ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 12.02.96г. N 52
г. Смоленск
Об утверждении Положения по организации подготовки населения к
действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний в этой области
Во исполнение Федерального Закона "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации подготовки
населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний в
этой области.
2. Возложить контроль за организацией подготовки населения к
действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний в этой области
на штаб по делам ГО и ЧС Смоленской области.
А. Глушенков
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением главы
администрации Смоленской
области
от 12.02.96г. N 52
П О Л О Ж Е Н И Е
Об организации подготовки населения к
действиям в чрезвычайных ситуациях и
пропаганды знаний в этой области
Настоящее положение создает правовую основу организации
подготовки различных групп населения на территории области к действиям
в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний в этой области,
юридической ответственности лиц и граждан, виновных в неисполнении его
требований.
1. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях - это
целенаправленная деятельность органов государственной власти области,
органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и
организаций, независимо от их организационно-правовых форм, по
совершенствованию знаний и навыков населения, необходимых для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
определяется Правительством Российской Федерации. Организация обучения
населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях -
обязанность соответствующих органов исполнительной власти области,
органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и
организаций.
Подготовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях среди
мер по обеспечению безопасности и защиты населения, объектов
хозяйственного и иного назначения и окружающей среды от аварий,
катастроф, эпидемий, экологических, стихийных и иных бедствий отдается
приоритетный характер.
Законодательной и нормативно-правовой основой организации
подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях являются
Конституция Российской Федерации, Закон "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера", Постановление Правительства Российской Федерации "О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций" и "О порядке подготовки населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций", другие Федеральные нормативно-правовые акты по
этим вопросам и настоящее Положение.
II. Принципы государственной политики в вопросах подготовки
населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
основывается на следующих принципах:
обязательность подготовки населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций для всех граждан области;
организация подготовки населения к действиям в чрезвычайных
ситуациях по соответствующим возрастным или социальным группам;
обучение населения тому, что необходимо для его выживания в
экстремальных условиях и принципам разумных действий в чрезвычайных
ситуациях;
сознательность и активность обучения;
использование передовых образовательных, культурных и
патриотических традиций населения России, сложившихся в борьбе с
различными бедствиями, положительного опыта зарубежных стран;
системность, последовательность, наглядность и доступность
обучения;
формирование прочных знаний, навыков и умения действовать в
чрезвычайных ситуациях у обучаемых;
выработка морально-психологической стойкости, готовности и
разумному риску при действиях в чрезвычайных ситуациях.
III. Основные задачи подготовки населения области
к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Основными задачами подготовки населения к действиям в
чрезвычайных ситуациях являются:
а) обеспечение необходимого уровня теоретической и практической
подготовки всех категорий населения к разумному поведению в
чрезвычайных ситуациях, возникших вследствие аварий, катастроф,
экологических, стихийных и иных бедствий, и умелым действиям по
ликвидации их последствий; оказанию пострадавшим от них первой
медицинской помощи, использованию основных средств и способов защиты
жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей;
б) выработка у руководителей и специалистов органов
исполнительной власти области, органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений и организаций навыков по управлению действиями
сил и средств, предназначенных для защиты населения, предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) практическая подготовка личного состава сил предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (аварийно-спасательных служб и
формирований) к действиям в сложных экстремальных ситуациях;
г) обучение всех категорий населения соблюдению мер безопасности
в чрезвычайных ситуациях.
IV. Система подготовки населения к действиям в
чрезвычайных ситуациях.
1. Система подготовки населения области к действиям в
чрезвычайных ситуациях - совокупность соответствующих органов
управления, образовательных учреждений, учебно-методических центров,
курсов, консультационных пунктов и кружков, создаваемых на
хозяйственных и иных объектах, осуществляющих подготовку различных
категорий населения способам защиты и действий в чрезвычайных
ситуациях по месту их жительства, работы либо учебы (в соответствии с
утвержденными установленным порядком программами обучения и спецификой
своего региона), а также используемых ими в этих целях форм, методов,
приемов и способов обучения.
2. Подготовка различных категорий населения области к действиям в
чрезвычайных ситуациях осуществляется согласно рекомендованным
программам:
а) населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания
путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных кино-, видео- и
диафильмов на консультационных пунктах, обязательно развертываемых при
жилищно-эксплуатационных организациях, в классах и защитных
сооружениях гражданской обороны, а также путем привлечения на
комплексные учения и объектовые тренировки по месту жительства;
б) населения, занятого в сферах производства и обслуживания и не
входящего в состав сил единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется путем проведения
специальных занятий по месту работы и самостоятельного изучения
действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением знаний и
навыков на учениях и тренировках;
в) учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений
начального, среднего и высшего профессионального образования
осуществляется в учебное время по образовательным программам в области
защиты от чрезвычайных ситуаций, утверждаемым Министерством
образования Российской Федерации и Государственным комитетом
Российской Федерации по высшему образованию, предварительно
согласованным с Министерством Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий;
г) руководителей и специалистов органов исполнительной власти
области - на ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых
Начальником гражданской обороны, а также в Академии гражданской
защиты, согласно планов подготовки этих руководителей и специалистов,
утверждаемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий;
д) руководителей, командно-начальствующего состава
невоенизированных формирований и специалистов органов местного
самоуправления - в учебно-методическом центре по гражданской обороне и
чрезвычайным ситуациям области по программам, рекомендованным или
согласованным с Министерством Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, а также в ходе учений и тренировок;
е) руководителей, командно-начальствующего состава
невоенизированных формирований и работников предприятий, учреждений и
организаций - на курсах гражданской обороны городов и районов;
ж) работников предприятий, учреждений и организаций, входящих в
состав аварийно-спасательных служб и формирований, военизированных и
специализированных формирований постоянной готовности, дислоцированных
в области, - в учебных заведениях повышения квалификации и
переподготовки кадров, учебно-тренировочных центрах, центрах
подготовки соответствующих министерств и ведомств Российской
Федерации;
з) работников предприятий, учреждений и организаций в составе
невоенизированных формирований - непосредственно по месту работы.
Исходя из местных условий, специфики производства отраслей и
объектов экономики, по согласованию с Начальником гражданской обороны
области могут быть внесены необходимые изменения в установленную
тематику занятий и время, отведенное для изучения отдельных тем.
V. Командно-штабные, тактико-специальные и комплексные
учения и тренировки по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В целях проверки подготовленности населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций и повышения ее уровня специально уполномоченные
на то органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям в соответствии с порядком, установленным Правительством
Российской Федерации, регулярно проводят на подведомственной
территории командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения
и тренировки.
При проведении командно-штабных учений в органах исполнительной
власти области и органах местного самоуправления могут в установленном
порядке привлекаться оперативные группы военного округа, гарнизонов,
соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации
(расположенных на территории области), внутренних войск и органов
Министерства внутренних дел Российской Федерации, а по согласованию с
соответствующими органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти и органами местного самоуправления - силы единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
VI. Компетенция органов государственной власти области в
вопросах организации подготовки населения к действиям
в чрезвычайных ситуациях.
Органы государственной власти области по вопросам подготовки
населения к действиям в чрезвычайных ситуациях:
а) проводят в жизнь на территории области федеральные
постановления по вопросам подготовки различных категорий населения к
действиям в чрезвычайных ситуациях;
б) определяют орган исполнительной власти, ответственный за
организацию, методическое руководство, координацию, надзор и контроль
за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) принимают, в соответствии с федеральными законами,
постановление и иные нормативные правовые акты по подготовке
населения;
г) разрабатывают и реализуют с учетом региональных
социально-экономических, экологических, культурных, демографических и
других особенностей областных программ совершенствования подготовки
населения;
д) формируют областной бюджет в части расходов на подготовку
населения, пропаганду знаний в этой области, предусматривая в
обязательном порядке фонды развития системы подготовки населения и
пропаганды, премирования их работников и соответствующие субсидии
местным бюджетам;
е) устанавливают требования к расположенным на подведомственной
территории предприятиям, учреждениям и организациям, ответственным за
подготовку населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и оказывают
им помощь по вопросам оснащенности учебно-воспитательного процесса
необходимыми средствами обучения и воспитания, учебными пособиями,
надлежащего оборудования учебных помещений, центров, полигонов и
натурных участков.
VII. Компетенция органов местного самоуправления в вопросах
организации подготовки населения к действиям в
чрезвычайных ситуациях.
Органы местного самоуправления:
а) орга |