УТРАТИЛ СИЛУ
ЗАКОН Саратовской области от 19.03.2001 N 12-ЗСО
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Саратовской областной Думой
17 ноября 1994 года
ОГЛАВЛЕНИЕ
Статья 1. Общие положения
Статья 2. Бюджетная система области
Статья 3. Налоговая система области
Статья 4. Бюджетное послание Главы администрации области,
представление проекта бюджета и порядок его рассмотрения
Статья 5. Исполнение бюджета
Статья 6. Контроль за исполнением бюджета и рассмотрение
отчета об исполнении областного бюджета
Глава администрации
Саратовской области
Ю.В.БЕЛЫХ
г. Саратов
______________________________________________________________________________
Статья 1. Общие положения
1.1. Закон о бюджетном процессе в Саратовской области
регламентирует деятельность органов власти по составлению,
рассмотрению, утверждению и исполнению областного бюджета и
устанавливает его отношения с бюджетами других уровней.
1.2. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное
регулирование, представляющее собой частичное перераспределение
финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней в бюджетной
системе области.
1.3. Бюджетный процесс Саратовской области строится в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации,
а также правовыми актами администрации области, Саратовской
областной Думы и настоящим Законом.
1.4. К ведению исполнительного органа власти относятся
составление проекта соответствующего бюджета, исполнение этого
бюджета, контроль за использованием выделенных бюджетных
ассигнований и представление отчета об исполнении бюджета в
областную Думу.
К ведению представительного органа власти относятся
рассмотрение проекта соответствующего бюджета, утверждение этого
бюджета, контроль за его исполнением, утверждение отчета об его
исполнении.
1.5. Бюджет утверждается сроком на один календарный
(финансовый) год с 1 января по 31 декабря включительно.
Статья 2. Бюджетная система области
2.1. В бюджетную систему области (консолидированный бюджет
области), как самостоятельные части, включаются: областной бюджет,
районные и городские бюджеты районов и городов, районные в городе,
городские в районе, сельские и поселковые бюджеты.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных
источников доходов и правом определять направления их
использования и расходования. Каждый бюджет, входящий в бюджетную
систему области, самостоятельно составляется, рассматривается и
утверждается соответствующими органами власти и местного
самоуправления. Вмешательство любых других органов и организаций в
процессе разработки, утверждения и исполнения соответствующего
бюджета не допускается, если иное не предусмотрено
законодательством и настоящим Законом.
2.2. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой
базой, использованием единой бюджетной классификации, единством
формы бюджетной документации, предоставлением необходимой
статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на
другой для составления консолидированных бюджетов территорий.
Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов
всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих
доходных источников.
Единство бюджетной системы реализуется через единую
социально - экономическую, включая налоговую, политику.
2.3. Экономические отношения между областным бюджетом и
консолидированными бюджетами районов и городов области строятся на
базе сложившейся бюджетной обеспеченности населения
соответствующих районов и городов в разрезе отраслей народного
хозяйства и социально - культурной сферы(образования, культуры,
здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и
спорта), а также с учетом потребности средств для выравнивания
уровня жизни населения и защиты малообеспеченных слоев населения.
2.4. Нормативы минимальной бюджетной обеспеченности
разрабатываются администрацией области, согласовываются с
районными и городскими органами исполнительной власти. При этом
учитываются взаимоотношения, возникающие при передаче части
полномочий от областных органов власти районам и городам, либо от
органов местного самоуправления областным органам власти.
В связи с изменением уровня цен нормативы бюджетной
обеспеченности подлежат индексации, порядок проведения которой
разрабатывается администрацией области.
2.5. Показатели сложившейся бюджетной обеспеченности, а также
нормативы минимальной бюджетной обеспеченности используются при
формировании налоговой системы области, нормативов закрепленных и
регулирующих доходов, при определении дотаций, субсидий и
субвенций, подлежащих передаче из областного бюджета в местные
бюджеты.
Статья 3. Налоговая система области
3.1. В состав налоговой системы Саратовской области входят:
- отчисления от регулирующих федеральных налогов, сборов,
пошлин в бюджетную систему области, областные налоги, сборы,
пошлины и льготы по ним, местные налоги и сборы;
- нормативы разграничения областных и поступающих в бюджетную
систему области отчислений от федеральных регулирующих налогов,
сборов, пошлин между областным бюджетом и бюджетами городов и
районов области (кроме районов в городе и городов районного
подчинения);
- другие налоговые нормативы в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
3.2. Областная Дума утверждает следующие показатели налоговой
системы области:
- ставки областных налогов (налог на имущество предприятий,
лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными
предприятиями из водохозяйственных систем, разовый сбор за право
свободной торговли товарами народного потребления и другие
областные налоги);
- формы и размеры платы за пользование недрами;
- порядок определения нормативов разграничения федеральных и
областных налогов, сборов, пошлин между областным бюджетом и
бюджетами городов и районов (кроме районов в городе и городов
районного подчинения) области в соответствии с полномочиями
областной Думы, предоставленными законодательством Российской
Федерации;
- категории предприятий, которым предоставляются льготы по
налогам в той их части, которая поступает в областной бюджет;
направления использования прибыли или источники ее образования, по
которым могут быть предоставлены льготы; величину этих льгот;
порядок и условия предоставления такого рода льгот администрацией
области.
3.3. Льготы по налогам в той их части, которая поступает в
областной бюджет, устанавливаются ежегодно областной Думой для
отдельных категорий плательщиков по видам деятельности или по
отраслевому признаку.
Указанные льготы устанавливаются областной Думой на срок не
более одного года. Срок действия указанных льгот устанавливается
по предложениям администрации области, либо комитета по бюджетно -
финансовой политике, экономическому развитию и использованию
собственности области областной Думы, одновременно с принятием
решения о льготах.
Льготы по всем налогам применяются только в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.
Предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный
характер (отдельным предприятиям), а также по критерию вида
собственности или места регистрации, не допускается, если иное не
установлено законодательными актами Российской Федерации.
3.4. Налоговая система области, за исключением ее элементов,
указанных в части 5 пункта 3.2 устанавливается на долгосрочный
период и может быть пересмотрена областной Думой по представлению
администрации области либо комитета по бюджетно - финансовой
политике, экономическому развитию и использованию собственности
области областной Думы в случаях:
- изменения налоговой системы в Российской Федерации;
- существенной и длительной несбалансированности областного
бюджета.
3.5. Дифференцированные или единые нормативы разграничения
областных налогов, сборов и пошлин, отчислений от федеральных
налогов, сборов и пошлин (регулирующие доходы) между областным
бюджетом и бюджетами городов и районов определяются администрацией
области, согласовываются с главами администраций соответствующих
городов и районов и утверждаются областной Думой одновременно с
утверждением областного бюджета и консолидированного бюджета
области.
3.6. Нормативы зачисления областных и отчислений от
федеральных регулирующих налогов, сборов и пошлин в местные
бюджеты устанавливаются исходя из фактического их поступления на
территории и потребностей формирования доходов местных бюджетов на
уровне, достаточном для обеспечения сложившейся бюджетной
обеспеченности населения городов и районов, с учетом распределения
полномочий между органами местного самоуправления этих городов и
районов и областными органами управления.
При этом фактический уровень бюджетной обеспеченности может
быть меньше, чем сложившийся в предшествующем финансовом году,
если областной бюджет принимает на себя удовлетворение нужд
населения городов и районов, ранее финансировавшихся за счет
местных бюджетов.
3.7. Увеличение уровня закрепленных доходов, полученное в
текущем финансовом году и явившееся результатом финансово -
хозяйственной деятельности на территории города или района, а
также как следствие введения в установленном порядке местных
налогов и сборов, не может служить основанием для снижения
нормативов отчислений от регулирующих доходов на следующий
финансовый год при прочих равных условиях.
3.8. В случае несбалансированности и дефицитности бюджетов
местных уровней администрация области вправе предусмотреть из
областного бюджета дотации, субсидии и субвенции, величина,
порядок и условия, предоставления которых утверждаются областной
Думой одновременно с утверждением бюджета.
Статья 4. Бюджетное послание Главы администрации области,
представление проекта бюджета и порядок его рассмотрения
4.1. Администрация области при составлении проектов бюджетов
(консолидированного и областного), уточнении областного бюджета и
взаимоотношений областного бюджета с бюджетами районов и городов в
ходе их исполнения, областная Дума при рассмотрении проектов
бюджетов, утверждении областного бюджета и его уточнении в ходе
исполнения в пределах своей компетенции соответственно вправе:
- определять объем финансирования мероприятий по
социально - экономическому развитию области в пределах планируемых
бюджетных доходов, предоставленных доходов, предоставленных
дотаций, субсидий и субвенций, а также с учетом привлекаемых
заемных средств;
- определить целевое направление в использовании средств
областного бюджета: на инвестиции областных программ; на
совместные программы с другими областями и республиками в составе
Российской Федерации; на внешнеэкономическую деятельность; на
мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований,
выделенных из внебюджетного фонда экологии);
- на восстановление памятников природы и культуры;
благоустройство городов, поселков, сел, на содержание и
капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального
назначения, сети дорог (сверх выделяемых ассигнований из дорожного
фонда), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и
социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и
спорта, средств массовой информации; на содержание органов
государственной власти и управления и на иные цели;
- увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходования
средств на содержание жилищно - коммунального хозяйства,
учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты
населения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов
милиции и общественной безопасности, на охрану окружающей среды и
на другие цели;
- определять в установленном порядке в пределах имеющихся
средств дополнительные льготы и пособия, дотации на определенные
виды товаров и услуг, а также иные затраты на оказание помощи
отдельным категориям населения, нуждающимся в социальной защите;
- образовывать в пределах объема доходов бюджета резервные и
целевые фонды;
- объединять на договорной основе средства областного бюджета
со средствами иных бюджетов, а также предприятий, учреждений,
организаций, общественных объединений и граждан для финансирования
строительства, ремонта и содержания объектов производственного и
непроизводственного назначения.
4.2. Для полного учета всех финансовых ресурсов, а также
определения средней финансовой обеспеченности администрация
составляет территориальный свободный финансовый баланс.
Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности,
расположенные на территории области, включая налоговые службы и
органы статистики, по запросам администрации обязаны безвозмездно
представлять сведения, необходимые для составления баланса.
4.3. Глава администрации области организует подготовку
бюджетного послания, составляет и определяет:
- прогноз социально - экономического развития области;
- прогноз свободного баланса финансовых ресурсов области;
- контрольные цифры проектов консолидированного бюджета
области и областного бюджетов;
- структуру доходов и расходов консолидированного бюджета
области и областного бюджета.
4.4. Бюджетное послание, содержащее предложение по составлению
проекта бюджета будущего года, направляется Главой администрации
области в областную Думу не позднее 1 августа текущего года.
4.5. Председатель областной Думы обеспечивает доведение
бюджетного послания до всех депутатов и организует его обсуждение.
4.6. Комитет областной Думы по бюджетно - финансовой политике,
экономическому развитию и использованию собственности области
рассматривает бюджетное послание, предложения других комитетов
Думы и по результатам рассмотрения не позднее, чем через месяц
после получения бюджетного послания областной Думой от Главы
администрации области, вносит свои предложения на заседание
областной Думы, которая принимает решение, определяющее бюджетную
политику и принципы составления проекта бюджета.
4.7. Проекты консолидированного и областного бюджетов
представляются Главой администрации области областной Думе не
позднее, чем через два месяца после утверждения бюджетной политики
областной Думой. В случае, если Правительством Российской
Федерации не доведены до субъектов Федерации основные направления
бюджетной политики, бюджетное послание Главы администрация области
и проекты бюджетов представляются одновременно не позднее
1 октября.
4.8. Рассмотрение проекта бюджета начинается после
представления письма Главы администрации области о внесении
проекта бюджета на рассмотрение областной Думой, к которому должны
прилагаться
- основные показатели (прогноз) социально - экономического
развития области;
- прогноз поступления доходов;
- план текущих расходов (бюджет текущих расходов);
- план финансирования инвестиционной и инновационной
деятельности (бюджет развития);
- проект консолидированного бюджета области;
- проектируемые нормативы отчислений в местные бюджеты от
регулируемых доходов и налогов;
- намечаемые дотации и субвенции органам местного
самоуправления;
- оборотная кассовая наличность на конец планируемого периода;
- справки к проекту областного бюджета и проекту
консолидированного бюджета с оценкой исполнения бюджетов
предшествующего и текущего финансового года.
4.9. Прогноз поступления доходов должен содержать перечень
всех налогов, сборов и других источников доходов, поступающих в
бюджетную систему области, в разрез областного бюджета и бюджетов
районов и городов с указанием нормативов их распределения по
бюджетной системе.
4.10. Бюджет текущих расходов должен содержать подробный свод
расходов по направлениям, функциям, программам в разрезе отраслей
и структурных подразделений администрации области, а бюджет
развития направления капитальных вложений и пообъектный перечень.
4.11. Отдельно планируется величина оборотной кассовой
наличности на конец планируемого года и источники покрытия
расходов на ее возможное против увеличения уровня предыдущего
года.
4.12. Другие справочные материалы по конкретным вопросам при
необходимости представляются администрацией области по запросу
комитета по бюджетно - финансовой политике, экономическому
развитию и использованию собственности области и контрольно -
бюджетного отдела областной Думы.
4.13. Председатель областной Думы, получив проекты
консолидированного и областного бюджетов со всеми дополнительными
материалами, издает распоряжение, в котором указывается дата
проведения заседания областной Думы и устанавливаются сроки
заседаний комитетов по обсуждению проектов бюджетов.
4.14. Комитеты областной Думы рассматривают проекты
консолидированного и областного бюджетов, проекты бюджетной
обеспеченности населения и разграничения доходов по уровням
бюджетов и направляют свои заключения комитету по
бюджетно - финансовой политике, экономическому развитию и
использованию собственности области.
Комитеты проводят свои заседания с участием должностных лиц
областной администрации и финансового управления администрации
области, при этом им предоставляется необходимая дополнительная
информация по вопросам, входящим в компетенцию комитетов.
Рекомендации комитетов, предусматривающие новые статьи
расходов, должны содержать предложения по источникам покрытия
вновь образовавшихся расходов за счет изыскания новых доходных
источников или перераспределения расходов.
4.15. Комитет по бюджетно - финансовой политике,
экономическому развитию и использованию собственности области с
участием председателей комитетов областной Думы, представителей
администрации области рассматривает возникшие разногласия по
проектам бюджета и бюджетным нормативам, заключения комитетов
областной Думы, учитывает предложения администрации о
дополнительных изменениях.
При необходимости материалы рассмотрения проектов бюджета и
предложения комитетов Думы передаются Главе администрации области.
4.16. Уточненный проект решения областной Думы по бюджету на
предстоящий период вместе с другими материалами и с заключением
областной администрации по замечаниям комитетов, не внесенным в
уточненный проект решения, представляется в областную Думу не
позднее, чем за 10 дней до начала заседания.
4.17. Областная Дума рассматривает проекты областного
бюджета, нормативов разграничения доходов по уровням бюджетов,
размеров дотаций, субсидий и субвенций районам и городам по
докладу Главы администрации области и содокладу председателя
комитета областной Думы по бюджетно - финансовой политике,
экономическому развитию и использованию собственности области не
позднее, чем через полтора месяца после получения проектов
консолидированного бюджета области и областного бюджета.
4.18. В соответствии с Регламентом, областная Дума утверждает
областной бюджет по доходам и расходам в целом с выделением:
- бюджета текущих расходов и бюджета развития;
- суммы оборотной кассовой наличности на конец планируемого
года и источники его возможного увеличения.
4.19. Бюджетное послание Главы администрации области и решение
областной Думы о бюджете публикуется в средствах массовой
информации и доводится до сведения населения.
Статья 5. Исполнение бюджета
5.1. Глава администрации области осуществляет функции главного
распорядителя кредитов при исполнении областного бюджета.
5.2. Администрация Саратовской области осуществляет
поквартальное распределение доходов и расходов областного бюджета,
а также распределение по распорядителям кредитов и статьям
экономической бюджетной классификации, в том числе для бюджетных
организаций и учреждений: на заработную плату, текущее содержание,
капитальные вложения и капитальный ремонт и доводит эти сведения
до областной Думы.
5.3. В ходе исполнения бюджета администрация области вправе
принимать решения о внесении изменений по статьям расходов
бюджетной классификации в пределах утвержденных ассигнований и
установленных норм по каждому направлению расходования средств.
5.4. В целях защиты бюджетных учреждений и организаций от
инфляции Глава администрации области имеет право ежеквартально
своим постановлением осуществлять индексацию расходной части
бюджета за счет доходов, если оно не ведет к увеличению
установленного предельного уровня дефицита областного бюджета.
5.5. Доходы текущего бюджетного года, неучтенные при
утверждении областного бюджета, а также поступившие сверх
утвержденных сумм, суммы превышения доходов над расходами,
образовавшиеся на начало текущего года в результате перевыполнения
доходной части бюджета и экономики в расходах за предыдущий год,
используется областной администрацией в соответствии с решениями
областной Думы при условии обеспечения финансирования плановых
расходов.
5.6. Решения о распределении между районными и городскими
бюджетами области средств, поступивших в процессе исполнения
областного бюджета из федерального бюджета для выполнения
администрацией области общегосударственных программ, а также для
покрытия дополнительных расходов, вызванных изменениями в
законодательстве, принимаются Главой администрации области.
5.7. Потери доходов и дополнительные расходы районным и
городским бюджетам из областного бюджета не компенсируются, за
исключением случаев, связанных с изменением действующего
законодательства.
Администрация области вправе осуществлять надзор за ходом
исполнения бюджетов администрациями городов и районов, исходя из
требований соблюдения законодательства, постановлений
Правительства, принятых в пределах их компетенции. В случае если
субвенции не израсходованы в установленный срок или расходуются не
по целевому назначению, субсидирование прекращается, а выделенные
средства подлежат возврату в областной бюджет.
5.8. При наличии дефицита бюджета первоочередному
финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих
расходов. Если в процессе исполнения бюджета происходит повышение
предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений
доходных источников бюджета, областная Дума по предоставлению
Главы администрации принимает решение о пропорциональном
сокращении расходов ежемесячно в течение оставшегося времени
текущего финансового года по статьям бюджета с учетом ранее
определенных приоритетов в расходовании средств (вводит механизм
секвестра расходов). Секвестру не подлежат защищенные статьи.
Статья 6. Контроль за исполнением бюджета и рассмотрение
отчета об исполнении областного бюджета
6.1. Контроль за исполнением бюджета осуществляет комитет
областной Думы по бюджетно - финансовой политике, экономическому
развитию и использованию собственности области.
6.2. Отчет об исполнении бюджета и отчеты об использовании
средств внебюджетных и валютного фондов составляются
администрацией области и органами управления фондами, если таковые
созданы в соответствии с положениями об этих фондах, утвержденными
представительным органом власти области.
6.3. Администрация области представляет в областную Думу
ежемесячную отчетность по бюджету, а областное финансовое
управление сообщает ежедекадные оперативные сведения.
6.4. Отчет об исполнении областного бюджета за истекший год в
объеме и по формам, установленным Министерством финансов
Российской Федерации, с приложением пояснительной записки, а также
отчет об исполнении консолидированного бюджета в разрезе районов и
городов Глава администрации области представляет в областную Думу,
не позднее 1 мая следующего за отчетным годом.
6.5. Не позднее 1 июня областная Дума рассматривает отчет об
исполнении областного бюджета по докладу Главы администрации
области и содокладу председателя комитета областной Думы по
бюджетно - финансовой политике, экономическому развитию и
использованию собственности области и утверждает отчет об
исполнении областного бюджета.
Отчет об исполнении областного бюджета и свод отчетов об
исполнении всех бюджетов, входящих в бюджетную систему области,
публикуется ежеквартально в средствах массовой информации.
Глава администрации
Саратовской области
Ю.В.БЕЛЫХ
г. Саратов
|