ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2001 г. N 384
О ПРОГРАММЕ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
В целях повышения устойчивости работы железнодорожного
транспорта, безопасности и качества оказываемых услуг,
формирования единой эффективной транспортной системы страны,
снижения совокупных народно - хозяйственных затрат на перевозки
грузов железнодорожным транспортом и удовлетворения растущего
спроса на услуги, оказываемые на железнодорожном транспорте,
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу структурной реформы на
железнодорожном транспорте (не приводится).
2. Министерству экономического развития и торговли Российской
Федерации совместно с Министерством путей сообщения Российской
Федерации, Министерством Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства и с участием
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в
месячный срок разработать и представить в установленном порядке в
Правительство Российской Федерации проект положения о Комиссии
Правительства Российской Федерации по структурной реформе
железнодорожного транспорта, предложения по ее составу,
предусмотрев возложение на эту Комиссию функций по координации и
контролю реализации структурной реформы на железнодорожном
транспорте.
3. Установить, что реформирование железнодорожного транспорта
проводится в три этапа:
первый этап - 2001 - 2002 годы;
второй этап - 2003 - 2005 годы;
третий этап - 2006 - 2010 годы.
4. Первый этап реформирования железнодорожного транспорта
включает в себя:
а) реструктуризацию кредиторской задолженности предприятий
федерального железнодорожного транспорта по платежам в бюджеты
всех уровней, иным обязательным платежам и договорным
обязательствам;
б) разработку проектов законодательных и иных нормативных
правовых актов, необходимых для реализации программы структурной
реформы на железнодорожном транспорте;
в) развитие конкурентного сектора в сфере железнодорожных
перевозок, в том числе создание грузовых компаний - операторов,
владеющих собственным подвижным составом;
г) создание условий для недискриминационного доступа к
инфраструктуре железнодорожного транспорта пользователей услуг,
оказываемых на железнодорожном транспорте;
д) осуществление мероприятий по обеспечению взаимного доступа
организаций федерального железнодорожного транспорта и
организаций, владеющих инфраструктурой железнодорожного
транспорта, к инфраструктурам железнодорожного транспорта друг
друга;
е) инвентаризацию имущества предприятий железнодорожного
транспорта;
ж) разделение на железнодорожном транспорте функций
государственного регулирования и хозяйственного управления,
создание открытого акционерного общества "Российские железные
дороги";
з) продолжение приватизации и вывод из структуры федерального
железнодорожного транспорта отдельных предприятий, не связанных с
организацией движения и обеспечением аварийно - восстановительных
работ и входящих в потенциально конкурентный сектор;
и) формирование в рамках открытого акционерного общества
"Российские железные дороги" самостоятельных структурных
подразделений для осуществления отдельных видов
предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте
(пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном
сообщении, отдельных специализированных грузовых перевозок, услуг
по ремонту технических средств и производству запасных частей,
иных видов деятельности, не связанных с перевозками) и введение
раздельного учета по этим видам деятельности;
к) разработку механизма финансовой поддержки пассажирских
перевозок на железнодорожном транспорте;
л) подготовку и представление в установленном порядке
отраслевой подпрограммы федеральной целевой программы "Содействие
занятости населения Российской Федерации на 2002 - 2005 годы" в
части, касающейся железнодорожного транспорта;
м) определение механизма внешнего и внутреннего контроля
проведения структурной реформы на железнодорожном транспорте,
предусматривающего минимизацию риска потери активов и других
возможных рисков.
5. Второй этап реформирования железнодорожного транспорта
включает в себя:
а) реорганизацию открытого акционерного общества "Российские
железные дороги" путем выделения в дочерние акционерные общества
самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих
отдельные виды предпринимательской деятельности на железнодорожном
транспорте (пассажирские перевозки в дальнем следовании, отдельные
специализированные грузовые перевозки, перевозки пассажиров в
пригородном сообщении, услуги по ремонту технических средств и
производству запасных частей, а также иные виды деятельности, не
связанные с перевозками);
б) поэтапное сокращение перекрестного субсидирования;
в) создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере
грузовых и пассажирских перевозок;
г) переход к свободному ценообразованию в конкурентных
секторах;
д) создание условий для приобретения компаниями - операторами
магистральных локомотивов;
е) привлечение инвестиций для развития железнодорожного
транспорта;
ж) проработку организационно - правовых механизмов и
последствий выделения самостоятельных структурных подразделений,
осуществляющих грузовые перевозки, из открытого акционерного
общества "Российские железные дороги" и рассмотрение вопроса о
целесообразности такой реорганизации.
6. На третьем этапе реформирования железнодорожного транспорта
необходимо продолжить привлечение инвестиций для развития
железнодорожного транспорта путем продажи пакетов акций дочерних
обществ открытого акционерного общества "Российские железные
дороги" и других акционерных обществ, созданных на железнодорожном
транспорте с участием государственного капитала.
7. Министерству путей сообщения Российской Федерации совместно
с Министерством экономического развития и торговли Российской
Федерации, Министерством Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства и с участием иных
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти
обеспечить реализацию структурной реформы на железнодорожном
транспорте.
8. Рекомендовать органам законодательной и исполнительной
власти субъектов Российской Федерации:
а) принимать в пределах своей компетенции меры по решению
задач, предусмотренных Программой структурной реформы на
железнодорожном транспорте;
б) провести реструктуризацию задолженности предприятий
федерального железнодорожного транспорта в бюджеты субъектов
Российской Федерации;
в) обеспечить полную компенсацию убытков от перевозок
пассажиров в пригородном сообщении на федеральном железнодорожном
транспорте.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
|