ПОСТАНОВЛЕНИЕ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ОТ 22.12.94 Г. N 9-83
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КИНЕМАТОГРАФИИ
В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Саратовская областная Дума, рассмотрев состояние
кинематографии в области, отмечает, что ухудшение экономического
положения в регионе отрицательно сказалось и на развитии этой
отрасли. Анализ показывает также, что отсутствие государственного
протекционизма в производстве и прокате отечественных фильмов не
позволяет использовать большие возможности, заложенные в
кинематографе, в духовном обогащении людей. Кроме того, высокие
эксплуатационные расходы вынуждают многих руководителей
кинозрелищных предприятий демонстрировать, в основном,
коммерческие зарубежные фильмы.
В результате резко сократились зрительская аудитория, число
сельских киноустановок. В городах и районах идет явное и скрытое
перепрофилирование кинотеатров. В области демонстрируется до 90
процентов фильмов зарубежного производства, отсутствуют кинофильмы
для детей. В киноискусстве на первый план выходит западная
масскультура в ущерб нравственному и духовному воспитанию
населения и особенно молодежи.
Создавшееся в кинематографии положение вызывает большую
тревогу у населения области, его депутатского корпуса.
Учитывая важнейшее значение киноискуссва, его влияние на
духовное и нравственное воспитание населения. Саратовская
областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить разработанную комитетом по науке, культуре,
образованию и работе с молодежью совместно с кинокомитетом
администрации области концепцию политики сохранения и развития
кинематографии в Саратовской области (Приложение N 1).
2. Рекомендовать администрации области разработать программу
сохранения и развития кинематографии в Саратовской области на 1995
год не позднее 1 февраля 1995 года и представить на утверждение в
областную Думу.
3. Рекомендовать администрации области при разработке
программы запланировать в консолидированном бюджете специальные
средства для сохранения и развития кинематографии в регионе,
обеспечения деятельности кинозрелищных предприятий в сельской
местности и укреплении их материально-технической базы, в т.ч.
централизованного приобретения автотранспорта,
кинотехнологического оборудования, предусмотреть в бюджете на 1995
год финансирование сельской киносети и финансовую поддержку
муниципальных кинотеатров в городах Саратове, Балаково, Балашове,
Вольске, Энгельсе; государственного предприятия
"Саратовтелефильм", Нижне-Волжской кинохроники с целью создания
кинолетописи Саратовской области, документальных и
научно-популярных фильмов, включая фильмы для детей и подростков;
государственного предприятия "Облкиновидеопрокат" для пополнения
областного фонда лучшими отечественными и зарубежными фильмами;
областного производственного предприятия "Кинотехпром".
4. Предложить администрации области заключить соглашение с
комитетом Российской Федерации по кинематографии о создании в
городах Саратове, Балаково, Энгельсе, Балашове фирменных
кинотеатров (кинозалов) российского фильма.
5. С целью сохранения сельских киноустановок и кинематографии
как единой отрасли рекомендовать объединениям, администрациям гг.
Вольска, Маркса, Пугачева, администрациям Воскресенского,
Балтайского, Петровскского, Романовского, Татищевского,
Турковского, Саратовского и Перелюбского районов пересмотреть
ранее принятые решения о слиянии дирекций киносети с управлениями
и отделами культуры.
6. Рекомендовать администрации области уточнить отраслевую
управленческую структуру киносети, положение о статусе и
полномочиях кинокомитета, дирекциях киносети, городских
кинотеатрах и представить их на утверждение в областную Думу не
позднее 1-го квартала 1995 года.
7. Предложить администрации области рассмотреть вопрос о
создании областного внебюджетного фонда поддержки и развития
кинематографии на территории области.
8. Образовать организационный комитет по подготовке и
проведению мероприятий, посвященных празднованию в 1995-1096 гг.
100-летия мирового и российского кинематографа (Приложение N 2).
9. На основании временного положения о приватизации
кинозрелищных предприятий на территории Саратовской области,
утвержденного Главой администрации области, предложить Главе
администрации г. Саратова (Маликову А.Н.) приостановить
приватизацию крупных кинотеатров областного центра и запретить
приватизацию специализированного детского кинотеатра "Пионер".
Председатель областной Думы
А.П.Харитонов
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению Саратовской областной Думы
от 22.12.94 г. N 9-83
Концепция
региональной политики сохранения
и развития кинематографии
в Саратовской области
Введение
Удовлетворение духовных запросов человека через киноискусство,
важнейшей области человеческой деятельности, является
конституционным правом каждого гражданина независимо от
национального и социального происхождения, языка, пола,
вероисповедания, политических убеждений, места жительства,
имущественного положения и образовательного ценза ,профессии и
прочих обстоятельств.
Настоящая концепция сохранения и развития кинематографии и
Саратовской области разработана исходя из необходимости
сбалансированного сочетания государственной политики как на
федеральном, так и на региональном уровне.
Функционирование субъектов кинематографии всех форм
собственности на территории области регулируется "Основами
законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.92 г. N
3612-1, другими Законами и подзаконными актами федерального и
регионального уровня.
1. Положение дел в отечественном кинематографе. Состояние
отрасли в регионе. Актуальность проблемы региональной политики
сохранения и развития кинематографии.
Острый кризис, который переживает сегодня отечественный
кинематограф, связан не только с общей депрессией, в которой
находится экономика страны, но и с теми изменениями, которые
принесла новая модель кинематографа. Появление нерегулируемого
проката, представленного многочисленными коммерческими фирмами
привело к засилью на экранах театров, телевидения и видео
западных фильмов (85 процентов), в большинстве - американских
(более 60 процентов), расчитанных исключительно на сиюминутный
коммерческий успех.
Основная часть производимых отечественных фильмов не доходит
до широкого экрана по той причине, что свободный кинорынок
отторгает их как неконкурерентноспособную с коммерческой точки
зрения продукцию.
По ряду причин, в том числе экономических и социальных,
сокращается число зрителей в кинотеатрах, сужается состав
зрительской аудитории.
Значительное ухудшение социально-экономического положения,
начиная с 1991 года, отрицательно сказалось на развитии отрасли в
Саратовской области.
Демонополизация производства и показа отечественных фильмов,
либерализация цен на кинозрелищные мероприятия, на отечественное и
импортное оборудование, удорожание производственных затрат, резкое
увеличение стоимости фильмокопий отечественных картин привели к
сокращению выпуска и проката в регионе отечественной
киновидеопродукции (10 - 15 процентов в год).
Высокие зксплуатационные расходы на содержание из-за растущих
тарифов на коммунальные услуги (электро- и тепловая энергия, вода,
топливо, арендная плата) вынуждает многих директоров кинозрелищных
предприятий демонстрировать коммерческие фильмы зарубежного
производства, повышать цены на билеты, сокращать количество
сеансов.
Для того, чтобы выжить в условиях сокращения дотаций на
покрытие убытков, в кинотеатрах устанавливаются игровые автоматы,
фойе сдаются под сомнительные дискотеки, пивбары и коммерческие
магазины.
Кинотеатрами, эфирным и кабельным телевидением фактически
игнорируется проблема воспитания населения, особенно молодежи и
детей. Известное всему миру отечественное детское кино исчезает с
экранов.
Крайне снизился социальный статус кинотеатров. Многие из них
пустуют, в некоторые из объектов культуры превращаются в
криминогенные зоны.
Важно подчеркнуть, что кино было и остается наиболее
распространенным и демократическим средством организации досуга
сельского населения. Несмотря на развитие телевидения и видео,
показ кинофильмов по своему удельному весу по-прежнему занимает
значительное место в культурной жизни на селе.
К сожалению, в последние годы кинообслуживание сельских
жителей ухудшается. Так, в 1990 году в области имелось свыше 1300
киноустановок в малых населенных пунктах, крупных селах, поселках
городского типа и районных центрах. На 01.01.94 г. муниципальная
киносеть насчитывала 889 киноустановок, в том числе 69
стационарных кинотеатров. Сельская киносеть за три года
сократилась более чем на одну треть за счет ликвидации профсоюзной
киносети, в связи с закрытием ветхих и аварийных помещений,
требующих капитального ремонта, физической изношенности
киноаппаратуры.
Вся сельская киносеть, и находящаяся на бюджетном
финансировании, убыточна. Выделение средств на покрытие убытков
без учета индексации цен резко сократило ее эксплуатационные
возможности. Ухудшилось обеспечение дирекций киносети
автотранспортом, бензином, запасными частями к проекционной
технике и другими материалами. Доставка фильмокопий на село,
содержание помещений, где демонстрируются фильмы, оплата труда
киномехаников, запасных частей, ремонт и профилактика
киноаппаратуры стоит немалых средств и, неокупаемых ценами на
билеты. Несвоевременная выплата заработной платы трудящимся села
лишает их возможности посещать кинозрелищные предприятия, что
усугубляет ситуацию. Приобщение сельских зрителей к искусству кино
значительно сузилось.
В результате посещаемость кинозрелищных мест в регионе
сократилась в 1993 году вдвое по сравнению с 1992 годом.
Уменьшилась за этот же период численность киноработников почти на
500 человек, которая на 01.01.94 г. составила 1045 единиц.
Негативную роль в сворачивании сельской киносети играет
ликвидация дирекций киносети в ряде городов области (Балтайском,
Воскресенском, Вольском, Марксовском, Саратовском, Татищевском,
Романовском, Турковском, Перелюбском) и передача ее функций
местным управлениям культуры, которые оказываются не в состоянии
управлять сложной в техническом и эксплуатационном отношении
отраслью.
В труднейших экономических и производственных условиях
работают известные в стране Саратовские кинопроизводящие
организации - Нижне-Волжская студия кинохроники и государственное
предприятие "Саратовтелефильм", которые призваны вносить свою
посильную лепту в спасение и возрождение кинотеатрального рынка
России, а вместе с ним и кинематографа как социального института и
феномена отечественной культуры.
2. Актуальность проблемы. Цели и задачи региональной политики
в деле сохранения и развития кинематографии в Саратовской области
Создавшееся положение в отечественном кинематографе и
состояние отрасли в регионе вызывают нарекания жителей, тревогу
общественности и депутатского корпуса, требуют безотлагательного
вмешательства властных структур, принятия правовых и
организационных мер областной Думой, администрациями области,
городов и районов. В первую очередь речь идет об обеспечении
деятельности объектов кинематографии с целью сохранения, создания
и распространения культурных ценностей отечественного и мирового
киноискусства.
Учитывая сильнейшее влияние киноискусства на общественное
сознание и общественную психологию, перед кинематографией ставится
цель активного участия в духовном и нравственном развитии региона,
эстетическом и патриотическом воспитании населения Саратовской
области, выдвигаются задачи:
- создания в условиях рыночных отношений благоприятных условий
для публичной демонстрации и распространения на территории области
отечественных фильмов, в том числе и производства местных студий;
- формирования современной правовой базы деятельности объектов
кинематографии всех форм собственности в регионе:
- реализации положений Указа Президента Российской Федерации
"О протекционистской политике Российской Федерации в области
отечественной кинематографии и мероприятиях в связи со 100-летием
мирового и Российского кинематографа" от 15.04.94 г. N 785,
определившего основные принципы региональной политики в области
кинематографии.
3. Основные направления региональной политики
Предполагается осуществление на территории области следующих
направлений развития кинематографа:
- обеспечение общедоступности культурных ценностей
киноискусства для всех граждан;
- сохранение и развитие единой целостной отраслевой системы
кинематографии для публичной демонстрации и проката
киновидеофильмов в зрелищных предприятиях (кинотеатрах, сельских
киноустановках), а также по каналам эфирного и кабельного
телевидения;
- координация и регулирование деятельности государственных
(муниципальных) киновидеозрелищных предприятий и прокатных
организаций, обеспечивающих кинообслуживание населения в области;
- поощрение через правовые и экономические рычаги, в том числе
налоговые и кредитные льготы, деятельности альтернативных
предприятий и организаций, направленной на распространение и
рекламу лучших отечественных фильмов;
- осуществление финансовой поддержки деятельности
государственных (муниципальных) зрелищных предприятий,
кинопроизводящих студий, прокатных организаций и, при
необходимости, негосударственных предприятий кинематографии,
расположенных на территории области;
- стимулирование посредством налоговых льгот, кредитов,
приоритетной передачи зданий и другими способами создание
государственных (муниципальных) и негосударственных, в том числе
частных, организаций, занимающихся кинематографической
деятельностью, направленной на укрепление и сохранение сельской
киносети, развитие ее материально-технической базы;
- регулирование и ограничение процесса приватизации
киновидеозрелищных предприятий, имея в виду сохранение сети
сельских киноустановок, кинотеатров, являющихся культурными
центрами в жилых микрорайонах г.Саратова, городах областного
подчинения, небольших городах и поселках, а также специальных
детских кинотеатров;
- сохранение в приватизированных киновидеозрелищных
предприятиях кинематографической деятельности;
- обеспечение киновидеообслуживанием льготных категорий
населения, установление социальных гарантий работникам
киновидеозрелищных предприятий;
- развитие благотворительности, меценатства и спонсорства в
области кинематографии;
- содействие созданию кинематографических общественных
организаций, ассоциаций, союзов и иных объединений в целях борьбы
с монополизмом по распространению киновидеопродукции в регионе.
4. Пути реализации региональной политики в сфере
кинематографии
Проведение в жизнь региональной политики в сфере
кинематографии возможно за счет:
1. Разработки и утверждения ежегодных комплексных программ
сохранения и развития кинематографии.
2. Нормативного регулирования отношений, складывающихся в
области кинематографии, в том числе:
- лицензирования деятельности, связанной с публичной
демонстрацией и распространением киновидеофильмов на территории
области;
- принятия нормативных актов, позволяющих пресекать незаконное
получение доходов от киновидеопоказа и применять четкий перечень
санкций за допущенные нарушения установленных норм, условий и
правил;
- установления квот на показ отечественных фильмов в
репертуаре кинотеатров и программах кабельного телевидения и др.
3. Совершенствование структуры государственных органов
управления кинематографией на территории области, четкого
определения их статуса и полномочий.
4. Повышения конкурентноспособности отечественных кинолент
путем протекционистской политики; создания фирменных
государственных (муниципальных) кинотеатров российского фильма;
проведения областных фестивалей, кинонедель отечественных фильмов,
премьер новых отечественных фильмов, встреч с популярными
кинорежиссерами и актерами; обеспечения специальными заказами
Нижне-Волжской студии кинохроники и государственного предприятия
"Саратовтелефильм".
5. Осуществления направленной кадровой политики, включая
подготовку и повышение квалификации работников кинематографии; а
также информационное и методическое обеспечение деятельности
кинематографа, введение отраслевого статистического учета и
отчетности.
6. Осуществления контроля за соблюдением нормативных актов в
сфере киновидеообслуживания населения и экспертизы содержания
репертуара кинотеатров, других зрелищных предприятий, студий
эфирного и кабельного телевидения путем создания
экспертно-репертуарного совета по кино; введения контроля за
выполнением условий аренды зданий, помещений кинозрелищных
предприятий.
7. Материально-финансовой поддержки деятельности предприятий и
организаций кинематографии:
- бюджетное финансирование кинозрелищных муниципальных
предприятий сельской киносети, неприватизированных кинотеатров
городов и районных центров области, специализированных детских
кинотеатров, государственных фирменных кинотеатров Российского
фильма;
- выделение бюджетных средств государственному предприятию
"Облкиновидеопрокат" для пополнения регионального фонда
фильмокопий лучших отечественных и зарубежных кинофильмов;
Нижне-Волжской студии кинохроники на создание кинолетописи
области; государственному предприятию "Саратовтелефильм" для
создания фильмов в виде альманаха о прошлом и настоящем в истории
Саратовской области;
- частичное бюджетное финансирование негосударственных
кинозрелищных предприятий и организаций проката, осуществляющих
репертуарную политику, основанную на приоритете продвижения к
экрану лучших отечественных фильмов, благотворительную
деятельность, показ и прокат фильмов, посвященных 50-летию Победы
в Великой Отечественной войне, 100-летию мирового и отечественного
кинематографа;
- выделение бюджетных средств на рекламу и пропаганду в
прессе, на радио и телевидении ведущими киноведами и кинокритиками
лучших кинопроизведений отечественного и мирового кино;
- формирование внебюджетных фондов развития кинематографии и
установление местных сборов на нужды развития киноискусства;
- обеспечение строительства и благоустройства зданий и
сооружений муниципальных организаций кинематографии.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Постановлению Саратовской областной Думы
от 22.12.94 г. N 9-83
Состав
организационного комитета
по подготовке и проведению мероприятий,
посвященных празднованию в 1995-1996 г.г.
100-летия мирового и Российского кинематографа
Чуриков Владимир Михайлович - заместитель главы
администрации области
Малетин Виктор Владимирович - председатель комитета по
науке, культуре,
образованию и работе с
молодежью Саратовской
областной Думы
Лотарев Владимир Васильевич - вице-мэр г.Саратова
Кияненко Илья Федорович - начальник управления
культуры Администрации
Саратовской области
Кашкин Владимир Иванович - директор ГТРК
"Саратов"
Большеданов Павел Владимирович - начальник финансового
управления администрации
Саратовской области
Денисова Тамара Ивановна - директор Саратовского
облкиновидеопроката
Петров Анатолий Николаевич - председатель кинокомитета
администрации
Саратовской области
Наймушин Андрей Олегович - директор ТОО "Стар"
Лунько Дмитрий Алексеевич - кинорежиссер телестудии
"Саратовтелефильм"
Начинько Владимир Алексеевич - директор нижневолжской
студии кинохроники
Забелина Ирина Михайловна - директор кинотеатра
"Пионер"
Валюков Дмитрий Александрович - доцент СГУ
Семенюк Владимир Кузьмич - доцент СГУ
|