САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
------------------------------------------------------------------
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
N 28-378 от 14.05.96 г.
О Законе Саратовской области "О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера"
г. Саратов
Рассмотрев поправки и замечания к проекту Закона Саратовской
области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера", Саратовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Принять Закон Саратовской области "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера".
Председатель Саратовской
областной Думы А. П. Харитонов
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Саратовской областной
Думы N 28-378 от 14 мая 1996 года
ЗАКОН
Саратовской области
"О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера"
Настоящий Закон разработан в соответствии с требованиями
статьи 72 Конституции Российской Федерации и положениями
Федерального Закона "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Он определяет общие для Саратовской области
организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской
Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся
на территории Саратовской области (далее - населения), всего
земельного, водного, воздушного пространства в пределах
Саратовской области или его части, объектов производственного и
социального назначения, а также окружающей природной среды (далее
- территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Закона распространяется на отношения,
возникающие в процессе деятельности органов местного
самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций,
независимо от их организационно-правовой формы, формы
собственности и ведомственной принадлежности (далее -
организации) и населения в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций.
ГЛАВА I. Общие положения
2Статья 1. 0 Основные понятия.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной
территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут
повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей природной среде, значительные материальные
потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс
мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на
максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных
ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, производственной и
иной деятельности организаций, снижение размеров ущерба окружающей
природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные
и другие неотложные работы, проводимые при возникновении
чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и
сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей
природной среде и материальных потерь, на локализацию зон
чрезвычайных ситуаций,прекращения действия характерных для них
опасных факторов, а также на создание условий для скорейшего
восстановления производственной и иной деятельности организаций и
их нормального функционирования.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой
сложилась чрезвычайная ситуация.
2Статья 2 0. Законодательство Российской Федерации и Саратовской
области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Законодательство в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", настоящего Закона, Законов области "О
создании, поддержании в готовности и использовании сил и средств
для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", "О
резервах материальных и финансовых средств для ликвидации
чрезвычайных ситуаций" и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации и области.
2Статья 3 0. Цели настоящего Закона в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
Целями настоящего Закона являются:
- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных
ситуаций;
- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение первоочередных работ при ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи
целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в
результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не
регулируются.
2Статья 4. 0 Областная подсистема Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Областная подсистема Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется
- областная подсистема РСЧС) объединяет органы управления, силы и
средства органа исполнительной власти области, органов местного
самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение
вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
2Статья 5. 0 Основные задачи областной подсистемы РСЧС.
Основными задачами областной подсистемы РСЧС являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по
обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
- осуществление целевых и научно-технических программ,
направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, повышение
устойчивости функционирования организаций, а также объектов
социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил
и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и
обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально-экономических
последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для
обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и
контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
- обеспечение первоочередных работ при ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке региональных и областных программ по
очистке местности бывших военных полигонов от взрывоопасных
предметов;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения,
пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных
акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты
от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих
в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
- проведение декларирования безопасности потенциально опасных
организаций.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения
задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы
функционирования областной подсистемы РСЧС определяются
законодательством Российской Федерации, постановлениями
(распоряжениями) Правительства Российской Федерации и органом
исполнительной власти области.
2Статья 6. 0 Определение границ зон чрезвычайных ситуаций.
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством области руководителями работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных
ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации и по
согласованию с органом исполнительной власти и органами местного
самоуправления, на территории которых сложились чрезвычайные
ситуации.
2Статья 7. 0 Гласность и информация в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
Информацию в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и
возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также
сведения о радиационной, химической, медико-биологической,
взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих
территориях.
информация в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов
государственной власти области, органов местного самоуправления и
организаций в этой области является гласной и открытой, если иное
не предусмотрено законодательством Российской Федерации и
законодательством области.
Органы государственной власти области, органы местного
самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и
достоверно информировать население через средства массовой
информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по
обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и
возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты
населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление
должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством области.
2Статья 8. 0 Основные принципы защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных
ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров
ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся
заблаговременно на всей территории области.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом
экономических, природных и иных характеристик, особенностей
территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных
ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из
принципа необходимой достаточности и максимально возможного
использования имеющихся сил и средств.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и
средствами организаций, органов исполнительной власти области и
местного самоуправления, на территории которых сложилась
чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и
средств в установленном законодательством Российской Федерации
порядке привлекаются силы и средства Федеральных органов
исполнительной власти.
Выделение средств из резервных фондов области производится по
заявкам органов местного самоуправления в тех случаях, когда
чрезвычайная ситуация достигла таких масштабов, при которых
средств города, районов и собственных средств организаций
недостаточно для ее ликвидации.
ГЛАВА II. Полномочия органов государственной
власти области, органов местного самоуправления и
обязанности организаций в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2Статья 9. 0 Полномочия органов законодательной и исполнительной
власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Органы законодательной и исполнительной власти области:
а) принимают в соответствии с Федеральными законами законы и
иные нормативно-правовые акты в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) осуществляют подготовку и содержание в готовности
необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и
действиям в указанных ситуациях;
в) принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий в
чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;
г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен
информацией в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и
информирование населения об угрозе возникновения или о
возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) создают при органе исполнительной власти области постоянно
действующий орган управления, специально уполномоченный для
решения задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций (управление, комитет), а также осуществляют
общее руководство ими;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие
неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в
ходе их проведения, при недостаточности собственных сил и средств
обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием
помощи;
ж) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
з) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для
обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
и) содействуют устойчивому функционированию организаций в
чрезвычайных ситуациях.
2Статья 10. 0 Полномочия органов местного самоуправления в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности
необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и
действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий
из 30 км зоны Балаковской АЭС и организуют их проведение;
в) принимают решения на отселение населения из зон
чрезвычайных ситуаций в пределах своей территории;
г) осуществляют, в установленном порядке, сбор и обмен
информацией в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и
информирование населения об угрозе возникновения или о
возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
е) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для
обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
ж) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие
неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при
их проведении; при недостаточности собственных сил и средств
обращаются за помощью к органам исполнительной власти Саратовской
области;
з) содействуют устойчивому функционированию организаций в
чрезвычайных ситуациях;
и) создают при органах местного самоуправления постоянно
действующие органы управления, специально уполномоченные для
решения задач в области защиты населений и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
2Статья 11. 0 Обязанности организаций в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области
защиты работников организаций и подведомственных объектов
производственного и социального назначения от чрезвычайных
ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению
устойчивости функционирования организаций и обеспечению
жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку, поддержание в
готовности к применению и применение сил и средств по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; обучение
работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных
ситуациях в составе невоенизированных формирований;
г) обеспечивать организацию и проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ на
подведомственных объектах производственного и социального
назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с
планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
д) оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных
и других неотложных работ на других объектах;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций
и подведомственных объектов производственного и социального
назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также
оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о
возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) оперативно и безвозмездно информировать специально
уполномоченные органы исполнительной власти (управления, комитеты,
штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) по
вопросам планирования и проведения мероприятий, связанных с
предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, потенциально опасные организации обязаны:
- создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные
системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, средства индикации,
контроля и специальной обработки, индивидуальные и коллективные
средства защиты, другие системы жизнеобеспечения работников
организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- проводить декларирование безопасности своей деятельности.
ГЛАВА III. Управление в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
на территории области
2Статья 12. 0 Постоянно действующие органы управления,
специально уполномоченные на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Для осуществления территориального управления и координации
деятельности органа исполнительной власти области и органов
местного самоуправления в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций создаются областной и местные постоянно
действующие органы управления (управления, комитеты, отделы, штабы
по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), специально
уполномоченные на решение указанных задач.
Органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают
положения о постоянно действующих органах управления, специально
уполномоченных на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, определяют их структуру,
состав и осуществляют общее руководство ими.
2Статья 13. 0Областной постоянно действующий орган управления,
специально уполномоченный на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1. Областной постоянно действующий орган управления,
специально уполномоченный на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организует работу
в своей сфере деятельности и организациях в соответствии с
настоящим Законом и нормативно-правовыми актами Российской
Федерации и области.
2. Основными задачами областного постоянно действующего
органа управления специально уполномоченного на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
являются:
- обеспечение функционирования областной подсистемы РСЧС;
- участие в разработке и осуществлении государственных и
территориальных программ по проблемам защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
- руководство проведением первоочередных работ по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, создание и обеспечение
готовности сил и средств, необходимых для этих целей;
- организация и координация работ по созданию областных
чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных,
медицинских и материально-технических ресурсов;
- организация разработки и реализации областных целевых и
научно-технических программ, направленных на предотвращение
чрезвычайных ситуаций, защиту населения и территорий, повышение
устойчивости функционирования организаций экономики, транспорта и
социального назначения при их возникновении;
- организация подготовки и обучения населения, должностных
лиц и формирований областной подсистемы РСЧС к действиям в
чрезвычайных ситуациях;
- организация и координация постоянного наблюдения и контроля
за состоянием природной среды;
- осуществление контроля за поступлением и использованием
ресурсов, выделяемых из государственных и областных резервных
фондов;
- Участие в разработке мер экономического, правового и
организационно-хозяйственного характера, способствующих
предотвращению чрезвычайных ситуаций, оздоровлению экологической
обстановки и обеспечивающих заинтересованность организаций в
осуществлении мероприятий по предупреждению и снижению вероятности
возникновения чрезвычайных ситуаций;
- организация разработки и внесение на рассмотрение органов
государственной власти области проектов решений и распоряжений по
вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, промышленной и
экологической безопасности, а также участие в подготовке других
нормативно-правовых актов, затрагивающих указанные вопросы;
- определение совместно с органом исполнительной власти
области, министерствами и ведомствами Российской Федерации
состава, размещения и оснащения сил и средств, входящих в
областную подсистему РСЧС, формирование в составе указанной
подсистемы сил постоянной готовности и других внештатных
специальных формирований;
- организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего
населения в районах чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение разработки и реализации мероприятий по
укреплению радиационной, химической, медико-биологической,
взрывной, пожарной и экологической безопасности, а также
осуществление контроля за соблюдением норм и правил
инженерно-технических мероприятий при проектировании,
строительстве и эксплуатации организаций производственного и
социального назначения;
- предоставление в установленном порядке информации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также
оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайных ситуаций.
2Статья 14. 0Силы и средства областной подсистемы РСЧС.
Орган исполнительной власти области, органы местного
самоуправления и постоянно действующие органы управления,
специально уполномоченные на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
- создают аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные,
поисково-спасательные и другие службы (формирования), в том числе
- внештатные формирования, службы наблюдения и контроля для
предупреждения и проведения первоочередных работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- разрабатывают и утверждают положения о данных службах
(формированиях), определяют их структуру, состав и порядок
действий.
Порядок создания, функционирования и обеспечения их
деятельности определяется настоящим Законом, законом Саратовской
области "О создании, поддержании в готовности и использовании сил
и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и
другими нормативными правовыми актами области.
2Статья 15. 0 Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций на основании планов
взаимодействия с органами военного командования могут привлекаться
специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил
Российской Федерации, других войск и воинских формирований.Порядок
их привлечения определяется Президентом Российской Федерации в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
руководителем органа исполнительной власти области по согласованию
с начальником Приволжского регионального центра по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации
последствий стихийных бедствий может приниматься решение на
привлечение подразделений отдельного механизированного полка ГО
МЧС России.
2Статья 16. 0 Применение сил и средств органов внутренних дел
области при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов
внутренних дел области применяются в соответствии с задачами,
возложенными на органы внутренних дел законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами области.
2Статья 17. 0 Участие общественных объединений и организаций в
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Общественные объединения и организации могут участвовать в
мероприятиях в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством
Российской Федерации и со своими уставами.
Общественные объединения (организации), участвующие в
ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством
соответствующих органов управления областной подсистемы РСЧС. На
органы управления областной подсистемы РСЧС возлагается
ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов
общественных объединений (организаций) к зоне чрезвычайной
ситуации и обратно,организацией размещения, питания, оплаты труда,
материально-технического, медицинского и других видов обеспечения
их деятельности в этих условиях.
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных
объединений (организаций) должны иметь соответствующую подготовку,
подтвержденную в аттестационном порядке
ГЛАВА IV. Права и обязанности граждан области
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций и социальная защита пострадавших
2Статья 18. 0 Права граждан области в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
1. Граждане области имеют право:
- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций;
- в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций
использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и
другое имущество органов исполнительной власти области,органов
местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты
населения от чрезвычайных ситуаций;
- быть информированным о риске, которому они могут
подвергнуться в определенных местах на территории области и о
мерах необходимой безопасности;
- обращаться лично, а также направлять в органы
государственной власти, органы местного самоуправления
индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу
вследствие чрезвычайных ситуаций;
- на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за
проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
- на бесплатное государственное социальное страхование,
получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью
при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности
в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении
обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций,в порядке, установленном для работников, инвалидность
которых наступила вследствие трудового увечья;
- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца,
погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при
выполнении обязанностей по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан,
погибших или умерших от увечья,полученного при выполнении
гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране
собственности правопорядка.
2. Порядок и условия государственного социального страхования,
виды и размеры компенсации и льгот,предоставляемых гражданам
области в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи,
устанавливаются законодательством Российской Федерации и
законодательством области.
2Статья 19. 0 Обязанности граждан области в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане области обязаны:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты
Российской Федерации, законы и иные областные нормативно-правовые
акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой
деятельности, не допускать нарушений производственной и
технологической дисциплины, требований экологической безопасности,
которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- изучать основные способы защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи
пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными
средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания
и практические навыки в указанной области;
- выполнять установленные правила поведения при угрозе и
возникновении чрезвычайных ситуаций;
- при необходимости оказывать содействие в проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ.
ГЛАВА V. Подготовка населения в области защиты
от чрезвычайных ситуаций
2Статья 20 0. Подготовка населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
осуществляется в организациях, в том числе в образовательных
учреждениях, а также по месту жительства.
Обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат:
- руководители органов государственной власти, местного
самоуправления, организаций, независимо от их
организационно-правовой формы;
- работники органов исполнительной власти, местного
самоуправления и организаций, входящих в состав сил областной
подсистемы РСЧС;
- население, занятое в сфере производства и обслуживания,
учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального,
среднего и высшего профессионального образования;
- население, не занятое в сфере производства и обслуживания.
Порядок подготовки всех категорий населения определяется
постановлением органов исполнительной власти области.
2Статья 21 0. Пропаганда знаний в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
Пропаганда в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления,
входящими в областную подсистему РСЧС, совместно с общественными
объединениями (организациями), осуществляющими свою деятельность в
области защиты и спасения людей, органами государственной власти
области, органами местного самоуправления и организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций могут использоваться местные средства
массовой информации и культпросветучреждения.
Органы исполнительной власти области организуют пропаганду
знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций в средствах массовой информации, осуществляют целевое
выделение средств на эти цели из областного и местных бюджетов, а
также за счет собственных средств организации.
ГЛАВА VI. Порядок финансирования материального обеспечения
мероприятий по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
2Статья 22. 0 Финансирование целевых программ.
Финансирование целевых программ по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости
функционирования организаций осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством области.
2Статья 23. 0 Финансирование органов управления, специально
уполномоченных на решение задач в области населения территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Финансирование деятельности органов управления, специально
уполномоченных на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет
средств областного и соответствующих местных бюджетов.
2Статья 24. 0 Финансирование мероприятий по ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных
ситуаций производится за счет средств организаций, находящихся в
зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов
исполнительной власти, областного бюджета, местных бюджетов,
страховых фондов и других внебюджетных источников.
2Статья 25. 0 Создание и использование резервов финансовых и
материальных ресурсов для обеспечения первоочередных работ при
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1. Резервы финансовых и материальных ресурсов для обеспечения
первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на
территории области создаются заблаговременно в целях экстренного
привлечения необходимых средств в случае возникновения
чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются органом
исполнительной власти области, органами местного самоуправления, а
также организациями.
2. Порядок создания и использования указанных в части первой
настоящей статьи резервов, объем финансовых средств,
номенклатура материальных ценностей и порядок восполнения
использованных средств этих резервов определяются
законодательством Российской Федерации, законодательством области,
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и
администраций организаций.
ГЛАВА VII. Государственная экспертиза, надзор
и контроль в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
2Статья 26. 0 Государственная экспертиза в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Государственная экспертиза предполагаемых для реализации
проектов и решений по объектам производственного и социального
назначения и процессам, которые могут быть источником чрезвычайных
ситуаций, организуется и проводится специально уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти области в целях проверки и выявления степени
их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и
осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством области.
В случае необходимости экспертиза предполагаемых для
реализации проектов и решений по объектам производственного и
социального назначения и процессам, которые могут быть источниками
чрезвычайных ситуаций или могу влиять на обеспечение защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, может проводиться
общественными объединениями (организациями) и независимыми
экспертами, а также специалистами международных экспертных
организаций в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации и законодательством области.
2Статья 27. 0 Надзор и контроль в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
Государственный надзор и контроль в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится в соответствии с
задачами, возложенными на областную подсистему РСЧС, в целях
проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств
к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор и контроль в указанной области
осуществляется федеральными органами исполнительной власти,
органом исполнительной власти области в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством
области.
2Статья 28. 0 Ответственность за нарушение законодательства
области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Виновные в невыполнении или в недобросовестном выполнении
законодательства области в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к
возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите
жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных
действиях должностные лица и граждане области несут
дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную
ответственность, а организации - административную и
гражданско-правовую ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством
области.
ГЛАВА VIII. Заключительные положения
2Статья 29. 0 Приведение нормативных правовых актов в
соответствие с настоящим законом.
Нормативные правовые акты органы исполнительной власти
области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления
приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение двух
месяцев со дня его вступления в силу.
2Статья 30. 0 Вступление настоящего Закона в силу.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Губернатор - глава администрации
Саратовской области Д.Ф. Аяцков
СМ от 5 июля 1996 года N 26 (167)
Текст Закона временно отсутствует
|