САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
____________________________________________________________________
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16.02.96 г. N 24-294
Об изменениях и дополнениях
Главы администрации Саратовской области
к Закону Саратовской области
"О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза"
г.Саратов
Обсудив изменения и дополнения Главы администрации
Саратовской области к Закону Саратовской области "О
противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза",
Саратовская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Согласиться с поправкой к статье 14 Закона, исправив
ошибку в названии Закона Российской Федерации с " Защите прав
потребителей " на " О защите прав потребителей ".
2. Отклонить поправки к статьям 1,4,5 и 19 Закона.
3. Внести в текст Закона поправку к статье 14.
Председатель Саратовской
областной Думы А.П.Харитонов
ЗАКОН
Саратовской области
О противотуберкулезной помощи и
защите населения от туберкулеза
Принят областной Думой 6 декабря 1995 г.
Туберкулез в Саратовской области становится угрожающей
медико-социальной проблемой. За последние годы отмечается рост
заболеваемости туберкулезом.
Туберкулез наносит народному хозяйству существенный
экономический ущерб за счет высокого уровня временной и стойкой
утраты трудоспособности и смертности.
Отсутствие законодательной основы защиты населения от
туберкулеза сдерживает уменьшение распространенности этого
заболевания.
Настоящий закон регламентирует организацию
противотуберкулезной помощи населению Саратовской области,
определяет права граждан на защиту от инфекции и социальные
гарантии при возникновении заболевания.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Противотуберкулезная помощь и принципы ее оказания.
1. Противотуберкулезная помощь населению Саратовской области
включает в себя проведение санитарно-оздоровительных,
противоэпидемических, профилактических, диагностических, лечебных
и реабилитационных мероприятий на основании и в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации и настоящим
законом.
2. Противотуберкулезная помощь населению Саратовской области
осуществляется на принципах бесплатности, общедоступности и равных
возможностей для всех граждан, проживающих на ее территории,
независимо от пола, возраста, трудового вклада, политических
убеждений, вероисповедания, национальности и социального
происхождения в соответствии с действующими нормативно-правовыми
актами Российской Федерации.
Решение вопросов, связанных с оказанием противотуберкулезной
помощи населению Саратовской области, является обязанностью
органов государственной власти Саратовской области.
3. Гражданам Содружества Независимых Государств (далее СНГ),
обращающимся за плановой медицинской помощью в
противотуберкулезные учреждения Саратовской области, обследование
и лечение производится в соответствии с действующими
нормативно-правовыми актами Российской Федерации на коммерческой
основе за счет личных средств или за счет средств государств СНГ,
с которыми заключены договоры.
Больные туберкулезом из стран СНГ, нуждающиеся в экстренной
помощи, обслуживаются в противотуберкулезных учреждениях на равных
условиях с жителями области.
Статья 2. Законодательство о защите населения от туберкулеза
и о противотуберкулезной помощи
1. Противотуберкулезная помощь и защита населения от
туберкулеза на территории Саратовской области регулируется
настоящим законом и действующими нормативно-правовыми актами
Российской Федерации.
2. Законодательные и иные правовые акты, принимаемые в
Саратовской области, не могут ограничивать права населения области
на защиту от туберкулеза и их гарантии на оказание
противотуберкулезной помощи, предусмотренные настоящим законом.
Статья 3. Правовое регулирование противотуберкулезной помощи
1. Деятельность противотуберкулезных учреждений области
регулируется законодательством Российской Федерации, настоящим
законом, решениями органов государственной власти Саратовской
области и местного самоуправления.
2. Организация противотуберкулезной помощи населению
Саратовской области обеспечивается на основе долгосрочной
комплексной программы, утверждаемой областной Думой по
представлению администрации области. Аналогичные комплексные
программы, разрабатываются и утверждаются органами местного
самоуправления городов и районов области.
3. Для контроля за реализацией комплексных программ создаются
межведомственные комиссии по туберкулезу.
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ
ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ
Статья 4. Организация противотуберкулезной помощи
1. Головным учреждением области по оказанию
противотуберкулезной помощи населению является областной
противотуберкулезный диспансер.
Функции и обязанности областного противотуберкулезного
диспансера:
- организационно-методическое руководство
противотуберкулезными учреждениями области и проведением
противотуберкулезных мероприятий другими лечебно-профилактическими
учреждениями;
- консультативная и лечебная помощь больным, направленных
противотуберкулезными и другими лечебно-профилактическими
учреждениями области;
- отбор и направление больных в стационары и санатории
республиканского подчинения;
- определение потребности области в больничных, санаторных
противотуберкулезных койках, в препаратах для лечения и
профилактики туберкулеза, флюорографической и рентгеновской
пленке, в вакцине БЦЖ и туберкулине;
- сбор и анализ материалов по эпидемиологии туберкулеза в
области;
- разработка и внедрение новых форм организации борьбы с
туберкулезом;
- повышение квалификации медицинских кадров,
противотуберкулезных учреждений области на местных и
республиканских базах;
- пропаганда передового опыта работы по борьбе с
туберкулезом;
- ведение отчета и учетности в порядке, в сроки и по формам,
утвержденным в соответствии с действующими нормативно-правовыми
актами Российской Федерации.
2. Руководство областного противотуберкулезного диспансера с
целью совершенствования качества диагностики и лечения туберкулеза
может организовать новые службы, центры и кабинеты.
3. Решения головного противотуберкулезного учреждения
являются обязательными для всех лечебно-профилактических
учреждений области.
4. Контроль за выполнением мероприятий по борьбе с
туберкулезом в области осуществляет головное противотуберкулезное
учреждение.
5. Противотуберкулезные диспансеры осуществляют
специализированную помощь больным других городов и районов области
на договорной основе, по согласованию с головным
противотуберкулезным учреждением области.
6. С целью совершенствования противотуберкулезной помощи
населению, экономии финансовых и кадровых ресурсов, интеграции и
кооперации служб может создаваться областное специализированное
объединение "Фтизиатрия". Создание объединения производится по
решению исполнительных органов местного самоуправления, имеющих
противотуберкулезные учреждения по согласованию с органами
управления здравоохранения области.
7. При создании областного специализированного объединения
"Фтизиатрия" между территориальными органами управления
здравоохранения и объединением заключается договор сроком на 5
лет, в котором предусматриваются права и обязанности сторон по
установлению формы и размеров финансирования объединения, в том
числе, за счет дополнительных ассигнований на капитальный ремонт,
приобретение дорогостоящей медицинской аппаратуры, медикаментов,
производство текущего и капитального ремонта объектов объединения
и по другим вопросам.
8. Совместная работа объединения "Фтизиатрия" с другими
службами здравоохранения и другими ведомствами строится на
договорной основе.
9. Противотуберкулезная помощь осуществляется
специализированными учреждениями и противотуберкулезными
кабинетами городов и районов области, включая ведомственные, и
учреждениями общей лечебной сети, осуществляющими профилактические
противотуберкулезные мероприятия.
Обязанностью противотуберкулезной службы является:
- организационно-методическая помощь учреждениям общей
лечебной сети в планировании и проведении профилактических
мероприятий по туберкулезу (туберкулинодиагностики, вакцинации и
ревакцинации БЦЖ, флюорографических осмотров, бактериологического
обследования);
- качественное обследование направленных в
противотуберкулезный диспансер лиц с подозрением на туберкулез;
- госпитализация больных туберкулезом в стационары и
санатории, обеспечение комплексного лечения;
- организация диспансерного наблюдения и амбулаторного
лечения больных туберкулезом и саркоидозом;
- проведение экспертной оценки работы
лечебно-профилактических учреждений по проведению профилактических
противотуберкулезных мероприятий;
- проведение экспертизы трудоспособности и направление на
медико-социальную экспертизу;
- подготовка кадров врачей и среднего медицинского персонала
лечебно-профилактических учреждений общей лечебной сети и
противотуберкулезных учреждений по вопросам профилактики,
диагностики и лечению туберкулеза;
- систематический анализ эпидемиологической обстановки по
туберкулезу и эффективности противотуберкулезных мероприятий;
- обеспечение совместных с Центром Государственного
санитарно-эпидемиологического надзора области противоэпидемических
мероприятий в очагах туберкулезной инфекции.
Обязанностью учреждений общей лечебной сети является:
- планирование и проведение туберкулинодиагностики среди
детей и подростков;
- планирование флюорографических осмотров населения;
- организация привлечения населения к профилактическим
осмотрам на туберкулез;
- проведение качественного флюорографического обследования
населения с использованием стационарной и передвижной
флюорографической техники;
- обеспечение дообследования лиц с легочной
патологией,выявленных при флюорографическом осмотре и направление
их к врачам-специалистам (фтизиатрам, онкологам, терапевтам,
хирургам);
- организация бактериологического обследования показанных
групп населения (кашляющих, нетранспортабельных, больных
хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания,
животноводов из неблагополучных по туберкулезу хозяйств, больных,
относящихся к группе риска по внелегочным формам туберкулеза);
- выполнение клинического минимума по туберкулезу при
обращении за медицинской помощью больных с легочными жалобами или
другими проявлениями заболеваний, подозрительных на туберкулез.
Статья 5. Финансирование противотуберкулезной помощи
1. Финансирование противотуберкулезной службы осуществляется
из федерального, областного и местных бюджетов в расчете на одного
жителя в размере среднегодовых затрат на противотуберкулезные
мероприятия, проводимые противотуберкулезными и
лечебно-профилактическими учреждениями, с учетом индексации цен.
2. Дополнительное финансирование противотуберкулезных
учреждений может быть получено от договоров с предприятиями,
учреждениями и организациями, всех форм собственности и
ведомственной принадлежности, от платных услуг, оказываемых
населению сверх гарантированного базового объема, из средств
социального страхования при сокращении временной
нетрудоспособности по туберкулезу и инвалидности от него,
взыскания материальной компенсации от предприятий и граждан,
виновных в нарушении противоэпидемического режима по туберкулезу,
полученной в результате удовлетворения исковых требований,
добровольных взносов предприятий, учреждений и организаций,
культовых учреждений, благотворительных обществ, российских и
иностранных граждан в виде денежных средств и материальных
ценностей.
3. Оплата обследования и лечения больных, выписанных из
противотуберкулезных учреждений с заболеваниями нетуберкулезной
природы, а также оплата дополнительных услуг по лечению тяжелых
сопутствующих заболеваний производится по договорам со страховыми
кампаниями в соответствии с действующими нормативно-правовыми
актами Российской Федерации.
РАЗДЕЛ III. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ТУБЕРКУЛЕЗА
И МЕРЫ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНФЕКЦИИ
Статья 6. Защита населения от туберкулеза
1. Лица, представляющие угрозу заражения туберкулезом
окружающих, не допускаются к работе на должностях и по
профессиям,перечень которых определяется действующими
нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
2. Не допускаются вселения больных заразными формами
туберкулеза в общежития и коммунальные многонаселенные квартиры.
3. Противоэпидемические и оздоровительные мероприятия в
местах проживания больных туберкулезом (эпидемических очагах)
осуществляются в соответствии с действующими нормативно-правовыми
актами Российской Федерации.
4. Работниками медицинской службы управления внутренних дел в
случае выявления туберкулеза у содержащихся в следственных
изоляторах лиц и в течение первого года пребывания в
исправительно-трудовых учреждениях Саратовской области передается
информация в головные противотуберкулезные учреждения по месту их
жительства:
- о выявленных больных туберкулезом (для обеспечения
противоэпидемических мероприятий в туберкулезных очагах);
- о больных туберкулезом, освобождающихся из
исправительно-трудовых учреждений Саратовской области.
5. Администрация мест лишения свободы в справках об
освобождении делает отметку о наличии заболевания туберкулезом и
направляет на лечение в соответствующее медицинское учреждение.
6. Органы внутренних дел городов и районов Саратовской
области:
- осуществляют контроль за постановкой на учет в
противотуберкулезные диспансеры больных, прибывших из мест лишения
свободы;
- информируют территориальное противотуберкулезное учреждение
о больном туберкулезом, прибывшем из мест лишения свободы, с
указанием адреса прописки при выдаче ему паспорта взамен справки
освобожденному и прописывающемуся на постоянное или временное
жительство.
Статья 7. Меры по профилактике туберкулезной инфекции
1. Противотуберкулезная вакцинация новорожденных и
ревакцинация БЦЖ на территории области является обязательной.
Сроки туберкулинодиагностики, вакцинации и ревакцинации БЦЖ
устанавливаются действующими нормативно-правовыми актами
Российской Федерации.
2. Кратность профилактических флюорографических обследований
населения с 15 лет определяется головным противотуберкулезным
учреждением области совместно с Центром Государственного
санитарно-эпидемиологического надзора области в зависимости от
степени пораженности территории области туберкулезом.
3. Дообследование лиц, у которых при флюорографическом
осмотре выявлены изменения в легких, проводится в течение 14 дней
с момента выявления. Принцип дообследования определяется
территориальными органами здравоохранения.
4. Флюорографическое обследование не менее 2-х раз в год в
обязательном порядке проводится:
- лицам, отбывающим лишение свободы в исправительно-трудовых
учреждениях и следственных изоляторах управления внутренних дел
Саратовской области;
- лицам состоящим на диспансерном учете в
противотуберкулезных учреждениях в III, IV группах учета и в VII
группе при отягчающих состояниях (низкий моральный уровень,
контакт с больным заразной формой туберкулеза, тяжелые
сопутствующие заболевания).
5. Обязательному флюорографическому обследованию подвергаются
лица, не проходившие флюорографию более 6 месяцев:
- при приеме на работу;
- при поступлении в средние и высшие учебные заведения;
- при прописке в общежития.
6. Обязательному внеочередному флюорографическому
обследованию подвергаются:
- мигранты, прибывшие на временное или постоянное место
жительства, беженцы, при прописке;
- лица без определенного места жительства, помещенные в
приемники-распределители.
7. Обязательному флюорографическому обследованию 1 раз в год
подлежат:
- работники учреждений и профессий, определенные действующими
нормативно-правовыми актами Российской Федерации;
- юноши допризывного возраста;
- лица, проживающие в молодежных общежитиях, в которых
выявлены больные заразными формами туберкулеза;
- лица, освобожденные из исправительно-трудовых учреждений
Управлений внутрених дел в течение 3-х лет после освобождения;
- группы повышенного риска заболевания туберкулезом.
Органы здравоохранения области совместно с Центром
Государственного санитарно-эпидемиологического надзора области
имеют право дополнить перечень групп риска в зависимости от
местных условий.
Статья 8. Ветеринарно-санитарные и противоэпизоотические
мероприятия в животноводческих хозяйствах
1. На органы местного самоуправления поселков и сел
возлагается обязанность обеспечивать постоянный учет всех видов
сельскохозяйственных животных .
2. Животноводческие фермы предприятий,учреждений и
организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности
поддерживаются в должном санитарном состоянии согласно
существующим правилам.
3. Клинический осмотр и туберкулинизация сельскохозяйственных
животных во всех хозяйствах общественного, фермерского и личного
пользования осуществляются в соответствии с действующими
нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
4. Поставка молока из неблагополучных по туберкулезу хозяйств
молокоперерабатывающим предприятиям от животных с отрицательной
реакцией на возбудитель инфекции производится только после
обязательной пастеризации, с последующим возвратом обрата
хозяйствам также после глубокой пастеризации.
5. Запрещается для свободной реализации животноводческая
продукция из неблагополучных по туберкулезу хозяйств.
6. Сдача на убой больных туберкулезом животных производится
только на мясокомбинаты, установленные администрацией области.
7. В каждом населенном пункте оборудуется место для
утилизации павших животных в соответствии с действующими
нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
РАЗДЕЛ IV. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ
И ПРАКТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Статья 9. Финансирование научных исследований
Органы здравоохранения области финансируют на договорных
условиях научные исследования, разработку новых методик
диагностики и лечения туберкулеза.
Статья 10. Повышение квалификации кадров
Руководство противотуберкулезной службы и Саратовского
государственного медицинского университета организуют проведение
совместных семинаров, научно-практических конференций по
актуальным проблемам фтизиопульмонологии с привлечением
сотрудников НИИ туберкулеза или других головных научных учреждений
соответствующего профиля.
РАЗДЕЛ V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ
Статья 11. Права лиц, страдающих туберкулезом
1. Лица, страдающие туберкулезом, обладают всеми правами и
свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской
Федерации, а также другими законодательными актами, принятыми на
территории Российской Федерации.
2. Все лица, страдающие туберкулезом, имеют право на:
- уважительное и гуманное отношение, исключающие унижение
человеческого достоинства;
- получение информации о своих правах и характере имеющегося
у них заболевания и применяемых методах лечения;
- лечение в стационаре на период необходимый для обследования
и излечения;
- лечение в специализированных санаториях, дневных
стационарах и ночных профилакториях;
- гарантию конфиденциальности сведений о факте обращения за
медицинской помощью в противотуберкулезные учреждения, диагнозе
заболевания и других сведений, полученных при обследовании и
лечении.
Передача сведений, составляющих врачебную тайну, гражданам и
должностным лицам в интересах обследования и лечения больного,
научных исследований, публикаций в научной литературе,
использования в учебном процессе разрешается только с согласия
больного туберкулезом или его законного представителя.
Представление сведений, составляющих врачебную тайну, без
согласия больного туберкулезом допускается только в случае угрозы
распространения туберкулезной инфекции.
3. Лица, впервые заболевшее туберкулезом или с рецидивом
туберкулезного заболевания имеет право на больничный лист,
длительность которого определяется по медицинским социальным и
эпидемиологическим показаниям, в пределах до 12 месяцев со времени
наступления нетрудоспособности. Продление листка
нетрудоспособности сверх указанного срока или установление стойкой
нетрудоспособности осуществляется при проведении медико-санитарной
экспертизы .
4. За лицами, временно утратившими трудоспособность
вследствие заболевания туберкулезом, сохраняется место работы или
занимаемая должность на срок до установления группы инвалидности
либо до клинического выздоровления.
5. Лицам, проживающим в общежитиях и многонаселенных
квартирах, при обнаружении у них заразных форм заболевания
туберкулезом, органами местного самоуправления,
предприятиями,учреждениями и организациями всех форм собственности
предоставляется один раз изолированная жилая площадь, в
соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской
Федерации.
6. Дети больных туберкулезом пользуются правом внеочередного
приема в ясли, сады, школы, интернаты и другие
санаторно-оздоровительные учреждения после полного клинического
обследования, в том числе, на туберкулез.
Статья 12. Обязанности лиц, страдающих туберкулезом
Больные туберкулезом обязаны соблюдать следующие правила:
- проходить профилактические флюорографические осмотры в
дифференцированные сроки, регламентированные органами
здравоохранения;
- выполнять необходимые санитарно-гигиенические правила
поведения в местах проживания, при пользовании общественным
транспортом, в общественных местах и по месту работы;
- строго следовать рекомендациям врача-фтизиатра по режиму
лечения, поведения в быту;
- являться в противотуберкулезные учреждения по вызову
участкового или районного врача-фтизиатра;
- оберегать от заражения туберкулезом членов своей семьи и не
препятствовать проведению противоэпидемических и
санитарно-оздоровительных мероприятий в местах их проживания;
- больной активными формами туберкулеза, прибывший на новое
постоянное место жительства, обязан по прибытии, в 10-дневный
срок, явиться в противотуберкулезное учреждение.
РАЗДЕЛ VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ,
УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 13. Ответственность граждан
Лица, больные активными формами туберкулеза, нуждающиеся в
лечении, несут ответственность за систематическое уклонение от
лечения и угрозу распространения инфекции в соответствии с
действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Статья 14. Ответственность руководителей предприятий,
учреждений и организаций.
Руководители предприятий,учреждений и организаций всех форм
собственности и ведомственной принадлежности за невыполнение
требований настоящего закона, следствием чего является
распространение туберкулезной инфекции, несут дисциплинарную или
административную ответственность в соответствии с законами
Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" и " О защите прав потребителей" в виде денежного штрафа
в размере не более суммы трехмесячного дохода.
Статья 15. Ответственность медицинских работников
Медицинские работники всех уровней за допущение ухудшения
состояния здоровья пациентов вследствие несвоевременной
диагностики заболевания и нарушения в организации лечения несут
дисциплинарную ответственность.
РАЗДЕЛ VII. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ПО ОКАЗАНИЮ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ
Статья 16. Надзор и контроль за деятельностью по оказанию
противотуберкулезной помощи
1. Органы прокуратуры области осуществляют надзор за
исполнением действующих законов о противотуберкулезной помощи,
принимают меры, направленные на устранение их нарушений и
привлечения виновных к ответственности.
2. Контроль за оказанием противотуберкулезной помощи
медицинскими учреждениями области осуществляют органы
здравоохранения области, Центр Государственного
санитарно-эпидемиологического надзора области и органы местного
самоуправления.
РАЗДЕЛ VIII. ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ
ПО НАРУШЕНИЮ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 17. Порядок и сроки обжалования
Порядок и сроки обжалования действий медицинских работников,
иных специалистов, работников социальной защиты, врачебных
комиссий, ущемляющих права граждан по защите от туберкулеза и при
оказании им противотуберкулезной помощи, осуществляется в
соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской
Федерации.
Статья 18. Порядок и сроки рассмотрения жалобы в вышестоящем
органе (вышестоящим должностным лицом),
обжалование его решений и действий
Порядок и сроки рассмотрения жалобы, направленной в
вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), обжалование
его решений и действий проводится в соответствии с действующими
нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
РАЗДЕЛ IX. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ
МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Статья 19. Гарантии и льготы врачам-фтизиатрам и иным
специалистам, медицинскому и другому персоналу,
участвующему в оказании противотуберкулезной
помощи
Врачи-фтизиатры и иные специалисты, медицинский и другой
персонал, работающий в противотуберкулезных учреждениях:
- имеют право на дополнительный отпуск продолжительностью 12
рабочих дней;
- подлежит обязательному государственному страхованию на
случай возникновения профессионального заболевания, причинения
вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей
в соответствии со ст.64 Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан;
- имеют право на льготное предоставление изолированной жилой
площади.
Исполняющий обязанности
Главы администрации
Саратовской области Л.Е.Ващенков
|