САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
__________________________________________________________________
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31.01.96 г. N 23-288
"О Законе Саратовской области
"О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области
"О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области"
г.Саратов
Рассмотрев проект Закона "О внесении изменений и дополнений в
Закон Саратовской области "О выборах в органы местного
самоуправления Саратовской области", Саратовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Принять в первом и втором чтении Закон Саратовской области "О
внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области "О
выборах в органы местного самоуправления Саратовской области"
Председатель Саратовской
областной Думы А.П.Харитонов
ЗАКОН
Саратовской области
О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области
"О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области"
Принят Саратовской
областной Думой 31 января 1996 г.
Статья 1. Внести изменения и дополнения в Закон Саратовской
области "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской
области" и изложить его в следующей редакции:
"ЗАКОН Саратовской области
"О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области"
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные принципы выборов
1. Выборы в органы местного самоуправления Саратовской
области осуществляются гражданами Российской Федерации на основе
всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании.
2. Выборы в органы местного самоуправления осуществляются на
основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным
округам.
3. Срок полномочий органов местного самоуправления не может
быть менее двух лет, первый созыв - 4 года.
Статья 2. Избирательное право
1. Право избирать в органы местного самоуправления
принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему
18-летнего возраста и постоянно проживающему на территории
муниципального образования.
2. В представительный орган местного самоуправления может
быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий
избирательным правом, достигший 18-летнего возраста и постоянно
проживающий на территории муниципального образования:
- город Саратов;
- городов области;
- районов области;
- поселков городского типа;
- сел, иных населенных пунктов и их объединений.
3. Главой муниципального образования, главой администрации
города, района может быть избран гражданин России, не моложе 21
года и постоянно проживающий на территории Саратовской области не
менее одного года.
4. Право на участие в голосовании предоставляется гражданам
Российской Федерации, временно проживающим на территории
муниципального образования:
- учащимся и студентам учебных заведений;
- военнослужащим и приравненным к ним категориям лиц,
проходящим военную службу на данной территории, и членам их семей;
- физическим лицам, имеющим статус беженцев и вынужденных
переселенцев.
5. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные
судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения
свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Статья 3. Численный состав депутатов представительного органа
1. Численный состав депутатов представительного органа
устанавливается решением представительного органа муниципального
образования в зависимости от числа жителей муниципального
образования.
2. Численный состав депутатов представительного органа
первого созыва определяется постановлением областной Думы в
зависимости от числа жителей муниципального образования:
до 1000 человек - 5 депутатов;
свыше 1000 до 5000 человек - 7 депутатов;
свыше 5000 до 50000 человек - 11 депутатов;
свыше 50000 до 200000 человек - 17 депутатов;
свыше 200000 до 500000 человек - 21 депутат;
свыше 500000 - 31 депутат.
Статья 4. Сроки проведения выборов
Дата проведения выборов и порядок формирования
территориальных избирательных комиссий определяется постановлением
Саратовской областной Думы не позднее, чем за 75 дней до
проведения выборов (первый созыв). Последующие выборы назначаются
представительными органами муниципального образования.
Статья 5. Финансирование выборов
1. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и
проведением выборов, осуществляется за счет средств областного
бюджета Саратовской области (первый созыв), в дальнейшем - за счет
средств соответствующего муниципального образования.
2. Для финансирования избирательной кампании кандидат вправе
использовать собственные средства, добровольные денежные взносы,
средства, предоставленные ему избирательными объединениями и
блоками.
Статья 6. Организация и проведение выборов
избирательными комиссиями
1. Организация и проведение выборов в органы местного
самоуправления и обеспечение реализации и защиты избирательных
прав граждан Российской Федерации осуществляется избирательными
комиссиями.
2. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и
проведением выборов, областная, территориальная, окружная,
участковая избирательные комиссии, в пределах своей компетенции,
установленной настоящим Законом, независимы от других
государственных, общественных и иных учреждений и организаций.
3. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на
основе коллегиальности.
ГЛАВА II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ.
СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 7. Образование избирательных округов
1. Избирательные округа по выборам в органы местного
самоуправления образуются территориальными избирательными
комиссиями с равным числом избирателей с допустимым отклонением от
средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов.
2. Избирательные округа в своей совокупности должны
охватывать всю территорию данного муниципального образования.
3. Число, схема, границы избирательных округов
устанавливаются и утверждаются территориальной избирательной
комиссией не позднее, чем за 60 дней до дня выборов.
4. Списки избирательных округов публикуются в печати
территориальной избирательной комиссией не позднее пяти дней после
их образования.
Статья 8. Образование избирательных участков
1. Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах
избирательные округа делятся на избирательные участки.
Избирательные участки образуются главой муниципального
образования, главой администрации города, района по согласованию с
окружной избирательной комиссией из расчета от 100 до 3000
избирателей на один участок.
2. Избирательные участки образуются с учетом границ районов,
городов, сел, поселков с целью создания максимальных удобств для
избирателей и не позднее, чем за 45 дней до дня выборов. Границы
избирательных участков не должны пересекать границ избирательных
округов.
3. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах
временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных
районах, в воинских частях избирательные участки образуются в те
же сроки из расчета не менее 20 избирателей.
4. Список избирательных участков с указанием их границ,
адресов участковых избирательных комиссий публикуется
избирательной комиссией в местной печати, а также доводится до
сведения иными способами не позднее, чем за 40 дней до дня
выборов.
Статья 9. Списки избирателей
1. Список избирателей составляется участковой избирательной
комиссией по каждому избирательному участку на основании сведений,
представленных по установленной форме главой муниципального
образования, главой администрации города, района.
Уточнение списков зарегистрированных избирателей
осуществляется главой муниципального образования, главой
администрации города, района по состоянию на 1 января и 1 июля
каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие
избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.
Список подписывается председателем и секретарем участковой
избирательной комиссии.
2. Список избирателей составляется в соответствии с
требованиями статьи 2 настоящего Закона в порядке, удобном для
организации голосования.
3. Список избирателей предоставляется для всеобщего
ознакомления за 30 дней до выборов.
4. Избиратели, не включенные в основной список, включаются в
дополнительный список избирателей в день выборов на основании
документов, подтверждающих их место пребывания на территории
данного избирательного участка.
5. Вносить изменения в списки избирателей после начала
подсчета голосов избирателей запрещается.
ГЛАВА III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Статья 10. Система избирательных комиссий
Для организации и проведения выборов в органы местного
самоуправления образуются:
а) областная избирательная комиссия;
б) территориальная комиссия - в муниципальных образованиях;
в) окружная избирательная комиссия - в избирательном округе;
г) участковая избирательная комиссия - в избирательном
участке.
Областная, территориальная и окружная избирательные комиссии
являются юридическими лицами, имеют печати и бланки со своим
наименованием. Областная, территориальная избирательные комиссии
имеют расчетные счета в банке. Участковые избирательные комиссии
имеют печати установленного образца.
Статья 11. Порядок формирования избирательных комиссий
1. Формирование областной избирательной комиссии
осуществляется областной Думой и администрацией Саратовской
области на основе предложений общественных объединений, выборных
органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту
работы, службы, учебы и жительства. Две трети членов областной
избирательной комиссии назначает областная Дума, одну треть -
Глава администрации области.
Областная избирательная комиссия состоит из 13 членов. Члены
комиссии на первом заседании избирают из своего состава тайным
голосованием председателя, заместителя и секретаря, которые, как
правило, должны иметь высшее юридическое образование.
Формирование областной избирательной комиссии завершается не
позднее,чем за 70 дней до дня выборов.
2. Территориальная избирательная комиссия формируется
представительным органом местного самоуправления (кроме первого
созыва) соответствующего муниципального образования в составе
председателя, его заместителя, секретаря и 6-8 членов
избирательной комиссии не позднее, чем за 65 дней до дня выборов.
Персональный состав территориальной избирательной комиссии
утверждается областной избирательной комиссией.
3. Окружные избирательные комиссии формируются
территориальной избирательной комиссией в каждом избирательном
округе в составе председателя, заместителя, секретаря и 6-8 членов
избирательной комиссии не позднее, чем за 55 дней до дня выборов.
4. Участковые избирательные комиссии формируются окружной
избирательной комиссией в составе председателя, заместителя,
секретаря и членов комиссии общей численностью до 15 человек не
позднее, чем за 40 дней до дня выборов.
5. Формирование территориальных, окружных, участковых
избирательных комиссий осуществляется на основе предложений
общественных объединений, собраний избирателей по месту работы,
службы, учебы и жительства.
В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты,
их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо
лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. Лицо,
состоящее в одной из избирательных комиссий и выдвинутое
кандидатом, считается освобожденным от обязанностей в комиссии с
момента регистрации его кандидатом.
6. После регистрации кандидата избирательное объединение,
выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить в
избирательную комиссию, зарегистрировавшую его, и в нижестоящие
избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного
голоса.
Статья 12. Гласность в деятельности избирательных комиссий
1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно
и открыто.
2. На заседаниях соответствующей избирательной комиссии
вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица,
представители общественных объединений и средств массовой
информации.
3. Решения избирательных комиссий публикуются в печати и
передаются в средства массовой информации в сроки, установленные
настоящим Законом.
4. В день голосования, с момента начала работы участковой
избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об
итогах голосования, на избирательных участках вправе
присутствовать наблюдатели, направленные общественными и
избирательными объединениями, кандидатами, а также иностранные
(международные) наблюдатели. Иностранные (международные)
наблюдатели осуществляют деятельность в соответствии с
федеральными законами.
Статья 13. Полномочия областной избирательной комиссии
1. Областная избирательная комиссия:
а) обеспечивает взаимодействие Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации с органами государственной власти
Саратовской области;
б) осуществляет координацию деятельности избирательных
комиссий всех уровней и оказывает им методическую и
организационно-техническую помощь;
в) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав
граждан;
г) дает разъяснения законодательства о выборах на основе
рекомендаций и методических указаний Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации, обеспечивает их единообразную
реализацию;
д) организует учебу членов территориальных, окружных и
участковых избирательных комиссий;
е) изучает избирательную практику и готовит предложения по
совершенствованию законодательства о выборах;
ж) готовит предложения по созданию системы регистрации и
государственного учета избирателей;
з) обеспечивает внедрение в практику работы избирательных
комиссий современных методов обработки данных (результатов
голосования) с использованием компьютерной техники и средств
электронной связи;
и) распределяет между нижестоящими избирательными комиссиями
денежные средства, выделяемые на подготовку и проведение выборов и
референдумов, несет ответственность и обеспечивает контроль за
целевым расходованием этих средств, выделяемых из областного
бюджета ;
к) осуществляет контроль за своевременностью опубликования
территориальными избирательными комиссиями сведений о результатах
выборов по избирательным округам в средствах массовой информации;
л) контролирует своевременность и полноту публикаций
территориальными избирательными комиссиями сведений о размерах и
источниках образования избирательных фондов кандидатами, а также
отчетов кандидатов о всех затратах, произведенных за счет этих
фондов;
м) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним
мотивированные решения;
н) осуществляет другие полномочия в соответствии с законами
Российской Федерации и Саратовской области, Положением об
областной избирательной комиссии.
2. Областная избирательная комиссия является постоянно
действующим органом. Срок ее полномочий - 4 года.
Статья 14. Полномочия территориальной избирательной комиссии
1. Территориальная избирательная комиссия:
а) дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и
обеспечивает его единообразие и обязательное исполнение;
б) образует избирательные округа, формирует составы окружных
комиссий;
в) руководит работой окружных и участковых избирательных
комиссий;
г) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
окружных избирательных комиссий и принимает по ним решения;
д) издает инструкции и иные акты по вопросам организации
выборов;
е) обеспечивает соблюдение равных условий предвыборной
деятельности для всех кандидатов в органы местного самоуправления;
ж) осуществляет контроль за законностью проведения выборов;
з) устанавливает формы и тексты избирательных бюллетеней,
списков избирателей и других документов, определяет порядок их
хранения;
и) распределяет выделенные денежные средства для подготовки и
проведения выборов и контролирует их целевое использование;
к) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения
подготовки и проведения выборов;
л) регистрирует кандидатов на пост главы муниципального
образования, главы администрации города, района и их доверенных
лиц;
м) получает от окружных избирательных комиссий протоколы о
регистрации кандидатов в органы местного самоуправления и
публикует в местной печати сведения о составе зарегистрированных
кандидатов;
н) получает от окружных избирательных комиссий протоколы о
результатах выборов в представительные органы местного
самоуправления;
о) устанавливает результаты голосования, регистрирует
избранного главу муниципального образования, главу администрации
города, района ;
публикует в печати сообщение об итогах выборов, сведения об
избранном главе муниципального образования, главе администрации
города, района, выдает удостоверения избранному главе
муниципального образования, главе администрации города, района;
п) передает мандатной комиссии избранного представительного
органа документацию, необходимую для проверки полномочий
депутатов;
р) назначает и обеспечивает проведение повторных выборов
вместо выбывших депутатов и главы муниципального образования,
главы администрации города, района;
с) передает в архив документацию, связанную с организацией и
проведением выборов;
т) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
2. Решения территориальной избирательной комиссии, принятые в
пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов,
общественных объединений, предприятий, учреждений всех форм
собственности и должностных лиц, которые обязаны оказывать ей
содействие и представлять необходимые для ее работы сведения и
материалы.
3. Территориальная избирательная комиссия сохраняет свои
полномочия до назначения новых выборов в органы местного
самоуправления.
Статья 15. Полномочия окружной избирательной комиссии
1. Окружная избирательная комиссия по выборам в органы
местного самоуправления:
а) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на
территории своего избирательного округа;
б) формирует участковые избирательные комиссии и руководит их
работой, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
этих комиссий и принимает по ним решения;
в) координирует работу по составлению списков избирателей;
г) регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц,
выдает им удостоверения установленного образца;
д) обеспечивает соблюдение равных правовых условий
предвыборной деятельности для всех кандидатов;
е) распоряжается денежными и материальными средствами,
выделенными территориальной избирательной комиссией на проведение
выборов по избирательному округу;
ж) обеспечивает снабжение бюллетенями участковых комиссий;
з) устанавливает результаты выборов по округу и передает их в
территориальную комиссию;
и) обеспечивает передачу в архив документации, связанной с
организацией и проведением выборов;
к) выдает удостоверения избранным депутатам;
л) контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями,
транспортом, связью и рассматривает иные вопросы
материально-технического обеспечения выборов;
м) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
2. Срок полномочий окружной избирательной комиссии
заканчивается после признания полномочий избранных кандидатур в
органы местного самоуправления.
Статья 16. Полномочия участковой избирательной комиссии
1. Участковая избирательная комиссия:
а) организует работу по составлению основного списка
избирателей и составляет дополнительный список избирателей по
участку;
б) проводит ознакомление со списком избирателей, принимает и
рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке, решает
вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
в) оповещает население о дне выборов и месте голосования;
г) контролирует размещение предвыборных агитационных
материалов;
д) обеспечивает подготовку помещения для голосования и
избирательного оборудования;
е) организует на своем избирательном участке голосование в
день выборов;
ж) производит подсчет голосов, определяет результаты
голосования на участке и передает их в окружную избирательную
комиссию;
з) передает в архив документацию, связанную с организацией и
проведением выборов;
и) рассматривает заявления, жалобы по вопросам подготовки
выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
к) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим
Законом.
2. Срок полномочий участковых избирательных комиссий
заканчивается после признания полномочий избранных кандидатур в
органы местного самоуправления.
Статья 17. Организация работы избирательных комиссий
1. Заседание избирательной комиссии является правомочным,
если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом
решающего голоса.
2. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся
председателем или по его поручению заместителем председателя
комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной
трети членов комиссии.
3. Председатель, заместитель председателя и секретарь
территориальной, окружной и участковой избирательных комиссий
избираются на первом заседании соответствующей комиссии
большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом
решающего голоса. Данное решение доводится до сведения
избирателей.
4. Члены комиссии, как с правом решающего, так и с правом
совещательного голоса заблаговременно извещаются о заседаниях
соответствующей комиссии.
Члены комиссии вправе:
- выступать на заседании соответствующей избирательной
комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию
соответствующей избирательной комиссии и требовать проведения по
ним голосования;
- задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии
с повесткой дня и получать на них ответы;
- знакомиться с документами и материалами соответствующей
избирательной комиссии.
5. Решения избирательных комиссий об избрании председателя,
заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии о
регистрации кандидатов, об отмене регистрации, об установлении
результатов голосования или о результатах выборов, о признании
выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на
заседаниях комиссий большинством голосов от установленного числа
членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения по иным вопросам принимаются простым большинством
голосов присутствующих членов избирательной комиссии с правом
решающего голоса.
6. Протоколы избирательной комиссии подписываются
председательствующим на соответствующем заседании и секретарем.
7. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением,
принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое
мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до
сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее, чем в
трехдневный срок.
8. При рассмотрении жалоб на заседаниях избирательных
комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных
сторон.
9. Члены избирательной комиссии с правом совещательного
голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам
соответствующей избирательной комиссии.
10. Все государственные органы, органы местного
самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать
избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего
выполнения их задач.
11. В соответствии с решением территориальной, окружной
избирательной комиссий председатель, заместитель председателя,
секретарь и отдельные члены территориальной, окружных и участковых
избирательных комиссий могут работать в комиссии постоянно или
временно с отрывом от основной работы.
12. Полномочия членов избирательной комиссии с правом
совещательного голоса, назначенные избирательными объединениями, а
также кандидатами в случаях, если кандидаты, выдвинутые
избирательным объединением, были избраны, продолжаются до
окончания срока регистрации кандидатов на следующих выборах в тот
же орган или на ту же должность; полномочия остальных членов
избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через
30 дней после опубликования общих итогов выборов.
ГЛАВА IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ
Статья 18. Право выдвижения кандидатов
1. Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным
объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту
работы, службы, учебы и жительства.
2. Каждый гражданин России, обладающий избирательным правом и
постоянно проживающий на территории муниципального образования,
имеет право выдвинуть свою кандидатуру в представительный орган
местного самоуправления.
3. Каждый гражданин России, обладающий избирательным правом и
достигший 21-го года, постоянно проживающий на территории
Саратовской области не менее одного года, имеет право выдвинуть
свою кандидатуру на должность главы муниципального образования,
главы администрации города, района.
4. Гражданин Российской Федерации может избирать и быть
избранным независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям.
5. Избирательными объединениями, имеющими право на выдвижение
кандидатов, являются:
- региональные (областные, городские или районные) структуры
всероссийских и межрегиональных партий, движений и иных
общественных объединений, устав которых предусматривает участие в
выборах, которые созданы и зарегистрированы в Управлении юстиции
администрации Саратовской области не позднее, чем за шесть месяцев
до объявления дня выборов;
- областные, районные, городские партии, политические
движения, иные общественные организации, объединения( в том числе
их местные структуры), уставы которых предусматривают участие в
выборах, которые созданы и зарегистрированы в Управлении юстиции
администрации Саратовской области не позднее, чем за шесть месяцев
до объявления выборов;
- региональные отделения блоков объединений, партий,
движений, создаваемых на период проведения выборов. Блок должен
быть зарегистрирован в территориальной избирательной комиссии.
Статья 19. Порядок выдвижения кандидатов
1. Выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа
начинается с момента образования окружной избирательной комиссии и
заканчивается за 25 дней до дня выборов.
Контроль за выдвижением кандидатов осуществляет окружная
избирательная комиссия.
2. Выдвижение кандидатов на должность главы муниципального
образования, главы администрации города, района начинается с
момента регистрации территориальной избирательной комиссии и
заканчивается за 35 дней до дня выборов.
Контроль за выдвижением кандидатов осуществляет
территориальная избирательная комиссия.
3. Гражданин вправе подать заявление о своем выдвижении
кандидатом в представительный орган - в окружную избирательную
комиссию, на должность главы муниципального образования, главы
администрации города, района - в территориальную избирательную
комиссию.
Заявление должно быть подписано не менее 30 избирателями,
проживающими в данном избирательном округе (с указанием фамилии,
имени, отчества, домашнего адреса).
4. Инициатива по выдвижению кандидатов непосредственно
избирателями реализуется на собраниях по месту работы, службы,
учебы и жительства, в которых участвуют избиратели, численностью
группы не менее 30 граждан:
- соответствующего избирательного округа - при выдвижении
кандидата в депутаты представительного органа;
- соответствующей территории муниципального образования - при
выдвижении кандидата на должность главы муниципального
образования, главы администрации города, района.
Инициатива по выдвижению кандидатов подтверждается
протоколами, подписанными председателем и секретарем собрания.
5. Заявления, протоколы о выдвижении кандидата представляются
в соответствующую избирательную комиссию, которая не позднее, чем
через три дня после получения документов выдает кандидату или
уполномоченному представителю группы избирателей письменное
подтверждение о принятии документов.
6. Сбор подписей в поддержку кандидата начинается с момента
выдачи соответствующей избирательной комиссией письменного
подтверждения о приеме документов.
В поддержку кандидата должно быть собрано два процента
голосов избирателей данного округа (для кандидатов в
представительный орган), данной территории муниципального
образования (для кандидатов на должность главы муниципального
образования, главы администрации города, района).
Сбор подписей проводится по месту работы, (в том числе в
трудовых коллективах), службы, учебы, жительства, на предвыборных
мероприятиях, а также в других местах, где сбор подписей не
запрещен настоящим Законом.
Сбор подписей в трудовых коллективах не должен нарушать
правила внутреннего распорядка, трудовую дисциплину, мешать
технологическим процессам.
Сбор подписей в общественных местах, на улицах, по месту
жительства не должен нарушать общественный порядок, правила
уличного движения, право граждан на отдых и неприкосновенность
жилища.
Администрация, руководители предприятий, учреждений и
организаций обязаны оказывать содействие лицам, собирающим
подписи, выделять соответствующие места для сбора подписей.
Сбор подписей среди военнослужащих, находящихся в воинских
частях, осуществляется по согласованию с командирами воинских
частей. Командиры воинских частей содействуют организации сбора
подписей.
Администрация и трудовые коллективы предприятий, учреждений и
организаций всех форм собственности обязаны оказывать содействие в
создании равных условий для выдвижения кандидатов.
7. Подписной лист должен содержать информацию о кандидате
(фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая
должность( род занятий), постоянное место жительства кандидата,
принадлежность к избирательному объединению, либо независимый
статус, а при необходимости - сведения о его самовыдвижении).
Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает свою
фамилию, имя и отчество, год рождения, адрес, серию и номер
паспорта или другого документа удостоверяющего личность.
Подписной лист заверяется подписями лица, собиравшего подписи
с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и
номера документа, удостоверяющего личность, и лица, за выдвижение
которого собраны подписи.
Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в
приложениях настоящего Закона.
8. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных
объединений принимаются тайным голосованием на собраниях
(конференциях) этих объединений.
9. Избирательное объединение может выступать в блоке с
другими избирательными объединениями. В этом случае выдвижение
кандидатов проводится на конференциях представителей, входящих в
избирательный блок. Входящие в блок избирательные объединения не
могут на тех же выборах входить в иные блоки или выступать в
качестве самостоятельных избирательных объединений. Блоки
избирательных объединений подлежат регистрации в соответствующей
территориальной комиссии.
Статья 20. Регистрация кандидатов
1. Представление документов для регистрации кандидатов
производится в соответствующую избирательную комиссию самим
кандидатом либо его доверенным лицом в течение трех дней после
окончания периода выдвижения кандидатов.
2. Для регистрации кандидата в депутаты, на пост главы
муниципального образования, главы администрации города, района в
соответствующую избирательную комиссию предоставляются следующие
документы:
- личное заявление кандидата о согласии баллотироваться по
данному избирательному округу, на данной территории муниципального
образования с указанием фамилии, имени, отчества, место работы,
занимаемая должность (род занятий), постоянное место жительства
кандидата, паспортные данные и сведения о принадлежности кандидата
к какому-либо избирательному объединению, или сведения о его
независимом статусе;
- подписные листы в поддержку кандидата;
- протокол о выдвижении кандидата;
- обязательство кандидата в случае избрания депутатом
освободить в двухнедельный срок должность, несовместимую со
статусом депутата представительного органа местного
самоуправления.
Подписные листы представляются в избирательные комиссии в
сброшюрованном и пронумерованном виде. При их приемке
избирательная комиссия удостоверяет каждый подписной лист печатью
избирательной комиссии и затем выдает кандидату или доверенному
лицу письменное подтверждение о принятии подписных листов.
3. Избирательная комиссия проверяет соответствие порядка
выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона, на основании
представленных документов и в течение трех дней регистрирует его
либо отказывает ему в регистрации.
В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в
подписных листах, или достоверности подписей избирателей
избирательная комиссия организует соответствующую проверку
подписных листов.
В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая
избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату
или его доверенному лицу копию решения комиссии с изложением
мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение
требований федеральных законов и настоящего Закона, приговор или
решение суда.
4. Кандидат в органы местного самоуправления может быть
зарегистрирован только в одном избирательном округе.
5. Избирательная комиссия в течение пяти дней после
регистрации публикует в печати сообщение о регистрации кандидатов
с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы,
занимаемой должности ( род занятий), постоянного места жительства
кандидата, сведения о принадлежности кандидата в какому либо
избирательному объединению, или сведения о его независимом
статусе,а также выдает удостоверение о регистрации кандидата по
данному избирательному округу.
6. В случае, если в установленные сроки в избирательном
округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число
зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа
мандатов или равным ему, выборы в округе по решению
соответствующей избирательной комиссии откладываются для
дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих
избирательных действий.
7. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою
кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к этому
обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия относит на
его счет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая
выделенные на предвыборную кампанию.
8. Кандидат в депутаты представительного органа
муниципального образования регистрируется по одномандатному
избирательному округу.
ГЛАВА V. СТАТУС КАНДИДАТОВ
Статья 21. Равенство кандидатов
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные
обязанности.
Статья 22. Гарантии деятельности кандидатов
1. Кандидаты, находящиеся на государственной или
муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой
информации, на время их участия в выборах освобождаются от
выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать
преимущества своего служебного положения.
2. Кандидаты после регистрации по их личному заявлению
освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на
время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая
избирательная комиссия из средств, выделенных на организацию
подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную
компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного за
последние три месяца, предшествующие дате регистрации, но не более
десятикратного размера минимальной заработной платы, установленной
Федеральным Законом.
3. Кандидаты не могут быть по инициативе администрации
(работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или
без их согласия переведены на другую работу.
4. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий
трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до
регистрации кандидатом.
5. Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов в
пределах территории избирательного округа, в котором он
баллотируется (кроме такси) из средств соответствующей
избирательной комиссии.
6. Кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора
области к уголовной ответственности, арестован или подвергнут
мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
Об этом должна быть извещена избирательная комиссия, осуществившая
регистрацию кандидата.
7. Кандидат может иметь до 5 доверенных лиц, регистрируемых
той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала
кандидата. Доверенные лица получают от соответствующей
избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную
деятельность, способствующую избранию кандидатов. Работодатели
обязаны предоставлять доверенным лицам, по их просьбе,
неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, назначившие доверенных лиц,
вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую
избирательную комиссию, которая аннулирует выданные доверенным
лицам удостоверения.
8. Кандидат не может быть призван на военную службу до дня
опубликования итогов выборов включительно.
ГЛАВА VI. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Статья 23. Право на предвыборную агитацию
1. Кандидаты с момента их выдвижения участвуют в предвыборной
кампании на равных основаниях.
2. Граждане России, общественные объединения вправе
беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов.
3. Предвыборная агитация может осуществляться через средства
массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в
том числе собраний, встреч с избирателями, публичных предвыборных
дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и
распространения агитационных печатных материалов. Кандидат имеет
право самостоятельно определять форму и характер предвыборной
агитации через средства массовой информации. В предвыборной
агитации не могут участвовать государственные органы, органы
местного самоуправления, члены избирательных комиссий, должностные
лица государственных органов и органов местного самоуправления.
4. Журналистам, должностным лицам редакций, средств массовой
информации, должностным лицам и творческим работникам
государственных и частных телерадиокомпаний запрещается
участвовать в освещении избирательной кампании через средства
массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо
доверенными лицами кандидатов.
Статья 24. Условия проведения предвыборной агитации
через средства массовой информации
1. Кандидатам гарантируются равные условия доступа к
средствам массовой информации.
2. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные
возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной
агитации.
3. Кандидат имеет право на бесплатное предоставление ему
эфирного времени по каналам государственных и муниципальных
телерадиокомпаний на равных основаниях, а также получить за плату
время вещания сверх времени, предоставленного бесплатно. Условия
оплаты должны носить равный по отношению к кандидатам характер.
4. Средства массовой информации обязаны обеспечить равные
возможности для изложения предвыборных программ кандидатов,
придерживающихся различных политических взглядов.
5. Должностные лица государственных органов и органов
местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным
комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в
государственной или муниципальной собственности, для встреч
кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.
Статья 25. Выпуск агитационных печатных материалов
1. Кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты и иные
агитационные материалы с финансированием их из соответствующего
избирательного фонда.
2. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в
любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте только
с согласия собственника, владельца или пользователя этих объектов.
Запрещается вывешивание печатных и иных агитационных
материалов на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях,
имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а
также в помещениях избирательных комиссий и в помещениях для
голосования.
3. Агитационные материалы должны содержать информацию об
организациях и лицах, ответственных за издания, выходные данные,
издательство, тираж. Распространение анонимных материалов
запрещается. Избирательные комиссии в случаях обнаружения
подложных, анонимных материалов, не содержащих указанных выше
реквизитов, обязаны принять необходимые меры по устранению
выявленных нарушений.
4. Кандидаты обязаны в трехдневный срок с момента
опубликования представить в соответствующую избирательную комиссию
по два экземпляра каждого из видов печатного агитационного
материала.
Статья 26. Недопустимость злоупотреблений
правом на проведение предвыборной агитации
1. При проведении предвыборной агитации не допускаются
злоупотребление свободой массовой информации; агитация,
возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную
ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному
изменению конституционного строя и целостности государства,
пропаганда войны.
2. В случае совершения указанных нарушений избирательные
комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения
о регистрации кандидата.
Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок.
3. Избирательные комиссии контролируют соблюдение
установленного порядка проведения предвыборной агитации.
Статья 27. Сроки проведения агитационной кампании
1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации
кандидатов и прекращается за один день до дня выборов.
2. В день выборов любая публичная агитация запрещается.
Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и
помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.
3. За три дня до выборов и в день выборов запрещается
опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных
с предстоящими выборами, проведение агитации в помещениях
избирательных комиссий, участков.
ГЛАВА VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ
Статья 28. Финансовое обеспечение подготовки и проведения
выборов
1. Средства, выделенные из областного бюджета на организацию
и проведение выборов первого созыва, поступают в распоряжение
областной избирательной комиссии и распределяются ею между всеми
избирательными комиссиями.
2. Территориальные, окружные и участковые избирательные
комиссии представляют областной избирательной комиссии отчет о
расходах выделенных им средств не позднее 30 дней со дня
официального опубликования результатов выборов.
3. Территориальная избирательная комиссия представляет
избранному представительному органу отчет о расходовании средств
на организацию и проведение выборов не позднее 2-х месяцев после
официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет
должен быть опубликован территориальной избирательной комиссией в
средствах массовой информации не позднее одного месяца со дня его
представления в представительный орган местного самоуправления.
Статья 29. Избирательные фонды кандидатов,
порядок их создания и расходования
1. В целях предвыборной агитации допускается использование
только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
2. Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих
средств:
а) средств, выделенных кандидатам в равных размерах на
предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией;
б) собственных средств кандидата, за исключением случаев,
когда указанные средства имеют иностранные источники;
в) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
г) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его
избирательным объединением.
3. Все денежные средства избирательного фонда перечисляются и
хранятся на специальном временном счете кандидата и учитываются
отдельно.
Счет избирательного фонда открывается с разрешения
соответствующей избирательной комиссии, зарегистрировавшей
кандидата.
Право распоряжения средствами избирательного фонда
принадлежит кандидату либо по его доверенности уполномоченному
лицу.
4. Сумма пожертвований в избирательный фонд кандидата от
физического лица не может превышать 10-кратного минимального
размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день
назначения даты выборов, юридического лица - 100-кратного
минимального размера оплаты труда. Общая сумма пожертвований
физических и юридических лиц в фонд кандидата не может превышать
минимального размера оплаты труда соответственно в 100 и 1000 раз.
5. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны
иностранных государств, организаций и граждан, российских
юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного
капитала превышает 30 процентов, международных организаций и
международных общественных объединений, а также государственных
организаций и учреждений, органов местного самоуправления и
религиозных объединений.
6. Территориальная избирательная комиссия до дня выборов
обязана не менее трех раз опубликовать сведения о размерах и
источниках создания избирательных фондов на основании сведений,
представляемых кандидатом.
7. В течение 20 дней после дня выборов независимо от
результатов голосования каждый кандидат обязан предоставить в
соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и всех
источниках создания своего избирательного фонда, а также
произведенных затрат.
Избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не
позднее, чем через 45 дней после его представления в избирательную
комиссию.
8. Остатки денежных средств кандидатов после завершения
выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на
текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших
перечисления и пожертвования.
ГЛАВА VIII. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ
Статья 30. Помещение для голосования
1. Помещение для голосования предоставляется в распоряжение
участковых избирательных комиссий главами муниципальных
образований, главами администраций городов, районов,
руководителями предприятий, организаций всех форм собственности на
безвозмездной основе.
2. В помещении для голосования оборудуются кабины для тайного
голосования, определяются места выдачи избирательных бюллетеней и
устанавливаются избирательные ящики, которые должны находиться в
поле зрения членов участковой избирательной комиссии и
наблюдателей.
Статья 31. Избирательный бюллетень
1. Текст избирательного бюллетеня утверждает территориальная
избирательная комиссия.
2. В избирательный бюллетень для голосования по
одномандатному избирательному округу включаются в алфавитном
порядке все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии,
имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности (рода
занятий), места работы и жительства каждого кандидата,
принадлежности к общественному объединению или независимом
статусе.
Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой
квадрат. В конце списков кандидатов помещается строка "Против всех
кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
3. Каждый избирательный бюллетень должен иметь указание о
порядке его заполнения.
4. Избирательные бюллетени печатаются по решению
территориальной избирательной комиссии и пересылаются окружным
избирательным комиссиям не позднее, чем за 15 дней до проведения
выборов. Участковые избирательные комиссии получают от окружных
избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее, чем за
день до выборов. По каждому избирательному округу число
избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной
комиссии, не может превышать число зарегистрированных по
избирательному участку избирателей более, чем на 2 процента.
На лицевой стороне бюллетеня в правом верхнем углу ставится
печать участковой избирательной комиссии и подписи двух ее членов.
5. В случае выбытия кандидатов до дня выборов, но после
изготовления бюллетеней, окружные или участковые избирательные
комиссии по указанию территориальной избирательной комиссии
вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших
кандидатах, либо изготовляют новые избирательные бюллетени.
Статья 32. Порядок голосования
1. Голосование проводится в один из выходных дней с 6 до 20
часов. Если по избирательному участку проголосовали все
зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия
может прекратить голосование ранее 20 часов.
О времени и месте голосования участковые избирательные
комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней
до дня его проведения через средства массовой информации.
2. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов
включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту
своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на
котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена
возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного
бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной
комиссии.
Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну
голосования, исключить возможность искажения волеизъявления
избирателя. На выдаваемом ему избирательном бюллетене ставится
печать участковой (окружной) избирательной комиссии и подписи двух
членов комиссии. Заполненные бюллетени избиратель помещает в
конверт, который заклеивает и передает дежурному члену
избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится
печать участковой (окружной) комиссии и заверяется подписями двух
ее членов. Участковая комиссия отмечает проголосовавших
избирателей в своем списке.
3. В 6 часов утра в день выборов председатель каждой
участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и
предъявляет членам комиссии, присутствующим избирателям и
наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим
опечатываются.
4. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других
лиц не допускается.
При выдаче избирательных бюллетеней член участковой комиссии
проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта или
другого документа, удостоверяющего личность избирателя. Избиратель
расписывается в списке в получении бюллетеня.
5. Заполнение избирательных бюллетеней производится в
специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие
кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий
возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить
в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме
члена избирательной комиссии или наблюдателя.
Член участковой избирательной комиссии немедленно
отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из
помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или
пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом
принимается участковой избирательной комиссией с оформлением
протокола.
6. В каждом избирательном бюллетене избиратель ставит крест
или другой аналогичный знак в пустом квадрате напротив фамилии
того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате,
расположенном напротив строки "Против всех кандидатов".
7. Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный
ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов
участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за
порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех
присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его
заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии -
секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.
9. В тех случаях, когда избиратели не могут прибыть на
участок для голосования по состоянию здоровья или другим
уважительным причинам, только по их письменному заявлению
участковая избирательная комиссия организует голосование по месту
нахождения этих граждан обязательно в присутствии наблюдателей,
если последние находятся на участке для голосования, с
использованием специального переносного избирательного ящика.
Таких ящиков не может быть более трех на участке. В этом случае
члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям,
получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее
количеству письменных заявлений. Фамилии избирателей,
проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный
список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня,
а член комиссии - в его выдаче. Количество заявлений избирателей,
использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается
в отдельном акте.
Статья 33. Подсчет голосов на избирательном участке
1. По истечении времени голосования председатель участковой
избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После
этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать
только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
2. В целях исключения возможности фальсификации итогов
голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после
окончания времени голосования и проводится без перерыва только в
помещении для голосования и в присутствии всего состава комиссии и
общественных наблюдателей.
До вскрытия избирательных ящиков председатель участковой
избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии и
общественных наблюдателей погашает неиспользованные избирательные
бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего
проверяет целостность печатей и пломб на избирательных ящиках и
вскрывает их.
3. При подсчете голосов прежде всего отделяются
недействительные бюллетени, не изготовленные официально, без
отметок участковой избирательной комиссии, а также такие, в
которых крест проставлен более, чем в одном квадрате либо не
проставлен ни в одном из них, а также бюллетени, имеющие подчистки
или иного способа подделки.
При принятии решения о признании избирательного бюллетеня
недействительным участковая избирательная комиссия указывает на
его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись
подтверждается подписями не менее трех членов участковой
избирательной комиссии.
Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении
числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета
исключаются.
4. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по
итогам голосования, в котором указывается:
а) число избирателей, зарегистрированных по избирательному
участку, и число избирателей, дополнительно внесенных в список;
б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой
избирательной комиссией;
в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в
день голосования;
г) число погашенных неиспользованных бюллетеней;
д) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в
избирательных ящиках;
е) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями,
проголосовавшими на дому;
ж) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями,
проголосовавших досрочно;
з) число недействительных избирательных бюллетеней;
и) число избирательных бюллетеней, признанных
действительными;
к) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень
кандидатов;
л) число действительных голосов, поданных за каждого из
кандидатов;
м) число голосов, поданных против всех кандидатов;
н) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по
ним решения.
5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается
всем составом комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в
целом или отдельным его положением, вправе составить свое особое
мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается
соответствующая запись.
По требованию любого члена участковой избирательной комиссии
или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана
предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования.
6. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии
об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими
членами участковой избирательной комиссии с правом решающего
голоса немедленно направляется в соответствующую избирательную
комиссию, другой вместе с опечатанными избирательными бюллетенями
хранится в комиссии до окончания ее полномочий.
7. Избирательная документация, включая бюллетени, передается
в соответствующую избирательную комиссию не позднее 10 дней после
подведения результатов голосования.
Статья 34. Установление результатов выборов
1. Окружная, территориальная избирательные комиссии по
получении протоколов участковых, окружных избирательных комиссий
производят подсчет голосов путем суммирования данных, содержащихся
в этих протоколах.
2. Окружная, территориальная избирательные комиссии при
выборах по одномандатным округам составляют протокол, в котором
указывают:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по
избирательному округу и число избирателей, дополнительно внесенных
в список;
б) число избирательных бюллетеней, полученных участковыми
комиссиями;
в) число выданных избирательных бюллетеней на избирательном
участке в день голосования;
г) число погашенных избирательных бюллетеней;
д) число бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования;
е) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями,
проголосовавшими на дому;
ж) число избирательных бюллетеней, проголосовавших досрочно;
з) число недействительных бюллетеней;
и) число избирательных бюллетеней, признанных
действительными;
к) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень
кандидатов;
л) число действительных голосов, поданных за каждого из
кандидатов;
м) число голосов, поданных против всех кандидатов;
н) фамилии и инициалы избранных кандидатов;
о) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по
ним решения.
3. Члены окружной, территориальной избирательных комиссий с
правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично.
Окружная, территориальная избирательные комиссии принимает
одно из следующих решений:
- признание избранным кандидата в депутаты представительного
органа, получившего наибольшее число действительных голосов.
При равном числе полученных голосов избранным считается
кандидат, зарегистрированный раньше;
- признание избранным кандидата на должность главы
администрации города, района, получивших большее число голосов, но
не менее половины голосов избирателей, принявших участие в
голосовании.
- признание выборов по избирательному округу
недействительными, если допущенные при проведении голосования или
установлении итогов голосования нарушения не позволяют с
достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
- признание выборов по избирательному округу несостоявшимися,
если в них приняло участие меньше 25 процентов зарегистрированных
избирателей.
4. В случае, если в избирательный бюллетень было включено
более двух кандидатов на должность главы администрации города,
района и ни один из них не был избран,
территориально-избирательная комиссия назначает повторное
голосование по выборам главы администрации города, района, по двум
кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
Повторное голосование проводится не позднее , чем через 15
дней со дня установления результатов общих выборов с соблюдением
требований настоящего Закона, за исключением требования
изложенного в последнем дефисе пункта 3 статьи 34 настоящего
Закона.
Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в
средствах массовой информации не позднее, чем через два дня со дня
принятия соответствующего решения территориальной избирательной
комиссии.
Если до проведения повторного голосования остался один
кандидат на должность главы администрации города, района, по
решения территориальной избирательной комиссии, вторым кандидатом
до проведения повторного голосования признается кандидат,
получивший на общих выборах наибольшее число голосов избирателей
после кандидатов по которым территориальная избирательная комиссия
первоначально назначила повторное голосование.
По итогам повторного голосования избранным считается кандидат
на должность главы муниципального образования города, района,
получивший при голосовании более половины голосов избирателей,
принявших участие в голосовании.
5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается
соответственно всеми присутствующими членами окружной
(территориальной) избирательной комиссии с правом решающего
голоса.
Один экземпляр протокола незамедлительно направляется
соответственно в территориальную, областную избирательную
комиссию, другой хранится в комиссии до окончания ее полномочий и
формирования избирательной комиссии в новом составе.
6. По требованию любого члена избирательной комиссии или
наблюдателя избирательная комиссия предоставляет им возможность
ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него
копию в помещении избирательной комиссии. Копия протокола
заверяется избирательной комиссией.
7. Установление итогов голосования и результатов выборов в
избирательных комиссиях всех уровней (участковая, окружная,
территориальная, областная) осуществляется в присутствии
наблюдателей, представляющих кандидатов, общественные и
избирательные объединения.
8. При подписании протокола о результатах выборов члены
избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола,
вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в
протоколе делается соответствующая запись.
Статья 35. Установление общих итогов выборов
1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий по
выборам главы муниципального образования, главы администрации
города, района территориальная избирательная комиссия в течение
5-ти дней по их получении определяет итоги выборов.
2. Территориальная избирательная комиссия признает выборы по
отдельным избирательным округам недействительными, если установит,
что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов
нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью
определить результаты волеизъявления избирателей.
3. Вся документация избирательных комиссий всех уровней,
включая избирательные бюллетени, подлежат хранению в течение
одного года.
Протоколы избирательных комиссий - в течение одного года со
дня объявления даты следующих выборов.
Статья 36. Регистрация избранных депутатов,
главы муниципального образования
1. Соответствующая избирательная комиссия после подписания
протокола об итогах выборов извещает кандидата о его избрании
депутатом, главой муниципального образования, главой администрации
города, района.
2. Окружная, территориальная избирательные комиссии на
основании протокола о результатах выборов не позднее, чем через
пять дней после опубликования ими общих итогов выборов производят
регистрацию избранных депутатов, главы муниципального образования,
главы администрации города, района и выдачу им удостоверения об
избрании.
3. Избирательная комиссия может отказать в регистрации
депутата, главы муниципального образования, главы администрации
города, района и признать выборы недействительными, если в ходе
выборов или при подсчете голосов, либо определении результатов
выборов имелись нарушения настоящего Закона.
Статья 37. Опубликование итогов голосования
и результатов выборов
1. Итоги голосования по каждому избирательному участку,
результаты выборов по избирательному округу в объеме данных,
содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и
непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, должны
предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату,
наблюдателю и представителю средств массовой информации.
2. Территориальная избирательная комиссия публикует в печати
полные данные, содержащиеся в протоколах комиссии о результатах
выборов, в течение десяти дней после окончания выборов.
ГЛАВА IX. РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ
Статья 38. Оспоривание неправильности в списках избирателей
Каждый избиратель вправе заявить в участковую избирательную
комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В
течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана
проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю
письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.
Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую
избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов)
или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок,
а в день выборов - немедленно.
Статья 39. Оспоривание отказа в регистрации кандидатов
1. В случае отказа зарегистрировать отдельных кандидатов
окружная, территориальная избирательные комиссии обязаны выдать
кандидату или доверенному лицу справку с изложением мотивов
отказа.
2. Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован
соответственно в территориальную, областную избирательную комиссию
или в суд.
Статья 40. Оспоривание границ избирательных округов
1. В течение пяти дней после опубликования списка
избирательных округов границы избирательных округов в соответствии
с настоящим Законом могут быть оспорены.
Жалоба подается в территориальную избирательную комиссию,
которая в течение пяти дней осуществляет проверку жалобы и либо
производит соответствующее исправление границ избирательных
округов с опубликованием исправленной схемы, либо выдает заявителю
справку с мотивированным отклонением жалобы.
2. Отклонение жалобы территориальной избирательной комиссией
или невыполнение ею обязанности может быть обжаловано в суд в
установленном законом порядке.
Статья 41. Ответственность за нарушение настоящего Закона
При нарушении кандидатом ст. 19, 20, 22, 25, 26, 27
настоящего Закона окружная (территориальная) избирательная
комиссия выносит ему предупреждение. При повторном нарушении
окружная,территориальная избирательная комиссия отменяет решение о
регистрации этого кандидата, о чем доводится до сведения
избирателей округа.
Статья 42. Последствия подлога подписных листов
В случае обнаружения подлога подписей в подписных листах,
если количество таковых превышает три процента собранных подписей
либо, если количество оставшихся подписей недостаточно для
регистрации, согласно условиям настоящего Закона, регистрация
кандидата аннулируется решением соответствующей избирательной
комиссии.
Если подлог в указанных размерах устанавливается после
выборов, соответствующий мандат депутата, главы муниципального
образования, главы администрации города, района аннулируется в
судебном порядке.
Статья 43. Обжалование решений и действий
избирательных комиссий
1. Решения, действия или бездействия избирательных комиссий и
их должностных лиц, совершенные с нарушением настоящего Закона,
могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или суд
в порядке, установленном законом. При этом предварительное
обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является
обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам,
поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в
день выборов - немедленно.
2. Территориальная и окружная избирательные комиссии в
пределах своей компетенции рассматривают жалобы на решения и
действия нижестоящих избирательных комиссий и обязаны в течение
двух рабочих дней дать ответ по существу, а в день выборов -
немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют
дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее,
чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная
комиссия вправе принять самостоятельные решения по существу
жалобы.
Статья 44. Ответственность за нарушение
избирательных прав граждан
Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия
или угрозы его применения, подлога избирательных документов,
заведомо неправильного подсчета голосов или иным путем
препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской
Федерации своих избирательных прав либо работе избирательных
комиссий или членов избирательных комиссий или лица,
распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах либо
совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство
кандидатов, а равно лица, нарушающие статус доверенных лиц
кандидатов, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей
или условия проведения предвыборной агитации, несут
ответственность в соответствии с федеральными законами.
Статья 45. Обжалование нарушений избирательных прав граждан
1. Решения и действие (или бездействие) органов
государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений и должностных лиц, нарушающие
избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение
суда по существу жалобы, заявления является окончательным.
Статья 46. Ответственность за нарушение условий
финансирования выборов
В случае нарушения кандидатом условий статьи 29 настоящего
Закона соответствующая избирательная комиссия делает кандидату
предупреждение. Кандидат обязан принять меры по устранению
нарушений. При повторном нарушении территориальная избирательная
комиссия отменяет решение о регистрации этого кандидата, о чем
доводится до сведения избирателей округа. Если нарушения
устанавливаются после выборов, то территориальная избирательная
комиссия представляет на заседание избранного представительного
органа документированные факты нарушения.
Уголовная и административная ответственность наступает в
соответствии с действующим законодательством.
ГЛАВА Х. ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ. ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ,
ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА, РАЙОНА ВМЕСТО ВЫБЫВШИХ
Статья 47. Повторные выборы
1. Если по избирательному округу выборы были признаны
несостоявшимися или недействительными, территориальная
избирательная комиссия принимает решение о проведении в
избирательном округе повторных выборов. Сроки избирательных
действий могут быть ею сокращены, однако не более, чем на одну
треть. При этом она может принять решение о необходимости
проведения выборов окружной и участковыми комиссиями в новом
составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках.
2. В избирательных округах, где выборы дважды признавались
несостоявшимися в связи с неявкой избирателей, новые выборы могут
не назначаться при условии, что в представительный орган местного
самоуправления избрано не менее двух третей депутатов от
установленного числа.
Статья 48. Проведение выборов депутатов,
главы муниципального образования,
главы администрации города, района вместо выбывших
В случае признания полномочий депутата, главы муниципального
образования, главы администрации города, района недействительными,
а также в случае досрочного прекращения полномочий по другим
причинам в соответствующих избирательных округах, на территории
муниципального образования в трехмесячный срок с момента выбытия
депутата, главы муниципального образования, главы администрации
города, района проводятся новые выборы. Выборы назначаются
территориальной избирательной комиссией не позднее, чем за два
месяца до их проведения и организуются с соблюдением настоящего
Закона."
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу с момента
опубликования.
Исполняющий обязанности
Главы администрации
Саратовской области Л.Е.Ващенков
Приложение N 1
к Закону Саратовской области
"О выборах в органы местного
самоуправления Саратовской
области"
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в
депутаты________________________________________ по избирательному
(название органа местного самоуправления)
округу N______________________________________________ родившегося
(фамилия, имя, отчество кандидата)
"___" __________ 19___ г. ________________________________________
(занятие кандидата)
проживающего _____________________________________________________
(адрес)
---T--------------T---------T---------------T-------------T-------
N ¦ Фамилия, ¦ Год ¦ ¦ Паспорт ¦
¦ имя, ¦рождения*¦ Адрес ¦удостоверение¦Подпись
¦ отчество ¦ ¦ ¦ личности) ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
Подписной лист удостоверяю _______________________________________
(ф.,и.,о., адрес, данные паспорта
__________________________________________________________________
и подпись собиравшего подписи)
Предлагаемый кандидат_____________________________________________
(ф., и., о., и подпись)
Дата и место
__________________________________________________________________
* Для избирателей в возрасте 18 лет указывается также дата
рождения
Приложение N 2
к Закону Саратовской области
"О выборах в органы местного
самоуправления Саратовской
области"
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом на
пост Главы муниципального образования ____________________________
(название муниципального образования)
__________________________________________________________________
_______________________ _________________________________________
(фамилия, имя, отчество кандидата)
родившегося "____" __________ 19___ г. ___________________________
(занятие кандидата)
проживающего в ___________________________________________________
(адрес)
---T--------------T---------T---------------T-------------T-------
N ¦ Фамилия, ¦ Год ¦ ¦ Паспорт ¦
¦ имя, ¦рождения*¦ Адрес ¦удостоверение¦Подпись
¦ отчество ¦ ¦ ¦ личности) ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
Подписной лист удостоверяю _______________________________________
(ф.,и.,о., адрес, данные паспорта
__________________________________________________________________
и подпись собиравшего подписи)
Предлагаемый кандидат_____________________________________________
(ф., и., о., и подпись)
Дата и место
__________________________________________________________________
* Для избирателей в возрасте 18 лет указывается также дата
рождения
Приложение N 3
к Закону Саратовской области
"О выборах в органы местного
самоуправления Саратовской
области"
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом на
пост Главы Администрации _________________________________________
(города, района)
______________________________________________________ родившегося
(фамилия, имя, отчество кандидата)
"___" __________ 19 ___ г. _______________________________________
(занятие кандидата)
проживающего в ___________________________________________________
(адрес)
---T--------------T---------T---------------T-------------T-------
N ¦ Фамилия, ¦ Год ¦ ¦ Паспорт ¦
¦ имя, ¦рождения*¦ Адрес ¦удостоверение¦Подпись
¦ отчество ¦ ¦ ¦ личности) ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---+--------------+---------+---------------+-------------+-------
Подписной лист удостоверяю _______________________________________
(ф.,и.,о., адрес, данные паспорта
__________________________________________________________________
и подпись собиравшего подписи)
Предлагаемый кандидат_____________________________________________
(ф., и., о., и подпись)
Дата и место
__________________________________________________________________
* Для избирателей в возрасте 18 лет указывается также дата
рождения
|