САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТHАЯ ДУМА
П О С Т А H О В Л Е H И Е
От 11.04.1995г. N 12-125
------------ ------
г.Саpатов
О заключении Главы
Администpации на
Устав Саpатовской
области от
5.04.95г. N1-2001
Рассмотpев Заключение Главы Администpации на Устав Саpатовской
области от 5.04.95г. N 1-2001 областная Дума, в соответствии со
статьей 38 Регламента Саpатовской областной Думы и статьей 6 Положения
о Саpатовской областной Думе,
П О С Т А H О В Л Я Е Т:
1. Отклонить Заключение Главы Администpации на Устав Саpатовской
области со всеми попpавками и дополнениями.
2. Hапpавить для подписания и обнаpодования Главе Администpации
Устав Саpатовской области.
Пpедседатель Саpатовской
областной Думы А.П.Хаpитонов
У С Т А В
( О С H О В H О Й З А К О H )
С А Р А Т О В С К О Й О Б Л А С Т И
С О Д Е Р Ж А H И Е
Пpеамбула Статьи
Глава I. Саpатовская область в составе
Российской Федеpации 1-12
Глава II. Администpативно-теppитоpиальное
устpойство 13-16
Глава III. Статус человека и гpажданина
на теppитоpии области 17-25
Глава IV. Экономические основы области 26-41
Глава V. Финансы области 42-60
Глава VI. Социальная сфеpа 61-66
Глава VII. Законодательная (пpедставительная)
власть области 67-78
Глава VIII.Госудаpственная исполнительная
власть области 79-92
Глава IХ. Судебная власть 93-94
Глава Х. Госудаpственная служба и
муниципальная служба 95-99
Глава ХI. Пpавовые акты областной Думы
и Администpации области 100-106
Глава ХII. Обеспечение поpядка и безопасности 107-114
Глава ХIII.Местное самоупpавление 115-120
Глава ХIV. Заключительные положения 121-122
Именным Указом Императрицы Екатерины Великой от 13 июня 1781
года "Российская Империя" была образована Саратовская губерния. 21 мая
1928 года Саратовская губерния была включена в состав Нижне-Волжской
области на основании Постановления ВЦИК и СНК РСФСР, 11 июня 1928 года
Нижне-Волжская область была переименована в Нижне-Волжский край.
Саратовская область образована на основании Постановления ЦИК
РСФСР от 10 января 1934 года о разделении Нижне-Волжского края и
выделении из него Саратовского края, переименованного с принятием
Конституции СССР 5 декабря 1936 года в Саратовскую область. Границы
Саратовской области определены Указом Президиума Верховного Совета
РСФСР от 6 января 1954 года.
Мы, депутаты Саратовской областной Думы,
- следуя историческим традициям и нравственным принципам предков,
передавшим нам веру в добро и справедливость;
- сознавая свою ответственность перед нынешним и будущими
поколениями за политическое, социально-экономическое и культурное
развитие Саратовской области;
- стремясь обеспечить благополучие и процветание Саратовской
области, гарантировать права, свободы и безопасность населения
области;
- учитывая своеобразие естественно-исторического положения
Саратовской области и ее правовой статус субъекта Российской
Федерации;
- руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации и
Федеративного договора;
- выражая волю и интересы населения области,
принимаем настоящий Устав (Основной Закон) Саратовской области.
ГЛАВА I. САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ В СОСТАВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1. Устав - Основной Закон области
Устав области на основе Конституции Российской Федерации
устанавливает дополнительные гарантии прав и свобод граждан со стороны
органов государственной власти области, закрепляет структуру экономики
и социальной сферы, организацию управления.
Статья 2. Территория Саратовской области
Описание границ Саратовской области, содержащее необходимые
пояснения и картографические материалы, признается официальным
документом, фиксирующим границы области, и прилагается к настоящему
Уставу.
Территория и границы области не могут быть изменены без учета
мнения населения области.
Статья 3. Социальная политика в области
1. Деятельность органов государственной власти области и местного
самоуправления направлена на обеспечение достойных условий жизни и
деятельности, экологически безопасной среды обитания, развития
экономики, культуры, социальной сферы с учетом особенностей региона,
традиций, быта, этнического состава населения, сфер занятости людей.
2. Область способствует укреплению семьи и выполнению ее
воспитательных задач, оказывая особое внимание многодетным и неполным
семьям.
3. Органы государственной власти области совместно с органами
местного самоуправления, общественными объединениями принимают меры к
развитию в городах, селах и других населенных пунктах культурных,
духовных, языковых, бытовых особенностей в жизни граждан различных
национальностей, вероисповедания, уклада жизни.
4. На территории области гарантируется право на свободное
экономическое развитие личности, это право включает свободу
потребления, свободу предпринимательства и обеспечение свободной
конкуренции. В области поощряется развитие производств, способствующих
удовлетворению нужд граждан, выпускающих товары повседневного спроса.
5. В области реализуется молодежная политика, гарантирующая
молодежи возможность реализовать свои права.
6. Администрация области разрабатывает и реализует программы
социальной поддержки ветеранов войны и труда, инвалидов, пенсионеров и
других малоимущих и социально не защищенных жителей области.
7. В области обеспечиваются гарантированные государством
бесплатная медицинская помощь и полное среднее общее образование в
государственных и муниципальных учреждениях.
Статья 4. Конституционные основы статуса области
В соответствии с Конституцией Российской Федерации область
состоит в составе Российской Федерации. Как равноправный субъект
Федерации область осуществляет совместно с Российской Федерацией или
самостоятельно следующие полномочия:
а) полномочия, относящиеся к ведению Российской Федерации,
реализации которых область содействует;
б) совместные полномочия Российской Федерации и области;
в) полномочия вне пределов ведения Российской Федерации и
совместных полномочий, реализуемых областью самостоятельно.
Статья 5. Предметы совместного ведения
Российской Федерации и области
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти области и органами государственной власти
Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Федеральными Законами,Федеративным и иными
договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Реализация полномочий по предметам совместного ведения Российской
Федерации и области на территории области обеспечивается Конституцией
Российской Федерации, Федеративным и иными договорами между Российской
Федерацией и областью, Федеральными Законами, Уставом области и
другими законами и нормативными актами области.
Статья 6. Способы реализации предметов
совместного ведения
Полномочия федеральных и областных органов по предметам
совместного ведения разграничиваются на основе:
а) разделения функций управления между федеральными и областными
органами;
б) распределения предприятий и учреждений по подчиненности;
в) принятия совместных правоприменительных актов по отдельным
вопросам на основе договора.
Разграничение предметов ведения между областью и органами
местного самоуправления проводится в том же порядке.
Статья 7. Предметы самостоятельного ведения области
В соответствии с Конституцией Российской Федерации вне пределов
ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, область обладает всей полнотой государственной
власти.
К ведению области относятся:
а) принятие, изменение Устава области и областных законов,
контроль за их исполнением;
б) административно-территориальное устройство области;
в) установление структуры органов государственной власти области,
порядка их организации, формирования и деятельности;
г) областная государственная собственность;
д) определение региональной политики области и принятие областных
программ в сфере государственного, экономического, экологического и
социального развития области;
е) областной бюджет, областные налоги и сборы, областные фонды
регионального развития;
ж) административное, жилищное, земельное, водное, лесное, иное
законодательство в части, не отнесенной к ведению Российской
Федерации;
з) международные и внешнеэкономические связи области;
и) областная государственная служба и муниципальная служба;
к) иные вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской
Федерации и совместного ведения Российской Федерации и области.
Статья 8. Статуc и правовая система области
1. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации,
Федеральными законами и настоящим Уставом.
Статус области не может быть изменен без ее согласия.
Область самостоятельно решает вопросы изменения своего
наименования.
Изменение статуса, наименования области, а также ее разделение
или объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть
осуществлены по взаимному согласию Российской Федерации и области в
соответствии с Федеральным Конституционным Законом с учетом
волеизъявления большинства граждан области, обладающих избирательным
правом.
2. Правовую систему области составляют Конституция Российской
Федерации, федеральное законодательство, настоящий Устав, законы и
иные правовые акты области.
Статья 9. Передача полномочий
Органы государственной исполнительной власти области вправе, в
соответствии с законами Российской Федерации и области, передать часть
своих полномочий федеральным исполнительным органам государственной
власти, органам исполнительной власти других субъектов Федерации и
органам местного самоуправления.
Статья 10. Межрегиональные и международные связи
Область в лице своих органов государственной власти
самостоятельно устанавливает связи с иными субъектами Российской
Федерации, а также во внешнеэкономических и международных отношениях.
Статья 11. Территориальная принадлежность области
На территорию области распространяется суверенитет Российской
Федерации.
Область как субъект Российской Федерации неотделима от нее.
Статья 12. Федеральные органы на территории области
В области, в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
действуют территориальные федеральные органы в пределах полномочий
Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и
Саратовской области.
Областная Дума и Администрация области оказывают указанным
органам содействие в их деятельности и создании необходимых условий
для работы.
ГЛАВА II. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
Статья 13. Административно-территориальное устройство
Область составляют города областного значения и сельские районы.
Перечень городов и районов прилагается к Уставу.
Города могут иметь в своем составе районы; районы включают села,
поселки, города районного значения.
Административным центром области является город Саратов. Статус
города Саратова определяется законом, принимаемым Думой.
Статус города Саратова как субъекта местного самоуправления
определяется Уставом города.
Статья 14. Полномочия области по
административно-территориальному устройству
Область самостоятельно решает вопросы административно-
территориального устройства на основе мнения населения, выраженного
путем местного референдума соответствующих городов, районов, других
административно-территориальных образований.
Статья 15. Целостность территории области
Преобразования в административно-территориальном устройстве
области решаются областной Думой при участии органов местного
самоуправления, либо в форме областного или местного референдума.
Статья 16. Символы
Область, ее города, районы, поселки, села могут иметь символы.
Символы области утверждаются законом области.
ГЛАВА III. СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ
Статья 17. Права человека на территории области
Каждому человеку, проживающему или временно находящемуся на
территории области, гарантируются права и свободы, установленные
Конституцией Российской Федерации, Законами и международными нормами,
охрана жизни, здоровья, чести, достоинства и его имущества.
В области признаются многопартийность, свобода вероисповедания.
Все партии, общественные объединения равны перед Законом.
На территории области не допускаются тайный политический сыск,
цензура, создание внесудебных и других органов, чья деятельность
направлена на попрание или ущемление прав и свобод человека и
гражданина.
Статья 18. Гражданин, проживающий на территории области
Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в области,
имеют дополнительные права и обязанности, которые устанавливаются
представительными органами власти.
При объявлении чрезвычайного положения на основе закона
Российской Федерации о чрезвычайном положении дополнительные
обязанности граждан и других лиц могут быть также установлены
исполнительными органами власти с последующим утверждением областной
Думой.
Статья 19. Статус других физических лиц
Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать
установленный правовой режим пребывания на территории области.
Статья 20. Социальное обеспечение граждан
Каждому гражданину в соответствии с законодательством Российской
Федерации и установленным в области социальным минимумом гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери кормильца, по беременности и родам, пособия семьям, имеющим
детей, по безработице, а также компенсации за проживание в зоне
экологического риска.
Статья 21. Гарантии прав и свобод человека и гражданина
Каждому гражданину Российской Федерации и другим лицам на
территории области гарантируется защита прав и свобод, возмещение
вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной
власти области или их должностных лиц.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной
власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и
должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
Статья 22. Административная ответственность в области
Областная Дума устанавливает правила, за нарушение которых
предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации
административная ответственность. Санкции за правонарушения при этом
избираются из числа установленных законодательством Российской
Федерации.
Статья 23. Выборы депутатов и должностных лиц
В соответствии с законодательством граждане избирают депутатов в
представительные органы власти, Глав Администраций в области.
Статья 24. Референдум
Высшими непосредственными формами выражения власти населения
области являются референдум и народное голосование.
Областной референдум может быть проведен в соответствии с
законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом по решению
областной Думы, Главы Администрации области в порядке, определяемом
областным законом, или по инициативе населения при наличии не менее
100 тысяч подписей. Референдум считается состоявшимся, если в нем
приняло участие более половины граждан, обладающих избирательным
правом и постоянно проживающих на территории области.
Принятое референдумом решение имеет высшую юридическую силу по
отношению к любым нормативным правовым актам области и может быть
отменено только путем референдума, проводимым не ранее чем через год
после принятия решения.
Статья 25. Обсуждение населением вопросов
жизнедеятельности области
Граждане могут в индивидуальном порядке или коллективно
обращаться в представительные и исполнительные органы власти с
заявлениями, предложениями, жалобами в соответствии с
законодательством.
Наиболее важные вопросы жизнедеятельности области выносятся по
предложению областной Думы, Администрации области на народное
обсуждение. Средства массовой информации освещают обсуждение.
Областная Дума и Администрация области обеспечивают гласность в
своей работе и деятельности других органов области, открытость
заседаний Думы, организуют обязательную систематическую
информированность населения о своей работе, возлагая эту обязанность
на конкретных должностных лиц с извещением о том населения. Областная
Дума и ее комитеты могут проводить публичные слушания соответствующих
органов и должностных лиц по вопросам жизни области с участием
граждан, представителей трудовых коллективов и общественности.
ГЛАВА IV. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЛАСТИ
Статья 26. Формы собственности
в экономической системе области
Экономическую систему области составляют: государственная
собственность (областная собственность и федеральная собственность,
имеющаяся в области); муниципальная, частная и иные формы
собственности, закрепленные Конституцией Российской Федерации и
настоящим Уставом и защищаемые равным образом.
Экономическая система обеспечивает жизнедеятельность области и
субъектов местного самоуправления, служит основой благосостояния,
удовлетворения социально-культурных потребностей населения и развития
экономики Федерации.
Статья 27. Разграничение объектов федеральной,
областной и муниципальной собственности
Разграничение объектов государственной собственности в области на
федеральные и областные устанавливается Федеральным Законом и
принимаемым в соответствии с ним законом области.
Разграничение объектов собственности области на областные и
муниципальные устанавливается федеральным законодательством и актами
областной Думы.
Статья 28. Передача объектов собственности области
в муниципальную собственность
Объекты областной собственности могут быть переданы в
муниципальную собственность:
а) по инициативе областной Думы и Администрации области при
согласии соответствующих органов местного самоуправления;
б) по предложениям органов местного самоуправления, направленным
в Администрацию области.
При решении вопросов о передаче объектов собственности
учитываются их направленность на обслуживание потребностей местного
значения и наличие местных ресурсов, необходимых для функционирования
этих объектов.
Статья 29. Полномочия областных органов власти
в отношении объектов федеральной собственности
Областная Дума и Администрация области в отношении объектов
федеральной собственности, имеющихся на территории области, ведут
контроль за эффективным размещением ее производственных и социальных
объектов, рациональным использованием природных ресурсов, охраной
окружающей среды, выполнением мер по социальной защите населения.
Статья 30. Передача объектов федеральной собственности
в собственность области, хозяйственное ведение
и оперативное управление областных органов власти
Областные органы государственной власти в пределах своей
компетенции вправе вносить в органы Российской Федерации представления
о передаче в собственность области предприятий и иных объектов
федеральной собственности, обеспечивающих жизнедеятельность области и
занимающих на областном рынке товаров (работ, услуг) доминирующее
положение.
По представлению и с согласия областных органов государственной
власти объекты федеральной собственности могут быть переданы в их
хозяйственное ведение и оперативное управление.
Статья 31. Компенсация при изъятии и передаче
областной собственности в федеральную
В случае изъятия объектов областной собственности и передачи их в
федеральную собственность область получает за них полную компенсацию в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 32. Содействие предпринимательской деятельности
Областные органы государственной власти в целях удовлетворения
социально-культурных и бытовых потребностей населения области,
наполнения рынка области продовольственными и промышленными товарами
содействуют путем установления соответствующих приоритетов финансовой,
налоговой и бюджетной политики, предпринимательской деятельности,
основанной на всех формах собственности, развитию производства товаров
народного потребления, оказанию услуг населению области, созданию
рабочих мест.
В области защищаются потребители и поддерживается общественная
деятельность по защите их прав.
Областные органы государственной власти содействуют развитию
конкуренции на территории области. Любые действия организаций,
учреждений, предприятий, а также должностных лиц и граждан,
направленные на ограничение свободы конкуренции преследуются по
закону.
Статья 33. Порядок использования объектов,
не являющихся областной собственностью
В целях обеспечения жизнедеятельности области и удовлетворения
потребностей ее населения областные органы государственной власти на
договорной основе с соответствующими собственниками вправе
использовать объекты федеральной, муниципальной собственности, частной
собственности юридических и физических лиц, собственности общественных
организаций, совместных предприятий и другие объекты, не входящие в
состав областной собственности.
Статья 34. Областная собственность -
форма государственной собственности
Областная собственность является формой государственной
собственности. Областные исполнительные органы власти осуществляют
правомочия собственника в объеме и порядке, установленных областной
Думой.
К областной собственности относятся объекты, переданные области в
результате разграничения государственной собственности или
приобретенные в соответствии с законодательством Российской Федерации
и международным правом.
Статья 35. Объекты областной собственности
В областной собственности находятся:
- средства областного бюджета и областных внебюджетных и валютных
фондов;
- земли, закрепленные в собственность области в установленном
порядке;
- природные объекты, энергетические ресурсы, объекты инженерной
инфраструктуры и другие, имеющие областное значение;
- имущество областной Думы и органов администрации области как
юридических лиц;
- предприятия и объединения, учреждения народного образования
науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, другие
учреждения, созданные или приобретенные за счет средств области или
переданные области в установленном порядке;
- объекты собственности области, находящиеся за пределами области
в соответствии с соглашениями, договорами или по другим основаниям и
на основе федерального, областного, а также законодательства
соответствующих зарубежных стран.
Статья 36. Управление и распоряжение объектами
областной собственности
Управление и распоряжение объектами областной собственности
осуществляет Администрация области в соответствии с федеральным и
областным законодательством.
Перечень объектов областной собственности утверждается областной
Думой. Реестр объектов собственности и финансовых активов области не
реже одного раза в два года рассматривается и утверждается областной
Думой.
Статья 37. Закрепление объектов областной собственности
за предприятиями и учреждениями
Имущество, являющееся областной собственностью, может быть
закреплено Администрацией области за областными предприятиями и
организациями на правах хозяйственного ведения; учреждениям, состоящим
на областном бюджете, имущество передается в их оперативное
управление.
По согласованию с областной Думой областная собственность может
быть передана в трастовое (доверительное) управление хозяйствующим
субъектам и предпринимательским структурам с условием перечисления
части полученной прибыли в областной бюджет.
Статья 38. Использование земель и природных ресурсов
Порядок владения, пользования и распоряжения землей, недрами,
водными, лесными и другими природными ресурсами регулируется
законодательством Российской Федерации и законами области.
Статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной
договоренности федеральных и областных органов власти в соответствии с
протоколом, утвержденным Государственной Думой Российской Федерации и
областной Думой.
Областные органы государственной власти в пределах своих
полномочий осуществляют контроль за целевым, экологически безопасным
соответствующим законодательству использованием земель и природных
ресурсов на территории области независимо от их форм собственности;
обеспечивают охрану природных ресурсов, сохранение и улучшение
окружающей среды.
Статья 39. Область - участник внешнеэкономических связей
Область является самостоятельным участником внешнеэкономических
связей, осуществляемых в интересах развития ее экономики и
удовлетворения потребностей населения при соблюдении соответствующих
положений Конституции и законов Российской Федерации, Устава и законов
области.
Статья 40. Формы внешнеэкономических связей области
Внешнеэкономические связи области осуществляются в форме:
а) заключения соглашений с зарубежными партнерами о реализации и
приобретении продукции за счет средств валютных фондов и на иной
основе;
б) учреждения акционерных обществ и товариществ с участием
иностранного капитала;
в) организации приграничной торговли;
г) заключения договоров и соглашений на привлечение зарубежных
инвестиций и кредитных ресурсов для развития экономики области.
Используются и другие формы, не противоречащие законодательству
Российской Федерации.
Статья 41. Экономические, экологические
и социальные планы и программы
В целях обеспечения жизнедеятельности области, удовлетворения
потребностей населения в области осуществляется экономическое,
экологическое и социальное планирование по отдельным направлениям.
Планирование проводится на следующих основных началах:
- сочетание интересов области с интересами каждой ее
административно-территориальной единицы;
- координация с экономической, экологической и социальной
политикой Федерации;
- направленность на комплексное, рациональное, эффективное и
экологически безопасное развитие всех отраслей производства и
социальной сферы области;
- определение приоритетности объектов, исходя из их значения для
удовлетворения первоочередных потребностей и повышения благосостояния
населения, для окружающей среды и восстановления природных ресурсов,
укрепления экономического потенциала области;
- обеспечение намечаемых планов и программ необходимыми
материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами.
ГЛАВА V. ФИНАНСЫ ОБЛАСТИ
Статья 42. Финансовые ресурсы области
Финансовые ресурсы области составляют средства областного и
местных бюджетов, внебюджетных целевых и валютных фондов, предприятий,
организаций и учреждений, находящихся в областной и муниципальной
собственности, кредитные ресурсы, а также ассигнования из федерального
бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Финансовые ресурсы, состоящие в областной собственности, не
закрепленные за предприятиями, организациями и учреждениями и
сосредоточенные в областном бюджете, областных внебюджетных и валютных
фондах, находятся в непосредственном распоряжении областных органов
власти.
Средства местных бюджетов, местных внебюджетных целевых и
валютных фондов относятся к собственности субъектов местного
самоуправления области и находятся в распоряжении органов местного
самоуправления.
Органы исполнительной власти области определяют общий баланс
финансовых и кредитных ресурсов. В пределах своих полномочий органы
законодательной и исполнительной власти регулируют и контролируют их
распределение и использование.
Статья 82. Присяга Главы Администрации
Глава Администрации области приносит присягу в областной Думе:
"Вступая в должность главы Администрации области, клянусь соблюдать
Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, Устав
области, законы области". Присяга приносится на совместном заседании
областной Думы и Коллегии Администрации не позднее 20 дней после
избрания Главы Администрации области.
Статья 83. Полномочия Главы Администрации области
Глава Администрации:
а) организует исполнение полномочий Администрации, закрепленных в
настоящем Уставе; б) формирует в установленном настоящим
Уставом и законом об администрации порядке органы управления и
структурные подразделения в составе администрации, направляет их
деятельность на принципах единоначалия, законности и гласности;
в) назначает в установленном порядке заместителей Главы
Администрации;
г) формирует Коллегию Администрации и организует обсуждение ею
основных вопросов деятельности Администрации; решения Коллегии
оформляются постановлением или распоряжением Главы Администрации;
д)утверждает Положения Коллегии, об органах и основных
структурных подразделениях Администрации;
е) принимает постановления и распоряжения по вопросам компетенции
Главы Администрации;
ж) дает согласие, совместно с областной Думой, на назначение
руководителей исполнительных органов федерального подчинения;
з) приостанавливает и отменяет акты органов управления в составе
Администрации в случае из незаконности;
и) приостанавливает исполнение актов Глав Администраций местного
самоуправления до решения суда;
к) осуществляет другие полномочия в рамках полномочий области как
субъекта Федерации, определенные настоящим Уставом и другими законами.
Статья 84. Досрочное прекращение полномочий
Главы Администрации
Глава Администрации области прекращает исполнение полномочий
досрочно в случае его отставки или отрешения от должности.
Отставка Главы Администрации возможна по его заявлению или в
случае стойкой невозможности по состоянию здоровья осуществлять
принадлежащие ему полномочия.
Отрешение Главы Администрации возможно:
1) в случае нарушения законов Российской Федерации, Устава и
законов области при наличии заключения Конституционного Суда
Российской Федерации;
2) по результатам областного референдума, проведенного по
инициативе населения (при наличии 100 тысяч подписей) или областной
Думы. В случае подтверждения референдумом (проведенным по инициативе
областной Думы) полномочий Главы Администрации, областная Дума уходит
в отставку.
В случае отрешения Главы Администрации от должности новые выборы
назначаются Думой не позднее, чем через три месяца.
Статья 85. Заместители Главы Администрации области,
их полномочия
Заместители Главы Администрации области назначаются Главой
Администрации.
Полномочия заместителей Главы Администрации области определяются
в соответствии с распределением должностных обязанностей Главой
Администрации. В случае отсутствия Главы Администрации или
невозможности выполнения им своих полномочий, его полномочия исполняет
первый заместитель.
Статья 86. Отрасли и сферы деятельности
Администрации области
Администрация области осуществляет свою деятельность в следующих
отраслях и сферах государственного управления:
- планирование, бюджет, финансы и учет;
- управление собственностью области, взаимодействие с
предприятиями, учреждениями и организациями различных форм
собственности;
- контроль за использованием земельного фонда и других природных
ресурсов, охраной окружающей природной среды;
- жилищное хозяйство;
- благоустройство территории и охрана природы;
- промышленность и сельское хозяйство;
- энергетика, инженерное обеспечение;
- строительство и реконструкция;
- транспорт, дорожное хозяйство;
- связь и коммуникации;
- торговля, общественное питание, коммунальное, бытовое и иные
виды обслуживания населения;
- труд и занятость населения;
- здравоохранение, социальное обеспечение;
- образование, культура и спорт;
- законность, порядок и безопасность, охрана прав и свобод
граждан и собственности;
- предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их
последствий;
- иные сферы, связанные с обеспечением жизнедеятельности области.
Управление отраслями и сферами, обслуживающими население,
осуществляются с учетом мнений субъектов местного самоуправления и
носит характер регулирования и координации.
Статья 87. Полномочия Администрации области
1. В целях управления отраслями и сферами, указанными в статье 91
настоящего Устава, Администрация области:
а) разрабатывает текущие и перспективные государственные
программы социально-экономического развития области, проекты
областного и консолидированного бюджетов области, определяет источники
доходов и направления расходования валютных и внебюджетных фондов
области, обеспечивает выполнение принятых программ и бюджета,
представляет отчеты областной Думе об исполнении бюджета;
б) разрабатывает и реализует финансовую, инвестиционную политику
в области, принимает меры по ограничению монополизма;
в) проводит государственную политику ценообразования и оплаты
труда; содействует организации государственного и частного страхования
и единой системы учета и статистики;
г) разрабатывается и реализует меры по развитию социальной сферы
области, росту благосостояния населения, охране его труда и здоровья,
организует систему социальной защиты населения и обеспечивает ее
функционирование;
д) осуществляет мероприятия по воспитанию, образованию, охране
семьи, материнства и детства; разрабатывает и реализует меры по
развитию культуры и науки; принимает меры по реализации
государственной молодежной политики;
е) осуществляет мероприятия по развитию объектов
жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта, связи;
создает условия для развития предприятий торговли, бытового и других
видов обслуживания населения; осуществляет мероприятия по защите прав
потребителей;
ж) организует строительство объектов областного значения за счет
средств областного бюджета; утверждает градостроительные нормативы и
документацию, организует лицензирование строительного производства;
з) разрабатывает и обеспечивает выполнение программ по охране
природы, рациональному природопользованию, выдает лицензии на
недропользование; организует контроль за соблюдением природоохранного
законодательства;
и) обеспечивает рациональное размещение производительных сил;
содействует комплексному экономическому и социальному развитию
городов, районов и населенных пунктов области;
к) осуществляет внешнеэкономическую деятельность;
л) разрабатывает и реализует меры по защите интересов области,
охране всех форм собственности, по обеспечению и защите прав и свобод
граждан;
м) осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по
обеспечению порядка и безопасности граждан, общества, государства;
н) оспоривает в суде противоречащие законодательству акты
областной Думы и представительных органов местного самоуправления;
о) разрабатывает положения об органах управления и структурных
подразделениях Администрации;
п) организует воинский учет и подготовку граждан к военной
службе, их призыв на военную службу, военные сборы и по мобилизации,
выполняет мобилизационные планы и задания, участвует в планирование и
обеспечении мероприятий по гражданской территориальной обороне;
р) осуществляет мероприятия по защите населения и территории от
чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
с) представляет к награждению государственными наградами
Российской Федерации;
т) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией,
Уставом и законом области.
Статья 88. Согласование правовых актов
Думы и Администрации
Органы законодательной и исполнительной власти области
взаимодействует на основе принципа разделения властей.
Постановления и распоряжения Главы Администрации области
направляются в трехдневный срок со дня принятия в областную Думу.
Областная Дума вправе обратиться к Главе Администрации с предложением
о внесении изменений и дополнений в указанные акты или об их отмене,
может обжаловать их в судебном порядке.
Правовые акты, принятые областной Думой, направляются в
трехдневный срок со дня принятия Главе Администрации, который может
обратиться в Думу с предложением об их приостановлении, отмене,
дополнении и изменении, обжаловать в судебном порядке.
Статья 89. Заключения Администрации области
по законопроектам области
Администрация области представляет обязательные заключения по
проектам нормативных актов области о введении или отмене налогов,
освобождении от их уплаты, о выпуске областных займов, об изменении
финансовых обязательств области, другим законопроектам,
предусматривающим расходы, покрываемые за счет областного бюджета.
Статья 90. Полномочия Главы Администрации в Думе
Глава Администрации области вправе:
- участвовать в открытых и закрытых заседаниях Думы;
- предлагать вопросы в повестку дня заседания Думы;
- вносить на рассмотрение Думы проекты законов и иных правовых
актов Думы;
- выступать с докладом или содокладом по вопросам повестки дня
заседания Думы;
- иметь постоянного представителя в областной Думе;
- делегировать на заседания Думы представителей других органов
исполнительной власти;
- вносить правовые акты областной Думы на повторное рассмотрение.
Первоочередному рассмотрению в областной Думе подлежат проекты
правовых актов, внесенных Главой Администрации.
Статья 91. Доклады Главы Администрации в областной Думе
Областная Дума заслушивает ежегодно доклад Главы Администрации
области о деятельности исполнительной власти по бюджетной и
социально-экономической политики в области.
Статья 92. Порядок разрешения споров
Споры областной Думы с органами исполнительной власти по вопросам
их полномочий, принятия правовых актов и иным вопросам решаются путем
создания на паритетной основе согласительных комиссий на срок не более
одного месяца. При отсутствии согласия по истечении установленного
срока спор разрешается в судебном порядке.
ГЛАВА IX. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 93. Органы правосудия
Судебная власть в области осуществляется судами в порядке,
предусмотренном федеральным законодательством, посредством
гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Статья 94. Судебная система
Судебная система в области устанавливается в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и Федеральными Конституционными
Законами.
Создание чрезвычайных судов не допускается.
Статус судьи определяется Конституцией Российской Федерации и
Федеральным Конституционным Законом.
ГЛАВА X. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
Статья 95. Правовые основы службы
в государственных органах области
Служба в областной Думе, Администрации области, других
государственных органах и учреждениях области регулируется
Конституцией Российской Федерации, Федеральным законодательством,
настоящим Уставом и законом области.
Статья 96. Государственный служащий
Лица, занятые трудовой деятельностью в органах власти и
управления области, считаются состоящими на государственной службе. В
состав государственных служащих входят: руководители, специалисты,
вспомогательный персонал.
Статус государственных служащих определяется Федеральным Законом
"О государственной службе", и соответствующим Законом области.
Статья 97. Должностные лица
К должностным лицам из числа служащих относятся руководители
государственных органов и структурных подразделений, их штатные
заместители, а также лица, осуществляющие исполнительно-
распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Статья 98. Муниципальный служащий
Лица, занятые трудовой деятельностью в органах местного
самоуправления, в муниципальных учреждениях и предприятиях, состоят на
муниципальной службе.
Статья 99. Правовой статус муниципальных служащих
Статус муниципальных служащих определяется законом области о
муниципальной службе.
Муниципальному служащему при переходе на государственную службу
засчитывается его служба на муниципальной должности.
ГЛАВА XI. ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
И АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ
Статья 100. Законность правовых актов. Виды актов
Акты областной Думы и администрации области принимаются по
вопросам, входящим в их компетенцию на основе Конституции Российской
Федерации, настоящего Устава и законов.
Областная Дума в соответствии с Конституцией Российской Федерации
вправе принимать законы, постановления и иные правовые акты.
Статья 101. Нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты принимает областная Дума.
Правовые акты, устанавливающие права и обязанности граждан, и
акты с административной санкцией вступают в действие не ранее, чем
через 15 дней после их опубликования средствами массовой информации.
Статья 102. Правоприменительные акты
Правоприменительные акты принимаются Председателем областной
Думы, Главой Администрации и его заместителями, другими органами и
должностными лицами, имеющими на то право, в процессе реализации своих
полномочий и предписаний компетентных органов и должностных лиц.
Правоприменительные акты именуются распоряжениями (Председателя
Думы, заместителя Председателя), постановлениями и распоряжениями
(Главы Администрации), распоряжениями и приказами руководителей других
органов.
Статья 103. Договоры и другие соглашения
Администрация области может быть участником договоров,
предусмотренных законодательством, заключаемых в интересах населения
области.
Статья 104. Основания приостановления и отмены
правовых актов областной Думы
и Администрации области
1. Для рассмотрения и признания акта незаконным являются
следующие основания:
а) обжалование акта (гражданами, общественными объединениями и т.
п.);
б) протест прокурора;
в) представление Главы Администрации на постановление областной
Думы и законы области;
г) представление областной Думы на постановления и распоряжения
Главы Администрации;
д) результаты проверок контрольных федеральных органов.
2. Приостановление (отмена) актов областных органов
осуществляется органом, принявшим акт, либо в судебном порядке.
Статья 105. Приостановление действия актов
министерств и ведомств на территории области
Областная Дума вправе приостанавливать действие
правоприменительных актов федеральных отраслевых органов
государственного управления (министерств, государственных комитетов,
служб, агентств), противоречащих законодательству или интересам
населения области, высказанным на референдуме.
Статья 106. Публикация и толкование правовых актов
Законы и иные правовые акты области обнародуются путем
опубликования в "Бюллетене областной Думы" и в областной печати.
Официальное толкование вступивших в силу актов дают органы,
принявшие акты.
ГЛАВА XII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 107. Государственный порядок и безопасность
В соответствии с законодательством Российской Федерации на
территории области действуют: правила государственного порядка,
устанавливаемые федеральными органами государственной власти, правила
порядка управления, устанавливаемые федеральными и областными органами
государственной власти; правила общественного порядка, устанавливаемые
государственными органами и органами местного самоуправления.
Статья 108. Правила безопасности личности,
общества, государства
В соответствии с законодательством Российской Федерации на
территории области действуют правила обеспечения безопасности
личности, общества, государства, устанавливаемые государственными
федеральными и областными органами.
Статья 109. Обязанность соблюдать и охранять
порядок и безопасность
1. Граждане, должностные лица, а также организации, независимо от
форм собственности и ведомственной подчиненности, обязаны соблюдать
требования государственного порядка, порядка управления, общественного
порядка и правила безопасности личности, общества, государства.
2. Все государственные органы на территории области, должностные
лица обязаны обеспечивать и охранять, в пределах своей компетенции,
государственный порядок, порядок управления, общественный порядок,
правила безопасности личности, общества, государства; несут
ответственность за обеспечение и охрану порядка и безопасности.
Статья 110. Надзор за законностью актов
областной Думы и Администрации области
В соответствии с Конституцией и Законом "О прокуратуре Российской
Федерации" прокурор области осуществляет надзор за исполнением на
территории области Конституции Российской Федерации и законов
Российской Федерации, Устава и законов области.
Статья 111. Органы внутренних дел. Милиция
Органы внутренних дел на территории области призваны защищать
жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы
общества и государства от противоправных посягательств, вести активную
борьбу с преступлениями и другими правонарушениями.
Начальник областного Управления внутренних дел назначается и
увольняется Министром внутренних дел по согласованию с областной
Администрацией с последующим утверждением областной Думой. Временное
исполнение данной должности допускается в течение не более 3 месяцев.
Администрация области и органы местного самоуправления вправе
дополнительно за счет средств соответствующих бюджетов и долевого
участия физических и юридических лиц создавать милицию общественной
безопасности (муниципальная милиция), подразделения муниципальной
пожарной охраны.
Статья 112. Обеспечение безопасности
Безопасность личности, общества и государства на территории
области в соответствии с Законом Российской Федерации обеспечивают
территориальные органы соответствующих федеральных служб.
Областная Дума и Администрация области получают информацию о
деятельности названных государственных структур и координируют их
деятельность в пределах своей компетенции.
На территории области запрещается использование армии и
подразделений милиции против своего народа, включая мирные
демонстрации, шествия, митинги, пикеты.
Статья 113. Адвокатура. Нотариат
Областная Дума и Администрация области оказывают содействие
учреждениям адвокатуры и нотариата в объеме и формах, предусмотренных
действующим законодательством.
Статья 114. О правовом статусе граждан
в условиях чрезвычайного положения
Вопросы, связанные с введением чрезвычайного положения в области,
решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и
области.
На период чрезвычайного положения применяются лишь те
ограничения, которые установлены законодательством Российской
Федерации.
ГЛАВА XIII. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 115. Право на местное самоуправление
В области гарантируется право на осуществление местного
самоуправления, позволяющего населению самостоятельно и под свою
ответственность решать вопросы местного значения в соответствии с
законодательством Российской Федерации и области.
Статья 116. Субъекты местного самоуправления
Субъектами местного самоуправления являются самоуправляющиеся
объединения граждан, проживающих в границах Административно-
территориальных единиц области.
Местные объединения жителей осуществляют свои полномочия
непосредственно (выборы, референдум, собрания) и через образуемые ими
органы местного самоуправления.
Территория субъекта местного самоуправления может быть изменена с
учетом мнения ее жителей.
Все органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность
гласно и под контролем жителей.
Статья 117. Порядок формирования органов
местного самоуправления
Органы местного самоуправления формируются на основе всеобщих,
равных и прямых выборов при тайном голосовании. Порядок проведения
выборов устанавливается областным законом.
В населенных пунктах с числом жителей менее 1000 человек
представительные органы местного самоуправления могут не создаваться,
а властные функции осуществляться собраниями (сходами) граждан
непосредственно. Решения о порядке формирования и функциях
исполнительных органов (должностных лиц) местного самоуправления в
таких случаях принимаются в соответствии с Конституцией Российской
Федерации.
Статья 118. Разграничение предметов ведения
органов местного0 2самоуправления
Предметы ведения органов местного самоуправления составляют
вопросы местного значения в пределах, установленных Законом области и
отдельные вопросы областного значения, переданные органам местного
самоуправления.
Реализация переданных органам местного самоуправления
государственных полномочий подконтрольна органам государственной
власти области.
Полномочия, предоставляемые органам местного самоуправления,
должны быть целостными, обеспечивающими решение вопросов местного
значения.
Органы местного самоуправления могут добровольно заключать
двусторонние и многосторонние соглашения, объединяться в ассоциации,
создавать совместные органы.
Местное самоуправление вправе:
- самостоятельно управлять муниципальной собственностью;
- формировать, утверждать и исполнять местный бюджет;
- устанавливать местные налоги и сборы;
- осуществлять охрану общественного порядка;
- решать иные вопросы местного значения.
Статья 119. Гарантии местного самоуправления
1. Экономическую основу местного самоуправления составляют
муниципальное имущество, природные и финансовые ресурсы, необходимые
для осуществления задач и функций местного самоуправления.
Органы власти области обеспечивают создание условий для
выравнивания уровня жизни на территории субъектов местного
самоуправления.
2. Местное самоуправление в области гарантируется правом на
судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в
результате решений государственных органов области; компенсацией
ущерба в случаях нанесения субъекту местного самоуправления, его
природной среде в результате производственной и иной деятельности
предприятий, учреждений и организаций любых форм собственности.
3. Порядок и основания прекращения полномочий органов местного
самоуправления определяются положением (Уставом) местного
самоуправления и областным законом.
Статья 120. Территориальное общественное самоуправление
По инициативе населения субъектов местного самоуправления могут
образовываться органы территориального общественного самоуправления
(уличные, поселковые, квартальные и иные комитеты, советы).
Органы местного самоуправления могут передавать органам
территориального общественного самоуправления некоторые свои функции,
материальные и финансовые ресурсы на договорной основе, если это не
противоречит федеральным и областным законам.
ГЛАВА XIV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 121. Принятие Устава, вступление в силу
1. Устав Саратовской области принимается областной Думой на своем
заседании.
Устав области принимается двумя третями от числа избранных
депутатов.
2. Устав области вступает в силу со дня официального его
опубликования.
3. Правовые акты области, принятые на ее территории до вступления
в силу настоящего Устава, действуют в части, не противоречащей Уставу
области.
Статья 122. Поправки к Уставу. Пересмотр Устава
1. Предложения о поправках и пересмотре положений Устава области
могут вносить: председатель областной Думы, Глава Администрации
области, группа депутатов областной Думы численностью не менее семи
человек; население - путем сбора не менее 25000 подписей; областной
суд, арбитражный суд, прокурор области, а также не менее трех выборных
органов местного самоуправления городов, районов.
2. Поправки и предложения к Уставу области считаются принятыми,
если за них проголосовало не менее двух третей от числа избранных
депутатов областной Думы.
3. Закон области о внесении изменений и дополнений в Устав
области принимается Думой после одобрения поправок и предложений к
Уставу не менее, чем двумя третями выборных органов местного
самоуправления.
|