на референдумах, находившихся в
переносных ящиках для голосования, не должно превышать число
подтверждений в письменной форме граждан о проведении голосования
вне помещений участков референдумов.
В случае обнаружения в переносных ящиках для голосования
большего числа бюллетеней для голосования на референдумах, чем
число подтверждений в письменной форме граждан, все бюллетени,
находившиеся в переносном ящике для голосования, признаются
недействительными решением участковых комиссий по проведению
референдумов.
Эти факты с указанием фамилий членов участковых комиссий по
проведению референдумов, обеспечивавших проведение голосования вне
помещений участков референдумов, отражаются в актах, которые
прилагаются к протоколам участковых комиссий об итогах
голосования.
4. При подсчете голосов граждан, имеющих право на участие в
референдумах, прежде всего отделяются бюллетени неустановленной
формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные
участковыми комиссиями по проведению референдумов и
недействительные бюллетени для голосования на референдумах.
Недействительными считаются бюллетени для голосования на
референдумах, по которым невозможно установить волеизъявление
граждан, в частности такие, в которых знак "плюс" или иной любой
знак проставлен в двух квадратах или не проставлен ни в одном из
них.
При возникновении сомнения в недействительности бюллетеней
для голосования на референдумах участковые комиссии разрешают
вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеней
для голосования на референдумах недействительными, участковые
комиссии указывают на их оборотной стороне причины
недействительности данных бюллетеней. Эта запись заверяется
подписями не менее трех членов участковых комиссий.
Недействительные бюллетени для голосования на референдумах
хранятся упакованными отдельно от других бюллетеней.
5. Подсчет голосов граждан, имеющих право на участие в
референдумах, должен проводиться непосредственно членами
участковых комиссий по проведению референдумов с правом решающего
голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых
должны быть извещены все члены участковых комиссий, а также
наблюдатели.
6. Участковые комиссии по проведению референдумов составляют
протоколы об итогах голосования.
В протоколы об итогах голосования по участкам референдумов
вносятся следующие данные:
1) число граждан, имеющих право на участие в референдумах,
зарегистрированных по участкам референдумов, включая граждан,
внесенных в список граждан, имеющих право на участие в
референдумах, дополнительно;
2) число бюллетеней для голосования на референдумах,
полученных участковыми комиссиями;
3) число выданных участковым комиссиям открепительных
удостоверений;
4) число предъявленных прибывшими для голосования гражданами
открепительных удостоверений;
5) число бюллетеней для голосования на референдумах, выданных
гражданам в помещениях участков референдумов;
6) число бюллетеней для голосования на референдумах, выданных
гражданам, проголосовавшим вне помещения участка референдумов;
7) число погашенных бюллетеней для голосования на
референдумах;
8) число бюллетеней для голосования на референдумах,
содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением
бюллетеней неустановленной формы);
9) число бюллетеней для голосования на референдумах,
содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением
бюллетеней неустановленной формы);
10) число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней
неустановленной формы;
11) число действительных бюллетеней для голосования на
референдумах;
12) число бюллетеней для голосования, признанных
недействительными (в том числе отдельной строкой - число
бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из
позиций);
13) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на
референдумы;
14) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на
референдумы.
7. В число граждан, имеющих право на участие в референдумах,
внесенных в список по участкам референдумов, включаются также
граждане, проголосовавшие по открепительным удостоверениям на
данных участках референдумов, и не включаются граждане, получившие
открепительные удостоверения на данных участках референдумов.
8. Протоколы участковых комиссий по проведению референдумов
об итогах голосования составляются в трех экземплярах в
присутствии всех членов участковых комиссий и наблюдателей и
подписываются всеми присутствующими членами участковых комиссий.
Члены участковых комиссий, не согласные с протоколами в целом
или с отдельными их положениями, вправе приложить к протоколам
свое особое мнение, о чем в протоколах делается соответствующие
записи. К первым экземплярам протоколов приобщаются жалобы
(заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в
участковые комиссии в день проведения референдумов, а также
принятые по ним решения участковых комиссий. Заверенные копии
жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко вторым
экземплярам протоколов.
9. Если на голосование выносилось одновременно несколько
вопросов либо проводилось более одного референдума, подсчет
голосов и составление протоколов по каждому вопросу производятся
отдельно.
10. Не допускается заполнение протоколов об итогах
голосования карандашом и внесение в них каких бы то ни было
исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах
участковых комиссий по проведению референдумов об итогах
голосования, а также при сомнении в правильности составления
указанных протоколов, вышестоящие комиссии по проведению
референдумов вправе принять решение о повторном подсчете голосов
соответствующими участковыми комиссиями. Повторный подсчет голосов
граждан проводится участковыми комиссиями в присутствии не менее
трех членов вышестоящих комиссий по проведению референдумов.
11. Первые экземпляры протоколов участковых комиссий по
проведению референдумов об итогах голосования после их подписания
незамедлительно направляются в соответствующие территориальные
комиссий по проведению референдумов.
12. Вторые экземпляры протоколов участковых комиссий по
проведению референдумов об итогах голосования вместе с
опечатанными бюллетенями для голосования на референдумах,
погашенными открепительными удостоверениями, со списками членов
участковых комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей
от инициативной группы, общественных объединений, иностранных
(международных) наблюдателей, представителей средств массовой
информации, присутствовавших при подсчете голосов, хранятся у
секретарей участковых комиссий до окончания их работы.
13. Третьи экземпляры протоколов участковых комиссий по
проведению референдумов об итогах голосования предоставляется для
ознакомления членам участковых комиссий с правом совещательного
голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации.
14. По требованию любого члена участковых комиссий по
проведению референдумов или наблюдателей, участковые комиссии
обязаны предоставить им заверенную копию протокола об итогах
голосования.
Статья 36. Установление итогов голосования по проведению
областного референдума и определение результатов
местного референдума территориальными комиссиями
1. На основании протоколов участковых комиссий по проведению
областного или местного референдумов об итогах голосования путем
суммирования содержащихся в них данных территориальные комиссии по
проведению референдумов не позднее чем через три дня со дня
проведения референдумов устанавливают итоги голосования на
соответствующей территории (для областного референдума),
определяет результаты голосования (для местного референдума).
Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых
комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены
территориальных комиссий с правом решающего голоса.
2. Соответствующая территориальная комиссия по проведению
местного референдума признает референдум состоявшимся, если в
голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право
на участие в референдуме.
3. Число граждан, принявших участие в голосовании,
определяется по числу бюллетеней для голосования установленной
формы, извлеченных из ящиков для голосования.
4. Территориальная комиссия по проведения местного
референдума признает решение принятым на референдуме, если за него
в целом по муниципальному образованию проголосовало более половины
граждан, принимавших участие в голосовании.
Если на местный референдум выносились альтернативные варианты
вопросов и ни один из них не получил необходимого числа голосов,
то вопросы считаются отклоненными.
5. Постановлением территориальной комиссии по проведению
местного референдума результаты голосования в отдельных
муниципальных образованиях могут быть признаны недействительными
из-за допущенных нарушений настоящего Закона, существенно
повлиявших на итоги голосования. В этом случае, территориальная
комиссия по проведению местного референдума вправе поручить
соответствующим участковым комиссиям провести повторное
голосование не позднее 15-ти дней со дня официального
опубликования (обнародования) постановления территориальной
комиссии по проведению местного референдума.
6. Территориальные комиссии по проведению референдумов
составляют протоколы об итогах или результатах голосования, в
которые заносятся данные о числе участковых комиссий на
соответствующей территории и числе протоколов участковых комиссий,
на основании которых составляются протоколы об итогах или
результатах голосования по соответствующим территориям, суммарные
данные протоколов участковых комиссий, установленные статьей 35
настоящего Закона, а также общее число бюллетеней, полученных
участковыми комиссиями от соответствующих территориальных
комиссий.
7. Протоколы территориальных комиссий по проведению
референдумов об итогах, результатах голосования по соответствующим
территориям составляются в трех экземплярах и подписываются всеми
присутствующими членами территориальных комиссий. К протоколам в
обязательном порядке прилагаются сводные таблицы, которые включают
данные протоколов всех участковых комиссий по соответствующим
территориям. Члены территориальных комиссий, не согласные с
протоколами в целом или с отдельными их положениями, вправе
приложить к протоколам свое особое мнение, о чем в протоколах
делается соответствующая запись. К первым экземплярам протоколов
приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона,
поступившие в территориальные комиссии по проведению референдумов,
а также принятые по ним решения территориальных комиссий.
Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко
вторым экземплярам протоколов.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах
территориальных комиссий по проведению референдумов об итогах или
результатах голосования по соответствующим территориям, а также
при сомнении в правильности составления указанных протоколов,
вышестоящие комиссии по проведению референдумов вправе принять
решения о повторном подсчете голосов соответствующими
территориальными, участковыми комиссиями. Повторный подсчет
голосов проводится территориальными комиссиями в присутствии не
менее трех членов областной комиссии по проведению референдума.
8. Первые экземпляры протоколов территориальных комиссий по
проведению референдумов об итогах или результатах голосования по
соответствующим территориям после их подписания и сводные таблицы
незамедлительно направляются в областную комиссию по проведению
референдума.
9. Вторые экземпляры протоколов территориальных комиссий по
проведению референдумов об итогах или результатах голосования по
соответствующим территориям и сводные таблицы вместе с протоколами
участковых комиссий по проведению референдумов, со списками членов
территориальных комиссий с правом совещательного голоса,
наблюдателей от инициативных групп, общественных объединений,
иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств
массовой информации, присутствовавших при установлении итогов или
результатов голосования по соответствующим территориям и
составлении протоколов, хранятся у секретарей территориальных
комиссий до окончания их работы.
10. Третьи экземпляры протоколов территориальных комиссий по
проведению референдумов, об итогах или результатах голосования по
соответствующим территориям и сводные таблицы предоставляются для
ознакомления членам территориальных комиссий с правом
совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств
массовой информации.
11. По требованию любого члена территориальных комиссий или
наблюдателей территориальные комиссии обязаны предоставить им
заверенные копии протоколов об итогах или результатах голосования.
Статья 37. Определение результатов областного референдума
1. На основании протоколов территориальных комиссий по
проведению референдума об итогах голосования по соответствующей
территории путем суммирования содержащихся в них данных, областная
комиссия по проведению референдума не позднее чем через 7 дней со
дня проведения референдума устанавливает результаты областного
референдума. Суммирование содержащихся в протоколах
территориальных комиссий данных осуществляют непосредственно члены
областной комиссии по проведению референдума с правом решающего
голоса.
2. Областная комиссия по проведению референдума признает
референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более
половины граждан, имеющих право на участие в референдуме.
Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется
по числу бюллетеней для голосования установленной формы,
извлеченных из ящиков для голосования.
3. Областная комиссия по проведению референдума признает
решение принятым на референдуме, если за него в целом по области
проголосовало более половины граждан, принимавших участие в
голосовании.
4. Решение вопросов об изменении статуса Саратовской области,
ее наименования и границ, а также о ее разделении или объединении
с другими субъектами Российской Федерации считается принятым, если
за него проголосовало более половины жителей области, внесенных в
списки для участия в референдуме.
Если на областной референдум выносились альтернативные
варианты вопросов и ни один из них не получил необходимого числа
голосов, то вопросы считаются отклоненными.
5. Постановлением областной комиссии по проведению
референдума результаты голосования в отдельных муниципальных
образованиях области могут быть признаны недействительными из-за
допущенных нарушений настоящего Закона, существенно повлиявших на
итоги голосования. В этом случае, областная комиссия по проведению
референдума вправе поручить соответствующим территориальным
комиссиям провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня
официального опубликования (обнародования) постановления областной
комиссии по проведению референдума.
6. Областная комиссия по проведению референдума составляет
протокол о результатах областного референдума, в который заносятся
данные о числе территориальных комиссий и числе протоколов
территориальных комиссий, на основании которых составляется
протокол о результатах областного референдума, а также суммарные
данные протоколов территориальных комиссий, установленные статьями
36,37 настоящего Закона, и общее число изготовленных бюллетеней.
Если на голосование выносилось одновременно несколько
вопросов, либо проводилось более одного референдума, подсчет
голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся
отдельно.
7. Протокол областной комиссии по проведению областного
референдума о результатах областного референдума составляется в
двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами
областной комиссии. К протоколу в обязательном порядке прилагается
сводная таблица, которая включает данные протоколов всех
территориальных комиссий. Член областной комиссии, не согласный с
протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе
приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе
делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола
областной комиссии о результатах областного референдума
приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона,
поступившие в областную комиссию по проведению референдума, а
также принятые по ним решения.
Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним
приобщаются ко второму экземпляру протокола.
8. Первый экземпляр протокола областной комиссии о
результатах референдума и сводная таблица вместе с протоколами
территориальных комиссий по проведению областного референдума об
итогах голосования по соответствующей территории, со списками
членов областной комиссии по проведению референдума с правом
совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы,
общественных объединений, иностранных (международных)
наблюдателей, представителей средств массовой информации,
присутствовавших при установлении результатов областного
референдума, хранятся у секретаря областной комиссии.
9. Второй экземпляр протокола областной комиссии о
результатах областного референдума и сводная таблица
предоставляются для ознакомления членам областной комиссии с
правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств
массовой информации.
10. По требованию любого члена областной комиссии или
наблюдателя областная комиссия обязана предоставить им заверенную
копию протокола о результатах областного референдума.
Статья 38. Опубликование и вступление в силу решений,
принятых на референдумах
1. Областная комиссия по проведению референдума публикует
решение, принятое на областном референдуме в течение 10-ти дней со
дня проведения референдума.
2. Территориальная комиссия по проведению местного
референдума обнародует решение, принятое на местном референдуме в
тот же срок.
3. Принятые на областном и местном референдумах решения
вступают в силу в день их опубликования (обнародования), если иное
не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на
референдумах.
Статья 39. Юридическая сила решений, принимаемых на
референдумах
1. Решения, принятые на областном или местном референдумах,
являются общеобязательными и не нуждаются в дополнительном
утверждении какими-либо органами государственной власти или
местного самоуправления.
2. Решение, принятое на областном референдуме, действует на
территории всей области и может быть отменено или изменено не
иначе как путем принятия решения на новом областном референдуме.
3. Решение, принятое на местном референдуме, действует на
территории муниципального образования, где проводился референдум,
и не может быть отменено или изменено иначе как путем принятия
решения на новом референдуме в данном муниципальном образовании.
4. При проведении референдума о досрочном прекращении
полномочий областной Думы, она прекращает свою деятельность
досрочно, если за это решение проголосует более половины граждан,
принявших участие в областном референдуме, признанном
состоявшимся. В случае подтверждения областным референдумом
(проведенным по инициативе Губернатора (главы администрации)
области полномочий областной Думы, Губернатор (глава
администрации) области уходит в отставку.
5. В случае проведения референдума о досрочном прекращении
полномочий Губернатора (главы администрации) области, он уходит в
отставку, если за это решение проголосует более половины граждан,
принявших участие в областном референдуме, признанном
состоявшимся. В случае подтверждения областным референдумом
(проведенным по инициативе областной Думы) полномочий Губернатора
(главы администрации) области, областная Дума прекращает свою
деятельность досрочно с назначением новых выборов.
6. Решения, принятые на областном или местном референдумах,
обязательны для исполнения всеми государственными органами,
должностными лицами, органами местного самоуправления,
предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами.
7. Если для реализации решений, принятых на областном или
местном референдумах, требуется издание дополнительного правового
акта, то тот государственный орган или орган местного
самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в
течение 15-ти дней после вступления в силу решений, принятых на
областном или местном референдумах, определить сроки подготовки и
принятия данного правового акта.
Статья 40. Хранение документации референдумов
1. Документация участковых комиссий по проведению областного
или местного референдумов передается в соответствующие
территориальные комиссии по проведению референдумов не позднее
10-ти дней после опубликования, обнародования результатов
областного или местного референдумов.
2. Территориальные комиссии по проведению референдумов по
окончании их работы сдают всю документацию в учреждения
Государственной архивной службы области.
3. По истечении двух лет после официального опубликования
(обнародования) результатов областного или местного референдумов
бюллетени для голосования на референдумах и погашенные
открепительные удостоверения уничтожаются, о чем составляется акт
по форме, утверждаемой областной комиссией по проведению
референдума.
4. Документация областной комиссии по проведению референдума
сдается на постоянное хранение в Государственный Архив области
через год после опубликования результатов областного референдума.
ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 41. Ответственность за нарушение законодательства о
референдумах
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупа
свободному осуществлению гражданами Российской Федерации их права
на участие в областном или местном референдумах области, в том
числе на агитацию и голосование, а также члены инициативных групп
и комиссий по проведению референдумов, должностные лица
государственных органов и органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений и организаций, члены общественных
объединений, совершившие подлог документов, фиктивные записи в
подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, а равно
нарушившие тайну голосования, несут административную или уголовную
ответственность в соответствии с законами Российской Федерации и
области.
Статья 42. Порядок применения настоящего Закона
Впредь до сформирования представительных органов местного
самоуправления в муниципальных образованиях области, полномочия по
проведению местных референдумов, закрепленные настоящим Законом за
представительными органами муниципальных образований, реализуются
соответствующими главами исполнительных органов местного
самоуправления.
Статья 43. Сроки вступления настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального
опубликования.
Губернатор
Саратовской области Д.Ф.Аяцков
Приложение N 1
к Закону Саратовской
области "О референдумах
в Саратовской области"
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
_____________________________________________________________
(наименование муниципального образования (города, района)
__________________________________________________________________
Саратовской области, где собираются подписи граждан)
_____________________________________________________________
(наименование регионального отделения общероссийской или
__________________________________________________________________
областной общественной организации, образовавшего инициативную
__________________________________________________________________
группу. Дата выдачи и номер регистрационного свидетельства
инициативной группы, выданный комиссией по проведению референдума
Саратовской области; заполняется в соответствующем случае).
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении
референдума Саратовской области с формулировкой вопроса
(вопросов):
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
----T-------------T---------T----------T-------------T-------T-------¬
¦ N ¦ Фамилия, ¦ Год ¦ Адрес ¦Серия и номер¦ Дата ¦Подпись¦
¦п/п¦ имя, ¦рождения*¦ места ¦паспорта или ¦подписи¦ ¦
¦ ¦ отчество ¦ ¦жительства¦удостоверения¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦личности) ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+----------+-------------+-------+-------+
¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+----------+-------------+-------+-------+
¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+----------+-------------+-------+-------+
¦ 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+----------+-------------+-------+-------+
¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+----------+-------------+-------+-------+
¦ 5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+----------+-------------+-------+-------+
¦ 6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+----------+-------------+-------+-------+
¦ 7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+----------+-------------+-------+-------+
¦ 8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+----------+-------------+-------+-------+
¦ 9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------+---------+----------+-------------+-------+--------
Подписной лист удостоверяю: _________________________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства,
__________________________________________________________________
серия и номер паспорта или удостоверения личности лица,
__________________________________________________________________
собиравшего подписи)
(Подпись и дата)
Уполномоченный инициативной группы: _________________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства,
__________________________________________________________________
серия и номер паспорта или удостоверения личности уполномоченного
__________________________________________________________________
инициативной группы)
(Подпись и дата)
__________________________________________________________________
* Для избирателей в возрасте 18 лет указывается также дата
рождения
Приложение N 2
к Закону Саратовской
области "О референдумах
в Саратовской области"
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
_____________________________________________________________
(наименование населенного пункта, входящего в состав
__________________________________________________________________
муниципального образования, где собираются подписи граждан
__________________________________________________________________
в поддержку местного референдума)
__________________________________________________________________
(наименование регионального отделения
__________________________________________________________________
областной общественной организации, образовавшего инициативную
группу. Дата выдачи и номер регистрационного свидетельства
инициативной группы, выданный территориальной комиссией по
проведению местного референдума; заполняется в соответствующем
случае).
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении
референдума ______________________________________________________
наименование муниципального образования
с формулировкой вопроса (вопросов): ______________________________
__________________________________________________________________
----T-------------T---------T----------T-------------T-------T-------¬
¦ N ¦ Фамилия, ¦ Год ¦ Адрес ¦Серия и номер¦ Дата ¦Подпись¦
¦п/п¦ имя, ¦рождения*¦ места ¦паспорта или ¦подписи¦ ¦
¦ ¦ отчество ¦ ¦жительства¦удостоверения¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦личности) ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+----------+-------------+-------+-------+
¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+----------+-------------+-------+-------+
¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+----------+-------------+-------+-------+
¦ 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+----------+-------------+-------+-------+
¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+----------+-------------+-------+-------+
¦ 5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+----------+-------------+-------+-------+
¦ 6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+----------+-------------+-------+-------+
¦ 7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+----------+-------------+-------+-------+
¦ 8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+---------+----------+-------------+-------+-------+
¦ 9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------+---------+----------+-------------+-------+--------
Подписной лист удостоверяю: _________________________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства,
__________________________________________________________________
серия и номер паспорта или удостоверения личности лица,
__________________________________________________________________
собиравшего подписи)
(Подпись и дата)
Уполномоченный инициативной группы: _________________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства,
__________________________________________________________________
серия и номер паспорта или удостоверения личности уполномоченного
__________________________________________________________________
инициативной группы)
(Подпись и дата)
__________________________________________________________________
* Для избирателей в возрасте 18 лет указывается также дата
рождения
|